Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ИНТЕРЕСА К ЧТЕНИЮ У НИЗКОМОТИВИРОВАННЫХ И СЛАБОЧИТАЮЩИХ ШКОЛЬНИКОВ'

ФОРМИРОВАНИЕ ИНТЕРЕСА К ЧТЕНИЮ У НИЗКОМОТИВИРОВАННЫХ И СЛАБОЧИТАЮЩИХ ШКОЛЬНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
633
138
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРЕС К ЧТЕНИЮ / НИЗКОМОТИВИРОВАННЫЕ И СЛАБОЧИТАЮЩИЕ ШКОЛЬНИКИ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ / ТЕКСТЫ НОВОЙ ПРИРОДЫ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С СЕМЬЕЙ / ИНФОРМАЦИОННО-БИБЛИОТЕЧНЫЙ ЦЕНТР / РЕГИОНАЛЬНАЯ ИННОВАЦИОННАЯ ПЛОЩАДКА / INTEREST IN READING / LOW-MOTIVATED AND LOW-READING SCHOOLCHILDREN / PEDAGOGICAL MECHANISMS / TEXTS OF NEW NATURE / INTERACTION WITH FAMILY / INFORMATION AND LIBRARY CENTER / REGIONAL INNOVATION PLATFORM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Юлдашева Альфира Нургалеевна, Селиванова Елена Анатольевна, Ильясов Динаф Фанильевич

Государственные задачи, поставленные современному образованию, преследуют важную цель - повышение качества современного образования. При этом дети не всегда ориентированы на высокий уровень знаний, предпочитают развлечения чтению. Поэтому педагоги школ стремятся улучшить образовательные результаты школьников, ищут новые решения для повышения интереса к чтению у современных детей. В статье описываются механизмы, направленные на формирование интереса к чтению у низкомотивированных и слабочитающих школьников. Первый механизм связан с повышением компетентности педагогов в аспекте применения новых образовательных технологий. Второй механизм предполагает выстраивание стратегий взаимодействия школы с семьей по развитию культуры семейного чтения. Третий механизм предполагает создание эмоционально и информационно насыщенной среды для ребенка. Данные педагогические механизмы апробированы в реальном образовательном пространстве сельской общеобразовательной школы и показали свою эффективность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Юлдашева Альфира Нургалеевна, Селиванова Елена Анатольевна, Ильясов Динаф Фанильевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CREATING AN INTEREST IN READING AMONG LOW-MOTIVATED AND LOW-READING SCHOOLCHILDREN

The state tasks set to the modern education pursue an important goal - to improve the quality of modern education. However, children are not always focused on a high level of knowledge and prefer entertainment to reading. Therefore, school teachers strive to improve schoolchildren’s educational results and look for new solutions to increase the interest in reading among modern children. The article describes mechanisms aimed at forming an interest in reading among low-motivated and low-reading schoolchildren. The first mechanism is related to increasing the competence of teachers in terms of applying new educational technologies. The second mechanism involves building strategies for interaction between school and family to develop a culture of family reading. The third mechanism involves creating an emotional and informational environment for the child. These pedagogical mechanisms have been tested in the real educational space of the rural secondary school and have shown their effectiveness.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ИНТЕРЕСА К ЧТЕНИЮ У НИЗКОМОТИВИРОВАННЫХ И СЛАБОЧИТАЮЩИХ ШКОЛЬНИКОВ»

Формирование интереса к чтению у низкомотивированных и слабочитающих школьников

Юлдашева Альфира Нургалеевна,

директор, МОУ Аргаяшская СОШ № 2 E-mail: [email protected]

Селиванова Елена Анатольевна,

канд. психол. наук, доц., доц. Челябинского института переподготовки и повышения квалификации работников образования

E-mail: [email protected] Ильясов Динаф Фанильевич,

докт. пед. наук, профессор, заведующий кафедрой педагогики и психологии, Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования E-mail: [email protected]

Государственные задачи, поставленные современному образованию, преследуют важную цель - повышение качества современного образования. При этом дети не всегда ориентированы на высокий уровень знаний, предпочитают развлечения чтению. Поэтому педагоги школ стремятся улучшить образовательные результаты школьников, ищут новые решения для повышения интереса к чтению у современных детей. В статье описываются механизмы, направленные на формирование интереса к чтению у низкомотивированных и слабочитающих школьников. Первый механизм связан с повышением компетентности педагогов в аспекте применения новых образовательных технологий. Второй механизм предполагает выстраивание стратегий взаимодействия школы с семьей по развитию культуры семейного чтения. Третий механизм предполагает создание эмоционально и информационно насыщенной среды для ребенка. Данные педагогические механизмы апробированы в реальном образовательном пространстве сельской общеобразовательной школы и показали свою эффективность.

