Научная статья на тему 'Конституционное право граждан на охрану здоровья: его содержание и законодательное обеспечение'

Конституционное право граждан на охрану здоровья: его содержание и законодательное обеспечение Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
11206
1061
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНСТИТУЦИЯ / КОНСТИТУЦИОННЫЕ ПРАВА / ОХРАНА ЗДОРОВЬЯ / ЗДРАВООХРАНЕНИЕ / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / CONSTITUTION / CONSTITUTIONAL RIGHTS / HEALTH AND HEALTHCARE / LEGISLATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Капралова Елена Викторовна, Сергеева Елена Сергеевна

Рассматривается конституционное право граждан на охрану здоровья как одно из важнейших социальных прав граждан, гарантированных государством, и его содержание в современной России. Определена система нормативно-правовых актов, действующих в сфере здравоохранения в целом, особо исследуется законодательство и делается вывод о необходимости его реформирования и кодификации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Капралова Елена Викторовна, Сергеева Елена Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONSTITUTIONAL RIGHT OF CITIZENS TO HEALTH CARE: ITS CONTENT AND LEGISLATIVE PROVISION

The article discusses the constitutional right to health care as a fundamental social right of citizens guaranteed by the state, and its content in modern Russia. The authors define the system of current legal acts in the health sector as a whole, with particular emphasis on the legislation. It is concluded that the legislation needs to be reformed and codified.

Текст научной работы на тему «Конституционное право граждан на охрану здоровья: его содержание и законодательное обеспечение»

Право

Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2010, № 1, с. 295-302

295

УДК 342.7

КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО ГРАЖДАН НА ОХРАНУ ЗДОРОВЬЯ:

ЕГО СОДЕРЖАНИЕ И ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

© 2011 г. Е.В. Капралова 1, Е.С. Сергеева 2

1 Нижегородский госуниверситет им. Н.И. Лобачевского

2 Приволжский филиал Российской академии правосудия

elena-vikt@mail. т

Поступила в редакцию 13.12.2010

Рассматривается конституционное право граждан на охрану здоровья как одно из важнейших социальных прав граждан, гарантированных государством, и его содержание в современной России. Определена система нормативно-правовых актов, действующих в сфере здравоохранения в целом, особо исследуется законодательство и делается вывод о необходимости его реформирования и кодификации.

Ключевые слова: Конституция, конституционные права, охрана здоровья, здравоохранение, законо дательство.

Конституция Российской Федерации провозгласила широчайший перечень основных прав, свобод и обязанностей человека и гражданина, нуждающихся в полноценном обеспечении и защите. Одно из центральных мест в основах правового положения личности в России принадлежит естественному и неотъемлемому праву каждого человека на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41 Конституции РФ [1]).

Согласно Уставу (Конституции) Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) (принят в г. Нью-Йорке 22.07.1946 г.) здоровье - это состояние полного физического, душевного и социального благополучия. Обладание высшим достижимым уровнем здоровья является одним из основных прав всякого человека без различия расы, религии, политических убеждений, экономического и социального положения.

Здоровье - высшее неотчуждаемое первостепенное благо человека, без которого в той или иной мере утрачивают значение многие другие блага. Кроме того, здоровье населения является одной из составляющих национальной безопасности государства. Именно в силу значимости этого блага государство и право охраняют его от неправомерных посягательств.

Условия развития современной России заставляют иначе, чем ранее, посмотреть на содержание, приоритеты и конкретную реализацию конституционного права на здравоохранение. В настоящее время происходит значительное увеличение части населения, нуждающейся в правовой и социальной поддержке со стороны государства, что требует сохранения, а вместе с

тем существенного увеличения объема гарантий по реализации указанных прав.

Право на охрану здоровья наряду с такими правами, как право на достойную жизнь, труд, образование, жилище, социальное обеспечение и социальную защиту, создание профсоюзов и т.д., относится к категории социальных прав.

Праву на здравоохранение присущи все черты и характерные особенности социальных прав: социальные права образуют составную часть системы неотъемлемых прав человека; главной характерной чертой социальных прав является то, что они призваны обеспечивать личности удовлетворение важнейших жизненных нужд, без которых не может быть и речи о нормальном человеческом бытии; социальные права являются базой формирования подлинно социального государства; реализация социальных прав становится проблематичной в условиях недостатка материальных и финансовых ресурсов.

