Научная статья на тему 'ТРАНСФОРМАЦИЯ СОДЕРЖАНИЯ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРИНЦИПОВ ГРАЖДАНСТВА В ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПАРЛАМЕНТА: ПРЕДЕЛЫ ДОПУСТИМОСТИ И ПРОБЛЕМЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ'

ТРАНСФОРМАЦИЯ СОДЕРЖАНИЯ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРИНЦИПОВ ГРАЖДАНСТВА В ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПАРЛАМЕНТА: ПРЕДЕЛЫ ДОПУСТИМОСТИ И ПРОБЛЕМЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
186
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАЖДАНСТВО / КОНСТИТУЦИОННЫЕ ПРИНЦИПЫ ГРАЖДАНСТВА / НАТУРАЛИЗАЦИЯ / КОНСТИТУЦИОННАЯ РЕФОРМА / КОНСТИТУЦИОННАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Дрогавцева Екатерина Александровна

В статье осуществлен анализ изменений в содержании конституционных принципов гражданства Российской Федерации. Особое внимание уделяется рассмотрению принципов равного гражданства, признания допустимости двойного гражданства, а также неотчуждаемости гражданства. Автором на основании результатов исследования научной литературы, последних изменений законодательства о российском гражданстве, проекта федерального закона от 29 декабря 2021 г. N 49269-8 «О гражданстве Российской Федерации», правовых актов зарубежных стран, статистических данных судебной практики формулируются выводы о динамичности развития концептуальных основ института гражданства, а также предложены возможные пути совершенствования в сфере нормативно-правового регулирования российского гражданства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRANSFORMATION OF THE CONTENT OF THE CONSTITUTIONAL PRINCIPLES OF CITIZENSHIP IN THE LEGISLATIVE ACTIVITY OF THE PARLIAMENT: LIMITS OF ADMISSIBILITY AND PROBLEMS OF IMPROVEMENT

The article is devoted to the analysis of the changes in the content of the constitutional principles of citizenship of the Russian Federation. Particular attention is paid to the consideration of the issues concerning the principles of equal citizenship, the recognition of dual citizenship, as well as the inalienable citizenship. Having analyzed the results of the study of scientific literature, recent legislative changes concerning the Russian citizenship, draft federal law No. 49269-8 “On Citizenship of the Russian Federation” dated December 29, 2021, legal acts of foreign countries, as well as statistical data and detailed examination of judicial practice, the author formulates the conclusions about the dynamic nature of the development of the conceptual foundations of the institution of citizenship. Possible ways and areas of improvement in the sphere of legal regulation of the Russian citizenship are also proposed.

Текст научной работы на тему «ТРАНСФОРМАЦИЯ СОДЕРЖАНИЯ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРИНЦИПОВ ГРАЖДАНСТВА В ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПАРЛАМЕНТА: ПРЕДЕЛЫ ДОПУСТИМОСТИ И ПРОБЛЕМЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ»

Раздел 2. Юридическая конституциология

Научная специальность: 12.00.02 (5.1.2)

Трансформация содержания конституционных принципов гражданства в законодательной деятельности парламента: пределы допустимости и проблемы совершенствования

Екатерина Александровна Дрогавцева,

Санкт-Петербургский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации, Санкт-Петербург, Россия, ekaterina-rhcp@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-1839-2300

Аннотация. В статье осуществлен анализ изменений в содержании конституционных принципов гражданства Российской Федерации. Особое внимание уделяется рассмотрению принципов равного гражданства, признания допустимости двойного гражданства, а также неотчуждаемости гражданства. Автором на основании результатов исследования научной литературы, последних изменений законодательства о российском гражданстве, проекта федерального закона от 29 декабря 2021 г. N 49269-8 «О гражданстве Российской Федерации», правовых актов зарубежных стран, статистических данных судебной практики формулируются выводы о динамичности развития концептуальных основ института гражданства, а также предложены возможные пути совершенствования в сфере нормативно-правового регулирования российского гражданства.

