Научная статья на тему 'РЕАЛИЗАЦИЯ ПОТЕНЦИАЛА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОНГРЕССА В РЕШЕНИИ ПРОБЛЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГОВ'

РЕАЛИЗАЦИЯ ПОТЕНЦИАЛА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОНГРЕССА В РЕШЕНИИ ПРОБЛЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
42
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Magister
Область наук
Ключевые слова
профессиональное развитие педагога / потенциал / педагогический конгресс / professional development of a teacher / potential / pedagogical congress

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бакушина Алла Николаевна

Проблематика статьи связана с профессиональным развитием педагога. Проанализирован опыт конгрессов НИУ «Высшая школа экономики – Санкт-Петербург». Такой конгресс – это модель подготовки и проведения педагогического обсуждения о развитии общеобразовательной школы и образовательной системы в целом. Конгресс рассматривается как инструмент вовлечения педагогов Санкт-Петербурга и регионов России в процесс самоопределения и реализации индивидуальной программы профессионального развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бакушина Алла Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REALIZATION OF THE POTENTIAL OF THE PEDAGOGICAL CONGRESS IN SOLVING THE PROBLEMS OF PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF TEACHERS

The problems of the article are related to the professional development of a teacher. The experience of the congresses of the Higher School of Economics – St. Petersburg is analyzed. Such a congress is a model for preparing and conducting pedagogical discussions on the development of a comprehensive school and the educational system as a whole. The Congress is considered as a tool for involving teachers of St. Petersburg and the regions of Russia in the process of self-determination and the implementation of an individual professional development program.

Текст научной работы на тему «РЕАЛИЗАЦИЯ ПОТЕНЦИАЛА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОНГРЕССА В РЕШЕНИИ ПРОБЛЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГОВ»

ДЛЯ РЕГИОНОВ РОССИИ

9 Санкт-Петербург, Россия Saint Petersburg, Russia

РЕАЛИЗАЦИЯ ПОТЕНЦИАЛА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОНГРЕССА В РЕШЕНИИ ПРОБЛЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГОВ

Бакушина Алла Николаевна,

кандидат педагогических наук, доцент, начальник отдела центра довузовских программ, проектов и организации приема в бакалавриат и магистратуру НИУ «Высшая школа экономики - Санкт-Петербург» allabakushina@yandex.ru

Аннотация: Проблематика статьи связана с профессиональным развитием педагога. Проанализирован опыт конгрессов НИУ «Высшая школа экономики - Санкт-Петербург». Такой конгресс - это модель подготовки и проведения педагогического обсуждения о развитии общеобразовательной школы и образовательной системы в целом. Конгресс рассматривается как инструмент вовлечения педагогов Санкт-Петербурга и регионов России в процесс самоопределения и реализации индивидуальной программы профессионального развития.

Ключевые слова: профессиональное развитие педагога, потенциал, педагогический конгресс.

Bakushina Alla Nikolaevna,

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor,

Head of the Department of the Center for Pre-University Programs,

Projects and Organization of admission to Bachelor's

and Master's degrees of the Higher School of Economics - St. Petersburg

allabakushina@yandex.ru

REALIZATION OF THE POTENTIAL OF THE PEDAGOGICAL CONGRESS IN SOLVING THE PROBLEMS OF PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF TEACHERS

Дата поступления: 20.06.2022 Прошла рецензирование: 26.06.2022 Дата публикации: 30.06.2022 Для цитирования: Бакушина А.Н. Реализация потенциала педагогического конгресса в решении проблем профессионального развития педагогов // Научно-практический журнал «Magister» - 2022. - №2 - с.63-70. - [Электронный ресурс]. URL: http://magister-spb.ru/ (01.07.2022)

Abstract: The problems of the article are related to the professional development of a teacher. The experience of the congresses of the Higher School of Economics - St. Petersburg is analyzed. Such a congress is a model for preparing and conducting pedagogical discussions on the development of a comprehensive school and the educational system as a whole. The Congress is considered as a tool for involving teachers of St. Petersburg and the regions of Russia in the process of self-determination and the implementation of an individual professional development program.

