Научная статья на тему 'Человек и закон. Правовые основы социального обеспечения и охраны здоровья пенсионеров по старости'

Человек и закон. Правовые основы социального обеспечения и охраны здоровья пенсионеров по старости Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
244
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАЖДАНСКИЕ ПРАВОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ЗДРАВООХРАНЕНИЕ / СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / ПЕНСИОНЕРЫ ПО ВОЗРАСТУ / ВРАЧЕБНАЯ ЭТИКА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Попов Николай Васильевич

В статье рассмотрены правовые отношения человека и общества в старости и организация охраны здоровья пенсионеров в России. Особое внимание обращено на реформу здравоохранения в связи со вступлением в силу Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PERSON AND LAW. LEGAL BASES OF PENSIONERS'' SOCIAL SECURITY AND HEALTH PROTECTION ON THE OLD AGE

The article considers the legal relationship of man and society in the age and the health organization of pensioners in Russia. Special attention is focused on health care reform in connection with the entry into force of the Federal law "On the fundamentals of health protection of citizens in the Russian Federation".

Текст научной работы на тему «Человек и закон. Правовые основы социального обеспечения и охраны здоровья пенсионеров по старости»

4. ТРУДОВОЕ ПРАВО; ПРАВО СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ (СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 12.00.05) ЗЕМЕЛЬНОЕ ПРАВО; ПРИРОДОРЕСУРСНОЕ ПРАВО; ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРАВО (СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 12.00.06)

4.1. ЧЕЛОВЕК И ЗАКОН. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

И ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ ПЕНСИОНЕРОВ ПО СТАРОСТИ

Попов Николай Васильевич, канд. юрид. наук. Должность: заведующий кафедрой. Место работы: Российский химико-технологический университет имени Д.И. Менделеева (РХТУ). Подразделение: кафедра государственно-правовых дисциплин. E-mail:Bizfi@aol. com

Аннотация. В статье рассмотрены правовые отношения человека и общества в старости и организация охраны здоровья пенсионеров в России. Особое внимание обращено на реформу здравоохранения в связи со вступлением в силу Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

Ключевые слова: гражданские правовые отношения, здравоохранение, социальное обеспечение, пенсионеры по возрасту, врачебная этика.

Popov Nikolay Vasilievich, PhD at law. Posithion: Head of chair. Place of employment: Russian chemical-technological University named after D.I.Mendeleev. Department: statelegal disciplines chair. E-mail:[email protected]

Annotation: The article considers the legal relationship of man and society in the age and the health organization of pensioners in Russia. Special attention is focused on health care reform in connection with the entry into force of the Federal law "On the fundamentals of health protection of citizens in the Russian Federation". Keywords: civil legal relations, health, social security, old-age pensioners, medical ethics.

Конституция РФ провозгласила Россию правовым, социальным государством, в котором человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а государство гарантирует охрану и защиту основных прав, определяет некоторые рамки социального благополучия населения. Одним из важнейших прав граждан России признано право на охрану здоровья и медицинскую помощь, которое зафиксировано в ст. 41 Конституции РФ. Так как охватить весь спектр законодательной системы в отношении прав гражданина невозможно, в работе сделана попытка обсудить некоторые проблемы законодательства о здравоохранении в отношении пенсионеров по старости.

Законодательство, обеспечивающее реализацию указанного социального права граждан, именуют «законодательством о здравоохранении».

Буквально слово «здравоохранение» трактуется как «охрана здоровья населения, предупреждение и лечение болезней, поддержание общественной гигиены и санитарии» и представляет собой отрасль законодательства, состоящую из трех частей: социально-санитарного, врачебно-лечебного законодательства и

норм, определяющих общественное положение врача [1].

1. Законодательство РФ в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения основывается на Конституции РФ и включает Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», другие федеральные законы, а также иные нормативные правовые акты РФ: санитарные правила (СП, СанПиН), гигиенические нормативы (ГН) и др.

На основании Закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ [9] граждане РФ «имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека», на «информацию о санитарно-эпидемиологической обстановке, состоянии среды обитания, качестве продукции» и др.