Ключевые слова: интерес к чтению, низкомотивированные и слабочитающие школьники, педагогичес4кие механизмы, тексты новой природы, взаимодействие с семьей, информационно-библиотечный центр, региональная инновационная площадка.

о с

U

сэ см о см

СП

Введение. Согласно Государственной программе «Развитие образования» Российская Федерация должна улучшать свои рейтинговые показатели в мировом сообществе в сфере образования. Для этого разработан ряд федеральных проектов, которые направлены на повышение профессионализма учителей, создание материально-технической базы в школе и «воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности» ребенка [1]. Поэтому от каждой школы требуется повышение образовательных результатов школьников для попадания нашей страны в десятку лучших стран по качеству общего образования.

Однако такая высокая планка посильна не всем школам, так как в реальном образовательном пространстве только небольшая часть детей показывает отличную успеваемость. Учителя жалуются на то, что современные школьники плохо читают и не проявляют интереса к учебе. Родители отмечают, что дети много времени проводят в виртуальном пространстве за общением и играми, а, не выполняя домашние задания. Поэтому перед учителем возникает множество вопросов: Как повысить уровень знаний школьников? Почему дети не хотят учиться и что с этим делать? Как противостоять самому главному конкуренту учителя -виртуальному пространству? Ответ прост: важно повысить, а в большинстве случаев сформировать у школьников интерес к чтению.

Традиционно чтение для человека выступало одним из важных и надежных источников получения информации об окружающей действительности. Информация размещалась в различной печатной продукции: газеты, журналы, книги. И люди, чтобы повысить свой культурный уровень, узнать новости, получить эстетическое наслаждение много читали. Сегодня ситуация значительно изменилась, уже не обязательно читать, чтоб получить необходимые данные. Можно посмотреть телевизор, послушать радио или найти информацию в сети интернет. Люди стали меньше читать не только книги, но и инструкции к каким-либо товарам и приборам. Гораздо удобнее найти на YouTube видеоролик с видео-инструкцией. Дети, чтобы освоить какие-то навыки, достаточно легко могут посмотреть лайф-хак в сети интернет. Кроме того, большинство из них хотят в будущем стать блогерами, которым как многим представляется не обязательно отличаться глубокими научными знаниями. Все это приводит к тому, что у детей отмечается критически низкий интерес к чтению. Неуклонно растет число низкомотивированных и слабочитающих школьников.

Цель статьи - описать механизмы формирования интереса к чтению у низкомотивированных и слабочитающих школьников.

Обзор литературы. Для поиска наиболее эффективных инструментов формирования у детей интереса к чтению уместно проанализировать имеющиеся решения, описанные в научной литературе. О.В. Чикишева, рассматривая смысловое чтение как метапредметный результат, утверждает, что основу мотивации чтения составляет система воспитания и образования, а именно школа. Исследователь выделяет важную роль как внешних, так и внутренних факторов для формирования интереса у детей к чтению [2]. Среди внешних факторов называются референтные лица: сверстники и взрослые. К внутренним факторам относятся различные психологические аспекты: возрастные особенности, привычки, увлечения детей.

О.В. Ушакова описывает приемы, которые позволяют младшим школьникам научиться смысловому чтению: «Диалог с автором», «Чтение с остановками», «Чтение с пометками». Также предлагается для формирования у школьников навыков выборочного чтения применять такие приемы как: «Ключевые слова», «Найди ошибку». С целью формирования критического чтения рекомендуется использовать приемы: «Составление кластера», «Тонкие и толстые вопросы» [3]. Кроме того, в исследовании описывается опыт использования диска Google, анкетирования школьников, работы с презентациями и таблицами при формировании навыков рефлексивного чтения.

