а
«о
3 а
,5
,5
DOI: 10.25588/CSPU.2018.41..6..010
УДК 372.01 ББК 74.202.5
Д. Ф. Ильясов1, С. В. Олефир2, А. Н. Юлдашева3
1ORCID № 0000-0003-0905-7081 Профессор, доктор педагогических наук, заведующий кафедрой педагогики и психологии, Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования, г. Челябинск, Российская Федерация. E-mail: [email protected]
2ORCID № 0000-0001-9967-8898 Доктор педагогических наук, профессор, Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования, г. Челябинск, Российская Федерация. E-mail: [email protected]
3ORCID № 0000-0003-2928-9517, Директор МОУ «Аргаяшская средняя общеобразовательная школа № 2» Аргаяшского муниципального района, Челябинская область, г. Аргаяш, Российская Федерация. E-mail: [email protected]
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕКСТОВ НОВОЙ ПРИРОДЫ В РАБОТЕ С НИЗКОМОТИВИРОВАННЫМИ И СЛАБОЧИТАЮЩИМИ ШКОЛЬНИКАМИ
Аннотация
Введение. Снижение жизненной ценности чтения, его качества и в це-
§ лом грамотности оказывают негативное влияние на качество образования. ^ Эти явления дополняется проблемами, связанными со слабой концентра-
^ ~ т-»
§ цией внимания, клиповостью мышления подрастающего поколения. В ре-
о зультате данных явлений наблюдается недостаточное овладение навыками и чтения у значительного количества детей с полноценным интеллектом, зре-
нием и слухом, сохранной речью. Целью данной работы является представ-
^ ление теоретических и практических данных по использованию текстов ^ новой природы для преодоления трудностей в обучении чтению учащихся.
Материалы и методы. Основными методами исследования являются анализ научной литературы, посвященной вопросам обучения чтению низ-комативированных и слабочитающих учащихся; реализация идей использования текстов новой природы в учебной и внеурочной деятельности образовательной организации; обобщение практического опыта работы с текстами, представленными в печатном и электронном виде.
Результаты. Выделены свойства текстов новой природы, соответствующие клиповому мышлению учащихся: сжатый объем текста при повышенной информационной нагрузке; дублирование различных знаковых систем; элементы интерактивности и обратной связи. Эти особенности текстов позволяют развивать внимание, речь, мышление учащихся, необходимые для освоения сложных процессов чтения. Представлен обзор данных текстов и перечень способов их использования в работе с низкомотивированными и слабочитающими школьниками.
Обсуждение. Авторы ориентируют на использование текстов новой природы, обладающих высоким эмоциональным воздействием на личность школьников и способствующих повышению качества чтения, прежде всего, у низкомотивированных и слабочитающих школьников.
Заключение. Показано, что использование текстов новой природы в работе с низкомотивированными и слабочитающими школьниками позволяет сформировать познавательную у последних активность, умение читать и мыслить, читать и чувствовать, устойчивый интерес к образовательному содержанию текста.
Ключевые слова: тексты новой природы, детское чтение, низкомотивированные школьники, слабочитающие школьники.
Основные положения:
- определены особенности текстов новой природы, соответствующие
Л д а г о г и ч е с
к и
е о с о
е
н
н о
с
3
и
и с
а
ьь
оз о
№
а н
и
№ кс
3 о
№ н
о
№ о
Й р
и р о
д
£ №
р а
о
3 е
с н
о
№ и р о
а н
н
о-
и л
а
ч
ч
и
клиповому мышлению современных школьников; Ю
и
- выделены возрастные психофизиологические характеристики, со-
ответствующие учащимся младшего, среднего и старшего возраста и реко- §
л
мендованные формы работы по совершенствованию качества чтения; ник
- проведен обзор текстов новой природы, которые позволяют сделать
а
«о
3 а
--о
si £
И5
U
ч£ О
SJ ^
л
смысловое чтение доступным и привлекательным для низкомотивированных и слабочитающих школьников.