Ключевые слова: гражданство, конституционные принципы гражданства, натурализация, конституционная реформа, конституционная ответственность

Для цитирования: Дрогавцева Е.А. Трансформация содержания конституционных принципов гражданства в законодательной деятельности парламента: пределы допустимости и проблемы совершенствования // Юридическая наука и правоохранительная практика. 2022. N 3 (61). С. 15-22.

Transformation of the content of the constitutional principles of citizenship in the legislative activity of the Parliament: limits of admissibility and problems of improvement

Ekaterina A. Drogavtseva,

St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, St. Petersburg, Russia, ekaterina-rhcp@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-1839-2300

Abstract. The article is devoted to the analysis of the changes in the content of the constitutional principles of citizenship of the Russian Federation. Particular attention is paid to the consideration of the issues concerning the principles of equal citizenship, the recognition of dual citizenship, as well as the inalienable citizenship. Having analyzed the results of the study of scientific literature, recent legislative changes concerning the Russian citizenship, draft federal law No. 49269-8 "On Citizenship of the Russian Federation" dated December 29, 2021, legal acts of foreign countries, as well as statistical data and detailed examination of judicial practice, the author formulates the conclusions about the dynamic nature of the development of the conceptual foundations of the institution of citizenship. Possible ways and areas of improvement in the sphere of legal regulation of the Russian citizenship are also proposed.

Keywords: citizenship, constitutional principles of citizenship, naturalization, constitutional reform, constitutional responsibility

For citation: Drogavtseva E.A. Transformation of the content of the constitutional principles of citizenship in the legislative activity of the Parliament: limits of admissibility and problems of improvement // Legal Science and Law Enforcement Practice. 2022. No. 3 (61). P. 15-22.

© Дрогавцева Е.А., 2022

Введение. Значение принципов института гражданства предопределено тем, что они по своей природе универсальны и императивны, следовательно, все законодательные акты должны им соответствовать [1, с. 109]. В свою очередь, принципы не следует отождествлять с нормами, так как отдельные правовые идеи не сформулированы в виде конкретных требований и не находят формально определенного отражения в текущем законодательстве [2, с. 136].

Принципы, несмотря на то, что являются первоосновой, обобщающей и распространяющей свое действие на все явления той области, из которой они выделены [3, с. 137], не могут быть неизменными. Применение и реализация каждого из них зависит от исторического этапа развития государства, а также от выбранной модели политического регулирования правовых вопросов в той или иной сфере или области правоотношений. В связи с этим задачей исследования является анализ тех принципов российского гражданства, содержание которых претерпело преобразование ввиду законодательных изменений объективного характера.

Основная часть. Прежде чем перейти к рассмотрению непосредственного предмета исследования, представляется целесообразным обратиться к точке зрения Л.Д. Воеводина, который при характеристике природы формирования принципов права разделил их на субъективные (в том случае, если правило объявлено принципом конкретным автором и сформулировано им на основании законодательства) и объективные (в том случае, если правило имеет общественное значение и одновременно имеет законодательное закрепление) [4, с. 59].

Указанное закономерное разграничение объясняет многообразие научных точек зрения относительно выделения тех или иных принципов гражданства, а также интерпретации их классификаций [5, с. 51]. Например, Я.Л. Ванюшин предлагает выделить три группы объективных принципов и правил, относящихся к сфере регулирования вопросов гражданства: 1) по поводу гражданства; 2) непосредственно связанные с содержанием гражданства; 3) связанные с решением вопросов гражданства Российской Федерации [6].

Но прежде всего принципы объективного характера зафиксированы в Конституции Российской Федерации. В статье 6 сформулированы основополагающие принципы, которыми руководствуется Российская Федерация при регулировании вопросов гражданства. Вместе с тем нельзя не согласиться с точкой зрения, согласно которой формирование принципов гражданства в России не завершено и этот процесс обусловлен множеством факторов [7, с. 25].

