УДК 378/978
DOI 10. 23951/2307-6127-2021-5-148-155
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТВОРЧЕСКАЯ ТРАЕКТОРИЯ РАЗВИТИЯ СТУДЕНТА КАК СТРАТЕГИЯ СОВРЕМЕННОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Н. В. Крючкова, О. В. Первушина
Алтайский государственный институт культуры, Барнаул
Рассматривается проблема актуализации личностно ориентированных подходов в системе высшего музыкального образования как стратегия, обусловленная вызовами современной мировой культуры. Отмечается, что сегодня профессиональной средой, помимо исполнительских навыков, востребованы способность к саморазвитию, самоактуализации, самостоятельному выбору стратегий творческого развития, адаптивные и коммуникативные умения и навыки. Конструирование преподавателем и студентом совместно индивидуальной профессионально-творческой траектории развития музыканта-исполнителя оценивается как способ достижения этих целей. Предпринята попытка экспликации понятия «индивидуальная профессионально-творческая траектория развития» студента музыканта-исполнителя как синтез профессионально-творческих компетенций и наличия навыков softskills. Предлагаются возможные подходы к достижению выдвинутых образовательных целей посредством создания социально-педагогических условий, таких как первичная диагностика музыкально-исполнительского уровня студента, создание «образовательно-творческих ситуаций», развитие вузом интегрированных форматов обучения, организация всех видов практик в контексте индивидуальной траектории развития, самостоятельная работа студента как инструмент актуализации процесса формирования компетенций. Рассматриваются и анализируются особенности подготовки музыканта-исполнителя с точки зрения выстраивания динамики процесса обучения как движения от «субъект-объектных» к «субъект-субъектным» взаимодействиям в диаде «преподаватель - студент», в основу которой положен принцип студентоцентрированности образовательного процесса. Предложены и охарактеризованы возможные стратегии выстраивания образовательного процесса, ядром которого выступает персонализация и самоактуализация творческого потенциала музыканта-исполнителя, развитие в подготовке студента мотивации к самоорганизации, самообразованию, саморазвитию, направленность на продуктивную адаптацию в профессиональной среде, что предполагает интеграцию профессионально-исполнительских навыков и навыков БОЙБкШз, единство сохранения отечественных традиций музыкального образования и открытость динамике инновационных образовательных стратегий.
Ключевые слова: музыкальное образование, индивидуальная профессионально-творческая траектория развития студента, компетентностный подход, субъективность, навыки softskills, образовательная среда вуза.
Высокий темп многовекторного изменения и обновления культурного пространства в XXI в. охватил все сферы человеческого бытия: политические структуры, экономическое развитие, международный культурный обмен; актуализировал интенсивность и многообразие культурных контактов, миграцию человека и взаимное пересечение многообразных культурных миров. В этих условиях по новому ставятся задачи перед системой высшего
образования Российской Федерации, которая должна быть направлена на формирование нового типа личности, обладающего не только профессиональными компетенциями, востребованными современным типом общества, но и определенным комплексом личностно-профессиональных свойств и качеств как устойчивых характеристик, позволяющих выпускнику вуза адаптироваться и овладевать в перспективе новыми способами выполнения профессиональной деятельности, которые содержат потенциал ответа на современные и возможные в будущем вызовы времени.
Закон «Об образовании в Российской Федерации» в статье 69 «Высшее образование» (редакция от 8.12.2020) не только определяет цель высшего образования как «обеспечение подготовки высококвалифицированных кадров по всем направлениям общественно полезной деятельности в соответствии с потребностями общества и государства» [1], но и акцентирует внимание на личностном уровне развития выпускника вуза, его интеллектуальном, культурном, нравственном становлении, что невозможно без выстраивания стратегии лич-ностно ориентированного обучения, так как воспроизводство полученных профессиональных знаний, умений и навыков еще не является гарантией качества подготовки бакалавра, его востребованности в профессиональной среде и способности самостоятельно выстраивать карьеру в будущем. Система высшего образования, отвечающая современным требованиям, не должна сводиться к предметно-знаниевой или предметно-репродуктивной парадигме, а строиться на принципах актуализации таких качеств личности студента, как способность к самообразованию, саморазвитию, самореализации, креативности, адаптации, интеграции в профессиональную среду. В связи с этим проблема индивидуализации образования должна рассматриваться как центральная и системообразующая в процессе подготовки бакалавра. ФГОС3++ акцентирует внимание на данном виде образовательной деятельности, рассматривая его как определяющий, так как он основан на принципе персона-лизации образовательной деятельности, студентоцентрированности образовательного процесса, которые определяют парадигму высшего образования в современном мире [2].
