Научная статья на тему 'Основные направления взаимосвязи учебных заведений в образовательном холдинге федерального университета'

Основные направления взаимосвязи учебных заведений в образовательном холдинге федерального университета Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
141
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ВЗАИМОСВЯЗЬ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ХОЛДИНГ / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ВУЗ / PROFESSIONAL EDUCATION / CONTINUITY / INTERACTION / INTERCONNECTION / EDUCATIONAL HOLDING / FEDERAL UNIVERSITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Горобец Даниил Валентинович

В статье рассмотрена проблема взаимосвязи средних профессиональных и высших учебных заведений, входящих в образовательный холдинг федерального вуза. Автором дан анализ практического обеспечения преемственности между учебными заведениями Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского. Определены основные задачи и принципы преемственности, выделены основные направления развития педагогических систем колледжа и вуза в контексте педагогики жизнетворчества, определены основные перспективы и тенденции взаимодействия среднего профессионального и высшего образования в рамках университетского холдинга.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MAIN DIRECTIONS OF INTERACTION OF EDUCATIONAL INSTITUTIONS IN THE EDUCATIONAL HOLDING OF THE FEDERAL UNIVERSITY

The article deals with the problem of the relationship of secondary vocational and higher educational institutions that are part of an educational holding of a federal university. The author provides an analysis of the practical support of continuity between educational institutions of the Crimean Federal University named after VI. Vernadsky. The main objectives and principles of succession are defined, the main directions of development of the pedagogical systems of the college and the university are highlighted in the context of life-creation pedagogy, the main prospects and tendencies of interaction of secondary vocational and higher education within the university holding are identified.

Текст научной работы на тему «Основные направления взаимосвязи учебных заведений в образовательном холдинге федерального университета»

Педагогика

УДК: 378-057

кандидат педагогических наук, доцент Горобец Даниил Валентинович

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования

«Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского» (г. Ялта)

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ВЗАИМОСВЯЗИ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ХОЛДИНГЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО УНИВЕРСИТЕТА

Аннотация. В статье рассмотрена проблема взаимосвязи средних профессиональных и высших учебных заведений, входящих в образовательный холдинг федерального вуза. Автором дан анализ практического обеспечения преемственности между учебными заведениями Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского. Определены основные задачи и принципы преемственности, выделены основные направления развития педагогических систем колледжа и вуза в контексте педагогики жизнетворчества, определены основные перспективы и тенденции взаимодействия среднего профессионального и высшего образования в рамках университетского холдинга.

Ключевые слова: профессиональное образование, преемственность, взаимодействие, взаимосвязь, образовательный холдинг, федеральный вуз.

Annotation. The article deals with the problem of the relationship of secondary vocational and higher educational institutions that are part of an educational holding of a federal university. The author provides an analysis of the practical support of continuity between educational institutions of the Crimean Federal University named after VI. Vernadsky. The main objectives and principles of succession are defined, the main directions of development of the pedagogical systems of the college and the university are highlighted in the context of life-creation pedagogy, the main prospects and tendencies of interaction of secondary vocational and higher education within the university holding are identified.

Keywords: professional education, continuity, interaction, interconnection, educational holding, federal university.

Введение. Устойчивое инновационное развитие регионов является важнейшей задачей, стоящей перед обществом. В условиях глобализации данные процессы коснулись не только производственной сферы, но и системы профессионального образования, которая призвана обеспечить запросы, как отдельной личности, так и запросы государства. Государственный проект "Вузы как центры пространства создания инноваций", рассчитанный на период с 25 октября 2016 г. по 31 декабря 2025 г. [6], предполагает создание в регионах образовательных холдингов на базе федеральных вузов, которые объединяют учебные заведения разного уровня, учебно-производственные комплексы, научно-исследовательские центры, социальную инфраструктуру и т.д. Деятельность образовательных холдингов способствует прогнозированию, организации и осуществлению деятельности по профессиональной подготовке специалистов разного уровня для различных сфер производства и экономики региона.

