Научная статья на тему 'Реализация практико-ориентированного подхода в процессе обучения техников в колледже'

Реализация практико-ориентированного подхода в процессе обучения техников в колледже Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
462
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ / АКТИВНЫЕ И ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ / ТЕХНИК / ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТА В КОЛЛЕДЖЕ / PRACTICE-ORIENTED TRAINING / ACTIVE AND INTERACTIVE METHODS / TECHNICIAN / SPECIALIST TRAINING IN COLLEGE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гордиенко Татьяна Петровна, Яворский Ярослав Константинович

В статье рассматривается практико-ориентированное обучение, направленное на подготовку обучающихся к будущей профессиональной деятельности. Процесс практико-ориентированного обучения предусматривает использование активных и интерактивных методов. Приведены примеры применения активных и интерактивных методов в процессе подготовки техника по специальности «Монтаж и эксплуатация оборудования и систем газоснабжения», которые стимулирует мотивацию обучающихся приобретению необходимых знаний, умений и навыков и способствует формированию системного мышления, овладению общими и профессиональными компетенциями

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гордиенко Татьяна Петровна, Яворский Ярослав Константинович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPLEMENTATION OF PRACTICE-ORIENTED APPROACH IN THE PROCESS OF TEACHING TECHNICIANS IN COLLEGE

The article deals with practice-oriented training aimed at preparing students for future professional activity. The process of practice-oriented learning involves the use of active and interactive methods. The article contains examples of the use of active and interactive methods in the training of specialists in the specialty "Installation and operation of equipment and gas supply systems", which stimulates the motivation of students to acquire the necessary knowledge and skills and contributes to the formation of systemic thinking, mastering General and professional competencies.

Текст научной работы на тему «Реализация практико-ориентированного подхода в процессе обучения техников в колледже»

- общеметодологический, который позволяет оценивать связи и отношение между характеристиками состояния различных элементов учебно-воспитательного процесса на разных уровнях их описания и изучения;

- психологический, который позволяет вести описание различных сторон учебной и педагогической деятельности и выявлять на этой основе психолого-педагогические закономерности [5, с. 8].

Для реализации психолого-педагогических исследований применяется подвид изучаемого нами метода научного познания - педагогическое моделирование.

Применение метода педагогического моделирования основывается на создании и изучении научно-исследовательских моделей, которые используются в педагогике для проведения научного поиска.

Научно-исследовательские модели классифицируют на:

- констатирующие (концептуальные);

- опытные;

- имитационные [7].

Констатирующие, или концептуальные модели отражают состояние системы и дают возможность установить ее составляющие, а также исследовать взаимосвязи между ее элементами. Данный тип моделей необходим для осознания состояния проблемы, постановки задачи исследования.

Опытные модели применяются при реализации экспериментальных исследований. В рамках как реальных, так и мысленных экспериментов применяются как материальные, так и идеальные модели.

Имитационные модели воспроизводят существенные черты поведения системы и позволяют исследовать влияние внешних факторов на поведение системы.

Выводы. Таким образом, моделирование является довольно распространенным общенаучным теоретическим методом исследования, во время которого изучается не сам объект познания, а его отражение в виде модели, но результат изучения переносится с модели на объект.

Моделирование направлено на создание и исследование научных моделей - мысленно представленной и (или) материально реализованной системы, которая объективно отражает предмет исследования и является средством теоретического исследования педагогических явлений через мысленное создание жизненных ситуаций.

В психолого-педагогических исследованиях в контексте применения метода моделирования, в отличие от технических наук, используют преимущественно описательные модели, сконструированные на основе воображаемого выделения наиболее значимых с позиций целей моделирования черт и качеств исследуемого объекта, его внутренней структуры.

Литература:

1. Борытко Н.М. Моделирование в психолого-педагогических исследованиях // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. - 2006. - №. - С. 11-15

2. Веденов А.А. Моделирование элементов мышления. - М.: Наука, 1988. - 334 с.

3. Веников В.А. Теория подобия и моделирования (применительно к задачам электроэнергетики). - М.: Высшая школа, 1976. - 479 с.

4. Кочергин А.Н. Моделирование мышления / А.Н. Кочергин. - М.: Наука, 1969. - 96 с.

5. Михеев В.И. Моделирование и методы теории измерений в педагогике: - 3-е изд., стереотип.. - М.: КомКнига, 2006. - 200 с.

6. Непрокина И.В. Метод моделирования как основа педагогического исследования // Теория и практика общественного развития. - 2013. - № 7. - С. 61-64.

