и прикладных двигательных навыков: сб. ст. Межвузовской научно-практической конференции, -СПб, 2020. - С 117-120.
11. Терновский Л.И. Рейтинг "Практическая стрельба из пистолета" Ц Теория и методика под-
готовки в практической стрельбе, других стрелковых еидах спорта и стрелковых дисциплинах & многоборьях; материалы III Всероссийской научной фактической конференции с международным участием. - 2017. - С. 80-84.
IMPLEMENTA TION OF THE PRINCIPLE OF POL YSUBJECTIVITY IN THE DEVELOPMENT OF MUSICAL AND CREA TIVE COMPETENCE OF UNIVERSITY STUDENTS
Krevsoun Margarita Vladimirovna, PhD of Pedagogical sciences, Professoi TopiHna Natalia Valeric .¡из, PhD of Pedagogical sciences, Associate Professor TopiHna Irina ivanovna, PhD of Art History, Associate Professor
Taganrog institute named after A.P. Chekhov (branch), Rostov State University of Economics (RiNH), Taganrog
The purpose of the study is to reveal the features of the use of the principle of po/ysobjectivity in the process of preparing students for creative profiles of education at the university. The article deals with the main possibilities of implementing the principle ofpolysubjectivity for the development of musical and creative competence of students, the possibility of their personal development and self-realization. The scientific novelty lies in the fact that the semantic characteristics of the principle of polys ubobjectivity in connection with the formation of musical and creative competence of students of creative profiles are investigated. As a result, it has been revealed that the peculiarities of the principle of polysubjectivity significantly affect the development of musical and creative competence, which allows the individual to improve at a higher level of the field of musical culture and cultural-creative activity. This creates the ground for the development of students' talents, the formation of their personal contribution to the construction of a musical space in the surrounding life, projects their personal development for many years to come.
Keywords: musical and creative competence; the principle of polysobjectivity; pedagogical concept; pedagogical process at the university; polysubject interaction; polysubjective approach; personal development.
DOI 10.24923/2222-243X.2022-44.51
УДК 378.147 РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИНЦИПА ПОЛИСУБЪЕКТНОСТИ
ВАК РФ 5.8.2/13.00.02 в РАЗВИТИИ МУЗЫКАЛЬНО-ТВОРЧЕСКОЙ
КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ ВУЗА
Цель исследования - раскрыть особенности использования принципа поли-субъектности в процессе подготовки студентов творческих профилей обучения в вузе. В статье рассматриваются особенности принципа полисубъектности в развитии музыкально-творческой компетенции студентов, возможности их личностного развития и самореализации. Научная новизна состоит в том, что исследуются смысловые характеристики принципа полисубъектности в связи со становлением музыкально-творческой компетенции студентов творческих профилей. В результате выявлено, что принцип полисубъектности существенно влияет на развитие музыкально-творческой компетенции, и позволяет личности совершенствоваться на более высоком уровне поля музыкальной культуры и культуротворческой деятельности. Это создает почву для развития талантов обучающихся, формирования их вклада в построение музыкального пространства в жизни, проектирует их личностное развитие на годы вперед.
Ключевые слова; музыкально-творческая компетенция; принцип полисубъек тности; педагогическая концепция; педагогический процесс в вузе; полисубъектное взаимодействие; полисубъектный подход; личностное развитие.
0 КревсунМ.В,, 2022 Ф Топилина Н.В., 2022 Ф Топилина ИМ. 2022
КРЕВСУН Маргарита Владимировна, кандидат педагогических наук, профессор
ТОПИЛИНА Наталья Валерьевна, кандидат педагогических наук, доцент
ТОПИЛИНА Ирина Ивановна, кандидат искусствоведения, доцент
Таганрогский институт имени А.П. Чехова (филиал), Ростовский государственный экономический универси ге г (РИНХ), Таганрог
Введение
В начале XXI века идеи полисубъектности, как важного явления педагогической реальности, оказались актуальными в исследованиях: педагогов, направленных на изучение саморазвития и сораз-вития субъектов образовательной среды. Исследуя проблему полисубъектности е образовательном процессе вуза, мы обнаружили недостаточную изученность вопроса о взаимосвязи реализации полисубъектности и развития музыкально-творческой компетенции
студентов творческих профилей обучения. Рассматриваемый подход позволил нам предположить, что на основе принципа полисубъ-ектности в вузовском обучении возникает общность высшегоуровня саморазвития "педагог - обучающийся - творческое преобразование себя и реальности вокруг" что говорит о единой развивающей среде вуза.
