ЛАБОРАТОРИЯ ИССЛЕДОВАТЕ
УДК 372.8
9
Россия, Санкт-Петербург St. Petersburg, Russia
ГУМАНИТАРНАЯ КУЛЬТУРА ПЕДАГОГА, ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА И ПРОБЛЕМА ЧТЕНИЯ: ТРАЕКТОРИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
Коновалова Людмила Ивановна,
д.пед.н., профессор, научный редактор журнала «Magister» konovalovali@mail.ru
Измайлова Елизавета Алихановна,
к.пед.н., главный редактор журнала «Magister» liza_izmailova@mail.ru
Ключевые слова: образовательная среда, «Magister» - 2022. - №2 - с.20-25. - [Элек-
гуманитарное знание, педагогическое знание, тронный ресурс]. URL: http://magister-
гуманитарная культура педагога, литератур- spb.ru/(01.07.2022). ное чтение, художественная литература.
Konovalova Lyudmila Ivanovna,
Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Scientific editor, konovalovali@mail.ru
Izmaylova Elizaveta Alikhanovna,
Ph.D. of Pedagogical Sciences,
Editor-in-chief,
liza_izmailova@mail.ru
THE HUMANITARIAN CULTURE OF A TEACHER, THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT AND THE PROBLEM OF READING: TRAJECTORIES OF INTERACTION
Abstract: The article examines the modern educational environment, which provides for interaction with the humanitarian knowledge and humanitarian culture of the teacher.In the
Аннотация: В статье рассмотрена современная образовательная среда, которая предусматривает взаимодействие с гуманитарным знанием и гуманитарной культурой педагога.В контексте заявленной взаимосвязи рассматривается актуальность и необходимость разработки эффективных стратегий и моделей обучения чтению в школе.
Для цитирования: Коновалова Л.И., Измайлова Е.А. Гуманитарная культура педагога, образовательная среда и проблема чтения: траектории взаимодействия // Научно-практический журнал
Дата поступления: 13.05.2022 Прошла рецензирование: 21.05.2022 Дата публикации: 30.06.2022
20 | MAGISTER, 2022, №2
context of the stated relationship, the relevance and necessity of developing effective strategies and models for teaching reading at school are considered.
Keywords: educational environment, humanitarian knowledge, pedagogical knowledge, humanitarian culture of a teacher, literary reading, fiction.
Received: 13 May 2022 Reviewed: 21 May 2022 Date of publication: 30 June 2022 For citation: Konovalova L.I., Izmaylova E.A. The humanitarian culture of a teacher, the educational environment and the problem of reading: trajectories of interaction // Scientific and practical journal «Magister» - 2022. - №2. - p.20-25 - [Electronic resource]. URL: http:// magister-spb.ru/ (07/01/2022).
Современная образовательная среда предполагает не только наличие знаний, компетентности и интеллекта обучаемого, но и культуры (субкультуры): культуры деятельности, культуры отношений, этики. Кроме того, необходимо сформированное современное мировоззрение, культура социально-правовых норм и норм морали, бережное отношение к нравственным ценностям. Все это означает необходимость развития духовного начала у обучаемого.
Педагогическая образовательная среда и педагогическое знание являются наиболее актуальными и значимыми для человека, в силу уникальности данного феномена, а также потому, что педагогическая деятельность носит действительно «всепроникающий» характер. Особенная значимость педагогического знания состоит в единстве познавательного и ценностного аспектов в педагогическом образовании. По мнению А.С. Роботовой, педагогическое знание в образовательной педагогической среде не должно носить ценностную нейтральность в познании педагогических фактов, процессов, явлений, отношений и событий [1].
Именно поэтому представляются такими важными стремления педагогов искать новые возможности воспитания и личностного отношения к знаниям. Все это позволяет активизировать их субъектную позицию в образовании, воспитывать положительные мотивы учебно-познавательной деятельности, организовать процесс обучения как личностно значимый. В связи с вышеизло-
женным, мы настоятельно рекомендуем педагогам концепцию А.С. Роботовой, которую полностью разделяем.
