Научная статья на тему 'РЕАЛИЗАЦИЯ ПОТЕНЦИАЛЬНЫХ СВОЙСТВ СЕМАНТИЧЕСКОЙ ГРУППЫ СПОРТИВНЫХ ТЕРМИНОВ ФИГУРНОГО КАТАНИЯ'

РЕАЛИЗАЦИЯ ПОТЕНЦИАЛЬНЫХ СВОЙСТВ СЕМАНТИЧЕСКОЙ ГРУППЫ СПОРТИВНЫХ ТЕРМИНОВ ФИГУРНОГО КАТАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
124
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПОРТ / РУССКИЙ ЯЗЫК КАК ИНОСТРАННЫЙ (РКИ) / СТРАНОВЕДЕНИЕ / ЛЕКСИКА / ЛЕКСИЧЕСКИЙ МИНИМУМ / ГРАММАТИКА / ФИГУРНОЕ КАТАНИЕ / ФИГУРИСТ / МЕЖКУЛЬТУРНАЯ КОММУНИКАЦИЯ / КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / АУТЕНТИЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Лаврушина Е.В., Харитонова О.В., Успенская Л.И.

Цель исследования - описание спортивной лексики русского языка на примере тематической группы «Фигурное катание» и характеристика системы упражнений с целью развития лексических навыков иностранных учащихся в аспекте межкультурного и делового взаимодействия. Методика и организация исследования. Было дано определение лексико-тематической группы «Фигурное катание», намечены пути и способы ее пополнения как одного из инструментов воссоздания национальной языковой картины мира. При определении и описании оптимальных способов освоения лексических средств и понятий использовались общенаучные и социологические методы. Результаты исследования и выводы. При сравнении соответствующих программ и учебных пособий, которые включают в себя лингвострановедческий материал на тему фигурного катания, наблюдаются качественные изменения в представлении сложных лексических тем в пользу упражнений с учетом коммуникативно-деятельностного подхода и формирования межкультурной компетенции на современных аутентичных материалах об известных российских фигуристах. Сформировать объективный образ страны на занятиях по русскому иностранному языку невозможно без обращения к аутентичным материалам на тему спорта, а изучение спортивной лексики не только способствует развитию словарного состава учащихся, но и создает в полной мере языковую картину мира в ее динамичном развитии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Лаврушина Е.В., Харитонова О.В., Успенская Л.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPLEMENTATION OF POTENTIAL PROPERTIES OF SEMANTIC GROUP OF FIGURE SKATING SPORTS TERMS

Objective of the study was to describe the sports vocabulary of the Russian language on the example of the thematic group "Figure Skating" and the characteristics of the system of exercises for the development of lexical skills of foreign students in the aspect of intercultural and business interaction. Methodology and organization of the study. The definition of the lexical and thematic group "Figure Skating", ways and means of its replenishment as one of the tools for recreating the national language picture of the world were given. In determining and describing the optimal ways of mastering lexical means and concepts, general scientific and sociological methods were used: linguoculturological, descriptive, semantic, component, etymological, quantitative, comparative and comparative analysis. Results of the study. When describing the characteristics of the potential properties of the semantic group of figure skating sports terms, it is revealed that this group reflects the cultural codes of the Russian national picture of the world: the subject and spiritual codes of culture, which reflect information about the development of sports in the USSR and Russia, about Soviet and Russian figure skaters, their results and achievements, about Russia and its place in the world sports space. When comparing the corresponding programs and textbooks, which include linguistic and cultural materials on the topic of figure skating, there are qualitative changes in the presentation of complex lexical topics in favor of exercises, taking into account the communicative-activity approach and the formation of intercultural competence on modern authentic materials about famous Russian figure skaters Conclusions. To form an objective image of the country in the classroom on It is impossible to learn Russian as a foreign language without referring to authentic materials on the subject of sports, and the study of sports vocabulary contributes not only to the development of the vocabulary of students, but also creates a fully linguistic picture of the world in its dynamic development.