О.Б. Пяткова предлагает приемы для развития смыслового чтения школьников подросткового возраста: «Составление плана и тезисов», «Своя опора», «Инсерт», «Выделение ключевых слов», «Дерево решений», «Синквейн», «Ромашка Блу-ма», «Проверочный лист» [4]. Причем речь идет об уроках естественно-научного, а не гуманитарного цикла. Данные работы четко высвечивают значимость смыслового чтения и необходимость его формирования у детей разного возраста для обеспечения успешности учебной деятельности. Вместе с тем, на наш взгляд, деятельность только учителей будет не в полной мере определять интерес и качество чтения детей, особенно низкомотивированных и слабоуспевающих.

В связи с этим Л.И. Коновалова, Л.А. Семенова, Т.С. Кривая видят ресурсы по продвижению чтения у детей через организацию сотрудничества школы и семьи, в частности речь идет об учителе литературы, педагоге-библиотекаре и родителях обучающихся [5]. Для этого предлагается повышать квалификацию учителей-словесников по направлению «воспитание читателя», «тьюторство по чтению». Также рекомендуется выстраивать работу учителя, выступающего посредником между текстом и читателем, содействовать восприятию текста учеником. Помимо этого отмечается, что важно привлекать родителей к данному процессу и организовывать семейное чтение.

О значимости роли семьи в формировании у детей интереса к чтению говорится и в зарубежных исследованиях. A. Sparks и E. Reese, выяснили, что

у американских детей из малообеспеченных семей совместное чтение родителей с детьми и обсуждение прочитанного влияет не только на интерес к чтению, но и развитие детской грамотности [6].

Исследования болгарских ученых также раскрывают важность родительского чтения с детьми с раннего детства. B. Nikolova, K. Rasheva-Yordanova исследовали мотивацию к чтению у молодых людей и сделали вывод, что только половина опрошенных проявляет выраженный интерес к чтению. Причиной тому называются отсутствие воспитательных стратегий в семье, влияющих на формирование интереса к книге с детства. Ученые заключают, что важно в первую очередь воспитывать у родителей культуру семейного чтения. Для этого рекомендуется создавать культурные образовательные передачи для родителей и детей. Также обосновывается необходимость применения игровых подходов, чтобы сформировать у детей интерес к книгам и чтению (игры с вопросами и ответами, чтение вслух) [7].

Появляется все больше исследований, в которых рекомендуется использовать графические образы, например комиксы для того, чтобы повысить интерес к «букве» и ее понимание через «картинку». Например, I.P.N.W Myartawan и G.A.A. Parianingsih подчеркивают необходимость содействия чтению учащимися младших классов с помощью комиксов [8]. А N.A Mahir, R.M. Ali, K.M. Amin описывают опыт использования газетных комиксов для улучшения чтения и письма среди студентов [9].

Сегодня популярность приобретают тексты новой природы, применяемые в образовании современных школьников. Отмечается, что детям поколения Z сложно воспринимать вербальные линейные тексты, поэтому важно применять «муль-титексты». Т.Е. Беньковская говорит, что «умение использовать комиксы, буктрейлеры и другие «новые» тексты в современном образовании» может значительно обогатить педагогический инструментарий учителя [10].

Вместе с тем, сегодня все чаще говорится не о применении отдельных приемов или технологий, а превращения самой образовательной организации в информационно-библиотечный центр. Разработаны концепции федерального [11] и регионального [12] уровней по развитию школьных информационно-библиотечных центров. Мы считаем, что и сама среда должна ориентировать ребенка на интерес к чтению. Материально-техническое, кадровое, информационное оснащение школы и ее библиотеки как центра чтения также играет большую роль в повышении интереса ребенка к книге.

Итак, значимость чтения для повышения грамотности детей вполне очевидна. Однако множе-

сз о со -а

I=i А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

ство исследователей единогласно отмечают критическое снижение интереса к чтению у современных детей. В связи с этим в науке и практике появляются новые решения, направленные на повышение интереса к чтению у обучающихся разного возраста. Большая роль отводится школе и педагогам, которые могут использовать разные приемы для улучшения качества чтения детей, также высвечивается важная роль семьи, в формировании с раннего возраста у ребенка интереса к книге. Описывается необходимость применения новых технологий, большей наглядности в образовании современных детей.