1. Введение (Introduction)
В современных условиях обостряется противоречие между возможностями доступа к неограниченному объему информации и ограниченными возможностями человека в восприятии и понимании информации с помощью процесса чтения. Быстрое чтение и глубокое понимание текста - важнейшие компетенции, необходимые для успешного обучения, однако в сознании учащихся уменьшается жизненная ценность чтения, снижается его качество и грамотность, что оказывает негативное влияние на качество образования, как подтверждают международные исследования Pisa. Эти негативные явления дополняются проблемами, связанными со слабой концентрацией внимания, клиповостью восприятия и мышления подрастающего поколения. В результате данных явлений недостаточное овладение навыками чтения может наблюдаться у детей с полноценным интеллектом, зрением и слухом, сохранной речью. Такие учащиеся не могут освоить однородный текст с линейной
структурой, например, произведения художественной литературы 1920 века или текст традиционного учебника. Ослабление когнитивных способностей молодого поколения приводит к тому, что углубленное аналитическое чтение подменяется поверхностным просмотром текстов в электронной среде, без осмысления и запоминания прочитанного, без прочных знаний. Поэтому необходимо использовать новые средства и методы обучения чтению и совершенствования читательских навыков, учитывающие возрастные и индивидуальные особенности школьников, в частности, тексты новой природы (ТНП).
Представленные в печатной или электронной среде тексты новой природы обладают рядом свойств, соответствующих клиповому мышлению учащихся: сжатый объем текста при повышенной информационной нагрузке; дублирование различных знаковых систем; элементы интерактивности и обратной связи. Использование ТНП делает чтение привлекательным и увлекательным занятием, позволяет школь-
нику быстро достигнуть необходимой техники чтения и глубокого его понимания.
Данная идея использована при реализации инновационного проекта «Содействие школьникам в освоении стратегий успешного чтения посредством использования текстов новой природы» в МОУ «Аргаяшская средняя общеобразовательная школа № 2» в процессе деятельности в качестве федеральной инновационной площадки (ФЦПРО-2.3-03-04. «Современная школьная библиотека: формирование инфраструктуры чтения»). Особенностью этого проекта стало развитие читательской деятельности на уроках по всем предметным областям, включение в образовательную деятельность текстов новой природы в печатном и электронном виде.
2. Материалы и методы (Materials and methods)
Отметим, что проблема совершенствования качества чтения школьников активно обсуждается в зарубежной научной литературе. Например, Arthur M Glenberg со своими коллегами исследуют способы улучшения детского чтения
посредством воображаемой деятельности. Молодым читателям предлагается в ходе чтения сопоставлять слова с некоторыми объектами, которые эти слова могут представлять. По существу, данный метод включает манипулирование игрушечными предметами, указанными в прочитываемом тексте («сарай», «трактор», «лошадь» и т.п.) для имитации описанных в нем действий [1]. Исследователи убеждены, что правильное манипулирование объектами приводит к наиболее точному сопоставлению и, как следствие, облегчает понимание школьниками смысла и улучшению их памяти.
Carol Vukelich анализирует возможности игровых включений для повышения качества смыслового чтения детей младшего возраста. Исследование осуществлялось на примере ознакомления детей со знаниями в области охраны окружающей среды посредством чтения экологических текстов. Использование игровых включений, обогащенных функциональным опытом взрослых, по мнению автора исследования, становятся важным фактором для увязывания двух
д а г о г и ч е с к и е о с о
бе н
н о с т и и с п §
оз о
в а н и
So
л
кс т
о в н о в о
Ki п
р и р о
д
£ в
р а
бо т
е с н
о
в и р о
ва н
н
о-
и
сл а
боч ч
и т а
S
и
§
он
и ка
а в е
s
а д
,ри
е
и;
U
в,
о с
я
л ^
4
процессов: чтения и обнаружение смысла в прочитанном тексте [2].
Оригинальную программу «восстановления чтения» («reading recovery procedures») предлагает Marie M. Clay. Программа основывается на раннем выявлении у детей трудностей чтения и активно используется в новозеландских школах. Суть ее заключается в раннем вмешательстве учителя в процесс чтения, чтобы предотвратить возможные проблемы и провалы в чтении детей [3].
Scott G. Paris и Evelyn R. Oka предлагают стратегии чтения, основанные на мотивации и метапозна-нии. Им удалось показать, что обогащение процесса чтения мета-когнитивными и мотивационными техниками и способами педагогической работы повышают осведомленность школьников о чтении [4].
David Rabiner изучает зависимость качества чтения от внимательности. Ему удалось установить, что наличие у детей проблем с вниманием с высоком долей вероятности сказываются на появлении проблем в чтении. В его исследование были вовлечены дети, как дошкольного, так и младшего школьного
возраста. Учитывая установленную зависимость, David Rabiner настаивает на необходимости скрининга проблем с вниманием. Такой скрининг позволит помочь выявить детей, которым угрожает опасность некачественного чтения [5].
