Научная статья на тему 'Развитие эффективных моделей чтения в творческом диалоге (учитель - ученик - библиотекарь)'

Развитие эффективных моделей чтения в творческом диалоге (учитель - ученик - библиотекарь) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
357
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧТЕНИЕ / МОДЕЛИ ОБУЧЕНИЯ ЧТЕНИЮ / ПАТРИОТИЗМ / ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ / СЕМЕЙНОЕ ЧТЕНИЕ / READING / MODELS OF TEACHING READING / PATRIOTISM / LITERARY READING / FAMILY READING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Коновалова Людмила Ивановна, Семенова Людмила Анатольевна, Кривая Татьяна Станиславовна

В статье рассмотрена проблема чтения в целом и поиска стратегий и эффективных моделей обучения чтению в современном информационном обществе, в частности. По мнению авторов, сегодня сложилась кризисная ситуация чтения, из самой читаемой страны Россия превратилась в страну, где книга перестала пользоваться популярностью. Что ведет в целом к кризису культуры. Проблема образования при этом это необходимость выработки таких стратегий и эффективных моделей обучения чтению, чтобы ученики захотели читать настоящую литературу. Опасность создавшейся ситуации, по мнению авторов, состоит, прежде всего, в том, что сами учителя находятся в состоянии непонимания чему и как надо обучать чтению на уроках литературы. Кроме того, школьная система, ориентированная на огромное количество отчетных документов, занятость учителя не дает ему возможности посещать библиотеку, читать необходимую литературу, самые не читающие это учителя. Авторы приходят к выводу, что чтение должно социализироваться, необходимо создать читательскую среду и вернуть чтение в семьи, а, значит, возникает необходимость обучения этому родителей и педагогов. Решением проблемы могут быть и активное освоение электронных текстов, и выход за рамки традиционного обучения чтению и общих подходов к литературному образованию, в приобщении подрастающего поколения к ценностям культуры чтения. Педагоги должны рассматривать чтение как самостоятельный учебный предмет, где используются методы творческого чтения, творческие приемы работы с текстом, которые выступают показателем уровня грамотности, навыков чтения, способом самообразования, инструментом воспитания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Коновалова Людмила Ивановна, Семенова Людмила Анатольевна, Кривая Татьяна Станиславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE DEVELOPMENT OF EFFECTIVE MODELS OF READING IN A CREATIVE DIALOGUE (TEACHER - STUDENT - LIBRARIAN)

The article deals with the problem of reading in General and the search for strategies and effective models of teaching reading in the modern information society, in particular. According to the authors, today there is a crisis situation of reading, from the most readable country Russia has become a country where the book has ceased to be popular. Which leads to a cultural crisis in General. The problem of education in this case is the need to develop such strategies and effective models of learning to read, so that students want to read real literature. The danger of this situation, according to the authors, is primarily that the teachers themselves are in a state of misunderstanding what and how to teach children in literature lessons. In addition, the school system, focused on a huge number of accounting documents, the employment of the teacher does not give him the opportunity to visit the library, read the necessary literature, the most non reading-teachers. The authors come to the conclusion that reading should be socialized, it is necessary to create a reading environment and return reading to families, and therefore there is a need to teach this to parents and teachers. The solution to the problem can be the active development of electronic texts, and going beyond the traditional teaching of reading and General approaches to literary education, in introducing the younger generation to the values of reading culture. Teachers should consider reading as an independent educational subject, which uses methods of creative reading, creative methods of working with the text, which serve as an indicator of literacy, reading skills, a way of self-education, a tool of education.

Текст научной работы на тему «Развитие эффективных моделей чтения в творческом диалоге (учитель - ученик - библиотекарь)»

Педагогика

УДК 373.016:82

доктор педагогических наук, профессор Коновалова Людмила Ивановна

Санкт-Петербургский военный институт войск национальной гвардии (г. Санкт-Петербург); кандидат педагогических наук, доцент Семенова Людмила Анатольевна ФБГОУ ВО Юго-Западный государственный университет (г. Курск); магистрант Кривая Татьяна Станиславовна

ФБГОУ ВО Юго-Западный государственный университет (г. Курск)

РАЗВИТИЕ ЭФФЕКТИВНЫХ МОДЕЛЕЙ ЧТЕНИЯ В ТВОРЧЕСКОМ ДИАЛОГЕ (УЧИТЕЛЬ - УЧЕНИК - БИБЛИОТЕКАРЬ)

Аннотация. В статье рассмотрена проблема чтения в целом и поиска стратегий и эффективных моделей обучения чтению в современном информационном обществе, в частности. По мнению авторов, сегодня сложилась кризисная ситуация чтения, из самой читаемой страны Россия превратилась в страну, где книга перестала пользоваться популярностью. Что ведет в целом к кризису культуры. Проблема образования при этом - это необходимость выработки таких стратегий и эффективных моделей обучения чтению, чтобы ученики захотели читать настоящую литературу.