Результаты. Обзор научной литературы позволил определить три педагогических механизма, направленных на формирование интереса к чтению у низкомотивированных и слабочитающих школьников. Они связаны с: а) повышением компетентности педагогов в аспекте применения новых образовательных технологий; б) выстраиванием стратегий взаимодействия школы с семьей по развитию культуры семейного чтения; в) созданием эмоционально и информационно насыщенной среды для ребенка.

Первый механизм, связан с повышением компетентности педагогов в аспекте применения новых образовательных технологий. Он может осуществляться в различных вариантах. Традиционный вариант - это повышение квалификации в системе дополнительного профессионального образования педагогических работников. На курсах повышения квалификации педагоги-библиотекари, учителя русского языка и литературы, а также другие педагоги должны осваивать межпредметные технологии, к которым относятся, в том числе и тексты новой природы. Второй вариант повышения компетентности педагогов - это использование варианта самообучающейся организации. Педагоги школ могут осуществлять активный процесс обмена знаниями, в котором каждый учитель имеет возможность поделиться своими решениями и получить новые подходы. Уместно создать в школе творческую группу педагогов, которые будут курировать данный процесс и инициировать проведение разных мероприятий. Например, педагогический совет на тему применения возможностей предмета для развития культуры смыслового чтения у школьников. Или организация методических объединений по вопросу создания успешности обучения обучающихся, имеющих низкую мотивацию и проблемы с техникой и навыками чтения. Уместно организовать мастер-классы, практикумы по освоению педагогами образовательных технологий, повышающих интерес к чтению низкомотивированных и слабочитающих обучающихся.

И третий вариант - это самообучение педаго-5 га, используя возможности открытых источников, о в том числе потенциал сетевых педагогических сообществ. Педагоги могут входить в различные S методические сети, где они получат необходимую ¿в информацию от коллег, имеющих сходные задачи.

Либо сами презентуют свои интереснее педагогические решения. Это могут быть объединения федерального и регионального уровня. Здесь можно привести в качестве примера портал «Инновационные проекты и программы», на котором инновационные площадки размещают отчеты о своей деятельности. В качестве другого примера приведем «Сетевое педагогическое сообщество» учителей Челябинской области.

Мы считаем, что именно комплексный подход: курсы повышения квалификации, внутриоргани-зационное обучение и самосовершенствование в профессиональном направлении позволит повысить компетентность педагогов в аспекте применения современных образовательных технологий.

Второй механизм, связанный с формированием интереса к чтению у низкомотивированных и слабочитающих школьников, предполагает выстраивание стратегий взаимодействия школы с семьей по развитию культуры семейного чтения. Педагоги школ сегодня должны проявлять более активную позицию в выстраивании взаимодействия с семьёй. Это важно для повышения воспитательного потенциала родителей и самих педагогов. Если более предметно говорить о развитии интереса к чтению, то необходимо выстраивать различные стратегии с семьями обучающихся. Это могут быть как очные, так и дистанционные формы взаимодействия. В качестве очного формата можно назвать семинары, родительские собрания, открытые уроки для родителей, в которых активного рассматриваются вопросы формирования интереса к чтению у детей. В качестве примера можно назвать обучающий семинар для родителей по теме: «Роль семьи в формировании положительного отношения детей к чтению». Также имеет смысл проводить конкурсы, в частности «Лучший опыт семейного чтения», «Самая дружная читающая семья» и т.п. Родителей учащихся с низкой мотивацией можно привлечь к разработке индивидуальной образовательной траектории для их ребенка. Имеет смысл организовать посещений семей, в которых дети отмечают низкую учебную мотивацию. Важно помочь родителям осознать возможные причины этого и совместно найти способы решения возникающих проблем.

Кроме этого, вполне уместно выстраивать и дистанционные формы взаимодействия с семьей. Один из открытых источников информации о школе и ее деятельности - это школьный сайт. На нем необходимо размещать актуальную информацию для всех участников образовательных отношений. Для родителей можно разработать рекомендации по формированию интереса к чтению у детей по темам: «Как работать над смысловым чтением в семье?», «Игры по формированию читательского опыта», «Копилка родительского опыта». Также взаимодействие с родителями может осуществляться через электронный дневник путем комментариев по успеваемости ребенка и стратегий ее повышения. Данный комплекс ме-

роприятий будет способствовать повышению у родителей культуры семейного чтения.