От права на охрану здоровья следует отличать право на здоровье, которое включает в себя право на личную неприкосновенность, право на информацию о своем здоровье и право на конфиденциальность такой информации (п. 1 ст. 23 Конституции РФ; ст. 31 Основ законодательства об охране здоровья граждан [2]). Право на здоровье относится к личным неимущественным правам, которые представляют собой комплексный правовой институт, включающий нормы различных отраслей права.

Каждая отрасль права в целях охраны здоровья устанавливает собственные правила поведения людей в отношениях, регулируемых этой

отраслью, в зависимости от особенностей отношений и специфики юридического метода воздействия на эти отношения. Несмотря на то что право на здоровье закреплено Конституцией РФ и, соответственно, гарантировано каждому человеку, оно является одним из самых нарушаемых прав человека, что ведет к нарушению права на жизнь.

Право на охрану здоровья является одним из основных конституционных прав граждан. В главе 2 Конституции РФ, посвященной правам и свободам человека и гражданина, ему отведена отдельная норма - статья 41. Эта статья закрепляет право на охрану здоровья и медицинскую помощь за каждым. Это право корреспондирует с обязанностью государства охранять здоровье людей (часть 2 ст. 7 Конституции РФ). Государственный контроль охраны здоровья раскрывает социальный характер государства.

Закрепление Конституцией РФ права на охрану здоровья за каждым означает, что государство обеспечивает гражданам охрану здоровья независимо от пола, расы, национальности, языка, социального происхождения, должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств (ч. 2 ст. 19 Конституции РФ и ч. 4 ст. 17 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан [2]).

Закрепление Конституцией РФ права на охрану здоровья за каждым также означает, что иностранным гражданам, находящимся на территории России, гарантируется право на охрану здоровья в соответствии с международными договорами России. Лица без гражданства, постоянно проживающие в России, и беженцы пользуются правом на охрану здоровья наравне с российскими гражданами, если иное не предусмотрено международными договорами России. Гражданам Российской Федерации, находящимся за ее пределами, гарантируется право на охрану здоровья в соответствии с международными договорами Российской Федерации (ч. 4 ст. 17 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан [2]).

В данном праве наиболее отчетливо проявляется та мера взаимной свободы и взаимной ответственности личности и государства, в основе которой проявляется согласование личных и общественных интересов.

Конституция РФ в ч. 2 ст. 41 указывает на обязанность государства финансировать федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, необходимость принятия мер по развитию государственной, муниципальной,

частной систем здравоохранения. Государство должно поощрять деятельность, способствующую укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию, тем самым закладывая правовые основы для соответствующей деятельности органов государственной власти и создания материальных гарантий прав на охрану здоровья и медицинскую помощь.

Право граждан на медицинскую помощь, хотя и входит в состав права на здравоохранение, обладает относительной самостоятельностью и занимает свое важное место в системе прав человека и гражданина. Конституционное право на медицинскую помощь, являясь системой правовых норм и гарантий, обеспечивающих возможность получения доступной, качественной, квалифицированной медицинской помощи, - это один из ключевых элементов права на охрану здоровья. Оно включает в себя возможность получения бесплатной медицинской помощи, а также оплачиваемой медицинской помощи.

Гарантиями названного права выступает развитая сеть медицинских учреждений, доступность медицинской помощи, развитие лекарственной помощи. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно. Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан, конкретизируя эту норму, устанавливают гарантированный объем бесплатной медицинской помощи гражданам, который им обеспечивается в соответствии с программами обязательного медицинского страхования. Кроме того, граждане имеют право на дополнительные медицинские услуги на основе программ добровольного медицинского страхования, а также за счет средств предприятий, учреждений и организаций, своих личных средств и иных источников, не запрещенных законами Российской Федерации.

Право на охрану здоровья и медицинскую помощь означает гарантированную любому гражданину возможность пользоваться социальными благами в сфере общественного производства и распределения, различными благами социального обеспечения с целью поддержания высокого уровня физического и психического здоровья.

