кусственный (аддиктивный), отдавая предпочтение последнему.
3. Формирование аддиктивного поведения, которое вытесняет прежнее «Я». Происходит постоянная внутренняя борьба с сами собой, внутренний конфликт. К людям проявляется нетерпимость, агрессивность, максимализм независимо от возраста.
4. Полное доминирование аддиктивного поведения. На этом этапе возникает отчуждение от общества, усиливается изоляция.
5. Катастрофа. На этом этапе постоянными становятся такие состояния, как подавленность, апатия, депрессивность, полный эмоциональный разрыв с близкими людьми. Человек не может справиться с большим количеством накопившихся стрессов. Возможны попытки суицида.
Выделяются личностные особенности людей, склонных к аддиктивному поведению:
- сниженная способность переносить трудности повседневной жизни, низкая социальная адаптация;
- склонность к частым перепадам настроения, высокая тревожность;
- наличие комплекса неполноценности, неуверенности в себе;
- зависимость от оценки окружающих (что связано с предыдущей особенностью), неумение самостоятельно принимать решение, проявлять гибкость и креативность в поведении.
Библиографический список
Таким образом, можно сделать вывод, что аддикты имеют проблемы в эмоциональной сфере, понимании и принятии себя, самоактуализации, не умеют строить социальные отношения. Всеми перечисленными особенностями аддиктов обладают и индивиды, страдающие селфи-манией. Современные психологи акцентируют внимание на какой-либо одной выдающейся черте личности с селфи-зависимостью, но эта концепция не охватывает системного подхода к изучению проблемы. Поэтому имеет смысл рассматривать селфи-манию как частный вид аддикции, как селфи-аддикцию.
Основное внимание необходимо уделить психологическому механизму селфи-аддикции, где происходит подмена реальных эмоциональных отношений с людьми виртуальной активностью. Необходимо помочь индивиду жить социально активной, просо-циальной жизнью, быть полезным обществу реально, а не виртуально, самовыражаться, оказывать эмоциональную поддержку другим людям и получать её, развивать в себе социальную устойчивость и нравственную зрелость.
В России одним из подходов к психолого-педагогической профилактике селфи-аддикции может служить сохранение российской ментальности: приобщение подрастающего поколения к культуре, традициям, конструктивному общению. Систематизация научных подходов к изучению и осмыслению социальных отклонений в целом позволяет разработать эффективную систему их педагогической профилактики и психологической коррекции, и по отношению к селфи-мании, в частности.
1. Апресян Ю.Д., Медникова Э.М., Петрова А.В. Новый большой англо-русский словарь: в 3 т. 6-е издание, стереотипное Москва: Русский язык, 2001.
2. 'selfie' added to Oxford dictionary. BBC. 28 August 2013.
3. Available at: https://ru.wikipedia.org/wiki/ Селфи
4. Available at: http://www.dailymail.co.uk/news/article-2588364/Selfies-killed-Schoolboy-took-200-photoes-day-wanted-perfection/ html#xzz3yrDOPHHA/ DailyMail on Facebook
5. Селфимания: болезнь или искусство самовыражения Available at: /expert.ru/2015/08/5/selfimaniya-bolezn-ili-iskusstvo-samovyirazheniya/«Expert Online»
6. Available at: http://ria.ru/world/20140630/1014185209.html
7. Weber P.J. The Huffington Post. US, March 23, 2016.
8. Dolcini M.M. A new window into adolescents' worlds: The impact of online social interaction on risk behavior. Journal of Adolescent Health. 54 (5): 497 - 498. Available at: doi:10.1016/ j.jadohealth.2014.02.013
9. Wade N.J. 2014. "The first scientific 'selfie'?" Perception. 43 (11), 1141 - 1144.
10. O'Keefe, Gwenn Schurgin, and Clarke-Pearson, Kathleen. The Impact of Social Media on Children, Adolescents, and Families. Official Journal of the American Academy of PEDIATRICS. Vol. 127; No. 4. April 1, 2011.
11. Available at: http://www.npnd.ru/news/detail.php?ID=1151
12. Донских Т., Короленко Ц. Семь путей к катастрофе. Новосибирск, 1992.
References
1. Apresyan Yu.D., Mednikova 'E.M., Petrova A.V. Novyj bol'shoj anglo-russkij slovar': v 3 t. 6-e izdanie, stereotipnoe Moskva: Russkij yazyk, 2001.
2. 'selfie' added to Oxford dictionary. BBC. 28 August 2013.