Carol Hosenfeld осуществляет исследование качества чтения «успешных и безуспешных читателей» («successful and nonsuccessful readers»). Автором установлено позитивное влияние метода «думать вслух» на улучшение читательской деятельности школьников [6].
Lori D. Oczkus предлагает особую технику взаимного обучения, которая основана на четырех стратегиях улучшения понимания текста: прогнозирование, опрос, уточнение и обобщение. Она раскрывает особенности применения данных стратегий в целых классах и определяет возможные трудности, с которыми могут столкнуться учителя в процессе их реализации [7].
Nikki L. Aikens и Oscar Barbarin проводят исследование вклада семейных и школьных контекстов на развитие траекторий детского чтения. Их выводы указывают на то, что множественные семейные и
школьные контексты объединяются и влияют на рост успеваемости младших школьников. Более того, такие контексты помогают объяснить устойчивую связь социально-экономических условий с результатами чтения детей [8].
Российские педагоги, психологи и нейропсихологи, библиотечные специалисты также проводят исследования в области чтения, выделяя факторы, влияющие на успешное чтение и обучение. Результаты междисциплинарных исследований сходны с результатами зарубежных коллег: особенно важна мотивация к чтению и познанию, получение удовольствия от чтения, умение выделять из текста главное и отвечать на вопросы. Тогда чтение становится осмысленным, просыпается интерес к тексту. Но достичь осмысленности чтения возможно только при определенном развитии высших психических функций ребенка: восприятия, мышления, воображения, памяти, внимания, речи. Поэтому необходимо обратить внимание на познавательное развитие ре-
бенка, учитывать критические периоды данного развития и индивидуальные особенности зрительного восприятия, устойчивость внимания, формирование избирательной системы обработки информации, памяти, речи, мышления и т. п. [9].
Психологи отмечают, что у современных детей рано формируется клиповое мышление как результат способности к многозадачности, восприятию различных медиатек-стов: музыки, графических изображений, одновременно с печатным текстом. Результатом такой многозадачности становятся рассеянность и гиперактивность, дефицит внимания и предпочтение визуальных знаков логике линейного тек-ста1. Такие проблемы наиболее характерны для низко мотивированных и слабочитающих детей.
В качестве важнейших процессов, отражающих психофизиологические особенности детей, по мнению Л. С. Выготского, выступают: восприятие, воображение, внимание, память, мышление. Рассматривая своеобразие структуры детского
1 Концепция программы поддержки дет-ского и юношеского чтения в Россий-ской Федерации [Электронный ресурс]. URL: http://legalacts.ru/doc/rasporjazhenie-pravitelstva-rf-ot-03062017-n-1155-r-ob-utverzhdenii (дата обращения: 17.07.18).
Сй
д
а г о г к
4 №
о *
к
№ о о о
№ ж
ж о
о
5 к к о
ж
§
о-о
№ а
ж к
So
№ о
S о
№ ж
о
№ о
Kl р
к р о д
£ №
р а
о
S
№ о
ж
о
ж №
к р о § ж ж
о-
ж к
2
а
ч
4 к
5 §
S
-S к
§
о-ж
к
§
а
«о
3 а
Sl £
50 И5
U
ч£ О
О ^
л £
сознания на определенном этапе, он обращал внимание на «социальную ситуацию развития» - особое сочетание внутренних процессов развития и внешних, которое обуславливает динамику психологического развития 1 Современные исследователи отмечают, что у ребенка есть собственная система личностных отношений к действительности и к самому себе - «модель мира». Необходимо, чтобы с раннего возраста в этой системе ценностей чтение занимало важное место. Достичь этого помогает семейное чтение, учебная и внеурочная деятельность в образовательной организации, начиная с дошкольного возраста и продолжая в младшей и средней школе.
3. Результаты (Results)
Разработанная в психологии четкая характеристика возрастных особенностей детского, подросткового и юношеского возраста является основой для выбора педагогами и библиотечными специалистами соответствующего набора методов, форм и средств развития читательской деятельности и информацион-
ной культуры школьника. Возрастные характеристики и рекомендуемые формы работы приведены в таблице.