Итак, охрана здоровья - это комплекс мер политического, экономического, правового, социального, культурного, научного, социальногигиенического, противоэпидемического и медицинского характера, направленных на сохра-

нение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека, поддержание его активной долголетней жизни, предоставления ему доступной медико-социальной помощи.

Конституционное право граждан на здравоохранение есть неотчуждаемое право каждого человека и гражданина в Российской Федерации на получение требуемой ему адекватной защиты его здоровья и оказания ему медицинской помощи, в формах, установленных и гарантированных Конституцией РФ и текущим законодательством.

Данное право является одним из главных социальных прав граждан, имеет комплексный характер и включает в себя право граждан на получение достоверной и своевременной информации о факторах, влияющих на здоровье; право на нормальные жилищные условия; на достойную заработную плату, позволяющую обеспечить полноценный и сбалансированный режим питания; на безопасные условия труда и охрану труда, право на отдых и благоприятную окружающую среду; право на особую охрану здоровья граждан, занятых отдельными видами вредной профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности; право на заботу государства об охране здоровья членов семьи; право на особую охрану здоровья беременных женщин и матерей, несовершеннолетних, инвалидов, граждан пожилого возраста, граждан, пострадавших при чрезвычайных ситуациях и в экологически неблагополучных районах; право на медицинское и социальное страхование; на получение своевременной квалифицированной медицинской помощи, на реабилитацию, необходимую для полного восстановления здоровья; право на судебную и иные формы защиты своих прав [3].

Охрана здоровья, как одна из самых значимых и острых социальных проблем, нашла отражение в документах, принятых Организацией Объединенных Наций на пороге тысячелетия [4]. Достаточно отметить, что в Декларации тысячелетия ООН четыре из восьми целей развития тысячелетия (Millnneium Development Goals), сформулированных в качестве индикаторов эффективности действий по реализации политики развития человеческого потенциала в разных странах, имеют прямое отношение к праву на здравоохранение: цель 4 «Снижение детской смертности», цель 5 «Улучшение здоровья матерей», цель 6 «Борьба с ВИЧ/СПИДом, малярией и другими болезнями», цель 7 «Обеспечение экологической устойчивости» [5]. За последние годы практически все органы и структуры ООН выразили

озабоченность реализацией этого права, подтверждением чему является значительное число резолюций Генеральной Ассамблеи ООН, Комиссии по правам человека ООН, решений ЭКОСОС, Комитета по ликвидации дискриминации в отношении женщин и др.

Место, которое занимают отношения по охране здоровья граждан в социально-экономической жизни современных государств, предопределяет важность их правового регулирования. Нормы права, действующие в этой сфере, отличаются большой спецификой, поскольку регулируют чрезвычайно сложные отношения, субъектами которых являются государство, граждане, различного рода учреждения и организации.

В настоящее время процесс законотворчества в сфере здравоохранения активно развивается, что связано с реформированием рассматриваемой сферы, а также с бурным развитием общественных отношений в сфере охраны здоровья в постиндустриальных странах, которое обусловлено повышенным вниманием населения к состоянию здоровья [6].

Издание законов о координации вопросов здравоохранения является конституционной обязанностью как федерального законодателя, так и законодателей в субъектах РФ, поскольку вопросы здравоохранения в соответствии со ст. 72 Конституции РФ являются предметом совместного ведения РФ и ее субъектов.

Согласно статье 3 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан законодательство Российской Федерации об охране здоровья граждан состоит из соответствующих положений Конституции РФ и конституций (уставов) субъектов РФ, настоящих Основ, иных федеральных законов и федеральных нормативных правовых актов, законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ.

Таким образом, законодательство РФ в сфере здравоохранения представляет собой двухуровневую систему и состоит из федерального законодательства и законодательства субъектов РФ. В отличие от системы законодательства, включающей в себя акты исключительно законодательной природы, система нормативно -правовых актов охватывает собой все источники, посвященные урегулированию здравоохранительных отношений. Это связано с тем, что отношения в данной сфере затрагивают предметы ведения и полномочия по предметам совместного ведения самых различных публичных образований соответственно Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований [7].

