Научная статья на тему 'Готовность педагога к использованию технологий интерактивного обучения в педагогической деятельности'

Готовность педагога к использованию технологий интерактивного обучения в педагогической деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
468
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ / ПЕРЕПОДГОТОВКА ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ / ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / TRAINING OF SPECIALISTS / EFFECTIVENESS OF TRAINING / TEACHER RETRAINING / INTERACTIVE METHODS / EDUCATIONAL PROCESS / QUALITY OF EDUCATION / PROFESSIONAL ACTIVITY / DISTANCE EDUCATION / INFORMATION TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Еременко Лариса Николаевна, Еременко Максим Викторович, Львова Инна Викторовна

В статье рассматривается необходимость модернизации учебного процесса, с целью повышения его развивающего потенциала, углубления и расширения возможностей образования. Концептуальная основа моделирования педагогической системы профессиональной подготовки будущего специалиста в области интерактивных методов обучения. Анализируется необходимость внедрения и использования интерактивных методов обучения. Проанализированы структурные и функциональные компоненты моделирования педагогической среды. Понимание и активное применение в профессиональной деятельности педагогов инновационных технологий в образовании, позволяющих достигнуть современного качества подготовки специалистов. С учетом проведенного анализа, нами предложена экспериментальная модель профессионального профиля готовности педагога к успешному применению интерактивных методов в образовательном процессе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Еременко Лариса Николаевна, Еременко Максим Викторович, Львова Инна Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE TEACHER'S READINESS TO USE INTERACTIVE LEARNING TECHNOLOGIES IN TEACHING ACTIVITIES

THE ARTICLE DISCUSSES THE NEED TO MODERNIZE THE EDUCATIONAL PROCESS, IN ORDER TO INCREASE ITS DEVELOPING POTENTIAL, DEEPEN AND EXPAND EDUCATIONAL OPPORTUNITIES. A CONCEPTUAL FRAMEWORK FOR MODELING THE PEDAGOGICAL SYSTEM OF PROFESSIONAL TRAINING OF A FUTURE SPECIALIST IN THE FIELD OF INTERACTIVE TEACHING METHODS. THE NECESSITY OF THE INTRODUCTION AND USE OF INTERACTIVE TEACHING METHODS IS ANALYZED. THE STRUCTURAL AND FUNCTIONAL COMPONENTS OF THE MODELING OF THE PEDAGOGICAL ENVIRONMENT ARE ANALYZED. UNDERSTANDING AND ACTIVE USE IN THE PROFESSIONAL WORK OF TEACHERS OF INNOVATIVE TECHNOLOGIES IN EDUCATION, ALLOWING TO ACHIEVE THE MODERN QUALITY OF TRAINING. TAKING INTO ACCOUNT THE ANALYSIS, WE HAVE PROPOSED AN EXPERIMENTAL MODEL OF THE PROFESSIONAL PROFILE OF A TEACHER';S READINESS TO SUCCESSFULLY APPLY INTERACTIVE METHODS IN THE EDUCATIONAL PROCESS.

Текст научной работы на тему «Готовность педагога к использованию технологий интерактивного обучения в педагогической деятельности»

ГОТОВНОСТЬ ПЕДАГОГА К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ТЕХНОЛОГИЙ ИНТЕРАКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Еременко Л.Н.1, Еременко М.В.2, Львова И.В.3 Email: Yeremenko665@scientifictext.ru

'Еременко Лариса Николаевна - кандидат технических наук, доцент, кафедры РЛ-2 лазеров и оптико-электронных систем, Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана; 2Еременко Максим Викторович — аспирант, кафедра КБ-6 приборов и информационно-измерительных систем, МИРЭА - Российский технологический университет; 3Львова Инна Викторовна — аспирант; кафедра челюстно-лицевой хирургии, Московский государственный медико-стоматологический университет им. А.И. Евдокимова,

г. Москва

Аннотация: в статье рассматривается необходимость модернизации учебного процесса, с целью повышения его развивающего потенциала, углубления и расширения возможностей образования. Концептуальная основа моделирования педагогической системы профессиональной подготовки будущего специалиста в области интерактивных методов обучения.

Анализируется необходимость внедрения и использования интерактивных методов обучения. Проанализированы структурные и функциональные компоненты моделирования педагогической среды. Понимание и активное применение в профессиональной деятельности педагогов инновационных технологий в образовании, позволяющих достигнуть современного качества подготовки специалистов.