В этой связи Актуальность данного исследования заключается в том, что особенности полисубъектного подхода позволяют изучать новые векторы современной практики образования (например, специфики взаимодействия субъектов педагогического процесса в цифровой среде, особенности педагогического взаимодействия и саморазвития в цифровой музыкально-творческой среде).
Как показывают педагогические исследования полисубъектный подход может помочь педагогу внести новое в свою деятельность, во взаимодействие с обучающимися; по-иному Взглянуть на формы и методы совместной работы в поле творческой и цифровой реальности; выявить перспективы собственных педагогических компетенций и стратегии совместной учебно-воспитательной работы.
В нашей работе мы ставим целью показать важность реализации принципа полисубъек-тности в развитии музыкально-творческой компетенции студентов вуза. Обновлённый подход к взаимодействию с обучающимися творческих профилей, особенно в цифровой и онлайн реальности, должен базироваться на новых формах образовательного процесса -процесса гуманных и диалогичных взаимоотношений обучающегося и педагога; обучающегося, педагога и окружающего педагогического пространства.
Цель исследования структурировала следующие задачи:
- обоснование необходимости принципа полисубъектности в развитии музыкально-творческой компетенции студентов вуза;
- выявление роли пол и субъект но го взаимодействия как формы непосредственной деятельности субъектов образовательной среды друг с другом;
- определение особенностей полисубъектного подхода вдеятельности педагога, в творческих формах и методах его работы.
Посгавленные в исследовании 3,1 даЩ-ШОЖ-но определить, как: 1) обосновать особенности полисубъектности в развитии музыкально-творческой компетенции студентов вуза; 2) выявить мотивы развития музыкально-твор-ческой компетенции в качестве индивидуаль-
ной способности каждого студента творческого профиля обучения к саморазвитию посредством музыки и при помощи педагога; 3) характеризовать формы развития музыкально-творческой компетенции студентов, расширяющие способности обучающихся в векторе развития музыкального таланта.
Для осмысления вопросов, связанных с особенностями полисубъектного взаимодействия, в статье используются следующие методы исследования анализ психолого-педагогической и музыковедческой литературы; моделирование процессов развития музыкального творчества студентов;анализ прогрессивного опыта, инновационной работы преподавателей вуза.
Теоретической базой исследования послужили публикации Э.Б. Абдуллина, A.A. Вербицкого, Л.С Выготского, В.А, Кан-Калика, Д,К. Кир-нарской, A.C. Колесникова, А,К. Марковой, Л.М. Митиной, АБ. Орлова, ß.A, Сластенина, отражающие положения психологии, педагогики и искусствоведения о специфике творчества, о роли музыкального образования в воспитании личности средствами искусства. В качестве методологического основания нашей работы также были взяты трехкомпонентная структура "Я"-концепции Р. Бернса, концепция межличностного взаимодействия A.A. Бо-далева, структурная система развития самосознания И.И. Чесноковой, трехкомпонентная структура формирования субъектности (познаю-понимаю-преобразую) С.Д. Дерябо,
Практическая зна чтюсть сосго ит в конкретизации специфики практико-творческой направленности профессиональных качеств обучающихся творческих профилей; в выявлении значимости вопроса субъектного развития личности в обновленной среде вуза; в актуализации форм развития музыкально-творческой компетенции студентов, позволяющей активно развивать способности обучающихся и расширять вектор развития их музыкальных талантов.