7. Остапенко А.А. Моделирование многомерной педагогической реальности: теория и технологии. -М.: Народное образование, 2005. - 384 с.

8. Современный словарь по педагогике / сост. Е.С. Рапацевич. - Минск: Современное слово, 2001. - 928 с.

9. Философский энциклопедический словарь / Под ред. А.А. Ивина. - М.: Наука, 2003. - 564 с.

Педагогика

УДК 377:371.38

доктор педагогических наук, профессор, проректор по научной и инновационной деятельности Гордиенко Татьяна Петровна

ГБОУВО РК «Крымский инженерно-педагогический университет» (г. Симферополь); преподаватель I категории Яворский Ярослав Константинович

Бахчисарайский колледж строительства, архитектуры и дизайна (г. Бахчисарай)

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ

ТЕХНИКОВ В КОЛЛЕДЖЕ

Аннотация. В статье рассматривается практико-ориентированное обучение, направленное на подготовку обучающихся к будущей профессиональной деятельности. Процесс практико-ориентированного обучения предусматривает использование активных и интерактивных методов. Приведены примеры применения активных и интерактивных методов в процессе подготовки техника по специальности «Монтаж и эксплуатация оборудования и систем газоснабжения», которые стимулирует мотивацию обучающихся приобретению необходимых знаний, умений и навыков и способствует формированию системного мышления, овладению общими и профессиональными компетенциями.

Ключевые слова: практико-ориентированное обучение; активные и интерактивные методы, техник, подготовка специалиста в колледже.

Annotation. The article deals with practice-oriented training aimed at preparing students for future professional activity. The process of practice-oriented learning involves the use of active and interactive methods. The article contains examples of the use of active and interactive methods in the training of specialists in the specialty "Installation and operation of equipment and gas supply systems", which stimulates the motivation of students to acquire the necessary knowledge and skills and contributes to the formation of systemic thinking, mastering General and professional competencies.

Keywords: practice-oriented training; active and interactive methods; technician, specialist training in College.

Введение. Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года говорит, что для формирования инновационной технологичной экономики страны необходима модернизация системы образования и улучшение её качества. Цель государственной политики в образовательной сфере -доступное современное качественное образование, соответствующее требованиям активно развивающейся инновационной экономики и потребностям общества [1].

Система среднего профессионального образования направлена на формирование теоретической знаний и практических умений и навыков у выпускников, которые становятся востребованными в отрасли специалистами. Образовательная программа по направлению подготовки 08.02.08 Монтаж и эксплуатация газового оборудования и систем газоснабжения имеет практическую направленность. Программа отражает потребности будущего работодателя и преследует своей целью овладение обучающимися профессиональными компетенциями. Значительная часть профессионального цикла, которая выделена на проведение практик, должна составлять не менее 25 процентов [2]. Практико-ориентированность в образовании продиктована запросами экономики, которая требует наличие конкурентоспособных квалифицированных кадров.

Изложение основного материала статьи. Практико-ориентированная подготовка специалистов рассматривалась в работах А.Л. Гиоргадзе, Н.И. Вороновой, А.Н. Зелениной, Т.А. Дмитриенко, Т.А. Канаевой, Р.М. Дороничевой, Г.А. Иващенко, С.П. Маслиховой и др. По мнению Р.М. Дороничевой, Г.А. Иващенко практико-ориентированное обучение связано с прохождением учебных и производственных практик, ориентацию на действие в условиях профессиональной деятельности. В свою очередь, А.Л. Гиоргадзе, Н.И. Воронова, А.Н. Зеленина обращают внимание на необходимость усиления практической направленности подготовки за счет производственных практик, приближенных к условиям реального производства, а так же на важность способности применять знания для решения конкретных профессиональных ситуаций. Т.А. Дмитриенко рассматривает практико-ориентированный подход в обучении, предполагающий использование профессионально-ориентированных технологий, представляющих собой взаимодействие педагогов и обучающихся, направленное на реализацию форм и средств обучения, соответствующих целям образовательной деятельности. С.П. Маслихова отмечает необходимость использования компетентностного подхода с применением новых образовательных технологий для реализации практико-ориентированного подхода, освещает некоторые образовательные технологии, применяемые при практико-ориентированном подходе изучения дисциплин в СПО [6, 3, 5, 10].