Третий механизм предполагает создание эмоционально и информационно насыщенной среды для ребенка. Здесь можно говорить о создании на базе школы информационно-библиотечного центра, информационно-насыщенной эмоционально-окрашенной средой для школьников. Информационно-библиотечный центр предполагает кадровую, организационно-методическую, материально-техническую оснащенность. Это новый формат библиотеки, когда вся школа становится современной библиотекой, являющейся пространством детского исследования и творчества. В нем учитывается возрастные особенности детей, индивидуальные потребности. Основная его цель -обеспечение беспрепятственного доступа школьников, учителей, родителей к качественной информации. Такая информация представлена как в печатных изданиях, так и в электронных.

Имеет смысл создать в школе банк об учащихся о низкомотивированных и слабочитающих школьниках. Важно привлекать таких обучающихся к акциям и конкурсам, в которых они могут найти свои скрытые ресурсы, проявить себя в разных ролях. Например, хорошим решением может стать конкурс «Самый читающий класс» или «Лучший популяризаторы чтения». Интересным опытом может стать для школьников участие в акции по бук-кроссингу, здесь используются игровые технологии, связанные с обменом книгами. Вполне очевидно, что интерес часто формируется через игру, а вовлечение в нее ребенка будет повышать его мотивацию к чтению. Школьники сначала могут участвовать в школьных, региональных конкурсах, а потом переходить и на федеральный уровень. Это позволит им повысить уверенность в себе.

Необходимо переориентировать детей с пассивной позиции на активную. Они могут являться не только получателями качественной информации, но и ее создателями. Это главный принцип школьного информационно-библиотечного центра. Важно, чтобы дети, особенно низкомотивированные и слабочитающие участвовали в проектировании текстов новой природы, создавали тематические «облака слов», ребусы, буктрейлеры, комиксы, коллажи, инфографику и пр. Поэтому серьезную роль в этом может сыграть студия проектирования новых текстов, оснащенная современными техническими средствами (проекторы, ноутбуки, МФУ, интерактивный сенсорный стол). Несомненно, что само по себе техническое оснащение не является единственным условием для повышения интереса к чтению у детей. Большую роль играет педагог-библиотекарь и другие учителя, которые должны являться референтными лицам для школьника. Способность найти подход к низкомотивированным и слабочитающим школьникам, увлечь их новым занятием выступает важным условием взаимодействия с детьми. Получая положительные эмоции от коммуникации с педагогами, со сверстниками в процессе проектирова-

ния текстов новой природы дети смогут по-новому посмотреть на книгу и заинтересоваться не только формой, но и содержанием.

Описанные педагогические механизмы: повышение компетентности педагогов в аспекте применения новых образовательных технологий; выстраивание стратегий взаимодействия с семьей по развитию культуры семейного чтения и созданием эмоционально и информационно насыщенной среды для ребенка нашли свою практическую реализацию в МОУ «Аргаяшская СОШ № 2» Арга-яшского района Челябинской области. Эта школа с 2018 года является региональной инновационной площадкой реализующей научно-прикладной проект по развитию культуры смыслового чтения обучающихся. В школе возродили старые и ввели новые традиции, одна из которых десятиминутное чтение в начале каждого урока.

В результате этого проекта сельская школа стала известной не только на уровне региона, но и федерации. Педагоги школ, начиная с уровня получателя информации, вышли на уровень ее распространения. Они проводят вебинары, модульные курсы, семинары для своих коллег из Челябинской области и выходят на уровень сотрудничества с другими регионами. Результатами реализации проекта стало не только повышение профессионализма педагогов в аспекте овладения новыми технологиями, но и повышение родительской вовлеченности в семейное чтение. Самое главное достижение - это наличие устойчивого интереса к чтению у низкомотивированных и слабочитающих школьников. 100% учеников участвуют в различных мероприятиях, инициированных информационно-библиотечным центром (акции, конкурсы, школьные традиции), отмечается положительная динамика в образовательных результатах школьников.

