танцев играют второстепенную роль по отношению к основному упражнению, но вместе с тем они не должны носить отвлеченный характер.
Следует учесть, что при составлении комбинаций большое значение имеет единство музыкального и хореографического построения. Музыкальное сопровождение должно соответствовать ее национальному характеру, темпу, ритму и совпадать с началом и концом музыкальной фразы. В уроках народно-сценического танца наиболее характерны размеры 2/4, 3/4, 4/4. Для движений легатированного, спокойного характера, таких как plie, battement fondu, rond de jambe par terre, battement deweloppe, приемлемы музыкальные размеры 4/4, 3/4. Для движений же чёткого, ритмичного характера, таких как battement tendu, battement tendu jete, веревочка, выстукивание, flic-flac, будут соответствовать музыкальные размеры 2/4.
На втором курсе закрепляется пройденный материал, и проучиваются упражнения у станка и на середине зала в усложненном варианте.
Построение комбинаций должно отвечать следующим требованиям:
- более высокий уровень исполнительства;
- знание нескольких видов учебного движения экзерсиса, которые в комбинационном сочетании дают возможность проследить развитие этого движения;
- сочетание основного учебного движения с другими элементами, имеющими с ним общую направленность, с целью усиления его функции;
- увеличение количества исполняемых движений с целью развития силы ног;
- большое внимание уделить силе ног;
- большое внимание уделить точной манере исполнения (характерное положение корпуса, рук, ног, головы и взаимоотношение в паре, внутреннее ощущение национальных особенностей характера).
Процесс сочинения комбинаций должен основываться на следующих принципах: равномерное распределение физической нагрузки на суставы, связки, мышцы, а также на развитие комбинации от простого к сложному. Учебные дисциплины «Танец и методика его преподавания: народно-сценический танец и методика его преподавания», «Народно сценический танец и методика его преподавания взаимосвязаны с дисциплиной «Классический танец и методика его преподавания», который закладывает теоретические и практические основы для усложнения комбинаций и использования их в народно-сценическом танце с учетом его специфики.
В народно-сценическом экзерсисе предполагается использование некоторых элементов классического танца и комбинирование их с основными движениями народного танца, соответственно задачам учебной программы.
При этом должны учитываться следующие требования: последовательное проучивание движений народно-сценического
Библиографический список
танца с их специфическими особенностями с учетом теоретической и практической основы, заложенной в процессе освоения дисциплины «Классический танец и методика его преподавания»; гармоничное сочетание движений народно-сценического танца и классического танца по темпу, ритму и учебным задачам.
На третьем году обучения комбинации строятся с учетом исполнения технически сложных движений в ускоренных темпах, основываясь на принципах построения комбинаций, описанных выше.
В экзерсисе у станка вводится достаточно много упражнений, исполненных с прыжком и скачком на опорной ноге, поэтому при сочинении комбинаций необходимо помнить об опорной ноге, на которую падает большая физическая нагрузка.
Следует учесть, что движения с прыжком и скачком нужно комбинировать с другими элементами этого класса так, чтобы не перетрудить опорную ногу, но основное упражнение не должно терять учебной направленности и эффективности.
Некоторые формы комбинаций могут быть составлены с узко учебной целью, поскольку с их помощью отрабатываются технически сложные движения, при этом танцевальные формы комбинаций направлены на развитие выразительности, артистичности и навыков сценического исполнения.
Таким образом, сочетание в уроке различных форм комбинаций, объединенных общими и едиными целями, оптимизирует решение педагогических задач и влияет на воспитание технически сильных исполнителей и художественно-артистичных личностей.
Основные задачи обучения на 4 курсе - развитие танце-вальности, пластичности и свободного владения навыками координации движений. Исходя из, комбинации должны строиться по принципу контраста, в частности, легатированным движением рук и четко-ритмичным движением ног. В качестве примера приведем комбинацию на «выстукивание», когда при выстукивающих движениях ног, руки и корпус плавно и мягко переходят из одного положения в другое, не фиксируют промежуточных позиций, а также контраст между логическим развитием основного движения и движением, резко противоположным ему по темпу, ритму и виду. Подобные комбинации ставят перед учащимися дополнительные сложности, направленные на развитие координации и техники исполнения. Танец приобщает учащихся к богатству танцевального и музыкального творчества, играет большую роль в создании репертуара хореографического коллектива. Неслучайно дисциплины «Танец и методика его преподавания: народно-сценический танец и методика его преподавания», является одной из основных дисциплин в системе профессионального хореографического образования. Обширный практический материал апробирован на занятиях со студентами по направлению подготовки «Народная художественная культура» в Алтайском государственном институте культуры, а также в профессиональных и самодеятельных хореографических коллективах.
