Научная статья на тему 'Проблемы реализации конституционного права на охрану здоровья населения в Российской Федерации'

Проблемы реализации конституционного права на охрану здоровья населения в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2484
270
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО НА ОХРАНУ ЗДОРОВЬЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА / THE CONSTITUTIONAL RIGHT ON HEALTH PROTECTION IN THE RUSSIAN FEDERATION / PROBLEMS OF IMPLEMENTATION OF HUMAN RIGHTS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Черных Александр Евгеньевич

Проблемы права на охрану здоровья населения способствуют созданию серьѐзных объективно-субъективных преград для его реализации, развитию правового нигилизма, росту материального ущерба государству и т.п. Названное конституционное право в Российской Федерации и его реализация носят ограниченный характер. Но только при беспрепятственном использовании своих прав и добросовестном выполнении обязанностей гражданами и другими субъектами права, восстановлении нарушенных прав и применении к правонарушителям предусмотренных законом мер государственного принуждения возможно говорить о существовании правопорядка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF IMPLEMENTATION OF THE CONSTITUTIONAL RIGHT ON HEALTH POPULATION PROTECTION IN THE RUSSIAN FEDERATION

Problems of the constitutional right on health population promote to creation of serious objectively-subjective barriers to its realization, development of legal nihilism, the growth of material damage to the state, etc. This constitutional right and its implementation in the Russian Federation have the limited character. But only in case of unobstructed use of the rights and diligent performance of duties by citizens and legal subjects, restitution of the broken rights and impositions of enforcement measure to offenders it is possible to speak about the law and order existence.

Текст научной работы на тему «Проблемы реализации конституционного права на охрану здоровья населения в Российской Федерации»

1.7. ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА

НА ОХРАНУ ЗДОРОВЬЯ НАСЕЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Черных Александр Евгеньевич, аспирант. Место учебы: Пензенский государственный университет. E-mail: stn_uyrist@mail.ru

Аннотация: Проблемы права на охрану здоровья населения способствуют созданию серьёзных объективно-субъективных преград для его реализации, развитию правового нигилизма, росту материального ущерба государству и т.п. Названное конституционное право в Российской Федерации и его реализация носят ограниченный характер. Но только при беспрепятственном использовании своих прав и добросовестном выполнении обязанностей гражданами и другими субъектами права, восстановлении нарушенных прав и применении к правонарушителям предусмотренных законом мер государственного принуждения возможно говорить о существовании правопорядка.

Ключевые слова: конституционное право на охрану здоровья в Российской Федерации, проблемы реализации прав человека.

PROBLEMS OF IMPLEMENTATION OF THE CONSTITUTIONAL RIGHT ON HEALTH POPULATION PROTECTION IN THE RUSSIAN FEDERATION

Chernykh Alexander Evgenievich, postgraduate student. Place of study: Penza State University. E-mail: stn_uyrist@mail.ru

Annotation: Problems of the constitutional right on health population promote to creation of serious objectively-subjective barriers to its realization, development of legal nihilism, the growth of material damage to the state, etc. This constitutional right and its implementation in the Russian Federation have the limited character. But only in case of unobstructed use of the rights and diligent performance of duties by citizens and legal subjects, restitution of the broken rights and impositions of enforcement measure to offenders it is possible to speak about the law and order existence.

Keywords: The constitutional right on health protection in the Russian Federation, problems of implementation of human rights.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации1 каждый имеет право на охрану здоровья (ст. 41), права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими, определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (ст. 18). Сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом (ст. 41).

При изучении проблем реализации конституционного права на охрану здоровья населения в Российской Федерации необходимо, прежде всего, не только описывать обстановку вокруг них, но и выявлять, критически оценивать возможности, использование которых

1 «Российская газета» от 21 января 2009 г. N 7.

придаст новый импульс деятельности государства, повысит социально-правовую активность как отдельных слоев, так и населения страны в целом.

Марченко М.Н. называет реализацией права его воплощение в поведении людей и в общественных отношениях, а специфические для права способы его осуществления - реализацией правовых норм.2 Основными формами (способами) реализации правовых норм являются: использование права, исполнение обязанности, соблюдение запретов, применение правовых норм. Существование правопорядка означает, что граждане и другие субъекты права беспрепятственно используют свои права и добросовестно выполняют обязанности, что нарушения запретов, если они совершаются, влекут восстановление нарушенных прав и применение к правонарушителям предусмотренных законом мер государственного принуждения.