В связи с изменением социальных и государственных потребностей одной из задач федерального законодательства является развитие конституционных принципов [8, с. 5], которые в сфере обеспечения реализации законодательства о гражданстве выступают в качестве гарантий и нашли отражение в ст. 4 Федерального закона от 31 мая 2002 г. N 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации»*. Из текста указанной нормы права следует, что институциональную сущность российского гражданства отражают определенные правила, идеи и определяющие начала, неоднократно обобщенные и логически интерпретированные в рамках исследований для четкого и однозначного понимания.

К ним относятся следующие наиболее распространенные дефиниции: принципы единого и равного гражданства; его устойчивости; неотчуждаемости; недопустимости выдачи гражданина Российской Федерации другому государству; поощрения приобретения гражданства проживающими на территории Российской Федерации апатридами; признания допустимости двойного гражданства; покровительства и защиты российских граждан за пределами государства гражданской принадлежности; признания наличия гражданства в соответствии с действующими на день наступления обстоятельств актами**.

Помимо этого, отраслевое законодательство, основываясь на положениях Конституции Российской Федерации, должно

* О гражданстве Российской Федерации: федер. закон от 31 мая 2002 г. N 62-ФЗ: ред. от 30 дек. 2020 г. // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2002. N 22. Ст. 2031; 2021. N 1 (ч. I). Ст. 56.

** О гражданстве Российской Федерации: федер. закон от 31 мая 2002 г. N 62-ФЗ.

углублять и конкретизировать его цели, для осуществления которых Конституция предоставила и гарантировала какое-либо право, группу прав или свобод [9, с. 43-44]. Перечисленные принципы (специальные принципы), которые при комплексном рассмотрении образуют систему специальных (юридических) гарантий права человека на гражданство, имеют отношение только к институту гражданства, так как обусловлены его предметом и методами регулирования.

Следует констатировать и то, что конституционные положения, как справедливо отмечает Ю.А. Тихомиров, служат своеобразным «мостом» между национальным и международным правом, открывая путь от второго к первому [10, с. 235]. Основные принципы, используемые в российских нормативных правовых документах, кроме прямого законодательного закрепления права на гражданство, отражают содержание принципов регулирования вопросов гражданства Европейской конвенции о гражданстве 1997 года*, несмотря на то, что данная конвенция до настоящего времени не ратифицирована Российской Федерацией.

Обращаясь к проекту федерального закона N 49269-8 «О гражданстве Российской Федерации», который находится на стадии предварительного рассмотрения в Государственной Думе Российской Федерации, можно отметить, что перечень принципов, закрепленных в ст. 5 проекта, остается неизменным, за исключением того, что действию нормативных правовых актов в области гражданства во времени посвящается отдельная статья**.

Каждый из принципов объективного характера неоднократно был рассмотрен в исследованиях, касающихся регулирования вопросов российского гражданства [11; 12; 13]. По этой причине считаем возможным уделить внимание наиболее актуальным принципам, рассмотрение которых обусловлено изменением правосознания

* Европейская конвенция о гражданстве (заключена в г. Страсбурге 6 нояб. 1997 г.). Доступ из справ.-правовой системы «Гарант».

** О гражданстве Российской Федерации: проект федер. закона от 29 дек. 2021 г. N 49269-8 // Система обеспечения законодательной деятельности: сайт. 11К1_: http://www.

sozd.duma.gov.ru

и текущего законодательства. Принципы гражданства, как отмечалось выше, не являются статичным явлением. В своей динамике они обладают признаками «расширяющегося процесса» [14, с. 38]. Это обусловлено как целевой и институциональной направленностью принципов, гарантирующих возможность реализации права на гражданство при соблюдении определенных требований, так и многообразием процессов, происходящих в государстве на каждом из этапов его исторического развития [15, с. 169].

Обратимся к анализу содержания принципа равного гражданства. Применительно к данному исследованию важным представляется следующий аспект этого емкого основного начала института российского гражданства. В Российской Федерации изначально в соответствии с буквальным смыслом, заложенным в законодательстве, разграничения между натурализованными гражданами и гражданами, приобретшими гражданство в результате филиации, отсутствовали.

