Научная статья на тему 'РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИНЦИПА ОТКРЫТОСТИ И ПУБЛИЧНОСТИВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОЛИЦИИ'

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИНЦИПА ОТКРЫТОСТИ И ПУБЛИЧНОСТИВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОЛИЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
582
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАНСПАРЕНТНОСТЬ / ОТКРЫТОСТЬ / ПУБЛИЧНОСТЬ / ПРИНЦИП ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ПОЛИЦИЯ / ИНФОРМИРОВАННОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ / СОЦИАЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Водяная М.Ю., Ляшук А.В.

Статья посвящена вопросам реализации принципов открытости и публичности в деятельности полиции, нашедших закрепление в законодательстве. Анализируются понятия «публичность», «гласность»,«открытость», «транспарентность». Отдельное внимание уделяется соотношению интересов публичности в деятельности полиции с положениями законодательства, регулирующего отношения в сфере защиты персональных данных. Авторы приходят к выводу о том, что при применении полицией норм, обеспечивающих конфиденциальность персональных данных отдельных категорий граждан, создаются препятствия в реализации прав и законных интересов законопослушных граждан на информированность в вопросах обеспечения безопасности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPLEMENTATION OF THE PRINCIPLE OF OPENNESS AND PUBLICITYIN THE POLICE ACTIVITIES

The article is devoted to the implementation of the principles of openness and publicity in the police activities, which are provided by the legislation. The concepts of «publicity», «openness», «transparency» are analyzed. The special attention is paid to the correlation of public interests in the police activities with the provisions of the legislation governing the relations in the field of personal data protection. The authors come to the conclusion that when the police apply the rules that ensure the confidentiality of personal data of certain categories of citizens, the barriers in the implementation of the rights and legitimate interests of law-abiding citizens to awareness about security issues are created.

Текст научной работы на тему «РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИНЦИПА ОТКРЫТОСТИ И ПУБЛИЧНОСТИВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОЛИЦИИ»

Взгляд. Размышления. Яр Точка зрения

УДК 351.74 DOI 10.51980/2542-1735_2021_2_141

Мария Юрьевна ВОДЯНАЯ,

доцент кафедры административного права и административной деятельности органов внутренних дел Омской академии МВД России, кандидат юридических наук

vodimash@mail.ru

Анна Валерьевна ЛЯШУК,

старший преподаватель кафедры административного права и административной деятельности органов внутренних дел Омской академии МВД России, кандидат юридических наук

monsegur55@mail.ru

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИНЦИПА ОТКРЫТОСТИ И ПУБЛИЧНОСТИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОЛИЦИИ

IMPLEMENTATION OF THE PRINCIPLE OF OPENNESS AND PUBLICITY IN THE POLICE ACTIVITIES

Статья посвящена вопросам реализации принципов открытости и публичности в деятельности полиции, нашедших закрепление в законодательстве. Анализируются понятия «публичность», «гласность», «открытость», «транспарентность». Отдельное внимание уделяется соотношению интересов публичности в деятельности полиции с положениями законодательства, регулирующего отношения в сфере защиты персональных данных. Авторы приходят к выводу о том, что при применении полицией норм, обеспечивающих конфиденциальность персональных данных отдельных категорий граждан, создаются препятствия в реализации прав и законных интересов законопослушных граждан на информированность в вопросах обеспечения безопасности.

The article is devoted to the implementation of the principles of openness and publicity in the police activities, which are provided by the legislation. The concepts of «publicity», «openness», «transparency» are analyzed. The special attention is paid to the correlation of public interests in the police activities with the provisions of the legislation governing the relations in the field of personal data protection. The authors come to the conclusion that when the police apply the rules that ensure the confidentiality of personal data of certain categories of citizens, the barriers in the implementation of the rights and legitimate interests of law-abiding citizens to awareness about security issues are created.

Ключевые слова: транспарентность, открытость, публичность, принцип деятельности, полиция, информированность населения, социальный контроль.

Keywords: transparency, openness, publicity, principle of activity, police, public awareness, social control.

