Научная статья на тему 'Современные конституционно-правовые аспекты проблем института гражданства в Российской Федерации'

Современные конституционно-правовые аспекты проблем института гражданства в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
6309
738
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАЖДАНСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / ПРИОБРЕТЕНИЕ ГРАЖДАНСТВА / ЛИШЕНИЕ ГРАЖДАНСТВА / ОТМЕНА РЕШЕНИЯ О ПРИОБРЕТЕНИИ ГРАЖДАНСТВА РФ ДЛЯ ЛИЦ / ОСУЖДЕННЫХ ЗА СОВЕРШЕНИЕ ТЕРРОРИСТИЧЕСКИХ АКТОВ / CITIZENSHIP OF THE RUSSIAN FEDERATION / ACQUISITION OF CITIZENSHIP / DEPRIVATION OF CITIZENSHIP / CANCELLATION OF THE DECISION TO ACQUIRE RUSSIAN CITIZENSHIP FOR PERSONS CONVICTED OF TERRORIST ACTS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Балаян Эллада Ю.

В результате исследования отдельных актуальных проблем гражданства Российской Федерации, автор научной работы делает следующие умозаключения. Прежде всего, он отмечает наличие некоторых проблем и пробелов в вопросах правового регулирования приобретения гражданства Российской Федерации и лишения гражданства Российской Федерации. Внимание заостряется на отсутствии в законодательстве России правовой нормы, закрепляющей величину законного источника средств к существованию. Кроме этого, автор предлагает конкретизировать норму Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации» о возможности для лиц, имеющих особые заслуги перед Российской Федерацией, быть принятым в гражданство Российской Федерации без соблюдения условий, предусмотренных для приобретения гражданства в общем порядке, раскрыв понятие «особые заслуги». Обосновывается вывод о том, что лишение гражданства Российской Федерации лиц, участвующих в совершении террористических актов, на современном этапе развития общества, государства и международного права является неоправданным.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN CONSTITUTIONAL AND LEGAL ASPECTS OF THE ISSUES OF THE INSTITUTION OF CITIZENSHIP IN THE RUSSIAN FEDERATION

As a result of the research of certain topical problems of Russian citizenship, the author makes the following basic conclusions. First of all, it is necessary to point out the existence of some problems and gaps in the legal regulation of the acquisition of citizenship of the Russian Federation and the deprivation of Russian citizenship. In particular, attention is focused on the absence in the Russian legislation of a legal norm that fixes the magnitude of the legitimate source of livelihood. In addition, the author proposes to include in the norm of the Federal Law «On Citizenship of the Russian Federation» a possibility for persons with special merits to the Russian Federation to be accepted into the citizenship of the Russian Federation without observing the conditions stipulated for the acquisition of citizenship in the «general order». In conclusion, the author proves that at the present stage of the development of the society, the state and the international law, it is unjustified to deprive those participating in terrorist acts of Russian citizenship.

Текст научной работы на тему «Современные конституционно-правовые аспекты проблем института гражданства в Российской Федерации»

ЮРИСПРУДЕНЦИЯ JURISPRUDENCE

УДК 342.7

СОВРЕМЕННЫЕ КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМ ИНСТИТУТА ГРАЖДАНСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Эллада Ю. Балаян1 ®

1 Кемеровский государственныйуниверситет, Россия, 650000, г. Кемерово,ул. Красная, б ® [email protected]

Поступила ередакцию 01.06.2017. Принята кпечати 15.09.2017.

Ключевые слова: гражданство Российской Федерации, приобретение гражданства, лишение гражданства, отмена решения о приобретении гражданства РФ для лиц, осужденных за совершение террористических актов.

Аннотация: В результате исследования отдельных актуальных проблем гражданства Российской Федерации, автор научной работы делает следующие умозаключения. Прежде всего, он отмечает наличие некоторых проблем и пробелов в вопросах правового регулирования приобретения гражданства Российской Федерации и лишения гражданства Российской Федерации. Внимание заостряется на отсутствии в законодательстве России правовой нормы, закрепляющей величину законного источника средств к существованию. Кроме этого, автор предлагает конкретизировать норму Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации» о возможности для лиц, имеющих особые заслуги перед Российской Федерацией, быть принятым в гражданство Российской Федерации без соблюдения условий, предусмотренных для приобретения гражданства в общем порядке, раскрыв понятие «особые заслуги». Обосновывается вывод о том, что лишение гражданства Российской Федерации лиц, участвующих в совершении террористических актов, на современном этапе развития общества, государства и международного права является неоправданным.

Для цитирования: Балаян Э. Ю. Современные конституционно-правовые аспекты проблем института гражданства в Российской Федерации // Вестник Кемеровского государственного университета. Серия: Гуманитарные и общественные науки. 2017. № 3. С. 65-71. 001:10.21603/2542-1840-2017-3-65-71.