С учетом проведенного анализа, нами предложена экспериментальная модель профессионального профиля готовности педагога к успешному применению интерактивных методов в образовательном процессе.

Ключевые слова: подготовка специалистов, эффективность обучения, переподготовка преподавателей, интерактивные методы, образовательный процесс, качество образования, профессиональная деятельность, дистанционное образование, информационные технологии.

THE TEACHER'S READINESS TO USE INTERACTIVE LEARNING TECHNOLOGIES IN TEACHING ACTIVITIES Yeremenko L.N.1, Yeremenko M.V.2, Lvova I.V.3

'Уегетепко Larisa Nikolaevna - PhD in Technical Sciences, Associate Professor, DEPARTMENT OF RL-2 DEPARTMENT LASER AND OPTICAL-ELECTRONIC SYSTEMS, BAUMAN MOSCOW STATE TECHNICAL UNIVERSITY; 2Yеremenкo Maksim Viktorovich — Postgraduate, DEPARTMENT OF KB-6 DEVICES AND INFORMATION-MEASURING SYSTEMS, MIREA - RUSSIAN TECHNOLOGICAL UNIVERSITY; 3Lvova Inna Viktorovna — Postgraduate, DEPARTMENT OF ORAL AND MAXILLOFACIAL, A.I. YEVDOKIMOV MOSCOW STATE UNIVERSITY OF MEDICINE AND DENTISTRY,

MOSCOW

Abstract: the article discusses the need to modernize the educational process, in order to increase its developing potential, deepen and expand educational opportunities. A conceptual framework for modeling the pedagogical system of professional training of a future specialist in the field of interactive teaching methods. The necessity of the introduction and use of interactive teaching methods is analyzed. The structural and functional components of the modeling of the pedagogical environment are analyzed. Understanding and active use in the professional work of teachers of innovative technologies in education, allowing to achieve the modern quality of training. Taking into account the analysis, we have proposed an experimental model of the professional profile of a teacher's readiness to successfully apply interactive methods in the educational process.

Keywords: training of specialists, effectiveness of training, teacher retraining, interactive methods, educational process, quality of education, professional activity, distance education, information technologies.

УДК 37.013.2

В современных условиях развития общества меняются требования к образованности специалиста в любой области. Само общество диктует необходимость приобретать новые знания, использовать новые умения направленные на рост личностных и профессиональных качеств. Отсюда вытекает потребность в модернизации педагогической системы, внедрение интерактивных методов обучения, которые вполне успешно решают поставленные задачи подготовки специалиста в условиях современных требований, повышают качество образования и значительно интенсифицируют процесс в учебных заведениях различного профиля и уровня [2, 3].

По мнению Т.Л. Чепель, Т.Д. Яковенко: « Парадоксы современной образовательной ситуации заключаются в том, что, несмотря на наличие большого количества работ, в которых описано и доказано влияние социальных взаимодействий на эффективность обучения, интеллектуальное и личностное развитие обучаемых, в образовательной практике продолжают доминировать монологические, объяснительно -иллюстративные методы. Между тем, интерактивные методы обучения, в которых социальные взаимодействия рассматриваются как важнейший образовательный ресурс, позволяют интенсифицировать процесс обучения, значительно повышая его развивающий потенциал, а так же углубить и расширить содержание образования» [9].

В условиях, при которых концепция модернизации образовательной системы России актуализирует реализацию компетентностного подхода к профессиональному обучению, данная проблема не может быть решена без системной реорганизации образовател ьного процесса. Таким образом, модернизируемый образовательный процесс, различные курсы повышения квалификации и переподготовки преподавателей, не отвечают современным задачам развития у педагогов профессиональной коммуникативной компетентности, соответствующих современным запросам педагогической практики и достигнутому уровню педагогической науки [8]. Несложно предположить, что в будущем молодые специалисты могут испытывать серьезные затруднения в осуществлении полноценных практических действий.

Интерактивные методы обучения должны быть проанализированы в контексте требований к подготовке современного педагога, не возможно не согласится с мнением Т.Л. Чепель и Т.Д. Яковенко, которые утверждают, что: «Повышающихся требований к образованности специалиста при сокращающихся возможностях достижения этих параметров (сокращающиеся расходы на образование, необходимость в короткие сроки обновлять технологическую подготовленность, переход к массовому образованию, при котором большие потоки обучаемых ухудшают условия индивидуализации обучения);

- возрастающих требований к качеству образования при увеличивающемся дефиците ресурсов (финансов, времени), его обеспечивающих;

- возрастающей конкуренции на рынке образовательных услуг и необходимости оказывать эти услуги с соблюдением хорошего соотношения "цена-качество";

- необходимости непрерывного образования и неумения взрослыми людьми использовать собственные ресурсы без угрозы здоровью и личностному развитию, свободному времени и семейному благополучию» [9].