Следовательно, практико-ориентированное обучение - это процесс освоения образовательной программы обучающимисяиих подготовки к профессиональной деятельности, происходящий при выполнении реальных практических задач. В этом процессе происходит взаимодействие преподавателя, обучающегося и профильных предприятий. Результат этого обучения - специалист, обладающий сформированными компетенциями по профессии и способный применить их на практике.

Формируемые в учебно-воспитательном процессе профессиональные компетенции в дальнейшем становятся «квалификационными требованиями» сотрудников предприятия, которые умеют анализировать и интерпретировать профессиональную информацию, обладают критичным мышлением, оценочным видением рабочих процессов, ответственны за качество выполненной работы [2].

Освоение образовательных программ при практико-ориентированном обучении будет эффективнее, если реализация сопровождается использованием активных и интерактивных методов. Для практических занятий по специальным дисциплинам необходимо выбирать задачи и задания, которые моделируют возможные конкретные ситуации будущей профессиональной деятельности.

Активные методы обучения - это совокупность педагогических способов и приемов, которые отражают формы взаимодействия обучающихся и преподавателя, направленные на мотивацию самостоятельного и творческого освоения учебного материала обучающимися [9].

Интерактивные методы обучения - совокупность способов и приемов, которые отражают формы взаимодействия: обучающийся-преподаватель иобучающийся-обучающийся. Предполагают диалог, обмен информацией, совместное решение проблемы, взаимное оценивание [4].

Применение активных и интерактивных методов в обучениистимулирует формирование интереса к изучению дисциплин, учит взаимодействию в коллективе и совместному поиску способов решения проблем и т.д. В дальнейшем это позволяет молодому специалисту легче адаптироваться к профессиональной деятельности. Среди активных и интерактивных методов обучения можно выделить дискуссию, мозговой штурм, тренинги, деловые игры, case-study, мастер-классы и др.

Рассмотрим некоторые примеры применения активных и интерактивных методов при подготовке специалистов - техников направления «Монтаж и эксплуатация оборудования и систем газоснабжения», которые используются в Бахчисарайском колледже строительства, архитектуры и дизайна.

Мозговой штурм - это коллективный метод решения проблемы, в процессе которого обучающиеся предлагают как можно больше вариантов решения, а потом выбираются один или несколько более удачных. Данный метод позволяет развивать творческое мышление, навыки общения, конструктивной критики, аргументирования точки зрения. Метод мозгового штурма применяется на занятии - викторине «Гидравлика, теплотехника, аэродинамика», где командам задаются вопросы о применении знаний дисциплины «Основы гидравлики, теплотехники и аэродинамики» в технике и промышленности. Задаваемые вопросы: «Применение гидравлики в промышленности?», «Использование гидравлики в оборудовании для металлических конструкций?», «Эксплуатация гидравлического оборудования в дорожно-строительной технике?» и др. Возможные ответы: машины для литья под давлением, кузнечно-прессовое оборудование, прокатные станы, шлюзы и плотины, плоские затворы, сегменты, ворота, гидравлические приводы подъема мостов, экскаваторы и краны, строительные и дорожные машины и оборудование и т.д. Капитан озвучивает ответ команды для жюри и присутствующих. Для выполнения следующего задания участники команд должны за 10 минут решить три задачи и кроссворд. Задачи на расчет гидростатического давления жидкости в сосуде на определенной глубине, на определение расхода жидкости в трубопроводе заданного сечения, на расчет величин при изотермическом расширении газа; а также кроссворд по терминам - кипение, скорость, испарение, Кельвин, термодинамика и т.д. Участники самостоятельно предлагают методику решения задач,

распределяют между членами команды задачи, выполняют решение и представляют совместный результат жюри.

Мастер-класс - это занятие, проводимое мастером (профессионалом, специалистом, человеком имеющим опыт и высокую квалификацию и т.д.) в данном деле, профессии, ремесле, и предполагающее передачу опыта прямого общения и показа процесса выполнения работ. Мастер-классы обыкновенно проводят для обзора интересных проблем ирешений; отражают приемы использования актуальных технологий; авторские практические наработки и приемы и т.д. [7].

В колледже, на практических занятий по МДК «Организация и контроль работ по эксплуатации систем газораспределения и газопотребления» сотрудниками предприятия, принимающего на работу выпускников колледжа, БУЭГХ «Крымгазсети» проводят мастер-класс по обслуживанию внутридомового газового оборудования. Демонстрируется выполнение работ по техническому обслуживанию 4-х конфорочной газовой плиты и бытового газового котла. Обучающиеся имеют возможность наглядно детально ознакомиться с рабочим процессом, поднаблюдением специалистаповторить его действия, выполнить сборку-разборку и обслуживание частей газового оборудования и приборов.

