Научная статья на тему 'Психолого-педагогический анализ проблемы культуры чтения подростков'

Психолого-педагогический анализ проблемы культуры чтения подростков Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1925
744
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОВРЕМЕННЫЙ ПОДРОСТОК / ОТКАЗ ОТ ЧТЕНИЯ / КЛИПОВОЕ СОЗНАНИЕ / ДЕКОДИРОВКА / ЦИФРОВЫЕ ИММИГРАНТЫ / ЦИФРОВЫЕ С РОЖДЕНИЯ / MODERN TEENAGER / REFUSAL OF READING / CLIP CONSCIOUSNESS / DECODING / DIGITAL NATIVES / DIGITAL IMMIGRANTS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Гринева Мария Игоревна

Чтение школьников на всех этапах развития педагогической мысли выступало в качестве базовой категории, характеризующей сущность процесса и результата образования; именно с умения читать практически во все исторические эпохи начиналась характеристика образованности.По последним данным международных исследований PIRLS и PISA в России ситуация с навыком чтения у младших школьников вполне благополучна, но к старшим классам общеобразовательной школы значительно ухудшается: происходит резкий спад уровня культуры чтения школьников, обусловленный как закономерностями подросткового развития, так и средовыми факторамиНа протяжении многих лет на страницах газет и журналов, в различных телеи радиопередачах, Интернет-изданиях обсуждается вопрос о проблеме «нечтения» подростков, следствием которого является все более распространяющаяся функциональная безграмотность.В данной статье делается попытка рассмотрения оснований для отказа современного подростка от чтения. Проблема рассматривается с физиологической, психологической и педагогической точек зрения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

«NOTREADING» OF TEENAGERS: WHO IS GUILTY AND WHAT TO DO

At all stages of development of the pedagogical thought children’s reading was a basic category that characterize the essence of the process and the result of education. The skill of reading was the main characteristic of the education nearly in every historical epoch. According to the latest data from the international studies PIRLS and PISA in Russia the situation with the reading skills of primary school children is quite well, but it is getting much worse by senior school. Over the time of many years the problem of teenagers’ “not-reading” and extending functional illiteracy as a result of it are widely discussed in mass media and Internet publishing. In the given article the attempt to consider the reasons of “not-reading” of the contemporary teenagers is made. The problem is reviewed from different points of view: physiological, psychological, and pedagogical.

Текст научной работы на тему «Психолого-педагогический анализ проблемы культуры чтения подростков»

DOI: 10.12731/2218-7405-2013-9-1 УДК 316.62

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ КУЛЬТУРЫ ЧТЕНИЯ ПОДРОСТКОВ

Гринева М.И.

Чтение школьников на всех этапах развития педагогической мысли выступало в качестве базовой категории, характеризующей сущность процесса и результата образования; именно с умения читать практически во все исторические эпохи начиналась характеристика образованности.

По последним данным международных исследований PIRLS и PISA в России ситуация с навыком чтения у младших школьников вполне благополучна, но к старшим классам общеобразовательной школы - значительно ухудшается: происходит резкий спад уровня культуры чтения школьников, обусловленный как закономерностями подросткового развития, так и средовыми факторами

На протяжении многих лет на страницах газет и журналов, в различных теле- и радиопередачах, Интернет-изданиях обсуждается вопрос о проблеме «нечтения» подростков, следствием которого является все более распространяющаяся функциональная безграмотность.

В данной статье делается попытка рассмотрения оснований для отказа современного подростка от чтения. Проблема рассматривается с физиологической, психологической и педагогической точек зрения.

Ключевые слова: современный подросток; отказ от чтения; клиповое сознание; декодировка, цифровые иммигранты, цифровые с рождения.

«NOT- READING» OF TEENAGERS: WHO IS GUILTY AND WHAT TO DO

Grineva M.I.

At all stages of development of the pedagogical thought children's reading was a basic category that characterize the essence of the process and the result of education.