«Отсутствие открытости приводит к недоверию и появлению потаенного чувства незащищенности» Далай-лама

Осуществление властной государственной деятельности со стороны

любого ее органа должно соответствовать принципам демократизма, открытости и публичности. Социальный институт публичной администрации должен реализовывать свои властные полномочия и осуществлять взаимодействие таким способом, каким это необходимо для наиболее эффективного решения

задач в интересах населения, проживающего на соответствующей территории.

Определяя круг главных проблем, В. В. Путин указал на то, что одной из них является «недостаток прозрачности и подконтрольности обществу в работе представителей государства - от таможенных и налоговых служб до судебной и правоохранительной системы» [7].

Гарантии законности и обеспечения прав и свобод граждан в деятельности полиции обеспечиваются прежде всего ее социальным предназначением, провозглашенным в самой первой статье Федерального закона «О полиции». Однако без закрепления системы взаимосвязанных и взаимообуславливаю-щих друг друга соответствующих принципов полиция может утратить или нивелировать предначертанную законодателем и обусловленную ее социальной природой значимость для общества. Система принципов, обрисовывая картину «фасадного» функционирования полиции в системе социума, предъявляет определенные законом строгие требования к поведению полицейских, их деятельности по правоприменению. Как верно отмечает В.В. Митрохин, «категория «принцип» трактуется как оптимальная модель соответствующего поведения, обеспечить которое очень сложно» [6, с. 691-699].

Проблематика реализации всех принципов деятельности полиции, нашедших закрепление в законодательстве, предполагает трудности выполнения установленных законом принципов в полном объеме. Соблюдение принципов можно, на наш взгляд, условно рассматривать как цель и при этом условие правоприменительной деятельности полиции. С другой стороны, solemnitates juris sunt observandae (правовые формальности должны соблюдаться), т.е. сложности процедуры выполнения не являются оправданием при реализации полномочий полиции, включая деятельность по применению принуждения.

Нормы Федерального закона «О полиции» обозначают деятельность полиции как открытую и публичную, не только провозглашая ее таковой путем упоминания принципа, но

и раскрывая положения данной исходной идеи в других статьях закона. С.П. Була-вин, помощник Председателя Правительства Российской Федерации, назвал именно этот принцип основополагающим [2, с. 8].

Начиная с римского права существовало так называемое libera lex - «открытое право», под которым понимается совокупность прав свободного человека и гражданина. Соответственно, выделялся и status libertatis - статус свободного человека. Появившаяся в XVII-XVIII вв. и активно развивающаяся по сей день договорная теория происхождения и генезиса государства, взяв за основу status libertatis, рассматривает государство как рациональное объединение людей на основе соглашения между ними, в силу которого они передают часть своей свободы, своей власти государству. Соответственно, взамен свободный человек (гражданин) получает реальную возможность опосредованного контроля деятельности государственных органов, осуществляющих свою деятельность открыто. Таким образом, принцип открытости выступает краеугольным камнем выстраивания системы отношений государство - человек.

Полиция как составная часть единой централизованной системы Министерства внутренних дел России, являясь органом исполнительной власти, должна руководствоваться в своей деятельности принципом открытости и публичности. Деятельность полиции как органа публичной власти должна быть транспа-рентной, и о процессе ее осуществления и результатах следует регулярно отчитываться перед соответствующими органами и должностными лицами. Предъявляемое требование гласности касается сведений о действиях, бездействии, положении тех сотрудников полиции, которые осуществляют свою деятельность гласными методами в соответствии с законодательством Российской Федерации. Основным инструментом, обеспечивающим реализацию принципа открытости, является отчетность, которая должна распространяться за пределы полицейского ведомства и быть доступной для граждан.