Keywords: professional development of a teac

Received: 20 June 2022 Reviewed: 26 June 2022 Date of publication: 30 June 2022 For citation: Bakushina A.N. Realization of the potential of the pedagogical congress in solving the problems of professional development of teachers // Scientific and practical journal «Magister» - 2022. - №2. - p.63-70 - [Electronic resource]. URL: http://magister-spb.ru/ (07/01/2022).

er, potential, pedagogical congress.

Прежде чем проанализировать процесс подготовки, реализацию и потенциал научно-образовательного проекта «Педагогический конгресс», задуманного и осуществленного специалистами НИУ «Высшая школа экономики - Санкт-Петербург» (далее - НИУ ВШЭ-СПб), следует определить, что будем понимать под профессиональным развитием педагога, а также отметить, как конгресс может влиять на работу учителей.

Как известно, одно из главных условий достижения уровня образования, соответствующего новым вызовам и запросам общества, - это качество работы учителя, его профессиональное развитие и готовность

к решению задач, ориентированных на достижение новых образовательных результатов.

Меняющаяся ситуация в системе общего образования, а также целевые установки, за-

данные нормативными документами федерального уровня, формируют и новые требования к качеству работы педагогов. В этой ситуации возрастает роль субъективного фактора, когда учитель должен самостоятельно принимать решения, быть готовым к изменениям, определять свое отношение к происходящим в обществе процессам, к профессиональному выбору, определению и реализации индивидуальной программы профессионального развития.

Десять лет назад в стратегических документах федерального уровня отсутствовало понятие «профессиональное развитие педагога». В соответствии с Федеральным законом №273 (от 29.12.2012) «Об образовании в Российской Федерации» в качестве основных понятий выступали «квалификация», «профессиональное образование» и «профессиональное обучение». Понятие «профессиональное развитие педагога» появляется 2009 году в Федеральных государственных образовательных стандартах начального общего образования, основного общего образования и среднего общего образования. Оно определяется как требование к кадровым условиям реализации основной образовательной программы общего образования [4; 5; 6].

В 2020-2021 годах произошли изменения в базовых стратегических документах развития и функционирования системы образования, таких как национальный проект «Образование» и государственная

64 | MAGISTER, 2022, №2

программа РФ «Развитие образования». В том числе проект «Учитель будущего», посвященный проблеме повышения профессионального мастерства педагогических работников, был включен в федеральный проект «Современная школа», являющийся частью проекта «Образование».

В упомянутых ключевых документах поставлены задачи создать условия для того, чтобы к 2024 году:

• Россия вошла в десятку ведущих стран мира по качеству общего образования [7];

• педагогические работники получили возможность профессионального развития и обучения на протяжении всей профессиональной деятельности [8];

• было сформировано и обеспечено функционирование единой федеральной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров.

Проблема профессионального развития педагогов была предметом многочисленных исследований отечественных ученых - Егорова И.А., Ямбурга Е.Ш., Ахап-киной М.Е., Волковой А.А., Катренко О.Н., Кочережко С.С., Одинцовой Н.Н. В их работах отмечается необходимость уделять особое внимание вопросам профессионального развития учителей [1]. Решение проблемы качественных перемен в системе общего образования профессор Лебедев О.Е. связывает с изменениями в педагогической деятельности - в ее целях, методах, критериях оценки результатов, характере отношений учителя и учеников [3].

Профессор НИУ ВШЭ-СПб Заиченко Н.А. уточняет, что для развития школы необходимо делать ставку не только на профессиональные знания и опыт педагогов и лидеров школьного образования, но также на их желание постоянно меняться для решения новых задач и, более того, самим инициировать изменения [2].