Согласно Основам законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. N 5487-13:

- граждане РФ обладают неотъемлемым правом на охрану здоровья (ст. 17);

- иностранным гражданам, находящимся на территории России, гарантируется право на охрану здоровья в соответствии с международными договорами РФ (ст.18);

- лица без гражданства, постоянно проживающие в России, и беженцы пользуются правом на охрану здоровья наравне с гражданами РФ, если иное не предусмотрено международными договорами РФ (ст.18).

- рассматриваемое право обеспечивается, в частности, созданием благоприятных условий быта, отдыха, воспитания и обучения, а также предоставлением населению доступной медико-социальной помощи (ст. 17).

Таким образом, пределы данного субъективного права закреплены в зависимости от основного правового статуса каждого человека, проживающего в России. Это обладание неотъемлемым правом либо только его гарантия, либо только пользование им на территории России.

Конституционное право на охрану здоровья следует относить к социальным правам, а значит, на него распространяется действие Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах (Нью-Йорк, 19 декабря 1966 г.),4 который обязывает государства принять лишь в максимальных пределах имеющихся ресурсов меры к тому, чтобы постепенно обеспечить их полное осуществление (ч. 1 ст. 2). Иначе обстоит дело с положениями Международного пакта о гражданских и политических правах (Нью-Йорк, 19 декабря 1966 г.),5 которые подлежат применению немедленно и без оговорок. Из смысла положений о праве на охрану здоровья следует, что оно, как и право на медицинскую помощь, реализуется лишь при наличии средств соответствующих бюджетов, страховых взносов и неких «других поступлений» (ст. 41 Конституции РФ). С учетом традиционной недостаточности бюджетных средств, считаем правомерно судить об ограниченности возможностей реализации названных прав уже на конституционном уровне, к чему можно добавить высокие цены на медикаменты, нехватку квалифицированных врачей, иного персонала и мно-

2 Теория государства и права: Учебник / Под ред. М.Н. Марченко. - М.: Издательство «Зерцало», 2004.

3 «Российская газета» от 9 сентября 1993 г. N 174.

4 «Ведомости Верховного Совета СССР», 1976 г., N 17(1831).

5 «Ведомости Верховного Совета СССР», 1976 г., N 17, ст. 291.

1 '2011

Пробелы в российском законодательстве

гое другое. Следовательно, необходимо согласиться с выводом и формулировкой Баглая М.В. о том, что право на охрану здоровья (как право социальное) является не столько юридической нормой, сколько стандартом, к которому должна стремиться политика государства.6

Довольно интересным является вопрос конституционного закрепления права на охрану здоровья лишь в рамках права на охрану здоровья и медицинскую помощь при отсутствии непосредственно права на здоровье (ч.1 ст. 41 Конституции РФ). Представляется разумным, что прежде чем охранять что-либо, необходимо его наличие. Поэтому, следует поддержать позицию Расторопова С.В. о необходимости закрепления права на здоровье в тексте Конституции РФ, как скажем, права человека на жизнь.7 Юридической литературой верно отмечается, что являясь важнейшим объектом охраны уголовного, административного и иного отраслевого законодательства РФ, оно отчасти лишено своего конституционного основания.8 С другой стороны, появится возможность претендовать и на нездоровье, то есть на легитимный подрыв собственного здоровья.

Не менее важны вопросы разграничения компетенции органов государственной власти субъектов РФ и местного самоуправления в рассматриваемой сфере. В связи с уже названной выше нехваткой финансирования здравоохранения и передачей основных соответствующих полномочий государства на уровень субъектов РФ, считается возможной передача отдельных государственных полномочий органам местного самоуправления. Так, федеральный законодатель передал ряд таких полномочий на уровень субъектов РФ, а субъекты Федерации вновь вынуждены передавать их на уровень муниципальных районов и городских округов, поскольку органы местного самоуправления данных видов муниципальных образований наиболее приближены к населению, обладают более реальными возможностями в данной сфере, чем городские и сельские поселения.

