Научная статья на тему 'Особенности формирования технической стороны чтения у учащихся с дизартрией'

Особенности формирования технической стороны чтения у учащихся с дизартрией Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
2006
157
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ЧТЕНИЯ / МЕТОДИКА ЧТЕНИЯ В ШКОЛЕ / НАЧАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ ЧТЕНИЮ / ЧТЕНИЕ ДЕТЕЙ / ТЕХНИКА ЧТЕНИЯ / МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ / ЛОГОПЕДИЯ / ДЕТИ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ / НАРУШЕНИЯ РЕЧИ / ДИЗАРТРИЯ / METHODS OF TEACHING READING / METHODS OF TEACHING READING AT SCHOOL / PRIMARY SCHOOL TEACHING READING / CHILDREN'S READING / TECHNICAL ASPECT OF READING / JUNIOR SCHOOLCHILDREN / LOGOPEDICS / CHILDREN WITH SPEECH DISORDERS / DYSARTHRIA

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Васильева Марина Вадимовна

Статья посвящена вопросу формирования технической стороны чтения у младших школьников с дизартрией. Предметом исследования являются особенности формирования технической стороны чтения вслух учащихся с различной степенью выраженности дизартрии. С помощью стандартизированной методики О. Б. Иншаковой проводится изучение особенностей читательских умений и технической стороны чтения школьников в период их обучения с 1-го по 2 класс. Результаты сравниваются, и выявляются трудности обучения чтению учащихся, имеющих разную степень тяжести дизартрии. В ходе исследования наблюдается, что при чтении в сравнении с учащимися с нормальным речевым развитием у учащихся с дизартрией темп чтения формируется медленнее, при чтении эти дети допускают большее количество ошибок, долго не формируется интонационная сторона чтения. Большую роль в становлении навыка чтения играет дошкольная подготовка детей, имеющих диагноз «дизартрия». Полученные результаты необходимо учитывать учителям начальных классов, педагогам-психологам, учителям-логопедам и другим специалистам при составлении индивидуального образовательного маршрута по обучению младших школьников с речевой патологией в условиях инклюзивного и специального обучения. Выявленные в ходе исследования особенности свидетельствуют о необходимости организации и разработки дифференцированных методов обучения для данной категории детей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Васильева Марина Вадимовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF TECHNICAL READING SKILLS IN PUPILS WITH DYSARTHRIA

The article is devoted to the formation of the practical skills of reading in schoolchildren with dysarthria. The scope of research embraces the peculiarities of formation of technical reading skills in children with different degrees of severity of dysarthria. The author has studied the peculiarities of reading skills and the technical aspect of reading in schoolchildren of the 1st and 2nd forms using the standardized methods of O. Inshakova. The results have been compared and have revealed the problems of teaching reading. The given research shows that the children with dysarthria read slower, make more mistakes, and their intonation skills lag behind in comparison to the normally developing peers. Preschool preparation of children with dysarthria plays a great role in the reading skills development. The results obtained should be taken into account by primary school teachers, pedagogues-psychologists, speech therapists and other specialists in designing individual educational routes for schoolchildren with speech pathology under the conditions of inclusive and special education. The peculiarities identified in the study prove the necessity of organization and development of differentiated teaching methods for this category of children.

Текст научной работы на тему «Особенности формирования технической стороны чтения у учащихся с дизартрией»

УДК 376.37:372.41

ББК Ч457.683-243 ГСНТИ 14.29.29 Код ВАК 13.00.03

М. В. Васильева M. V. Vasil'eva Владимир, Россия Vladimir, Russia

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ТЕХНИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ ЧТЕНИЯ У УЧАЩИХСЯ С ДИЗАРТРИЕЙ

Аннотация. Статья посвящена вопросу формирования технической стороны чтения у младших школьников с дизартрией. Предметом исследования являются особенности формирования технической стороны чтения вслух учащихся с различной степенью выраженности дизартрии. С помощью стандартизированной методики О. Б. Иншаковой проводится изучение особенностей читательских умений и технической стороны чтения школьников в период их обучения с 1-го по 2 класс. Результаты сравниваются, и выявляются трудности обучения чтению учащихся, имеющих разную степень тяжести дизартрии. В ходе исследования наблюдается, что при чтении в сравнении с учащимися с нормальным речевым развитием у учащихся с дизартрией темп чтения формируется медленнее, при чтении эти дети допускают большее количество ошибок, долго не формируется интонационная сторона чтения. Большую роль в становлении навыка чтения играет дошкольная подготовка детей, имеющих диагноз «дизартрия».