В статье мы обратимся к данной проблеме, исходя из специфики типа образования по укрупненной группе специальностей 53.00.00 «Музыкальное искусство» с учетом условий его реализации - создания вузом необходимых социально-педагогических условий. Профессиональная подготовка музыкантов-исполнителей на народных инструментах по направлению 53.03.02 «Музыкально-инструментальное искусство» в соответствии с ФГОС3++ не просто предусматривает индивидуализацию образования как основополагающий вид образовательной деятельности, но и акцентирует внимание на том, что качество профессиональной подготовленности выпускника определяется не только и не столько результативностью на момент завершения обучения, но и наличием профессионального и личностного потенциала как возможности развертывания процесса самоактуализации на длительную жизненную перспективу [3].
Проблема организации образовательного процесса с акцентом на принцип обязательного учета индивидуальных особенностей обучаемого является во многом традиционной для зарубежной и отечественной педагогики. Данная проблематика восходит ко времени Я. А. Коменского. О необходимости индивидуализации и дифференциации обучения писали многие выдающиеся зарубежные и отечественные педагоги и психологи: С. Л. Рубинштейн, А. Дистерверг, К. Роджерс, К. Д. Ушинский, П. П. Блонский, А. Ф. Каптерев, Н. И. Пирогов, С. Т. Шацкий и др.
Методологической основой данного исследования являются работы отечественных психологов и педагогов о значимости субъектного фактора в процессе обучения и саморазвития. Центральной является субъектно-деятельностная теория, разработанная С. Л. Ру-
бинштейном, в которой личность обучающегося в процессе освоения знания и приобретения новых навыков и умений рассматривается как субъект образовательной деятельности: «.. .субъект в своих деяниях, в актах своей творческой самодеятельности не только обнаруживается и проявляется, он в них создается и определяется» [4, с. 366].
Понятие «субъектность» не потеряло своего значения и в настоящее время. Б. Е. Фиш-ман «субъектность» студента рассматривает как существенный фактор организации образовательного процесса в современном вузе, обращая внимание на недостаточность внимания к организации индивидуальной образовательной стратегии студента, которая чаще всего выстраивается хаотично: «В результате молодые люди не всегда способны самостоятельно принимать ответственные решения. эффективно включиться в реальную деятельность, не способны на практике (а не в условиях учебной среды) творчески решать встающие перед ними профессиональные и жизненные проблемы» [5, с. 147].
Субъектность как личностную характеристику студента Ф. Г. Мухаметзянова, И. И. Мифтахов рассматривают как проявление таких качеств, как способность к творческому саморазвитию, самодвижение к новым целям, самоактуализация, самоорганизация. Эти качества исследователи определяют как индикаторы развития субъектности студента в рамках вузовского образовательного процесса, который понимается как механизм самоизменения, приобретения в процессе становления профессионально подготовленного специалиста качеств смысложизненной ценности [6, с. 126].
Р. Н. Бахтизин, О. А. Баулин, Р. М. Мазитов, Н. А. Шайхутдинова, рассматривая проблемы трансформации системы подготовки специалистов в условиях перехода на ФГОС 3++, отмечая сложности адаптации выпускника к профессиональной среде, вызванные ее интенсивными изменениями, придают особое значение стратегии индивидуализации обучения как готовности к адаптации и самостоятельному профессиональному становлению и росту [7, с. 107].
Анализ психолого-педагогической литературы и специальной литературы по проблемам музыкального образования с учетом особенностей подготовки музыканта-исполнителя [8] позволяет выделить следующие особенности данного процесса:
- индивидуализация профессиональной подготовки музыканта-исполнителя традиционно в данном типе образования составляет основу образовательного процесса, без организации которой данный образовательный процесс невозможен;
- вместе с тем процесс индивидуального обучения не должен ограничиваться только воспроизводством приобретенных исполнительских навыков, особое значение имеет «диа-логичность» самого процесса обучения, когда отношения преподавателя и студента носят не только субъектно-объектный характер, но и выходят на уровень субъектно-субъектных отношений, что проявляется в инициативе, самостоятельности, самоорганизации, мотивированности студента на поиск новых форм, что во многом зависит от умения преподавателя выстраивать методику «творческого сотрудничества»;
- образовательный процесс должен представлять собой движение от субъектно-объект-ных к субъектно-субъектным отношениям преподавателя и студента как путь личностного роста и саморазвития студента, некоторые исследователи это движение обозначают как «индивидуальный маршрут развития», движение от деятельности организованной педагогом к самоорганизации студента. Как пишет А. Е. Сучкова, такой подход требует анализа и оценки взглядов каждого студента, ставит перед кафедрой и преподавателем задачу построения индивидуальной профессиональной модели подготовки студента [9].