Изложение основного материала статьи. Проблема создания образовательных холдингов достаточно нова и не изучена. Некоторые аспекты ее рассмотрены в исследованиях следующих ученых. Так, Е.А. Максимова попыталась сформулировать цели и задачи создания образовательного холдинга, а также определить преимущества и недостатки холдинга как адекватной современному рынку труда организации профессионального образования [4]. Т.Г. Навазова рассматривает образовательный холдинг как инновационную организацию системы непрерывного профессионального образования [5].

Комплексную интеграцию профессионального образования на региональном уровне рассматривал

B.В. Землянский [1], исследования О.Н. Ильив и В.П. Ковалевского направлены на изучение образовательного и университетского комплекса как объектов повышения инновационного потенциала региона [2; 3]. Проблемам преемственности в системе профессионального образования посвящены работы

C.М. Годника, Ю.А. Кустова, А.П. Сманцер, Д.Н. Стояновой, А.В. Савченкова, Е.А. Гнатышиной, А.В. Батаршева и др.Анализ теоретических исследований и практики работы учебных заведений разного образовательного уровня показал, что на современном этапе необходимы прогрессивные преобразования в системе профессионального образования, которые должны быть направлены на интеграцию и взаимодействие учебных заведений, входящих в структуру образовательного холдинга федерального университета.

Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского был создан не так давно в 2014 году, сейчас он стоит на пути сущностных и структурных изменений, связанных с интеграцией учебных заведений разных уровней в единую систему - образовательный холдинг.

Для того, чтобы выстроить архитектуру образовательного холдинга необходимо проанализировать основные направления взаимосвязи и преемственности между профильными учебными заведениями среднего профессионального и высшего образования, входящих в структуру Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского, что и является целью данной статьи.

Изложение основного материала статьи. Остановимся на анализе практического обеспечения преемственности и взаимосвязи Академии строительства и архитектуры и Бахчисарайского колледжа строительства, архитектуры и дизайна, Таврического колледжа и Таврической академии, Медицинского колледжа и Медицинской академии им. С.И. Георгиевского. Интеграция данных учебных заведений обеспечивает более высокую конкурентоспособность выпускников и способствует повышению научно-методического роста преподавателей вуза. Это позволит актуализировать существующие проблемы деятельности данных учебных заведений и научно обосновать дальнейшее выстраивание архитектуры образовательного холдинга федерального университета.

Анализ творческого взаимодействия Академии строительства и архитектуры (г. Симферополь) и Бахчисарайского колледжа строительства, архитектуры и дизайна (г. Бахчисарай), входящих в состав Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского позволяет рассмотреть исходные позиции его организации.Главной целью деятельности колледжа, интегрированного в структуру высшего учебного

заведения, является подготовка молодежи Бахчисарайского района к дальнейшему обучению в Академии строительства и архитектуры и последующей творческой деятельности в науке и строительной индустрии.Рассматриваемый комплекс позволяет решать проблемы соответствия результатов и уровня экзаменов на границе среднего и высшего профессионального образования; ежегодно в колледже проводятся «Дни открытых дверей», в процессе которых абитуриенты знакомятся не только с колледжем, но и с особенностями обучения в академии, возможностями продолжения обучения в академии по сокращенному учебному плану, при этом абитуриенты и выпускники колледжа могут принять участие в пробных экзаменах; профильное образование в условиях рассматриваемого комплекса осуществляется по следующим профилям - архитектурным, техническим, экономическим.Большое внимание в колледже уделяется научно-исследовательской работе студентов, руководят которой не только преподаватели колледжа, но и педагоги академии; традиционно обучающиеся колледжа становятся призерами архитектурных и технических олимпиад, ежегодно проводимых в Академии архитектуры и строительства.Взаимодействие колледжа и академии проявляется и в кадровом обеспечении учебно-воспитательного процесса. Преподаватели академии, работающие совместителями в колледже, существенно приближают систему преподавания к академической, характерной для вузов. Поэтому выпускники колледжа - студенты первого курса академии почти не испытывают трудностей адаптации, а их успешность в обучении существенно выше, нежели успеваемость других студентов. Воспитательной работой в колледже руководит заведующий отделом по учебно-воспитательной работе, который тесно сотрудничает с заместителем директора академии, курирующим то же направление деятельности. Это дает возможность использовать сходные методы и формы организации воспитательной работы с обучающимися.