3. Available at: https://ru.wikipedia.org/wiki/ Selfi
4. Available at: http://www.dailymail.co.uk/news/article-2588364/Selfies-killed-Schoolboy-took-200-photoes-day-wanted-perfection/ html#xzz3yrDOPHHA/ DailyMail on Facebook
5. Selffman/ya:bolezn'il/iskusstvosamovyrazheniyaAvailableat:/expert.ru/2015/08/5/selfimaniya-bolezn-ili-iskusstvo-samovyirazheniya/«Expert Online»
6. Available at: http://ria.ru/world/20140630/1014185209.html
7. Weber P.J. The Huffington Post. US, March 23, 2016.
8. Dolcini M.M. A new window into adolescents' worlds: The impact of online social interaction on risk behavior. Journal of Adolescent Health. 54 (5): 497 - 498. Available at: doi:10.1016/ j.jadohealth.2014.02.013
9. Wade N.J. 2014. "The first scientific 'selfie'?" Perception. 43 (11), 1141 - 1144.
10. O'Keefe, Gwenn Schurgin, and Clarke-Pearson, Kathleen. The Impact of Social Media on Children, Adolescents, and Families. Official Journal of the American Academy of PEDIATRICS. Vol. 127; No. 4. April 1, 2011.
11. Available at: http://www.npnd.ru/news/detail.php?ID=1151
12. Donskih T., Korolenko C. Sem'putej k katastrofe. Novosibirsk, 1992.
Статья поступила в редакцию 26.09.16
УДК 378. 14
Skitskaya L.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Transnistrian State University (Tiraspol, Transnistria), E-mail: [email protected]
Tkach L.T., Cand. of Sciences (Pedagogy), Professor, Transnistrian State University (Tiraspol, Transnistria), E-mail: [email protected]
IMPLEMENTATION OF THE PRINCIPLE OF CONTINUITY IN THE SCIENTIFIC AND PRACTICAL TRAINING OF UNDERGRADUATES. On the basis of an analysis of categories of continuity and discontinuity the authors represent a continuous pedagogical education as a complete system, consisting of discrete elements. The study reveals a variety of approaches to building models of continuing education, including both general and vocational. The work represents some contents of a Research Seminar
for undergraduates. The authors give criteria of elaboration and evaluation of the quality of theoretical and practical part of the study in the final qualifying work of a student. The use of the principle of continuity is revealed by an example of the process of research of undergraduates in the profile "Management in Education".
Key words: continuity, discontinuity, research work, evaluation criteria, research seminar.
Л.В. Скитская, канд. пед. наук, доц. каф. дошкольной педагогики и специальных методик Приднестровского
государственного университета, Молдова, г. Тирасполь, E-mail: [email protected]
Л.Т. Ткач, канд. пед. наук, проф., каф. дошкольной педагогики и специальных методик Приднестровского
государственного университета, Молдова, г. Тирасполь, E-mail: [email protected]
РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИНЦИПА НЕПРЕРЫВНОСТИ В НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ МАГИСТРАНТОВ
В статье на основе анализа категорий непрерывность-прерывность представлено непрерывное педагогическое образование как целостная система, состоящая из дискретных элементов. Раскрыты разнообразные подходы к построению моделей непрерывного образования, как общего, так и профессионального. Представлено примерное содержание научно-исследовательского семинара магистрантов. Обоснованы критерии оценки разработанности и качества теоретической и практической части исследования в выпускной квалификационной работе магистранта. Реализация принципа непрерывности раскрывается на примере организации процесса научно-исследовательской работы магистрантов по профилю «Менеджмент в образовании».
Ключевые слова: непрерывность, дискретность, научно-исследовательская работа, критерии оценки, научно-исследовательский семинар.
Проектирование целесообразного распределения теоретической и практической подготовки обучающихся в системе высшего образования продолжает оставаться актуальной проблемой по ряду причин: традиционность академической подготовки, компактное проведение основных типов практик и др. Подготовка студентов, основанная на компетентностном подходе, диктует необходимость решения обозначенной проблемы, основываясь на принципе непрерывности.
Методологической основой понимания принципа непрерывности и построения систем непрерывного образования выступают философские категории непрерывности, взаимосвязи, интеграции, преемственности, единства, системы, функции, свободы, самореализации и т. д.