The skill of reading was the main characteristic of the education nearly in every historical epoch. According to the latest data from the international studies PIRLS and PISA in Russia the situation with the reading skills of primary school children is quite well, but it is getting much worse by senior school.

Over the time of many years the problem of teenagers' "not-reading" and extending functional illiteracy as a result of it are widely discussed in mass media and Internet publishing. In the given article the attempt to consider the reasons of "not-reading" of the contemporary teenagers is made. The problem is reviewed from different points of view: physiological, psychological, and pedagogical.

Keywords: modern teenager; refusal of reading; clip consciousness; decoding; digital natives; digital Immigrants.

Возрастные особенности подростка

Физическое развитие школьников подросткового возраста сопровождается ослаблением памяти, внимания; происходит половое созревание, при этом на некоторое время замедляется рост различных органов тела на фоне ускоренного роста других. Подобные перепады в развитии не проходят бесследно, оказывая серьёзное влияние и на поведение ребёнка, и на особенности восприятия, и т.д.

Говоря о психическом развитии подростка, следует заметить, что, считая себя совершенно взрослым, тем не менее, он не способен критично оценить истинный объём своих знаний и умений. По мнению И.В.Шаповаленко, в полной

мере этот возраст раскрывается только в индустриальном обществе в связи с большим контрастностом между миром детства и миром взрослослых; подросток же оказывается между двумя культурами, к одной из которых он принадлежать уже не хочет, а в другую ещё не вошел. Это вызывает состояние «когнитивного дисбаланса» (внутренних противоречий мышления), неопределённость планов и целей в период смены «жизненных пространств» [11, c.145]

Нам близко утверждение Г.С.Абрамовой о том, что не следует сбрасывать со счетов и потребность в общении со взрослым, которая обусловленапробле-мами перспективного жизненного самоопределения. [1, с.486] Содержанием общения со взрослыми становятся вопросы взаимоотношения людей, отношения между полами, выбор профессии.

Этим взрослым может стать учитель, кто-либо из ближайших родственников, - тот, кто в глазах подростка обладает уникальными качествами общественно значимой деятельности. К числу таких «значимых» людей следует отнести и литературных персонажей, киногероев, музыкантов и так далее.

В качестве симптома, свидетельствующего о завершении подросткового возраста, обычно называют начало периода сомнения в существующих ценностях.

Особенности современного подростка

Необходимо отметить, что в современной ситуации изменений общества, при переходе его от индустриального к информационному, четко прослеживаются и значимые изменения современного подростка.

Исследования показывают, что подростков нашего времени характеризуют признаки, не зафиксированные у их сверстников еще пару десятилетий назад [10, с.3-5]. К таковым относятся:

1. Растущая отчужденность детей и взрослых

По мнению Д.И.Фельдштейна, для современных отношений «взрослый -ребенок» характерна новая ситуация - ситуация разорванных связей, в которой на сознание ребенка (а подростка - в еще большей степени) давит хаотичный

поток информации, идущей из телевидения, Интернета, перекрывая знания, получаемые от родителей, воспитателей, учителей.

В настоящее время родители часто переносят на ребенка свои собственные неудачи в семейной, профессиональной и иной сферах, серьезные профессиональные и личностные проблемы. Итогом таких отношений в семье является нежелание подростков взрослеть, так как у них формируется недоверие к миру Взрослых.

2. Обеднение и ограничение общения со сверстниками.

Как мы уже говорили, в этом возрасте, как ни в каком другом, важно интенсивное общение со сверстниками. На современном этапе личное общение подростков вытесняется общением в чатах и различных социальных сетях. В связи с ограничением общения снижаются коммуникативные навыки.

3. Рост индивидуализма подростков.

На первый план у современных подростков выходят не развлечения, а свой особый поиск смысла жизни, стремление к индивидуализации.

4. Изменения ценностных ориентации.