Одна из палат высшего законодательного (представительного) органа российского государства, а точнее Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации 19.05.2017 года рассмотрела соответствующие законопроекты, которые устанавливают отмену решения о приобретении гражданства Российской Федерации для лиц, осужденных за совершение террористических актов. Указанные законопроекты конкретизируют и вносят некоторую ясность в отношении оснований отмены решений о приобретении гражданства России.

Как отмечают авторы законопроектов, под сообщением заведомо ложных сведений в контексте данного вопроса может признаваться нарушение лицом обязанности соблюдать законодательство российского государства; гражданство Российской Федерации приобреталось исключительно для осуществления запрещенной законодательством РФ деятельности, направленной против конституционного строя российского государства или осуществления и покушения на совершение преступной деятельности, связанной с экстремизмом или терроризмом.

Следует отметить, что институт гражданства (подданства) исследуется весьма глубоко и с разных точек зрения. В большинстве случаев оно определяется в первую очередь как устойчивая правовая связь лица с государством и рассматривается в качестве правового отношения, возникающего, изменяющегося или прекращающегося в соответствии с конкретными юридическими фактами [1, с. 39].

Перечень юридических фактов, как правило, устанавливается законодательством соответствующего государ-

ства. К таковым можно отнести рождение лица на территории конкретного государства; приобретение гражданства в общем порядке, приобретение гражданства в упрощенном порядке, т. е. без соблюдения некоторых условий, предусмотренных для приобретения гражданства в общем порядке; его восстановление; приобретение второго или последующего гражданства, отмена решения о признании гражданства; отмена решения о приобретении гражданства; утрата гражданства и т. д.

Во вторую очередь под гражданством понимается определённо-конкретный правовой статус лица в данном государстве. Указанный статус (положение) подразумевает юридическое признание принадлежности лица к государству на территории данного государства и за его пределами и наличие у него полной совокупности прав, свобод и обязанностей, предусмотренных нормативно-правовыми актами данного государства [2, с. 105-106].

Статья 6 Основного закона Российской Федерации закрепляет конституционно-правовые основы института гражданства в нашем государстве и гласит, что гражданство Российской Федерации приобретается и прекращается в соответствии с федеральным законом, является единым и равным независимо от оснований приобретения [3].

Необходимо отметить, что не все современные демократические страны применяют либеральный подход к указанным в статье 6 Конституции России принципам. Это касается принципов единства и равенства гражданства. В некоторых странах, лицо наделяется политически-

ми правами спустя определенный период времени после приобретения гражданства данного государства.

Статья 6 Конституции России закрепляет важнейшую гарантию для своих граждан, предусмотрев запрет на лишение своего гражданства для гражданина РФ. Текст изложен следующим образом: «Каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего гражданства или права изменить его» [3].

По сути, такие формулировки содержатся и в основных законах других государств. В частности Конституция Республики Армении гласит: «Граждане, независимо от национальности, расы, пола, языка, вероисповедания, политических и других взглядов, социального происхождения, имущественного или иного положения имеют все предусмотренные Конституцией и законами права, свободы и обязанности» (статья 15 Конституции Армении).

Нормы конституционного права с институтом гражданства связывают целый перечень важнейших правовых последствий. Основным последствием является то, что человек, у которого есть правовой статус гражданина конкретного государства, может стать субъектом государственно-правовых отношений и свободно выезжать за пределы свой страны и беспрепятственно возвращаться на родину, независимо от места и времени нахождения пользоваться защитой и покровительством государства своей принадлежности.

При этом ключевым является тот факт, что наличие гражданства, кроме прав, предполагает существование целого комплекса взаимных обязательств, а также ответственности между гражданином и государством.

Какое нормативное определение гражданства содержится в законодательстве России? Статья 3 Федерального закона Российской Федерации от 31.05.2002 года № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» под гражданством Российской Федерации понимает устойчивую правовую связь лица с Российской Федерацией, которая выражается в совокупности их взаимных прав и обязанностей [4].

Как правило, основные принципы гражданства устанавливаются в конституциях государств, а более подробно регулируются законами. В Конституции РФ нормы о гражданстве закреплены в статье 6. Если говорить о Конституциях некоторых зарубежных стран, то например в Конституции США, как и в Конституции РФ, закреплены основные правила, а более подробно данный институт регламентируется законом. В свою очередь, в Конституции Италии не содержится норм о гражданстве, а регулируется этот вопрос законом. Конституция Кубы, напротив, имеет целую главу, которая посвящена институту гражданства.