Предметом анализа на

Таким образом, традиционное представление о постоянном обновлении знаний педагога как факторе его профессионального развития меняется, поскольку перестает соответствовать вызовам времени. Возникает необходимость в учителях, способных не только прогнозировать и проектировать образовательный процесс в школе, строить индивидуальные образовательные траектории обучающихся, но и проектировать собственное профессиональное развитие в соответствии с актуальными тенденциями общества.

Однако в результате анализа нормативно-правовой базы и научных источников были выявлены противоречия. Во-первых, между закрепленностью в нормативно-правовых до-конгрессах НИУ ВШЭ-СПб всегда кументах понятия «профес-

становились актуальные сиональное развитие педа-

проблемы системы образования гога>> и отсутствием единого

понимания сути данного

понятия, которое на практике приравнивается к прохождению курсов повышения квалификации и освоению дополнительных профессиональных программ. Во-вторых, между необходимостью сохранить и развить человеческий капитал в сфере общего школьного образования и отсутствием инструментов вовлечения педагогов в процесс собственного профессионального развития, самоанализа профессиональной деятельности.

Между тем, возможным инструментом такого вовлечения педагогов в процесс самоопределения как членов профессионального сообщества является Педагоги-

ческий конгресс Санкт-Петербургского филиала «Высшей школы экономики». Первый такой конгресс был проведен в 2015 году на тему «Общественные науки в школе и жизни».

Предметом анализа на конгрессах НИУ ВШЭ-СПб всегда становились актуальные

исходят в обществе, в содержании социального заказа для системы образования и в составе участников образовательного процесса.

Конгресс получил поддержку педагогической общественности, стал форми-

Организаторам было важно создать роваться широкий круг

научных и практических

проблемы системы об- переговорную площадку для работни ков, заинтересо-

разования. Поэтому педагогов на базе НИУ ВШЭ-СПб, ванных в сотрудничестве подготовка и защита на поддержать диалог и обмен опытом с НИУ ВШЭ-СПб. В ре-

конгрессе проекта, пред- между учителями Санкт-Петербурга зультате мы можем гово-

ставляющего практиче- рить о долговременном

ский опыт, становится и представителями регионов проекте по взаимодей-

основой для профессионального развития педагогических и управленческих кадров. Особенно если проект получает признание и поддержку профессионального сообщества.

Ключевая идея и смысл конгрессов - выявить и оценить потенциал системы школьного образования, а также проанализировать факторы, которые способствуют или, наоборот, препятствуют его реализации. Кроме того, было важно определить взгляды профессионального сообщества на необходимые изменения в результатах, содержании и организации образовательного процесса в школе. В связи с этим были организованы регулярные обсуждения, а также совместный поиск возможностей и перспективных путей для повышения качества общего образования: как сделать так, чтобы образование соответствовало времени, вызовам общества, запросам нового поколения учащихся и потребностям учителей в самореализации творческого потенциала.

Организаторам было важно создать переговорную площадку для педагогов на базе НИУ ВШЭ-СПб, поддержать диалог и обмен опытом между учителями Санкт-Петербурга и представителями регионов, расширить межрегиональное сотрудничество по решению педагогических проблем, обусловленных изменениями, которые про-

В 2022 году участниками VIII Педагогического конгресса стали

педагоги из 32 регионов РФ и четырех иностранных государств

ствию высшей и средней школ в решении проблемы повышения качества общего образования. Проект стимулирует формирование у педагогов и управленцев общеобразовательных школ опыта самооценки, а также самоанализа профессиональной деятельности. В 2022 году участниками VIII Педагогического конгресса стали педагоги из 32 регионов РФ и четырех иностранных государств.

