Научная статья на тему 'РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИНЦИПА ПРЕЕМСТВЕННОСТИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОВЗ НА БАЗЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ "НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА-ДЕТСКИЙ САД"'

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИНЦИПА ПРЕЕМСТВЕННОСТИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОВЗ НА БАЗЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ "НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА-ДЕТСКИЙ САД" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
451
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ / ДЕТИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ / НАРУШЕНИЕ РЕЧИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Олейник Жанна Михайловна

В статье рассматриваются актуальные на сегодняшний день проблема преемственности детей с ограниченными возможностями здоровья от дошкольного до начального образования. Практическая значимость данной работы заключается в том, что в ней приводятся различные формы работы преемственности в работе учителей-логопедов образовательной организации «начальная школа-детский сад»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИНЦИПА ПРЕЕМСТВЕННОСТИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОВЗ НА БАЗЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ "НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА-ДЕТСКИЙ САД"»

Выявление этих нарушений позволит составить содержание логопедической работы по коррекции нарушений

словоизменения у старших дошкольников с ОНР III уровня.

Литература

1. Лалаева Р.И. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя) / Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова. - СПб.: СОЮЗ, 1999. - 160 с.

2. Филичева Т.Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста. Монография. - М., 2000. -314 с.

3. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи / А.Н. Гвоздев. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961. - Т.1. - 472 с

4. Пономарева Л.А. Обследование лексико-грамматической стороны речи у детей при поступлении в школу // Логопед. - 2006 - №5

5. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада. - М.: Мозаика-Синтез, 1999. - с. 272.

6. Развитие навыков словоизменения у старших дошкольников с общим недоразвитием речи средствами развивающих игр [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://nauchkor.ru/pubs/razvitie-navykov-slovoizmeneniya-u-starshih-doshkolnikov-s-obschim-nedorazvitiem-rechi-sredstvami-razvivayuschih-igr-5c1a87e07966e104f6f85cc8 (дата обращения: 08.11.2021).

УДК 37

DOI 10.21661/Г-555156 Олейник Ж.М.

Реализация принципа преемственности в работе с детьми с ОВЗ на базе образовательной организации «Начальная школа-детский сад»

Аннотация

В статье рассматриваются актуальные на сегодняшний день проблема преемственности детей с ограниченными возможностями здоровья от дошкольного до начального образования. Практическая значимость данной работы заключается в том, что в ней приводятся различные формы работы преемственности в работе учителей-логопедов образовательной организации «начальная школа-детский сад»

Ключевые слова: взаимодействие, преемственность, дети с ограниченными возможностями здоровья, нарушение речи.

Под преемственностью понимается последовательный переход от одной ступени образования к другой, выражающийся в сохранении и постепенном изменении содержания, форм, методов, технологий обучения и воспитания. Основания для осуществления преемственности:

1) учет состояния здоровья и физического развития детей с ограниченными возможностями здоровья;

2) уровень развития их познавательной активности как необходимого компонента учебной деятельности;

3) уровень развития умственных и нравственных способностей детей с ограниченными возможностями здоровья;

4) развитие коммуникативных умений (умение общаться со взрослыми и сверстниками).

Школа и детский сад - два смежных звена в системе образования. Успехи в школьном обучении во многом зависят от качества знаний и умений, сформированных в дошкольном детстве, от уровня развития познавательных интересов и познавательной активности ребенка, т.е. от развития умственных способностей ребёнка.

Формирование готовности детей к обучению в школе представляет собой длительный и сложный процесс, целью которого является всестороннее развитие дошкольника.

Уровень подготовленности ребенка с особыми возможностями здоровья (далее -ОВЗ) является одним из важных составляющих общей готовности к школе. Как показывает практика, сейчас остро стоит вопрос о резком росте дошкольников и младших школьников с ОВЗ.

Основные задачи преемственности детского сада и начальной школы:

1) обеспечить безболезненный переход детей к школе;

2) обеспечить должный уровень готовности детей к обучению в школе;

3) воспитывать у дошкольника эмоционально-положительное отношение к школе;

4) обеспечить непрерывность в развитии способностей, компетентности, возможностей ребенка.