Следует отметить то, что принцип равного гражданства реализован и применяется не во всех государствах. Примером может послужить законодательство о гражданстве Эстонии, в котором нормы о лишении гражданства распространяются только на натурализованных граждан (ст. 28 Закона Эстонской Республики от 19 января 1995 г. «О гражданстве»***). Разграничения между объемом прав и свобод натурализованных граждан и граждан по рождению также существуют в странах Юго-Восточной Азии: Королевстве Таиланд, Социалистической Республике Вьетнам и других.

Вместе с тем поправки к Конституции Российской Федерации 2020 года служат еще одним подтверждением вывода автора о том, что принципы не являются константой в регулировании общественных отношений, в том числе регулировании вопросов российского гражданства. Одним из результатов конституционной реформы являются изменения, затронувшие фундаментальные принципы гражданства.

*** О гражданстве: закон Эстонской Республики от 19 янв. 1995 г. // Конституция (Основной закон) Эстонской Республики: Закон о гражданстве. Таллинн: !Ь, 1998. С. 83.

В части 2 ст. 81 Конституции Российской Федерации определены основные требования, предъявляемые к кандидатуре Президента Российской Федерации. Нововведением, имеющим прямое отношение к рассматриваемой проблематике, является запрет на замещение должности Президента Российской Федерации лицом, ранее имевшим гражданство иностранного государства.

Однако данное изменение вполне целесообразно, обосновано с точки зрения обеспечения незыблемости государственного суверенитета России и одновременно не является нарушением основополагающего принципа российского гражданства. При этом для достижения полноценного логического изложения норм законодательства о гражданстве Российской Федерации, исключающего коллизии и противоречивое толкование, предлагаем следующую редакцию ч. 2 ст. 4 действующего Федерального закона от 31 мая 2002 г. N 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» (ч. 1 ст. 5 законопроекта N 49269-8): «Гражданство Российской Федерации является единым и равным независимо от оснований его приобретения. В целях обеспечения безопасности государственных интересов Российской Федерации ограничения действия принципа равного гражданства распространяются только в отношении лиц, претендующих на замещение должности Президента Российской Федерации».

В рамках предложенного подхода представляется интересным рассмотреть последние изменения, которые коснулись оснований отклонения заявлений о приеме в российское гражданство. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 11 июля 2022 г. N 440 основанием для отклонения заявлений о приеме в гражданство России граждан Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, граждан Украины и апатридов, постоянно проживающих на соответствующей территории, которые состоят «на военной службе, на службе в органах безопасности либо правоохранительных органах Донецкой Народной Республики или Луганской Народной Республики, не может являться пребывание

таких лиц на военной службе»*. Принимая во внимание сложившуюся ситуацию, такая «исключительная мера» представляется обоснованной, однако требует детализации. Принцип равного гражданства, применяемый в отношении лиц, проходящих процедуру натурализации, подразумевает, прежде всего, одинаковые пределы ограничений, которые эквивалентны основаниям отклонения (отмены) ходатайств о приобретении гражданства. В связи с изложенным, а также в целях обеспечения государственной безопасности и гаранти-рованности достижения целей института Присяги гражданина Российской Федерации представляется возможным видоизменить рассматриваемую норму путем внесения следующего дополнения: «при условии увольнения с военной службы иностранного государства после принятия положительного решения до принесения Присяги гражданина Российской Федерации в срок, не превышающий 6 месяцев».

Возвращаясь к тематике равного объема прав граждан Российской Федерации, нельзя не уделить внимание ограничениям, связанным с запретом на замещение определенных должностей государственной службы лицами, обладающими помимо российского гражданства подданством (гражданством) иностранного государства, - должность депутата Государственной Думы (ст. 97 Конституции Российской Федерации), должности сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации (п. 8 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской

* О внесении изменений в Указ Президента Российской Федерации от 24 апреля 2019 г. N 183 «Об определении в гуманитарных целях категорий лиц, имеющих право обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке» и Указ Президента Российской Федерации от 29 апреля 2019 г. N 187 «Об отдельных категориях иностранных граждан и лиц без гражданства, имеющих право обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке»: указ Президента Российской Федерации от 11 июля 2022 г. N 440 // Официальный интернет-портал правовой информации. 11К1_: http://www.pravo.gov.ru