Таким образом, начиная с начальной школы, для развития чтения необходима опора на эмоциональное восприятие и воображение школьника, активная познавательная деятельность, ведущая к формированию произвольного и устойчивого внимания и развитой памяти. Одним из средств повышения интереса к чтению и достижения его качества для низкомотивированных и слабочитающих учащихся являются тексты новой природы, которые отвечают природе клипового мышления современного школьника. Наиболее значимый вклад в определение данного понятия и обобщение опыта работы с текстами новой природы внесла Международная научно-практическая конференция «Тексты новой природы в образовательном пространстве современной школы» (Санкт-Петербург, 2016). Предлагаем использовать определение, предложенное в рамках данной конференции Е. И. Казаковой: «текс-
1 Выготский Л. С. Психология развития ребенка: сб. избр. тр. - М.: ЭКСМО, 2003. - 501 с.
том новой природы» будем называть мысль, зафиксированную на каком-либо носителе, для отображения которой используется связная последовательность разнородных символов (знаков вербальной и невербальной природы)» [10, с. 102]. Примерами текстов новой природы
(ТНП) являются: визуальные тексты, комиксы, мультимедиатексты, инфографика, мотиваторы, интерактивные плакаты, тексты с дополненной реальностью, буктрейлеры и другие печатные и электронные ресурсы (Таблица 1).
Таблица 1 - Психофизиологические характеристики и формы работы Table 1 - Psychophysiological characteristics and forms of work
«г д
а г о г к
Л
Л
о *
к то о о о
Л
ft
ж
ж о
о S к к о
ж §
о-о
№
а ж
к
So
ft о
S о
№ ж
о
№ о
Ж; ж
р к р о д
£ №
Р а
о
s
то о
ж
о
ж №
к р о § ж ж
о-
ж к
2 а
Л
Л к
s а
S
-S к
§
о-ж
к
а
Психофизиологическая характеристика
Возраст и форма работы
Восприятие - острое, свежее, эмоциональное, увязка с практической деятельностью, тактильными ощущениями. Внимание непроизвольное, неустойчивое, ограниченное по объему, слабо организованное. Воображение развито, отличается эмоциональной насыщенностью, активно используется (сочиняем сказку, рассказ по картинке). Необходимо подкрепление воображения наглядными средствами - предметами, схемами, графичес- кими образами. Развита наглядно-образная память. Мышление -наглядно-образное, конкретное, в тесной связи с ним происходит развитие речи.
Младший школьник. Словесные, наглядные и практические, игровые формы работы с опорой на воображение, наглядно-образную память и мышление.
Восприятие целенаправленное, планомерное, организованное. Неумение связывать окружающую жизнь с учебным материалом. Объем внимания, его длительность и интенсивность выше, чем у младших школьников. Внимание избирательное - к интересным фактам, событиям, предметам. Необходима активная познавательная деятельность. Возможно соединение воображения и мышления. Интенсивно развивается логическая память для преднамеренного смыслового запоминания. Мышление систематизированное, последовательное. Развивается способность к абстрактно-логическому мышлению.
Подросток. Комплекс словесных, наглядных и практических методов
1
2
1 2
Восприятие целенаправленное. Внимание произвольное и устойчивое. Развитая логическая память, связанная с мышлением, умение пользоваться приемами логического запоминания. Понятийное теоретическое мышление, умение рассуждать логически и абстрактно. Самостоятельность и независимость, критичность мышления. Развитие творческих способностей, интеллектуальной инициативы, самовыражения. Старший школьник. Комплексное использование традиционных и активных методов обучения
а
«о
3 а
-"О £
50
и;
U
ч£ О
О ^
л £
Структура текстов новой природы отличается от структуры традиционных текстов, которые характеризуются линейностью, значительным размером, представлением на бумаге, законченностью, включением преимущественно словесно-буквенных выражений. Текст новой природы обладает одним или несколькими из следующих свойств: представлен нелинейно, с включением медиаобъектов; объем теста максимально сжат, при этом информационная нагрузка его увеличена; ориентирован на мелкие текстовые структуры; для отражения содержания использует дублирование различных знаковых систем; включает элементы интерактивности и различные формы обратной связи; использует «новые формы авторства» и обладает рядом других свойств.
Как показано в Таблице 1, в младшем школьном возрасте для привлечения к чтению необходимы словесные, наглядные и практические, игровые формы. Книги, позволяющие организовывать такие формы работы, начали выпускать ряд издательств: АСТ, Геодом, Компас-гид, Лабиринт-Пресс, МИФ, Питер, Рипол-классик и др. Это книги-панорамы и интерактивные книги с большим количеством визуальных и текстовых комментариев, книги-виммельбухи, комиксы и графические романы.