Опасность создавшейся ситуации, по мнению авторов, состоит, прежде всего, в том, что сами учителя находятся в состоянии непонимания - чему и как надо обучать чтению на уроках литературы. Кроме того, школьная система, ориентированная на огромное количество отчетных документов, занятость учителя не дает ему возможности посещать библиотеку, читать необходимую литературу, самые не читающие - это учителя.

Авторы приходят к выводу, что чтение должно социализироваться, необходимо создать читательскую среду и вернуть чтение в семьи, а, значит, возникает необходимость обучения этому родителей и педагогов. Решением проблемы могут быть и активное освоение электронных текстов, и выход за рамки традиционного обучения чтению и общих подходов к литературному образованию, в приобщении подрастающего поколения к ценностям культуры чтения. Педагоги должны рассматривать чтение как самостоятельный учебный предмет, где используются методы творческого чтения, творческие приемы работы с текстом, которые выступают показателем уровня грамотности, навыков чтения, способом самообразования, инструментом воспитания.

Ключевые слова: чтение, модели обучения чтению, патриотизм, литературное чтение, семейное чтение.

Annotation. The article deals with the problem of reading in General and the search for strategies and effective models of teaching reading in the modern information society, in particular. According to the authors, today there is a crisis situation of reading, from the most readable country Russia has become a country where the book has ceased to be popular. Which leads to a cultural crisis in General. The problem of education in this case is the need to develop such strategies and effective models of learning to read, so that students want to read real literature.

The danger of this situation, according to the authors, is primarily that the teachers themselves are in a state of misunderstanding what and how to teach children in literature lessons. In addition, the school system, focused on a huge number of accounting documents, the employment of the teacher does not give him the opportunity to visit the library, read the necessary literature, the most non - reading-teachers.

The authors come to the conclusion that reading should be socialized, it is necessary to create a reading environment and return reading to families, and therefore there is a need to teach this to parents and teachers. The solution to the problem can be the active development of electronic texts, and going beyond the traditional teaching of reading and General approaches to literary education, in introducing the younger generation to the values of reading culture. Teachers should consider reading as an independent educational subject, which uses methods of creative reading, creative methods of working with the text, which serve as an indicator of literacy, reading skills, a way of self-education, a tool of education.

Keywords: reading, models of teaching reading, patriotism, literary reading, family reading.

Введение. На страницах педагогических журналов в острых дискуссиях обсуждаются вопросы - как и какими видами чтения должен обладать ученик, что он должен читать, кто его научит читать?

Размышляя о проблемах чтения - нечтения в современном обществе, просмотровом чтении (в лучшем случае) художественных произведений учащимися, или чтении научных текстов студентами колледжей и вузов, изучая аналитические исследования, посвященные проблемам чтения, анализируя нормативные документы ФГОС, Концепции духовно-нравственного воспитания учащихся, различные концепции литературного развития ученика - читателя, мы пришли к убеждению, что чтение, как педагогическое явление, как базовая национальная ценность, нуждается в особо пристальном внимании педагогов школы, колледжей, вузов, библиотекарей, широкой общественности на самом раннем развитии и воспитании, в формировании читательской культуры.

Изложение основного материала статьи. Анализ исследований, посвященных проблемам чтения школьников и студентов, позволил зафиксировать с одной стороны, общее снижение уровня читательской активности, обеднение индивидуального речевого опыта школьников, низкий уровень общих читательских навыков, уменьшение доли чтения в досуговой деятельности школьников, постепенную утрату традиций семейного чтения, преобладание прагматических мотивов чтения или выбор легкого чтения (Т.Г. Галактионова).

Мнения столь полярны, что, с одной стороны в обществе сложилось твердое убеждение кризиса читательской культуры, с другой - что утверждаются новые модели чтения в современных условиях информационного общества. Чтение становится не только средством вхождения человека в культуру, но и серьезным фактором его личной успешности в различных сферах жизнедеятельности.