Заключение. Для повышения качества образования важно реанимировать лучшие отечественные традиции повышения культуры чтения среди детей и взрослых. Однако с каждым годом в связи с развитием цифровых технологий растет число детей, отдающих предпочтение «цифре», а не «букве», увеличивается число низкомотивированных и слабочитающих школьников. Поэтому педагоги все чаще задумываются, каким образом можно сформировать у детей интерес к чтению. Анализ научных источников и образовательной практики позволил найти педагогические механизмы, направленные на формирование интереса к чтению у низкомотивированных и слабочитаю-щих школьников. Первый механизм предполагает повышение компетентности педагогов в аспекте применения новых образовательных технологий. Это обеспечивается тремя путями: повышение квалификации педагогов в системе дополнительного профессионального образования педагогических работников, в рамках школы как самообучающейся организации и через самообразование учителей в сетевых педагогических сообществах. Второй педагогический механизм предполагает

сэ о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о т О от

З

и о со

выстраивание стратегий взаимодействия школы с семьей по развитию культуры семейного чтения. Выстраивания очную и виртуальную коммуникацию с родителями детей, характеризующихся низкой мотивацией и слабым чтением, педагоги осваивают адресные стратегии, ориентируя родителей по повышение интереса к чтению у детей. Третий механизм предполагает создание эмоционально и информационно насыщенной среды в образовательной организации для ребенка. Этому способствует информационно-библиотечный центр, специалисты которого используют различные средства привлечения школьников к чтению. Описанные механизмы нашли практическое применение в МОУ «Аргаяшская СОШ № 2», сельской школе Челябинской области. Являясь региональной инновационной площадкой данная школа в приоритете своей деятельности видит развитие культуры смыслового чтения обучающихся. Для этого прививается интерес к чтению не только у способных школьников, но и низкомотивированных и слабочитающих школьников. Действенность предложенных механизмов доказана повышением уровня профессионального мастерства педагогов, усилением родительской вовлеченности в воспитании интереса к чтению у детей и наличием интереса к чтению у школьников, в том числе у низкомотивированных и слабочитающих обучающихся.

Литература

1.

2.

3.

4.

5.

о с

CJ

см о

6.

7.

Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования». - URL: https:// goo.su/1z1h.- (Дата обращения: 28.08.2020). Чикишева О.В. Анализ методов формирования интереса к чтению у младших школьников в условиях учебной деятельности / О.В. Чикишева // Казанский педагогический журнал.-2015.- № 3. - С. 134-138. Ушакова О.В. Смысловое чтение как мета-предметный результат реализации систем-но-деятельностного подхода / О.В. Ушакова // Лингвокультурология.- 2018.- № 12. - С. 230233.

Пяткова О.Б. Формирование стратегий смыслового чтения текстовой информации у обучающихся // Научно-методический электронный журнал «Концепт».- 2017.- № 7. - URL: http:// e-kon-cept. ru/2017/170162. htm.- (Дата обращения: 28.08.2020).

Коновалова Л.И. Развитие эффективных моделей чтения в творческом диалоге (учитель -ученик - библиотекарь) / Л.И. Коновалова, Л.А. Семенова, Т.С. Кривая // Проблемы современного педагогического образования.-2018.- № 61-3. - С. 123-127. Sparks, A., & Reese, E. (2013). From reminiscing to reading: Home contributions to children's developing language and literacy in low-income families. First Language, 33(1), 89-109. Nikolova, B., & Rasheva-Yordanova, K. (2017). An approach to stimulate interest to reading in

children's audiences. ICERI2017 Proceedings, 5651-5656.

8. Myartawan, I. P. N. W., & Parianingsih, G. A. A. (2018). Fostering Junior High School Students' Reading Comprehension of Narrative Texts through the Use of English-Medium Comics. Lingua Scientia, 18(2), 1-24.

9. Mahir, N. A., Ali, R. M., & Amin, K. M. (2016). Using newspaper comic strip to improve reading and writing among muet band 1 & 2 year 1 students of faculty of quran and sunnah studies, university sains islam malaysia (USIM). Journal of Global Business and Social Entrepreneurship, 57-62.

10. Беньковская Т.Е. Тексты «Новой природы» и возможность их использования в литературном образовании современных школьников // Педагогический ИМИДЖ.- 2017.- № 3 (36). -С. 63-70.