Текст научной работы на тему «РЕАЛИЗАЦИЯ ПОТЕНЦИАЛЬНЫХ СВОЙСТВ СЕМАНТИЧЕСКОЙ ГРУППЫ СПОРТИВНЫХ ТЕРМИНОВ ФИГУРНОГО КАТАНИЯ»

консультации

РЕАЛИЗАЦИЯ ПОТЕНЦИАЛЬНЫХ СВОЙСТВ СЕМАНТИЧЕСКОМ ГРУППЫ СПОРТИВНЫХ ТЕРМИНОВ ФИГУРНОГО КАТАНИЯ

УДК/UDC 796:001.4

Поступила в редакцию 10.05.2021 г.

Кандидат филологических наук, доцент Е.В. Лаврушина1 Кандидат педагогических наук, доцент О.В. Харитонова1 Л.И. Успенская1

1Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, Москва

IMPLEMENTATION OF POTENTiAL PROPERTIES OF SEMANTiC GROUP OF FiGURE SKATiNG SPORTS TERMS

PhD, Associate Professor E.V. Lavrushina1 PhD, Associate Professor O.V. Kharitonova1 L.I. Uspenskaya1

1Plekhanov Russian University of Economics

Информация для связи с автором: lavrushina.ev@rea.ru

□ и

£ г. CL

ч—

О OJ и

CL ' -о с га

О (U .с Н

Аннотация

Цель исследования - описание спортивной лексики русского языка на примере тематической группы «Фигурное катание» и характеристика системы упражнений с целью развития лексических навыков иностранных учащихся в аспекте межкультурного и делового взаимодействия. Методика и организация исследования. Было дано определение лексико-тематической группы «Фигурное катание», намечены пути и способы ее пополнения как одного из инструментов воссоздания национальной языковой картины мира. При определении и описании оптимальных способов освоения лексических средств и понятий использовались общенаучные и социологические методы.

Результаты исследования и выводы. При сравнении соответствующих программ и учебных пособий, которые включают в себя лингвострановед-ческий материал на тему фигурного катания, наблюдаются качественные изменения в представлении сложных лексических тем в пользу упражнений с учетом коммуникативно-деятельностного подхода и формирования межкультурной компетенции на современных аутентичных материалах об известных российских фигуристах. Сформировать объективный образ страны на занятиях по русскому иностранному языку невозможно без обращения к аутентичным материалам на тему спорта, а изучение спортивной лексики не только способствует развитию словарного состава учащихся, но и создает в полной мере языковую картину мира в ее динамичном развитии.

Ключевые слова: спорт, русский язык как иностранный (РКИ), страноведение, лексика, лексический минимум, грамматика, фигурное катание, фигурист, межкультурная коммуникация, культурологическая компетенция, аутентичные материалы.

Abstract

Objective of the study was to describe the sports vocabulary of the Russian language on the example of the thematic group "Figure Skating" and the characteristics of the system of exercises for the development of lexical skills of foreign students in the aspect of intercultural and business interaction. Methodology and organization of the study. The definition of the lexical and thematic group "Figure Skating", ways and means of its replenishment as one of the tools for recreating the national language picture of the world were given. In determining and describing the optimal ways of mastering lexical means and concepts, general scientific and sociological methods were used: linguoculturological, descriptive, semantic, component, etymological, quantitative, comparative and comparative analysis. Results of the study. When describing the characteristics of the potential properties of the semantic group of figure skating sports terms, it is revealed that this group reflects the cultural codes of the Russian national picture of the world: the subject and spiritual codes of culture, which reflect information about the development of sports in the USSR and Russia, about Soviet and Russian figure skaters, their results and achievements, about Russia and its place in the world sports space. When comparing the corresponding programs and textbooks, which include linguistic and cultural materials on the topic of figure skating, there are qualitative changes in the presentation of complex lexical topics in favor of exercises, taking into account the communicative-activity approach and the formation of intercultural competence on modern authentic materials about famous Russian figure skaters

Conclusions. To form an objective image of the country in the classroom on It is impossible to learn Russian as a foreign language without referring to authentic materials on the subject of sports, and the study of sports vocabulary contributes not only to the development of the vocabulary of students, but also creates a fully linguistic picture of the world in its dynamic development.