Основные принципы, положенные в основу построения преемственности в обучении детей с ОВЗ:

- принцип интеграции содержания дошкольного образования в начальное и начального в среднее образование;

- принцип гуманизации, означающий личностно - ориентированный подход к детям с ОВЗ;

- принцип системности, означающий непрерывность по реализации учебных программ;

- принцип учета индивидуальных особенностей учащихся с ОВЗ;

- принцип преемственности дошкольной ступени образования, начальной школы и средней школы, позволяющий безболезненно переходить от одной возрастной ступени к другой.

С каждым годом увеличивается количество детей с ОВЗ при поступлении в ДОУ и начальную школу. Не всегда специалисты психолого-педагогического сопровождения ДОУ и ОУ может охватить детей, нуждающихся в коррекции нарушений.

Увеличивается количество дошкольников и младших школьников с тяжелыми нарушениями речи (ОНР I, II, ЗПР, СНР).

Нежелание родителей адекватно оценивать состояние речи ребенка (отказы от занятий с учителем-логопедом), а если даже ребенок зачислен в логопедический пункт, то нежелание содействовать со специалистами, что неблагоприятно влияет на результаты коррекции.

Образовательная организации типа «Начальная школа-детский сад» располагается в одном здании, что является преимуществом в том, что существует возможность наблюдать развитие детей с самого поступления их в детский сад, выстроить систему взаимосвязи. Одной из задач такого учреждения является необходимость обеспечения процесса развития речи, коррекции устной и письменной речи на всех возрастных этапах дошкольного и младшего школьного возраста, готовности детей к дальнейшему школьному обучению. Данная систему строится, так сказать, на трех «китах» взаимодействия:

1. Взаимодействие педагогов ДОУ и ОУ

2. Взаимодействие педагогов и родителей 2-х структурных подразделений (ДОУ, ОУ).

3. Взаимодействие детей ДОУ и ОУ

Взаимодействие педагогов ДОУ и ОУ

В частности, осуществляется тесное взаимодействие дошкольного и школьного логопедов, т.к. в школе кор-рекционная работа строится дифференцированно с учётом проведённой ранее работы. Логопед ДОУ информирует логопеда школы о поступлении детей с речевыми нарушениями, а также осуществляет наблюдение за дальнейшим их развитием. Существенным является, что логопед и учителя начальной школы осуществляют более раннее знакомство со своим будущим контингентом, знают индивидуальные особенности детей со сложными нарушениями речи. Педагоги и логопед дошкольного, младшего школьного возраста и учителя начальных классов уделяют серьезное внимание развитию детей с нарушением речевого развития всех четырех видов речевой деятельности - аудирования, говорения, чтения и письма.

В рамках общего психолого-педагогического консилиума педагогов образовательной организации «Начальная школа-детский сад» решаются задачи преемственности между учителями-логопедами, воспитателями, учителями начальных классов:

- взаимопосещение логопедических занятий по совершенствованию форм и методов в устранении речевых нарушений;

- обсуждаются актуальные вопросы логопедического воздействия в коррекции устной и письменной речи;

- разрабатывается система взаимодействия дошкольного и школьного логопедов;

- учитывается принцип преемственности, целостности и комплексности при разработке адаптированных образовательных программ школы и детского сада;

- составляется и передается документация на выпускников логопедического пункта ДОУ в логопедический пункт школ;

- составляется общий план работы по коррекции и предупреждению речевых нарушений охватывающего дошкольную и начальную ступень образования.

Взаимодействие педагогов и родителей

Участие семьи в речевом развитии ребёнка начинается сразу по приходу ребёнка в ДОУ:

1. Анкетирование, изучение понимания родителями проблемы детей. Часто учреждение посещают дети из многодетных семей, кто-то из них учится в начальной школе, кто в детском саду, и если у старшего ребенка было нарушение речи или есть остаточное нарушение, то как правило, и младшие дети из этой семьи тоже страдают недоразвитием речи. К таким детям у нас особое внимание. Необходимо на ранних этапах предупредить это нарушение, и в данном случае родители понимают какие проблемы ждут этих детей в школе и поэтому тесно сотрудничают с педагогами и выполняют все наши рекомендации.

2. Проводятся консультации для родителей на родительских собраниях и индивидуально. Учитель-логопед, учителя начальных классов школы участвуют в родительских собраниях, проводимых в ДОУ. Обговариваются какие проблемы возникают чаще всего у детей в школе.