В истории обучения чтению рассматривались разные виды чтения - филологическое, воспитательное, объяснительное, изящное, критическое, литературное. Школьное чтение на протяжении всей истории преподавания словесности было граждански ценным делом. Оно не отделялось от вопросов общественных, государственных и даже вопросов политических Методическая наука занимается школьным чтением уже третье столетие. Так. в XIX веке блестящие труды В. И. Водовозова, В. Я. Стоюнина, Ц. П. Балталона,

В. П. Шереметевского и других методистов, посвященных проблемам воспитательного, объяснительного, развивающего чтения, тому свидетельство. Ф.И.Буслаев тесно связывал вопрос преподавания русского языка, чтения русской литературы в гимназиях с вопросами о русской национальности, о централизации и сепаратизме.

Тысячи учителей и сегодня, сохраняя национальные традиции в приобщении к чтению, видят главный интерес литературы в наполнении духовной жизни растущего человека гражданскими идеалами, в воспитании и распространении нравственного чувства вместе с идеей человечности, идеей такой любви к родине, которую мы называем патриотизмом. Именно чтение помогает растущему человеку строить жизнь по законам красоты. В этом общественная значимость предмета, с утратой которого неминуема духовная катастрофа страны.

Работа с педагогами разных образовательных организаций привела нас к пониманию того, что, живя в информационном обществе, необходимо выработать такие стратегии и эффективные модели обучения чтению, чтобы ученики сами захотели читать настоящую литературу. Обращение к «произведениям литературы и искусства, к лучшим образцам отечественной и мировой культуры» является основой формирования базовых национальных ценностей1. Однако, пока учащиеся читают «свою литературу», а не программные произведения, которые изучаются в школе. Там, где ученики все-таки читают - огромная личная заслуга учителя-словесника. Глубоко убеждены, что читать литературу по-настоящему научит только школа и учитель литературы совместно с библиотекарем-педагогом. К сожалению, методика как наука в настоящее время сдает свои позиции в приоритете работы по воспитанию и развитию читателя, и учителя литературы обучают в школе просмотровому, стратегиальному, свободному (Свирина Н.М.) смысловому, (Е.С.Романичева) грамотному, цивилизованному,(Сметанникова Н.Н., но только не литературному чтению. Главной проблемой изучения литературы сегодня стало литературное чтение.

Занимаясь дополнительным профессиональным образованием и переподготовкой педагогических кадров, мы пришли к выводу, что в настоящее время вопросы развития читателя, читательской культуры сошли на нет в системе образования и повышения квалификации учителей-словесников.

В беседах с учителями о том, как они понимают свою главную задачу в обучении школьников чтению, было выяснено, что у них отсутствуют целостность и полнота взглядов на цели читательской подготовки школьников. Учителя слабо ориентируются в методических, педагогических, библиографических, информационных, мобильных средствах приобщения к чтению, у них нет навыка пользоваться ими, учителям мало известна современная, в том числе и детская, литература! Непонимание учителем сути процесса обучения чтению ведет к тому, что обучение чтению младших школьников сводится в лучшем случае к овладению механизмом чтения и к отработке навыков грамотного или смыслового чтения. К сожалению, данная стратегия сохраняется и дальше, на всех ступенях образования. Эти факты заставляют искать причину происходящего.

Среди массы причин немаловажна и такая: педагогическая система, ориентированная на огромное количество отчетных документов, занятость учителя не дают ему возможности посещать библиотеку, читать необходимую литературу, самые не читающие - это учителя... Пример из реальной практики: учитель на уроке рассказывает об авторе, не прочитав ни одного его произведения, пользуясь только методической разработкой урока.

Не - чтение художественной литературы мы преодолеем лишь тогда, когда учитель сам приобщится к культуре в широком смысле этого слова, к культуре знания, к культуре мысли, к культуре диалога, культуре чтения. Можно изменить программы, наполнить иным содержанием учебники, но, если учитель сам не будет читать, если он духовно, эстетически не развит, он не сможет приобщить своих учеников к чтению, даже если вооружится самыми лучшими методиками и технологиями проведения урока.