Сегодня конгресс НИУ ВШЭ-СПб раскрывает свой потенциал влияния на школьную образовательную практику (а значит, и на решение проблем профессионального развития педагогов). Возможности конгресса используются для повышения уровня компетентности широкой педагогической общественности. В результате взаимодействия и обмена опытом между учителями и научными сотрудниками вузов раскрывается потенциал школьных педагогов. В процессе подготовки участники конгресса изучают различные взгляды авторитетных ученых, экспертов в области образования, методистов, учителей и управленцев. На этом фундаменте они могут формировать собственные представления о достижениях, проблемах и способах их решения. При этом задача организаторов конгресса - не только выявить успешный опыт решения задач, но и стимулировать выдвижение

Организаторы проекта «Педагогический конгресс» НИУ ВШЭ-СПб

видят три направления его развития:

1. Расширение круга участников проекта за счет привлечения молодых педагогов в возрасте до 30 лет.

2. Подготовка проектов от школьных учительских команд «Образовательная инициатива: новые отношения».

3. Включение в программу конгресса экспертных форсайт-сессий с инициаторами проектов (в контексте создания новых образовательных отношений в неопределенном мире).

новых, прорывных идей, постановку новых проблем.

В рамках Педагогического конгресса на системной основе реализуются шесть направлений:

1. Ежегодное анкетирование потенциальных участников конгресса.

2. Ежемесячное проведение вебинаров.

3. Встречи с директорами топовых школ Санкт-Петербурга.

4. Ежемесячное проведение индивидуальных и групповых консультаций для предполагаемых выступающих на конгрессе.

5. Разработка и реализация программ повышения квалификации для педагогов Санкт-Петербурга и иногородних слушателей.

6. Привлечение магистрантов программы «Управление образованием» НИУ ВШЭ-СПб к информационному, методическому и аналитическому сопровождению конгресса.

Рассмотрим каждое из указанных направлений.

Ежегодное анкетирование потенциальных участников конгресса

Организаторы проводят анкетирование учителей, администрации школ, учащихся старших классов (если тема конгрес-

са требует учесть мнение обучающихся), управленцев и заинтересованной педагогической общественности. Анкетирование предусматривает свободные ответы на проблемные вопросы, на основании которых готовятся и издаются информационно-аналитические бюллетени. Такие бюллетени становятся предметом обсуждения на самих конгрессах и источником для дальнейших дискуссий в образовательных учреждениях.

Анализ материалов анкетирования позволяет выявить перспективные идеи и проекты, а также факторы, способствующие или препятствующие развитию системы школьного образования.

Ежемесячное проведение вебинаров

Вебинары проводятся для потенциальных участников конгресса с целью уточнения логики, смысловых линий и проблематики мероприятия, форм его проведения (пленарных заседаний, круглых столов, проблемных и тематических секций), перечня вопросов, которые станут предметом обсуждения.

Исходя из суждений экспертного сообщества, предпринимается попытка оценить возможности школьного образования. Результатом такого обсуждения является разработка программы конгресса - определение его основной темы и проблематики пленарных заседаний и секций.

Исходя из модели, отраженной в программе, можно разрабатывать теоретическую модель образовательного процесса любой школы. По мнению научного руководителя конгресса, профессора Лебедева О.Е., есть все основания полагать, что ключевым понятием подобной модели станет «система отношений участников образовательного процесса».

Встречи с директорами топовых школ Санкт-Петербурга

Встречи с директорами лучших петербургских школ выполняют задачи расширенного

заседания программного комитета Педагогического конгресса. Цель таких встреч -обсудить содержание новой программы дополнительного профессионального образования, разрабатываемой и предлагаемой к реализации педагогам и администрации школ под тематику предстоящего конгресса. Результатом качественной и продуманной программы являются подготовленные к работе на конгрессе педагоги.

В 2021 году содержательным фокусом обсуждения с директорами школ стала тема ценностных ориентаций и самоопределения участников образовательного процесса.