1. Лопухов А.В., Ширяев А.В., Бочаров А.И. Основы характерного танца. Санкт-Петербург: Планета музыки: Лань, 2010.
2. Матвеев В.Ф. Русский народный танец. Теория и методика преподавания. Санкт-Петербург: Планета музыки: Лань, 2010.
3. Овчаренко Е.Б. Танец и методика его преподавания: народно-сценический танец и методика его преподавания. Барнаул: АлтГАКИ, 2012.
4. Овчаренко Е.Б. История и теория народно-сценического танца. Барнаул: АГИИК, 2014.
5. Основы подготовки специалистов-хореографов. Хореографическая педагогика. Санкт-Петербург: СПбГУП, 2012. References
1. Lopuhov A.V., Shiryaev A.V., Bocharov A.I. Osnovy harakternogo tanca. Sankt-Peterburg: Planeta muzyki: Lan', 2010.
2. Matveev V.F. Russkij narodnyj tanec. Teoriya i metodika prepodavaniya. Sankt-Peterburg: Planeta muzyki: Lan', 2010.
3. Ovcharenko E.B. Tanec i metodika ego prepodavaniya: narodno-scenicheskij tanec i metodika ego prepodavaniya. Barnaul: AltGAKI, 2012.
4. Ovcharenko E.B. Istoriya i teoriya narodno-scenicheskogo tanca. Barnaul: AGIIK, 2014.
5. Osnovy podgotovkispecialistov-horeografov. Horeograficheskaya pedagogika. Sankt-Peterburg: SPbGUP, 2012.
Статья поступила в редакцию 10.08.18
УДК 372.01
Olefir S.V., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Chelyabinsk Institute of Retraining and Improvement of Professional Skill of Educators (Chelyabinsk, Russia), E-mail: [email protected]
Juldasheva A.N., Director, Argayash Secondary School No. 2 of the Argayash Municipal District, (Chelyabinsk Region, Russia), Е-mail: [email protected]
Ilyasov D.F., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Chelyabinsk Institute of Retraining and Improvement of Professional Skill of Educators (Chelyabinsk, Russia), E-mail: [email protected]
PEDAGOGICAL POTENTIAL OF NEW NATURE TEXTS IN THE DEVELOPMENT OF SCHOOLCHILDREN'S READING ACTIVITY. The article reflects on problems connected with the reduction of reading activity of modern schoolchildren, which has a negative impact on the quality of education and creates a threat of exclusion of young citizens from the common cultural space. The features of the new nature texts are analyzed, which are increasingly spreading in the book industry and the electronic environment. A brief review of how to use these texts in the educational book publishing is given. Three aspects of the pedagogical potential of new nature texts are presented: motivation for reading with the help of texts corresponding to the type of thinking of a modern student; possibility of enhanced understanding and emotional perception of texts due to the non-linear structure; motivation for creative reading activity and creating own texts. The practical experience of studying and using new nature texts in a village school on a project supported by the Federal Targeted Program for the Development of Education 2.3-03-04 "Modern school library: the formation of the infrastructure of reading" is presented.
Key words: new nature texts, text structure, mosaic thinking, reading activity.
