DOI 10.22394/1818-4049-2017-79-2-123-130 УДК 35.08
Е.А.
От
[иции
В статье показано, что открытость в деятельности полиции в I ключе находит свое выражение в нормативном отношении в закреплении пов открытости и публичности, общественного доверия и поддержки граждан, в социологическом измерении - в результатах социологических опросов, а также в рейтинговых показателях, рассчитываемых в том числе на основе экспертных оценок и статистических данных. В статье показана их многогранные сущность и практика реализации. Автор приходит к выводу о том, что в пореформенный период в МВД России состояние открытости, уровня общественного доверия к полиции имеет положительную динамику. Вместе с этим практика воплощения отдельных положений открытости полиции требует дальнейшего совершенствования.
in the Ministry of Internal Affairs of Russia the state of openness, the level of certain provisions of the wennves ^the,
openness and
of the police,
dimension.
trust and
of citizens,
частью России Наибольшее чис-, возложенных на
является составной внутренних дел (далее - МВД России). ло задач и полномочий МВД России, выполняют именно ники полиции:
- обеспечение правопорядка в о! ственных местах;
и пресечение
нарушений;
— выявление и раскрытие преступлений;
— обеспечение безопасности го движения;
— радыж лиц;
осуществление регистрационного то месту пребывания и по месту жительства [1].
Очевидно, что от надлежащего выполнения данных функций зависит удовлетворение одной та г^ньк человеческих потребностей - потребности в безопасности. Обеспечение постоянного спокойствия и бАагоп°лучия ^а^ан ^защиты их прав от противоправн^1х посягательств предполагает интенсивное взаимодействие полиции и общества. В связи с этим неслучайны результаты социологических исследований различных лет и уровней покаЗываЮШ^1х, что граж-
Клеймёнов Евгений Алексеевич — канд. со] общеправовых дисциплин, Дальневосточны (г. Хабаровск). E-mail: [email protected]
юридический институт МВД России
дане для защиты своих прав приоритет-н° обращаются в ^дь^ прокуратуру и в полицию (милицию) [2].
Вместе с тем к началу реформы МВД
России (2009 г.) участились случаи шения сотрудниками °рган°в
них дел (далее - ОВД) законности и служебной дисциплины, которые вызвали обоснованную негативную реакцию в
обществе и в целом повлияли на снижение авторитета власти.
В связи с этим помимо мер, направленных на совершенствование организационно-структурного, ка-
Др0B0Г0, ^финанс°вогод ^^атериально
технического обеспечения полиции, значительное внимание в рамках реформы МВД России было уделено вопросам обеспечения открытости и публичности в деятельности полиции, повышения доверия граждан к сотрудникам
Достижение данных императивов на нормативном уровне воплотилось в ; новлении в Федеральном законе «О ции» (далее - Закон о полиции) щих принципов деятельности полиции:
- открытость и публичность;
- общественное доверие и поддержка 1-раждан.
Для понимания сущности данных важно не только рассмотреть их правовое содержание, но и показать их практическую реализацию в социологическом измерении.
Принцип открытости и публичности в деятельности полиции предполагает получение гражданами: и ^гантаац^^ достоверной информации о деятельности полиции, а также информации, непосредственно затрагивающей их права, за исключением информaции, доступ к которой ограничен федералЬН^ЕМ законом [1].
Важно, что получение такой информации в соответствии с Федеральным законом «О полиции» возможно не только в случае направления соответствующего обращения, на полицию возложена обязанность по регулярному нию общества о ; средства массовой информации (далее -СМИ), сеть Интернет, а также путем отчетов должностных лиц.
В настоящее время о деятельности полиции отчитываются:
:уровне
нов МВД России на регионально: один раз в год - перед законодат (представительными) органами ственной власти субъектов Российской
ФедераЦии;
- начальники управлений, отделов, отделений МВД России по районам, городам и иным муниципальным образованиям, в том числе по нескольким муниципальным образованиям, управлений, отделов, отделений МВД России на части территорий центров субъектов
ции не реже одного раза в год представительными органами
пальных образований;
перед
административн^1х участках)
являются в силу своей должности лее близкими к решению проблем обслуживаемого участка .
нфор
ления
Ф
об их деятельности влияет на отношение
Всероссийского центра изучения
шенные, знающие о том, кто является их участковым, а еще более те, кто знаком с ним лично, чаще дают положительные
ответы в вопросах о доверии (52% и 57% соответственно) и оценке качества работы полицейских (29% и 33% оценивают на «хорошо» или «очень хорошо»), нежели те, кто не владеет подобной информацией (доверяют 43% и оценивают выше среднего 20%).