Ежемесячное проведение консультаций для выступающих на конгрессе

Индивидуальные и групповые консультации для предполагаемых выступающих на конгрессе проходят с привлечением широкого круга специалистов, приглашенных по той или иной теме. На консультациях ведется обсуждение и дается первичная экспертная оценка образовательного проекта, автор которой претендует войти в программу конгресса.

Задачи таких консультаций - помочь заявителю выявить новизну в представленном опыте, изложить предлагаемый к обсуждению опыт как решение актуальной педагогической (управленческой) проблемы, определить цель своего выступления.

Содержание сообщений потенциальных участников дает организаторам возможность сделать вывод о том, какие задачи педагоги видят актуальными, на какие способы их решения ориентируются, какие результаты считают педагогическими или управленческими достижениями.

Разработка и реализация программ повышения квалификации для педагогов

Разработка и реализация программ дополнительного профессионального обра-

зования для администрации и учителей общеобразовательных школ Санкт-Петербурга и иногородних коллег проводятся ежегодно с приглашением специалистов научных школ с разными подходами к решению задач и собственным экспертным мнением.

По замыслу организаторов, слушатели, освоившие программу, должны стать его активными, подготовленными участниками, то есть выступить либо в роли модераторов секций или круглых столов, либо в роли докладчиков с представлением своего образовательного проекта, либо в роли оппонента на чужой опыт.

Привлечение магистрантов к сопровождению конгресса

Активными участниками конгресса становятся магистранты программы «Управление образованием» НИУ ВШЭ-СПб. Они обеспечивают информационное и методическое сопровождение подготовки к конгрессу в течение учебного года: отбирают поступающие сообщения с точки зрения их значимости для обсуждения проблем развития образования, пишут на них отзывы, консультируют по поступившим текстам сообщений, выступают на конгрессе в качестве оппонентов и аналитиков.

Цель такой работы - повысить качество сообщений, отбираемых для выступления на конгрессе, а задача - помочь претендентам на выступление ответить на три ключевых вопроса: о чем говорить, как говорить, для чего говорить.

Результатом проделанной работы является аналитический доклад «Конгресс учителей в отдельных суждениях, замечаниях, наблюдениях», который готовят магистранты.

Выводы о роли конгресса в профессиональном развитии педагогов

Информация, полученная в процессе длительной подготовки к конгрессу, и пер-

сонализированное сопровождение его потенциальных участников способствуют профессиональному развитию педагогов, а именно:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• позволяют получить и сопоставить различные оценочные суждения на происходящие события и определить собственную позицию;

• побуждают к критической самооценке своего профессионального опыта;

• определяют пути развития методической системы педагога, помогают понять необходимость выявления различных путей развития системы образования;

• помогают установить профессиональные контакты с коллегами, развить горизонтальные связи в педагогическом сообществе;

• создают дополнительные возможности для познавательной и исследовательской деятельности учителей.

В поиске ответов на поставленные вопросы у педагогов и управленцев, по словам Лебедева О.Е., «возрастает роль субъективного фактора в развитии системы образования». По мнению профессора, «педагогам нельзя, да и не нужно навязывать какую-то позицию, но средствами Педагогического конгресса можно повлиять на их профессиональное развитие и ценностные ориентиры».

Опыт проведения конгрессов показывает, что пока педагоги не реализуют себя как полноправные субъекты образовательного процесса. С одной стороны, участники конгрессов проявляют интерес к заявленным для обсуждения проблемам и единодушно отмечают необходимость изменений в образовательном процессе. С другой стороны, у учителей по-прежнему доминирует ориентация на изложение своего опыта, но не собственной педагогической позиции. При определении необходимых изменений, которые могли бы привести к новым результатам, а также при конкретизации

целей собственной педагогической деятельности у учителей возникают затруднения.