С.В. Олефир, д-р пед. наук, проф., Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования, г. Челябинск, Е-mail: [email protected]
А.Н. Юлдашева, директор МОУ Аргаяшская средняя общеобразовательная школа № 2 Аргаяшского муниципального района Челябинской области, Е-mail: [email protected]
Д.Ф. Ильясов, д-р пед. наук, проф., Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования, г. Челябинск, Е-mail: [email protected]
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ТЕКСТОВ НОВОЙ ПРИРОДЫ В РАЗВИТИИ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ
В статье отражены проблемы, связанные с сокращением читательской деятельности современных школьников, что оказывает отрицательное воздействие на качество образования и создает угрозу исключения юных граждан из общего пространства культуры. Проанализированы свойства и особенности текстов новой природы, которые все шире распространяются в книжной индустрии и электронной среде. Дан краткий обзор использования данных текстов в учебном книгоиздании. Представлены три стороны педагогического потенциала текстов новой природы: мотивация к чтению с помощью текстов, соответствующих типу мышления современного школьника; возможность углубленного понимания и эмоционального восприятия текстов благодаря нелинейной структуре; побуждение к творческой читательской деятельности и созданию собственных текстов. Представлен практический опыт изучения и использования текстов новой природы в сельской школе по проекту, поддержанному Федеральной целевой программой развития образования 2.3-03-04 «Современная школьная библиотека: формирование инфраструктуры чтения».
Ключевые слова: тексты новой природы, структура текста, клиповое мышление, читательская деятельность.
Повышенный интерес к проблемам чтения, к читательской деятельности учащихся в современных условиях обусловлен рядом факторов. Изменилась социокультурная и информационно-образовательная среда общества, возросло не всегда позитивное информационное влияние медиасферы на детей и молодёжь. Обострилось противоречие между возможностями обеспечить доступ к неограниченному объему информации и ограниченными возможностями человека в восприятии и понимании информации с помощью процесса чтения. В результате в сознании детей и подростков уменьшается жизненная ценность чтения, снижается его качество и грамотность, что оказывает негативное влияние на качество образования, как подтверждают международные исследования Pisa. Эти негативные явления способны исключить современных школьников из общего пространства культуры, ориентированной на вербальный линейный текст. Как отмечено в «Концепции программы поддержки детского и юношеского чтения», у подрастающего поколения нарастают проблемы, связанные «с концентрацией внимания, клиповостью восприятия и мышления, ослаблением когнитивных способностей молодого поколения, с тем, что углубленное аналитическое чтение все чаще подменяется поверхностным просмотром текстов в электронной среде, не позволяющим осмыслить и запомнить прочитанное и получить прочные знания» [1, с. 4]. Обладатели клипового мышления не могут освоить однородный текст с линейной структурой, например, произведения художественной литературы 19 - 20 века или тест традиционного учебника.
Хотя пока окончательно не сформировано научного понимания процессов и рисков раннего приобщения детей к электронной культуре, понятно, что клиповое мышление школьников интернет-поколения - это результат способности к многозадачности, одновременному восприятию текста, музыки, графических изображений, и попыток делать при этом уроки. Результатом такой многозадачности становятся рассеянность и гиперактивность, дефицит внимания и предпочтение визуальных знаков в логике линейного текста [1].
Поэтому в последние годы в отечественной науке и образовании, книгоиздательской и библиотечной деятельности усилился интерес к текстам новой природы, которые отвечают природе клипового мышления современного школьника. Термины «мультитексты», «тексты новой природы» - пока неустоявшиеся термины, они находятся на стадии уточнения. Наиболее значи-
мый вклад в определение данного понятия и обобщении опыта работы с текстами новой природы сделан на Международной научно-практической конференции «Тексты новой природы в образовательном пространстве современной школы» (Санкт-Петербург, 2016). Предлагаем использовать определение, предложенное в рамках данной конференции Е.И. Казаковой: «текстом новой природы» будем называть мысль, зафиксированную на каком-либо носителе, для отображения которой используется связная последовательность разнородных символов (знаков вербальной и невербальной природы)» [2, с. 102].
Участники конференции показали, что тексты новой природы обладают значительным педагогическим потенциалом как мощный ресурс приобщения детей и подростков к чтению и повышению качества образования. Поэтому согласимся с Т.Е. Беньковской, что «органичное и целенаправленно включение текстов новой природы наряду с линейными текстами в образовательный процесс поможет преодолеть возникшее противоречие и успешно решать задачи образования и приобщения к культурному наследию юного поколения» [3, с. 65].