В этом контексте интерактивные методы обучения используемые в профессиональной деятельности педагогов, представляют собой фактор интенсификации образования, важнейшее условие проектирования и реализации интенсивного развития специалиста, получения образования, отвечающего требованиям качества, непрерывности, конкурентоспособности, мобильности и безопасности здоровья обучающихся.

Процесс интерактивного обучения профессиональной подготовки должен быть выстроен таким образом, чтобы все обучающиеся были вовлечены в процесс познания и овладения профессиональными навыками, иметь возможность понимать, применять, обмениваться опытом и рефлексировать по поводу получения новых знаний и навыков [10].

Совместная активность всех участников в образовательном процессе освоения учебного материала и способов профессиональной деятельности означает, что каждый участник вносит свой индивидуальный вклад, происходит непосредственный обмен знаниями, идеями, способами деятельности в диалоговой форме общения. Интерактивный процесс обучения должен проходить в атмосфере взаимного уважения и поддержки, такая атмосфера позволяет

не только получать новые знания, но способствует наилучшему усвоению полученной информации, переводит процесс обучения на более высокий уровень сотрудничества. В свою очередь придание интерактивному образовательному процессу профессиональной направленности помогает получить будущим специалистам эмоционально значимую для них информацию и стимулирует развитие ценностно-мотивационной сферы личности.

Анализируя работы, посвященные проблемам дистанционного обучения с использованием современных информационных технологий в педагогическом процессе, показывают необходимость в освоении педагогами методов интерактивного обучения, без которых невозможно получить необходимый эффект от использования в процессе обучения компьютера [2, 4].

По мнению ряда авторов [4, 8, 9] одной из ведущих причин недостаточного использования интерактивных методов обучения, теоретически и практически обоснованных в своей эффективности, вероятно, лежит длительное использование в педагогической практике объяснительно-иллюстративных методов, недоверие к относительно новым инновационно-диалоговым - методам обучения, а так же отсутствие собственного опыта применения интерактивного обучения, недостаточная методическая подготовленность. Исследователям занимающимися вопросами эффективности инновационного обучения признается так же, что интерактивные методы адекватны и в отношении развития личностно-деятельностной или личностно-ориентированной парадигме и позволяют реализовать ее в реальной образовательной практике. Отсюда очевидна необходимость внедрения инновационных интерактивных методов обучения в образование высшей школы, поскольку эти методы вполне отвечают поставленным целям и содержанию образования.

Безусловно, модернизация профессионального обучения должна обеспечивать условия, позволяющие развивать обучающимся - творческое мышление, усвоение полученных знаний, осмысливать материал с использованием инновационных педагогических технологий, стремиться к саморазвитию. Для достижения этих условий нужно рассматривать образовательный процесс в вузе как развивающуюся педагогическую систему, основанную на инновационных технологиях образования, которая позволит достигнуть современного качества подготовки специалистов нового типа.

В моделировании педагогической среды, требующей активности обучающихся в профессиональной деятельности, при постепенном усложнении различных видов профессиональной активности формируется основной путь развития у будущих специалистов, способов реализации профессиональной деятельности и эффективного общения с будущими коллегами. К этим положениям так же, необходимо дополнить рассуждения психологов о том, что в общении, равно как и в профессиональной деятельности, особенно на этапе становления индивидуальных проявлений, большое значение приобретают индивидуально-психологические свойства личности [11].

Рассматривая концептуальную основу моделирования педагогической системы в области профессиональной подготовки будущего специалиста с использованием интерактивных методов обучения, проанализируем структурные и функциональные компоненты модели, педагогические условия ее реализации. Модель педагогической системы с учетом анализа литературных данных может быть представлена следующими аспектами:

- методологическим, определяющим стратегию и теоретические основы моделируемого процесса, психолого-педагогическим аспектом, включающими систему подготовки педагога к применению на практике интерактивных методов обучения;

- учебным процессом, описывающим целевой, критериальный, содержательный компоненты модели.