Книги-панорамы и интерактивные книги обладают небольшим объемом текста, напечатанного крупным шрифтом, привлекательным визуальным рядом, возможностями для игры, тактильных ощущений. Виммельбухи, или «живые
книги» имеют большой формат, в них нет линейного текста, а истории представлены при помощи сюжетных рисунков. На каждом развороте книги-картинки представлено панорамное изображение, показывающее место действия (знакомые читателю или фантастические) и героев событий. «Читать» такие книги хорошо в семейном кругу, соревнуясь в поисках персонажей, развивая наблюдательность и расширяя словарный запас, а также устойчивое внимание.
Графические тексты виммельбу-хов эмоциональны, в основе каждого лежит определенный сценарий, представленный без слов, открывающий перспективы для развития речи. Они понятны даже для тех учащихся, для которых русский язык не является родным языком. Используя виммельбухи на уроках, можно сочинять повествование по картинкам, рассказывать историю о приключениях одного из героев, придумывать его характер, эмоции и т.д. Отвечая на вопросы педагога или родителя (Что было с героем раньше? Что будет потом?),
ребенок учится фантазировать, устанавливать причинно-следственные связи, углубляться в информационные слои историй и персонажей. Ю. В. Щербинина пишет, что виммельбух - это «блистательная в своем замысле игра с пространством», соединяющая инновационные полиграфические технологии и коллективный принцип общения с книгой1. Виммельбухи активно используются в зарубежном образовании и лишь начали входить в работу наших педагогов. Ребенок-читатель с радостью воспринимает и читает такой визуальный текст, может обсудить со взрослым неожиданные жизненные сюжеты, сам становясь автором этого текста новой природы.
Привлекательными для низкомотивированных и слабочитающих школьников являются и комиксы. Недоверие к ним со стороны педагогов и библиотечных специалистов вызвано тем, что на взрослых комиксы часто не производят эстетического воздействия, кажутся лишь развлекательным жанром. В настоящее время этот жанр начинает раз-
1 Щербинина Ю. В. Время библиоскопов. - М. : Форум : Инфра-М, 2015. - 22 с.
Л д а г о г к
Л
Л
о *
к № о о о
Л
ж
ж о
о
к к о
ж §
о-о
№
а ж
к
л
о о
№ ж
о
№ о
Ж; ж
р к р о
д
£ №
Р а
о
3
№ о
ж
о
ж №
к р о
№а ж
ж
о-
ж к
2 а
Ч
л к
3 а
Н к
§
о-ж
к а
а
«о
а £
50 05
и
50
о
и ^
л £
виваться в России: комиксы читают не только младшие школьники, но и взрослые, они широко используются в рекламе. Комиксы активно представлены в интернете, в библиотеках страны появляются отделы комиксов. Во многих комиксах поднимаются сложные проблемы, исторические события связываются с сегодняшним днем, что объединяет поколения читателей. Американский педагог Гречен Шварц писал более 10 лет назад, что «графические романы заслуживают «занять место в школьном учебном плане, поскольку помогают ученикам услышать разнообразные голоса и точки зрения, познакомиться с другими странами и культурами и развивают различные виды грамот-ности»1.
В настоящее время в России по принципу художественных и научно-популярных текстов новой природы создаются и учебные тексты. Так для учащихся 1-2 классов в УМК «Перспективная начальная школа» издана «Азбука. Обучение грамоте и чтению» (автор Н. Г. Агар-кова, Ю. А. Агарков). В «Азбуку»
включены произведения различных жанров: стихи, загадки, пословицы, скороговорки, дразнилки и т.д., которые отвечают возрастным потребностям детей и способствуют развитию познавательного интереса. В дополнении к «Азбуке» создана компьютерная программа «АБВ» и специальные тексты для чтения, максимально насыщенные словами с изучаемыми звуками и буквами.
Значительные проблемы в чтении возникают у младших школьников, имеющих логопедические проблемы и недостаточно развитый фонематический слух. Для таких учащихся 1-2 классов в УМК по русскому языку (автор Н. А. Чуракова) разработана специальная система упражнений, цель которой на протяжении первых двух лет обучения постепенно подвести школьников к пониманию многих фонетических закономерностей. Достигнуть данной цели помогают электронные тексты новой природы - аудиотек-сты литературных произведений. Младший школьник, прослушивая аудиотексты, видит их на экране компьютера и следит за голосом и
1 Шварц Г. Роман в картинках / Критическое мышление и новые виды грамотности : сборник // сост. О. Варшавер. - М. : ЦГЛ, 2005. - С. 37-42.