Основная часть
Идеи полисубъектности в образовании получают самостоятельность в начале XIX века как отражение зависимости саморазвития, образования и педагогической деятельности. Проблемы понимания "полисубъектности" в образовании и "полисубъектного взаимодействия в образовательных средах" вдальнейшем раскрываются в работах отечественных исследователей XX века (A.A. Вербицкий, В.И. Панов, В.А. Кан-Калик, A.C. Колесников, А.К. Маркова, Л.М. Митина, А.Б. Орлов, В.А. Сластенин, Б.А. Со-
сновский и др.). Они конкретизируют полисубъектность как принцип в творческом образовательном процессе; создается теория развивающего образования, в которой основой развития личности является становление ее субъектного личностного потенциала.
Опираясь на исследования А.К. Марковой и Л-М. Митиной [5;6], мы выявили, что профессиональные компетенции, способности к творчеству, и в период обучения в вузе активная деятельность посамореализации в профессии развивают субъектный потенциал студента.
Изучая зарубежные исследования А, Комб-са, Д, Куика, А. Маслоу, К. Роджерса, С Сарасо-на, мы пришли к выводу, что феномен развития субъектного потенциала обучающегося и полисубъектность в образовательной среде вуза строятся именно на творческой самореализации, происходящей на основе развитой музыкально-творческой компетенции,
Полисубъектность как форма проявления себя в педагогической среде вуза и как принцип взаимодействия в ней, раскрывает сложность, разносторонность и богатство личности в сравнении с ее непосредственной деятельностью [4]. Вместе с тем, творческая деятельность является весомым исключением, так как она сама является взаимообогащаю-щей для личности, и этот процесс соразвития личности и деятельности может раскрыть талант и преумножить способности к дальнейшей успешной профессинальной деятельности [3].
Важным оказывается понимание формирования в образовательном процессе новой общности - "полисубъектности", которое возможно только при наличии взаимодействий определенного качества и реализации в образовательной реальности принципов полисубъектности, С,Л. Рубинштейн [7] рассматривает вышеназванный принцип как основание для развития любого субъекта, причём не как носителя качеств или активной самореализации, а как источника самоизменения причинности всего бытия. Автор четко разграничил значения сознания и деятельности во взаимодействии с окружающей реальностью и различными средами, в том числе и образовательной. Сознание отражает изакрепляет образы внешнего мира для преобразования во внутреннем плане личности, сознание созерцательное и в то же время потенциально творческое начало, позволяющее внутри сделать копию внешнего мира, но тут же ее наполнить собственными смыслами бытия. В свою очередь деятельность, особенно творческая, позволя-
ет преобразовать реальность (образовательную творческую среду) в соответствии со внутренними возникшими вследствие работы сознания ценностями.
В работах С.Д. Дерябо полисубъектность является системным качеством творческого субъекта обучения и определяется как некая "основоположность - способность поставить себя в основу своего творчества, а свое творчество в основу преобразования окружающей реальности" [2]. Для творческого педагогического процесса - это умение ставить себя в основание музыкально-художественного замысла, брать на себя роль творца реальности посредством музыкальных образов и направлять свой талант передавать явления бытия в музыкальных жанрах и категориях как проявленные сюжеты жизни и быта, доступные для понимания каждого и пробуждать эстетическое чувство у воспринимающего их. Автор придает полисубъектности в творческом образовательном процессе такие свойства, как: самоупорядочивание, самосовершенствование и саморазвитие, что является основополагающим в триединстве музыкально-творческой компетенции, музыкально-творческого мастерства и музыкального таланта.
В работах Е.В. Улыбиной определено, что субъектность личности позволяет создать полисубъектные отношения в образовательной с исте ме." Су бъе ктно сть - х а ра кте р и ст и к а т в о р-ческой личности, отражающая ее активность по отношению к реальности и самой себе" [9, 37]. Следовательно, принцип полисубъектности должен рассматриваться как формирующий личностные качества в образовательных средах всех уровней, которые важны для определённых сфер профессиональной самореализации, мотивационно-компетентностного видения динамичной творческой деятельности [8],
На основе вышеизложенного мы приходим к пониманию того, что полисубъектное взаимодействие - это некая форма непосредственного взаимодействия субъектов образовательной среды друг с другом [1 ]. В результате этого процесса обязательно возникают их взаимообусловленность в плане личностного творческого роста (саморазвития посредством становления музыкально-творческой компетенции), совершенствуются формы отражения реальности посредством творческого осознания бытия, стабилизируется развитие внутреннего творческого потенциала личности и коллек-тивно-средового творческого пространства, как результат взаимообогащения в совместной деятельности людей.