Субъективное и неотъемлемое право лица на гражданство в перечне его основных прав и свобод занимает одно из ведущих мест и является базисом правового статуса личности, как на территории своей страны, так и за ее пределами [5, с. 16]. Только лицо, имеющее гражданство конкретной страны, обладает в полном объеме теми правами и свободами, которые предусмотрены законодательством данного государства. Бесспорно, нельзя забывать при этом, что в указанном случае объем обязанностей отличается от перечня

обязанностей, предусмотренных для иностранных граждан и лиц, не имеющих гражданства данного государства.

В статье 11 Федерального закона «О гражданстве РФ» перечислены основания приобретения гражданства России. К таковым относятся основания приобретения гражданства Российской Федерации по рождению; в результате приема в гражданство Российской Федерации; в результате восстановления в гражданстве Российской Федерации; по иным основаниям, предусмотренным Федеральным законом «О гражданстве РФ» или международным договором Российской Федерации [4].

В науке конституционного права самой распространенной формой приобретения гражданства называется приобретение гражданства по рождению [6, с. 33]. Данная форма основана на двух принципах:

а) «право крови» (данный принцип предполагает приобретение ребенком гражданства родителей без учета места его рождения);

б) «право почвы». В соответствии с указанным принципом решающим моментом является место (территория) рождения лица, т. е. человек имеет право приобретения гражданства государства, на территории которого он родился.

В большинстве стран законодательно предусмотрены оба принципа приобретения гражданства государства.

Конституция Мексики устанавливает оба принципа в качестве равнозначных. Некоторые конституции также устанавливают оба принципа, но одному из них отдают предпочтение. Скажем, Конституция Боливии устанавливает приоритет принципа почвы, в США также приоритет отдается принципу почвы.

Иностранные граждане и лица без гражданства имеют право приобретения гражданства РФ и по другим основаниям. В пункте «б» статьи 11 ФЗ «О гражданстве РФ» предусмотрено основание приобретения гражданства России в общем порядке. По данному основанию гражданство приобретается посредством подачи заявления о приеме в гражданство РФ.

Как показывает практика, иностранный гражданин может получить гражданство другого государства после определенного срока проживания на его территории.

В соответствии с российским законодательством этот срок приравнивается к пяти годам после получения вида на жительства, если гражданство приобретается в общем порядке, и трем годам, если используется упрощенный порядок.

Следует подчеркнуть, что разные государства в указанном вопросе применяют достаточно разные подходы. В США продолжительность постоянного проживания составляет пять лет, в Алжире - больше (семь лет), в Венгрии - меньше, чем в России (3 года).

Однако помимо определенного срока каждое государство устанавливает свои цензы, которые лицом должны быть соблюдены и выполнены.

Статья 13 ФЗ «О гражданстве РФ» предусматривает обязанность иностранного гражданина и лица без гражданства, обратившегося с заявлением о приеме в гражданство РФ иметь законный источник средств к существованию (пункт «в» ч. 1 статьи 13). Кроме этого, данный иностранный гражданин или лицо без гражданства должны владеть русским языком (пункт «д» ч. 1 статьи 13).

Отметим, что аналогичные нормы содержатся в нормативных правовых актах многих стран. В США установле-

на обязанность знания английского языка, истории и др. В некоторых арабских странах (в частности ОАЭ) гражданство имеют право получить только мусульмане.

Вместе с этим гражданство можно приобрести и по такому основанию, как восстановление в гражданстве. Такое основание предусмотрено и Федеральным законом «О гражданстве РФ». К категории лиц, которые получают право приобретения гражданства России по этому основанию, относятся те, которые ранее имели гражданство РФ. Для этих лиц срок проживания в России сокращается до трех лет.

При этом стоит подчеркнуть, что приобретение гражданства некоторыми категориями лиц зависит от наличия гражданства данного государства у других лиц (родителей, законных представителей, детей и т. д.). Гражданство отдельных возрастных групп несовершеннолетних лиц может находиться в зависимости от факта наличия гражданства того или иного государства их родителей и может измениться автоматически. Но из этого правила есть исключения, которые закреплены в законодательстве многих стран. Например в Болгарии при достижении ребенком четырнадцатилетнего возраста гражданство будет изменяться не автоматически, а с письменного согласия детей. Аналогичный подход предусмотрен и Федеральным законом «О гражданстве РФ»: требуется согласие ребенка в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет, как для приобретения и признания гражданства РФ, так и для его прекращения.

В соответствии с Конвенцией 1957 года «О гражданстве замужней женщины» вступление в брак, усыновление, гражданство супруга не влечет автоматического предоставления того или иного гражданства [3]. Можно назвать основания приобретения гражданства, которые являются наименее популярными. Их можно отнести к иным основаниям.