Размышляя о развитии учительских способностей в понимании и работе с текстом, нам следует обратить внимание на опыт зарубежной школы в творческом «переключении» в работе учителя. В Китае мощную поддержку получила инициатива развития чтения через выразительное чтение мам. Создается ситуативная модель семейного чтения, возрождение которого необходимо особенно сейчас. В Шанхае популярны методики В. П. Острогорского, В. Я Стоюнина, В.В. Данилова и других наших лучших методистов-словесников по развитию семейного и выразительного чтения детей и детям. Широкое распространение среди нашего учительства получили « сингапурские» методики, которые есть ничто иное, как методики развития тихого, медленного чтения, вдумчивого чтения, которые были разработаны советской методикой в 20 годы 20 века. ( К.Бархин «Методика тихого чтения»).

В настоящее время среди преподавателей о словесников отмечен интенсивный поиск новых эффективных путей приобщения к чтению современных учащихся. Это и школьные спецкурсы по современной зарубежной литературе, внеклассные и внешкольные мероприятия по пропаганде чтения, кольники ищут партнеров по общению в социальных сетях, в которых они свободно, независимо, самостоятельно выражают свои мысли и чувства, пишут «фанфики», стихи, рассказы. Творчески работающие учителя активно используют Интернет для внеклассных мероприятий по литературе «нон фикшн». Подростки начинают вести дневники, тайные тетради. Появляются особые детские компании (поиски друга, кто может понять), что приводит к возникновению неформальных подростковых сообществ. Союзником образования и чтения в субкультуре молодых людей, особенно в группах учащейся молодежи и иных категорий, ориентированных на образовательную деятельность, книга начинает занимать всё более достойное место.

Однако педагогическое внимание к проблемам чтения, как правило, проявляется в попытках модернизации литературного образования, в разработке учебников нового поколения, совершенствовании форм обучения чтению на начальном этапе образования, имеются отдельные инновации по использованию образовательного потенциала различных школьных предметов. При этом в образовательной практике современной отечественной школы отсутствует понимание необходимости приобщения к чтению как общепедагогической задачи, недооценивается возможность межпредметной интеграции, а также ресурс воспитательной деятельности школы и дополнительного образования (Т.Г.Галактионова). Имеющийся

1 Данилюк А. Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: проект / А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. Рос. акад. образования. М.: Просвещение, 2009

позитивный опыт библиотечного сообщества недостаточно востребован в системе школьного образования. Оригинальные, нестандартные формы работы издательств и книжных магазинов в большинстве случаев носят локальный, эпизодический характер и не имеют выраженной педагогической направленности. В Петербурге библиотеки ( Н.И.Тихомирова) ведут большую работу по продвижению книги среди молодежи, в период белых ночей регулярно проводят библионочи, публичные литературные вечера в библиотеках и вузах, книжные аллеи.

Исходя из вышесказанного, заметим, что в школе необходим треугольник взаимодействия, когда Учитель - Ученик - Библиотекарь взаимодействуя друг с другом создают творческое пространство чтения, восприятия, понимания текста учеником.

Целенаправленная работа и сотрудничество учителя литературы, школьного библиотекаря, родителей по продвижению чтения среди школьников, грамотное обучение чтению и руководство чтением, которое осуществляют совместно учитель-словесник и библиотекарь. Владение новыми технологиями в развитии интереса к чтению, восприятию и пониманию художественной литературы должны привести ученика к осознанному желанию прочитать книгу и поделиться радостью узнавания нового и эмоционального потрясения от прочитанного.

Позитивные тенденции, такие как расширение информационного пространства, в котором чтение переходит на новый уровень качества и позволяет свободно ориентироваться в динамике и многообразии мультимедийных информационных потоков. Активное освоение электронных текстов, выход за рамки традиционного обучения чтению и общих подходов к литературному образованию, в приобщении подрастающего поколения к ценностям культуры чтения. Педагоги рассматривают чтение как самостоятельный учебный предмет, где используются методы творческого чтения, творческие приемы работы с текстом, которые выступают показателем уровня грамотности, навыков чтения, способом самообразования, инструментом воспитания.

Какова необходимость в приобщении к чтению студентов высших учебных заведений, в частности тех, чья профессиональная деятельность не будет связана с книгой, будущих горных инженеров?

Давайте вспомним, например творчество Ивана Антоновича Ефремова, фантаста, его именно так знает большинство людей. Но, на самом деле, он крупный геолог и палеонтолог. Как говорил сам писатель, его литературная деятельность является продолжением научной. Не углубляясь в геологические и палеонтологические открытия Ефремова, которые и сегодня некоторым кажутся революционными, в своих фантастических произведениях, например «Туманность Андромеды», он показывает прилет инопланетян на Землю и ее заселение ими, таким образом, высказывает свою теорию о происхождении жизни на земле.