- технологическим, обеспечивающим организацию и реализацию моделируемой системы подготовки студента и эффективное функционирование педагогического инструментария.

На основе анализа научных подходов, во многих трудах встречается понятие «готовность», рассматриваемая рядом авторов, как интегративное, социально-психологическое качество личности, как некая характеристика потенциального состояния педагога, позволяющего ему применять вышеописанные методы [5].

Такая педагогическая система профессиональной подготовки специалистов может быть выстроена на основе следующих концептуальных положений предложенных З.Т. Пшиканоковой. В своем научном труде «Подготовка студента-будущего педагога к социально-правовой защите детства» автор выносит следующие положения:

«1) становление человека как профессионала диалектически связано с его развитием как личности;

2) принципы становления системы профессиональной подготовки: целостности, интегративности, организации социально-педагогического процесса, обеспечения и поддержки субъект-объектной деятельности и др.;

3) стратегия организации и осуществления профессиональной подготовки в области применения интерактивных методов в обучении определены личностно-ориентированным, культурологическим, деятельностным и системным подходами;

4) логика технологического процесса предусматривает:

- моделирование образовательного процесса на уровне учебного модуля;

- конструирование содержания спецкурса;

- разработку контрольно-измерительных материалов;

- рефлексию процесса и результата освоения спецкурса» [7].

Эти же положения вполне приемлемы и для практикующего педагога вуза. Эффективность системы профессиональной подготовки педагогов к применению интерактивных методов может быть достигнута при наличии комплекса педагогических условий: взаимосвязи внешней среды с внутренней средой:

- внешние: адекватность образовательного процесса основным требованиям.

- внутренние: общекультурный уровень педагога; сформированность профессиональной мотивации; сформированность эмоционально-поведенческой сферы, интеллектуальных способностей, рефлексии, использование в учебном процессе традиционных и нетрадиционных методов обучения.

С учетом вышеизложенного нами предложена экспериментальная модель профессионального профиля «готовности» педагога к успешному применению интерактивных методов в профессиональной деятельности (рис. 1).

Рис. 1. Экспериментальная модель профессионального профиля «готовности» педагога к успешному применению интерактивных методов в образовательном процессе

Проанализировав литературные данные, мы рассмотрели и выделили ключевые особенности способствующие «готовности» педагога к применению интерактивных методов в образовательном процессе.

Поскольку формирование профессиональной компетентности зависит от ряда различных свойств личности, нами предложены основные характеристики в экспериментальной модели:

- профессионально-значимые качества,

- психолого-педагогическую грамотность,

- психолого-педагогические умения.

К профессионально-значимым качествам - относятся основные необходимые характеристики: коммуникативность, творческое мышление, усвоение новых знаний, самодисциплина, саморазвитие. К основополагающим составляющим психолого -педагогической грамотности - необходимых для «готовности» к применению инновационных методов в педагогической деятельности: продуктивное изложение материала, взаимодействия со всеми участниками процесса обучения, критическое мышление. К наиболее важным составляющими психолого-педагогического умения, целесообразно отнести: организационные навыки учебного процесса, разрешение конфликтных ситуаций, принятие требований обучаемых.

В работе педагога готового к применению инновационных методов образования имеется ряд основных функций, как наиболее важные можно рассмотреть:

- эффективность образовательного процесса,

- интеллектуальное и личностное развитие обучаемых.

К должностным обязанностям педагога готового к применению инновационных методов можно отнести ключевые:

- организационно-деятельные,

- позиционная дискуссия,

- разбор ситуаций из практики.

Для успешного проведения образовательного процесса с использованием интерактивных методов, педагогу необходимо владеть помимо знаний, умениями:

- взаимодействовать с обучаемыми,

- координировать индивидуальные и групповые занятия,

- проводить коллективное обсуждение результатов обучения,

- уметь отказываться от роли эксперта в пользу собственного опыта обучаемых.

Заключение.

На сегодняшний день в современных условиях развития, обществом предъявляются высокие требования к образованности специалиста любой области. В соответствии этим требованиям и современным условиям развития, необходима модернизация и педагогической системы на различных уровнях получения знаний. Современной педагогической системе необходимы специалисты, способные к реализации своего профессионально-творческого потенциала в новых социально-экономических условиях.