Эмоциональные и нравственные ценности: чуткость, терпимость, умение сопереживать, - для современных подростков становятся малозначимыми.

Особенно же значимыми качествами становятся для них образованность, настойчивость, решительность, хорошее здоровье и презентабельная внешность. При этом Интенсивное эволюционное саморазвитие современного человека сопровождается рядом психологических признаков современного ребенка, в том числе большими креативными способностями и независимостью мышления. Речь идет об изменениях всех современных детей, их восприятия, внимания, памяти, мышления и прочих характеристик.

5. Отрицательное действие массмедиа выражается в социальной аномии, т.е. разрушении одной ценностно-нормативной системы при несформированности другой, а также культурной депривации, т.е. ограничении, лишении доступа к духовным ресурсам и возможностям, необходимым для

удовлетворения основных жизненных потребностей детей, для полноценного формирования личности, источники развития которой находятся в области культурного опыта человечества.

6. Распространение в мире мозаичной культуры (термин введен А.Молем).

Это явление является следствием действия СМИ и Интернет. Мозаичная культура складывается из отдельно взятых фрагментов, связанных между собой бессистемно, случайными связями [6, с. 441].

Рассуждая о том, какой вред приносит это явление обществу, невозможно закрыть глаза на то, что мозаичная культура в настоящий момент уже прочно укоренилась в социуме.

Имеющее прямое отношение к мозаичной культуре клиповое сознание, также проникло во все сферы деятельности человека, а особенно в киноискусство и литературу. Бытует мнение, что клиповое сознание исключительно негативное явление, которое является основной причиной упадка среднего образования. Большинство авторов публикаций, так или иначе связанных с феноменом клипового мышления, утверждают, что его обладатель не в состоянии выстроить логическую цепочку от общего к частному и, как следствие, не может провести самого простого анализа, и с этим следует бороться. К сожалению, в настоящее время более конкретных рекомендаций, чем тренинги на акцентирование внимания и чтение книг, не предлагается.

Необходимо отметить, что наряду с отрицательной оценкой клипового сознания как потенциально опасного для культуры явления, существует и другое мнение о нем. К.Фрумкин, например, считает, что клиповое сознание, при всех его минусах, необходимо для ориентации в современном мире, так как оно дает способ быстрого облегченного усвоения большого объема информации, которую иным образом человек усвоить не может. Сутью такого вида сознания является способность человека быстро переключаться между

разрозненными смысловыми фрагментами, а главным его достоинством -большая скорость обработки информации. Еще одной его особенностью является предпочтение нетекстовой, образной информации [5]. Таким образом, понимая, что распространенное клиповое сознание является уже бесспорным фактом, и борьба с этим явлением бессмысленна, в общеобразовательном процессе необходимо осваивать способы преподавания литературы на «другом» языке, все более задействуя не только вербальный и логико-математический интеллекты (по Г.Гарднеру), но и музыкальный, визуально-пространственный, телесно-кинестетический, внутриличностный, социальный, естественнонаучный, которые, увы, недооцениваются в традиционной методике преподавания основных дисциплин [4].

7. Подросток перестал ориентироваться на авторитет взрослых.

Современный подросток является носителем новых культурных моделей, языка, моды, коммуникативных средств и технологий, и в этой связи во многих сферах жизни опережает взрослых. Сегодняшнее молодое поколение не застало мир без компьютеров, Интернета и мобильных телефонов.

Вследствие раннего обрушения мощного потока цифровых технологий на мозг подростка появляется «мозговой разрыв», пропасть между мышлением отцов и детей. Однако, пройдет еще несколько десятилетий, и население будет состоять в основном из так называемых «цифровых с рождения». Таким образом, обусловленный разным устройством мозга разрыв потеряет свою актуальность.

