5.2. РЕАЛИЗАЦИЯ ПРАВА НА
ОХРАНУ ЗДОРОВЬЯ И БЕСПЛАТНУЮ МЕДИЦИНСКУЮ
ПОМОЩЬ В РАМКАХ РЕФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИИ
Егорова Диана Владимировна. Должность: доцент. Место работы: Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарева. Подразделение: кафедра гражданского права и процесса. E-mail: [email protected]
Аннотация: Статья посвящена исследованию государственно-правовой политики в сфере охраны здоровья граждан РФ, реформированию системы здравоохранения, с целью выявления актуальных проблем реализации прав граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь.
Ключевые слова: государственно-правовая политика, здравоохранение, охрана здоровья, медицинская помощь.
THE REALIZATION OF THE RIGHT TO HEALTH PROTECTION AND FREE MEDICAL CARE IN THE FRAMEWORK OF THE REFORM OF THE HEALTH SYSTEM RUSSIA
Egorova Diana Vladimirivna. Position: associate professor. Place of employment: Mordovian state University named after N.P.Ogarev. Department: civil law and process chair. Email: [email protected]
Annotation: The article is devoted to the study of statelegal policy in the sphere of health protection of citizens of the Russian Federation, the reform of the health system, with the aim of identifying relevant issues and the rights of citizens to health protection and medical care. Keywords: state-legal policy, public health, health protection, medical care.
Система здравоохранения, в том виде, в котором она существует в наше время, формировалась на протяжении многих лет: в условия мирного и военного времени. Не стоит забывать, что большинство здравоохранительных мероприятий берут свое начало со времен существования советского государства. И здесь стоит отметить существенный вклад советских ученых - медиков в формирование российской системы здравоохранения.
Важно отметить, что с момента возникновения советского государства были предприняты попытки создать национальную систему здравоохранения, с целью обеспечения централизации регулирования медицины. Несмотря на то, что до 1917 года в России так и не было создано единой системы здравоохранения, свидетельством чего выступают существовавшие в то время различные ведомства, учреждения и организации, занимавшиеся вопросами охраны здоровья общества.
Регулирование вопросов в сфере здравоохранения основывалось на декретах, принятых Советом народных комиссаров: «О 8-часовом рабочем дне» от 29 октября 1917 г., «О помощи пострадавшим от несчастных случаев на предприятиях» от 9 ноября 1917 г., «О бесплатной передаче больничным кассам всех лечебных учреждений предприятий» от 14 ноября 1917 г. С целью оказания квалифицированной помощи населению создавались медико-санитарные отделы, а в некоторых случаях и коллегии врачей.
1918 год был ознаменован разработкой, а в дальнейшем и утверждением декрета о создании первого, не только в России, но и в мире министерства здравоохранения - Народного комиссариата здравоохранения РСФСР. Создание, которого позволяет говорить о появлении единой государственной системы здравоохранения, объединившей все ранее существовавшие системы и формы российской медицины.
В.П. Сальников и С.Г. Стеценко справедливо отмечают важность задачи по подготовке нормативно-правовой базы здравоохранения, поставленной перед Наркомздравом РСФСР1, определяющей всесторонний подход регулирования здравоохранения в России, объединяющий меры различного характера: организационного, правового, административного и социально -культурного.
Для реализации поставленной цели принимались документы, юридического характера, регулирующие различные направления лечебной, диагностической, а так же профилактической помощи, к числу которых относятся декреты: «О страховании на случай болезни», «О национализации аптек», декрет сНк о мерах по борьбе с эпидемиями, постановление СНК об использовании Крыма для лечения трудящихся, а также внутриведомственные правовые акты2.
Попытки создания единой системы законодательных актов, регулирующих сферу здравоохранения, не сразу принесли ожидаемых плодов, об этом свидетельствует отсутствие нормативно-правовых актов, вплоть до 1969 года, когда были приняты Основы законодательства СССР и союзных республик о здравоохранении (далее - Основы), которые, не имели прямого действия, сохраняя потребность принятия соответствующих актов на уровне республик, однако с их принятием развитие системы здравоохранения в России перешло на новый этап.
Анализируя период с момента принятия Основ 1969 года и до момента распада СССР важно отметить, что, несмотря на закрепление в Конституции СССР 1977 г. права граждан на охрану здоровья, явившееся важным этапом в развитии правовой политики в сфере здравоохранения, реальная жизнь вносила свои поправки: медицинская помощь в государственных учреждениях медицины, была бесплатной; увеличилось число лечебных учреждений и санаторно-курортных, с целью сохранения здоровья населения; развивались технологии и наука, позволяющие повысить уровень оказываемой медицинской помощи, обеспечивающие признанное Конституцией СССР право, соседствовали с медициной различных ведомств, и элитными учреждениями здравоохранения.