К иным основаниям могут быть отнесены следующие институты:

Оптация - переход территории от одного государства к другому и возможность выбора гражданства в связи с этим переходом. Как правило, при использовании оптации как основания приобретения гражданства, применяется упрощенный порядок приема в гражданство.

Трансферт - гражданство следует за территорией (без права выбора), то есть если территория одного государства переходит к другому, то возможен автоматический переход и гражданства.

Обобщая сказанное, отметим, что законодательство разных государств закрепляет несколько способов и оснований приобретения гражданства и в большинстве стран эти способы схожи, но со своими определенными особенностями.

При приобретении гражданства Российской Федерации одной из актуальных проблем можно назвать требование, которое предусмотрено Федеральным законом РФ «О гражданстве РФ». Здесь речь идет о пункте «в» части 1 статьи 13 указанного закона. Данное требование предъявляется к лицу, которое изъявило желание приобрести гражданство Российской Федерации и оно связано с тем, что указанное лицо должно иметь законный источник средств к существованию. Хотя это положение и закрепляется законодателем, однако оно не раскрывается им, поскольку отсутствует норма о величине (размере) законного источника средств к существованию.

Положение о порядке рассмотрения вопросов гражданства содержит конкретный перечень документов, которые необходимо представить в качестве надлежащих для кон-

статирования наличия у иностранного гражданина или лица без гражданства законного источника средств к существованию, ведь существование может быть разным.

В России компетентные органы принимают в качестве подтверждающих документов большой их перечень: от справки о доходах физического лиц до трудовой книжки или справки о наличии вклада в кредитном учреждении и т. д. [7, с. 117].

Таким образом, мы наблюдаем разнообразие документов, которые могут быть доказательством наличия у лица соответствующих доходов, но для определения размера источника, который должен быть для принятия лица в гражданство, нет способов. В данном случае целесообразно предусмотреть в законодательстве количественный показатель, указать сумму или соотношение с МРОТ или прожиточным минимумом [8, с. 29].

Считаем, что даже при установлении размера источника могут возникнуть проблемы в части признания его законным. Поэтому, наверное, необходимо согласиться со справедливым мнением автора, предлагающего в Федеральным законе «О гражданстве РФ» предусмотреть норму не о законном источнике средств к существованию, а о наличии работы у иностранного гражданина или лица без гражданства в России [9, с. 19].

При таком изложении априори предполагается, что работающий человек имеет достаточно средств к существованию, и источник получения этих средств является законным. Касательно размера источника, скажем, что целесообразно закрепить обязанность иностранного гражданина или лица без гражданства предоставить справку с указанием размера доходов, поэтому, на наш взгляд, этот вариант является верным и его можно применить на практике.

Кроме этого, при приеме в гражданство Российской Федерации может возникнуть проблема, которая касается определения того, что именно необходимо считать высокими достижениями в области науки, техники и культуры, которые в наличие у лица.

Поскольку срок проживания в России сокращается до одного года для той категории лиц, которые имеют высокие достижения и затрагивает как субъективные права иностранного гражданина или лица без гражданства, так и интересы российского государства, особенно в части осуществления антикоррупционной политики и противодействии коррупции в РФ, необходимо более четко и конкретно регулировать этот порядок и содержание понятия «достижений в области науки, техники и культуры».

Следует отметить, что и Федеральный закон РФ «О гражданстве РФ», и Положение о порядке рассмотрения вопросов гражданства РФ содержат пробелы в контексте регулирования указанного вопроса. Лицо имеет право заранее знать, соответствует ли оно тем требованиям, которые наше государство предъявляет к нему в данном случае.

Помимо вышеперечисленных проблем, можно выделить другое аналогичное основание, закрепленное в части 3 статьи 13 Федерального закона РФ «О гражданстве РФ». В данном случае речь идет об упрощенном порядке приобретения гражданства лицом, имеющем особые заслуги перед Российской Федерацией.

Специфика заключается в том, что содержание понятия «особые заслуги» раскрывается Положением о порядке рассмотрения вопросов гражданства РФ. Однако в тексте Положения все сводится также к расплывчатым формулировкам о «выдающихся достижениях» в разных областях жизнедеятельности российского общества и государства, обеспечение и укрепление суверенной государственности нашей страны, о повышении международного имиджа России.

Из этого вытекает, что нормы данного Положения не конкретизируют, что именно необходимо считать и признать «особыми заслугами». Учитывая это, возможно, данный пункт необходимо видоизменить и закрепить подпункты, которые конкретно раскрывали бы какие заслуги можно считать особыми.

Одной из актуальных проблем в институте гражданства может быть наличие у лица двойного или многограждан-ства. Рассмотрим данную проблему подробнее.