Федерации»*) и другие. Такие требования были введены в российское законодательство задолго до конституционных изменений 2020 года и первоначально могут показаться отступлением от принципа равного гражданства в отношении граждан Российской Федерации, имеющих статус бипатрида. Однако такая позиция представляется поверхностной, так как «равное гражданство» может рассматриваться только в пределах равных критериев для граждан. Фактор наличия иного гражданства выступает в качестве дополнительного условия, поэтому можно сделать вывод о том, что наличие определенных ограничений для бипатридов как одна из гарантий государственной безопасности не является нарушением конституционного принципа равного гражданства.

В рамках рассмотрения принципа равного гражданства считаем целесообразным проанализировать отдельные аспекты принципа допустимости двойного гражданства, которые нашли свое частичное отражение в нормах отраслевого законодательства. Учитывая изменение курса национальной политики Российской Федерации относительно вопросов двойного гражданства, нельзя не обратиться к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях и Уголовному кодексу Российской Федерации, предусматривающим административную ответственность за нарушение установленного порядка подачи уведомления о наличии у гражданина Российской Федерации гражданства (подданства) иностранного государства либо вида на жительство или иного действительного документа, подтверждающего право на его постоянное проживание в иностранном государстве, и уголовную ответственность за неисполнение такого рода обязанности. Статья 19.8.3 КоАП РФ и ст. 330.2 УК РФ были введены в 2014 году**.

* О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: федер. закон от 30 дек. 2011 г. N 342-ФЗ: ред. от 30 апр. 2021 г. // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2011. N 49 (ч. 1). Ст. 7020; 2021. N 18. Ст. 3060.

** О внесении изменений в статьи 6 и 30

Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации: федер. закон от 4 июня 2014 г. N 142-ФЗ: ред. от 3 июля 2016 г. // Рос газ. 2014. 6 июня; 2016. 12 июля.

Очевидно то, что главным отличием преступления от административного правонарушения является степень общественной опасности. При обращении к ст. 330.2 УК РФ возникает вопрос о степени общественной опасности и о соотношении совершенного правонарушения, квалифицируемого в законодательстве в качестве общественно опасного деяния, запрещенного уголовным законом, и санкцией в виде штрафа до 200 тысяч рублей, заработной платы или иного дохода за период до одного года либо обязательными работами на срок до четырехсот часов. Кроме того, согласно статистике Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации по ст. 330.2 УК РФ было осуждено: в 2019 году - 11 человек, в 2020 году - 2 человека, в 2021 году - 4 человека***, что свидетельствует об отсутствии востребованности в практике правоприменения уголовного судопроизводства.

Полагаем, что данное преступление подлежит частичной декриминализации. Свою актуальность ст. 330.2 УК РФ может сохранить только для специального субъекта, а именно для должностного лица, одним из требований к занимаемой должности которого является отсутствие гражданства иного государства или действительного документа, подтверждающего право на его постоянное проживание в иностранном государстве. Статью 19.8.3 КоАП РФ предлагаем дополнить частью 2, диспозиция которой будет иметь следующее содержание: «Неисполнение лицом установленной законодательством Российской Федерации обязанности по подаче в соответствующий территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, уведомления о наличии у гражданина Российской Федерации гражданства (подданства) иностранного государства либо вида на жительство или иного действительного документа, подтверждающего право на его постоянное проживание в иностранном государстве, если лицо не является специальным субъ-

*** Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации: официальный сайт. URL: http://www.cdep.ru

ектом, ответственность которого регламентирована Уголовным кодексом Российской Федерации...». В качестве санкции может быть установлен штраф в размере от 20 до 50 тысяч рублей. Таким образом, степень общественной опасности будет соразмерна содеянному.

