Научная статья на тему 'ГУМАНИТАРНАЯ КУЛЬТУРА ПЕДАГОГА, ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА И ПРОБЛЕМА ЧТЕНИЯ: ТРАЕКТОРИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ'

ГУМАНИТАРНАЯ КУЛЬТУРА ПЕДАГОГА, ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА И ПРОБЛЕМА ЧТЕНИЯ: ТРАЕКТОРИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
69
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Magister
Область наук
Ключевые слова
образовательная среда / гуманитарное знание / педагогическое знание / гуманитарная культура педагога / литературное чтение / художественная литература / educational environment / humanitarian knowledge / pedagogical knowledge / humanitarian culture of a teacher / literary reading / fiction.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Коновалова Людмила Ивановна, Измайлова Елизавета Алихановна

В статье рассмотрена современная образовательная среда, которая предусматривает взаимодействие с гуманитарным знанием и гуманитарной культурой педагога. В контексте заявленной взаимосвязи рассматривается актуальность и необходимость разработки эффективных стратегий и моделей обучения чтению в школе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Коновалова Людмила Ивановна, Измайлова Елизавета Алихановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE HUMANITARIAN CULTURE OF A TEACHER, THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT AND THE PROBLEM OF READING: TRAJECTORIES OF INTERACTION

The article examines the modern educational environment, which provides for interaction with the humanitarian knowledge and humanitarian culture of the teacher. In the context of the stated relationship, the relevance and necessity of developing effective strategies and models for teaching reading at school are considered.

Текст научной работы на тему «ГУМАНИТАРНАЯ КУЛЬТУРА ПЕДАГОГА, ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА И ПРОБЛЕМА ЧТЕНИЯ: ТРАЕКТОРИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ»

ЛАБОРАТОРИЯ ИССЛЕДОВАТЕ

УДК 372.8

9

Россия, Санкт-Петербург St. Petersburg, Russia

ГУМАНИТАРНАЯ КУЛЬТУРА ПЕДАГОГА, ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА И ПРОБЛЕМА ЧТЕНИЯ: ТРАЕКТОРИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

Коновалова Людмила Ивановна,

д.пед.н., профессор, научный редактор журнала «Magister» konovalovali@mail.ru

Измайлова Елизавета Алихановна,

к.пед.н., главный редактор журнала «Magister» liza_izmailova@mail.ru

Ключевые слова: образовательная среда, «Magister» - 2022. - №2 - с.20-25. - [Элек-

гуманитарное знание, педагогическое знание, тронный ресурс]. URL: http://magister-

гуманитарная культура педагога, литератур- spb.ru/(01.07.2022). ное чтение, художественная литература.

Konovalova Lyudmila Ivanovna,

Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Scientific editor, konovalovali@mail.ru

Izmaylova Elizaveta Alikhanovna,

Ph.D. of Pedagogical Sciences,

Editor-in-chief,

liza_izmailova@mail.ru

THE HUMANITARIAN CULTURE OF A TEACHER, THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT AND THE PROBLEM OF READING: TRAJECTORIES OF INTERACTION

Abstract: The article examines the modern educational environment, which provides for interaction with the humanitarian knowledge and humanitarian culture of the teacher.In the

Аннотация: В статье рассмотрена современная образовательная среда, которая предусматривает взаимодействие с гуманитарным знанием и гуманитарной культурой педагога.В контексте заявленной взаимосвязи рассматривается актуальность и необходимость разработки эффективных стратегий и моделей обучения чтению в школе.

Для цитирования: Коновалова Л.И., Измайлова Е.А. Гуманитарная культура педагога, образовательная среда и проблема чтения: траектории взаимодействия // Научно-практический журнал

Дата поступления: 13.05.2022 Прошла рецензирование: 21.05.2022 Дата публикации: 30.06.2022

20 | MAGISTER, 2022, №2

context of the stated relationship, the relevance and necessity of developing effective strategies and models for teaching reading at school are considered.

Keywords: educational environment, humanitarian knowledge, pedagogical knowledge, humanitarian culture of a teacher, literary reading, fiction.

Received: 13 May 2022 Reviewed: 21 May 2022 Date of publication: 30 June 2022 For citation: Konovalova L.I., Izmaylova E.A. The humanitarian culture of a teacher, the educational environment and the problem of reading: trajectories of interaction // Scientific and practical journal «Magister» - 2022. - №2. - p.20-25 - [Electronic resource]. URL: http:// magister-spb.ru/ (07/01/2022).

Современная образовательная среда предполагает не только наличие знаний, компетентности и интеллекта обучаемого, но и культуры (субкультуры): культуры деятельности, культуры отношений, этики. Кроме того, необходимо сформированное современное мировоззрение, культура социально-правовых норм и норм морали, бережное отношение к нравственным ценностям. Все это означает необходимость развития духовного начала у обучаемого.