В связи с :
указанных должностных лиц в найте соответствующего уровн<а «а отчетшо информация
информаЧия угасткотых:
терр:
эр
самоуправления (по согласованию).
Перечень всей информации, требуемой для размещения на указанн^1х сайтах достатоЧно Широк [5]. Рейтинги интернет-открытости органов власти, составляемые экспертными и аналитическими центрами страны, показывают,
что МВД России на достаточно высоком уровне обеспечивает представление такой информации.
Так, по результатам мониторинга 19 показателей информационной открытости сайтов федеральных органов исполнительной власти (далее - ФОИВ),
информационной сивтомайизР1нфвоанетср1»
в 2016 г., МВД России из 73 органов власти заняло 31 позицию (30 позицию из 77 органов власти в 2015 г.) [6].
публичности, является положение о : сведений о .
ОВД, воевр(
принятие не-
мер по с1 гированию на них;
- использование практики поощрения представителей СМИ и общественности, граждан, оказывающих содействие в освещении результатов оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел;
- ежемесячное личное участие руководителей территориальных органов МВД России в проведении пресс-конференций, ^^гаго^ «прямых «круг^к столов» встреч с трудовыми коллективами, представителями СМИ и институтов гражданского общества.
В ряде регионов, в том числе в
чила
в гр
в
поездок руководства региональныХ ор-районам, в ходе которых начальники
пресс-конференций, рассылки ных и статистических материалов.
На федеральном уровне приоритетному освещению подлежит деятельность министра внутренних дел. тинги В.А. Колокольцева говорят о , точно широком освещении его ности. Так, по данным автоматической системы мониторинга и анализа СМИ «Медиалогия», министр внутренних дел в
меДиарейтинге министров России
мал 9 позицию из 22 федеральных ] стров, а по итогам мая 2017 г. - восьмую (из 22) строчку в рейтинге [7].
Успешному освещению в СМИ деятельности министра, подразделений МВД России в последние годы способствовала реализация таких ставших ми с 2011 г. мероприятий, как:
- создание подразделений ции и общественных связей, : в структуре органов внутренних дел;
- обеспечение на плановой основе ре-
проблемы взаимодействия
охраны
- ОВД) в СМИ с ности ОВД;
- ежедневное проведение мониторинга ценТралЬНЫх и региональн^1х СМИ, прогнозирование информационн^1х угроЗ в
дел, а также вопросы ственного порядка [8].
Осуществление указанных поездок говорит о понимании руководством УМВД России по краю значимости, необходимости открытости и публичности в деятельности полиции. Вместе с тем рядовые сотрудники ОВД в регионе не считают данный принцип значимым в своей деятельности. Так, согласно исследованию Дальневосточного юридического института МВД России [9], только 7% опрошенных сотрудников подразделений Краевого управления МВД по-Аагают, что открытость и доступность общественному конТролю, должны определять деятельность сотрудника органа внутренних дел.
Представленные положения об
многом фрагментарное представление
можно составить на основе исследований ВЦИОМ, проводимых совместно с От-
крытым правительством с
мониторинга и оценки открытости
раалее - ФОИВ) [1 0]. Согнасно данным исследованиям комплексный индекс откры-
высоким и составляет 51,3 пудта в 20Ю г. (11 место из 38 ФОИВ) [11] и 47,9 пункта в 2015 г. (18 место из 41 ФОИВ) [12].
Принцип открытости и публичности тесно связан с принципом общественного доверия и поддержки ^«жд^ поскольку является необходимым условием реализации второго. Поясним данный тезис.
Для общественного доверия главной категорией является социологическое понятие «доверие», которое типично в социологии определяется как ность субъекта в положительном, приятном характере неопределенных в будущем действий других лиц. Создание же такой убежденности без соответствующего информирования невозможно.
С другой стороны, открытость и публичность, гласность ¿деятельности полиции направлены на достоверное информирование о событиях уже имевших
полиции или пред-информации, не-
«0Д0бреНИе», «хорошо работает»,
жительное отношение», «чувство щенности».
Кроме тог°, Принцип доверия неслучайно содержит в своем наименовании указание на поддержку граждан. Это говорит о его нацеленности не на обеспечение пассивного усвоения информации, а
на вовЛечение граждан в процесс содействия, помощи полиции в решении возложенных на неё задач.
Такой социологич нимании сущности
:еский подход в по-Принципа доверия находит свое отражение в Законе о полиции: в нем установле
новлено, что ное мнение является одним из основных критериев официальной оценки , ности полиции.