Завершая рассмотрение формирования системы здравоохранения в период существования Советского государства, следует заметить, что, несмотря на многочисленную критику, ранее действовавшей системы, признание зарубежными странами сформировавшейся в советский период правовой политики в сфере здравоохранения, позволяет говорить об эффективности политических и правовых мер, реализованных в советском государстве.
Основой же ныне действующей правовой системы здравоохранения выступает Конституция РФ, закрепившая в статье 41 право каждого на охрану здоровья
1 Сальников В.П., Стеценко С.Г. Нормативно-правовое обеспечение здравоохранения в советский период // Журнал российского права. 2002. № 1.
2 Подробнее об этом см.: Сергеев Ю.Д Профессия врача: Юридические основы. Киев, 1988. С. 8-9.
6-2017
Пробелы в российском законодательстве
и медицинскую помощь, оказываемую гражданам бесплатно. Однако зачастую реализация конституционных прав на практике либо не происходит, либо происходит, но не в полной мере.
Важно заметить, что охрана здоровья в узком смысле представляет собой комплекс мероприятий, различного характера, направленных на сохранение здоровья, а так же его улучшение.
Среди мер, направленных на охрану здоровья важно выделить меры медицинского характера, реализуемые в рамках основного закона в сфере охраны здоровья: Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан» от 21.11.2011 № 323-ф3. Реализация вышеуказанных мер, тесно взаимосвязана с правом граждан на оказание бесплатной медицинской помощи, однако в связи с реформированием системы здравоохранения, а в частности программой реструктуризации сети медицинских организаций, целью которой является создание трехуровневой системы здравоохранения, зачастую граждане не имеют возможности воспользоваться данным им Конституцией РФ (далее - Конституция) правом.
В Конституции, а именно в п. «ж» ст. 72 закреплено, что координация вопросов здравоохранения находится в совместном ведении Российской Федерации и её субъектов, что позволяет регулировать проблемы здравоохранения путем принятия законов и подзаконных актов, исходя из потребностей законодательного регулирования в конкретном субъекте. Так в Республике Мордовия в рамках реализации мероприятий государственной программы развития здравоохранения РМ на 2013-2020 годы, Плана мероприятий (дорожной карты) «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности здравоохранения в Республике Мордовия (2013-2018 годы)» позволили добиться серьезных успехов в здравоохранении. Вышеуказанные мероприятия направлены в первую очередь на улучшение демографической ситуации в регионе. Так в соответствии с Решением Итоговой коллегии «Об итогах работы Министерства здравоохранения Республики Мордовия в 2016 году и задачах на 2017», за 2016 год в Рм общий показатель смертности в целом по республике уменьшился на 0,7 %. Однако, данный показатель выше, чем по Приволжскому федеральному округу - 13,6 умерших на 1000 человек населения и по Российской Федерации -12,9 умерших на 1000 человек населения. Причиной улучшения показателей по смертности, является, в том числе диспансеризация определенных групп взрослого населения, проводимая с 2013 года в соответствии с Федеральным законом «Об основах охраны здоровья граждан» от 21.11.2011 № 323-ФЗ, Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 03.02.2015 № 36ан «Об утверждении порядка проведения диспансеризации определенных групп взрослого населения».
По результатам диспансеризации установлено следующее состояние здоровья населения:1 группа (здоровые) - 36,6%, 2 группа (практически здоровые) -5,5%, 3 «а» группа (не имеющие хронические заболевания) - 50,4%, 3 «б» группа (не имеющие хронические заболевания, но требующие установления диспансерного наблюдения).
Проведение диспансеризации позволяет выявить ряд заболеваний на ранних стадиях, что позволяет своевременно начать лечение с целью улучшения здоровья и качества жизни. Диспансеризация в таком ключе выступает в качестве инструмента реализации
права на охрану здоровья и медицинскую помощь, в соответствии со ст. 41 Конституции РФ.
Рассматривая же такое право, как получение бесплатной медицинской помощи, несмотря на сформировавшуюся в нашей стране систему обязательного медицинского страхования, отметим отрицательную тенденцию. Это связано в первую очередь с проведением реструктуризации сети медицинских учреждений, в том числе в Республике Мордовия в соответствие с Республиканской территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания населению Республики Мордовия медицинской помощи на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов. Так в Мордовии проведена реорганизация ряда медицинских учреждений, а так же сокращено более 119 коек круглосуточного содержания, оказывающих помощь в рамках обязательного медицинского страхования. Полагаю, что тенденция сокращения медицинских учреждений, оказывающих помощь населению на бесплатной основе, нарушает конституционное право граждан на оказание бесплатной медицинской помощи.