В Законе дается определение: «Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения - это состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды на человека, и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности».

Согласно этому Федеральному закону, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством: профилактики заболеваний в соответствии с санитарно-эпидемиологической обстановкой; разработки и реализации федеральных и региональных целевых программ обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения; государственного санитарно-эпидемиологического надзора, нормирования и государственной регистрации потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, отдельных видов продукции, отходов производства и потребления, а также продукции, впервые ввозимой на территорию РФ; проведения социально-гигиенического мониторинга; научных исследований в области обеспечении санитарно-эпидемиологического благополучия населения и мер по своевременному информированию и гигиеническому воспитанию и обучению населения и пропаганде здорового образа жизни.

2. К законодательству об охране здоровья примыкают этические нормы и правила. Не отрицая значения врачебной этики, необходимо подчеркнуть, что в правовом регулировании нуждается не только управление здравоохранением, но и отношения, возникающие при врачевании непосредственно между пациентом и врачом (медицинским учреждением), поскольку при этом затрагиваются интересы граждан и общества, имеющие первостепенный характер. Одним из важнейших правовых актов в рассматриваемой сфере являются «Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан». В них определены основные принципы охраны здоровья граждан, задачи законодательства в области здравоохранения, основы его организации и руководства, права граждан при оказании медико-социальной помощи, обязанности и права медицинских и фармацевтических работников, поря-

1-2015

Пробелы в российском законодательстве

док производства медицинской экспертизы, ответственность за причинение вреда здоровью граждан и пр.

3. Общественное положение врача в Российской Федерации регулируется «Кодексом врачебной этики», одобренным Всероссийским Пироговским съездом врачей 7 июня 1997 г. и подтвержденным в 2014 г., когда Президент Национальной медицинской палаты Леонид Рошаль предложил создать полновесный Кодекс профессиональной этики врача, дабы урегулировать все стороны деятельности медиков и таким образом повысить статус врача [3].

Согласно п. 3 Определения Конституционного Суда РФ от 15.05.2007 №378-О-П, к пенсионерам по старости относятся лица, достигшие пенсионного возраста, которым в соответствии с пенсионным законодательством назначена пенсия по старости. Если пенсия назначена в силу других обстоятельств, такой гражданин пенсионером по старости не считается.

В настоящее время в России пенсию по старости получают около 30 млн. человек. Согласно индексу AgeWatch Россия в 2014 г. заняла 65 место в общем рейтинге по обеспеченности жизни пенсионеров. Самыми лучшими странами для проживания пенсионеров по старости в Европе считаются Ирландия и Швеция [11].

В перспективе ожидается дальнейшее увеличение доли лиц старших возрастов в структуре населения. Пожилые граждане России - это хранители нравственных ценностей, народных традиций, жизненного опыта поколений, многонациональной российской культуры, оплот семьи.

Социальная поддержка пенсионеров, повышение качества их жизни, охрана здоровья, предоставление социальных услуг на дому и в стационарных учреждениях социального обслуживания, создание достойных условий для отдыха и досуга - одна из приоритетных задач социальной политики государства. Кроме Конституции РФ, это обусловлено федеральными законами РФ: «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» (№122-ФЗ от 02.08.1995) «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (№323-ФЗ от 21.11.2011), «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» (№383-ФЗ от 23.12.2010) и др., а также законами субъектов РФ и обеспечивается реформированием пенсионной системы и реализацией федеральных и региональных социальных программ.

Деятельность органов государственной власти на федеральном, региональном и муниципальном уровнях направлена на решение социально-экономических, семейно-бытовых, психологических и других проблем пенсионеров, реальное обеспечение активной, безопасной и достойной старости. Однако материальное положение миллионов пенсионеров остается тяжелым. В связи с этим остро встает вопрос об организации бесплатной социальной и медицинской помощи неработающим старикам.