Исходя из
доверия в деятельности полиции димо, прежде всего, обратиться к татам изучения общественного мнения. В пореформенный период такда те^едо^-ния проводились как на общероссийском, так и на региональном уровнях. Покажем
результаты некотор^1х из
[ир место в
ставление полицией посредственно затрагивающей права граждан и организаций безотносительно от того, положительно или отрицательно характеризуют соответствующие ния деятельность полиции.
Исходя из этого, принцип
до реформы МВД Рос-
и :
Так, исследования ВЦИОМ , руют что стремление полиции вать общественное доверие к себе и поддержку граждан имеет свои плоды: в 2010 г. сотрудникам милиции доверяли 31% респондентов, тогда как в 2016 г. сотруд-
47%; в 2009 г.
интеллектуальном отношении принцип открытости и публичности направлен на оценку уже происшедших мбита^ а Принцип доверия - на оценку: ных событий, действий полиции, в
положительного восприятия сти полиции, тогда как Принцип р^ нaпротив, должен служить
в 2016 г. - 24%; в опрошенных наблюдали дей-
вр201б гр их
стало на 10% меньше - 27% [4].
Исследования регионального уровня
об уровне доверия к полиции руют с исследованиями ВЦИОМ: в
Следовательно, судить о реализации Принципа доверия в деятельности по-
баровском крае, согласно исследованию Дальневосточного института управления - филиала РАНХиГС, полиции в 2014 г. доверяли 40,8% опрошенных жителей региона, в 2015 г. - 38,4% [2].
ципа доверия в работе полиции следн-
в
социального государ
ное большинство россиян (4 8%) в 2015 г. (46% в 2014 г.) заявили, что обращаются за помощью в случаях противоправных посягательств в отношении них или их
о
(в 2014 г. никуда не обращаются 19% < шенных (в 2014 г. - 18%), в - 12%, в суд - 11%, в следственный комитет - 4% [13].
Судить о поддержке полиции, а не просто о доверии, можно по результатам исследования Фонда общественного мнения: если в 2008 г. 67% опрошенных не °щущали беспооойство, тревогy, °°гда о ним обращались сотрудники милиции, а, следовательно, были более склонны о по-^щи поддержое сотрудниоов, чем ре-
споHДенты, испытывавшие тревоГУ, то в 2014 г. число таких респондентов при аналогичном обращении к ним сотрудников полиции было уже 76% [14].
Кроме этого, вышеу°азанные иссле РГСУ также свидетельствуют о
готовы сообщить информацию о :
: и событиях (2010 г. - 47%), - дать свидетельские показания, опознать преступника (2010 г. - 34%). Наряду с этим, из этой положительной динамики выбивается готовность лично
в 2015 г. против 34% в г. 2010-м.
Представленная в целом на динамика общественного доверия и поддержки со стороны граждан вызвана, прежде всего, стремлением самих сотрудников ОВД реализовать Принцип
на
принципа от°рытости и
но на стремлении зом, на профессион
надлежащим 1льной основе,
ность (76,7%), признание и защита прав свобод человека и гражданина (69,5%), а также добросовестность (59,4%).
Напротив, принципы деятельности, способные вызвать конфликт интересов на службе в ОВД, не рассматриваются сотрудниками УМВД России по Хабаровскому краю в качестве наиболее важных: лишь каждый десятый (11,5%) видит ключевым принципом службы приоритет интересов своей семьи, только 3,2% опрошенных считают свои собственные интересы главными на службе в ОВД.
Кроме того, более половины опрошенных сотрудников подразделений УМВД России по Хабаровскому краю (57,5%) признались в том, что их типичное отношение к гражданам при исполнении
ется как уважение. Вместе с тем только каждый четвертый (25,1%) опрошенный сотрудник заявил, что типичное отношение ° нему со сторон^1 граждан при исполнении им служебных обязанностей тарактертауется °а° доверие, тоща ^ о недоверии со стороны граждан сообщил каждый третий респондент (32,1%).
к полиции, согласно ч. 2 ст. 9 полиции, является положение, при
и понят-
должны быть обоснованными ными для граждан.
тезис для сотрудников ОВД
в
ственно исполнять свои служебные обязанности. Об этом говорят региональные исследования.
Так, согласно исследованию МВД России [9], сотрудники лений УМВД России по Хабаровскому краю полагают, что главными принципами службы в ОВД являются законность (79,4%), профессионализм и компетент-
то же время для граждан он служит полнительным основанием для
полиции.