Каждый студент творческого профиля обучения оказывается вовлеченным в гуманистически-ориентированный полисубъектный процесс взаимодействия педагога с другими участниками творческого-образовательного процесса. Он разворачивается эффективно при полноправном участии всех субъектов обучения в межсубъектных творческих отношениях в образовательном пространстве вуза и реализуется при сформированной музыкально-творческой компетенции в собственной деятельности-Та кое взаимодействие проходит успешно при условии:
- сформированных межсубъектных отношений в творческом пространстве вуза;
- наличии внутривузовской среды гуманистически-направленных творческих взаимоотношений;
- развитой музыкально-творческой компетенции, как профессионально-личностной готовности обучающегося творческого профиля к постоянному саморазвитию (самоизменению) в творческой среде, взаимодействию со средой и каждым субъектом творческой самореализации в ней;
- активной позиции на проблемно-диало-говом уровне у каждого субъекта творческой среды обучения.
Теоретическое осмысление полисубъектно-сти в обновленной реальности вузовского образования привело нас к следующим обобщениям.
Во-первых, современные музыкально-твор-ческие образовательные концепции вузов направляют педагога кактивной помощи студенту в становлении его как полноценного субъекта музыкально-творческого процесса и саморазвития в нем. Такое совместное стремление педагога и обучающихся опирается на психолого-педагогические технологии саморазвития и формирование творческих компетенций разной глубины. Полисубъектный подход активизирует совместную деятельность как параллельное движение к учебной и одновременно творческой цели, важной и для педагога, и для обучающегося. Пространство вуза перестает быть костным, не живым, оно становится компетентносгно созидающим, т. к. отвечает на потребность студента в развитии, подает новые стимулы к его росту.
Во-вторых, идея творческого слияния и понимания себя через музыкально-творческую самореализацию в окружающем пространстве, в образовательной цифровой среде, воплощается в системно-методической и технологической оснащенности современного вузовского
обучения. Оно всецело направлено на развитие и полноценную адаптацию каждого обучающегося к будущей профессиональной деятельности. Полисубъектный подход в интересующем нас аспекте раскрывает условия, принципы, закономерности и психологические механизмы всех форм взаимодействия субъектов обучения на основе слияния и погружения в творческую среду.
В-третьих, Творческая среда вуза по сути обладает субъект-субъектными отношениями. Именно они способны поставить педагога и обучающегося в разряд субъектов, саморазвивающихся в поле культуры и самоактуализирующихся в музыкальном творчестве. Такое отношение между обучающей и обучаемой подсистемами было далеко не всегда, что мешало достижению каждым обучающимся необходимого уровня музыкально-творческой компетенции. Полисубъектный подход помогает с ф о рм и ро ва ть д а н н у ю с ре ду со вмест н ы х т во р-ческих действий.
Проведя ряд исследований с обучающимися творческих профилей Таганрогского института имени А.П. Чехова, было выявлено, что музыкально-творческая компетенция базируется на построении внутреннего ощущения себя творческим стержнем в собственном профессиональном саморазвитии и ценностном понимании социально-практической значимости профессиональной компетентности как системы для постоянной саморефлексии в развивающейся среде педагогического вуза.
Современный этап изменения образования в сторону его цифровизации и индивидуализации делает творческую компетенцию весьма важной для любой педагогической деятельности, В условиях школьного образования педагоги-музыканты, педагоги, работающие во внеурочной деятельности, а также педагоги дополнительного образования всецело включены в многомерно-деятельностный, поли-субъектный характер разнообразных видов творческого, коммуникативного, информационного и социального взаимодействия. При этом, мы отмечаем, что деятельность всех субъектов музыкально-творческой деятельности едина и органична в своих внутренних установках, ценностях, мировоззренческих позициях. Это позволяет нам утверждать тезис о наличии процесса проецирования музыкально-творческой компетенции на развитие личности, ее самоизменения и усовершенствования под влиянием музыки и педагогического воспитательного воздействия.