Философское осмысление проблем теории и практики непрерывного образования требует рассмотрения категорий непрерывность-прерывность. В соответствии с Философской энциклопедией - это категории, характеризующие строение материи, а также процессы развития. Понятие непрерывность отражает целостность систем, состоящих из отдельных дискретных элементов [1, с. 328] или «целостность системы, единство, взаимосвязь, взаимообусловленность составляющих её элементов» [2, с. 433].
Непрерывность предполагает неделимость системы как качественно определенного целого. Прерывность (дискретность) основывается на делимости и внутренней дифференцированно-сти объекта и обусловливает момент развития этой системы [3, с. 11].
В развитии системы непрерывность выражает её относительную устойчивость, пребывание в рамках данной меры. Дискретность же выражает переход системы в новое качество. Одностороннее подчёркивание только прерывности в развитии означает утверждение полного разрыва моментов и тем самым потерю связи. Признание только непрерывности в развитии ведёт к отрицанию каких-либо качественных сдвигов и по существу к исчезновению самого понятия развития. Диалектический материализм подчёркивает не только противоположность, но и связь, единство прерывности и непрерывности, что подтверждается всей историей науки и общественной практики [4].
В образовательном процессе непрерывности противополагается не конечность или завершенность какого-либо процесса, а его дискретность, расчлененность на несвязанные между собой элементы, отсутствие необходимых связей и преемственности между отдельными этапами, ступенями. По мнению исследователей (В.Г. Онушкин, Е.И. Огарев, А.Л. Загорский и др.) в рационально построенном процессе деятельности по достижению заранее определённых целей непрерывность-дискретность образуют единство переходящих одна в другую противоположностей. Такой процесс и дискретен и непрерывен одновременно, служит ориентиром для достижения целостности образовательного процесса, интегрированности всех его этапов и ступеней [5, с. 19].
Исходя из этого, непрерывное образование следует рассматривать как целостную систему, состоящую из дискретных элементов. А достижение преемственности между ними, определенных связей, позволяющих отдельные этапы и стадии связать воедино, будет свидетельствовать о поступательном развитии системы. Поиск технологий, механизмов, средств, способствующих обеспечить непрерывность образования во времени и пространстве, является первоочередной задачей совершенствования современных образовательных систем.
Принципиальными особенностями непрерывного образования является то, что оно выступает интегративным элементом всей жизни человека, направлено на обогащение его творческого потенциала, создает возможности для самореализации. Его интегративная функция проявляется в возможности соотнесения человеком разнообразных сторон социального и индивидуального опыта в целях обогащения и развития последнего.
А.М. Новиков справедливо указывает на то, что системообразующим фактором непрерывного профессионального образования должна выступать целостность, т. е. не механическое приращение элементов, а глубокая интеграция всех подсистем и процессов профессионального образования.
Мы разделяем его точку зрения на то, что понятие непрерывности образования относится к трём объектам (субъектам):
- к личности. В этом случае оно означает, что человек учится постоянно. Причём, учится либо в образовательных учреждениях, либо занимается самообразованием. Возможны три вектора движения человека в образовательном пространстве. Во-первых, человек может, оставаясь на одном и том же формальном образовательном уровне, совершенствовать свою профессиональную квалификацию («вектор движения вперед»). Во-вторых, либо последовательно подниматься по ступеням и уровням профессионального образования, либо какие-то уровни и ступени пропускать («вектор движения вверх»). В-третьих, непрерывность образования также подразумевает возможность не только продолжения, но и смены профиля образования («вектор движения по горизонтали, вбок»);
- к образовательным процессам (образовательным программам). Непрерывность в образовательном процессе выступает как характеристика включенности личности в этот процесс на всех стадиях ее развития. Она же характеризует преемственность содержания образовательной деятельности при переходе от одного ее вида к другому, от одного жизненного этапа личности к другому;
- к образовательным учреждениям. Непрерывность в данном случае характеризует такую номенклатуру сети образовательных учреждений, образовательных программ и их взаимосвязь, которая с необходимостью и достаточностью создает пространство образовательных услуг, обеспечивающих взаимосвязь и преемственность образовательных программ, способных удовлетворить все множество образовательных потребностей, возникающих как в обществе в целом, так и в отдельном регионе, так и у каждого человека [6, с. 177 - 178].
Существуют разнообразные подходы к построению моделей непрерывного образования, как общего, так и профессионального. Эти подходы не исключают друг друга и являются взаимодополняющими, т. к. непрерывность предполагает и вертикальную и горизонтальную иерархию компонентов системы. При этом непрерывное педагогическое образование рассматривается и как средство и как условие успешного становления педагога-профессионала.
