Научная статья на тему 'Открытость деятельности полиции в социологическом измерении'

Открытость деятельности полиции в социологическом измерении Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
126
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОТКРЫТОСТЬ И ПУБЛИЧНОСТЬ ПОЛИЦИИ / ОБЩЕСТВЕННОЕ ДОВЕРИЕ И ПОДДЕРЖКА ГРАЖДАН / СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ИЗМЕРЕНИЕ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Клеймёнов Евгений Алексеевич

В статье показано, что открытость в деятельности полиции в доктринальном ключе находит свое выражение в нормативном отношении в закреплении принципов открытости и публичности, общественного доверия и поддержки граждан, в социологическом измерении в результатах социологических опросов, а также в рейтинговых показателях, рассчитываемых в том числе на основе экспертных оценок и статистических данных. В статье показана их многогранные сущность и практика реализации. Автор приходит к выводу о том, что в пореформенный период в МВД России состояние открытости, уровня общественного доверия к полиции имеет положительную динамику. Вместе с этим практика воплощения отдельных положений открытости полиции требует дальнейшего совершенствования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Клеймёнов Евгений Алексеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Открытость деятельности полиции в социологическом измерении»

DOI 10.22394/1818-4049-2017-79-2-123-130 УДК 35.08

Е.А.

От

[иции

В статье показано, что открытость в деятельности полиции в I ключе находит свое выражение в нормативном отношении в закреплении пов открытости и публичности, общественного доверия и поддержки граждан, в социологическом измерении - в результатах социологических опросов, а также в рейтинговых показателях, рассчитываемых в том числе на основе экспертных оценок и статистических данных. В статье показана их многогранные сущность и практика реализации. Автор приходит к выводу о том, что в пореформенный период в МВД России состояние открытости, уровня общественного доверия к полиции имеет положительную динамику. Вместе с этим практика воплощения отдельных положений открытости полиции требует дальнейшего совершенствования.

in the Ministry of Internal Affairs of Russia the state of openness, the level of certain provisions of the wennves ^the,

openness and

of the police,

dimension.

trust and

of citizens,

частью России Наибольшее чис-, возложенных на

является составной внутренних дел (далее - МВД России). ло задач и полномочий МВД России, выполняют именно ники полиции:

- обеспечение правопорядка в о! ственных местах;

и пресечение

нарушений;

— выявление и раскрытие преступлений;

— обеспечение безопасности го движения;

— радыж лиц;

осуществление регистрационного то месту пребывания и по месту жительства [1].

Очевидно, что от надлежащего выполнения данных функций зависит удовлетворение одной та г^ньк человеческих потребностей - потребности в безопасности. Обеспечение постоянного спокойствия и бАагоп°лучия ^а^ан ^защиты их прав от противоправн^1х посягательств предполагает интенсивное взаимодействие полиции и общества. В связи с этим неслучайны результаты социологических исследований различных лет и уровней покаЗываЮШ^1х, что граж-

Клеймёнов Евгений Алексеевич — канд. со] общеправовых дисциплин, Дальневосточны (г. Хабаровск). E-mail: [email protected]

юридический институт МВД России

дане для защиты своих прав приоритет-н° обращаются в ^дь^ прокуратуру и в полицию (милицию) [2].

Вместе с тем к началу реформы МВД

России (2009 г.) участились случаи шения сотрудниками °рган°в

них дел (далее - ОВД) законности и служебной дисциплины, которые вызвали обоснованную негативную реакцию в

обществе и в целом повлияли на снижение авторитета власти.

В связи с этим помимо мер, направленных на совершенствование организационно-структурного, ка-

Др0B0Г0, ^финанс°вогод ^^атериально

технического обеспечения полиции, значительное внимание в рамках реформы МВД России было уделено вопросам обеспечения открытости и публичности в деятельности полиции, повышения доверия граждан к сотрудникам

Достижение данных императивов на нормативном уровне воплотилось в ; новлении в Федеральном законе «О ции» (далее - Закон о полиции) щих принципов деятельности полиции:

- открытость и публичность;

- общественное доверие и поддержка 1-раждан.