В исследовании мы подтвердили,что для данных профилей обучения (творческие профили), для формирования полисубъектного взаимодействия важно наличие изначальных способностей, 8 дальнейшем раскрывающих таланты, и базового уровня музыкально-твор-ческой компетенции. Реализация принципа полисубъектности в развитии музыкально-творческой компетенции позволяет личности совершенствоваться на совершенно ином уровне - уровне поля музыкальной культуры, куль-туротворческой реальности бытия. Данный процесс позволяет не только развить таланты, но и составить свой личный вклад в построении музыкального пространства, объединять культурные смыслы и проектировать свое дальнейшее личностное развитие. Постоянный диалогизм с музыкальной культурой и личностными ценностями, опосредованными творческой работой в учебной группе, работой с педагогом позволяет отшлифовывать музыкальную индивидуальность.
Исследование подтвердило важную педагогическую сущность гуманистически-ориенти-рованного пол и субъектного взаимодействия в современной творческой среде вуза, основанного на сотрудничестве в форме диалога, основанного на способности к выходу за пределы своего творческого "Я", пониманию и принятию других как субъектов, наделенных музыкально-творческими способностями и эстетическим восприятием мира, побуждающим к собственному саморазвитию, самосовершенствованию и самоактуализации.
Полисубъектное взаимодействие- это особый вид отношений, в основе которых стоят субъект-субъектные отношения равенства в творческой среде и самореализации в ней на основе музыкально-творческих компетенций каждого участника обучающего взаимодействия, что в свою очередь порождает особый тип общности - полисубъект, где субъект-субъектные отношения являются основой вза-имо ценностной деятельности.
Сущность принципа полисубъектности в творческой среде вуза заключается в умении постоянно меняться как в своем видении музыкальной реальности, так и в своей деятельности внутри нее. Творческая активность и новые знания, осознанное вступление во взаимодействия с субъектами учебного процесса и творческой музыкальной средой, позволяют преобразовывать окружающее пространство и себя, формировать музыкально-творческие компетенции для более глубокого вхождения в профессию. Целостность воспри-
ятия себя и поля музыкальной культуры помогают принять себя как полисубъект творческих отношений. Каждый студент творческого профиля обучения оказывается вовлеченным в гуманистически-ориентированный полисубъектный процесс взаимодействия педагога с другими участниками творческого-обра-зовательного процесса, что эффективно складывается при полноправном участии всех субъектов обучения в межсубъектных творческих отношениях образовательного пространства вуза и реализуется при сформированной музыкально-творческой компетенции в собственной деятельности Заключение
Таким образом, по результатам исследования, в ходе теоретического осмысления и практической реализации вопроса о характере внедрения принципа полисубъектности в работу со студентами творческих профилей вуза, нами были сформулированы следующие ВЫВОДЫ.
1. Принцип полисубъектности в развитии музыкально-творческой компетенции студентов вуза опирается на совокупность личностных качеств, возможностей, ценностей и потребностей, обучающихся,
2. Активному творческому развитию способствует формирование музыкально-твор-ческой компетенции как индивидуальной способности каждого студента творческого профиля к саморазвитию {самоизменению) посредством реализации принципа полисубъектности в поле музыки, при обоюдном и взаимосвязанном учебно-воспитательном процессе.
3. Реализация принципа полисубъектности в развитии музыкально-торической компетенции студентов вуза основана на непрерывном развитии способностей обучающихся, их умения приводить свои творческие качества в гармоничное соотношение с обновленной информационной реальностью современного образовательного процесса, на опыт творческой деятельности в нем.
4. Творческие формы работы актуализируют развитие музыкально-творческой компетенции студентов, расширяютее границы, что обогащает вектор действия музыкального таланта, помогает сделать его центром раскрытия личного опыта и творческого самовыражения.
Литература:
Ёачков И,В. Развитие самосознания учителей и учащихся е полисубъектном взаимодействии: ав-тореф, дис. ... д-ра гед. наук / И,В. Вачков. - М., 2002. -48 с.
2. Дерябо С.Д, Феномен субъектификации природных объектов: автореф, дис.,., д-ра пед, наук / С.Д. Дерябо. - М., 2002. - 48 с.