Структура текстов новой природы, отличается от структуры традиционных линейных текстов. Традиционный текст характеризуется линейностью, значительным размером, представлением на бумаге (исключая оцифрованные тексты), законченностью, включением преимущественно словесно-буквенных выражений. Текст же новой природы обладает одним или несколькими из следующих свойств:
- представлен нелинейно, с включением медиа объектов;
- объём теста максимально сжат, при этом информационная нагрузка его увеличена;
- ориентирован на мелкие текстовые структуры;
- для отражения содержания использует дублирование различных знаковых систем;
- включает элементы интерактивности и различные формы обратной связи;
- использует «новые формы авторства» и обладает рядом других свойств.
Отметим, что первая сторона педагогического потенциала текстов новой природы состоит в мотивации к чтению учащихся, так как они привлекательны для подрастающего поколения как более наглядные и доступные, отвечающие клиповому мышлению. Это утверждение доказывается наблюдениями педагогов
и библиотечных специалистов, работающих с текстами новой природы, а также пилотажными исследованиями Т. Г. Галактионо-вой [4] и Е.И. Казаковой [2]. Участникам первого исследования, школьникам 13 - 15 лет, был предоставлен текст из учебника русского языка для 7 класса и дано задание «придумать и зафиксировать возможные способы трансформации, дополнения, обогащения этого текста, благодаря которым он может стать более доступным для понимания, запоминания, использования» [4, с. 14]. Анализ полученных результатов показал предпочтения учащихся в способах взаимодействия с информацией. Визуальный формат предпочли 39% респондентов; логико-математический конструкт - 18%; аудиальный ресурс - 15%; внутриличност-ный - аспект 9%; вербально-лингвистический формат - лишь 6%.
Исследование подтвердило гипотезу, что формирование готовности учеников к восприятию текстов новой природы, требует, чтобы традиционные вербальные тексты были представлены в системе обучения «если не наравне, то хотя бы не в ущерб остальным способам взаимодействия с учебной информацией. Эти решения смогут способствовать не только пониманию, но и созданию учениками собственных текстов новой природы» [4, с. 15].
Привлекательность текстов новой природы подтверждает и исследование Е.И. Казаковой [2, с. 107], в котором традиционный научно-популярный текст был переработан в текст новой природы, тексты были предложены однородным по составу группам. Группа, работавшая с новым текстом, в среднем на 30% лучше усвоила текст, чем группа, читавшая традиционный линейный текст. При этом эмоциональное восприятие нового текста оказалось существенно ярче, чем обычного текста. Результаты данного исследования раскрывают вторую сторону педагогического потенциала текста новой природы: он способствует глубокому пониманию текста, необходимому для развития функциональной грамотности и эмоционального интеллекта учащегося. Следовательно, текст новой природы обладает более высоким педагогическим потенциалом, чем традиционный текст. Поэтому, как отмечает Т.Е. Беньковская, «в школьном образовательном процессе, в том числе на уроках литературы, учитель уже не может игнорировать это явление эпохи XXI века» [3, с. 66].
Расширение практики использования текстов новой природы тесно связано не только с психологическими особенностями их восприятия, но и с качественным скачком в развитии издательских технологий, книжной индустрии и программного обеспечения, ориентированного на создание и переработку текстов. Так ряд издательств, выпускающих печатную продукцию (АСТ, Геодом, Компас-гид, Лабиринт-Пресс, МИФ, Питер, Рипол-клас-сик и др.) начали издание книг-панорам и интерактивных книг с большим количеством визуальных и текстовых комментариев, книг-виммельбухов, комиксов и графических романов, а также гибридных книг, в которых qr-коды позволяют быстро перейти к электронным изображениям, картам, видеоресурсам. Первую попытку помочь педагогам и библиотечным специалистам в осмыслении возможностей таких книг, увлекательных не только содержанием, но и необычной формой, сделала Е.С. Квашнина [5].