Для понимания сущности данных важно не только рассмотреть их правовое содержание, но и показать их практическую реализацию в социологическом измерении.

Принцип открытости и публичности в деятельности полиции предполагает получение гражданами: и ^гантаац^^ достоверной информации о деятельности полиции, а также информации, непосредственно затрагивающей их права, за исключением информaции, доступ к которой ограничен федералЬН^ЕМ законом [1].

Важно, что получение такой информации в соответствии с Федеральным законом «О полиции» возможно не только в случае направления соответствующего обращения, на полицию возложена обязанность по регулярному нию общества о ; средства массовой информации (далее -СМИ), сеть Интернет, а также путем отчетов должностных лиц.

В настоящее время о деятельности полиции отчитываются:

:уровне

нов МВД России на регионально: один раз в год - перед законодат (представительными) органами ственной власти субъектов Российской

ФедераЦии;

- начальники управлений, отделов, отделений МВД России по районам, городам и иным муниципальным образованиям, в том числе по нескольким муниципальным образованиям, управлений, отделов, отделений МВД России на части территорий центров субъектов

ции не реже одного раза в год представительными органами

пальных образований;

перед

административн^1х участках)

являются в силу своей должности лее близкими к решению проблем обслуживаемого участка .

нфор

ления

Ф

об их деятельности влияет на отношение

Всероссийского центра изучения

шенные, знающие о том, кто является их участковым, а еще более те, кто знаком с ним лично, чаще дают положительные

ответы в вопросах о доверии (52% и 57% соответственно) и оценке качества работы полицейских (29% и 33% оценивают на «хорошо» или «очень хорошо»), нежели те, кто не владеет подобной информацией (доверяют 43% и оценивают выше среднего 20%).

В связи с :

указанных должностных лиц в найте соответствующего уровн<а «а отчетшо информация

информаЧия угасткотых:

терр:

эр

самоуправления (по согласованию).

Перечень всей информации, требуемой для размещения на указанн^1х сайтах достатоЧно Широк [5]. Рейтинги интернет-открытости органов власти, составляемые экспертными и аналитическими центрами страны, показывают,

что МВД России на достаточно высоком уровне обеспечивает представление такой информации.

Так, по результатам мониторинга 19 показателей информационной открытости сайтов федеральных органов исполнительной власти (далее - ФОИВ),

информационной сивтомайизР1нфвоанетср1»

в 2016 г., МВД России из 73 органов власти заняло 31 позицию (30 позицию из 77 органов власти в 2015 г.) [6].

публичности, является положение о : сведений о .

ОВД, воевр(

принятие не-

мер по с1 гированию на них;

- использование практики поощрения представителей СМИ и общественности, граждан, оказывающих содействие в освещении результатов оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел;

- ежемесячное личное участие руководителей территориальных органов МВД России в проведении пресс-конференций, ^^гаго^ «прямых «круг^к столов» встреч с трудовыми коллективами, представителями СМИ и институтов гражданского общества.

В ряде регионов, в том числе в

чила

в гр

в

поездок руководства региональныХ ор-районам, в ходе которых начальники

пресс-конференций, рассылки ных и статистических материалов.

На федеральном уровне приоритетному освещению подлежит деятельность министра внутренних дел. тинги В.А. Колокольцева говорят о , точно широком освещении его ности. Так, по данным автоматической системы мониторинга и анализа СМИ «Медиалогия», министр внутренних дел в

меДиарейтинге министров России

мал 9 позицию из 22 федеральных ] стров, а по итогам мая 2017 г. - восьмую (из 22) строчку в рейтинге [7].

Успешному освещению в СМИ деятельности министра, подразделений МВД России в последние годы способствовала реализация таких ставших ми с 2011 г. мероприятий, как:

- создание подразделений ции и общественных связей, : в структуре органов внутренних дел;

- обеспечение на плановой основе ре-

проблемы взаимодействия

охраны

- ОВД) в СМИ с ности ОВД;

- ежедневное проведение мониторинга ценТралЬНЫх и региональн^1х СМИ, прогнозирование информационн^1х угроЗ в

дел, а также вопросы ственного порядка [8].