Между колледжем и академией существуют тесные отношения, возникшие в научно-методической работе. Так, преподаватели колледжа проходят повышение квалификации на базе академии, также оправдывает себя практика приглашения на работу в колледж доцентов и профессоров академии, что способствует качественной и научно-обоснованной подготовки студентов колледжа по фундаментальным и специальным учебным дисциплинам.Таким образом, взаимодействие Академии строительства и архитектуры (г. Симферополь) и Бахчисарайского колледжа строительства, архитектуры и дизайна (г. Бахчисарай) направлено на соответствие требованиям реформирования системы образования в республике Крым, при этом требует тщательной разработки педагогического, психологического, организационно-управленческого и других аспектов, обеспечивающих преемственность в деятельности этих учебных заведений.

Для полноты анализа преемственности среднего и высшего профессионального образования рассмотрим организацию взаимодействия Таврического колледжа и Таврической академии Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского.

Изучение информационных материалов и других продуктов деятельности этих учебных заведений показывает, что подготовка обучающихся в колледже осуществляется по специальностям, которые идентичны специальностям факультета информационных и полиграфических технологий Таврической академии.

В процессе обучения преподаватели колледжа опираются на учебные планы и рабочие программы академии, при этом собственные учебные планы и программы согласовывают с кафедрами, дополняют их отдельными предметами, курсами по выбору, профильными спецкурсами и факультативными занятиями. Это позволяет обучающимся колледжа получить углубленную фундаментальную подготовку и адаптироваться к обучению в академии.

Важным звеном обеспечения взаимодействия выступает профориентационная работа, которой в колледже уделяется немаловажное значение. Помощь в этой деятельности оказывает профессорско-преподавательский состав Таврической академии. Колледж является учебно-воспитательным учреждением, которое обеспечивает оптимальные условия для получения углубленной профессиональной подготовки, необходимой для дальнейшего продолжения обучения в Таврической академии и других высших учебных заведениях.

В организационном плане четырехлетний срок обучения в колледже разделен на два этапа: этап адаптации к профессии, на котором осуществляется психолого-педагогическая диагностика обучающихся, ознакомление их с особенностями выбранной профессии, и этап реализации каждым студентом своего творческого «Я» в процессе овладения специальными профессиональными знаниями и умениями. Таким образом, второй этап становится основой для дальнейшей творческой научно-экспериментальной деятельности студентов, которая будет осуществляться на следующей ступени обучения - в академии.

В связи с этим, педагогический коллектив колледжа ориентируется на обеспечение как общего развития обучающегося, так и развития необходимых качеств личности, отвечающих требованиям обучения в Таврической академии.Основная цель колледжа - сформировать у обучающихся желание учиться всю жизнь и осознание необходимости непрерывного образования. Обучающиеся принимают участие и занимают призовые места в предметных олимпиадах и профессиональных конкурсах различного уровня качества, во всероссийских и международных олимпиадах и научных конференциях, которые проводятся на базе Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского, Таврической академии и за рамками федерального вуза. Однако, анализ направлений сотрудничества Таврического колледжа и Таврической академии показал, что взаимодействие между этими учебными заведениями пока не сложилось в целостную систему, еще не использованы резервы в организации обеспечения преемственности смежных специальностей, научно-методического, исследовательского и управленческого направлений, которые можно рассматривать как предпосылки обеспечения преемственности этих учебных заведений. Анализ и обобщение материалов по взаимодействию Медицинского колледжа и Медицинской академии им. С.И. Георгиевского Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского позволило выделить следующие исходные позиции ее организации. Прежде всего - это уход от авторитаризма в образовании и переход в данных учебных заведениях к личностно ориентированному образованию; учет задач обеспечения единого образовательного пространства; рассмотрение учебно-воспитательного процесса как системы, в которой определяющим является дух и миссия учебного заведения, а именно, удовлетворение потребностей личности в профессиональном, интеллектуальном и культурном развитии, распространение инновационных практик и внедрение результатов интеллектуальной деятельности в практическое здравоохранение. Основными задачами Медицинской академии им. С.И. Георгиевского являются - обеспечение непрерывного многоуровневого образования, соответствующего федеральным государственным образовательным

стандартам, путем модернизации образовательной деятельности, расширения спектра образовательных услуг на базе современных образовательных технологий и образовательных ресурсов, расширение перечня специальностей подготовки с учетом потребности отрасли в квалифицированных кадрах; обеспечение современного уровня системы непрерывного медицинского образования на основе эффективного развития инфраструктурного и ресурсного потенциала для создания инновационной и кадровой базы здравоохранения Крыма.