Изучение категориального аппарата принципов деятельности полицейских орга-

Взгляд. Размышления. __ Точка зрения

нов следует начать с классификации самих полицейских органов. Так, К.С. Бельский к полиции (в широком смысле) относит общую полицию (собственно полиция и войска национальной гвардии), специализированные полицейские структуры (налоговая, таможенная полиция, полиция по чрезвычайным ситуациям), специализированные (гражданские) субъекты полицейской деятельности (санитарная, промышленная, судебная и ведомственная полиция) [1, с. 473]. Обращаясь к российскому законодательству, регламентирующему правовую основу деятельности данных органов, следует отметить, что принципы деятельности правоохранительных органов в целом и полиции (в узком смысле) в частности подразумевают определенную семантическую неясность в употреблении терминов и понятий.

Так, к деятельности таможенных органов предъявляются требования «ясности, предсказуемости, гласности действий должностных лиц таможенных органов»1. Федеральная служба безопасности и пограничная служба предполагают сочетание в своей деятельности гласных и негласных форм, методов и средств2. Прокуратура и Следственный комитет действуют гласно в той мере, в какой это не нарушает права и свободы человека и гражданина и не противоречит требованиям законодательства Российской Федерации. Полиция (но не органы внутренних дел) руководствуется принципами открытости и публичности. Принцип открытости в деятельности федеральной противопожарной службы и ее доступность общественному контролю, а также объективное информирование общества о деятельности сотрудников федеральной противопожарной службы являются принципами деятельности МЧС России.

Существуют также множество федеральных органов исполнительной власти, которые не имеют в специальных нормативных актах, регулирующих их деятельность, вообще упоминания об открытости их действий

обществу. К ним относятся ФСИН России, войска национальной гвардии, Роспотреб-надзор, налоговая служба и др.

Таким образом, анализ российского законодательства, регулирующего деятельность правоохранительных органов, приводит к пониманию, во-первых, отсутствия единого подхода к употреблению понятий в аккумуляции в принципах сферы взаимодействия государственных органов, наделенных правом применения мер принуждения, с населением страны в целом, во-вторых, того, что в основном принцип деятельности полицейских органов в широком смысле этого понятия провозглашается как «гласность». Только Федеральный закон «О полиции» является исключение в этом ряду, ориентируя сотрудников на деятельность в условиях открытости и публичности в выполнении полицией своих функций и полномочий. Учеными-государ-ствоведами также принято выделять принцип транспарентности [4; 5]. Чем же данные понятия отличаются друг от друга, и какое из них является более точным?

Под принципом транспарентности понимается отсутствие секретности, ясность, основанная на доступности информации, информационная прозрачность. По мнению И.П. Кененовой, информационная открытость в деятельности полиции - это важнейшее проявление транспарентности, прозрачности ее деятельности [3, с. 15-36]. Транспарентность и законность в полиции обеспечиваются наличием публичности отчетных процедур о деятельности сотрудников полиции, а также сочетанием внутригосударственных и общественных мер контроля. Публичность деятельности полиции, являясь важнейшей составляющей ее открытости обществу, предполагает действующую систему механизмов, регулирующих систематический доступ к информации о правоприменительной деятельности полиции. Развивая данное положение, хотелось бы отметить, что негативным моментом, по нашему мнению,

1 О таможенном регулировании в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации : Федеральный закон от 03.08.2018 N 289-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2018. N 32. Ст. 5082.

2 О федеральной службе безопасности : Федеральный закон от 03.04.1995 N 40-ФЗ // Российская газета. 1995. 12 апр.

является сокращение количества отчетов в деятельности участкового уполномоченного полиции перед населением административного участка, произошедшее в 2016 году. Воплощение модели «полиция на службе общества» предполагает систематически организованную деятельность по приданию публичного характера информации, и в первую очередь это касается деятельности участкового уполномоченного полиции, чье взаимодействие с населением служит краеугольным камнем открытости полиции.

Проблему открытости в деятельности публичной власти в контексте доступа к информации затронул Конституционный Суд России, в своем решении провозгласив, что «максимальная информационная открытость государственных органов согласуется с принятой Советом Европы 27 ноября 2008 года Конвенцией о доступе к официальным документам (преамбула, ст. 3), в которой подчеркивается особое значение прозрачности деятельности государственных органов в плюралистическом и демократическом обществе и которая вместе с тем не исключает ограничений права на доступ к официальным документам при условии, что эти ограничения четко установлены законом, являются необходимыми и соразмерными целям защиты общепризнанных в демократическом обществе ценностей»3.