Содержание Принципа (согласно ст. 9 Закона о полиции) состоит также в формировании общеественных советов при МВД России и территориальн^1х органах МВД России. Анализ отчетов о деятельности тетш советов в территориальн^1х органах МВД России на региональном уровне по субъектам Российской Федерации ДФО показывает, что данные органы, в основном, справляются с поставленными перед ними задачами.
Вместе с тем согласно указанным отчетам в деятельности советов практически не находят отражения результаты про-
ведения общественной экспертизы п] ектов нормативных правовых актов вопросам деятельности органов ; них дел, а также публичного ния вопросов, касающихся , ОВД. Кроме этого, научно обоснованный анализ мнений граждан о деятельности
органов внутренних дел проводит только Общественный совет УМВД России по Сахалинской области [15].
Наряду с этим, ряд у^т^ отмечая проблемы в организации общественных советов, также критически оценивают подходы к формированию персональн^1х составов общественных советов [1
стве
Помимо
держания Принципа, должна лежать
полиции: нарушения прав
и
меры со стороны полиции по их новлению, в том числе принесение винений гражданину (ч. 3 и 4 ст. 9
и практика их реализации получили Статочно широкое р
Iр0стрaнение, о
чем можно судить по судебным актам, разрешающим споры между ми и сотрудниками полиции [Г Таким образом, открытость в , ности полиции в доктринальном ключе находит Свое выражение в нормативном отношении в закреплении ] крытости и публичности, доверия и поддержки граждан в Законе о полиции, в социологическом измерении - в результатах социологических опросов, а также в рейтинговых показателях, рассчитываемых в том числе на основе экспертных оценок и статистических данных. Их сущность и практику реализации отличает многогранность.
и
пУбличности имеет приоритетное
чение, прежде всего, для
можно судить по значительному
освещению их деятельности : довые же сотрудники полиции не рассматривают данный принцип в каче-
этим ложений
бует дальнейшего
1. Фе
пр
. ¡Электронный. стема «К°нсу.
2.
в основе которых
ная активность жителей Хабаровского края», . РАНХиГС, 2014 - 2015 гг. дования - жители Хабаровского кр гарте (анкетный оц 2014 г. п=800, 2015 г. п=600; статистичес
к
погретность не цревытает 5%). Научные руководители - д.с.н, профессор Н.М. Байков и к.с.н, доцент Ю.В. Березутский.
3. Приказ МВД России от 30 августа 2011 г. № 975 «Об организации и проведении отчетов
лиц территориальных органов (вместе с «Инструкцией по организации и проведению отчетов должностных лиц территориальных органов МВД России») [Электронный ресурс] // Справочная. правовая система «Консультант Плюс».
4. Пресс-выпуск № 3239. Работа полиции: доверие и оценки [Электронный ресурс]: Сайт ВЦИОМ. ЦЖЪ:
5. Указ Президента Российской Федерации от 10 августа 2011 г. № 1060 «Об утверждении перечня информации о деятельности Министерства внутренних дел Российской Федерации, размещаемой в информационно-
телекоммуникационной сети ЭЭлектронный ресурс] // система «Консультант Плюо.
лравовая
6. Резул
фор
крыл ный J форм
ййт
' // Сайт ,
системой «Инфометр»,
доступа:;
7. Медиарейтинг министров России. Мини-Электронный ресурс] // Сайт
/www.mlg.ru/ratings/
стры
«Медиалогия». URL: vlast/ministers/5245/
8. См., например: Хабаровскому краю
поездкой
3 района Хабаровского края [Электронный ресурс] // Портал города Хабаровска. URL: http://
ный ресурс]: Справочная правовая система Консультант Плюа>.
9. Результаты социологического опроса Ъвлетворенность сотрудников органов вну-
References:
дел Российской федерации служебной деятельнотью (на примере УМВД России по Хабаровскому краю» Объект исследования -сотрудники, имеющие специальные звания полиции, юстиции, внутренней службы. Научный руководитель - канд. социол. наук. Е.А. Клеймёнов. (анкетный опрос, n=374; статистическая погрешность не превышает 5%).
10. Методика мониторинга и оценки открытости Авральных °рган°в исполнительной власти (утверждена протоколом заочного голосования Правительственной комиссии по координации деятельности открытого правительства от 26.12.2013 № АМ-П36-89пр) [Электронный ресурс] // Справочная правовая система «Консультант Плюо.