текстом. Тексты интересны, озвучены профессиональными актерами. Озвученное чтение привлекательно для низкомотивированных и слабочитающих школьников возможностью прослушивать текст в двух режимах - медленном и обычном. Такие возможности позволяют быстро улучшить технику чтения, научиться узнавать слоги и целые слова, правильно ставить ударения и получать удовольствие от прослушивания текстов.
Концентрации внимания и развитию речи в начальной школе служат и электронные сервисы по созданию «облака слов». После прослушивания текста, учащиеся определяют ключевые слова и создают из них визуальный образ произведения. Данный образ рассматривается и обсуждается, уточняется, а само прочитанное произведение хорошо запоминается.
Подросток, как и младший школьник, легко воспринимает визуальные образы, у него хорошо развито ассоциативное мышление. Для того чтобы подросток быстро усвоил и проанализировал большой объем информации, она должна быть представлена в виде образов.
Если эти образы несут в себе четко выраженную эмоцию, то информация еще и привлечет к себе внимание и надолго запомнится. У подростка восприятие целенаправленное, планомерное, организованное. Объем внимания, его длительность и интенсивность выше, чем у младших школьников. Внимание избирательное - к интересным фактам, событиям, предметам. Но наблюдается неумение связывать окружающую жизнь с учебным материалом, необходима активная познавательная деятельность. Графические романы, или длинные комиксы, привлекательны для подростков. Они также могут не содержать слов, что позволяет читать книгу человеку на любом языке. В комиксах обычно сталкиваются противоположные точки зрения, которые можно обсуждать как в классе, так и в интернете, поддерживая или опровергая мнения других, овладевая коммуникативными навыками и совершенствуя навыки чтения. Комиксы необходимо включать в учебный процесс, наряду с линейными текстами и опорными конспектами, инфогра-фикой.
Для активной познавательной
д а г о г к ч е о к к е о о о
е ж
ж о о 3 к к о ж §
о-о
№ а ж к
№
ко 3
о № ж о № о Ж ж Р к Р о д
£ №
Р а
о 3
е о ж
о
№ к Р о
№а ж
ж
о-
к
2 а
ч
ч
к 3 а
Н к
§
о-ж
к ка
а
«о
S а
та
si £
50 И5
U
ч£
О ^
л £
деятельности подростка и старшего школьника могут быть использованы мультимедиатексты, мотиваторы чтения, интерактивные плакаты, тексты с дополненной реальностью, буктрейлеры. Причем подростки и старшие школьники могут не только пользоваться готовыми ресурсами, но и сами создавать такие тексты, используя интернет-сервисы.
4. Обсуждение (Discussion)
Предлагаемый опыт работы с текстами новой природы представлен в МОУ «Аргаяшская средняя общеобразовательная школа № 2» в процессе деятельности по проекту «Содействие школьникам в освоении стратегий успешного чтения посредством использования текстов новой природы» в качестве федеральной инновационной площадки (ФЦПРО-2.3-03-04. «Современная школьная библиотека: формирование инфраструктуры чтения»). Особенностью этого проекта стало развитие читательской деятельности на уроках по всем предметным областям, включение в образовательную деятельность текстов новой природы в печатном и электронном виде.
В течение 2017-2018 учебного года каждым педагогом и педагогом-библиотекарем были подготовлены и проведены учебные и внеурочные занятия по своему направлению деятельности с использованием текстов новой природы. Перед педагогами стояли задачи по осуществлению отбора ТНП для оценки их восприятия школьниками, дальнейшего включения их в учебные занятия; по оценке качества чтения и его привлекательности для учащихся.
Итоги проделанной работы были представлены на семинарах в педагогическом коллективе школы, образовательных организаций Арга-яшского района Челябинской области и на всероссийском вебинаре, к которому подключились более 250 участников из различных регионов. На указанных мероприятиях педагогами школы был предложен опыт использования текстов новой природы: чтение виммельбухов, комиксов, графических романов, работа с «облаками слов», мультимедиатек-стами, мотиваторами чтения, текстами с дополненной реальностью и др. Дан анализ этого опыта и его положительная оценка.
Подводя итоги проделанной педагогами методической работы, отмечаем позитивные результаты читательской деятельности школьников, к которым можно отнести заинтересованность школьников в чтении не только текстов новой природы, но и обычных текстов, улучшение техники чтения у учащихся начальной школы, стремление школьников больше читать, понимать и обсуждать литературные произведения.