В соответствии с Указом Президента РФ от 15 марта 2000 г. № 511 «О классификаторе правовых актов» [8] выделен специальный раздел, посвященный здравоохранению, - 140.010.000. Согласно этому Указу в качестве составных частей отрасли законодательства о здравоохранении выделяются нормативные акты по таким направлениям, как:

- управление в сфере здравоохранения;

- медицинское страхование;

- медицинские учреждения;

- частная медицинская практика;

- медицинская экспертиза и др.

В соответствии с вышеизложенным иерархически выстроенную систему источников об охране здоровья населения можно представить следующим образом:

1) Конституция РФ, статьи 2, 7, 19, 20, 21, 38, 39, 41, 42, 46, 48, 52, 53, 72, 114 которой имеют самое непосредственное отношение к медицине;

2) общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры;

3) специальное законодательство об охране здоровья граждан:

- федеральное законодательство об охране здоровья граждан;

- региональное законодательство об охране здоровья граждан;

4) общее законодательство об охране здоровья граждан (иные федеральные законы): Уголовный кодекс РФ; Гражданский кодекс РФ; Кодекс РФ об административных правонарушениях; Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», законы субъектов РФ, содержащие нормы об охране здоровья граждан;

5) подзаконные нормативные акты по вопросам, связанным с охраной здоровья граждан:

а) акты органов общей компетенции:

- указы президента РФ (например, указ президента РФ «О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения Российской Федерации» [9]);

- постановления правительства РФ (например, постановление правительства РФ «Об утверждении Правил предоставления платных медицинских услуг населению медицинскими учреждениями» [10]);

- подзаконные акты по вопросам, связанным с охраной здоровья, принятые органами исполнительной власти субъектов РФ, а также высшим должностным лицом субъекта РФ (например, постановление правительства Ниже-

городской области «Об утверждении Порядка организации проведения обязательного профилактического медицинского осмотра государственных гражданских служащих Нижегородской области» [11]);

- подзаконные акты по вопросам, связанным с охраной здоровья, принятые представительными органами муниципального образования (например, постановление городской думы г. Н. Новгорода «Об утверждении муниципальной целевой программы «Комплексное переоснащение муниципальных лечебно-профилакти-ческих учреждений города Нижнего Новгорода» на 2009-2013 годы» [12]) и исполнительными органами муниципального образования (например, постановление администрации

г. Н. Новгорода «Об утверждении муниципальной целевой программы «Ранняя диагностика, профилактика и восстановительное лечение заболеваний опорно-двигательного аппарата у детей и подростков» на 2009-2011 годы» [13]);

б) акты органов специальной компетенции: ведомственные подзаконные акты по вопросам, связанным с охраной здоровья, органов специальной компетенции (например, приказы Министерства здравоохранения и социального развития РФ: «О родовом сертификате», «О порядке оказания первичной медико-санитарной помощи гражданам, имеющим право на получение набора социальных услуг» [14]; приказы министерства здравоохранения Нижегородской области: например, «Об организации медицинского освидетельствования соотечественников, переселяющихся на территорию Нижегородской области» [15] и другие);

6) иные источники, содержащие нормы об охране здоровья граждан (постановления Конституционного суда Российской Федерации, локальные нормативные акты органов управления здравоохранением и медицинских учреждений).

Основной массив нормативно-правовых актов, регламентирующих систему здравоохранения, составляют нормы специального законодательства РФ и субъектов РФ, анализ которых составляет предмет настоящего исследования.

Специальное законодательство возглавляют принятые 22 июля 1993 г. Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан (далее - Основы) [2]. Этот нормативный акт был разработан коллективом специалистов Института социальной гигиены, экономики и управления здравоохранением имени

Н.Е. Семашко, ученых, экспертов, депутатов, с опорой на международные правовые акты и отечественный опыт, направленный на совершенствование работы органов здравоохранения,

повышение качества медицинского обслуживания и профилактических мероприятий.