Новые технологии атакуют, на нас рушится огромный поток информации. Подростки с легкостью справляются с этим потоком, т.к. их мозг уже настроен на «режим многозадачности», в отличие от «цифровых иммигрантов» в возрасте за 40, которым достаточно сложно уделять время многим вещам одновременно и шагать в ногу со временем. [2]

Охарактеризовав особенности подросткового возраста и его специфику на современном этапе, проведем анализ причин отказа современного подростка от чтения.

Специалисты в области физиологии утверждают, что процессы, лежащие в основе запуска и обеспечения чтения, следует искать, во-первых, во внешней среде, действующей на организм (в условиях), во-вторых, на последнем уровне нервной системы, то есть - в коре головного мозга. [9, с.118]

С физиологической точки зрения процесс чтения является результатом развития корковых функций головного мозга, а именно способности коры к превращению символа в образ. Для построения образа корой при чтении понадобятся некоторые способности и специальный тренинг - обучение.

Причинами неспособности построения образа корой являются либо нарушение чтения (эту причину достаточно легко диагностировать, но работать над решением этой проблемы должны только специалисты), либо недостаточная тренировка. Для обеспечения успешного функционирования высших психических функций, одной из которых и является чтение, представляющее собой распознавание слова - прочтение слова - построение образа слова - установление связи с другими образами (формирование представления о прочитанном), необходима очень четкая функциональная организация специфических корковых структур.

Однако эта функциональная организация с рождения практически отсутствует. Есть только предпосылки для её возникновения - мощная, почти неорганизованная нейронная сеть, которая, разрушая и совершенствуя синоптические связи, настраивается (обучается) функционировать в определенных условиях.

Постепенно возрастает нагрузка на структуры коры, которые занимаются переводом текста в осмысленные образы. По разным причинам такие способности могут оказаться не у всех, поэтому чтение превращается в бессмыслицу,

как, например, заучивание текста на иностранном языке без понимания содержания.

Итак, по мнению физиологов, исчезновение интереса к чтению связано с затруднениями или невозможностью построения образа на написанное слово, что подсознательно дает ощущение бессмысленности самого процесса чтения.

Обучение чтению происходит в определенных социальных условиях, которые сильно отличаются у учителя и у современного подростка. Вероятнее всего, «декодировщики» текста у детей строят образы не по тем характеристикам, по которым тексты писались.

Кроме этого, ценность текста может падать из-за обесценивания самого образа (даже уже построенного). Какой смысл сочувствовать переживаниям тургеневских героинь, если в реальном мире они выглядят бессмысленными и только усложняют проблему организации общения?

Ученик и учитель, как правило, имеют совершенно разное представление об образах, и у этой разницы, возможно, существуют вполне конкретные физиологические причины. Любой из вариантов декодировки значим в определенных условиях или период времени.

Последнее особенно актуально в подростковый период, характеризующийся в смещении предпочтений ребенка в общении от семьи, учителя, школы к сверстникам, образующих свою молодежную субкультуру. В этот период особенно остро проступают различия в декодировке у зрелого человека и у подростка.

Однако, по мнению В.Е.Пугача, [8, с.12] границы между полями молодежной субкультуры и культуры «большой» не являются непроходимыми. Задача понимающего это учителя литературы сводится к тому, чтобы вывести их из поля молодежной субкультуры, в пределах которой удовлетворяются духовные потребности молодежи, в более широкое поле русской и мировой культуры через тексты национальной литературы. Автор отводит педагогу роль посредника между художественным текстом и учеником, считая, что «непосредствен-

ное восприятие качественных литературных текстов средним школьником едва ли возможно».

B.Е.Пугач в своей работе дает определение поля читательских ориента-ций как субъективной реальности, имеющей свою структуру и свои характеристики и поддающейся исследованию и влиянию, и предлагает учителю расширить это поле подростка с помощью анализа художественных текстов. Новаторство метода еще и в том, что автор выбирает не привычный нам путь чтения текста - «эмоция»-«анализ», а зеркальный - «анализ» и, как следствие, - «эмоция».