Практико-ориентированные задачи и задания, моделирующие аспекты профессиональной деятельности, применяются на практических занятиях по дисциплине «Основы гидравлики, теплотехники и аэродинамики». Практические занятия проходят в виде выполнения расчетных практических работ. Практические работы раздела «Основы аэродинамики» содержат реальные части инженерных расчетов, которые с помощью соответствующих методик применяют на предприятиях эксплуатирующих газовые сети при проектировании газовых сетей и оборудования. При разработке практических задач раздела проводятся консультации со специалистами обслуживающего газовые сети предприятия. .Во время решения задач, обучающиеся рассчитывают расходы газа по нормам потребления населения Крыма и района разных категорий природным газом определенных месторождений, рассчитывают местные сопротивления и подбирают оборудование для газораспределительного пункта с заданными параметрами, выполняют элементы расчета внутридомового газопровода и тупиковой сети низкого давления, рассчитывают вентиляционные каналы и решетки приточной вентиляции для установки газового котла с указанной мощностью.

Результатом применения данной методики является повышение качественных показателей результатов сдачи экзамена по дисциплине, и положительные отзывы преподавателей работающих на старших курсах, о подготовленности обучающихся к освоению новых специальных знаний, умений, навыков.

Выводы. Таким образом, практико-ориентированный подход в обучении стимулирует мотивацию обучающихся к приобретению специальных знаний, овладению умениями и навыками решения практических профессиональных задач, способствует формированию системного мышления и овладению общими и профессиональными компетенциями. Практико-ориентированный подход дает основу для выпуска конкурентоспособных специалистов - выпускников по осваиваемой профессии (направлению подготовки).

Литература:

1. Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы / Правительство РФ - М.: 2014. 124 с.

2. Приказ Минобрнауки России от 05.02.2018. №68 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 08.02.08 Монтаж и эксплуатация оборудования и систем газоснабжения».

3. Гиоргадзе А.Л., Воронова Н.И., Зеленина А.Н. Сравнение практико-ориентированных подходов в обучении специалистов в системе СПО. // Вестник Воронежского института высоких технологий. - Воронеж: 2017. - № 1 (20). - С. 97-100.

4. Горбунова Л.И. Использование информационных технологий в процессе обучения / Л.И. Горбунова, Е.А. Субботина // Молодой ученый. - 2013. - №4. - С. 544-547.

5. Дмитренко Т.А. Профессионально-ориентированные технологии в системе высшего педагогического образования. // Сибирский педагогический журнал. - Новосибирск: №1. 2005. - С. 24-37.

6. Дороничева Р.М., Иващенко Г.А. Практико-ориентированный подход в подготовке конкурентоспособных специалистов в системе СПО. // Сборник: Аспекты и тенденции педагогической науки Материалы I Международной научной конференции. Брянский строительный колледж имени профессора Н.Е. Жуковского. - Брянск: 2016. - С. 167-170.

7. Казаков А.Ю. Мастер-класс как форма повышения квалификации педагогов. // Образование. Карьера. Общество. - Кузбасский региональный институт развития профессионального образования. -Кемерово: 2012. - №3 (35). - с. 87-89

8. Канаева Т.А. Профессиональное становление студентов СПО в контексте практико-ориентированных технологий // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал), №12(20), 2012,%'%гм'^р.п1а^.ш

9. Кучерявенко С.В. Активные и интерактивные методы обучения в системе среднего профессионального образования / С.В. Кучерявенко, И.Н. Тащиян, Д.В. Кучерявенко // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2015. - Т. 13. - С. 456-460

10. Маслихова С.П. Использование современных образовательных технологий в системе среднего профессионального образования. // ГБПОУ СПО Свердловской области «УГК им. И.И. Ползунова». Конференция «Актуальные концепции развития гуманитарных и естественных наук: экономические, социальные, философские, политические, правовые, аспекты.»- Новосибирск:2016 г. - с. 141-147

Педагогика

УДК: 378-057

кандидат педагогических наук, доцент Горобец Даниил Валентинович

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования

«Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского» (г. Ялта)

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ВЗАИМОСВЯЗИ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ХОЛДИНГЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО УНИВЕРСИТЕТА

Аннотация. В статье рассмотрена проблема взаимосвязи средних профессиональных и высших учебных заведений, входящих в образовательный холдинг федерального вуза. Автором дан анализ практического обеспечения преемственности между учебными заведениями Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского. Определены основные задачи и принципы преемственности, выделены основные направления развития педагогических систем колледжа и вуза в контексте педагогики жизнетворчества, определены основные перспективы и тенденции взаимодействия среднего профессионального и высшего образования в рамках университетского холдинга.