Осуществление указанных поездок говорит о понимании руководством УМВД России по краю значимости, необходимости открытости и публичности в деятельности полиции. Вместе с тем рядовые сотрудники ОВД в регионе не считают данный принцип значимым в своей деятельности. Так, согласно исследованию Дальневосточного юридического института МВД России [9], только 7% опрошенных сотрудников подразделений Краевого управления МВД по-Аагают, что открытость и доступность общественному конТролю, должны определять деятельность сотрудника органа внутренних дел.

Представленные положения об

многом фрагментарное представление

можно составить на основе исследований ВЦИОМ, проводимых совместно с От-

крытым правительством с

мониторинга и оценки открытости

раалее - ФОИВ) [1 0]. Согнасно данным исследованиям комплексный индекс откры-

высоким и составляет 51,3 пудта в 20Ю г. (11 место из 38 ФОИВ) [11] и 47,9 пункта в 2015 г. (18 место из 41 ФОИВ) [12].

Принцип открытости и публичности тесно связан с принципом общественного доверия и поддержки ^«жд^ поскольку является необходимым условием реализации второго. Поясним данный тезис.

Для общественного доверия главной категорией является социологическое понятие «доверие», которое типично в социологии определяется как ность субъекта в положительном, приятном характере неопределенных в будущем действий других лиц. Создание же такой убежденности без соответствующего информирования невозможно.

С другой стороны, открытость и публичность, гласность ¿деятельности полиции направлены на достоверное информирование о событиях уже имевших

полиции или пред-информации, не-

«0Д0бреНИе», «хорошо работает»,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

жительное отношение», «чувство щенности».

Кроме тог°, Принцип доверия неслучайно содержит в своем наименовании указание на поддержку граждан. Это говорит о его нацеленности не на обеспечение пассивного усвоения информации, а

на вовЛечение граждан в процесс содействия, помощи полиции в решении возложенных на неё задач.

Такой социологич нимании сущности

:еский подход в по-Принципа доверия находит свое отражение в Законе о полиции: в нем установле

новлено, что ное мнение является одним из основных критериев официальной оценки , ности полиции.

Исходя из

доверия в деятельности полиции димо, прежде всего, обратиться к татам изучения общественного мнения. В пореформенный период такда те^едо^-ния проводились как на общероссийском, так и на региональном уровнях. Покажем

результаты некотор^1х из

[ир место в

ставление полицией посредственно затрагивающей права граждан и организаций безотносительно от того, положительно или отрицательно характеризуют соответствующие ния деятельность полиции.

Исходя из этого, принцип

до реформы МВД Рос-

и :

Так, исследования ВЦИОМ , руют что стремление полиции вать общественное доверие к себе и поддержку граждан имеет свои плоды: в 2010 г. сотрудникам милиции доверяли 31% респондентов, тогда как в 2016 г. сотруд-

47%; в 2009 г.

интеллектуальном отношении принцип открытости и публичности направлен на оценку уже происшедших мбита^ а Принцип доверия - на оценку: ных событий, действий полиции, в

положительного восприятия сти полиции, тогда как Принцип р^ нaпротив, должен служить

в 2016 г. - 24%; в опрошенных наблюдали дей-

вр201б гр их

стало на 10% меньше - 27% [4].

Исследования регионального уровня

об уровне доверия к полиции руют с исследованиями ВЦИОМ: в

Следовательно, судить о реализации Принципа доверия в деятельности по-

баровском крае, согласно исследованию Дальневосточного института управления - филиала РАНХиГС, полиции в 2014 г. доверяли 40,8% опрошенных жителей региона, в 2015 г. - 38,4% [2].