Понятие «индивидуальное обучение» - неотъемлемая традиционная классическая образовательная форма подготовки музыканта-исполнителя, но в современном образова-
тельном контексте исследователи разграничивают понятия «индивидуальное обучение» и «индивидуализация обучения», понимая под последней поэтапное выстраивание, проектирование диалоговой персонализированной образовательной формы взаимодействия преподавателя и студента, которую мы определяем как индивидуальную профессионально-творческую траекторию развития. Индивидуальная профессионально-творческая траектория развития - это многоуровневая и поэтапная диалоговая совместная деятельность преподавателя и студента, которая направлена на выстраивание обучения, с одной стороны, как процесса развертывания творческого потенциала студента и овладения необходимыми профессиональными компетенциями, с другой стороны, формирование навыков softskills как умение адекватно адаптироваться к изменениям профессионально-творческой среды, самостоятельно организовывать свою профессиональную деятельность, выстраивать отношения в творческом коллективе, работать с информационными системами, определять свою творческую позицию и осваивать право на собственный личностно-художественный поиск [10]. Навыки softskills рассматривают как надпрофессиональные образования качеств личности выпускника, свидетельствующие об адекватном уровне его социальной адаптивности. Мы рассматриваем профессионально-творческие навыки и способы адаптации к динамично меняющейся среде как неразрывные части единой личности выпускника.
Данный процесс основан на формировании профессиональных компетенций по направлению 53.03.02 «Музыкально-инструментальное искусство», что в свою очередь на первое место выдвигает компетентностный подход, в рамках которого мы будем рассматривать предполагаемые пути моделирования индивидуальной профессионально-творческой траектории развития музыканта-исполнителя с выходом на профессиональные результаты, такие как: способность осуществлять музыкально-исполнительскую деятельность сольно и в составе ансамблей (ПКО-1); способность создавать индивидуальную художественную интерпретацию музыкального произведения (ПКО-2); способность проводить репетиционную сольную, репетиционную ансамблевую и (или) репетиционную концертмейстерскую и (или) репетиционную оркестровую работу (ПКО-3).
На наш взгляд, индивидуальная профессионально-творческая траектория развития студента музыканта-исполнителя предполагает создание вузом следующих социально-педагогических условий:
1. Первичная диагностика уровня студента, его музыкально-исполнительских навыков, учет мотивации каждого обучающегося и на этой основе проектирование определенных индивидуальных траекторий личностно-профессионального роста.
2. Создание образовательно-творческих ситуаций: «преподаватель - студент», направленных, с одной стороны, на моделирование личностно ориентированного общения, партнерство, персонализацию образовательного процесса (выстраивание процесса репетиционной работы над сольными и ансамблевыми программами, репетиционной концертмейстерской и оркестровой работой, развитие творческого мышления, готовность студента в ситуации постобучения к саморганизации и саморазвитию и др.), с другой стороны, формирование у студента коммуникативных навыков, повышение психолого-адаптивных возможностей, стремление к интеграции в профессиональное сообщество, умение работать в коллективе (навыки softskills).
3. Формирование в вузе интегрированных форматов обучения, что позволяет индивидуальную траекторию развития студента моделировать при участии профессионального сообщества, так как это не только обеспечивает возможность ориентации данной стратегии образования на запросы региональной культурной политики и профессиональной музыкальной среды (включение в учебный процесс специалистов-работодателей, осуществле-
ние внешней (международной) и внутренней академической мобильности, участие преподавателей и студентов в концертно-исполнительской деятельности профессиональных музыкальных коллективов, международных, федеральных, региональных конкурсах и др.), но и расширяет личностное и профессионально-творческое пространство студента, раскрывает возможность вариативности применения профессиональных навыков, формирует представление о необходимости постдипломного обучения.