Полученные результаты необходимо учитывать учителям начальных классов, педагогам-психологам, учителям-логопедам и другим специали-

FORMATION OF TECHNICAL READING SKILLS IN PUPILS WITH DYSARTHRIA

Abstract. The article is devoted to the formation of the practical skills of reading in schoolchildren with dysarthria. The scope of research embraces the peculiarities of formation of technical reading skills in children with different degrees of severity of dysarthria. The author has studied the peculiarities of reading skills and the technical aspect of reading in schoolchildren of the 1 st and 2nd forms using the standardized methods of O. Inshakova. The results have been compared and have revealed the problems of teaching reading. The given research shows that the children with dysarthria read slower, make more mistakes, and their intonation skills lag behind in comparison to the normally developing peers. Preschool preparation of children with dysarthria plays a great role in the reading skills development.

The results obtained should be taken into account by primary school teachers, pedagogues-psychologists, speech therapists and other specialists in designing individual educational routes for schoolchildren with speech pathology under the conditions of inclusive and special education. The peculiarities identified in the study prove the necessity of organization and development of differentiated teaching methods for this category of children.

стам при составлении индивидуального образовательного маршрута по обучению младших школьников с речевой патологией в условиях инклюзивного и специального обучения. Выявленные в ходе исследования особенности свидетельствуют о необходимости организации и разработки дифференцированных методов обучения для данной категории детей.

Ключевые слова: методика препо- Keywords: methods of teaching read-давания чтения; методика чтения в ing; methods of teaching reading at школе; начальное обучение чтению; school; primary school teaching reading; чтение детей; техника чтения; млад- children's reading; technical aspect of шие школьники; логопедия; дети с reading; junior schoolchildren; нарушениями речи; нарушения речи; logopedics; children with speech disor-дизартрия. ders; dysarthria.

Сведения об авторе: Васильева About the author: Vasil'eva Marina Марина Вадимовна, аспирант, 3 курс, Vadimovna, Post-Graduate Student, кафедра логопедии, дефектологический Moscow State Pedagogical University. факультет, Московский педагогический государственный университет.

Место работы: доцент кафедры Place of employment: Department of педагогики и психологии здоровья и Pedagogy and Psychology of Health and кафедры начального обучения, Вла- Department of Primary Education, Vla-димирский институт развития обра- dimir Institute for Advancement of Edu-зования имени Л. И. Новиковой. cation named after L. I. Novikova, Vla-

dimir, Russia.

Контактная информация: 600001, Россия, г. Владимир, пр-т Ленина, д. 8А.

E-mail: marinadruzh@mail.ru.

Введение. Обучение чтению детей — это одна из глобальных проблем современной школы. Чтение, по мнению И. А. Зимней [8], является специфическим видом деятельности, сущность которого состоит в единстве его внутренней и внешней сторон. Внешняя сторона чтения представляет сложный навык, который характеризует овладение его © Васильева М. В., 2017

технической стороной: скоростью, правильностью чтения, обеспечивающей читающему нормальное качество восприятия текста. Внутренняя сторона отражает процесс понимания текста, включающий, по мнению Т. Г. Егорова, М. Р. Львова, А. Н. Корнева и других исследователей, такие аспекты, как цельность и связность, способствующие присвоению из-

ложенной в тексте информации. Особенно актуальной данная проблема становится для специальной педагогики, занимающейся обучением школьников с речевой патологией, а именно детей с дизартрией. Как показывают современные теоретические и методические исследования, в реализации технической стороны чтения задействованы как устная речь, так и зрительное опознавание графических изображений букв. От качества развития этих компонентов зависит результат овладения первоначальным навыком.

Участие в чтении устной речи подразумевает сохранность всех ее характеристик: произношения, фонематического восприятия, слоговой структуры, словаря, а также грамматического строя речи и возможности построения связного высказывания, которые часто бывают нарушены у школьников с дизартрией. Не-сформированность устной речи у детей с дизартрией существенно затрудняет процесс овладения звуковым анализом и синтезом, что, как следствие, отражается на овладении звуко-буквенным анализом и синтезом. Нарушения зрительно-гностического и зрительно-пространственного характера не позволяют сформировать устойчивые образы букв, слога и слова. Это нарушает процесс интеграции слуховой и зрительной

информации, необходимый для решения технической задачи во время чтения. В связи с этим решение проблемы формирования технической стороны чтения с помощью разработки специальных методов для учащихся с дизартрией, имеющей различную степень выраженности, является актуальным.

Целью исследовательской работы является изучение процесса овладения чтением школьниками начальных классов с дизартрией.

Объект исследования — техническая сторона чтения вслух младших школьников с дизартрией.

Предмет исследования — особенности формирования технической стороны чтения вслух учащихся с различной степенью выраженности дизартрии.

Гипотеза исследования заключается в том, что дети с различной тяжестью дизартрических расстройств имеют разные трудности в формировании технической стороны чтения вслух, с учетом которых становится возможным разработать эффективные адресные методики формирования технической стороны чтения для каждой из категории учащихся.