Следует отметить, что появляются тексты новой природы и в учебном книгоиздании. Так, учебно-методические комплексы издательства «Просвещение», дополняют линейный текст учебника продуманной навигационной системой, краткими выводами, выделенными различными шрифтами, что помогает внимательному чтению, выделению главного, повторению пройденного. Разворот учебника литературы нового поколения (под ред. В.Ф. Федорова) представляет собой основной текст, в том числе и художественный, с выделенными комментариями (историко-культурным, лексическим и др.), гиперссылками на произведения искусства, включает вопросы и задания разной степени сложности. Такая организация текста способствует расширению кругозора и самооценки учащегося, а также организации индивидуальной и групповой работы педагога в классе. Рубрики «Памятки» и «Подсказки» направлены на развитие самоорганизации и при работе с текстом. С позиций деятельностного подхода в учебник включены разделы: «Поиск информации», «Практикум», «Творческое прочтение», «Точка зрения», «Опыт исследования», «Публичное выступление», «Сочинение» и др. Ко всем печатным версиям УМК по литературе под редакцией В.Ф. Чертова, в соответствии с требованием стандартов нового поколения, разработаны электронные версии, ориентированные на активную работу с ресурсами Интернет, что стимулирует творческую активность школьников.
Текстом новой природы может стать, по мнению Е.С. Рома-ничевой, рабочая тетрадь учащегося, если в ней используется тот же прием, что в учебнике - каждой теме посвящен один разворот, ответ на вопросы, вербальный текст, создаваемый учеником четко соотнесен с визуальным рядом. «Значит, работая в тетради и создавая свой «оригинальный» текст, ученик начинает лучше понимать, как создан текст новой природы и лучше воспринимать его, он понимает, что пространственная группировка элементов текста учебника акцентирует значимые элементы содержания, помогает читателю определить характер работы с текстом» [6, с. 90]. Такая рабочая тетрадь по любому предмету становится «авторским» текстом учащегося.
Обратимся подробнее к вопросу преобразования традиционных текстов в тексты новой природы. В книжной индустрии и при создании электронных ресурсов существует два способа, которые обусловлены указанными ранее различиями текстов. Первый способ: имеющийся традиционный текст сжимается (или фрагментируется), словесные конструкции, причинно-следственные связи заменяются графическими схемами, текст дополняется рисунками, гипертекстовыми связями, мультимедийными фрагментами, создаются новые компоненты текста (комментарии и рекомендации, тесты и вопросы для самостоятельной оценки знаний), которые помогают освоить текст. В качестве примера приведем интерактивную книгу М. Брагина «В грозную пору: война 1812 г.» издательства Лабиринт, которая ранее неоднократно издавалась в виде традиционного текста. В новом издании значительно расширен изобразительный ряд, используются интерактивные элементы (карты боевых действий, кармашки с карточками-заданиями), текст фрагментирован, часть его вынесена в комментарии. Приёмы превращения традиционного текста в текст новой природы привычны для людей, обладающих медийной и информационной компетентностями, владеющих приемами реферирования, конспектирования, тезирования, создания презентаций.
При втором способе создания текста новой природы автор сразу пишет текст, используя одновременно графические и словесно-буквенные выражения, гиперссылки и комментарии там, где это наиболее уместно. Так создаются визуальные тексты, комиксы, мультимедиатексты, инфографика, тексты с дополненной реальностью, мотиваторы, интерактивные плакаты, буктрейлеры и другие электронные ресурсы. Хотя для их создания чаще всего существуют специальные интернет-сервисы, авторам подобных текстов нужно иметь равно «развитую способность к обработке и созданию различных знаковых структур» [2, с. 106].
В создании текстов новой природы одним из описанных выше способов просматривается третья сторона педагогического потенциала текстов новой природы - возможность творческой созидательной читательской деятельности учащихся, сопряженная с понятием «новая грамотность», или международным понятием «медиа информационная грамотность». В связи с этим возникает необходимость изучить закономерности и риски восприятия и использования человеком текстов новой природы. Ряд направлений будущих исследований раскрыты в статье Е.И. Казаковой: «Как учить человека читать текст, если его неотъемлемой частью выступает рисунки, инфографика и комментарии? Можно ли вложить в текст новой природы любое информационное высказывание? А художественный текст? Как изменить творческий процесс, интегрирующий разные формы отображения смысла?» [2, с. 107]. Возникают также вопросы: Как изменяется мышление человека при работе преимущественно с текстами новой природы? Какие тексты лучше стимулируют творческие возможности человека и способности к воображению? Не снижает ли способность восприятия текстов новой природы навыков учащегося в работе с традиционными текстами, которые были ранее достигнуты? Как будет в дальнейшем развиваться книгоиздание, в том числе учебное, ориентированное на юное поколение? Эти ответы также важны при организации непрерывного обучения, в том числе в дистанционных формах, которые сейчас активно развиваются.