3. Постоянно вывешиваются консультации в логопедическом уголке. Проводятся индивидуальные беседы, семинары-практикумы. Педагоги постоянно информируют родителей о результатах коррекционной работы с детьми, вывешивают материалы деятельности на сайт учреждения.

Взаимодействие детей ДОУ и ОУ.

Кроме тесного взаимодействия между учителями-логопедами, психологами, воспитателями и учителями начальных классов, между педагогами и родителями, в нашем учреждении происходит взаимодействие непосредственно самих участников единого коррекционно-образовательного пространства - между детьми с нарушениями речи, которые находятся в логопункте ДОУ и детьми, которые зачислены в логопункт ОУ

Так как у детей школьного логопункта, чаще всего вместе с дислексией при чтении наблюдается монотонность, невыразительность речи, дети не разделяют интонационно предложения друг от друга, и чтобы повысить качество чтения у младших школьников мы организовали такую традицию, где школьники читают известные произведения своим младшим товарищам. Конечно, перед чтением дошкольникам, они сначала упражняются с учителем-логопедом, но чтение перед младшими детьми является огромным стимулом для школьников, которые хотят показать свой авторитет. Это их очень организует, они с удовольствием стараются выполнять все инструкции учителя-логопеда, появляется мотивация к чтению, к правильному, выразительному, осознанному и беглому чтению. Так же они рассказывают дошкольникам о своих любимых произведениях, что способствует развитию связной речи.

В свою очередь дети дошкольники на занятиях с учителем-логопедом инсценируют сказки, участвуют в театрализованной деятельности и показывают сказки своим старшим товарищам. На таких занятиях у детей-логопатов под наблюдением учителя-логопеда вместе с развитием связной речи, проходит автоматизация поставленных звуков в речи. Так же у нас проходят тематические поэтические недели, где дошколята читают стихотворения школьникам. Вместе с развитием речи, у детей на таких встречах происходит эмоциональная раскрепощенность, снимается зажатость, замкнутость, нерешительность, робость, дети, и школьники и дошкольники не испытывают сложности при общении между собой, что не мало важно в нашей коррекционно -развивающей деятельности.

Кроме этого, мы внедряем традицию взаимодействия между детьми, такую как занятия-самоуправления. На этих занятиях школьники проводят игры и упражнения, которые сами уже хорошо освоили: «Выложи букву», «Угадай букву», «Назови слово», «Составь предложение» по мнемотаблице, «Составь рассказ» по камешкам Марблс, «Сосчитай предметы», «Покажи, где находится звук» и т. д. Дети дошкольники с удовольствием участвуют в этих играх.

Таким образом, успешное взаимодействие всех звеньев одной цепи приводит к положительным результатам:

- сокращение количества детей с предпосылками дисграфии на момент поступления в 1 класс;

- приоритетность предупреждения нарушений письменной речи;

- сокращение количества детей с нарушениями письма и чтения при переходе во 2-й и последующие классы;

- комфортный адаптационный период в школе;

- повышение успеваемости по основным предметам;

- повышенная мотивация к учебе;

- формирование положительного фона у детей;

- совершенствование работы учителей-логопедов;

- сокращение количества детей с предпосылками на момент поступления в 1 класс предупреждения нарушений письменной речи.

Литература

1. Белошистая A.B. Современное понимание реализации преемственности между дошкольным и начальным звеньями системы образования // Начальная школа: плюс-минус. - 2013. - №7.

2. Гончарова И.И. Теоретические основы и практика реализации преемственности дошкольного и начального общего образования: учебное пособие. - Абакан: Изд-во Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова, 2013. - 94с.

3. Ерахтина Т.А. Теоретические основы управления процессом преемственности дошкольного и начального общего образования: дис. д-ра пед. наук. - Магнитогорск, 2015. - 364 с.

4. Лосева Н.А. Организационно-педагогические условия формирования благоприятного социально-психологического климата в коллективе дошкольного образовательного учреждения / Н.А. Лосева, О.С. Сергейчук // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2015. - Т. 13. - С. 348-351.

5. Поздняк Л.В. Управление дошкольным образованием / Л.В. Поздняк, Н.Н. Лященко. - М.: Академия, 2014. -315 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.