Ни для кого не секрет, что любимой книгой А.Эйнштейна был роман «Дон Кихот», как подчеркивал сам ученый, она помогает ему думать.

И.П. Павлов опирался на образ телефонной станции как визуализированную модель нервной системы, Д. Пенто использовал образ «стиснутых корней» и т.д. Это наглядные примеры по развитию творческого ассоциативного мышления, которое позволяло создавать новые оригинальные идеи и открытия.

Обратимся к опыту приобщения к искусству слова студентов направления подготовки 21.05.04 Горное дело. В работе над повестью «Фалунские рудники» Э. Гофмана нами был использован прием «чтение с остановками». Студентам было предложено задание - окончить повествование и, поставив себя на место героя, ответить на вопрос: «Если бы вы были героем, как бы вы себя чувствовали? Что бы вы сделали?» представим некоторые из работ учащихся:

Илья Д. «молодой человек сгорал от нетерпения. Он хотел поскорее добыть прекрасный камень и подарить его Улле, чтобы та еще сильнее его полюбила. Он шел в шахте и вдруг его фонарик потух. Элис оказался совсем один в кромешной тьме, в одном из множества тоннелей шахты. Он пытался найти выход, но все его попытки были тщетны. Вдруг в темноте показался тусклый свет. Герой направился в эту сторону. И каково же было его удивление, когда он увидел старика. Тот показал ему выход и Элис отправился к своей возлюбленной».

Иван Д. «на месте героя я не стал бы рисковать своей жизнью из-за жены. Я бы остался в баре и сидел там до самого утра. И в принципе я не стал бы жениться». Сразу же приведем и синквейн этого студента: Горняк

Грязный и потнючий

Роет, ищет и орет

Так каждый день не сможет каждый

Кошмар

Мы не случайно привели здесь сразу два ответа студента. Поскольку это первый опыт подобной работы в данной группе, нам интересно будет наблюдать за студентами и далее, их творческими работами, и мы продолжим наблюдение за становлением их как читателей и будущих специалистов горного дела.

Аня С. «спустившись вниз, Элис нашел драгоценный камень, который так долго искал. Первым делом он решил показать этот камень Улле, но она не захотела его видеть и закрыла перед ним дверь. Она сказала, что ей не нужны богатства, а нужна настоящая любовь».

Руслан Л. « я бы поступил так же, как герой повести: спустился вглубь шахты за драгоценным камнем ради своей возлюбленной».

Артем З. « он спустился в шахту, еле заметные отблески света влекли его все дальше и дальше. Наконец он увидел тот самый камень. Радостный, он стал выбираться на свет божий, уже не сомневаясь, что свадьба состоится. Улла ждала его с нетерпением, но прошла неделя, другая. А его все не было. Она отказывалась верить слухам о том, что Элис, найдя драгоценный камень, исчез из ее жизни навсегда. Никак не могла она смириться с мыслью о том, что он променял любовь на богатство.

И вот наконец через две недели рудокопы обнаружили тело Элиса, заваленное в шахте. Горьким слезами залилась Улла, зачем ей богатство и жизнь без любимого человека. Она так и умерла, не выйдя ни за кого замуж, оставаясь верной своему возлюбленному».

На этапе рефлексии нами был использован прием создания синквейна на тему «горняк». Горняк

Высокий, красивый Стоит, трудится, не ленится Не всем работа та дана

Трудяга Горняк

работающий. Грязный

бурить. Собирать, обогащать

хорошо работают так только единицы

человек

Горняк

чумазый, трудолюбивый

обогащает, работает, трудится

обогащает руду

работник

Горняк

сильный, большой

работает, обогащает, уходит

как он, умеют единицы

мощь

Горняк

трудолюбивый, мускулистый трудится, не ленится, живет не всем работа по плечу труд

Необходимо отметить, что опыт читательской деятельности представлен по результатам работы со студентами первого курса колледжа, выбравшими своей будущей профессией область горных работ и, по словам самих ребят, учась в школе, им не приходилось выполнять задания, подобные тем, которые им были предложены на уроке литературы.

Выводы. Таким образом, проблема чтения учащихся в современной России остра и противоречива. Прежде всего, необходимо вспомнить и вернуть в образовательные организации прекрасный отечественный опыт по приобщению детей к чтению, внедрять и выявлять лучший опыт и по стимулированию чтения педагогическими и библиотечными коллективами школы на уроках и в процессе внеурочной деятельности. Необходим обмен библиотечными и педагогическими технологиями, направленными на повышение уровня читательской компетентности.