В наши дни двойное гражданство нередко встречается во многих государствах. В научной юридической литературе этот термин определяется как особый правовой статус лица, которое одновременно имеет доказательства о наличии двух и более гражданств разных государств [5; 6].

Согласно законодательству Российской Федерации, граждане РФ вправе иметь гражданство другого государства или государств только на основании федерального закона или, если между Россией и другим государством (государствами) подписаны и ратифицированы международные договоры об этом.

В юридической научной литературе есть как сторонники двойного гражданства, так и противники. Сторонники двойного гражданства выделяют следующие положительные черты [10, с. 112]. Лица, которые имеют гражданство другого государства:

- имеют право беспрепятственно передвигаться, свободно въезжать на территорию обеих государств и выезжать из обеих стран, гражданами которых они являются;

- обладают более обширными возможностями в сфере реализации социально-экономических и иных прав и свобод человека.

Кроме указанного, возможность приобретения гражданства другого государства (государств) без отказа от своего гражданства международным сообществом признается основополагающим принципом осуществления, соблюдения и защиты прав и свобод человека.

Противники двойного (много-) гражданства в качестве негативных черт отмечают проблемы, связанные с оплатой налогов, военной службой, сложности при возникновении вооруженных конфликтов между соответствующими странами и другое.

Современные государства к приобретению гражданства другого государства своим гражданином относятся по-разному. Это привело к отсутствию единого подхода к этому институту.

В мире существуют как государства, которые полностью отказываются от предоставления своим гражданам права приобретать гражданство другого государства, если это не приведет к безгражданству лица (к примеру Германия, Швеция, Япония), так и страны, которые признают наличие иного гражданства своего гражданина

(Республика Армения, Канада). Возможен вариант, когда это не запрещается (Италия, США) [7, с. 116].

Стоит подчеркнуть, что Европейская конвенция о гражданстве 1997 г. в статье 7 предусматривает норму о том, что государство имеет право лишить своего гражданина гражданства этого государства, если оно приобретет гражданство другого государства. Так, в Австрии лицо автоматически лишается своего австрийского гражданства, если доказан факт приобретения им гражданства другого государства.

Как уже отмечалось выше, в мире есть государства, где приобретение двойного или (много-) гражданства разрешается, но такие страны, как правило, устанавливают ограничения для того, чтобы граждане не злоупотребляли этим правом.

Законодательство США не запрещает лицу иметь гражданство иного государства, но устанавливает ограничения в сфере избирательного права, в военной службе и др. Законодательство государства «Израиль» также не запрещает лицу иметь гражданство другого государства, но устанавливает некоторые ограничения (например в сфере осуществления государственной службы).

Относительно России ситуация в целом не отличается от той, которая существует в регулировании этих вопросов во многих странах... Законодательство Российской Федерация не запрещает иметь гражданство другого государства, но, как и во многих государствах, устанавливаются ограничения для лиц с двойным (много-) гражданством. Эти ограничения в основном затрагивают такие права человека, как участие в делах управления государством, осуществление государственной или муниципальной службы.

Кроме рассмотренных, в российском государстве существуют другие проблемы, связанные с институтом гражданства России, среди которых можно назвать проблему лишения гражданства.

Норма Федерального закона «О гражданстве РФ» (статья 18) устанавливает всего два основания для прекращения гражданства Российской Федерации. Первое их них закрепляет возможность выхода из гражданства Российской Федерации, а второе - иные основания, предусмотренные законодательством РФ.

В статье 19 Федерального закона «О гражданстве РФ» предусматриваются правила выхода из гражданства России. При выходе из гражданства необходимо соблюдать все требования, как и при приеме в гражданство. Немаловажным является тот факт, что лицо не может прекратить отношения с государством, отказавшись от своих прав и обязанностей по отношению к своему государству, в частности к России [11, с. 45]. То есть, лицо не может выйти из гражданства Российской Федерации, если им не выполнены все обязанности перед своей страной. Помимо этого, лицу может быть отказано в выходе из гражданства государства, если отсутствуют условия предоставления гарантий приобретения им иностранного гражданства.

Вместе с тем гражданину России может быть отказано в выходе из гражданства при несоблюдении этим лицом положений статьи 20 Федерального закона РФ «О гражданстве РФ».

Кроме перечисленных, гражданство лица может быть прекращено и по другим основаниям: утрата гражданства, лишение гражданства и другое [12, с. 143].

Утрата гражданства возможна при совершении лицом противоправных действий.

В юридической научной литературе говорится и об автоматической утрате гражданства [6, с. 40].

Отметим, что основания автоматической утраты гражданства закрепляются в Европейской конвенции о гражданстве 1997 г., которые в основном сводятся или к приобретению лицом второго гражданства, военной службе на территории другого государства или к неправомерным действиям со стороны данного лица.