Педагогическая образовательная среда и педагогическое знание являются наиболее актуальными и значимыми для человека, в силу уникальности данного феномена, а также потому, что педагогическая деятельность носит действительно «всепроникающий» характер. Особенная значимость педагогического знания состоит в единстве познавательного и ценностного аспектов в педагогическом образовании. По мнению А.С. Роботовой, педагогическое знание в образовательной педагогической среде не должно носить ценностную нейтральность в познании педагогических фактов, процессов, явлений, отношений и событий [1].

Именно поэтому представляются такими важными стремления педагогов искать новые возможности воспитания и личностного отношения к знаниям. Все это позволяет активизировать их субъектную позицию в образовании, воспитывать положительные мотивы учебно-познавательной деятельности, организовать процесс обучения как личностно значимый. В связи с вышеизло-

женным, мы настоятельно рекомендуем педагогам концепцию А.С. Роботовой, которую полностью разделяем.

Если говорить о преподавании гуманитарных дисциплин в школах и вузах, мы можем констатировать тот факт, что в обучении не используется потенциал культурно-художественного пласта русской литературы, который обогатил бы содержательную сторону педагогических знаний, усилил ценностную сторону учебного процесса. Этому, безусловно, способствует гуманитарная культура педагога, концепция художественно-образного познания педагогической действительности (А.С. Роботова) средствами литературы, создание условий и использование методов, приемов и средств, которые развивают интерес к гуманитарным дисциплинам на основе ценностного отношения к педагогике и педагогическому знанию. Гуманитарная культура педагога проявляется в осознании педагогом глубокой духовной сущности процессов становления человека, процессов воспитания и обучения, в способности задавать вопросы самому себе, самостоятельно искать на них ответы.

Проблема гуманитарного знания в образовательной среде многопланова, мы остановимся лишь на одном из аспектов - использовании литературных произведений, рассмотрим познавательную силу и возможности художественной литературы, которые обусловлены природой

MAGISTER, 2022, №2 | 21

художественного текста и художественного образа.

Как известно, познавательная ценность литературы, специфика художественного образа раскрыта Л.С. Выготским в «Психологии искусства» («чудо искусства», связанное с возможностью нести в себе «нечто претворяющее, преодолевающее обыкновенное чувство»). Познавательная ценность литературы рассмотрена в огромном круге научных источников. Общеизвестна также особая роль литературы в развитии общественного сознания и в жизни человека.

Творчество русских писателей наглядно свидетельствует о том, что именно в их произведениях отражены вопросы воспитания, смысла жизни, добра и зла, преступления и наказания. Истинный художник слова всегда подает педагогические идеи через художественный образ, через художественную ткань произведений: их мы обнаруживаем в особенностях сюжетосло-жения, художественных конфликтов, в перипетиях отношений между персонажами, в истории развития характеров героев, в их душевных переживаниях.

В педагогическом плане важно обратиться к таким произведениям, которые раскрывают взаимоотношения педагога и

Истинный художник слова всегда подает педагогические идеи через художественный образ, через художественную ткань произведений

Художественный текст дает

сиях обсуждаются вопросы: как приобщить ученика к чтению, какими видами чтения должен владеть ученик (грамотным, просмотровым, смысловым, творческим и т.д.), что ученик должен читать, кто его научит читать?

Анализ исследований, посвященных проблемам чтения школьников и студентов, показал общее снижение уровня читательской активности, обеднение индивидуального речевого опыта школьников, низкий уровень общих читательских навыков, уменьшение доли чтения в досуговой деятельности школьников, утрату традиций семейного чтения, преобладание прагматических мотивов чтения или выбор легкого чтения. [2].

Общественные суждения о процессе чтения столь полярны, что, с одной стороны, сложилось твердое убеждение кризиса читательской культуры, с другой - что утверждаются новые модели чтения в современных условиях информационного общества. Чтение становится не только средством вхождения человека в культуру, но и серьезным фактором его личной успешности в различных сферах жизнедеятельности.

Тысячи учителей и сегодня, сохраняя национальные традиции в приобщении к чтению, видят главную задачу литературы в

ученика, особенности возможность раскрыть педагогическую наполнении духовной

поведения, педагогиче- деятельность многосторонне, ярко, жизни человека граж-ские формы общения, выразительно данскими идеалами, в

речь, индивидуальное мастерство, уникальные педагогические

приемы, творческие педагогические решения и способы разрешения нестандартных педагогических ситуаций.