Причиной для применения именно такого пути общения с текстом автор считает прагматичность современных подростков.

Специалисты в области психологии подростков утверждают, что в этот период у подростка увеличивается словарный запас и приобретается большой навык работы со словом. По мнению Г.С.Абрамовой - это путь к массовому словесному творчеству, типичному для подростков. Это и путь в равной мере порчи языка и его обогащения. [1, c.496]

Мы разделяем тревогу психологов, что подросток без книги становится обделенным одним из важнейших средств культуры, развивающем в человеке способность к сосредоточению на собственном Я. «У современного подростка много соблазнов получать информацию извне в обобщенном виде через зрительный анализатор, гораздо меньше таких жизненных ситуаций, где он должен сосредоточиться на информации, идущей непосредственно от его Я. Нетренированное Я, если его не научить слушать самого себя во внутреннем диалоге, может потерять чувствительность к собственной диалогичности» [1, c.497]

C.Г.Абрамова считает, что одна из причин этого состоит в том, что чтение связано с движением в собственном психологическом пространстве, причем это движение естественное, оно основывается на уже существующих в нем переживаниях, структурированных в разной степени. Символическая функция

сознания обеспечивает относительную устойчивость этих структур (образов внутренней речи) и возможность развития глубины и ширины семантического поля каждого структурного образования. Психологическое пространство и движение в его семантике требуют от Я человека его выраженности, то есть оформленности в виде собственных текстов - «Я - высказываний». [1, c.496]

Говоря другим языком, умеющий читать чужой текст обладает необходимым для этого умением читать собственную душу.

Эти высказывания не всегда могут быть оформлены привычным для нас образом - в форме слов, устных или письменных. Текст в широком смысле этого слова - последовательность знаков, построенная согласно правилам какой-либо знаковой системы и образующая сообщение. Почему бы тогда не назвать текстом мелодию, математическую формулу, рисунок, танец, музыкальный клип, наконец?

Клиповое сознание: вред или польза?

Как было отмечено выше, при обрушении на современного человека огромного потока неконтролируемой информации из различных источников, наша психика защищает себя посредством клипового сознания, которое базируется на способности быстро переключаться между разрозненными смысловыми фрагментами. Для современных подростков, так называемого «поколения Сети», с ранних лет ключевую роль играет Интернет, многократно увеличивший объем доступной человеку информации, вследствие чего клиповое сознание стало для них доминирующим. Вследствие этого происходит отказ от чтения текста в классической его форме, т.к. главными особенностями клипового соз-наия, как мы уже говорили, являются большая скорость обработки информации и предпочтение нетекстовых, образных текстов.

Семейное чтение. В рамках проекта « Успешное чтение», целью которого является развитие культуры чтения школьников, нами было проведено исследование по проблеме чтения подростков. 1170 школьников 13-17 лет из Санкт-Петербурга, Сургута и Петрозаводска отвечали на вопросы, связанные с

их отношением к чтению, месту книги в их семье, взаимосвязи обучения и чтения и др.

По данным исследования лишь 45% анкетируемых рассказывают родителям о том, что они читают. Родители же спрашивают, о чем читают их дети лишь в 50% случаев. Лишь четверть респондентов знают, какие книги были любимыми у их родителей в юности.

Одним из своих вдохновителей авторы проекта «Успешное чтение» считают французского педагога, актера, писателя Даниэля Пеннака. Его фраза «Если, как постоянно говорится, мой сын, моя дочь, молодежь не любит читать -и глагол выбран верно, именно любовь тут и ранена, - не надо винить телевизор, наше время, школу... » будет, на наш взгляд, более чем уместна в этом разделе нашей статьи.