5. Заключение (Conclusion)
Появившиеся в последнее десятилетие тексты новой природы - результат развития полиграфической промышленности и электронных интернет-сервисов. Эти тексты соответствуют природе клипового
мышления современных школьников. Они привлекательны визуальными образами, малым объемом текста при его значительной информационной нагрузке, дублированием различных знаковых систем. Представлен обобщенный опыт работы с текстами новой природы в МОУ «Аргаяшская средняя общеобразовательная школа № 2». Ориентация педагогов на использование текстов новой природы в работе с низкомотивированными и слабо-читающими учащимися позволяет сформировать познавательную активность, умение читать и мыслить, читать и чувствовать, устойчивый интерес к образовательному содержанию текста.
Библиографический список
1. Glenberg A.M. et al. Activity and imagined activity can enhance young children's reading comprehension. Journal of educational psychology. 2004. Vol. 96. No. 3. 424 p.
2. Vukelich C. Effects of play interventions on young children's reading of environmental print.Early Child-hood Research Quarterly. 1994. Vol. 9. No. 2. pp.153-170.
3. Clay M.M. The early detection of reading difficulties. Auckland, Heinemann, 1985.
136 p.
4. Paris S.G., Oka E.R. Children's reading strategies, metacognition, and motiva-tion. Developmental review. 1986. Vol. 6. No. 1. 25-56.
5. Rabiner D. et al. Early attention problems and children's reading achievement: A longitudinal investigation. Journal of the American Academy of Child & Adolescent Psychiatry. 2000. Vol. 39. No. 7. pp. 859-867.
6. Hosenfeld C. A preliminary investigation of the reading strategies of successful and nonsuccessful second language learners. System. 2007. Vol.5. No. 2. pp. 110-123.
7. Oczkus L.D. Reciprocal Teaching at Work: Strategies for Improving Reading Comprehension, Grades 2-6. International Reading Association, Newark, USA, 2003. Available at: https://studylib.net/doc/18539141/reciprocal-teaching-strategies-at-work (Accessed: 17.11.2018).
«г д
а г о
г g
Л
ft
ft «
g
ft о ft о
ft
ft
ж
ж о
ft
s g
g ft
ж §
о-о
№
a ж
g
So
ft ft
s о
№ ж
о
№ о
Ki ж
p g p о д
£ №
P a
о
s
ft ft
ж
о
ж №
g p о
№a ж
ж
о-
g g
2 a
^
л g
s a
s
-S g
§
о-ж
g a
nedarorg4ecKge жауш
141
8. Aikens N.L. Barbarin O. Socioeconomic differences in reading trajectories: The contribution of family, neighborhood, and school contexts. Journal of Educational Psychology. 2008. Vol. 100. No. 2. pp. 235 - 251. DOI: 10.1037/0022-0663.100.2.235
9. Ахутина Т. В., Корнеев А. А., Матвеева Е. Ю. Развитие функций программирования и контроля у детей 7-9 лет // Вестник московского университета. Серия 14. Психология. 2016. - № 1. - С. 42 - 63. DOI: 10.11621/vsp.2016.01.42
10. Казакова Е. И. Тексты новой природы: проблемы междисциплинарного исследования // Психологическая наука и образование. - 2016. - Т. 21. - № 4. - С. 102-109. D0I:10.17759/pse.2016210410
D. F. Ilyasov1, S. V. Olefir2, A. N. Yuldashev3
!ORCro No. 0000-0003-0905-7081 Professor, Doctor of Pedagogical Sciences, Head of the Department of Pedagogy and Psychology, Chelyabinsk Institute of Retraining and Improvement of Professional Skill of Educators,
Chelyabinsk, Russia. E-mail: [email protected]
2ORCID No. 0000-0001-9967-8898 Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Chelyabinsk Institute of Retraining and Improvement of Professional Skill of Educators,
Chelyabinsk, Russia. E-mail: [email protected]
3ORCID No. 0000-0003-2928-9517 Director of the secondary educational institution Argayash secondary school No. 2 of the Ar-gayashsky municipal district of the Chelyabinsk region, Argayash village Russia.
E-mail: [email protected]
PEDAGOGICAL FEATURES OF THE USE OF TEXTS OF THE NEW NATURE IN WORK WITH LOW-MOTIVATED AND WEAK READING SCHOOLCHILDREN
Abstract
^ Introduction. Reduced quality and literacy, the vital value of
■S!