Применительно к педагогическому образованию непрерывность, на наш взгляд, следует рассматривать как качественную характеристику профессионально-личностной культуры педагога. Становление педагога-профессионала обусловлено его отношением к непрерывному образованию (во времени и пространстве) и потребностью в освоении и творческом применении современных достижений науки и практики.
Подготовка студентов к педагогической деятельности, основанная на компетентностном подходе, диктует необходимость решения обозначенной проблемы, руководствуясь принципом непрерывности (Л.В. Скитская) [7, с. 63].
В своем исследовании мы рассматриваем непрерывное образование как педагогический процесс, направленный на формирование у будущих педагогов способности к постоянному самостоятельному поиску и «добыванию» актуального знания, способствующего становлению и совершенствованию их профессионально-педагогических компетенций, что, в свою очередь, повышает в целом качество педагогического образования. При этом проектирование образовательного процесса предполагает включенность обучаемого во все виды учебно-познавательной деятельности на основе использования технологии погружения в профессионально-педагогическую деятельность через культуру при поддержке преподавателя (Л.Т. Ткач) [8, с. 117 - 121].
В контексте нашего исследования уместно мнение ученых (В.Г. Осипов, Г.П. Зинченко), которые указывают на то, что непрерывное педагогическое образование - это «не эскалатор, который неумолимо тащит вверх каждого, кто на него ступил» [9, с. 35], и это «не простое поэтапное, а целостное развитие человека, темп и траектория которого зависит от склонностей и способностей индивида» [10, с. 120].
Продуктивным, на наш взгляд, является подход, позволяющий сочетать рассредоточенность практической и исследовательской работы с компактной теоретической подготовкой. Проектирование образовательного процесса в данном случае должно предусматривать возможность решения практических и исследовательских задач, позволяющих обучающемуся (особенно магистранту) непрерывно и постепенно погружаться в культуру исследовательской деятельности через решение постоянно усложняющихся задач в контексте технологии данного вида деятельности.
Консолидирующим элементом, обеспечивающим непрерывность процесса исследовательской деятельности, является научно-исследовательский семинар. Участие студентов в его работе является обязательным и предполагает их выступления в качестве иллюстрирования рассматриваемых проблем. Основные вопросы семинаров соответствуют логике научного исследования. Их обсуждение базируется на подготовке студентов в ходе освоения теоретических курсов, раскрывающих методологию и технологии исследовательской деятельности. Программа семинара условно делится на две части: ознакомительная и результативная.
На вводном занятии студенты знакомятся с тематикой выпускных квалификационных работ (ВКР), осуществляют их выбор с учетом профессиональной деятельности и имеющимся опытом (магистранты, совмещающие профессиональную деятельность с обучением), индивидуальными интересами, способностями (обучающиеся в магистратуре после бакалавриата); с содержанием и порядком участия в научно-исследовательском семинаре. Основным критерием выбора темы должно стать стремление расширить научно-методический кругозор, осуществить самостоятельное исследование по проблеме, представляющей интерес.
Здесь уместно остановиться на порядке формулирования тем. Разрабатывая примерную тематику ВКР по профилю «Менеджмент в образовании», мы условно выделили три группы тем, раскрывающих особенности управления личностным развитием педагога-профессионала, образовательным учреждением и менеджмента образовательных процессов. Например: Управление непрерывным образованием педагога в условиях образовательного учреждения, Программно-целевой метод как механизм развития образовательного учреждения, Системный подход к управ-
лению взаимодействием образовательного учреждения с семьей и т. д. Ряд тем носят открытый характер, например: Управление процессами в образовательном учреждении, что предполагает самостоятельное формулирование магистрантом конкретной темы, например: Управление процессом формирования профессиональной мобильности будущих экономистов или Управление развитием творческой активности детей дошкольного возраста.
Последующая самостоятельная работа предполагает: в контексте выбранной темы определение проблемы, обоснование актуальности ее изучения и последующую конкретизацию, уточнение и, возможно, предложение самостоятельно сформулированной темы. Обоснование актуальности означает объяснение, почему данную проблему необходимо изучать в настоящее время.
Основным докладчиком на семинаре является преподаватель (руководитель магистерской программы, научный руководитель ВКР). В ходе выступлений обучающиеся демонстрируют результаты самоподготовки, совместной работы с научным руководителем, согласовывают спорные моменты, уточняют принципиальные позиции и др. В результате формируется окончательная информация по тематике ВКР и их актуальности.