1. Чтение должно стать необходимым во всех сферах жизни через следующие направления -социализации личности - воспитания читателя - обучение и тьюторство по чтению - повышение квалификации учителя.

2. Важно создать читательскую среду, где воспитание читателя осуществляется через текст. Посредником в понимании читателем текста, автора должен выступать учитель, который выстраивает отношения между текстом и читателем, автором и читателем, через работу с самим текстом и восприятием его учениками.

5. Развитию чтения в семьях поможет организация лекториев и практикумов для родителей, проведения в библиотечных, образовательных и книготорговых учреждениях мероприятий, предусматривающих совместное участие родителей и детей. В процессе библиотечной работы по поддержке и развитию чтения должно происходить постоянное выявление, описание и распространение новых, нестандартных подходов к стимулированию читательской активности.

6. Наиболее эффективными моделями чтения в современном образовательном пространстве являются: система взаимодействия учителя и ученика, учителя и библиотекаря, учителя и родителей (семейное чтение).

Литература:

1. Галактионова Т.Г. Чтение школьников как социально-педагогический феномен Открытого образования [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://nauka-pedagogika.com/pedagogika-13-00-01/dissertaciya-chtenie-shkolnikov-kak-sotsialno-pedagogicheskiy-fenomen-otkrytogo-obrazovaniya

2. Мелентьева Ю.П. Основные модификации чтения: особенности формирования и бытования // Библиотековедение. - 2013. - №5. - С. 54-62.

3. Свирина Н.М. Свободное чтение с детьми. - СПб.: НПК Омега, 2012. - 160 с.

4. Семенова Л.А., Коновалова Л.И., Преемственность как основа профессиональной подготовки специалистов по горному делу // История Московского горного института: источник патриотического воспитания студентов. Сб. научных статей под ред. В.В. Бокарева. - М.: Горный институт НИТУ МИССиС и Роликс, 2015. - С. 36

5. Семенова Л.А. Актуализация читательского воображения средствами театральных интерпретаций // Современные педагогические технологии в профессиональном образовании. Опыт педагогов-новаторов НПО и СПО г. Курска и Курской области. - Курск, 2011. - С. 96-99

6. Семенова Л.А., Коновалова Л.И. Актуализация читательского воображения учащихся посредством поэзии Н. Рубцова // Известия ЮЗГУ. Серия Лингвистика и педагогика. 2012. - №2. - С. 218-220

7. Семенова Л.А., Коновалова Л.И. Историко-диахронический анализ и современное состояние гуманитарной подготовки специалистов горного дела [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http// www.articulus-info.ru

8. Сметанникова Н.Н. Учиться читать, чтобы учиться, читая. [Электронный ресурс] // Недетские проблемы детского чтения: сборник статей. - Режим доступа: http://www.ekimovka-x.ru/files/sociolog/chudinova_nedetskiye_ problem.pdf

9. Тихомирова И.И. Добру откроем сердце: школа развивающего чтения. М., РШБА, 2014

10. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.liceum4.ru/fgos/fgos-2-pokoleniya-osnovnogo-obschego-obrazovaniya.html

Педагогика

УДК 378

преподаватель колледжа Коновалова Вера Михайловна

ФГБОУ ВО «Гжельский государственный университет» (п. Электроизолятор)

СВЯЗЬ ВУЗОВСКОЙ НАУКИ И ПРОИЗВОДСТВА (НА ПРИМЕРЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ОТДЕЛЕНИЯ КОЛЛЕДЖА ГЖЕЛЬСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО

УНИВЕРСИТЕТА)

Аннотация. В статье раскрываются теоретические и практические аспекты создания интегрированной учебно-производственной среды на основе социального партнерства технического колледжа и предприятий заказчиков кадров.

Ключевые слова: интеграция образования, науки и производства, интегрированная учебно-производственная среда, технический колледж, социальное партнерство, трудоустройство, преемственность, модель, модернизация, кластерный подход, кластеры.

Annotation. The article reveals the theoretical and practical aspects of the establishment of an integrated training and production Wednesday based on social partnership technical college and enterprise customers training.

Keywords: integration of education, science and production, integrated training and production Wednesday, a technical college, social partnership, employment continuity model, modernization, the cluster approach, clusters.