В контексте автоматического лишения гражданства в США применяется следующий подход. При заявлении гражданином США о верности другому государству или его политико-территориальной части, он автоматически лишается гражданства США.

Лишение гражданства, с нашей точки зрения, высшая мера политического «наказания», которое может быть применено государством в отношении своего гражданина.

В практике многих государств этот вид санкции в основном применяется к той категории лиц, которые приобрели гражданство данного государства в общем порядке.

Отметим, что ключевым аргументом в выборе темы данного научного исследования, стало принятие законопроекта, предусматривающего отмену решения о приобретения гражданства РФ лицами, осужденными за совершение или подготовку террористических актов. В контексте указанного и в связи с принятием законопроекта Государственной Думой Федерального Собрания РФ, более подробно исследуем проблему лишения гражданства.

Следует отметить, что к внесенным в соответствующую палату Федерального Собрания РФ законопроектам пояснительной запиской предусматривается оговорка о том, что лишение гражданства Российской Федерации осужденных за терроризм лиц не допускается, если последние не являются гражданами другого государства или не имеют гарантий его приобретения [11].

С появлением этой новости многие стали обсуждать тему о том, является это правильным или нет, имеет ли смысл применение данной санкции. По нашему мнению, лишение террористов гражданства не имеет смысла, ведь террористам, скорее всего, абсолютно безразлично гражданами какой страны они являются.

В дополнение стоит напомнить, что в Конституции Российской Федерации содержится запрет на лишение гражданства РФ [3].

Обобщая нормы законодательства, можем сделать умозаключение, что лишение террористов гражданства Российской Федерации является неправомерным, поэтому для того чтобы воплотить эту идею в реальность необходимо пересмотреть Конституцию Российской Федерации, для чего необходимо учредить Конституционное Собрание.

В юридической научной литературе остро обсуждается необходимость расширения оснований для отмены решений о приобретении гражданства в ФЗ «О гражданстве РФ», но, на наш взгляд, это также является нецелесообразным.

Учитывая тот факт, что среди террористов есть и могут быть и граждане Российской Федерации, являющиеся таковыми по рождению, следовательно, на таких граждан указанная норма не будет распространена, т. е. у компетентного государственного органа не будет возможности отмены решения о приобретении гражданства России.

По этой понятной причине возникает немало вопросов по поводу данной проблемы. Предполагается, что лишение гражданства РФ террористов очень часто потеряет смысл.

Несмотря на все положительные и отрицательные доводы, высказанные в отношении проблемы лишения гражданства РФ, Государственная Дума Федерального Собрания РФ 19.05.2017 года приняла в первом чтении законопроект об отмене решений о приобретении гражданства РФ для террористов.

Следует подчеркнуть, что авторы законопроекта стараются посредством максимально расширительного толкования норм закона не допустить противоречие между законопроектом и положениями Основного закона РФ. И как отмечается в пояснительной записке: «Вступивший в законную силу приговор суда в связи с совершением преступлений террористической и экстремистской направленности приравнивается к установлению судом факта сообщения заведомо ложных сведений. ... Копии приговора будут направляться в полномочные органы, ведающие делами о гражданстве РФ [13].

Главным становится то, что в рамках законопроекта речь идет не о гражданах всех категорий. Указанные изменения не будут затрагивать интересы лиц, получивших гражданство по рождению, эти граждане в любом случае не могут быть лишены гражданства Российской Федерации.

Вместе с тем интересны решения проблемы лишения гражданства и в других государствах. Отметим, что первыми в 2010 году предложили лишать гражданства пособников террористов в США. Тогда высшие законодатели указанного государства пришли к мнению, что необходимо лишать гражданства тех лиц, которые состояли или оказывали поддержку и помощь разным террористическим организациям.

В декабре 2016 года в Кыргызстане был проведен всенародный референдум по внесению изменений в Конституцию Кыргызской Республики. В числе других изменений было получено согласие народа на закрепление возможности лишения гражданства данного государства.

Подчеркнем, что периодическое совершение террористических актов по всему миру, привело к тому, что все больше и больше государств прибегают к закреплению в соответствующих нормативных правовых актах нормы о лишении гражданства лиц, осужденных за совершение и подготовку террористических актов. К числу таких государств можно отнести Бельгию, Нидерланды, Кыргызскую Республику, Республику Казахстан и др.