Следующим принципом, представляющим интерес для исследования, является неотчуждаемость российского гражданства. Основным направлением развития законодательства о российском гражданстве должен стать не только анализ действующих нормативных правовых актов [16, с. 25], но и их доктринальное исследование на стадии обсуждения и рассмотрения законопроектов. В настоящее время поводом для дискуссии выступает содержание института прекращения российского гражданства, положения которого могут претерпеть существенные изменения в содержании законопроекта 2021 года. Так, помимо оформления выхода из гражданства в добровольном порядке в качестве оснований для прекращения гражданства предусмотрено совершение преступления и установление юридического факта предоставления заявителем заведомо ложных сведений или документов, при условии прекращения гражданства с момента принятия решения органом, ведающим делами о гражданстве*. Следовательно, прекращение гражданства в таком аспекте фактически выступает в роли санкции, но пока не закрепленной на уровне уголовного закона ввиду отсутствия в ст. 44 УК РФ в перечне видов наказаний прекращения (лишения) гражданства.

При таком содержании институт прекращения гражданства, несмотря на отсутствие криминализации деяния, приобретает характерные черты института лишения гражданства, что противоречит основному принципу российского гражданства, закрепленному в ч. 3 ст. 6 Конституции Российской Федерации. Полагаем, что отмена решений о приобретении или прекращении российского гражданства в отличие от предлагаемых нововведений не нарушает содержание конституционного прин-

* О гражданстве Российской Федерации: проект федерального закона от 29 дек. 2021 г. N 49269-8.

ципа, констатирующего неотчуждаемость российского гражданства. В связи с этим представляется нецелесообразным упразднение отмены решений и установленного порядка ее осуществления, включающего материальные и процессуальные основы, которые являются неотъемлемыми составляющими современного института гражданства Российской Федерации. Именно недействительность решения со дня его принятия выступает гарантом полноценной реализации принципа, запрещающего лишение гражданства при обеспечении равенства лиц вне зависимости от оснований приобретения устойчивой правовой связи человека и Российского государства.

Заключение. В ходе исследования были рассмотрены наиболее актуальные аспекты содержания специальных принципов российского гражданства, благодаря которым обеспечивается гарантирован-ность реализации конституционного права на гражданство.

При анализе специальных принципов особое внимание было уделено принципам равного гражданства, допустимости двойного гражданства, а также принципу, обеспечивающему реализацию запрета на применение санкции в виде лишения гражданства. Согласно изменениям законодательства, вступившим в законную силу, данные принципы не носят абсолютного характера, а предусматривают ряд ограничений. Подводя итоги, можно сделать следующие обобщения и выводы.

1. Изменения содержания принципа равного гражданства, касающиеся разграничения прав натурализованных граждан и граждан России, приобретших гражданство по иным основаниям, в части требований, предъявляемых к кандидатуре Президента Российской Федерации, не противоречат сущности рассматриваемого принципа. Основой анализируемых поправок послужила необходимость в укреплении государственной безопасности Российской Федерации в сложившейся геополитической ситуации, что полностью отвечает требованиям обоснованности и целесообразности введенных ограничений.

2. В целях гарантированности реализации равного права на гражданство натурализующихся граждан при максимальной обеспеченности государственной безопас-

ности основания для отклонения заявлений о приеме в российское гражданство должны быть максимально унифицированы для всех категорий иностранных граждан (лиц без гражданства). В связи с этим необходим детальный анализ нормативных правовых актов и правоприменительной практики для дальнейшего совершенствования законодательства.

3. Ввиду актуализации проблематики статуса бипатрида в Российской Федерации, с учетом упразднения такого требования для натурализации в России, как необходимость оформления выхода из гражданства государства исхода, требуется пересмотр уголовного и административного законодательства в части, касающейся соразмерности степени общественной опасности деяния и видов юридической ответственности, установленных санкцией. Помимо этого, представляется возможным для рассматриваемого состава правонарушения ввести специальный субъект.

4. Отдельные положения проекта федерального закона от 29 декабря 2021 г. N 49269-8 «О гражданстве Российской Федерации», касающиеся регулирования прекращения российского гражданства, могут приобрести коллизионный смысл по отношению к конституционным положениям, в связи с чем упразднение института отмены гражданства, с учетом наличия достаточного уровня правоприменительной и судебной практики, недостаточно обосновано и рационально.