Основы являются базовым нормативным актом, определяющим взаимоотношения государства, его органов, учреждений и граждан. В частности, в них определены основные принципы деятельности медицинских учреждений и медицинских работников по практической реализации права граждан на охрану здоровья; организационные начала государственного, муниципального и частного здравоохранения; решаются вопросы его финансирования; содержится раздел о правах граждан и отдельных групп населения в области охраны здоровья и медикосоциальной помощи, медицинской экспертизы; выделены разделы о правовой и социальной защите медицинских и фармацевтических работников, об ответственности за причинение вреда здоровью граждан, за сохранение врачебной тайны и др.

Следует обратить внимание на тот факт, что Основы были приняты раньше действующей Конституции РФ, поэтому некоторые их положения не соответствуют Конституции РФ. В частности, в отличие от Конституции РФ, предоставляющей равные права и свободы всем гражданам, находящимся на территории РФ, в ст. 18 Основ дифференцируется право на охрану здоровья лицам без гражданства, иностранным гражданам и беженцам. В данном случае следует руководствоваться ч. 3 ст. 62 Конституции РФ.

Поэтому Основы, как и в целом законодательство в области здравоохранения, требует глубокого реформирования, и работа над этим процессом уже ведется.

В начале 2008 г. был открыт сайт Министерства здравоохранения и социального развития РФ для публичного обсуждения проекта Концепции развития здравоохранения в Российской Федерации до 2020 года (далее - Концепция)

[16]. В настоящее время на этом же сайте помещен его вариант, который был направлен на согласование в Министерство финансов РФ, Министерство экономического развития РФ и представлен в правительство России. В январе 2009 года состоялось первое обсуждение в Государственной думе РФ.

Концепция развития здравоохранения в РФ до 2020 г., как отмечается в ее общих положениях, представляет собой анализ состояния здравоохранения в Российской Федерации, а также основные цели, задачи и способы его совершенствования на основе применения системного подхода. Реализация основных целей

и задач, определенных настоящей Концепцией, невозможна без создания действенных правовых механизмов, правовых режимов оказания различных видов медицинской помощи.

В Концепции нашел отражение специальный блок - «Законодательное и нормативно-правовое обеспечение реализации Концепции». Согласно тексту Концепции, ее правовое обеспечение предусматривает как издание новых законодательных актов, так и совершенствование действующего законодательства, которое должно осуществляться поэтапно. В связи с изложенным, логичными смотрятся предложения разработчиков по подготовке и принятию конкретных законов, а также внесению изменений и дополнений в действующие правовые акты, в первую очередь в федеральные законы.

Анализ документа позволяет выявить следующие законы, готовящиеся к принятию в Министерстве здравоохранения и социального развития России: «О государственных гарантиях оказания гражданам бесплатной медицинской помощи»; «Об обязательном медицинском страховании»; «О защите прав пациента»; «Об обязательном страховании профессиональной ответственности медицинских работников». Предлагается также внести изменения и дополнения в следующие акты: Налоговый кодекс РФ, ФЗ «Об автономных учреждениях»; Закон РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании». Затем в Концепции следуют общие выводы о необходимости развития законодательства о санитарноэпидемиологическом благополучии населения, формировании здорового образа жизни, о качестве и стандартах медицинской помощи и другие.

Таким образом, в правовом блоке Концепции логично выделить три этапа.

На первом этапе необходимо определиться с важнейшими правовыми нормами, которые требуются повседневной медицинской практике и дальнейшим финансово-экономическим преобразованиям в здравоохранении.

На втором этапе предстоит заняться подготовкой системообразующего акта типа кодекса (система здравоохранения, принципы, гарантии, источники, финансирование сферы, связь с другим законодательством, правовой статус участников здравоохранительных правоотношений, правовое регулирование отдельных видов медицинской деятельности, ответственность и др.)

[17]. О необходимости разработки и принятия кодифицированного акта не один год говорят ученые и некоторые российские политики. Так, Ю.Д. Сергеев еще в 1997 г. подчеркивал, что всеобъемлющий Медицинский кодекс Россий-

ской Федерации должен стать настольной книгой для каждого врача и пациента [18].

Принятие и апробация кодекса позволят четко определить частные законы, в которых нуждается система. Например, такими законами могут быть: «О фармацевтической деятельности», «О биомедицине» и другие. Их подготовка будет осуществляться уже на третьем этапе.