Анализ международных нормативных актов свидетельствует о наличии в них также общих требований к реализации принципа публичности, при этом детальная регламентация форм оставлена на усмотрение национального законодательства. Так, Кодекс поведения должностных лиц при охране правопорядка предъявляет соответствующие требования к деятельности полицейских органов, однако в нем отсутствуют четкие указания на то, каким именно способом должен быть достигнут соответствующий уровень транспарентности. Резолюция Генеральной

Ассамблеи ООН о принятии Кодекса поведения гласит: «действия должностных лиц по поддержанию правопорядка должны подвергаться тщательной проверке со стороны общественности, которая может осуществляться либо советом, министерством, прокуратурой, судом, омбудсменом, комитетом граждан, либо любым сочетанием этих органов или любым другим органом по надзору»4.

Европейский кодекс полицейской этики содержит нормы, констатирующие, что полицейские органы должны быть «объектом эффективного внешнего контроля». Полиция - часть общества и должна быть открытой для него. Сотрудники ответственны перед населением, интересы которого они призваны защищать. Информация и статистические данные о деятельности полиции, передаваемые в том числе через средства массовой информации, могут повысить уровень доверия общества к полиции, а также способствовать более тщательному соблюдению законов.

Таким образом, в деятельности европейской полиции принципы открытости, транспарентности превалируют над принципом публичности, гласности, поскольку открытость и доверие граждан ставится в приоритет, при этом процедуры отчетности полиции являются важным инструментом контроля общества.

Одним из положительных моментов применительно к реализации принципа открытости и публичности в деятельности полиции, на наш взгляд, является наличие Декларации открытости полиции, которая предполагает распространение культуры открытости, создание среды для открытого диалога, обеспечение прозрачной и понятной деятельности полиции, обеспечение электронного доступа и анализ информации о полиции. В концепции информационной открытости полиции (предложения по реформе открытости полиции), предложенной Комитетом гражданских инициатив, в качестве элементов механизма административно-правового регулирования

3 По жалобе граждан Т.А. Андреевой, Ф.В. Морозова и др. на нарушение их конституционных прав пунктом 1 статьи 1 Федерального закона «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» : определение Конституционного Суда РФ от 08.12.2011 N 1624-О-О, абз. 4 п. 2.2 мотивировочной части.

4 Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка : принят 17.12.1979 Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН N 34/169.

предлагается наладить открытый диалог путем учреждения должности уполномоченного по информационной открытости, организации регулярных публичных консультаций по открытости МВД России, организации сбора предложений от граждан по открытости МВД России, а также публикаций открытых данных и др.5

В современных условиях пандемии при перманентно применяемых ограничительных мероприятиях информирование населения приобретает новое оформление, мотивируя правоприменителей отказываться от устоявшихся, привычных форм работы в этом направлении. Так, выступления сотрудников перед населением, учащимися учебных заведений, а также отчет участковых уполномоченных проводятся в дистанционном режиме. При этом выбираются такие формы, при использовании которых можно обеспечить не только публичное выступление уполномоченных должностных лиц, но и возможность открытого диалога, например беседы в онлайн режиме, возможность задать вопрос руководителям подразделений, курирующим различные направления деятельности полиции. Все большую популярность обретают интервью на радио и телевидении, проведение брифингов и пресс-конференций6.

Как правило, проведение таких мероприятий не вызывает нареканий со стороны общественности и служит определенно позитивной, наглядной, «фасадной» стороной принципа открытости полиции. Однако существует и другая сторона медали, характеризующаяся наличием остро дискуссионных вопросов. Речь идет о некотором конфликте интересов публичности в деятельности полиции с положениями законодательства, регулирующего отношения в сфере защиты персональных данных. Имеется в виду довольно специфичный институт социального контроля, сущностью которого является, на наш взгляд, возможность общественности самостоятельно оценивать потенциальные риски,

Взгляд. Размышления. Яр Точка зрения

связанные с девиантным поведением отдельных категорий лиц. «Социальный контроль представляет собой совокупность средств и методов воздействия общества на нежелательные (включая преступность) формы девиантного поведения с целью их элиминирования (устранения) или сокращения, минимизации» [9, с. 204]. Одним из современных механизмов социального контроля, на наш взгляд, является предоставление открытого либо контролируемого доступа общества к отдельным персональным данным.