Федеральный закон от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федера-

о ^

ции»9 к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ в сфере здравоохранения относит вопросы: организации оказания специализированной медицинской помощи в кожно-венерологических, туберкулезных, наркологических, онкологических диспансерах и других специализированных медицинских учреждениях (за исключением федеральных специализированных медицинских учреждений, перечень которых утверждается Правительством РФ); организации обязательного медицинского страхования неработающего населения; организации оказания специализированной (санитарно-авиационной) скорой медицинской помощи. Финансовое обеспечение указанных мероприятий является расходным обязательством субъектов РФ. Более подробно эти и другие

6 Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. Учебник для юридических вузов и факультетов. Изд. 2-е, изм. И доп. - М: Издательская группа НОРМА-ИНФРА М, 1999.-С 220221.

7 Расторопов С.В. Уголовно-правовая охрана здоровья человека от преступных посягательств: монография. - Спб., 2006. - С. 22.

8 Красиков А.Н. Уголовно-правовая охрана прав и свобод человека в России. - Саратов, 1996. - С. 63.

9 Российская газета от 19 октября 1999 г. № 206.

полномочия органов государственной власти субъектов РФ определены ст. 5.1 и ст.6 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. N 5487-1. Первичная медико-санитарная помощь же, обеспечиваемая учреждениями муниципальной системы здравоохранения, включена законодателем в компетенцию органов местного самоуправления, но в её оказании могут участвовать и учреждения государственной и частной систем здравоохранения на основе договоров со страховыми медицинскими организациями.

Сравнительный анализ действующего законодательства субъектов РФ в сфере обеспечения прав граждан на охрану здоровья показывает, что единообразное понятие основных правовых терминов в данной сфере регулирования отсутствует («компетенция» и «полномочия», «здравоохранение» и «охрана здоровья»), что оказывает негативное влияние на законодательное разграничение компетенции в указанной сфере. В законах отдельных субъектов РФ могут встречаться случаи, когда полномочия органов местного самоуправления в сфере здравоохранения исключены. В частности, Законом Тульской области от 7 июля 2006 г. № 716-ЗТО признана утратившей силу ст. 12 «Полномочия органов местного самоуправления по вопросам здравоохранения» Закона Тульской области от 10 июня 1999 г. N 135-ЗТО «О здравоохранении в Тульской области».10

Другой пример, Закон Вологодской области от 29 ноября 2005 года N 1381-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в сфере здравоохранения»11 полностью признан утратившим силу без издания на

настоящий момент иного специального нормативного

12

правового акта.12

В Законе Свердловской области от 21 августа 1997 г. N 54-оз «О здравоохранении в Свердловской области» ст. 16 озаглавлена: «Полномочия органов местного самоуправления по вопросам здравоохранения», а ст. 19 - «Компетенция исполнительного органа местного самоуправления по здравоохранению». Однако, к исполнительному органу местного самоуправления в сфере здравоохранения более применимо понятие «полномочия», а «компетенция» - в целом к органам местного самоуправления.

На определенном этапе развития общества все названные проблемы даже в совокупности носили лишь локальный характер и не претендовали на общегосударственный статус. Учитывая кардинально изменившиеся обстоятельства, особую значимость ценности прав и свобод населения страны, охраны его здоровья, прогрессирующие размеры негативных явлений, ставящие под сомнение возможность сохранения генофонда страны, предполагаем, что охрана здоровья и права населения в этой сфере должны реализовы-ваться посредством специальной функции государства, как одного из основных направлений его деятельности по обеспечению защиты граждан.

Осознавая дискуссионный характер выдвинутого предположения о возможности признания охраны здоровья и прав населения в названной сфере одной из функций государства, сошлемся на мнение М.И. Пис-котина о том, что допускается наличие некоторой условности определения наименований и числа функций

10 Тульские известия. 1999. 29 июня.

11 Красный Север от 3 декабря 2005 г. № 170.

12 Красный Север от 16 декабря 2008 г. № 148.

в предостережение исследователей от опасности становиться на догматический путь и абсолютизировать тот или иной перечень функций.13 Поэтому правомерно считать, что отсутствуют какие-либо достаточные основания для отказа от дальнейшей разработки рассматриваемой проблемы.