Участники конгрессов, представляющие учительское сообщество, готовы использовать в своей практике опыт и идеи коллег, но вместе с тем указывают на две группы барьеров, которые препятствуют совершенствованию образовательного процесса в и х ш кол е. П ерва я груп п а -барьеры, «выставляемые» управленческими структурами: регламентация образовательного процесса и усиление контроля за его промежуточными результатами. Вторая группа - барьеры, связанные с позицией и квалификацией педагогов, которые не готовы позиционировать себя как субъекты образовательного процесса в неопределенной среде.

Литература:

1. Егоров И.А., Ямбург Е.Ш., Ахапкина М.Е., Волкова А.А., Катренко О.Н., Кочережко С.С., Одинцова Н.Н. Профессионально-общественные механизмы оценки квалификации педагогических работников [Электронный ресурс] // Психолого-педагогические исследования. 2017. Том 10. - №2. - C. 55-63. doi: 10.17759/psyedu.2017100205

2. Заиченко Н.А. Цифровизация образования как триггер изменений образовательных отношений / Экономика и управление. - 2020. Т.26. - №11. - С. 1245-1257.

3. Лебедев О.Е. Профессиональное развитие педагога: опыт самоанализа // Журнал «Образование Ямала». - 2021. - №1. - С. 14-18.

4. Приказ Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 года №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования». [Электронный ресурс]. - Система «Гарант»: https://clck.ru/s6cr6 (19.06.2022)

5. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года №1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования». [Электронный ресурс]. - Система «Гарант»: https:// clck.ru/s6d4B (19.06.2022)

6. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 года №413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования». [Элек-

Опыт проведения конгрессов

показывает, что пока педагоги не реализуют себя как полноправные субъекты образовательного процесса

тронный ресурс]. - Система «Гарант»: https://clck.ru/ s6dN67 (17.06.2022)

7. Указ президента РФ от 7 мая 2018 года №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» (с изменениями и дополнениями). [Электронный ресурс]: https://base.garant.ru/71937200/ (15.06.2022)

8. Постановление Правительства РФ от 15 марта 2021 года №385 «О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации «Развитие образования». [Электронный ресурс]: https://clck.ru/s6dt (17.06.2022)

List of sources:

1. Egorov I. A., Yamburg E.Sh., Akhapkina M.E., Volkova A.A., Katrenko O.N., Kocherezhko S.S., Odintsova N.N. Professional and social mechanisms for assessing the qualifications of teaching staff [Electronic resource] // Psychological and pedagogical research. 2017. Volume 10. - No. 2. - C. 55-63. doi: 10.17759/ psyedu.2017100205

2. Zaichenko N.A. Digitalization of education as a trigger of changes in educational relations / Economics and Management. - 2020. Vol.26. - No.11. - pp. 12451257.

3. Lebedev O.E. Professional development of a teacher: experience of introspection // Journal «Education of Yamal». - 2021. - No. 1. - pp. 14-18.

4. Order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation No. 373 dated October 6, 2009 «On approval and Introduction of the Federal state educational standard of primary general education». [Electronic resource]. - The «Garant» system: https:// clck.ru/s6cr6 (06/19/2022)

5. Order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation No. 1897 dated December 17, 2010 «On approval of the Federal state educational standard of basic general education». [Electronic resource]. - The «Garant» system: https://clck.ru/s6d4B (06/19/2022)

6. Order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation No. 413 dated May 17, 2012 «On approval of the Federal state educational Standard of secondary general education». [Electronic resource]. - The «Garant» system: https://clck.ru/ s6dN67 (06/17/2022)

7. Decree of the President of the Russian Federation dated May 7, 2018 No. 204 «On national goals and strategic objectives of the development of the Russian Federation for the period up to 2024» (with amendments and additions). [Electronic resource]: https://base.garant.ru/71937200/ (06/15/2022)

8. Decree of the Government of the Russian Federation No. 385 dated March 15, 2021 «"On Amendments to the State Program of the Russian Federation "Development of Education». [Electronic resource]: https://clck.ru/s6dt (06/17/2022)

70 | MAGISTER, 2022, №2

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.