Последующие семинары направлены на обсуждение таких вопросов, как: разработка методологического аппарата исследования, выбор методов исследования, технология изучения и анализа литературы, содержание ВКР и т. д.
Дальнейшее участие обучающихся в работе семинара предполагает обсуждение результативности научно-исследовательской деятельности. Так, например: при обсуждении актуальности выбранной темы в качестве критериев оценивания выступает следующее: возможности использования наработанных материалов для развития образовательной системы (на уровне образовательной организации, региона, образовательной системы в целом); ознакомление с приоритетными направлениями развития в данной образовательной области (высокая осведомленность, достаточная, удовлетворительная); доказательство актуальности выбранной темы (очевидность, убедительность, доказательность, свободное владение теоретическими сведениями о способах решения обозначенной проблемы).
Оценка разработанности и качества теоретической части исследования может осуществляться по следующим критериям: научный стиль изложения, использование разнообразных литературных источников, корректность ссылок, соответствие излагаемого материала объекту и предмету изучения, авторская позиция, представление практических результатов в качестве иллюстрирования теоретических положений, соответствие библиографического списка требованиям ГОСТа.
В качестве критериев оценки практической значимости выполняемого исследования для развития образовательной системы или педагогического процесса могут выступать: уровень авторского вклада в развитие идеи и возможность получения новых теоретических / практических результатов; определенный вклад в развитие системы / содержания образования; повышение эффективности образовательного процесса в организации образования; качество описания технологии внедрения: конкретность описания последовательности этапов, шагов, действий и возможности применения: в конкретном образовательном учреждении, на уровне системы при наличии определенных условий, методические рекомендации по реализации технологии в меняющихся условиях.
Важным показателем качества научно-исследовательской работы обучающегося является сформированность умений представлять полученные результаты различными способами: выступления на семинарах, конференциях, оформление статей и т. д.
Как показывает практика, достаточно сложным для студентов является оформление результатов НИР в виде статьи. Материалы, подготовленные ими, представляют собой либо цитирование изученного материала по библиографическим источникам, либо описание имеющегося или используемого опыта практической деятельности. В связи с этим в рамках работы научно-исследовательского семинара проводится занятие, в ходе которого студентам предлагается своеобразный алгоритм деятельности по подготовке научной статьи. При этом следует уточнить, что содержание статьи напрямую зависит от пройденного этапа НИР
Так, по результатам первого этапа в статье может быть обоснована методологическая основа исследования на основе анализа библиографических источников, представлена авторская позиция относительно программы дальнейшего исследования.
Объясняя, почему тот или иной подход избран в качестве методологической основы исследования, студент фактически демонстрирует способность к обобщению и критической оценке результатов исследований отечественных и зарубежных исследователей в области избранной им темы, умение из множества относительно схожих теорий выбрать ту, которая в большей степени соответствует проводимому исследованию и позволит получить наиболее достоверные результаты.
Представленное содержание свидетельствует о сформиро-ванности/несформированности умений ведения библиографической работы с привлечением современных информационных и коммуникационных технологий.
Результаты второго и третьего этапа исследования, представляемые в статье, могут отражать фактологический материал, подтверждающий теоретические положения; обоснование и содержание модели, проекта, программы и др.
На семинаре студенты учатся формулировать тему и цель статьи, составлять аннотацию, определять ключевые слова, анализируют ее структурные компоненты: введение, основная часть, заключение, библиография. Дальнейшие консультации обучающийся получает у научного руководителя и с подготовленными окончательно материалами выступает на научно-практических конференциях различного уровня, специально организованном занятии научно-исследовательского семинара, принимает
Библиографический список
участие в круглых столах, совещаниях и т. д., что собственно является публичной демонстрацией полученных результатов и рекомендацией к их опубликованию.
По результатам научно-исследовательской работы (выполнение заданий по утвержденному индивидуальному плану НИР; самостоятельное исследование по теме ВКР; участие в научно-исследовательских проектах, программах, выполняемых в университете, республике; публичные выступления на научно-практических мероприятиях различного уровня; участие в конкурсах научно-исследовательских работ; публикация тезисов, статей и др.), проводимой в соответствии с индивидуальным планом, обучающиеся выступают с докладом в конце каждого семестра на заседании научно-исследовательского семинара, получают соответствующую оценку и рекомендации по оптимизации и совершенствованию НИР
Следует отметить, что непрерывность образования как теоретическая и организационная проблема изучена достаточно полно. Но и по настоящее время остаётся актуальной проблема разработки адекватного современным требованиям содержания педагогического образования, создание условий и механизмов, обеспечивающих его реализацию и подготовку целеустремленного педагога, способного ориентироваться в новом знании и ввести обучаемого в стремительно развивающийся мир.