Для ответов на представленные вопросы требуется время, осмысление и обобщение опыта работы с текстами новой природы с точки зрения развития читательской деятельности учащихся. Развитая самостоятельная читательская деятельность школьников определена в качестве одного из главных планируемых результатов освоения основной образовательной программы в условиях внедрения федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: «Обучающиеся овладеют чтением как средством осуществления своих даль-
нейших планов: продолжения образования и самообразования ... подготовки к трудовой и социальной деятельности» [7, с. 22].
Определим понятие «читательская деятельность», которое используется в различных науках: библиотековедении, би-блиографоведении и книговедении, в педагогике и психологии, в эстетике и культурологии, филологии и литературоведении и других. В целом гуманитарной сфере чтение рассматривается как познавательная, коммуникативная, речевая, эстетическая деятельность (Н.А. Рубакин, М.Н. Куфаев, Л.С. Выготский, К.Д. Ушинский, А.А. Леонтьев, И.А. Зимняя, Н.Н. Светловская, О.В. Джежелей, В.Я. Аскарова, В.А. Бородина и др.). Вместе с большинством ученых будем понимать читательскую деятельность как целенаправленный процесс умственной деятельности, направленной на понимание текста. Читательская деятельность связана с общепсихическим развитием личности, которое является условием и продуктом читательского развития, читательской самостоятельности. Основными компонентами читательской деятельности выступают социум, читатель и текст. Развитая самостоятельная читательская деятельность проявляется в устойчивой потребности в обращении к текстам, в осознанном выборе материала для чтения, в способности эффективно использовать полученную в процессе чтения информацию для ориентации в жизни и своего личностного развития. По теории Н.Н. Светловской, «правильной читательской деятельностью» называется такой процесс взаимодействия учащегося с книгой (с текстом), в результате которого у него формируется личное свойство читателя - читательская самостоятельность, позволяющая ему выбрать нужную книгу среди других книг. Обязательным условием формирования читательской самостоятельности является наличие разных детских книг, среди которых школьник с помощью педагога выберет себе собеседника [8, с. 22].
Будем рассматривать чтение как рецептивный вид речевой деятельности, имеющий две стороны - техническую, которая определяется правильностью и беглостью, и смысловую которая предполагает сознательность, выразительность, оценку прочитанного. Приобщение школьников к чтению представляет собой совокупность процессов обучения, воспитания и развития, основной задачей которых является эмоционально-позитивное и ценностно-ориентационное отношение к читательской деятельности. Для приобщения к чтению, мотивации читательской деятельности, необходимо создание культурно-образовательной среды и активное взаимодействие всех участников образовательного процесса: педагогов и школьников, родителей и общественности.
Именно такие условия создаются в МОУ «Аргаяшская средняя общеобразовательная школа № 2» в процессе деятельности в качестве федеральной инновационной площадки (ФЦПРО-2.3-03-04. «Современная школьная библиотека: формирование инфраструктуры чтения», проект «Содействие школьникам в освоении стратегий успешного чтения посредством использования текстов новой природы»). Особенностью этого проекта стало развитие читательской деятельности на уроках по всем предметным областям, включение в образовательную деятельность текстов новой природы в печатном и электронном виде, развитие школьного информационно-библиотечного центра и вовлечение в образовательный процесс жителей села, в котором расположена школа. Наряду с традиционными печатными текстами, в фонд библиотеки включаются книги с тек-
стами новой природы (книги-лабиринты, виммельбухи, комиксы и графические романы по различным предметным областям), активизирована индивидуальная работа с читателями, создание для них атмосферы, побуждающей к чтению.