Роль учителя в приобщении к чтению. По ряду причин шанс педагога стать тем самым значимым взрослым, в котором так нуждается подросток на пути к самоопределению, очень велик. По результатам вышеуказанного исследования (Проект «Успешное чтение») лишь около одной трети респондентов ответили положительно на высказывания такого рода, как «Нам приходиться много самостоятельно читать на уроках», «Если учитель обсуждает с нами что-то интересное, мне хочется прочитать об этом больше», «Отметки часто зависят от количества и качества книг, прочитанных кроме учебника», «В нашем классе часто реализуются интересные проекты, для участия в которых мне надо много читать и работать с разными текстами», «У меня есть учитель, который много читает и делится с нами своими впечатлениями». Менее сорока процентов подростков по результатам исследования сказали, что могут обсудить прочитанное с учителем.

Таким образом, успешность в школе не зависит от того, читает ли что-либо ученик кроме учебника. Да и учебник, как выяснилось, тоже не очень-то и нужен, т.к. учитель пересказывает его на уроке своими словами. Что уж гово-

рить об обсуждении недавно прочитанной книги. Что это - нежелание педагога общаться с учениками или низкая читательская культура самого учителя?

Выводы

Мы рассмотрели психологические, физиологические и педагогические причины снижения культуры чтения подростков. Резюмируя вышесказанное, можно констатировать, что причинами «упадка» культуры чтения подростков являются:

• невозможность построения образа корой головного мозга;

• несоответствия в декодировке образа учителя и ученика-подростка;

• узкое поле читательских ориентаций подростка;

• недостаток в жизни подростка ситуаций, в которых необходимо сосредоточиться на информации, идущей непосредственно от Я подростка;

• распространение в современном обществе мозаичной культуры и клипового сознания;

• обоснованная психическим развитием потребность в выраженности своего психологического пространства и движения в семантике в виде собственных текстов - «Я - высказываний»;

• отсутствие очевидной связи развитой культуры чтения и успешности в жизни;

• недостаточный уровень развития педагогической культуры чтения, включающий в себя собственно культуру чтения взрослого, значимого для подростка;

В результате можно предположить, что условиями развития культуры чтения современного подростка являются:

• Отсутствие отрицательных эмоций вокруг чтения,

• Осознанное понимание мира подростка, предоставление свободы роста и развития.

• Погружение в среду «взрослой» культуры.

• Решение проблемы различия в декодировке за счет попытки вхождения взрослого в субкультуру подростка, желания понять выстроенные им образы с целью создания обстановки доверия и введения в дальнейшем в культуру «большую».

• Анализ художественных текстов, как средство расширения поля читательских ориентаций подростка.

• Тщательный отбор и использование в общеобразовательном процессе качественных альтернативных текстов (фильмов, музыки, телепередач и даже компьютерных игр)

• Предоставление подростку возможности выразить себя в собственных текстах различной природы, будь то стихотворение, танец, музыка, граффити, эссе и т.д.

• Использование на уроках аутентичных текстов различного характера, создание условий, когда дополнительно прочитанная книга, статья дают возможность стать успешнее в учебе, почувствовать себя интересным собеседником; обсуждение прочитанных книг, обмен ими; проектирование встреч с успешными людьми, которые могли бы поделиться своим отношением к книгам, чтению.

• Развитие культуры чтения и информационной культуры учителей как неотъемлемой части профессиональной деятельности и инструмента педагогического влияния на чтение подростка.

• Активное использование в работе с подростками положительных моментов, которые имеют место в клиповом сознании и визуальной культуре.

• Обучение учителей всех предметных областей технологиям развития культуры чтения подростков и систематическое их использование в общеобразовательном процессе.

Список литературы

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов вузов. М.: Академический проект, 2000. 624 с.

2. Ворган Г., Смолл Г. Мозг онлайн. Человек в эпоху Интернета. М: КоЛибри, Азбука-Аттикус. 2011. 352 с.

3. Выготский Л.С. Педагогическая психология. АСТ, Астрель, Хранитель. 2008. 671 с.

4. Гарднер Г. Структура разума: теория множественного интеллекта: Пер. с англ. М.: ООО «И.Д.Вильямс», 2007, 512 с.