Социальную помощь пенсионерам оказывают социальные работники, институт которых появился в нашей стране в 90-е годы ХХ века. Согласно национальному стандарту «Социальное обслуживание населения» [4], работники социальных служб обеспечивают одиноких пожилых людей продуктами питания и оказывают им другие услуги. Причин для создания такой службы было несколько: это отдаленные последствия Великой Отечественной войны и последующих военных конфликтов; это вопрос престижа в международных отношениях, поскольку государственная помощь преста-

релым и немощным гражданам присуща культурным и богатым странам; это и прямая необходимость заботы о пожилых и больных людях, потому что при общественных катаклизмах они страдают в первую очередь, а к переменам привыкают гораздо труднее. Одинокие пенсионеры, подлежащие обслуживанию социальным работником (т.н. «подопечные»), заключают договор об обслуживании с Центром социального обеспечения (ЦСО) в лице его начальника, который и определяет, в частности, права и обязанности подопечного по отношению к социальному работнику. Так, например, подопечный обязан давать деньги на покупки авансом, не отказываться от заказанных продуктов, находиться дома во время, оговоренное с социальным работником, извещать о важных изменениях в своей жизни и т. п.

Одинокие пенсионеры обслуживаются бесплатно. Если предлагаемый минимум услуг подопечного не устраивает или пенсионер проживает с родственниками трудоспособного возраста, он может пользоваться платными услугами, расценки за которые официально установлены (в Москве [6]).

В сельской местности сохраняются объективные трудности в деле улучшения положения пенсионеров, связанные с экономическими возможностями, и региональными различиями. Однако, выполняя Постановление Правительства РФ о реализации Программы в части оказания адресной социальной помощи неработающим пенсионерам, в ряде областей в 2012 г. началась активная работа в этом направлении [5].

Например, в Воронежской области [2] развивается мобильная социальная помощь сельским пенсионерам. В области для пожилых людей построено 4 дома-интерната. При каждом из них создана служба мобильной социальной помощи пожилым людям из числа жителей сельской местности, что позволяет обеспечить доступность социальных услуг сельским пенсионерам: осуществляется приобретение и доставка на дом продовольственных и промышленных товаров, лекарственных препаратов, средств технической реабилитации, сопровождение граждан для прохождения диспансеризации и медицинского лечения в медицинские учреждения и другие организации, оказывающие различные услуги.

Труд социальных работников - это, как правило, сложный психологический, умственный и физический труд, не ограниченный рамками законодательно установленного времени и связанный с высоким нервно-эмоциональным напряжением. Каждый работник должен обслуживать не менее восьми человек. Во многих случаях (в частности, выписка рецепта в поликлинике и получение бесплатного лекарства в аптеке и др.) ни доверенное лицо, ни соседка не выходящего из дома пенсионера, заменить его не могут.

Пожилые и тяжелобольные люди, не встающие с постели, требуют постоянного медицинского наблюдения, тщательного гигиенического ухода и заботы. Они полностью зависимы от помощи окружающих и поэтому им также нужны поддержка, дружеское общение для уменьшения проявлений депрессии и чувства одиночества.

Врачебно-лечебное законодательство представлено федеральным законом №323-ФЗ от 21 ноября 2011 г. «Об основах охраны здоровья граждан Российской Федерации» (с изменениями на 31 декабря 2014 г.) [10]. Этот относительно недавно принятый закон содержит в себе ряд существенных недостатков, не позволяющих полностью обеспечить достижение по-

ставленных целей, создать современную и эффективную систему российского здравоохранения, обеспечить надлежащую защиту прав пациентов и решить множество имеющихся в настоящее время в сфере здравоохранения значительных проблем. Работа над ним еще продолжается.

Так, например, по мнению видных юристов д.ю.н. проф.И.В.Понкина, Н.А.Михалевой и др. «рассматриваемый закон вступает в явное противоречие с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. (разделы «Развитие здравоохранения» и «Демографическая политика и политика народосбережения» части III «Развитие человеческого потенциала» и др.), Концепцией демографической политики Российской Федерации на период до 2025 г. (раздел 3 «Цели, принципы, задачи и основные направления демографической политики Российской Федерации на период до 2025 г.» и др.) и рядом других документов, в которых сформулированы публичные интересы и приоритетные задачи в области демографического развития страны и охраны здоровья граждан и определены цели развития Российского государства и общества в этой сфере отношений» [7].