1. Философский словарь. Москва, 1975.
2. Философский энциклопедический словарь. Москва, 1983.
3. Гиг Дж. Ван. Прикладная теория систем. Москва: Наука, 1981.
4. Спиркин А.Г. Основы марксистско-ленинской философии. 3 издание, Москва, 1973.
5. Теоретические основы непрерывного образования. Под редакцией В.Г. Онушкина. Москва, 1987.
6. Новиков А.М. Профессиональное образование России: Перспективы развития. Москва, 1997.
7. Скитская Л.В. Оптимизация общения детей в воспитательно-образовательном процессе дошкольных учреждений. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Москва, 2014.
8. Ткач Л.Т. Погружение в профессионально-педагогическую деятельность через культуру при поддержке преподавателя. Образовательные технологии: журнал для организаторов и специалистов обучения в системе высшего и среднего профессионального образования. Москва: Народное образование. 2011; 1.
9. Осипов В.Г. Социально-философский анализ современной концепции непрерывного образования. Ереван, 1989.
10. Зинченко Г.П. Непрерывное образование в советском обществе: формирование концепции и проблемы её реализации. Диссертация ... доктора философских наук. Москва, 1990.
References
1. Filosofskij slovar'. Moskva, 1975.
2. Filosofskij 'enciklopedicheskij slovar'. Moskva, 1983.
3. Gig Dzh. Van. Prikladnaya teoriya sistem. Moskva: Nauka, 1981.
4. Spirkin A.G. Osnovy marksistsko-leninskoj filosofii. 3 izdanie, Moskva, 1973.
5. Teoreticheskie osnovy nepreryvnogo obrazovaniya. Pod redakciej V.G. Onushkina. Moskva, 1987.
6. Novikov A.M. Professional'noe obrazovanie Rossii: Perspektivy razvitiya. Moskva, 1997.
7. Skitskaya L.V. Optimizaciya obscheniya detej v vospitatel'no-obrazovatel'nom processe doshkol'nyh uchrezhdenij. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Moskva, 2014.
8. Tkach L.T. Pogruzhenie v professional'no-pedagogicheskuyu deyatel'nost' cherez kul'turu pri podderzhke prepodavatelya. Obrazovatel'nye tehnologii: zhurnal dlya organizatorov i specialistov obucheniya v sisteme vysshego i srednego professional'nogo obrazovaniya. Moskva: Narodnoe obrazovanie. 2011; 1.
9. Osipov V.G. Social'no-filosofskij analiz sovremennoj koncepcii nepreryvnogo obrazovaniya. Erevan, 1989.
10. Zinchenko G.P. Nepreryvnoe obrazovanie v sovetskom obschestve: formirovanie koncepcii iproblemy ee realizacii. Dissertaciya ... doktora filosofskih nauk. Moskva, 1990.
Статья поступила в редакцию 27.09.16
УДК 374
Radevskaya N.S., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Smolny Institute of the Russian Academy of Education
(St. Petersburg, Russia), E-mail: [email protected]
Kuznetsova Yu.V., postgraduate, Department of Conflictology, St. Petersburg Humanitarian University of Trade Unions
(St. Petersburg, Russia), E-mail: [email protected]
COMPETITIONS AS A MEANS OF FORMATION OF CIVIL POSITION OF STUDENTS OUT OF CLASS. The article has a task to study civic learning in the process of civic education at the present stage. The authors do a historical analysis of the formation of civic education in the national education from the 18th century to the present. The authors note one of the effective means of civic education of students participation in competitions. The competition is regarded as a form of inclusion of each student in the process of practical work, development of the ability not only to use knowledge but to get them in the process of acquiring new experience. Thanks to the participation of students in competitions the authors note an increase of efficiency in the development of subject knowledge, students conduct an analysis of specific situations, develop their creative thinking, have better interpersonal communication, a culture of speech, etc. Contestants will receive experience that helps them to enhance ability of team work, work in extreme shortage of time, show creativity and imagination.
Key words: civic education of students, citizenship, competition.