5. Константин Фрумкин. Откуда исходит угроза книге // Знамя, 2010,

№9.

6. Моль А. Социодинамика культуры. М.: Прогресс, 1973. С. 44.

7. Пеннак Д. Как роман. Самокат. М. 2005

8. Пугач В.Е. Педагогические условия расширения поля читательских ориентаций подростков : дис. ...канд. пед. наук. СПб., 2005.

9. Учебно-методический комплекс «Успешное чтение». Книга для учителя. Под ред. Казаковой Е.И., Лема, СПб, 2009

10. Фельдштейн ДИ. Приоритетные направления психолого-педагогических исследований в условиях значимых изменений ребенка и ситуации его развития.

11. Шаповаленко И.В. Возрастная психология. М.: Гардарики, 2005.

References

1. Abramov H.S. Vozrastnaya psikhologiya: Uchebnoye posobiye dlya studentov vuzov [Psychology: A manual for students]. Moscow: Academic Project, 2000. 624 p.

2. Vorgan G.G. Mozg onlayn. Chelovek v epokhu Interneta [Small Brain online. The man in the age of the Internet]. M: Colibri, ABC, Atticus. , 2011. 352 p.

3. Vygotsky L.S. Pedagogicheskaya psikhologiya [Educational psychology]. AST, Astrel Guardian. 2008. 671 p.

4. Gardner G. Struktura razuma: teoriya mnozhestvennogo intellekta [The structure of the mind: the theory of multiple intelligences]: Trans. from English. Moscow: OOO "I.D.Vilyams", 2007, 512 p.

5. Konstantin Frumkin. Otkuda iskhodit ugroza knige [Whence the Threat book]. Znamya [Banner], no. 9 (2010).

6. Mole A. Sotsiodinamika kul'tury [Sociodynamics culture]. Moscow: Progress Publishers, 1973. p. 44.

7. Pennak D. Kak roman [As a novel]. Scooter. Moscow, 2005.

8. Pugach V.E. Pedagogicheskiye usloviya rasshireniya polya chita-tel'skikh oriyentatsiy podrostkov [Pedagogical conditions of extension of chit-sumer attitudes adolescents]: dis. ... Candidate. ped. Science. St. Petersburg., 2005.

9. Uchebno-metodicheskiy kompleks «Uspeshnoye chteniye» [Teaching Materials "Successful reading"]. Under red.Kazakovoy EI, Lem, St. Petersburg, 2009

10. Feldstein D.I. Prioritetnyye napravleniya psikhologo-pedagogicheskikh issledovaniy v usloviyakh znachimykh izmeneniy rebenka i situatsii yego razvitiya [Priority areas of psychological and educational research in a significant change in the child and the situation of its development].

11. Shapovalenko I.V. Vozrastnayapsikhologiya [Psychology]. M.: Gardariki,

2005.

ДАННЫЕ ОБ АТОРЕ

Гринева Мария Игоревна, аспирант кафедры педагогики РГПУ им. А.И.Герцена, старший преподаватель кафедры непрерывного филологического образования и образовательного менеджмента СПбГУ

Санкт-Петербургский государственный университет; Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена

линия Менделеевская, 26, г. Санкт-Петербург, Россия; наб. Реки Мойки, 48, г. Санкт-Петербург, 191186, Россия grineva68@mail. ru

DATA ABOUT THE AUTHORS

Grinyova Maria Igorivna, Graduate student of pedagogy Herzen Herzen University, Senior Lecturer, Department of Philology of continuous education and the education of Management Saint Petersburg State University

St. Petersburg State University; Russian State Pedagogical University

26, line Mendeleev, St. Petersburg, Russia; 48, nab. Reki Moyki, St. Petersburg,

191186, Russia

grineva68@mail. ru

Рецензент:

Меркулова Л.И., канд. филол. наук

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.