Keywords: sport, Russian as foreign language, social studies, vocabulary, vocabulary minimum, grammar, figure skating, figure skater, cross-cultural communication, cultural competence/ of cultural studies.

Введение. Изучение любого иностранного языка связано с изучением культуры изучаемого языка, поэтому во всех учебных программах и пособиях всегда присутствует материал, который в полной мере отражает историю страны, ее культуры и спорта. Таким образом, презентация фигурного катания (ФК) и фигуристов в учебных материалах по русскому языку как иностранному (РКИ) предоставляет широкие возможности увидеть современную Россию как спортивную

державу, а кроме того, изучить грамматику и лексику русского языка на актуальных материалах, интересных молодым людям.

Цель исследования - описание спортивной лексики русского языка на примере тематической группы «Фигурное катание» и характеристика системы упражнений с целью развития лексических навыков иностранных учащихся в аспекте межкультурного и делового взаимодействия.

86

http://www.teoriya.ru

№8^ 2021 Август | August

консультации

Методика и организация исследования. Постановка вопроса о формировании объективного образа страны изучаемого языка через обращение к спортивным традициям и достижениям как культурно-ценностным категориям определила структуру исследования и его методы. Лингвокульту-рологический анализ, метод выборки, описательный метод и метод анализа словарных дефиниций позволили провести описание лексического наполнения учебных программ по РКИ для иностранцев и отразить наиболее актуальные темы. Обращение к данной теме определяется особенностью аудитории, новизной материала и представленностью материалов в русскоязычном сегменте Интернета: история развития ФК в России; биография известных советских и российских фигуристов; выступления фигуристов в условиях строгих ограничений в связи с пандемией коронавируса и санкций Всемирного антидопингового агентства. Включение данных материалов в учебные программы позволяет в полной мере решить широкий спектр задач страноведческого характера (https://yandex.ru/video/preview). При этом данное исследование проводится на ограниченном лексическом материале, так как экономическая направленность вуза не позволяет включить материалы спортивной направленности в полном объеме.

Результаты исследования и их обсуждение. При описании главного события любого спортивного мероприятия - награждения победителей - актуальны лексико-семантические группы (ЛСГ) со значениями: 1) «Спортсмен»: победитель, победительница, победители, чемпион и др.; 2) «Награда и церемония награждения»: гимн, флаг, награда, медаль и др.; 3) «Результат»: победа, триумф, хет-трик, сенсация и др. Процесс описания спортивных мероприятий уровня ЧЕ, ЧМ или Олимпийских игр обязательно включает в себя группу лексем со значением «движение»: проводить - провести (провести церемонию награждения чемпионов), поднимать (ся) - поднять (ся) (подняться на пьедестал) и др. [1].

Владение спортивной терминологией не может быть самостоятельной целью обучения иностранных учащихся в экономическом вузе [3]. Но нельзя отрицать того факта, что те профессиональные словообразования, которые используются при описании ФК, составляют ядро профессионального подъязыка современного русского литературного языка [4, 5].

Кроме специальных обозначений (аксель, лутс, риттбер-гер и т. д.), в спортивных текстах на тему ФК содержатся имена существительные (нарицательные, собственные, конкретные, отглагольные), имена прилагательные (качественные и количественные), имена числительные (количественные и порядковые), глаголы, причастия и деепричастия: фигура -фигурное (катание) - фигурист - фигуристка; конь - конек -коньки - коньковый (шаг); два - двое-двойной (прыжок); держать - поддержать - поддержка; вращать (-ся) - вращение - вращающийся - вращаясь и т. д.; два - двух- двукратный (чемпион); фигурное катание - фигурка; коньки для фигурного катания - фигурки; золотая медаль - золото, Федерация фигурного катания на коньках России - ФФККР и т. д.

В качестве одного из заданий можно инициировать задание следующего типа: прочитайте термины ФК и выберите термины: а) собственно русского происхождения (шаг, вращение и т. д.); б) заимствованные термины (аксель, бильман и т. д.); в) термины, образованные от имени человека (прыжок Сальхов и т. д.) (http://ruchampions.com/glossarium/35-slovar-terminov-figurnogo_kataniya.html).