Таким образом, в миссии и основных задачах заложены основы взаимодействия и преемственности медицинских учебных заведений разного уровня, что носит государственный характер национального образования.В Медицинской академии им. С.И. Георгиевского и Медицинском колледже образовательный процесс строится на следующих основных принципах:

- принцип органичного вхождения колледжа в академию через организационное и научно-методическое обеспечение образовательной деятельности;- принцип единства познавательных интересов личности и потребностей общества. Реализация данного принципа позволила обеспечить высокий уровень образования, что способствовало обоим учебным заведениям стать конкурентно способными на рынке образовательных услуг, не только России, но и за рубежом;

- принцип многонационального единства, который дал возможность определить главную цель образовательного процесса - воспитание многонациональной элиты Крыма, людей с государственным уровнем мышления, высокоинтеллектуальных, высокодуховных, жизненно и профессионально компетентных, ответственных за собственную судьбу и здоровье окружающих людей;- принцип жизнетворчества, который проявляется в особой форме творческого самовыражения студента, активном и сознательном творении человеком самого себя. Новые подходы в педагогике - это педагогика жизнетворчества, она направлена на воспитание молодого человека как субъекта жизни, на помощь ему в определении жизненной стратегии, в поисках смысла жизни, его полноты и культуры;

- принцип целостности и единства образовательного процесса, реализация данного принципа помогает преодолеть тенденцию развития учебных заведений только как учебной системы, он позволяет рассматривать деятельность колледжа и академии в единстве обучения, воспитания и научно-исследовательского процесса.Анализ взаимодействия Медицинской академии им. С.И. Георгиевского и Медицинского колледжа дает нам возможность выделить следующие задачи по обеспечению их преемственности в подготовке медицинских работников для системы здравоохранения Крыма и России:- подготовка медицинских работников среднего звена с высоким уровнем знаний, умений и навыков, мотивированных на продолжение обучения в вузе, способных освоить программу высшего профессионального образования на уровне федеральных стандартов;

- воспитание граждан суверенной России. Медицинский колледж - это первый шаг к воспитанию молодых людей с высокими духовными критериями, с пониманием чести и уважения ко всем народам, населяющим Крым, к его истории, культуре, ценностям. Данная задача продолжает решаться в медицинской академии, где у молодежи формируется гуманистическое мышление, цивилизованное представление о морали и человеческом достоинстве;