Художественный текст дает возможность раскрыть педагогическую деятельность многосторонне, ярко, выразительно. Понимая эту уникальную способность художественной литературы на страницах педагогических журналов в острых дискус-

выразительно

воспитании и распространении нравственного чувства вместе с идеей человечности, идеей такой любви к родине, которую мы называем патриотизмом. В этом общественная значимость предмета, с утратой которого неминуема духовная катастрофа страны.

В беседах с педагогами разных образовательных организаций о том, как они понимают свою главную задачу обучения, мы отметили, что у них отсутствуют целостность

22 | MAGISTER, 2022, №2

и полнота взглядов на цели читательском подготовки школьников. Учителя слабо ориентируются в методических, педагогических, библиографических, информационных и цифровых средствах приобщения к чтению, им мало известна современная, в том числе, детская литература.

Непонимание учителем сути процесса обучения чтению ведет к тому, что с младшими школьниками оно сводится в лучшем случае к овладению механизмом чтения и к отработке навыков грамотного или смыслового чтения. К сожалению, данная стратегия сохраняется и дальше, на всех ступенях образования. Эти факты заставляют искать причину происходящего.

Среди массы причин немаловажна и следующая: педагогическая система, ориентированная на огромное количество отчетных документов, занятость учителя не дают ему возможности посещать библиотеку, читать необходимую литературу. Пример из реальной практики: учитель на уроке рассказывает об авторе, не прочитав ни одного его произведения, пользуясь только методической разработкой урока.

Живя в информационном обществе нам необходимо выработать такие стратегии и эффективные модели обучения чтению, чтобы ученики сами захотели читать настоящую литературу. Обращение к «произведениям литературы и искусства, к лучшим образцам отечественной и мировой культуры» является основой формирования базовых национальных ценностей [3].

Однако, пока учащиеся читают «свою литературу», а не программные произведения, которые изучаются в школе. Там, где ученики все-таки читают, - огромная личная заслуга учителя-словесника. Глубоко убеждены, что читать литературу по-настоящему научит только школа и учитель литературы совместно с библиотекарем-педагогом.

Живя в информационном обществе нам необходимо выработать такие стратегии и эффективные модели обучения чтению, чтобы ученики сами захотели читать настоящую литературу

К сожалению, методика как наука в настоящее время сдает свои позиции в приоритете работы по воспитанию, вопросы развития читателя, читательской культуры сошли на нет в системе образования и повышения квалификации учителей-словесников.

Проблему чтения художественной литературы мы преодолеем лишь тогда, когда учитель сам приобщится к культуре в широком смысле этого слова, к культуре знания, мысли и диалога, к гуманитарной культуре в целом. Можно изменить программы, наполнить иным содержанием учебники, но, если учитель сам не будет читать, если он духовно, эстетически не развит, он не сможет приобщить своих учеников к чтению, даже если вооружится самыми лучшими методиками и технологиями проведения урока.

Между тем, чтобы верно оценить проблемы чтения и обратиться к наиболее эффективным его моделям, необходимо определить, что есть чтение, его природу и особенности. Размышляя о деятельности учителя и его способностей в понимании и работе с текстом, нам следует обратить внимание на опыт зарубежной школы. Так, в Китае мощную поддержку получила инициатива развития чтения через выразительное чтение родителей. Создается ситуативная модель семейного чтения, возрождение которого необходимо особенно сейчас. В Шанхае популярны методики В.П. Острогорского, В. Я Стоюнина, В.В. Данилова и других наших лучших методистов-словесников по развитию семейного и выразительного чтения детей и детям. Широкое распространение в последние годы среди нашего учительства получили «сингапурские» методики, которые есть ничто иное, как методики развития медленного и вдумчивого чтения, разработанные советской методикой в 20-е годы XX века («Методика тихого чтения» К.Б. Бархина) [4].

М^^ТЕ^ 2022, №2 | 23

В настоящее время в работе преподавателей-словесников отмечен интенсивный поиск новых эффективных путей приобщения к чтению современных учащихся. Это и школьные спецкурсы по современной зарубежной литературе, внеклассные и внешкольные мероприятия по пропаганде чтения, кольники ищут партнеров по общению в социальных сетях, в которых они свободно, независимо, самостоятельно выражают свои мысли и чувства, пишут «фанфики», стихи, рассказы. Творчески работающие учителя активно используют Интернет для внеклассных мероприятий по литературе «нон фикшн».

Однако педагогическое внимание к проблемам чтения, как правило, проявляется в попытках модернизации литературного образования, в разработке учебников нового поколения, совершенствовании форм обучения чтению на начальном этапе образования, имеются отдельные инновации по использованию образовательного потенциала различных школьных предметов. При этом в образовательной практике современной школы отсутствует понимание необходимости приобщения к чтению как общепедагогической задачи, недооценивается возможность межпредметной интеграции, а также ресурс воспитательной деятельности школы и дополнительного образования (Т.Г.Галактионова).