Одновременно с этим, по мнению В.В. Лунеева, множественное гражданство в некоторых случаях является причиной разрастания криминала, в том числе организованного, террористического, националистического [6, с. 40]. Как показывает пример террористического акта, который совершен 13 ноября 2015 года в Париже, приобретение лицом гражданства определенной страны (по информации СМИ теракт совершил гражданин Бельгии) не останавливает его от преступлений, а возможно даже облегчает условия для совершения таких деяний [14, с. 16].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таким образом, мы можем заметить, что в целом лишение российского гражданства лиц, причастных к терроризму, предположительно, берет начало с 2010 года. Некоторые страны принимают законы о лишении гражданства террористов, аргументируя это сокращением дан-

ного явления. Но, по нашему мнению, это не очень дей- каждого человека вне зависимости от гражданства, рели-

ственная мера. гиозных, национальных, культурных и иных особенно-

Важным считаем осуществление государствами такой стей, политического режима, мощности экономики,

политики, которая создаст максимально благоприятные и совершенства правовой системы, безопасные условия для обеспечения достойной жизни

Литература

1. Балаян Э. Ю. Защита прав человека и гражданина как обязанность государства: конституционно-правовое исследование: монография. Кемерово: Кемеровский институт (филиал) ГОУ ВПО «РГТЭУ», 2010. 299 с.

2. Права человека / ред. Е. А. Лукашева. 2-е изд. М.: Норма; Инфра-М, 2011. 560 с.

3. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // Собрание законодательства РФ. 04.08.2014. № 31. Ст. 4398.

4.0 гражданстве Российской Федерации. Федеральный закон от 31.05.2002 № 62-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 03.06.2002. №22. Ст. 2031.

5. Давудова Д. К. Актуальные проблемы института гражданства в Российской Федерации // Актуальные вопросы юридических наук: материалы Междунар. заочной науч. конф. (г. Челябинск, ноябрь 2012 г.). Челябинск: Два комсомольца, 2012. С. 16-18.

6.Лунеев В. В. Интернационализация конституционного права в условиях глобализации // Государство и право. 2015. № 11. С. 33-42.

7. Аксенов А. Б. Двойное гражданство и проблемы национальной безопасности: российское законодательство и зарубежная // Вестник экономики, права и социологии. 2014. № 4. С. 115-119.

8. Ванюшин Я. Л. Конституционное право на гражданство и роль органов Федеральной миграционной службы в его реализации: дис. ... канд. юрид. наук. Челябинск, 2006. 207 с.

9. Данилкин В. В. Актуальные проблемы, возникающие в сфере получения российского гражданства // Закон и право. 2009. № 5. С. 19-20.

Ю.Варлен М. В. Гражданство: Россия и СНГ: учебно-практическое пособие. М.: Проспект, 2010. 328 с.

11. Расокулова С. X. Основания приобретения и прекращения гражданства Российской Федерации // Пробелы в российском законодательстве. № 6. 2013. С. 44-46.

12. Борискова И. В. Некоторые проблемы гражданства в зарубежных странах // Территория науки. 2015. № 6. С. 142-146.

13. Трунина А., Холмогорова В. В. Госдуму внесли законопроект о лишении гражданства за терроризм//РБК. 18.04.2017. Режим доступа: http://www.rbc.ru/politics/18/04/2017/58f657669a794747df4c4925/ (дата обращения: 28.04.2017).

14. Арзамасцев В. В. Допустимость лишения гражданства и экстрадиции полипатрида, совершившего преступление // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 14: Право. 2016. № 3. С. 14-27.

MODERN CONSTITUTIONAL AND LEGAL ASPECTS OF THE ISSUES OF THE INSTITUTION OF CITIZENSHIP IN THE RUSSIAN FEDERATION

Ellada Iu. Balaian1 ®

1 Kemerovo State University, 6, Krasnaya St., Kemerovo, Russia, 650000 @ [email protected]

Received 01.06.2017. Accepted 15.09.2017.

Keywords: Citizenship Abstract: As a result of the research of certain topical problems of Russian citizenship, the

of the Russian Federation, author makes the following basic conclusions. First of all, it is necessary to point out the acquisition of citizenship, existence of some problems and gaps in the legal regulation of the acquisition of citizenship deprivation of citizenship, of the Russian Federation and the deprivation of Russian citizenship. In particular, attention cancellation of the is focused on the absence in the Russian legislation of a legal norm that fixes the magnitude

decision to acquire Russian of the legitimate source of livelihood. In addition, the author proposes to include in the norm citizenship for persons of the Federal Law «On Citizenship of the Russian Federation» a possibility for persons with

convicted of terrorist acts. special merits to the Russian Federation to be accepted into the citizenship of the Russian

Federation without observing the conditions stipulated for the acquisition of citizenship in the «general order». In conclusion, the author proves that at the present stage of the development of the society, the state and the international law, it is unjustified to deprive those participating in terrorist acts of Russian citizenship.