- обеспечение процесса взаимодействия и преемственности между средним и высшим учебным заведением. Данная задача решается не только через определение содержания образования в колледже с помощью преподавателей академии, но и его обновление; не только через адаптацию учебных программ, но и разработку новых авторских программ совместно с научно-педагогическими работниками академии; не только через введение в колледже профильных факультативов, но и дополнение их спецкурсами и интегрированными дисциплинами;не только применение лекционно-семинарской формы обучения, но и введение индивидуальной (курсовые работы, проекты, поисковые исследования) и коллективной (учебно-ознакомительная практика в лабораториях и аудиториях академии, защита коллективных проектов) форм деятельности; не только использование оптимальных методов и методик преподавания, но и разработка и внедрение перспективных образовательных технологий (проективной, кооперативной, информационной, моделирующей и др.); не только рассматривание воспитания как процесса, а как формирование национальной элиты, развитие личности как творца собственной жизни; не только использование отечественного опыта, но и международного; и самое главное - это процесс создания собственного опыта, фиксированного в авторских учебниках, пособиях, методических сборниках и монографиях преподавателей колледжа и академии.Реализация выдвинутых задач возможна при условии привлечения к преподаванию в Медицинском колледже преподавателей Медицинской академии им. С.И. Георгиевского.В условиях трансформации крымских средних и высших учебных заведенийв федеральный вуз, важное научное и практическое значение приобретает разработка колледжного образования в контексте педагогики жизнетворчества, которая помогает молодежи овладеть жизненными, социальными и профессиональными компетенциями, необходимыми для дальнейшего обучения в вузе. Проведенный нами сравнительный анализ взаимодействия колледжей и высших учебных заведений, входящих в структуру образовательного холдинга Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского, дает возможность выделить следующие направления развития педагогической системы колледжа и академии в контексте педагогики жизнетворчества: - образование XXI века требует применения педагогики жизнетворчества, поскольку она направлена на воспитание молодежи как субъекта жизни, на помощь в определении жизненной и профессиональной стратегии, на познание жизни и профессии как результата самотворчества и самореализации;- образовательная среда учебного заведения способствует вхождению обучающихся в контекст культуры региона, страны и мира, становлению личности как субъекта нахождения и принятия собственных решений, ответственности за их реализацию;- реализация стратегических направлений, которые определяют вуз как центр пространства создания инноваций, в значительной степени будет зависеть от инновационной культуры педагогических кадров, их умения генерировать новые идеи, привлекать к их реализации творческую молодежь, различные группы общественности;- важной стратегической миссией развития учебных заведений является освоение социальных технологий партнерства, разработка проектов, программ, реализация идей ключевых направлений преемственности учебных заведений и их реформирование;

- большое внимание уделяется социальным технологиям формирования корпоративной культуры учебного заведения, гуманизации образовательной среды, коллективной выработке миссии как своеобразного организационного менталитета, в основе которого - формирование мотивации причастности и гордости за

вуз. Это факт активного участия в реализации общих целей, сознательного усвоения норм и ценностей взаимодействующих высшего и среднего профессионального учебных заведений, направленность на развитие общих традиций, освоение перспективных технологий создания положительного имиджа;- особое значение необходимо придавать оптимизации управленческой деятельности, которая направлена на повышение эффективности взаимодействия между колледжем и академией. Все известные модели управления в педагогических системах учебных заведений реализуются с помощью эффективных стратегий решения учебно-познавательных, воспитательных и исследовательских задач: престиж, имидж, преимущества вуза; качество образования; высокая оценка деятельности вуза обучающимися, родителями, органами управления, работодателями, общественностью; конкурентноспособность выпускников; узнаваемость по авторским и научным школам;

- движущей силой позитивного взаимодействия между колледжем и академией являются преобразования в педагогической системе колледжа, как основы профессионального обучения. Это инновационная деятельность, связанная с закономерным, целесообразным, эволюционным, управляемым и, как правило, положительным изменением самого колледжа (его целей, содержания, педагогических и образовательных технологий), что приводит к качественно новым результатам образования и воспитания обучающихся, это -переход от одного качественного состояния к новому.

На основании сравнительно-сопоставительного анализа деятельности колледжей и академий, входящих в структуру Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского мы пришли к выводу, что чрезвычайно мощным звеном в обеспечении преемственности средних и высших профессиональных учебных заведений выступает интеграция содержания различных уровней образования.

Изложенные выше результаты взаимодействия колледжей и академий, входящих в университетский образовательный холдинг, позволяют выделить основные тенденции преемственности средней и высшей профессиональной школы на разных уровнях:

- на целепрогностическом уровне (согласование целей профессиональной подготовки по выбранным профилям и направлениям родственных учебных заведений);

- на субъективном уровне (согласование моделей личности выпускника колледжа и университета как будущего специалиста в процессе профессиональной подготовки в соответствии с родственными специальностями колледжа и вуза);- на содержательном уровне (разработка комплексных образовательных программ и учебных планов средней профессиональной и высшей подготовки);

- на функциональном уровне (использование соответствующих технологий активного обучения, сочетание учебной и научно-исследовательской работы обучающихся в их целостности, научно-методический рост преподавательского и научно-преподавательского состава колледжа и вуза).Обобщая сущность приведенных выше тенденций, можно говорить об инновационном характере процессов, происходящих в деятельности учебных заведений разных уровней по обеспечению преемственности в системе многоступенчатого образования университетского холдинга.