Если говорить о преподавании гуманитарных дисциплин в школах и вузах, мы можем констатировать тот факт, что в обучении не используется потенциал культурно-художественного пласта русской литературы, который обогатил бы содержательную сторону педагогических знаний, усилил ценностную сторону учебного процесса. Этому, безусловно, способствует гуманитарная культура педагога, концепция художественно-образного познания педагогической действительности (А.С. Роботова) средствами литературы, создание условий и использование методов, приемов и средств, которые развивают интерес к гуманитарным дисциплинам на основе ценностного отношения к педагогике и педагогическому знанию. Гуманитарная культура педагога проявляется в осознании педагогом глубокой духовной сущности процессов становления человека, процессов воспитания и обучения, в способности задавать вопросы самому себе, самостоятельно искать на них ответы.
Проблема гуманитарного знания в образовательной среде многопланова, мы остановимся лишь на одном из аспектов - использовании литературных произведений, рассмотрим познавательную силу и возможности художественной литературы, которые обусловлены природой
MAGISTER, 2022, №2 | 21
художественного текста и художественного образа.
Как известно, познавательная ценность литературы, специфика художественного образа раскрыта Л.С. Выготским в «Психологии искусства» («чудо искусства», связанное с возможностью нести в себе «нечто претворяющее, преодолевающее обыкновенное чувство»). Познавательная ценность литературы рассмотрена в огромном круге научных источников. Общеизвестна также особая роль литературы в развитии общественного сознания и в жизни человека.
Творчество русских писателей наглядно свидетельствует о том, что именно в их произведениях отражены вопросы воспитания, смысла жизни, добра и зла, преступления и наказания. Истинный художник слова всегда подает педагогические идеи через художественный образ, через художественную ткань произведений: их мы обнаруживаем в особенностях сюжетосло-жения, художественных конфликтов, в перипетиях отношений между персонажами, в истории развития характеров героев, в их душевных переживаниях.
В педагогическом плане важно обратиться к таким произведениям, которые раскрывают взаимоотношения педагога и
Истинный художник слова всегда подает педагогические идеи через художественный образ, через художественную ткань произведений
Художественный текст дает
сиях обсуждаются вопросы: как приобщить ученика к чтению, какими видами чтения должен владеть ученик (грамотным, просмотровым, смысловым, творческим и т.д.), что ученик должен читать, кто его научит читать?
Анализ исследований, посвященных проблемам чтения школьников и студентов, показал общее снижение уровня читательской активности, обеднение индивидуального речевого опыта школьников, низкий уровень общих читательских навыков, уменьшение доли чтения в досуговой деятельности школьников, утрату традиций семейного чтения, преобладание прагматических мотивов чтения или выбор легкого чтения. [2].
Общественные суждения о процессе чтения столь полярны, что, с одной стороны, сложилось твердое убеждение кризиса читательской культуры, с другой - что утверждаются новые модели чтения в современных условиях информационного общества. Чтение становится не только средством вхождения человека в культуру, но и серьезным фактором его личной успешности в различных сферах жизнедеятельности.
Тысячи учителей и сегодня, сохраняя национальные традиции в приобщении к чтению, видят главную задачу литературы в
ученика, особенности возможность раскрыть педагогическую наполнении духовной
поведения, педагогиче- деятельность многосторонне, ярко, жизни человека граж-ские формы общения, выразительно данскими идеалами, в
речь, индивидуальное мастерство, уникальные педагогические
приемы, творческие педагогические решения и способы разрешения нестандартных педагогических ситуаций.
Художественный текст дает возможность раскрыть педагогическую деятельность многосторонне, ярко, выразительно. Понимая эту уникальную способность художественной литературы на страницах педагогических журналов в острых дискус-
выразительно
воспитании и распространении нравственного чувства вместе с идеей человечности, идеей такой любви к родине, которую мы называем патриотизмом. В этом общественная значимость предмета, с утратой которого неминуема духовная катастрофа страны.
В беседах с педагогами разных образовательных организаций о том, как они понимают свою главную задачу обучения, мы отметили, что у них отсутствуют целостность
22 | MAGISTER, 2022, №2
и полнота взглядов на цели читательском подготовки школьников. Учителя слабо ориентируются в методических, педагогических, библиографических, информационных и цифровых средствах приобщения к чтению, им мало известна современная, в том числе, детская литература.