4. Конструирование единого профессионально-образовательного пространства для прохождения всех видов практик как многовекторного взаимодействия творческого вуза с профессиональным сообществом - одно из действенных условий выстраивания индивидуальной профессионально-творческой траектории развития студента, закономерное движение от учебно-образовательного процесса к постобучению как потенциально освоенной и адаптированной к возможным карьерным ожиданиям среды. Одним из эффективных инструментов может выступать базовая кафедра, функционирующая в профессиональной концертно-исполнительской среде. С целью необходимости развития исполнительских компетенций и навыков сольной, ансамблевой, концертмейстерской, репетиционной оркестровой работы базовая кафедра создает необходимые условия для продуктивного взаимодействия учебной и профессиональной среды, осуществляя поэтапный процесс движения и адаптации студента в пространстве будущей профессиональной деятельности, также с привлечением специалистов-профессионалов к процедуре независимой оценки, что позволяет своевременно осуществлять коррективы образовательных программ в соответствии с требованиями профессиональных стандартов.
5. Действенным элементом в планировании индивидуальной профессионально-творческой траектории развития, на наш взгляд, является самостоятельная работа студента. Вместе с тем некоторые исследователи отмечают низкую мотивацию студентов к выполнению самостоятельной работы и проблемы вузов в ее рациональной организации [11].
Самостоятельная работа студента составляет по объему времени самую значительную часть учебного процесса, и от ее правильной организации зависит успешное развитие музыканта-исполнителя: выработка умения инициативно и творчески включиться в процесс освоения мастерства исполнения на музыкальном инструменте, умение интерпретировать авторский текст исполняемого музыкального произведения, находить целесообразные приемы воплощения художественного замысла композитора, создавать индивидуальное художественное «прочтение» музыкального произведения, т. е. развивать самостоятельное творческое мышление. Самостоятельная работа тесно связана с понятием «индивидуальная профессионально-творческая траектория развития», так как представляет собой многофункциональное явление, которое интегрирует профессиональное и личностное начало в развитии студента, определяет его мотивацию и в равной степени актуализирует его заинтересованность в результатах образования. Основываясь на цели формирования компетенций, представляется возможным процесс организации самостоятельной работы структурировать в соответствии со следующими уровнями: формирование компетенций как освоение и воспроизводство знаний, умений, навыков музыканта-исполнителя (репродуктивно-предметный); формирование знаний, умений и навыков более высокого уровня сложности (репродуктивно-творческий); выполнение сольных, ансамблевых, оркестровых программ, соответствующих требованиям работодателя, оценке профессиональной среды и требованиям профессионального стандарта (творческий уровень).
Исходя из анализа актуальности проблемы построения индивидуальной профессионально-творческой траектории развития музыканта-исполнителя, значения ее в становлении личности будущего профессионала, обладающего потенциалом реализации в профес-
сиональной среде с последующим развертыванием на длительную творческую и карьерную перспективу, можно сделать следующие выводы:
- необходимым принципом функционирования деятельности современного вуза, ведущего подготовку по музыкальным специальностям, является формирование особого типа образовательной среды, которую отличает персонализация процесса обучения, нацеленность на выстраивание преподавателем индивидуальной траектории личностно-професси-онального становления для каждого студента с учетом его мотивации и карьерных ожида-
- образовательное пространство вуза должно не только открывать новые возможности для личностного и профессионального роста студента, но и предъявлять особые требования к его личности, в данном случае музыканта-исполнителя как носителя культурных ценностей отечественной музыкальной исполнительской школы, актуализировать инновационные подходы, необходимость развития таких навыков, как способность к самоорганизации, самообразованию, саморазвитию;
- особое значение сегодня приобретает постдипломная ситуация как способ адаптации и выстраивания карьерного роста в профессиональной среде, когда наряду с исполнительскими знаниями, умениями востребованы навыки softskills; интегративные форматы обучения с профессиональной средой способны обеспечить достижение этих целей;
- движение личности каждого студента по выстраиваемой вузом профессионально-образовательной траектории требует создания особой творческо-образовательной среды, которая характеризуется гармонией единства сохранения образовательных отечественных традиций и открытостью инновационным образовательным стратегиям.
Список литературы
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-Ф3 (ред. от 08.12.2020). URL: https://fzrf.su/zakon/ob-obrazovanii-273-fz/ (дата обращения: 20.02.2021).
2. Сазонов Б. А. Организация образовательного процесса: возможности индивидуализации обучения // Высшее образование в России. 2020. № 6. С. 35-50.
3. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 53.03.02 Музыкально-инструментальное искусство: Приказ Министерства образования и науки РФ от 01.08.2017 г. № 730. URL: http://fgosvo.rn/uploadfiles/FG0S%20V0%203++/Bak/ 530302_B_3_23082017.pdf (дата обращения: 20.02.2021).