В связи с этим ведущую роль приобретает «готовность» педагогов к применению инновационных технологий, в основу которых положены интерактивные методы и формы обучения, позволяющие осмысливать полученную информацию в условиях диалоговой связи между всеми участниками образовательного процесса и на ряду с этим необходима разработка соответствующего педагогического обеспечения - создания специальных условий, стимулирующих педагогов к образовательному диалогу с обучающимися. Равноправное взаимодействие всех участников образовательного процесса, в ходе которого осуществляется обмен учебной информацией, позициями, взглядами, обсуждениями социального опыта приводит к становлению и развитию личности.

Список литературы / References

1. Щербина Я.Ю. Проектирование в образовании как катализатор новых общечеловеческих

ценностей. // Научная перспектива, 2016. № 3. С. 43-44.

2. Павлова О.В. Новые социальные ценности жизни и образование взрослых.// Вестник

ТОГИРРО, 2014. № 3 (30). С. 181-184.

3. Лопатина Н.Ф. Подготовка компетентного специалиста - основная задача высшей школы.//

Перспективы развития науки и образования сборник научных трудов, 2014. С. 89-90.

4. Носкова Т.Н., Павлова Т.Б., Яковлева О.В. Анализ отечественных и зарубежных подходов к построению передовых образовательных практик в электронной сетевой среде. //Интеграция образования, 2016. Т. 20. № 4 (85). С. 456-467.

5. Тихомирова Е.В., Самохвалова А.Г., Ктрпичник А.Г. и др. Современные технологии воспитания: опорные точки дискуссии.// Сибирский педагогический журнал, 2018. № 6. С. 7-17.

6. Сергеева Б.В., Козырева И.В. Формирование информационной культуры младших школьников. // Молодой ученый, 2016. № 11 (115). С. 1546-1550.

7. Пшиканокова З.Т. Профильная модель готовности будущего педагога к социально-правовой защите детства: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Майкоп, 2007. 15 с.

8. Вербицкий А.А. Компетентностный подход: проблемы и условия реализации.//Инновационные проекты и программы в образовании, 2009. № 2. С. 103-111.

9. Чепель Т.Л., Яковенко Т.Д. Интерактивные методы в высшем педагогическом образовании как условие его интенсификации.// Инновации в педагогическом образовании, 2007. С. 154-163.

10. Гулакова М.В., Харченко Г.И. Интерактивные методы обучения в вузе как педагогическая инновация. // Научно-методологический электронный журнал Концепт, 2016. № 1. С. 22.

11. Лопаткин Е.В. Ценностно-смысловые основания подготовки будущих педагогов.//Вестник Таганрогского государственного педагогического института, 2017. № 2. С. 92-97.

ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА КАК ЭТАП ФОРМИРОВАНИЯ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА В ОБЛАСТИ ЭКОНОМИКИ Утяшева И.М. Email: Utyasheva665@scientifictext.ru

Утяшева Ирина Мунировна — старший преподаватель, кафедра физической культуры и спорта, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования Иркутский государственный университет путей сообщения, г. Иркутск

Аннотация: на сегодняшний день стабильно растет значение профессионально-прикладной физической подготовки (ППФП) студентов университета как эффективного средства оптимизации трудовой деятельности. Физическая культура в вузах представляет собой обязательную подготовку будущих специалистов для всех направлений, она - одно из средств создания всесторонне развитых личностей, оптимизации физического и психологического состояния студентов в процессе их профессионально-прикладной физической подготовки. Ключевые слова: профессионально-прикладная физическая подготовка, физическая культура, профессия, общая физическая подготовка, профессиональная деятельность, трудовая деятельность.

PROFESSIONAL AND APPLIED PHYSICAL TRAINING AS THE STAGE OF FORMING OF FUTURE SPECIALIST IN THE FIELD OF ECONOMY

Utyasheva I.M.

Utyasheva Irina Munirovna - Senior Lecturer, DEPARTMENT PHYSICAL CULTURE AND SPORT, FEDERAL STATE BUDGETARY EDUCATIONAL INSTITUTION OF HIGHER PROFESSIONAL EDUCATION IRKUTSK STATE TRANSPORT UNIVERSITY, IRKUTSK

Abstract: today steadily the value of the professional and applied physical training of students of the university as effective remedy of optimization of work grows. The physical culture in higher education institutions represents obligatory training of future specialists for all directions, it one of tools for comprehensively developed persons, optimization ofphysical and psychological state of students in the course of their professional and applied physical training.

Keywords: professionally-applied physical training, physical culture, profession, general physical training, professional activity, labor activity.

УДК 378.147

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.