Несмотря на то что Основы регулируют практически все стороны здравоохранения, велика роль и специальных федеральных законов более узкой, направленной тематики, регулирующих отношения по управлению государственной, муниципальной и частной системами здравоохранения; организации лечебно-профилак-тической и диагностической помощи таким слабо социально защищенным группам населения, как дети и подростки, матери, инвалиды, люди старческого и престарелого возрастов; руководству больничным учреждением, являющимся центральным звеном практической медицины и представляющим в своей совокупности обширнейшую сеть; охране репродуктивных прав граждан; обеспечению безопасности пищевых продуктов; санитарной охране почвы, воды, атмосферного воздуха и другие. Совокупность таких законов образует федеральное законодательство в области здравоохранения [19].

Следующий уровень законодательства в области охраны здоровья граждан образуют законы, принимаемые субъектами РФ. Конституция РФ в ст. 76 предусмотрела право субъектов РФ осуществлять законодательную деятельность по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ и вне пределов ведения РФ. В соответствии с п. «ж» ст. 72 Конституции РФ лишь координация вопросов здравоохранения является совместным предметом ведения. Помимо сферы совместного ведения в исключительном ведении России находятся:

• установление основ федеральной политики и федеральные программы в области социального развития (п. «е» ст. 71 Конституции РФ);

• вопросы охраны здоровья граждан, которые связаны с производством и порядком использования наркотических и ядовитых веществ (п. «м» ст. 71 Конституции РФ).

Необходимо отметить, что система актов, образующих здравоохранительное законодательство, построена на началах субординации. Принимаемые субъектами РФ законы в сфере здравоохранения не должны противоречить нормам федерального законодательства, и в первую очередь нормам Конституции РФ и Ос-

нов законодательства РФ об охране здоровья граждан. С этой целью Министерство здравоохранения и социального развития РФ осуществляет систематический мониторинг актов, принятых субъектами РФ, анализ разрабатываемых законопроектов, оказывает практическую помощь в проведении квалифицированных законопроектов через исполнительные и законодательные органы субъектов РФ.

По предмету и способам правового регулирования законы субъектов Российской Федерации о здравоохранении можно разделить на несколько групп:

• общие законы (их предмет регулирования схож с предметом регулирования Основ, что отражено и в названии: либо «о здравоохранении», либо «об охране здоровья»). В настоящее время многие субъекты РФ имеют данного рода акты. Например: закон г. Москвы «Об охране здоровья в городе Москве», закон Московской области «О здравоохранении в Московской области» [20]. В Нижегородской области подобного закона нет;

• законы, дополняющие общие законы о здравоохранении, имеющие аналоги в федеральном законодательстве. Например: законы Нижегородской области «О государственном социальном обслуживании населения», «О физической культуре и спорте в Нижегородской области», «О санаторно-курортном комплексе Нижегородской области», «Об экологической безопасности» [21];

• законы, дополняющие общие законы о здравоохранении, но не имеющие аналогов в федеральном законодательстве. Например: закон Нижегородской области «Об охране атмосферного воздуха в Нижегородской области» [22].

По времени принятия законы субъектов РФ можно классифицировать на акты, принятые до появления соответствующего федерального закона, и акты, принятые после вступления в силу соответствующего федерального закона. Как показывает анализ, акты второй группы более унифицированы и в большинстве случаев оригинальных норм почти не содержат. В то же время акты первой группы, отличающиеся некоторыми особенностями в регулировании вопросов здравоохранения, в ряде случаев нуждаются в корректировке. При отсутствии специальных законов вопросы охраны здоровья граждан регулируются федеральными законами и уставами субъектов Российской Федерации.

Обзор законов, принятых в области здравоохранения, позволяет сделать вывод: установившаяся структура законодательства о здраво-

охранении в настоящее время очень неоднородна по своему составу, что обусловлено спецификой регулируемых этим законодательством общественных отношений, а также уровнем законодательной разработанности этой области. Базовая юридическая основа из фундаментальных нормативно-правовых актов в сфере охраны здоровья граждан является достаточно полной. Однако в условиях реформирования сферы здравоохранения требуется усовершенствование норм действующего законодательства и принятие новых законов, обеспечивающих реализацию конституционного права граждан на охрану здоровья.