4. Рубинштейн С. Л. Бытие и сознание. Человек и мир. СПб.: Питер, 2003. 512 с.
5. Фишман Б. Е. О субъектности студента вуза в образовательной деятельности // Высшее образование в России. 2019. № 5. С. 145-154.
6. Мухаметзянова Ф. Г., Мифтахов И. И. Феномен субъектности студента в психологии // Казанский пед. журн. 2013. № 4. С. 126-130.
7. Бахтизин Р. Н., Баулин О. А., Мазитов Р. М., Шайхутдинова Н. А. Трансформация системы подготовки специалистов в условиях перехода на ФГОС 3++ // Высшее образование в России. 2019. № 5. С. 104-110.
8. Зеленкова Е. В. Творческое мышление музыканта: специфика развития в процессе профессиональной подготовки // Мир науки, культуры, образования. 2015. № 2(51). С. 207-209.
9. Сучкова А. Е. Индивидуализация обучения в высшей школе в контексте гуманитарной образовательной парадигмы // Теория и практика образования в современном мире: материалы VIII междунар. науч. конф. СПб.: Свое издательство, 2015. С. 158-160. URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/185/9164/ (дата обращения: 27.02.2021).
10. Бахтизин Р. Н., Баулин О. А., Мазитов Р. М., Шайхутдинова Н. А. Трансформация системы подготовки специалистов в условиях перехода на ФГОС 3++ // Высшее образование в России. 2019. № 5. С. 104-110.
11. Леушин И. О., Леушина И. В. Некоторые проблемы организации самостоятельной работы студентов в техническом вузе // Высшее образование в России. 2017. № 6. С. 51-56.
Крючкова Нина Владимировна, профессор кафедры народных инструментов и оркестрового дирижирования, декан музыкального факультета, Алтайский государственный институт культуры (ул. Юрина, 277, Барнаул, Россия, 656055). E-mail: [email protected]
Первушина Ольга Васильевна, кандидат культурологии, доцент кафедры художественной культуры и декоративно-прикладного творчества, Алтайский государственный институт культуры (ул. Юрина, 277, Барнаул, Россия, 656055). E-mail: [email protected]
Материал поступил в редакцию 27.04.2021
DOI 10. 23951/2307-6127-2021-5-148-155
IINDIVIDUAL PROFESSIONAL AND CREATIVE TRAJECTORY OF STUDENT DEVELOPMENT AS A STRATEGY OF MODERN MUSIC EDUCATION
N. V Kryuchkova, O. V Pervushina
Altai State Institute of Culture, Barnaul, Russian Federation
The article deals with the problem of actualizing personality-oriented approaches in the system of higher music education as a strategy driven by the challenges of modern culture. It is noted that today the professional environment requires, in addition to mastering performing skills, the formation of the ability for self-development, self-actualization, independent choice of strategies for creative development, adaptive and communication skills and abilities. The constructing by the teacher, together with the student, of an individually creative trajectory of the development of a musician-performer is assessed as a way to achieve these goals.
The concept of «individual professional and creative developmental trajectory» of a student as musician-performer through the synthesis of professional and creative competencies and the availability of soft skills has been explicated.
The authors propose possible approaches to achieving the set educational goals through the creation of social and pedagogical conditions, such as the primary diagnosis of the student's musical performance level, the creation of «educational and creative situations», the development by the university the integrated formats of studies, the organization of all types of practices in the context of an individual development trajectory, independent work of a student as a tool for updating the process of forming competencies. The article considers and analyzes the peculiarities of preparation of a musician-performer from the viewpoint of building the dynamics of the learning process as a movement from «subject-object» to «subject-subject» interactions in the «teacher-student» dyad, which is based on the principle of student-centered educational process.
The article suggests and describes possible strategies for building the educational process, the core of which is personalization and self-actualization of the creative potential of a musician-performer; development of motivation for self-organization, self-education, self-development in the preparation of a student; focus on productive adaptation in a professional environment, which involves the integration of professional performing skills and soft skills; unity of preserving domestic traditions of music education and openness to the dynamics of innovative educational strategies.
Keywords: music education, individual professional and creative trajectory of student development, competence-based approach, subjectivity, soft skills, educational environment of the university.
References
1. Federal'nyy zakon «Ob obrazovanii vRossiyskoy Federatsii» ot 29.12.2012 N273-FZ (redaktsiya ot 08.12.2020) [Federal Law «On Education in the Russian Federation» dated 29 December 2012 No 273-FZ] (in Russian). URL: https://fzrf.su/zakon/ob-obrazovanii-273-fz/ (accessed 20 February 2021).