Непонимание учителем сути процесса обучения чтению ведет к тому, что с младшими школьниками оно сводится в лучшем случае к овладению механизмом чтения и к отработке навыков грамотного или смыслового чтения. К сожалению, данная стратегия сохраняется и дальше, на всех ступенях образования. Эти факты заставляют искать причину происходящего.
Среди массы причин немаловажна и следующая: педагогическая система, ориентированная на огромное количество отчетных документов, занятость учителя не дают ему возможности посещать библиотеку, читать необходимую литературу. Пример из реальной практики: учитель на уроке рассказывает об авторе, не прочитав ни одного его произведения, пользуясь только методической разработкой урока.
Живя в информационном обществе нам необходимо выработать такие стратегии и эффективные модели обучения чтению, чтобы ученики сами захотели читать настоящую литературу. Обращение к «произведениям литературы и искусства, к лучшим образцам отечественной и мировой культуры» является основой формирования базовых национальных ценностей [3].
Однако, пока учащиеся читают «свою литературу», а не программные произведения, которые изучаются в школе. Там, где ученики все-таки читают, - огромная личная заслуга учителя-словесника. Глубоко убеждены, что читать литературу по-настоящему научит только школа и учитель литературы совместно с библиотекарем-педагогом.
Живя в информационном обществе нам необходимо выработать такие стратегии и эффективные модели обучения чтению, чтобы ученики сами захотели читать настоящую литературу
К сожалению, методика как наука в настоящее время сдает свои позиции в приоритете работы по воспитанию, вопросы развития читателя, читательской культуры сошли на нет в системе образования и повышения квалификации учителей-словесников.
Проблему чтения художественной литературы мы преодолеем лишь тогда, когда учитель сам приобщится к культуре в широком смысле этого слова, к культуре знания, мысли и диалога, к гуманитарной культуре в целом. Можно изменить программы, наполнить иным содержанием учебники, но, если учитель сам не будет читать, если он духовно, эстетически не развит, он не сможет приобщить своих учеников к чтению, даже если вооружится самыми лучшими методиками и технологиями проведения урока.
Между тем, чтобы верно оценить проблемы чтения и обратиться к наиболее эффективным его моделям, необходимо определить, что есть чтение, его природу и особенности. Размышляя о деятельности учителя и его способностей в понимании и работе с текстом, нам следует обратить внимание на опыт зарубежной школы. Так, в Китае мощную поддержку получила инициатива развития чтения через выразительное чтение родителей. Создается ситуативная модель семейного чтения, возрождение которого необходимо особенно сейчас. В Шанхае популярны методики В.П. Острогорского, В. Я Стоюнина, В.В. Данилова и других наших лучших методистов-словесников по развитию семейного и выразительного чтения детей и детям. Широкое распространение в последние годы среди нашего учительства получили «сингапурские» методики, которые есть ничто иное, как методики развития медленного и вдумчивого чтения, разработанные советской методикой в 20-е годы XX века («Методика тихого чтения» К.Б. Бархина) [4].
М^^ТЕ^ 2022, №2 | 23
В настоящее время в работе преподавателей-словесников отмечен интенсивный поиск новых эффективных путей приобщения к чтению современных учащихся. Это и школьные спецкурсы по современной зарубежной литературе, внеклассные и внешкольные мероприятия по пропаганде чтения, кольники ищут партнеров по общению в социальных сетях, в которых они свободно, независимо, самостоятельно выражают свои мысли и чувства, пишут «фанфики», стихи, рассказы. Творчески работающие учителя активно используют Интернет для внеклассных мероприятий по литературе «нон фикшн».
Однако педагогическое внимание к проблемам чтения, как правило, проявляется в попытках модернизации литературного образования, в разработке учебников нового поколения, совершенствовании форм обучения чтению на начальном этапе образования, имеются отдельные инновации по использованию образовательного потенциала различных школьных предметов. При этом в образовательной практике современной школы отсутствует понимание необходимости приобщения к чтению как общепедагогической задачи, недооценивается возможность межпредметной интеграции, а также ресурс воспитательной деятельности школы и дополнительного образования (Т.Г.Галактионова).