В декабре 2013 г. Госдума РФ приняла законопроект, в котором учтены многие замечания и приводятся в соответствие с федеральным законом «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» 56 законодательных актов РФ [8]. В частности, уточняются организационно-правовые формы медицинских организаций, виды, формы и условия оказания медицинской помощи, устанавливаются права пациентов на получение ими медицинской помощи, на информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство и на отказ от него, на медицинские осмотры и медицинское освидетельствование и др., но работа в этом направлении продолжается.

Врач сопровождает человека всю его жизнь: от рождения до смерти, и это совершенно не зависит от того, насколько человек болен или здоров. Цивилизации не знают времени, в котором не было врача, и всегда отношения врача и пациента складывались иначе, нежели другие человеческие отношения. Ведь на алтаре подобного общения лежат бесценные здоровье и жизнь.

Список литературы:

1. Караваева Е.Н. Законодательство Российской Федерации о здравоохранении: История, современное состояние, тенденции развития // Сибирский Юридический Вестник. - 2004. - № 2.

2. Карелова Г. В Воронежской области развивается мобильная социальная помощь пенсионерам. - [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://er.ru/news/ 2013/12/13/

3. Кодекс врачебной этики. - [Электронный ресурс] -Режим доступа: http://www.medicus.ru/handbook/legal/ document21180.phtml

4. Национальный стандарт Российской Федерации «Социальное обслуживание населения». ГОСТ Р52143-2003. «Основные виды социальных услуг». ГОСТ Р53058-2008. «Социальные услуги гражданам пожилого возраста».

5. Оказание адресной социальной помощи неработающим пенсионерам. - [Электронный ресурс] - Режим доступа: ГАРАНТ.РУ: - http://www.garant.ru/pro-ducts/ipo/prime/doc/70156074/#ixzz3RdZpHV5p

6. Олифирова С. На сколько в столице подорожали платные социальные услуги [Электронный ресурс] -Режим доступа: http://www.kp.ru/daily/26036.5/2952517/.

7. Понкин И.В. и др. Обсуждаем закон о здравоохранении [Электронный ресурс] - Режим доступа: http: www.ruskline.ru/analitika/2011/0.

8. РИА Новости. - [Электронный ресурс] - Режим доступа:

9. http://ria.ru/society/20130207/921644876.html#ixzz2y N5wrHMA].

10. Федеральный закон от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» [Электронный ресурс] - Режим доступа: http:// docs^d.™^^ РСФСР

11. Федеральный закон от 21 ноября 2011 № 323-ф3 (ред. от 31.12.2014) «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» [Электронный ресурс] - Режим доступа: http:// docs.cntd.ru>Закон РСФСР

12. Age-Watch-Index [Электронный ресурс] - Режим доступа: http:// irelandru.com>global-agewatch-index-2014

на научную статью заведующего кафедрой государственно-правовых дисциплин Российского химико-технологического университета имени Д.И.

Менделеева, к.ю.н. Н. В. Попова на тему: «Человек и закон. Правовые основы социального обеспечения и охраны здоровья пенсионеров но старости»

В статье анализируются основы российского законодательства о социальном обеспечении и охране здоровья пенсионеров по старости. Автор успешно аргументирует правовые основы социально-санитарного, врачебно-лечебного законодательства и норм, определяющих общественное положение врача. Особое внимание обращено на врачебную этику в отношении охраны здоровья пенсионеров по старости.

Все разделы статьи логически взаимосвязаны, а положения статьи подтверждены цитатами из различных источников и ссылками на научные исследования.

Данная статья может быть опубликована в открытой печати в издании, рекомендованном Высшей аттестационной комиссией Министерства образования и науки РФ.

РЕЦЕНЗЕНТ:

Заведующая кафедрой государственно-правовых дисциплин Московского гуманитарного университета.

Д.Ю.Н., профессор

Е.В. Белоусова

f ПРИЗ ЧЕМ« ПЕРСОМ» Л» ^ уО

сашоняа vi fü.jX

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.