Выводы. Анализ различных вариантов взаимодействия колледжей с высшими учебными заведениями в рамках образовательного холдинга Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского, позволяет сделать вывод о понимании педагогами весомости и значимости обеспечения преемственности среднего и высшего профессионального образования в контексте современных требований модернизации национального образования. Организация педагогического процесса в университете, как непрерывной цепи обучения и профессионализации, аккумуляции творческих возможностей всех субъектов взаимодействия способствует решению задачи повышения мобильности обучающихся и педагогов, их вхождение в мировое образовательное пространство.

Необходимо отметить, что не может существовать универсальных технологических моделей обеспечения преемственности различных форм обучения и воспитания в средних профессиональных и высших учебных заведениях даже в рамках одного университетского комплекса, поскольку они реализуются в различных условиях. То есть, в каждом конкретном случае необходимо учитывать специфику преемственности этих учебных заведений на основе системно-функционального подхода, предполагающего выделение структурных (внутренних) и инфраструктурных (внешних) компонентов обеспечения преемственности, как открытой организационно-дидактической системы, разработку концептуально-прогностической модели развития обеспечения преемственности в деятельности субъектов образовательного холдинга федерального университета.Проведенный выше анализ работы колледжей и академий Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского, дает возможность констатировать, что в педагогической теории и практике заложены основы для научного обеспечения преемственности между средним профессиональным и высшим образованием. Это предусматривает дальнейшую разработку организационно-дидактических принципов, научно-теоретических, методических и технологических механизмов, мониторинга преемственности и оценки ее эффективности в рамках образовательного холдинга.

Литература:

1. Землянский В.В. Комплексная интеграция в региональной системе профессионального образования [Текст] / В.В. Землянский // Проблемы современного образования. - 2011. - №3. С. 23-26.

2. Ильив О.Н. Образовательный комплекс как объект общественно-географического исследования / О.Н. Ильив // Географический вестник. - 2014. № 2 (29). С. 15-21.

3. Ковалевский В.П. Развитие университетского комплекса как фактор повышения инновационного потенциала региона / В.П. Ковалевский // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. -2012. № 2 (1). С. 17-22.

4. Максимова Е.А. Структура и задачи образовательного холдинга / Е.А. Максимова // Образование и наука. - 2013. - № 2 (101). С. 18-27.

5. Навазова Т.Г. Образовательный холдинг как инновационная организация системы непрерывного профессионального образования / Т.Г. Навазова // Человек и образование. - 2005. - № 2. С. 20-24.

6. Паспорт приоритетного проекта «Вузы как центры пространства создания инноваций» (утв. Президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и приоритетным проектам, протокол от 25.10.2016 № 9). http://legalacts.ru

Педагогика

УДК 371

заведующий кафедрой русского и иностранных языков, доктор педагогических наук, кандидат филологических наук, профессор Евтюгина Алла Александровна

Российский государственный профессионально-педагогический университет (г. Екатеринбург)

МЕЖКУЛЬТУРНАЯ КОММУНИКАЦИЯ В КОНТЕКСТЕ «ДИАЛОГА КУЛЬТУР»: ПРОБЛЕМЫ

ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

Аннотация. Актуальность заявленной в статье проблемы обусловлена необходимостью формирования межкультурной компетентности в процессе профессионального языкового образования. Целью статьи является соотношение национально-культурной специфики в языке и культуре в методике преподавания языка. Рассмотрена межкультурная коммуникация как процесс взаимодействия представителей двух или более культур в рамках несовпадения понятий реальной действительности при кодировании в пределах разных языков. Установлены сходства и различия в значении слов в русском и казахском языках на примере лексической единицы «шайтан» с помощью методов лингвокультурологического анализа. Обосновано, что национально-культурная специфика семантики слова имеет большое практическое значение, поскольку изучающий иностранный язык как средство коммуникации опирается на систему понятий, сформированных и зафиксированных в рамках одного языка. Сделаны выводы о необходимости применения словарей национально-специфической лексики в преподавании иностранного языка. Материалы статьи представляют практическую ценность для исследователей и преподавателей русского языка как иностранного, педагогики, специалистов в области оптимизации общения, преподавателей высшей и средней школы, формирующих и совершенствующих навыки бесконфликтной коммуникации в рамках межкультурного общения.