11. Приказ Министерства образования и науки РФ от 15 июня 2016 г. N715 «Об утверждении Концепции развития школьных информационно-библиотечных центров». - URL: https://www. garant.ru/products/ipo/prime/doc/71338750/. (Дата обращения: 31.08.2020).

12. Приказ Министерства образования и науки РФ от 15 июня 2016 г. N01/2806 «Об утверждении Концепции функционирования школьных информационно-библиотечных центров в Челябинской области». - URL: https://ipk74. ru/upload/iblock/aba/aba00ef4bbd6b4503878293 24ee98566.pdf. (Дата обращения: 31.08.2020).

CREATING AN INTEREST IN READING AMONG LOW-MOTIVATED AND LOW-READING SCHOOLCHILDREN

Yuldasheva A.N., Selivanova E.A., Ilyasov D.F.

Argayash secondary school No. 2

Chelyabinsk Institute of Retraining and Improvement of Professional Skill of Educators

The state tasks set to the modern education pursue an important goal - to improve the quality of modern education. However, children are not always focused on a high level of knowledge and prefer entertainment to reading. Therefore, school teachers strive to improve schoolchildren's educational results and look for new solutions to increase the interest in reading among modern children. The article describes mechanisms aimed at forming an interest in reading among low-motivated and low-reading schoolchildren. The first mechanism is related to increasing the competence of teachers in terms of applying new educational technologies. The second mechanism involves building strategies for interaction between school and family to develop a culture of family reading. The third mechanism involves creating an emotional and informational environment for the child. These pedagogical mechanisms have been tested in the real educational space of the rural secondary school and have shown their effectiveness.

Keywords: interest in reading, low-motivated and low-reading schoolchildren, pedagogical mechanisms, texts of new nature, interaction with family, information and library center, regional innovation platform.

References

1. State Program of the Russian Federation "Education Development". URL: https://goo.su/1z1h (accessed date: 08/28/2020).

2. Chikisheva O.V. Analysis of methods of formation of interest to reading at younger schoolchildren in the conditions of educational activity, Kazan pedagogical journal, 2015, No. 3, pp. 134-138.

3. Ushakova O.V. Semantic reading as a metaproject result of the system-activity approach realization, Linguoculturology, 2018, No. 12, pp. 230-233.

4. Pyatkova O.B. Formation of strategies of meaningful reading of the text information at the students, Scientific-methodical electronic journal "Concept", 2017, No. 7, URL: http://e-kon-cept. ru/2017/170162. htm. (accessed date: 08/28/2020).

5. Konovalova L. I., Semenova L.A.,. Krivaya T.S Development of effective models of reading in creative dialogue (teacher -pupil - librarian), Problems of modern pedagogical education, 2018, No. 61-3, pp. 123-127.

6. Sparks, A., & Reese, E. From reminiscing to reading: Home contributions to children's developing language and literacy in low-income families. First Language, 2013, 33(1), pp.89-109.

7. Nikolova, B., & Rasheva-Yordanova, K. An approach to stimulate interest to reading in children's audiences. ICERI2017 Proceedings, 2017, pp. 5651-5656.

8. Myartawan, I. P. N. W., & Parianingsih, G. A.A. Fostering Junior High School Students' Reading Comprehension of Narrative Texts through the Use of English-Medium Comics. Lingua Sci-entia, 2018, 18(2), 1-24.

9. Mahir, N. A., Ali, R. M., & Amin, K.M. Using newspaper comic strip to improve reading and writing among muet band 1 & 2 year 1 students of faculty of quran and sunnah studies, university sains islam malaysia (USIM). Journal of Global Business and Social Entrepreneurship, 2016, pp.57-62.

10. Benkovskaya T.E. Texts of "New Nature" and possibility of their use in literary education of modern schoolchildren, Pedagogical image, 2017, No. 3 (36), pp. 63-70.

11. Order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation dated June 15, 2016. N715 "About approval of the Concept of school information and library centers development". URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71338750/ (accessed date: 08/31/2020).

12. Order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation dated June 15, 2016. N01/2806 "About approval of the Concept of school information and library centers in the Chelyabinsk region". - URL: https://ipk74.ru/upload/iblock/aba/ aba00ef4bbd6b450387829324ee98566.pdf (accessed date: 08/31/2020).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.