Имеющийся позитивный опыт библиотечного сообщества также недостаточно востребован в системе школьного образования. Оригинальные, нестандартные формы работы издательств и книжных магазинов в большинстве случаев носят локальный, эпизодический характер и не имеют выраженной педагогической направленности. Стоит упомянуть, что в Пе-

Позитивный опыт библиотечного сообщества также недостаточно востребован в системе школьного образования

Необходима целенаправленная работа и сотрудничество учителя литературы, школьного библиотекаря, родителей по продвижению чтения среди школьников

тербурге библиотеки ведут большую работу по продвижению книги среди молодежи, в период белых ночей регулярно проводят библионочи, публичные литературные вечера в библиотеках и вузах, книжные аллеи [5].

Исходя из вышесказанного, заметим, что в школе необходим треугольник взаимодействия, когда Учитель -Ученик - Библиотекарь, взаимодействуя друг с другом, создают творческое пространство чтения, восприятия и понимания текста учеником.

Необходима целенаправленная работа и сотрудничество учителя литературы, школьного библиотекаря, родителей по продвижению чтения среди школьников, грамотное обучение чтению и руководство чтением, которое осуществляют совместно учитель-словесник и библиотекарь. Владение новыми технологиями в развитии интереса к чтению, восприятию и пониманию художественной литературы должны привести ученика к осознанному желанию прочитать книгу и поделиться радостью узнавания нового и эмоционального потрясения от прочитанного.

Позитивные тенденции, такие как расширение информационного пространства, в котором чтение переходит на новый уровень качества и позволяет свободно ориентироваться в динамике и многообразии мультимедийных информационных потоков. Активное освоение электронных текстов, выход за рамки традиционного обучения чтению и общих подходов к литературному образованию, в приобщении подрастающего поколения к ценностям культуры чтения. Педагоги рассматривают чтение как самостоятельный учебный предмет, где используются методы творческого чтения, творческие приемы работы с текстом, - все

24 | MAGISTER, 2022, №2

ЛАБОРАТОРИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЯ

это выступает показателем уровня гуманитарной культуры педагога, грамотности, навыков чтения, способом самообразования и инструментом воспитания.

Список источников:

1. Роботова А.С. Гуманитарный текст в педагогическом познании и преподавании педагогики: Научно-методическое пособие. - Спб.: ООО «Книжный дом», 2008. - 224 с.

2. Галактионова Т.Г. Чтение школьников как социально-педагогический феномен открытого образования [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://clck.ru/sJiU4 (26.05.2022)

3. Данилюк А. Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: проект/ А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. Рос. акад. образования. М.: Просвещение, 2009.

4. Коновалова, Л. И. Развитие эффективных моделей чтения в творческом диалоге (учитель - ученик - библиотекарь) / Л. И. Коновалова, Л. А. Семенова, Т. С. Кривая // Проблемы современного педагогического образования. - 2018. - № 61-3. -С. 123-127.

5. Тихомирова И.И. Добру откроем сердце: школа развивающего чтения: (читаем, размышляем, выражаем в слове): методическое пособие для руководителей детского чтения, снабженное

текстами литературных произведений для обсуждения с подростками / И. И. Тихомирова. - Москва: РШБА, 2014. - 342 с.

List of sources:

1. Robotova A.S. Humanitarian text in pedagogical cognition and teaching of pedagogy: Scientific and methodological manual. - St. Petersburg: LLC "Book House", 2008. - 224 p.

2. Galaktionova T.G. Reading of schoolchildren as a socio-pedagogical phenomenon of open education [Electronic resource] // Access mode: https://clck.ru/ sJiU4 (05/26/2022)

3. Danilyuk A. Ya. The concept of spiritual and moral development and upbringing of the personality of a citizen of Russia in the field of general education: project / A. Ya. Danilyuk, A.M. Kondakov, V. A. Tishkov. Russian Academy of Sciences. Moscow: Prosveshchenie, 2009.

4. Konovalova, L. I. Development of effective reading models in creative dialogue (teacher - student

- librarian) / L. I. Konovalova, L. A. Semenova, T. S. Krivaya // Problems of modern pedagogical education.

- 2018. - No. 61-3. - pp. 123-127.

5. Tikhomirova I.I. Let's open our hearts to goodness: the school of developing reading: (we read, reflect, express in a word): methodical manual for the heads of children's reading, equipped with texts of literary works for discussion with teenagers / I. I. Tikhomirova. - Moscow: RSHBA, 2014. - 342 p.

MAGISTER, 2022, №2 | 25

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.