С одной стороны, обработка персональных данных должна осуществляться на законной и справедливой основе, при этом должна ограничиваться достижением конкретных, заранее определенных и законных целей7. Конфиденциальность персональных данных обеспечивается тем, что операторы и иные лица, получившие доступ к персональным данным, обязаны не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом. Определенные исключения из этих правил накладываются законодательством Российской Федерации об обороне, о безопасности, о противодействии терроризму, о транспортной безопасности, о противодействии коррупции, об оперативно-разыскной деятельности, об исполнительном производстве, уголовно-исполнительным законодательством Российской Федерации.

На наш взгляд, при применении данных норм существуют некоторые ограничения прав и законных интересов законопослушных граждан на информированность. Ключевым звеном в общении населения с правоохранительной системой в целом является участковый уполномоченный полиции, к которому граждане обращаются за помощью в разрешении различных конфликтных ситуаций. Одной из важнейших форм общения также является проведение обязательных отчетов участкового уполномоченного полиции

5 Комитет гражданских инициатив. URL: https://komitetgi.ru/news/news/399/ (дата обращения: 15.01.2021).

6 См. напр.: Официальная страница омской полиции ВКонтакте. URL: https://vk.com/55mvd; Омская полиция в instagram. URL: https://instagram.com/omsk_police.

7 О защите персональных данных : Федеральный закон от 27.07.2006 N 152-ФЗ // Российская газета. 2006. 2 авг.

перед населением, на которых озвучивается актуальная информация, предусмотренная ведомственными нормативными правовыми актами: информирование населения об оперативной обстановке и проделанной работе на административном участке.

Однако в правоприменительной деятельности полиции в целом и участкового уполномоченного полиции в частности нередко встают вопросы о том, следует ли информировать население административного участка о ходе проведения административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, включая в отчет не только безликую статистику, но и конкретные данные по таким лицам, в частности совершившим насильственные действия сексуального характера в отношении несовершеннолетних или страдающим расстройством сексуального предпочтения. Полагаем, что доведенная до населения на таких отчетах информация относительно фактов присутствия на территории административного участка лиц, ранее привлекавшихся к ответственности за совершение насильственных преступлений, сможет уберечь граждан от необдуманного сближения и чрезмерного доверия к казалось бы «дружелюбным» соседям.

Так, показательной является трагедия, случившаяся в Рыбинске в сентябре 2020 года: тела девочек 14 и 9 лет, убитых с особой жестокостью, были найдены в квартире. Их мать оставила дочерей с сожителем, к которому она вместе с детьми переехала из Омска после двухмесячного знакомства в социальных сетях. Как выяснилось впоследствии, мужчина в декабре предыдущего года освободился из мест лишения свободы, где отбывал срок за совершение особо тяжких преступлений, в том числе убийства и изнасилования. В ходе предварительного следствия установлен факт совершения сексуального насилия в отношении детей. Примечательно, что ни самой женщине, ни соседям не было

известно о «послужном списке» мужчины8. Полагаем, что знание матери о характере судимости этого лица либо информированность его соседей могли бы помочь избежать трагедии.

Данный случай произвел определенный резонанс среди населения. Граждане высказывались о праве быть информированными относительно таких соседей: «...откуда в округе знать людям, что он сидел, если он сам об этом не расскажет? Была полная дезин-формированность населения. Если бы хоть кто-то знал о нем, то, возможно, все было бы по-другому. Дело не в том, что она виновата, что привезла детей. Он мог бы однажды зайти к соседке за солью»9.