Сокращение медицинских учреждений логично приведет к ухудшению состояния здоровья населения, так как не каждый гражданин, особенно малоимущий, способен оплачивать обращение в медучреждение. Замечу, что подобные проблемы существуют не только в Республике Мордовия, но и в целом в России, о чем свидетельствуют публикации ученых. Так В.И. Крусс в своих работах указывает на неконституционность государственной политики, умаление гарантий социальных конституционных прав, медицинскую дискриминацию малоимущих.3
Законодательство в сфере здравоохранения постоянно находится в состоянии реформирования, и при этом требует систематизации. Однако, предпринимая попытки следования западным моделям, принимаемые в ущерб создаваемой веками системы здравоохранения, законодателем нарушаются права граждан, закрепленные Конституцией РФ, что является недопустимым.
Список литературы:
1. Об основах охраны здоровья граждан: Федеральный закон от 21.11.2011 № 323 - ФЗ // Собрание законодательства РФ, 28.11.2011, № 48, Ст. 6724.
2. Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 29.07.1993 г. // Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. № 33. Ст. 1318 (с изменениями и дополнениями)
3. Крусс В.И. Конституционный генезис современного медицинского права и проблема злоупотребления правом // Медичне право. 2010. № 5.
4. Мельникова Л.С. Законодательство об охране здоровья граждан в здравоохранении: итоги, перспективы совершенствования // Здравоохранение. 2000. № 4. С. 45.
5. Сальников В.П., Стеценко С.Г. Нормативно-правовое обеспечение здравоохранения в советский период // Журнал российского права. 2002. № 1.
6. Сергеев Ю.Д. Профессия врача: Юридические основы. Киев, 1988. С. 8-9.
Статья была проверена системой «Антиплагиат»; оценка оригинальности составляет: 77,99%.
3 Крусс В.И. Конституционный генезис современного медицинского права и проблема злоупотребления правом // Медичне право. - 2010. - № 5.
Рецензия
на статью Д.В. Егоровой «Реализация права на охрану здоровья и бесплатную медицинскую помощь в рамках реформирования системы здравоохранения России»
Актуальность темы статьи, подготовленной Д.В. Егоровой, подтверждается значимостью изучения проблем, связанных с реализацией права каждого на охрану здоровья и оказание медицинской помощи, предусмотренного ст. 41 Конституции РФ. Несмотря на то, что эти проблемы довольно часто становятся объектом научных исследований, они все еще далеки от своего окончательного разрешения. Необходимость их осмысления и оценки актуализируется в связи с постоянным реформированием законодательства о здравоохранении, принятием законодательных актов, как федерального уровня, так и уровня субъектов, а так же принимаемые в целях их реализации подзаконные акты, непосредственно затрагивающие вопросы предоставления и оказания медицинской помощи, охраны здоровья.
В статье рассматривается период формирования единой правовой системы здравоохранения, с момента создания советского государства, что позволило выявить ряд проблем, формировавшихся на различных этапах развития системы, в том числе касающихся реализации права на охрану здоровья и оказание медицинской помощи в России и Республике Мордовия, в рамках реализации мероприятий государственной программы развития здравоохранения РМ на 2013-2020 годы, Плана мероприятий (дорожной карты) «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности здравоохранения в Республике Мордовия (2013-2018 годы)», что позволило выявить положительные и отрицательные тенденции применения законодательства о здравоохранении в конкретном субъекте РФ.
В этой связи предметом анализа явились нормы законодательства советского периода, а так же действующего законодательства, регулирующие правоотношения по реализации прав на охрану здоровья и оказание медицинской помощи, бесплатно.
Автор, принимая во внимание изменения действующего законодательства, критично подходит к реализуемой в стране тенденции ущемления конституционных прав граждан посредством реализации государственной программы реструктуризации медицинских учреждений, приводящей к сокращению учреждений здравоохранения, оказывающих квалифицированную медицинскую помощь, бесплатно. В результате, Егорова Д.В. приходит к заключению о наличии, на сегодняшний день, проблем в сфере законодательства о здравоохранении, в частности связанных с реализацией ряда государственных программ, зачастую ущемляющих права, в частности, незащищенных слоев населения: малоимущих, детей.
Основные положения рецензируемой статьи представляются значимыми в теоретическом и практическом аспектах.
С учетом отмеченного, считаю возможным рекомендовать статью Д.В. Егоровой «Реализация права на охрану здоровья и бесплатную медицинскую помощь в рамках реформирования системы здравоохранения России» к печати в рецензируемом научном журнале.
Заведующий кафедрой теории и истории государства и права, д.ю.н., профессор А.Р.Еремин