Ключевые слова: профессиональное образование, преемственность, взаимодействие, взаимосвязь, образовательный холдинг, федеральный вуз.

Annotation. The article deals with the problem of the relationship of secondary vocational and higher educational institutions that are part of an educational holding of a federal university. The author provides an analysis of the practical support of continuity between educational institutions of the Crimean Federal University named after VI. Vernadsky. The main objectives and principles of succession are defined, the main directions of development of the pedagogical systems of the college and the university are highlighted in the context of life-creation pedagogy, the main prospects and tendencies of interaction of secondary vocational and higher education within the university holding are identified.

Keywords: professional education, continuity, interaction, interconnection, educational holding, federal university.

Введение. Устойчивое инновационное развитие регионов является важнейшей задачей, стоящей перед обществом. В условиях глобализации данные процессы коснулись не только производственной сферы, но и системы профессионального образования, которая призвана обеспечить запросы, как отдельной личности, так и запросы государства. Государственный проект "Вузы как центры пространства создания инноваций", рассчитанный на период с 25 октября 2016 г. по 31 декабря 2025 г. [6], предполагает создание в регионах образовательных холдингов на базе федеральных вузов, которые объединяют учебные заведения разного уровня, учебно-производственные комплексы, научно-исследовательские центры, социальную инфраструктуру и т.д. Деятельность образовательных холдингов способствует прогнозированию, организации и осуществлению деятельности по профессиональной подготовке специалистов разного уровня для различных сфер производства и экономики региона.

Изложение основного материала статьи. Проблема создания образовательных холдингов достаточно нова и не изучена. Некоторые аспекты ее рассмотрены в исследованиях следующих ученых. Так, Е.А. Максимова попыталась сформулировать цели и задачи создания образовательного холдинга, а также определить преимущества и недостатки холдинга как адекватной современному рынку труда организации профессионального образования [4]. Т.Г. Навазова рассматривает образовательный холдинг как инновационную организацию системы непрерывного профессионального образования [5].

Комплексную интеграцию профессионального образования на региональном уровне рассматривал

B.В. Землянский [1], исследования О.Н. Ильив и В.П. Ковалевского направлены на изучение образовательного и университетского комплекса как объектов повышения инновационного потенциала региона [2; 3]. Проблемам преемственности в системе профессионального образования посвящены работы

C.М. Годника, Ю.А. Кустова, А.П. Сманцер, Д.Н. Стояновой, А.В. Савченкова, Е.А. Гнатышиной, А.В. Батаршева и др.Анализ теоретических исследований и практики работы учебных заведений разного образовательного уровня показал, что на современном этапе необходимы прогрессивные преобразования в системе профессионального образования, которые должны быть направлены на интеграцию и взаимодействие учебных заведений, входящих в структуру образовательного холдинга федерального университета.

Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского был создан не так давно в 2014 году, сейчас он стоит на пути сущностных и структурных изменений, связанных с интеграцией учебных заведений разных уровней в единую систему - образовательный холдинг.

Для того, чтобы выстроить архитектуру образовательного холдинга необходимо проанализировать основные направления взаимосвязи и преемственности между профильными учебными заведениями среднего профессионального и высшего образования, входящих в структуру Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского, что и является целью данной статьи.

Изложение основного материала статьи. Остановимся на анализе практического обеспечения преемственности и взаимосвязи Академии строительства и архитектуры и Бахчисарайского колледжа строительства, архитектуры и дизайна, Таврического колледжа и Таврической академии, Медицинского колледжа и Медицинской академии им. С.И. Георгиевского. Интеграция данных учебных заведений обеспечивает более высокую конкурентоспособность выпускников и способствует повышению научно-методического роста преподавателей вуза. Это позволит актуализировать существующие проблемы деятельности данных учебных заведений и научно обосновать дальнейшее выстраивание архитектуры образовательного холдинга федерального университета.

Анализ творческого взаимодействия Академии строительства и архитектуры (г. Симферополь) и Бахчисарайского колледжа строительства, архитектуры и дизайна (г. Бахчисарай), входящих в состав Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского позволяет рассмотреть исходные позиции его организации.Главной целью деятельности колледжа, интегрированного в структуру высшего учебного

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.