Имеющийся позитивный опыт библиотечного сообщества также недостаточно востребован в системе школьного образования. Оригинальные, нестандартные формы работы издательств и книжных магазинов в большинстве случаев носят локальный, эпизодический характер и не имеют выраженной педагогической направленности. Стоит упомянуть, что в Пе-
Позитивный опыт библиотечного сообщества также недостаточно востребован в системе школьного образования
Необходима целенаправленная работа и сотрудничество учителя литературы, школьного библиотекаря, родителей по продвижению чтения среди школьников
тербурге библиотеки ведут большую работу по продвижению книги среди молодежи, в период белых ночей регулярно проводят библионочи, публичные литературные вечера в библиотеках и вузах, книжные аллеи [5].
Исходя из вышесказанного, заметим, что в школе необходим треугольник взаимодействия, когда Учитель -Ученик - Библиотекарь, взаимодействуя друг с другом, создают творческое пространство чтения, восприятия и понимания текста учеником.
Необходима целенаправленная работа и сотрудничество учителя литературы, школьного библиотекаря, родителей по продвижению чтения среди школьников, грамотное обучение чтению и руководство чтением, которое осуществляют совместно учитель-словесник и библиотекарь. Владение новыми технологиями в развитии интереса к чтению, восприятию и пониманию художественной литературы должны привести ученика к осознанному желанию прочитать книгу и поделиться радостью узнавания нового и эмоционального потрясения от прочитанного.
Позитивные тенденции, такие как расширение информационного пространства, в котором чтение переходит на новый уровень качества и позволяет свободно ориентироваться в динамике и многообразии мультимедийных информационных потоков. Активное освоение электронных текстов, выход за рамки традиционного обучения чтению и общих подходов к литературному образованию, в приобщении подрастающего поколения к ценностям культуры чтения. Педагоги рассматривают чтение как самостоятельный учебный предмет, где используются методы творческого чтения, творческие приемы работы с текстом, - все
24 | MAGISTER, 2022, №2
ЛАБОРАТОРИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЯ
это выступает показателем уровня гуманитарной культуры педагога, грамотности, навыков чтения, способом самообразования и инструментом воспитания.
Список источников:
1. Роботова А.С. Гуманитарный текст в педагогическом познании и преподавании педагогики: Научно-методическое пособие. - Спб.: ООО «Книжный дом», 2008. - 224 с.
2. Галактионова Т.Г. Чтение школьников как социально-педагогический феномен открытого образования [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://clck.ru/sJiU4 (26.05.2022)
3. Данилюк А. Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: проект/ А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. Рос. акад. образования. М.: Просвещение, 2009.
4. Коновалова, Л. И. Развитие эффективных моделей чтения в творческом диалоге (учитель - ученик - библиотекарь) / Л. И. Коновалова, Л. А. Семенова, Т. С. Кривая // Проблемы современного педагогического образования. - 2018. - № 61-3. -С. 123-127.
5. Тихомирова И.И. Добру откроем сердце: школа развивающего чтения: (читаем, размышляем, выражаем в слове): методическое пособие для руководителей детского чтения, снабженное
текстами литературных произведений для обсуждения с подростками / И. И. Тихомирова. - Москва: РШБА, 2014. - 342 с.
List of sources:
1. Robotova A.S. Humanitarian text in pedagogical cognition and teaching of pedagogy: Scientific and methodological manual. - St. Petersburg: LLC "Book House", 2008. - 224 p.
2. Galaktionova T.G. Reading of schoolchildren as a socio-pedagogical phenomenon of open education [Electronic resource] // Access mode: https://clck.ru/ sJiU4 (05/26/2022)
3. Danilyuk A. Ya. The concept of spiritual and moral development and upbringing of the personality of a citizen of Russia in the field of general education: project / A. Ya. Danilyuk, A.M. Kondakov, V. A. Tishkov. Russian Academy of Sciences. Moscow: Prosveshchenie, 2009.
4. Konovalova, L. I. Development of effective reading models in creative dialogue (teacher - student
- librarian) / L. I. Konovalova, L. A. Semenova, T. S. Krivaya // Problems of modern pedagogical education.
- 2018. - No. 61-3. - pp. 123-127.
5. Tikhomirova I.I. Let's open our hearts to goodness: the school of developing reading: (we read, reflect, express in a word): methodical manual for the heads of children's reading, equipped with texts of literary works for discussion with teenagers / I. I. Tikhomirova. - Moscow: RSHBA, 2014. - 342 p.
MAGISTER, 2022, №2 | 25