For citation: Balaian E. Iu. Sovremennye konstitutsionno-pravovye aspekty problem instituta grazhdanstva v Rossiiskoi Federatsii [Modern Constitutional and Legal Aspects of the Issues of the Institution of Citizenship in the Russian Federation], Bulletin of Kemerovo State University. Series: Humanities and Social Sciences, no. 3 (2017): 65-71. DOI:10.21603/2542-1840-2017-3-65-71.

References

1. Balaian E. Iu. Zashchita prav cheloveka i grazhdanina kak obiazannost' gosudarstva: konstitutsionno-pravovoe issledovanie [Protection of human rights and citizens as a duty of the state: a constitutional and legal study]. Kemerovo: Kemerovskii institut (filial) GOU VPO «RGTEU», 2010, 299.

2. Prava cheloveka [Human rights]. Ed. Lukasheva E. A. 2nd ed. Moscow: Norma; Infra-M, 2011, 560.

3. Konstitutsiia Rossiiskoi Federatsii (priniata vsenarodnym golosovaniem 12.12.1993) [Constitution of the Russian Federation (adopted by popular vote on 12.12.1993)]. Sobranie zakonodatel'stva RF = Collection of the legislation of the Russian Federation, no. 31 (04.08.2014): art. 4398.

4. O grazhdanstve Rossiiskoi Federatsii [On Citizenship of the Russian Federation], Federal Law No. 62-FZ of May 31, 2002. Sobranie zakonodatel'stva RF = Collection of the legislation of the Russian Federation, no. 2 (3.06.2002): art. 2031.

5. Davudova D. K. Aktual'nye problemy instituta grazhdanstva v Rossiiskoi Federatsii [Actual problems of the institution of citizenship in the Russian Federation]. Aktual 'nye voprosy iuridicheskikh nauk: materialy Mezhdunar. zaochnoi nauch. konf. (g. Cheliabinsk, noiabr' 2012 g.) [Actual issues of legal science: Proc. Reg. Intern. Correspondence Sci. Conf. (Chelyabinsk, November, 2012)]. Cheliabinsk: Dva komsomol'tsa, 2012, 16-18.

6. Luneev V. V. Internatsionalizatsiia konstitutsionnogo prava v usloviiakh globalizatsii [Internationalization of constitutional law in the context of globalization], Gosudarstvo i pravo = State and Law, no. 11 (2015): 33-42.

7. Aksenov A. B. Dvoinoe grazhdanstvo i problemy natsional'noi bezopasnosti: rossiiskoe zakonodatel'stvo i zarubezhnaia praktika [Dual citizenship and national security issues: Russian legislation and foreign practice]. Vestnik ekonomiki, prava i sotsiologii = Bulletin of Economics, Law and Sociology, no. 4 (2014): 115-119.

8. Vaniushin la. L. Konstitutsionnoe pravo na grazhdanstvo i rol' organov Federal'noi migratsionnoi sluzhby v ego realizatsii. Diss. kand. iurid. nauk [Constitutional right to citizenship and the role of the bodies of the Federal Migration Service in its implementation. Cand. Legal Sci. Diss.]. Cheliabinsk, 2006, 207.

9.Danilkin V. V. Aktual'nye problemy, voznikaiushchie v sfere polucheniia rossiiskogo grazhdanstva [Actual problems arising in the sphere of obtaining Russian citizenship], Zakon i pravo = Law and Legislation, no. 5 (2009): 19-20.

10. Varlen M. V. Grazhdanstvo: Rossiia i SNG [Citizenship: Russia and the CIS]. Moscow: Prospekt, 2010, 328.

11.Rasokulova S. Kh. Osnovaniia priobreteniia i prekrashcheniia grazhdanstva Rossiiskoi Federatsii [Bases of acquisition and termination of citizenship of the Russian Federation]. Probely v rossiiskom zakonodatel 'stve = Gaps in Russian legislation, no. 6 (2013): 44-46.

12.Boriskova I. V. Nekotorye problemy grazhdanstva v zarubezhnykh stranakh [Some problems of citizenship in foreign countries]. Territoriia nauki = The territory of science, no. 6 (2015): 142-146.

13.Trunina A., Kholmogorova V. V. Gosdumu vnesli zakonoproekt o lishenii grazhdanstva za terrorizm [The State Duma was introduced a bill on deprivation of citizenship for terrorism], RosBiznesKonsalting = RosBusinessConsulting. 18.04.2007. Available at: http://www.rbc.ru/politics/18/04/2017/58f657669a794747df4c4925/ (accessed 28.04.2017).

14. Arzamastsev V. V. Dopustimost' lisheniia grazhdanstva i ekstraditsii polipatrida, sovershivshego prestuplenie [Admissibility of deprivation of citizenship and extradition of a polypatrist who committed a crime]. Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta. Seria 14: Pravo = Bulletin of St. Petersburg University. Series 14: Right, no. 3 (2016): 14-27.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.