На наш взгляд, необходимо создать и вести единую базу данных таких лиц, информация должна быть при этом в свободном доступе в сети Интернет и присутствовать в отчетах участковых уполномоченных полиции перед населением административного участка. Следует подчеркнуть, что главная цель создания такого реестра заключается в информировании общества для целей его безопасности, а не для унижения лица, ранее привлекавшегося к ответственности.

Исторически процесс социального контроля за «лихими» людьми, отбывшими сроки за совершение преступлений, включал в себя в том числе клеймение. «Наложение клейм на осужденных к тому преступников следует непосредственно за наказанием их плетьми через палачей, также публично и рукою палача. Оно состоит в поставлении, определенным для того способом, на лбу и щеках осужденного букв КАТ (т.е. каторжный)»10. Люди, подвергнутые подобным наказаниям, в дальнейшем полностью утрачивали возможность социальной адаптации. С отменой клеймения в 1863 году социальный контроль эволюционировал из универсального в государственный [8].

8 Изнасиловал перед расправой: подробности убийства детей в Рыбинске // Газета. Ru. URL: https://www. gazeta.ru/social/2020/09/16/13253479.shtml (дата обращения: 15.02.2021).

9 URL: https://www.om1.ru/news/incident/208007 rosila_mogilu_pustojj_i_uekhala_mat_isterzannykh_

devochek_iz_omska_gotova_prostit_manjaka_i_zhdat_ego/ (дата обращения: 15.02.2021).

10 Уложение о наказаниях уголовных и исправительных. Санкт-Петербург: Тип. 2 отд-ния собств. Е. И. В. канцелярии, 1845. п. 28.

Варварские методы реализации социального контроля, конечно же, недопустимы в современной действительности. Права и свободы человека являются высшей ценностью, и никакие действия и решения органов государственной власти не могут иметь своей целью унижение чести и достоинства человека, причинение ему физических и нравственных страданий. Однако авторы настаивают на необходимости предоставить право обществу на информированность о рисках потенциальных угроз, связанных с высоким уровнем рецидива среди освободившихся из мест лишения свободы и неэффективностью уголовных санкций и исправительной системы в целом. Безусловно, это затрагивает интересы приватности, однако представляется, что публичный интерес в раскрытии такой информации значительно перевешивает интерес лица в сохранении тайны личной жизни.

Представляется, что информация в открытом доступе о наличии судимости за совершение преступлений против половой свободы и половой неприкосновенности является значимой с точки зрения обеспечения надлежащего контроля как со стороны государственных органов, так и со стороны общественности в рамках социального контроля. Более того, в Российской Федерации уже ведутся открытые перечни данных. Например, на официальном сайте МВД России размещен список лиц, которым запрещено посещение мест проведения официальных спортивных соревнований, с указанием фамилии, имени, отчества, даты рождения, каким судом и на какой срок наложено ограни-чение11. Частично персональные данные лиц, привлеченных к уголовной ответственности (фамилия и инициалы), размещены в решениях судов, публикуемых на официальных ин-тернет-порталах12.

Интересен зарубежный опыт предоставления гражданам информации о лицах, ра-

Взгляд. Размышления. Точка зрения

нее судимых за половые преступления в отношении несовершеннолетних. Так, в Великобритании действует Закон о сексуальных преступниках 1997 г.13, который предоставляет ограниченный доступ граждан к сведениям реестра. Если у гражданина возникает подозрение в отношении лица, с которым контактирует он сам или ребенок, он вправе обратиться с запросом в полицию. Запросы делятся на два вида: 1) приоритетные, когда ответ дается в течение 24 часов; 2) обычные, когда ответ дается в течение 10 суток.

Также в этой связи следует упомянуть так называемый Закон Меган14, принятый в 1996 году в США, который предусматривает обязанность штатов предоставлять гражданам в целях защиты их прав информацию обо всех лицах, совершивших половые преступления. Специфика ведения данных реестров заключается во включении общества в постпе-нитенициарный контроль: государство ведет реестр, следит за своевременным обновлением информации, в необходимых случаях осуществляет информирование общества о фактах освобождения, изменения места жительства бывших осужденных, а общественность имеет доступ к этой информации для самозащиты своих прав [8].