Таким образом, на сегодняшний день граждане и другие субъекты права беспрепятственно не используют право на охрану здоровья по ряду субъективных и объективных причин, нарушения запретов, если они совершаются, не влекут восстановление нарушенных прав, оно не обеспечивается созданием благоприятных условий быта, отдыха, воспитания и обучения, а также предоставлением населению доступной медико-социальной помощи, следовательно, о существовании правопорядка в сфере охраны здоровья пока не может быть и речи.

Сегодня, как никогда, правильным предстает смысл эпиграммы, приписываемой Пушкину А.С.: «В России нет закона: в России столб стоит, к столбу закон прибит, а на столбе корона». Применительно к рассматриваемой теме, следует подчеркнуть необходимость не столько изменения правовой регламентации, комплексного решения вопросов закрепления и реализации права на охрану здоровья населения государством, но и наличие реального властного решения на это, нацеленного именно на результат. Таковым в полной мере может стать ответственное соблюдение государственных и муниципальных программ, содержащих новейшие комплексные теоретико-практические разработки в сфере охраны здоровья.

На наш взгляд, учет названных выше положений способствовал бы оптимизации мер Конституции РФ, иного законодательства РФ об охране здоровья населения и мог бы внести определенный вклад для реализации конституционного права на охрану здоровья населения страны.

Список литературы:

1 Конституция Российской Федерации // «Российская газета» от 21 января 2009 г. N 7.

2 Теория государства и права: Учебник / Под ред. М.Н. Марченко. - М.: Издательство «Зерцало», 2004.

3 Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. N 5487-1 // «Российская газета» от 9 сентября 1993 г. N 174.

4 Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (Нью-Йорк, 19 декабря 1966 г.) // «Ведомости Верховного Совета СССР», 1976 г., N 17(1831).

5 Международный пакт о гражданских и политических правах (Нью-Йорк, 19 декабря 1966 г.) // «Ведомости Верховного Совета СССР», 1976 г., N 17, ст. 291.

6 Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. Учебник для юридических вузов и факультетов. Изд. 2-е, изм. И доп. - М: Издательская группа НОРМА-ИНФРА М, 1999.

7 Расторопов С.В. Уголовно-правовая охрана здоровья человека от преступных посягательств: монография. - Спб., 2006.

8 Красиков А.Н. Уголовно-правовая охрана прав и свобод человека в России. - Саратов, 1996.

13 Пискотин М.И. К вопросу о функциях Советского государства в современный период// Советское государство и право. 1958. № 1. С. 90-91.

9 Федеральный закон от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» // Российская газета от 19 октября 1999 г. № 206.

10 Закон Тульской области от 10 июня 1999 г. N 135-ЗТО «О здравоохранении в Тульской области» // Тульские известия. 1999. 29 июня.

11 Закон Вологодской области от 29 ноября 2005 года N 1381-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в сфере здравоохранения» // Красный Север от 3 декабря 2005 г. № 170.

12 Закон Вологодской области от 13 декабря 2008 года N 1922-ОЗ «О признании утратившими силу отдельных законов в сфере здравоохранения» // Красный Север от 16 декабря 2008 г. № 148.

13 Пискотин М.И. К вопросу о функциях Советского государства в современный период // Советское государство и право. 1958. № 1. С. 90-91.

Рецензия

на статью «Проблемы реализации конституционного права на охрану здоровья населения в Российской Федерации», автор - Черных А.Е.

В статье рассматриваются основные проблемы реализации конституционного права на охрану здоровья населения в Российской Федерации. Исследуются вопросы его законодательного закрепления, обеспечения, а также разграничения компетенции между органами государственной власти и местного самоуправления в области охраны здоровья. Автором проанализирован комплекс нормативных правовых актов, научной и учебной литературы, обозначен ряд пробелов действующего законодательства, выделены перспективы и возможности правовой регламентации в сфере обеспечения права на охрану здоровья населения страны.

Статья рекомендована к публикации.

Рецензент:

д.ю.н., профессор, зав. кафедрой «Частное право» Пензенского Государственного Университета»

профессор Г.В. Синцов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.