5. Несмотря на трансформацию содержания отдельных основополагающих принципов российского гражданства, следует акцентировать внимание на их демократичном характере. В данном контексте возможно руководствоваться субъективным принципом, выделенным в своем диссертационном исследовании Н.М. Смородиным, - принципом «накопления в гражданстве Российской Федерации» [17, с. 123-125]. Указанная концептуальная основа объединяет принципы допущения двойного граждан-

ства и запрета на лишение гражданства со стороны государства в качестве санкции. Помимо этого, «принцип накопления» находит свое выражение в минимизации количества ограничительных цензов при приобретении российского гражданства; тенденции к приоритету создания условий для приобретения российского гражданства вместо установления строгих содержательных требований; упразднении необходимости оформления отказа от гражданства иностранного государства при натурализации*.

6. В настоящее время возрастает актуальность повышения уровня правосознания населения России. Конституционные принципы российского гражданства в контексте либерализации процедуры натурализации приобретают первостепенное значение с учетом их трансформирующегося содержания. В связи с этим считаем необходимым включить в бланк заявления о приобретении гражданства Российской Федерации (приложение N 1 к Положению о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденному Указом Президента Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. N 1325**) помимо положений об ответственности иностранного гражданина (лица без гражданства) основные принципы гражданства Российской Федерации, акцентирующие внимание на фундаментальном правовом и нравственном значении данного института.

* О внесении изменений в Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации» в части упрощения процедуры приема в гражданство Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства: федер. закон от 24 апр. 2020 г. N 134-ФЗ // Рос. газ. 2020. 28 апр.

** О внесении изменений в Положение о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. N 1325: указ Президента Российской Федерации от 2 окт. 2018 г. N 562 // Там же. 2018. 5 окт.

Список источников

1. Грефрат Б.О. О месте принципов в системе современного международного права // Правоведение. 1969. N 2. С. 109-115.

2. Демидов И.Ф. Принципы советского уголовного процесса. Курс советского уголовного процесса. Общая часть. Москва: Юрид. лит., 1989. 640 с.

3. Реализация и ценность права в регулировании общественных отношений в зарубежных странах: опыт Нового и Новейшего времени / под общ. науч. ред. Н.А. Фроловой. Москва: Эспрессо паблишинг, 2020. 138 с.

4. Воеводин Л.Д. Юридический статус личности в России. Москва: Изд-во МГУ, ИНФРА-М - НОРМА, 1997. 298 с.

5. Дрогавцева Е.А. Принципы гражданства в юридической науке: проблемы использования фундаментальных категорий // Конституционализм и правоохранительная деятельность: материалы всерос. науч.-практ. конф., Санкт-Петербург, 5 июня 2020 г. / сост. С.Ю. Андрейцо. Санкт-Петербург: С.-Петерб. ун-т МВД России, 2020. С. 50-54.

6. Комментарий к Федеральному закону от 31 мая 2002 года N 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» [постатейный] / Я.Л. Ванюшин. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

7. Ковтун О.А., Терещенко Н.Д. Конституция Российской Федерации 1993 г. и принципы гражданства // Очерки новейшей камералистики. 2019. N 4. С. 22-25.

8. Черячукина Е.А. Права национальных меньшинств (конституционно-правовое закрепление и проблемы реализации): автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Москва, 2006. 29 с.

9. Юридические гарантии конституционных прав и свобод личности в социалистическом обществе / Л.Д. Воеводин, Е.Н. Гендзехадзе, А.Д. Зайкин [и др.]; под ред. Л.Д. Воеводина. Москва: Изд-во Моск. ун-та, 1987. 343 с.

10. Тихомиров Ю.А. Курс сравнительного правоведения. Москва: Норма, ИНФРА-М, 1996. 432 с.

11. Авакьян С.А. Гражданство Российской Федерации. Москва: Рос. юрид. изд. дом, 1994. 126 с.

12. Кутафин О.Е. Российское гражданство. Москва: Юрист, 2003. 587 с.

13. Виноградов О.В. К вопросу о понятии и принципах гражданства Российской Федерации // Вестник Санкт-Петербургской юридической академии. 2012. N 2 (15). С. 13-19.