В ряде стран англосаксонской правовой системы (Канада, Ирландия, Австралия) регистрация лиц, совершивших преступления против половой свободы несовершеннолетних, существует в качестве специального вида полицейского надзора, так как общественность не наделена правом доступа к базам данных таких лиц, однако парламенты этих стран рассматривают возможность предоставления публичного доступа к содержанию реестров.

Проведенное исследование позволяет сформулировать некоторые выводы. Во-первых, выявлено отсутствие единого подхода к пониманию дефиниций «открытость»

11 Список лиц, которым запрещено посещение мест проведения официальных спортивных соревнований. Официальный сайт МВД России. URL: https://xn--b1aew.xn--p1ai/bannedfans (дата обращения: 15.02.2021).

12 См., напр.: Судебные и нормативные акты Российской Федерации. URL: https://sudact.ru.

13 Sex Offenders Act 1997. URL: https://www.legislation.gov.uk/ukpga/1997/51/enacted (дата обращения: 17.02.2021).

14 Registration and Notification of Release of Certain Offenders Act. URL: http://www.nj.gov/ njsp/spoff/megans_ law.html (дата обращения: 17.02.2021).

и «публичность» в сфере законодательного регулирования процесса взаимодействия государственных органов, наделенных правом применения мер принуждения, с населением. Во-вторых, в российском законодательстве принцип деятельности органов, наделенных полномочиями по применению мер принуждения, провозглашается как «гласность» без упоминания «открытости». Аналогичная тенденция прослеживается и с реализацией принципа транспарентности в деятельности полиции.

Полагаем, что при применении норм, обеспечивающих конфиденциальность персональных данных отдельных категорий граждан, существуют некоторые ограничения прав и законных интересов законопослушных граждан на информированность.

Следует предоставить право обществу на информированность о рисках потенциальных угроз.

На наш взгляд, необходимо создать и вести единую базу данных лиц, осужденных за преступления против половой свободы и половой неприкосновенности несовершеннолетних. Информацию следует размещать в сети Интернет и в отчетах участковых уполномоченных полиции перед населением административного участка. Это может послужить основой для будущей системы социального контроля, соединяющей в себе элементы учета, мониторинга и информирования. При этом законодателю необходимо обеспечить баланс публичных и частных интересов при размещении и предоставлении информации.

Библиографический список

1. Бельский, К.С. Полицейское право : лекционный курс / К.С. Бельский ; под ред. А.В. Куракина. - М., 2004. - 816 с.

2. Булавин, С.П. Нужны открытость и публичность / С.П. Булавин // Защита и безопасность. - 2011. - N 2. - С. 8.

3. Кененова, И.П. Трудно ли элитам применить закон к себе? / И.П. Кененова // Сравнительное конституционное обозрение. - 2017. - N 1 (116). - С. 15-36.

4. Комбарова, Е.В. Транспарентность органов публичной власти в условиях информационного общества России / Е.В. Комбарова // Конституционное и муниципальное право. - 2019. - N 12. -С. 15-18.

5. Магомедова, К.К. Реализация конституционного принципа транспарентности судебной власти на стадиях гражданского судопроизводства, не относящихся к судебному разбирательству / К.К. Магомедова // Вестник Пермского университета. Юридические науки. - 2012. -N 4 (18). - С. 51-56.

6. Митрохин В.В. Принципы организации и прохождения службы в органах внутренних дел / В.В. Митрохин// Административное и муниципальное право. - 2015. - N 7. - С. 691-699.

7. Путин, В.В. О наших экономических задачах / В.В. Путин // Ведомости. - 2012. - 30 января.

8. Сергеев, Д.Н. Специальная регистрация как форма постпенитенциарного контроля / Д.Н. Сергеев // Вестник Омского университета. Серия «Право». - 2016. - N 1 (46). - С. 203209.

9. Яковлев А.М. Социология преступности (криминология). Основы общей теории / А.М. Яковлев ; отв. ред. О.Ф. Шишов. - М., 2001. - 379 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.