При этом любой нормативный акт в сфере здравоохранения не может надлежащим образом выполнить свою социальную задачу обособленно от других. Следовательно, возникает необходимость объединения нормативных актов, посвященных вопросам охраны здоровья граждан, в единый законодательный комплекс, например путем принятия Кодекса законов об охране здоровья населения. Параллельно необходимо совершенствовать нормы и положения основных отраслей права, затрагивающих отрасль здравоохранения. Это необходимо, чтобы добиться их внутренней согласованности в рамках комплексной отрасли законодательства о здравоохранении.

Список литературы

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 г.) // Российская газета. № 7. 21.01.2009.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан (утв. ВС РФ

22.07.1993 г. № 5487-1) // Ведомости СНД и ВС РФ. 19.08.1993. № 33, ст. 1318.

3. Жданович Т.Г., Михеева Е.А. Комментарий к Основам законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан (постатейный). М.: Юсти-цинформ, 2003. С. 5.

4. Мы, народы: роль Организации Объединенных Наций в XXI веке. Доклад Генерального секретаря от 27 марта 2000 года. ЦЫ Doc. А/54/2000 // Московский журнал международного права. 2001. № 41.

5. Декларация тысячелетия Организации Объединенных Наций: Резолюция ГА ООН 55/2 от 8 сентября 2000 года. ЦЫ Doc. A/RES/55/2 // Московский журнал международного права. 2001. № 41.

6. Сергеев Ю.Д., Милушин М.И. Становление и теоретические проблемы российского законодательства о здравоохранении // Медицинское право. 2005. № 3. С. 5.

7. Найговзина Н.Б., Ковалевский М.А. Система здравоохранения в Российской Федерации: Органи-

зационно-правовые аспекты. М.: Классик-Консалтинг, 1999. С. 46-54.

8. СЗ РФ. 2000. № 12. Ст. 1260.

9. Указ Президента РФ от 20 апреля 1993 г. № 468 «О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения Российской Федерации» // Собрание актов Президента и Правительства РФ. 26.04.1993. № 17, ст. 1447.

10. Постановления Правительства РФ от 13.01.1996 г. № 27 «Об утверждении Правил предоставления платных медицинских услуг населению медицинскими учреждениями» // СЗ РФ. 1996. № 3. Ст. 194; от 22.01.2007 г. № 30 «Об утверждении Положения о лицензировании медицинской деятельности» // СЗ РФ. 29.01.2007. № 5, ст. 656.

11. Постановление Правительства Нижегородской области от 30.05.2008 г. № 219 «Об утверждении Порядка организации проведения обязательного профилактического медицинского осмотра государственных гражданских служащих Нижегородской области» // Нижегородские новости. № 120 (4012). 03.07.2008.

12. Постановление Городской думы г. Н. Новгорода от 25.06.2008 г. № 103 «Об утверждении муниципальной целевой программы «Комплексное переоснащение муниципальных лечебно-профилактических учреждений города Нижнего Новгорода» на 2009-2013 годы» // День города. Нижний Новгород, № 55 (272), 18.07.2008.

13. Постановление администрации г. Н. Новгорода от 09.06.2009 г. № 2608 «Об утверждении муниципальной целевой программы «Ранняя диагностика, профилактика и восстановительное лечение заболеваний опорно-двигательного аппарата у детей и подростков» на 2009-2011 годы» // День города. Нижний Новгород, № 47 (366), 19.06.2009.

14. Приказы Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 28 ноября 2005 г. № 701 «О родовом сертификате» // Российская газета. 20 января 2006 г. С. 8; от 22 ноября 2004 г. № 255 «О порядке оказания первичной медико-санитарной помощи гражданам, имеющим право на получение набора социальных услуг» // Российская газета. 12 декабря 2004 г.

15. Приказ Министерства здравоохранения Нижегородской области: от 04.06.2010 г. № 907 «Об организации медицинского освидетельствования соотечественников, переселяющихся на территорию Нижегородской области» // Правовая система Консультант-плюс, 2010.