14. Степанов Ю.С. Константы: словарь русской культуры. Москва: Акад. проект, 2004. 991 с.

15. Мордовец А.С. Социально-юридический механизм обеспечения прав человека и гражданина / под ред. Н.И. Матузова. Саратов: СВШ МВД России, 1996. 285 с.

16. Ванюшин Я.Л. Состояние и перспективы законодательства о гражданстве Российской Федерации // О наиболее приоритетных направлениях миграционной политики Российской Федерации: сб. науч. тр. / под общ. ред. К.О. Ромодановского, Е.Ю. Егоровой, В.А. Лянного. Москва: ФМС России, 2014. 273 с.

17. Смородин Н.М. Институт гражданства в российском праве: административно-правовое исследование: дис. ... канд. юрид. наук. Москва, 2005. 217 с.

References

1. Grefrat B.O. On the place of principles in the system of modern international law. Jurisprudence, 1969, no. 2, pp. 109-115. (In Russ.).

2. Demidov I.F. Principles of the Soviet criminal process. The course of the Soviet criminal trial. The general part. Moscow, Yuridicheskaya literatura Publ., 1989. 640 p. (In Russ.).

3. The implementation and value of law in the regulation of public relations in foreign countries: the experience of Modern and Modern times. Moscow, Espresso publishing, 2020. 138 p. (In Russ.).

4. Voevodin L.D. The legal status of an individual in Russia. Moscow, Publishing House of Moscow State University, Publishing Group INFRA-M - NORMA, 1997. 298 p. (In Russ.).

5. Drogavtseva E.A. Principles of citizenship in legal science: problems of using fundamental categories. Constitutionalism and law enforcement. Saint Petersburg, Saint Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, 2020. Pp. 50-54. (In Russ.).

6. Vanyushin Ya.L. Commentary to the Federal Law of May 31, 2002 No. 62-FZ "On Citizenship of the Russian Federation" [item-by-article]. Available at reference and legal system "ConsultantPlus". (In Russ.).

7. Kovtun O.A., Tereshchenko N.D. Constitution of the Russian Federation 1993 and principles of citizenship. Essays of the newest cameralistics, 2019, no. 4, pp. 22-25. (In Russ.).

8. Cheryachukina E.A. The rights of national minorities (constitutional and legal consolidation and problems of implementation). Autoabstract Cand. Diss. Moscow, 2006. 29 p. (In Russ.).

9. Voevodin L.D., Gendzekhadze E.N., Zaykin A.D. [i dr.]. Legal guarantees of constitutional rights and freedoms of the individual in a socialist society. Moscow, Publishing House of Moscow University, 1987. 343 р. (In Russ.).

10. Tikhomirov Yu.A. Course of comparative jurisprudence. Moscow, Norma, INFRA-M Publ., 1996. 432 p. (In Russ.).

11. Avak>yan S.A. Citizenship of the Russian Federation. Moscow, Russian Legal Publishing House, 1994. 126 p. (In Russ.).

12. Kutafin O.E. Russian citizenship. Moscow, Lawyer Publ., 2003. 587 p. (In Russ.).

13. Vinogradov O.V. On the question of the concept and principles of citizenship of the Russian Federationю Bulletin of the St. Petersburg Law Academy, 2012, no. 2 (15), pp. 13-19. (In Russ.).

14. Stepanov Yu.S. Constants: Dictionary of Russian culture. Moscow, Academic Project Publ., 2004. 991 p. (In Russ.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

15. Mordovets A.S. Socio-legal mechanism of ensuring human and citizen rights. Saratov, Saratov Higher School of the Ministry of Internal Affairs of Russia,1996. 285 p. (In Russ.).

16. Vanyushin Ya.L. State and prospects of legislation on citizenship of the Russian Federation. About the most priority directions of the migration policy of the Russian Federation. Moscow, FMS of Russia, 2014. 273 p. (In Russ.).

17. Smorodin N.M. Institute of Citizenship in Russian law: administrative and legal research. Cand. Diss. Moscow, 2005. 217 p. (In Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.