ципа доверия в работе полиции следн-

в

социального государ

ное большинство россиян (4 8%) в 2015 г. (46% в 2014 г.) заявили, что обращаются за помощью в случаях противоправных посягательств в отношении них или их

о

(в 2014 г. никуда не обращаются 19% < шенных (в 2014 г. - 18%), в - 12%, в суд - 11%, в следственный комитет - 4% [13].

Судить о поддержке полиции, а не просто о доверии, можно по результатам исследования Фонда общественного мнения: если в 2008 г. 67% опрошенных не °щущали беспооойство, тревогy, °°гда о ним обращались сотрудники милиции, а, следовательно, были более склонны о по-^щи поддержое сотрудниоов, чем ре-

споHДенты, испытывавшие тревоГУ, то в 2014 г. число таких респондентов при аналогичном обращении к ним сотрудников полиции было уже 76% [14].

Кроме этого, вышеу°азанные иссле РГСУ также свидетельствуют о

готовы сообщить информацию о :

: и событиях (2010 г. - 47%), - дать свидетельские показания, опознать преступника (2010 г. - 34%). Наряду с этим, из этой положительной динамики выбивается готовность лично

в 2015 г. против 34% в г. 2010-м.

Представленная в целом на динамика общественного доверия и поддержки со стороны граждан вызвана, прежде всего, стремлением самих сотрудников ОВД реализовать Принцип

на

принципа от°рытости и

но на стремлении зом, на профессион

надлежащим 1льной основе,

ность (76,7%), признание и защита прав свобод человека и гражданина (69,5%), а также добросовестность (59,4%).

Напротив, принципы деятельности, способные вызвать конфликт интересов на службе в ОВД, не рассматриваются сотрудниками УМВД России по Хабаровскому краю в качестве наиболее важных: лишь каждый десятый (11,5%) видит ключевым принципом службы приоритет интересов своей семьи, только 3,2% опрошенных считают свои собственные интересы главными на службе в ОВД.

Кроме того, более половины опрошенных сотрудников подразделений УМВД России по Хабаровскому краю (57,5%) признались в том, что их типичное отношение к гражданам при исполнении

ется как уважение. Вместе с тем только каждый четвертый (25,1%) опрошенный сотрудник заявил, что типичное отношение ° нему со сторон^1 граждан при исполнении им служебных обязанностей тарактертауется °а° доверие, тоща ^ о недоверии со стороны граждан сообщил каждый третий респондент (32,1%).

к полиции, согласно ч. 2 ст. 9 полиции, является положение, при

и понят-

должны быть обоснованными ными для граждан.

тезис для сотрудников ОВД

в

ственно исполнять свои служебные обязанности. Об этом говорят региональные исследования.

Так, согласно исследованию МВД России [9], сотрудники лений УМВД России по Хабаровскому краю полагают, что главными принципами службы в ОВД являются законность (79,4%), профессионализм и компетент-

то же время для граждан он служит полнительным основанием для

полиции.

Содержание Принципа (согласно ст. 9 Закона о полиции) состоит также в формировании общеественных советов при МВД России и территориальн^1х органах МВД России. Анализ отчетов о деятельности тетш советов в территориальн^1х органах МВД России на региональном уровне по субъектам Российской Федерации ДФО показывает, что данные органы, в основном, справляются с поставленными перед ними задачами.

Вместе с тем согласно указанным отчетам в деятельности советов практически не находят отражения результаты про-

ведения общественной экспертизы п] ектов нормативных правовых актов вопросам деятельности органов ; них дел, а также публичного ния вопросов, касающихся , ОВД. Кроме этого, научно обоснованный анализ мнений граждан о деятельности

органов внутренних дел проводит только Общественный совет УМВД России по Сахалинской области [15].