В процессе обучения студентов экономических специальностей может быть актуальна информация о призовом фонде спортивного мероприятия и гонорарах победите-

лей (https://sport24.ru/news/figureskating/2021-01-29-stal-izvesten-prizovoy-fond-chempionata-mira-po-figurnomu-kataniyu), а также о стоимости билетов, к примеру, шоу с участием чемпионов ФК (https://redkassa.ru/events/bilety_ na_show_chempioni_na_ldu). Анализ сайта Федерации фигурного катания на коньках России (ФФККР) (https://fsrussia. ru/federatsiya/22-federatsiya-figurnogo-kataniya-na-konkakh-rossii.html) предоставляет подобную информацию, что позволят сформировать и развить навыки профессионального общения в деловой сфере.

В настоящее время профессиональный спорт представляет собой сложное явление с точки зрения его экономической и структурной организации. Также спортивные мероприятия, благодаря комплексу мероприятий event-менеджмента, приобретают зрелищный характер шоу, а спортсмены становятся звездами шоу-бизнеса с громкими прозвищами, например, Ракета (Александра Трусова), Чемпионка (Анна Щербакова) и др.

Одним из важных элементом event-менеджмента является сотрудничество менеджеров с масс-медиа: «Танцы на льду» (2006-2021), «Ледниковый период» и др. Артистизм и профессионализм участников, имитация серьезного спортивного состязания с системой судейства, комментированием тележурналиста (-ов) - все эти составляющие шоу-программ делают их привлекательными для использования в учебном процессе на занятиях по РКИ, позволяют повысить страноведческую и культурологическую компетенцию иностранцев, развить навыки слушания на русском языке, а минимизация спортивных терминов в комментариях телеведущих и судей способствует популяризации спортивного дискурса в медиа-пространстве.

Выводы. Информация о фигурном катании как одном из видов олимпийского спорта может быть использована на занятиях обучения русскому языку как иностранному в качестве учебных материалов, содержащих ценностно значимую информацию о спортивных достижениях современной России, особенностях языка спорта, известных персоналиях ФК, спортивной культуре и спортивных традициях нашей страны.

Литература

1. Блеер А.Н., Суслов Ф.П. Терминология спорта: толковый словарь-справочник. [Текст] / А.Н. Блеер, Ф.П. Суслов. - М., 2010.

2. Москвина Т.Н. Произвольная программа парного катания: учебное пособие. [Текст] / Т.И. Москвина. - М.: Физкультура и спорт, 1984.

3. Система лексических минимумов современного русского / Под ред. В.В. Морковкина. [Текст] / В.В. Морковкин. - М., 2003.

4. СПОРТ-ЭКСПРЕСС - спортивный интернет-сайт № 1 в России. URL:http://https://www.sport-express.ru/figure-skating (дата обращения: 01.04.2021).

5. Фрончек М.К. Спортивная терминология как показатель спортивной лексики и языка спорта. [Текст] / М.К. Фрончек // Молодой ученый, 2018. № 39 (225). URL:https://moluch.ru/ archive/225/52852 (дата обращения: 01.04.2021).

References

1. Bleer A.N., Suslov F.P. Terminologiya sporta [Sports terminology]. Explanatory dictionary. Moscow, 2010.

2. Moskvina T.N. Proizvolnaya programma parnogo kataniya [Free pair skating program]. Study guide. Moscow: Fizkultura i sport publ., 1984.

3. Morkovkin V.V. [ed.] Sistema leksicheskikh minimumov sovremennogo russkogo [System of lexical minima of modern Russian language]. Moscow, 2003.

4. SPORT-EKSPRESS - sportivny internet-sayt # 1 v Rossii [SPORTEXPRESS - number 1 sports website in Russia]. Available at: http:// https://www.sport-express.ru/figure-skating (date of access: 01.04.2021).

5. Fronchek M.K. Sportivnaya terminologiya kak pokazatel sportivnoy leksiki i yazyika sporta. [Sports terminology as indicator of sports vocabulary and sports language] Molodoy uchenyiy, 2018. No. 39 (225). Available at: https://moluch.ru/archive/225/52852 (date of access: 01.04.2021).

№8 • 2021 Август | August

http://www.teoriya.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.