I
reading have a negative impact on the quality of education. These phenomena are complemented by problems associated with low con-^ centration of attention, mosaic thinking of the younger generation. I As a result of these phenomena, there is an insufficient mastery of reading skills in a significant number of children with intellect, sight and hearing, and intact speech. The purpose of this work is to present
IT
theoretical and practical data of the use of the new nature texts to overcome difficulties in teaching schoolchildren to read.
Materials and methods. The main research methods are the analysis of the scientific literature devoted to the issues of teaching reading of low-motivated and weak reading schoolchildren; implementation of the ideas of using the texts of the new nature in the curricular and extracurricular activities of the educational organization; generalization of practical experience with texts presented in printed and electronic form.
e
Results. The features of texts of new nature that correspond to |
0
the schoolchildren' mosaic thinking are highlighted: compressed text c
a
volume with increased information load; duplication of different sign 9 systems; elements of interactivity and feedback. These features of the texts allow to develop attention, speech, thinking of schoolchildren, necessary for mastering the complex processes of reading. A review of these texts and a list of ways to use them in working with low-motivated and weak reading schoolchildren are presented.
Discussion. The authors focus on the use of texts of new nature. They have a high emotional impact on the personality of schoolchildren and contribute to improving the quality of reading, first of all, among low-motivated and weak reading schoolchildren.
Conclusion. It is shown that the use of texts of new nature in work with low-motivated and weak reading schoolchildren allows you to form cognitive activity, the ability to read and think, read and feel, sustained interest in the educational content of the text.
Keywords: texts of new nature, children's reading, low-motivated schoolchildren, weak reading skills of schoolchildren.
Highlights:
a R
I ft
^
ft
R s ft
ft
ft
ft S ft
ft S
- the features of texts of new nature have been identified, cor- g
c
g cc
responding to the mosaic thinking of modern schoolchildren; 0
o
- the age-related psychophysiological characteristics have been 0 highlighted corresponding to pupils of younger, middle and older age
and the recommended forms of work to improve the quality of reading;
- the review of the new nature texts have been held, which allow to make semantic reading accessible and attractive for low-motivated and weak reading schoolchildren.
References
1. Glenberg A.M. et al. Activity and imagined activity can enhance young children's reading comprehension. Journal of educational psychology. 2004. Vol. 96. No. 3. 424 p.
2. Vukelich C. Effects of play interventions on young children's reading of environmental print.Early Child-hood Research Quarterly. 1994. Vol. 9. No. 2. pp.153-170.
3. Clay M.M. The early detection of reading difficulties. Auckland, Heinemann, 1985.
136 p.
4. Paris S.G., Oka E.R. Children's reading strategies, metacognition, and motiva-tion. Developmental review. 1986. Vol. 6. No. 1. 25-56.
5. Rabiner D. et al. Early attention problems and children's reading achievement: A longitudinal investigation. Journal of the American Academy of Child & Adolescent Psychiatry. 2000. Vol. 39. No. 7. pp. 859-867.
6. Hosenfeld C. A preliminary investigation of the reading strategies of successful and nonsuccessful second language learners. System. 2007. Vol.5. No. 2. pp. 110-123.
7. Oczkus L.D. Reciprocal Teaching at Work: Strategies for Improving Reading Comprehension, Grades 2-6. International Reading Association, Newark, USA, 2003. Available at: https://studylib.net/doc/18539141/reciprocal-teaching-strategies-at-work (Accessed: 17.11.2018).
8. Aikens N.L. Barbarin O. Socioeconomic differences in reading trajectories: The contribution of family, neighborhood, and school contexts. Journal of Educational Psychology. 2008. Vol. 100. No. 2. pp. 235 - 251. DOI: 10.1037/0022-0663.100.2.235
9. Akhutina T.V., Korneev A.A., Matveeva E.YU. (2016) Razvitiye funktsiy pro-grammi-rovaniya i kontrolya u detey 7-9 let [The dynamics of executive functions in children of 7-9 years old]. Vestnik moskovskogo universiteta. Seriya 14. Psikhologiya. 1, 42-63. (in
| Russian) DOI: 10.11621/vsp.2016.01.42
10. Kazakova E.I. (2016) Teksty novojprirody: problemy mezhdisciplinarnogo issle-dovaniya [Texts of new nature: problems of interdisciplinary research]. Psihologicheskaya nauka i obrazovanie., 21, 4, 102-109. (in Russian). D0I:10.17759/pse.2016210410
I
S
¡x,
c
IT
o
^
fi >
o