3. Казачков а 1,6. Феномен полисубъектного взаимодействия в системе постдипломного образования П Постдипломное образование: проблемы развития личности: материалы VIII Международной научно-практической конференции кафедры педагогики и зндрагогики i Т.Е. Казачкова. -СПб., 2009. - С 52-54.
4. Колесников A.C. Современная мировая философия/ A.C. Колесников. - М.: Академический проект; Альма Матер, 2013.- 218 с.
5. Маркова Л.К. Психологический анализ профессиональной компетентности учителя
/ А.К. Маркова // Педагогика. - 1980. - № 8,-С, 82-89.
6. Митина Л.М. Психология труда и профессионал ьн ого раз вития учителя: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений / Л.М. Митина, - М.: Академия, 2004. - 320 с.
7. Рубинштейн СЛ. Человек и мир / С.Л, Рубинштейн.,- М.: Педагогика, 2012. - 214 с.
8. Селезнева М.В. Сравнительный анализ понятий "Субъект" и "Субъектносгь" в зарубежной психологии П Вестник РУДН. Серия: Психология и педагогика/М.В.Селезнева.-М.,2015.- С. 312-314.
9. Улыбина Е.В. Психология обыденного сознания I Е.В. Улыбина. - М.; Смысл, 2001. - 294 с.
си tu о
OJ
л
Q-
ш
Ct;
а
THEORETICAL FOUNDATIONS OF THE PROCESS OF FORMATION OF SOCIO-POLITICAL COMPETENCE OF FUTURE J,
TEACHERS* CO
-i
MalkovAlexanderAlexandrovkh, Lecturer
Us Oksana A lexandro vna, PhD of Pedagogical sciences, A ssociate Professor \-
Department of Genera! and Social Pedagogy, Kuban State University, Krasnodar
fn the conditions of political pressure on the independence and sovereignty of the Russian Federation, the problem of the formation of socio-political competence is relevant, especially in the educational environment and among future teachers. Within the framework of this publication, the purpose of the study is to determine the conceptual founda tions for the formation of socio-political competen ce among s tuden ts of pedagogical specialties. The scien tific novelty lies in the attempt made by the authors to answer the research question posed in the article, which is related to the substantiation of the conceptual foundations for the formation of socio-political competence among students of pedagogical specialties. The assessment of the reliability of the presented results is based on an integrative approach, on the methods of analysis and synthesis of scientific literature. A comparative analysis of foreign experience in the formation of socio-political competence of students shows that the problem under study has not been sufficiently developed. According to the results of the study, the components of the socio-political competence of students of pedagogical specialties are substantiated, and the existing foreign concepts of the formation of socio-political competence are analyzed. An analysis of domestic and foreign studies made it possible to establish that most of the scientific provisions put forward in the concept, characterizing the features of the formation of socio-political competence, are confirmed in other studies and do not contradict them.
Keywords: competence,- future teacher; personality quality; socio-political competence; citizenship; conviction; worldview.
DOI 10.24923/2222-243Х.2022-44.52
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ **
В условиях политического давления на самостоятельность и суверенитет Российской Федерации проблема формирования общественно-политической компетентности актуальна, в особенности в образовательной среде и у будущих педагогов. В рамках настоящей публикации основной целью исследования является определение концептуальных основ формирования общественно-пол и тической компе тен тностиу студен тов педагогических специальное тей. Научная новизна заключается в предпринятой авторами попытке ответа на поставленный в статье исследовательский вопрос, связанный с обоснованием концептуальных основ формирования общественно-политической компетен-
УДК 378.1
ВАК РФ 5.8.7/13.00.08
0 Мальков A.A., 2022 Ф Ус O.A., 2022
S
283
* The article was prepared as part of the implementation of the project of the UNO "Kuban Science Foundation" No. PPN-21.1 / 51 "Mechanisms and technologies for countering the influence of the content of Internet resources and social networks on the national consciousness of young people."
" Статья подготовлена в рамках реализации проекта УНО "Кубанский научный фонд" 1\Р ППН-21.1/51 "Механизмы и технологии противодействия влиянию контента Интернет-ресурсов и социальных сетей на национальное сознание молодежи".