Наряду с этим, ряд у^т^ отмечая проблемы в организации общественных советов, также критически оценивают подходы к формированию персональн^1х составов общественных советов [1

стве

Помимо

держания Принципа, должна лежать

полиции: нарушения прав

и

меры со стороны полиции по их новлению, в том числе принесение винений гражданину (ч. 3 и 4 ст. 9

и практика их реализации получили Статочно широкое р

Iр0стрaнение, о

чем можно судить по судебным актам, разрешающим споры между ми и сотрудниками полиции [Г Таким образом, открытость в , ности полиции в доктринальном ключе находит Свое выражение в нормативном отношении в закреплении ] крытости и публичности, доверия и поддержки граждан в Законе о полиции, в социологическом измерении - в результатах социологических опросов, а также в рейтинговых показателях, рассчитываемых в том числе на основе экспертных оценок и статистических данных. Их сущность и практику реализации отличает многогранность.

и

пУбличности имеет приоритетное

чение, прежде всего, для

можно судить по значительному

освещению их деятельности : довые же сотрудники полиции не рассматривают данный принцип в каче-

этим ложений

бует дальнейшего

1. Фе

пр

. ¡Электронный. стема «К°нсу.

2.

в основе которых

ная активность жителей Хабаровского края», . РАНХиГС, 2014 - 2015 гг. дования - жители Хабаровского кр гарте (анкетный оц 2014 г. п=800, 2015 г. п=600; статистичес

к

погретность не цревытает 5%). Научные руководители - д.с.н, профессор Н.М. Байков и к.с.н, доцент Ю.В. Березутский.

3. Приказ МВД России от 30 августа 2011 г. № 975 «Об организации и проведении отчетов

лиц территориальных органов (вместе с «Инструкцией по организации и проведению отчетов должностных лиц территориальных органов МВД России») [Электронный ресурс] // Справочная. правовая система «Консультант Плюс».

4. Пресс-выпуск № 3239. Работа полиции: доверие и оценки [Электронный ресурс]: Сайт ВЦИОМ. ЦЖЪ:

5. Указ Президента Российской Федерации от 10 августа 2011 г. № 1060 «Об утверждении перечня информации о деятельности Министерства внутренних дел Российской Федерации, размещаемой в информационно-

телекоммуникационной сети ЭЭлектронный ресурс] // система «Консультант Плюо.

лравовая

6. Резул

фор

крыл ный J форм

ййт

' // Сайт ,

системой «Инфометр»,

доступа:;

7. Медиарейтинг министров России. Мини-Электронный ресурс] // Сайт

/www.mlg.ru/ratings/

стры

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

«Медиалогия». URL: vlast/ministers/5245/

8. См., например: Хабаровскому краю

поездкой

3 района Хабаровского края [Электронный ресурс] // Портал города Хабаровска. URL: http://

ный ресурс]: Справочная правовая система Консультант Плюа>.

9. Результаты социологического опроса Ъвлетворенность сотрудников органов вну-

References:

дел Российской федерации служебной деятельнотью (на примере УМВД России по Хабаровскому краю» Объект исследования -сотрудники, имеющие специальные звания полиции, юстиции, внутренней службы. Научный руководитель - канд. социол. наук. Е.А. Клеймёнов. (анкетный опрос, n=374; статистическая погрешность не превышает 5%).

10. Методика мониторинга и оценки открытости Авральных °рган°в исполнительной власти (утверждена протоколом заочного голосования Правительственной комиссии по координации деятельности открытого правительства от 26.12.2013 № АМ-П36-89пр) [Электронный ресурс] // Справочная правовая система «Консультант Плюо.

11. Пресс-выпуск № 2982. крытости федеральных °ртн°в тельной власти Сайт ВЦИОМ. URL:

12. Пресс-выпуск № 3259. т°сти парольных органов ной власти-2016 [Электронны Сайт ВЦИОМ. URL,:

13. об уровне

сти органов рации

сударственный социальный университет. URL:

14. Работа полиции и отношение цейским [Электронный ресурс] // Сайт ФОМ. ЖЪ: http://fom.ru/Bezopasnost-i-pravo/11784.