2. Sazonov B. A. Organizatsiya obrazovatel'nogo protsessa: vozmozhnosti individualizatsii obucheniya [Organization of the educational process: opportunities for individualization of training]. Vihssheye obrazovaniye v Rossii - Higher education in Russia, 2020, no. 6, pp. 35-50 (in Russian).
3. Federal'nyy gosudarstvennyy obrazovatel'ny standart vysshego obrazovaniya - bakalavriat po napravleniyu podgotovki 53.03.02 Muzykal'no-instrumental'noye iskusstvo: Prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki RF ot 01.08.2017 g. № 730 [Federal State educational standard of higher education-bachelor's degree in the field of training 53.03.02 Musical and Instrumental art: Order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation No. 730 dated 1 August 2017] (in Russian). URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/FGOS%20VO%20 3++/Bak/530302_B_3_23082017.pdf (accessed 20 February 2021).
4. Rubinshteyn S. L. Bytiye i soznaniye. Chelovek i mir [Genesis and consciousness. Man and the world]. Saint Petersburg, Piter Publ., 2003. 512 p. (in Russian).
5. Fishman B. E. O sub''yektnosti studenta vuza v obrazovatel'noy deyatel'nosti [About the subjectivity of a university student in educational activities]. Vihssheye obrazovaniye v Rossii - Higher education in Russia, 2019, no. 5, pp. 145-154 (in Russian).
6. Mukhametzyanova F. G., Miftakhov I. I. Fenomen sub''yektnosti studenta v psikhologii [The phenomenon of student sub"jectivity in psychology]. Kazanskiy pedagogicheskiy zhurnal - Kazan Pedagogical Journal, 2013, no. 4, pp. 126-130 (in Russian).
7. Bakhtizin R. N., Baulin O. A., Mazitov R. M., Shayykhutdinova N. A. Transformatsiya sistemy podgotovki spetsialistov v usloviyakh perekhoda na FGOS 3++ [Transformation of the system of training specialists in the conditions of transition to the Federal State Educational Standard 3++]. Vyssheye obrazovaniye v Rossii - Higher Education in Russia, 2019, no. 5, pp. 104-110 (in Russian).
8. Zelenkova E. V Tvorcheskoye myshleniye muzykanta: spetsifika razvitiya v protsesse professional'noy podgotovki [Creative thinking of a musician: the specifics of development in the process of professional training]. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya - The world of science, culture and education, 2015, no. 2 (51), pp. 207-209 (in Russian).
9. Suchkova A. E. Individualizatsiya obucheniya v vysshey shkole v kontekste gumanitarnoy obrazovatel'noy paradigmy [Individualization of higher school education in the context of the humanitarian educational paradigm]. Teoriya i praktika obrazovaniya v sovremennom mire: materialy VIII Mezhdunarodnoy nauchnoy konferentsii, Sankt-Peterburg, Dekabr', 2015 [Theory and practice of education in the modern world: materials of the VIII International Scientific Conference, St. Petersburg, December 2015]. Saint Petersburg, Svoe izdatel'stvo Publ., 2015. Pp. 158-160 (in Russian). URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/185/9164/ (accessed 27 February 2021).
10. Bakhtizin R. N., Baulin O. A., Mazitov R. M., Shaykhutdinova N. A. Transformatsiya sistemy podgotovki spetsialistov v usloviyakh perekhoda na FGOS 3++ [Transformation of the system of training specialists in the conditions of transition to the Federal State Educational Standard 3++ ]. Vyssheye obrazovaniye v Rossii - Higher Education in Russia, 2019, no. 5, pp. 104-110 (in Russian).
11. Leushin I. O., Leushina I. V. Nekotorye problemy organizatsii samostoyatel'y raboty studentov v tekhnicheskom vuze [Some problems of organizing independent work of students in a technical university]. Vyssheye obrazovaniye v Rossii - Higher Education in Russia, 2017, no. 6, pp. 51-56 (in Russian).
Kruchkova N. V., Professor, Head of Musical Department, Altai State Institute of Culture (ul. Yurina, 277, Barnaul, Russian Federation, 656055). E-mail: [email protected]
Pervushina O. V., Candidate of Culturology, Associate Professor, Altai State Institute of Culture (ul. Yurina, 277, Barnaul, Russian Federation, 656055). E-mail: [email protected]