16. www.zdravo2020.ru

17. См. подробнее: Клык Н., Соловьев В. Медицинский кодекс России: каким ему быть? // Российская юстиция. 1997. № 9; Мохов А.А. К вопросу о кодификации законодательства об охране здоровья граждан // Право и политика. 2002. № 7; Сергеев Ю.Д. Медицинское право в современной России: становление, успехи, проблемы, перспективы // Экономика здравоохранения. 2007. № 11.

18. Сергеев Ю.Д. Юридическая защита прав и законных интересов граждан в сфере здравоохранения. М., 1997. 113 с.

19. Закон РФ от 28.06.1991г. №1499-1 «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» // Ведомости СНД и ВС РСФСР. 04.07.1991. № 27, ст. 920; Закон РФ от 02.07.1992 г. № 3185-1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» // Ведомости СНД и ВС РФ. 20.08.1992. № 33. ст. 1913; ФЗ от 30.03.1995 г. № 38-ФЗ «О предупреждении распространения в РФ заболевания, вызванного вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)» // Российская газета. № 72. 12.04.1995; ФЗ от 08.01.1998 г. № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» // СЗ РФ. 12.01.1998. № 2, ст. 219; ФЗ от 12.04.2010 г. № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» // СЗ РФ. 19.04.2010. № 16, ст. 1815; ФЗ от 17.09. 1998 г. № 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» // СЗ РФ. 21.09.1998. № 38, ст. 4736; ФЗ от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарноэпидемиологическом благополучии населения» // СЗ РФ. 05.04.1999. № 14, ст. 1650 // Российская газета. № 64-65, 06.04.1999; ФЗ от 18.06.2001 г. № 77-ФЗ «О предупреждении распространения туберкулеза в РФ» // СЗ РФ. 25.06.2001. № 26, ст. 2581; Закон РФ от

09.06.1993 г. № 5142-1 «О донорстве крови и ее компонентов» // Ведомости СНД и ВС РФ. 15.07.1993. № 28, ст. 1064; Закон РФ от 22.12.1992 г. № 4180-1 «О трансплантации органов и (или) тканей человека»

// Ведомости СНД и ВС РФ. 14.01.1993. № 2, ст. 62 и другие.

20. Закон г. Москвы от 17.03.2010 г. № 7 «Об охране здоровья в городе Москве» // Вестник Мэра и Правительства Москвы. № 19. 02.04.2010; Закон Московской области от 11.11.2005 г. № 240/2005-ОЗ «О здравоохранении в Московской области» // Ежедневные Новости. Подмосковье. № 220. 19.11.2005.

21. Закон Нижегородской области от 05.05.2005 г. № 40-З «О государственном социальном обслуживании населения» // Нижегородские новости. № 87 (3259). 18.05.2005; Закон Нижегородской области от 11.06.2009 г. № 76-З «О физической культуре и спорте в Нижегородской области» // Нижегородские новости. № 108 (4240). 19.06.2009; Закон Нижегородской области от 03.06.2010 г. № 94-З «О санаторно-курортном комплексе Нижегородской области» // Правовая среда. № 67 (1189). 19.06.2010 (приложение к газете «Нижегородские новости», № 108 (4480), 19.06.2010); Закон Нижегородской области от 10.09.1996 г. № 45-З «Об экологической безопасности» // Нижегородские новости. № 177 (1162), 18.09.1996.

22. Закон Нижегородской области от 02.03.2007 г. № 25-З «Об охране атмосферного воздуха в Нижегородской области» // Нижегородские новости, № 41 (3693), 10.03.2007.

CONSTITUTIONAL RIGHT OF CITIZENS TO HEALTH CARE:

ITS CONTENT AND LEGISLATIVE PROVISION

E. V. Kapralova, E.S. Sergeeva

The article discusses the constitutional right to health care as a fundamental social right of citizens guaranteed by the state, and its content in modern Russia. The authors define the system of current legal acts in the health sector as a whole, with particular emphasis on the legislation. It is concluded that the legislation needs to be reformed and codified.

Keywords: constitution, constitutional rights, health and healthcare, legislation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.