15. Отчет по ского исследования по теме: «Оценка ; щищенности населения Сахалинской [Электронный ресурс] // Сайт УМВД России по Сахалинской области. URL: https://65.xn--

1. Fe

[EHleMronnyj resurs] // Spravochnaya sistema «Konsultant Plyus»..

monitoring «Social'naya

RANHiGS, 2014 - 2015 gg. Ob"ekt issledovaniya -zhiteli Habarovskogo kraya v vozraste ot 18 let i starshe (anketnyj opros, 2014 g. n=800, 2015 g.

5%). Nauchnye rukovoditeli -• k.s.n, docent

- d.s.n.,, Berezutskij.

[EHlektronnyj resurs] // Spravochnaya j sistema «Konsultant Hyus».

i ocenki [EHlektronnyj resurs]: Saß VCIOM. URL: //wdom.ru./index.php?id=23е8мid=CC5938. 5. Ukaz Prezidenta Rossiiskoj Federacii ot 10

общественного мнения

• и i Российской // Российский го-

informacii o deyatel'nonti Ministerstva del Rossijskoj Federacii, informacionno-telekommunikacionnoj seti « [EHlektronnyj resurs] // Spravochnaya sintema «Konsultant Plyus».. 6. Rezultaty audita

Sajt avtomati2irovannoj «Infometr», rezhim dostupa:

otkrytosti //

'/read.infometer.

Rossii. Ministry - maj // Sajt «Medialogiya».

8. Sm, naprimer: NachaVmk UMVD Rossii po Habarovskomu krayu 3 rajona Habarovskogo kraya

// Portal goroda Habarovska. URL: http://

стетного совета при 1 ская и следственная де

■ России // льность. 2015. № 2.

9.

■3-rajona-xabarovskogo-kraya.html. Rezultaty sociologicheskogo oprosa

С.87-117.

17. См., деление Нов

например: Ап

областного суда от

18.02.2014 по делу № 33-1380/2014 [

Ob"ekt issledovaniya - sotmdniki, imeyushohie special'nye zvaniya policii, yusticii,

130

B^aerb m ynpaB^eHMe Ha BoeroKe poccmm. 2017. №2 (79)

sluzhby. Nauchnyj rukovoditel' - kand.. social. nauk. E.A. Klejmyonov. (anketnyj apros, n=374; statisticheskaya pogreshnost' ne prevyshaet 5%).

10. Metodika monitoringa i ocenki otkrytosti

komissii po koordinacii deyatel'nosti otkrytogo pravitel'stva ot 26.12.2013 № AM-P36-89pr) [EHlektronnyj resurs] // Spravochnaya j sistema «Konsultant Plyus».

11. Press-vypusk № 2982. Rejting otkrytosti

oj vlasti

] // Sajt VCIOM. URL: https:// wciom.ru/index.php?id=236&uid=115477.

12. Press-vypusk № 3259. Rejting otkrytosti

vlasti-2016

1 // Sajt VCIOM. URL: https://

13. Issledovanie obshchestvennogo mneniya ob urovne bezopasnosti lichnosti i deyatel'nosti organov vnutrennih del Rossyskoj Federacii ] // Rossijskij gosudarstvennyj

//rgsu.net/netcat_

! universitet. URL: h ' 1159/2560/mvd.pdf. 14. Rabota policii i otnoshenie k poUcejskim [EHlektronnyj resurs] // Sajt FOM. URL: http://

15. Otchet po issledovaniya po üshchennosti

rezultatam sociotet teme: «Ocenka

iimvnya.

naseleniya Sahaünskoj // Sajt UMVD Rossii oblasti. URL: https://t

16. Sm, naprimer: Grishkovec A.A. Pravovye i organizacionnye problemy raboty obshchestvennogo soveta pri MVD Rossii // Policejskaya i sledstvennaya deyatel'nost'. 2015. № 2. S.87-117.

17. Sm., naprimer: Apellyacionnoe opredelenie Novosibirskogo ablastnoga suda ot 18.02.2014 po delu № 33-1380/2014 [EHlektronnyj resurs]: Spravochnaya pravovaya sistema «Konsultant

Plyus».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.