Ключевые слова: коммуникативная компетенция, языковая единица, лингвокультурология, межкультурная коммуникация, межкультурная компетенция, методика преподавания иностранного языка, национально-специфическая лексика.

Annotation. The relevance of the problem stated in the article is determined by the necessity of formation intercultural competence in the process of professional language education. The aim of the article is the correlation of national-cultural specificity in the language and the culture in the methodology of language teaching. Intercultural communication is considered as a process of interaction between representatives of two or more cultures within the discrepancy between the concepts in different languages during the process of decoding. Similarities and differences in the meaning of words in the Russian and the Kazakh languages are established on the example of the lexical unit "Shaytan" using the methods of linguoculturological analysis. It is proved that the national-cultural specificity of the semantics of the word is of great practical importance, since the learner of a foreign language as a means of communication relies on the system of concepts formed and fixed within the same language. The conclusions made about the need for the use of dictionaries of national-specific vocabulary in the teaching of a foreign language. The materials of the article are of practical value for researchers and teachers of Russian as a foreign language, of pedagogics, experts in the field of the optimization of the process of communication, the higher and secondary school teachers who form and improve their skills of conflict-free communication within the intercultural communication.

Keywords: communicative competence, language unit, linguoculturology, intercultural communication, intercultural competence, methods of teaching a foreign language, national-specific vocabulary.

Введение. В современном мире в рамках процесса глобализации особое значение приобретает решение проблем межкультурной коммуникации, обусловленной новыми возможностями, видами и формами общения представителей разных культур, и требующей формирования взаимопонимания, терпимости и уважения по отношению представителей разных культур друг к другу.

До середины 20 века в отечественной практике преподавания иностранных языков в профессиональном образовании господствовало традиционное уровневое изучение языка, опирающееся на различия единиц языка по признаку принадлежности к определенному языковому уровню. Однако «при изучении уровневой структуры языка происходит сознательный отрыв от реальной жизни языка» и возможности его использования как средства общения. «Язык рассматривается как неподвижная, статическая система» [8, с. 4].

Изложение основного материала статьи. В связи с модернизацией системы российского образования, берущей начало в 1990 году, актуальным становится вопрос о применимости к условиям российской методики преподавания мирового педагогического опыта стран Европы и США. В связи с этим, уровневому изучению языка противопоставляют функционально-семантический подход, предполагающий «изучение единиц языка с учетом их функций и способов взаимодействия в речи» [16, с. 150], усвоение грамматических форм и структур в различных речевых ситуациях, который призван решать проблемы, связанные с формированием межкультурной коммуникативной компетенции как цели обучения иностранному языку.

«В двух разных языках один и тот же предмет или явление имеет разное языковое выражение» [11, с. 174]. Но принимая во внимание факт существования в языке безэквивалентной лексики важным является выработка в сознании учащегося\студента понятия о тех предметах и явлениях, которые отсутствуют в его родном язык. «Языки должны изучаться в неразрывном единстве с миром и культурой народов, говорящих на этих языках» [Там же, с. 7]. Изучение языка в совокупности с внеязыковыми фактами данной культуры позволяет говорить о смежности таких дисциплин из раздела языкознания, как лингвокультурология, лингвострановедение, социолингвистика, этнолингвистика, и др. Центральное, междисциплинарное положение как «формирующая парадигма» среди них занимает культурология, представляющая собой совокупность исследований культуры как структурной целостности, выявление закономерностей её развития [12, с. 17]. Разнообразие направлений изучения сферы культуры указывает на ее многоаспектность и, как результат, сложность нахождения общей методологической основы культурологических исследований. К примеру, культурология понимается как «угол зрения», а не четко выделенная область гуманитарного знания [4, с. 203].

Усваивая новый, «чужой» для него язык, человек вынужден одновременно усваивать и незнакомый для него мир культурных реалий людей, говорящих на нём. Так, А. Вежбицка в ходе сопоставления культу посредством лексики и грамматики задается вопросом «следует ли сохранять при переводе установки

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.