Введение. С начала 2000-х годов в отечественном научном сообществе актуальным является вопрос о путях интеграции науки и образования в России. При этом острая необходимость сокращения разрыва между наукой и образованием, оказывающего крайне негативное влияние на сферы науки и образования, и на отечественную экономику в целом. Актуальность данной проблемы признается на государственном уровне, что выражается во всяческой поддержке интеграции науки и производства, в активно создаваемых и возрождаемых во всей стране образовательных кластерах.

В научных, образовательных и политических кругах обсуждаются вопросы снятия институциональных барьеров между наукой и образованием, совершенствования законодательства, развития налоговых механизмов стимулирования интеграционного взаимодействия и т.д.

При этом многие учёные всё чаще высказываются об изучении и активном использовании опыта передовых стран, в частности США, где центром научно-исследовательской деятельности традиционно являются университеты [7]. Однако более распространена точка зрения, согласно которой научный потенциал российских университетов значительно уступает потенциалу академических институтов, поэтому передача академических институтов в структуру университетов, а также включение в состав РАН государственных университетов не являются целесообразным [7]. Вместо этого предлагается: активно развивать уже существующие формы интеграции, подводя их под соответствующую правовую базу; вводить новые прогрессивные формы интеграции; наращивать научный потенциал вузов. Данные шаги будут способствовать повышению эффективности интеграции вузовской науки в НИС. Как отмечается в работе заместителя директора Пензенского колледжа управления и промышленных технологий им. Е.Д. Басулина В.В. Землянского «Приоритетные задачи модернизации профессионального образования определяются необходимостью приведения содержания и технологий подготовки высококвалифицированных рабочих и специалистов среднего звена в соответствие с современными достижениями науки, техники, производства, инновационного развития экономики, а также потребностями общества и самой личности в высоком уровне социально-профессиональной мобильности и профессиональной компетентности» [1, с. 1]. Как видим, современные исследователи поднимают проблемы взаимосвязи науки и производства. Особенно актуальным в современных условиях становится вопрос о подготовке и трудоустройстве кадров технического профиля.

Изложение основного материала статьи. Чтобы изучить опыт реализации взаимодействия вузовской науки и производства в современных условиях, обратимся к публикациям исследователей.

Из работы Л.А. Тумма старшего преподавателя кафедры информационных и технических систем Лесосибирского филиала Сибирского государственного технологического университета, мы видим, что «кардинальным решением проблем, связанных с повышением эффективности интеграции образовательной и производственной сферы является организация образовательных кластеров, обеспечивающих реальное решение важнейшей задачи профессиональной подготовки - индивидуально творческую подготовку рабочего в условиях реального производственного процесса» [6, с. 2]. Читая работу далее, можно видеть, что результатами опытно-экспериментальной работы, направленной на реализацию и организацию деятельности образовательного кластера стали: создание, совместно с работодателями аттестационной комиссии оценки качества подготовки выпускника; разработка видов заданий для государственной итоговой аттестации с учетом специфики работы предприятия; успешное прохождение учреждением аккредитации, что обеспечило 100% трудоустройство выпускников. К чему мы и стремимся.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Изучив материалы по истории развития колледжа ГГУ [3, c. 19-21], мы видим, что раньше подготовка рабочих и специалистов осуществлялась в подавляющем большинстве с учетом потребностей крупных предприятий, и каждый выпускник заранее знал, где и кем он будет работать. Сегодня уже практически невозможно заранее определить сферу деятельности выпускника колледжа. Скорее, он окажется не на крупном, а на малом предприятии, в кооперативе, на частной фирме. Но, кроме того, из-за складывающихся приоритетов развития рыночной экономики, он пойдет не в промышленность, а в сферу обслуживания.

Основная задача образовательных учреждений среднего профессионального образования - подготовка рабочих кадров и специалистов, отвечающих запросам регионального и отраслевого рынков труда. Поэтому в настоящее время, нам необходимо на базе колледжа Гжельского государственного университета и близлежащих керамических предприятий возобновить и усовершенствовать практику социального партнерства, которая и реализуется сегодня на базе образовательных кластеров.

Под социальным партнерством, нами понимается, особый тип взаимодействия образовательных учреждений со всеми субъектами рынками труда, территориальными органами управления, его институтами, учреждениями социума, общественными организациями, которые нацелены на максимальное согласование и реализацию интересов всех участников этого процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.