11. Пресс-выпуск № 2982. крытости федеральных °ртн°в тельной власти Сайт ВЦИОМ. URL:
12. Пресс-выпуск № 3259. т°сти парольных органов ной власти-2016 [Электронны Сайт ВЦИОМ. URL,:
13. об уровне
сти органов рации
сударственный социальный университет. URL:
14. Работа полиции и отношение цейским [Электронный ресурс] // Сайт ФОМ. ЖЪ: http://fom.ru/Bezopasnost-i-pravo/11784.
15. Отчет по ского исследования по теме: «Оценка ; щищенности населения Сахалинской [Электронный ресурс] // Сайт УМВД России по Сахалинской области. URL: https://65.xn--
1. Fe
[EHleMronnyj resurs] // Spravochnaya sistema «Konsultant Plyus»..
monitoring «Social'naya
RANHiGS, 2014 - 2015 gg. Ob"ekt issledovaniya -zhiteli Habarovskogo kraya v vozraste ot 18 let i starshe (anketnyj opros, 2014 g. n=800, 2015 g.
5%). Nauchnye rukovoditeli -• k.s.n, docent
- d.s.n.,, Berezutskij.
[EHlektronnyj resurs] // Spravochnaya j sistema «Konsultant Hyus».
i ocenki [EHlektronnyj resurs]: Saß VCIOM. URL: //wdom.ru./index.php?id=23е8мid=CC5938. 5. Ukaz Prezidenta Rossiiskoj Federacii ot 10
общественного мнения
• и i Российской // Российский го-
informacii o deyatel'nonti Ministerstva del Rossijskoj Federacii, informacionno-telekommunikacionnoj seti « [EHlektronnyj resurs] // Spravochnaya sintema «Konsultant Plyus».. 6. Rezultaty audita
Sajt avtomati2irovannoj «Infometr», rezhim dostupa:
otkrytosti //
'/read.infometer.
Rossii. Ministry - maj // Sajt «Medialogiya».
8. Sm, naprimer: NachaVmk UMVD Rossii po Habarovskomu krayu 3 rajona Habarovskogo kraya
// Portal goroda Habarovska. URL: http://
стетного совета при 1 ская и следственная де
■ России // льность. 2015. № 2.
9.
■3-rajona-xabarovskogo-kraya.html. Rezultaty sociologicheskogo oprosa
С.87-117.
17. См., деление Нов
например: Ап
областного суда от
18.02.2014 по делу № 33-1380/2014 [
Ob"ekt issledovaniya - sotmdniki, imeyushohie special'nye zvaniya policii, yusticii,
130
B^aerb m ynpaB^eHMe Ha BoeroKe poccmm. 2017. №2 (79)
sluzhby. Nauchnyj rukovoditel' - kand.. social. nauk. E.A. Klejmyonov. (anketnyj apros, n=374; statisticheskaya pogreshnost' ne prevyshaet 5%).
10. Metodika monitoringa i ocenki otkrytosti
komissii po koordinacii deyatel'nosti otkrytogo pravitel'stva ot 26.12.2013 № AM-P36-89pr) [EHlektronnyj resurs] // Spravochnaya j sistema «Konsultant Plyus».
11. Press-vypusk № 2982. Rejting otkrytosti
oj vlasti
] // Sajt VCIOM. URL: https:// wciom.ru/index.php?id=236&uid=115477.
12. Press-vypusk № 3259. Rejting otkrytosti
vlasti-2016
1 // Sajt VCIOM. URL: https://
13. Issledovanie obshchestvennogo mneniya ob urovne bezopasnosti lichnosti i deyatel'nosti organov vnutrennih del Rossyskoj Federacii ] // Rossijskij gosudarstvennyj
//rgsu.net/netcat_
! universitet. URL: h ' 1159/2560/mvd.pdf. 14. Rabota policii i otnoshenie k poUcejskim [EHlektronnyj resurs] // Sajt FOM. URL: http://
15. Otchet po issledovaniya po üshchennosti
rezultatam sociotet teme: «Ocenka
iimvnya.
naseleniya Sahaünskoj // Sajt UMVD Rossii oblasti. URL: https://t
16. Sm, naprimer: Grishkovec A.A. Pravovye i organizacionnye problemy raboty obshchestvennogo soveta pri MVD Rossii // Policejskaya i sledstvennaya deyatel'nost'. 2015. № 2. S.87-117.
17. Sm., naprimer: Apellyacionnoe opredelenie Novosibirskogo ablastnoga suda ot 18.02.2014 po delu № 33-1380/2014 [EHlektronnyj resurs]: Spravochnaya pravovaya sistema «Konsultant
Plyus».