Расширяется информационно-образовательная среда, способствующая читательской деятельности. У школьного информационно-образовательного центра появилось множество зон: вместе с Абонементом библиотеки (место хранения и выдачи ресурсов) - это школьный музей (гражданско-патриотиче-ское воспитание), и актовый зал (презентационная зона, духовно-нравственное воспитание), читательские уголки в кабинетах начальной школы, и предметные кабинеты: литературы (зона творческих встреч), информатики (зона проектной деятельности), технологии (творческая мастерская) и методической работы.
Одним из важных качеств, вырабатывающихся в процессе читательской деятельности, является обдумывание, переживание и обсуждение текста, оценка как самого текста, так и себя в роли читателей, создание собственных текстов. С целью научиться и научить школьников этим видам читательских компетенций, в школе работают творческие мастерские, где педагоги изучают особенности текстов новой природы и способы работы с ними. Начинается учебный год; полученные знания будут использованы в практической педагогической деятельности, обобщены в сборниках статей и методических рекомендаций, представлены на обучающих вебинарах для руководящих и педагогических работников субъектов РФ. Запланирован межрегиональный конкурс на лучшие авторские разработки текстов новой природы в электронном виде (буктрейлеры, инфографика, интерактивные плакаты, комиксы).
Продвижение чтения с помощью текстов новой природы базируется на уже достигнутых результатах, на определенных навыках смыслового чтения, достигнутых в ходе ранее действовавшего проекта. Педагоги разрабатывают занятия по смысловому чтению в рамках своих предметов, но первые 10 минут любого урока дети читают художественную и научно-популярную литературу. По оценке педагогов начальной школы, за год значительно повысилась техника чтения учащихся, а вслед за ней и качество, глубина понимания текста. В дальнейшем планируется повышение качества образования через читательскую деятельность; увеличение участников интеллектуальных и творческих мероприятий, занимающихся проектной и исследовательской деятельностью; разработка сетевых образовательных проектов, сотрудничество с публичными библиотеками, информационно-методической поддержке мотивации семейного чтения.
Итак, нами представлены три стороны педагогического потенциала текстов новой природы: мотивация к чтению с помощью текстов, соответствующих типу мышления современного школьника, и потому привлекательных; углубленное понимание и эмоциональное восприятие текстов благодаря нелинейной структуре; возможности творческой читательской деятельности по созданию собственных текстов. В практическом плане потребуется время для осмысления педагогической деятельности в рамках представленного проекта. Однако первые результаты показывают, что читательская деятельность учащихся активизируется благодаря использованию текстов новой природы, влиянию образовательной среды школы, направленной на продвижение чтения и повышение его престижа.
Библиографический список
1. Концепция программы поддержки детского и юношеского чтения в Российской Федерации. Available at: http://legalacts.ru/doc/ rasporjazhenie-pravitelstva-rf-ot-03062017-n-1155-r-ob-utverzhdenii/
2. Казакова Е.И. Тексты новой природы: проблемы междисциплинарного исследования. Психологическая наука и образование. 2016, Т. 21, № 4: 102 - 109.
3. Беньковская Т.Е. Тексты «новой природы» и возможность их использования в литературном образовании современных школьников. Педагогический имидж: научно-практический журнал. Available at: http://journal.iro38.ru/files/benkovskaya36.pdf
4. Галактионова Т.Г. Тексты «новой природы» и новая грамотность. Тексты новой природы в образовательном пространстве современной школы: сборник материалов VIII международной научно-практической конференция «Педагогика текста», Санкт-Петербург, 21 октября 2016 г. Санкт-Петербург: «Лема», 2016: 13 - 16.
5. Квашнина Е.С. «Новые» детские книги в пространстве библиотеки и школы. Новые формы организации читательской деятельности. Москва: Библиомир, 2017.
6. Романичева Е.С. Рабочая тетрадь как авторский текст учебника. Тексты новой природы в образовательном пространстве современной школы: сборник материалов VIII международной научно-практической конференция «Педагогика текста», 21 октября 2016 г. Санкт-Петербург, «Лема», 2016: 88 - 91.
7. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа. Составитель Е.С. Савинов. Москва: Просвещение, 2011.
8. Светловская Н.Н. Основы науки о читателе: Теория формирования типа правильной читательской деятельности. Москва, 1993.