Поставленной цели соответствуют следующие задачи: 1) проведение теоретического и методического анализа специальной литературы как отечественных, так и зарубежных авторов,

определяющих теоретическую и методическую часть исследования;

2) выбор методики исследования процесса чтения вслух для учащихся начальной школы с наличием клинического диагноза «дизартрия» и минимальных проявлений дизартрии;

3) обследование технической стороны чтения школьников и выявление нарушений, характеризующих скорость, способ, правильность и выразительность;

4) формирование из обследованных школьников контрольной группы (КГ), в которую входят дети с нормальным формированием навыка, и экспериментальной группы (ЭГ) учащихся, у которых нарушено овладение технической стороной чтения, для проведения сопоставительного анализа;

5) анализ результатов экспериментального изучения школьников обеих групп и разработка основных направлений коррек-ционной работы.

Для решения поставленных задач и достижения намеченной цели используются следующие методы исследования: методы эмпирического исследования: обзорно-аналитический, метод индивидуального комплексного обследования младших школьников, констатирующий эксперимент; методы статистического анализа результатов, количественный и качественный анализ

данных констатирующего эксперимента, где достоверным результатом является p = 0,001.

Методика обследования. Для проведения исследования выбрана методика О. Б. Иншаковой, включающая изучение читательских умений и технической стороны чтения школьников в период их обучения с 1-го по 2 класс [2]. Тест читательских умений включает 9 проб, с помощью которых изучается узнавание букв, способность прочтения букв, слогов, коротких слов различной сложности, простых текстов.

Изучение процесса формирования навыка технической стороны чтения у учащихся 2, 3, 4-х классов в разные периоды обучения требует использования текстов, соответствующих возрасту детей. Обследуются параметры скорости, способа, правильности, выразительности чтения. Применяется 15-балльная шкала оценки, которая позволяет выделить высокий, средний, низкий, нулевой уровни, характеризующие читательские умения детей и успешность выполнения заданий, направленных на анализ технической стороны чтения.

Экспериментальное исследование проводилось в период с 2006 по 2010 г. на базе специальной школы-интерната № 4 V вида для детей с тяжелыми нарушениями речи и на базе общеобразовательных школ № 14 и 40

г. Владимира. В процессе обследования из школьников 1 класса выделяются ЭГ (п = 92) и КГ (п = = 35) детей в возрасте 7 лет. КГ характеризуется нормальным речевым развитием. В ЭГ из детей с диагнозом «дизартрия» выделяется две подгруппы: в ЭП-1 входят школьники с тяжелыми проявлениями дизартрии (псев-добульбарная форма), имеющие ОНР (п = 8); в ЭП-2 (п = 84) — учащиеся с минимальными проявлениями дизартрии и логопедическими заключениями ОНР (п = 48) и ФФН (п = 36).

Результаты исследования.

Изучение результатов проверки читательских умений на момент поступления детей в 1 класс по сравнению с результатами КГ показывает, что в ЭП-1 читательские умения детей сформированы хорошо, так как до школы с ними проводилась логопедическая работа, включающая подготовку к овладению чтением, о чем свидетельствует опрос родителей. В ЭП-2 отмечается преобладание учащихся с низким уровнем развития читательских умений.

Результаты изучения становления скорости чтения учащихся КГ и ЭГ обобщены в таблице 1.

Период Группа Средние Станд. Значимость

обследования показатели отклон. различий по критерию Манна — Уитни

Конец 1 класса КГ 165,97 107,90 p = 0,1

ЭП-1 107,62 31,46

ЭП-2 134,10 58,61

Начало 2 класса КГ 255,91 23,83 р < 0,001

ЭП-1 128,38 17,04

ЭП-2 155,73 53,95

Конец 2 класса КГ 412,77 123,45 p < 0,001

ЭП-1 191,14 57,66

ЭП-2 155,73 51,63

Таблица 1

Сравнительные результаты динамического обследования скорости чтения (количество знаков в минуту) в ЭП-1, ЭП-2 и КГ

Таблица 2

Сравнительные показатели динамических изменений в способе чтения у детей ЭП-1, ЭП-2 и КГ

Период Группа Средние Станд. Статистическое

обследования показатели отклон. различие по критерию Красила — Уоллиса

Конец 1 класса КГ 5,29 2,41 р = 0,37

ЭП-1 3,75 3,54

ЭП-2 4,94 3,06

Начало 2 класса КГ 5,00 3,43 р = 0,02

ЭП-1 5,00 3,78

ЭП-2 6,73 3,15

Конец 2 класса КГ 10,71 2,47 р < 0,001

ЭП-1 9,38 4,96

ЭП-2 6,73 3,90

Результаты, приведенные в таблице 1, показывают, что в обследуемых группах скорость чтения с 1 -го по конец 2 класса в КГ и ЭП-1, ЭП-2 увеличивается.

Во 2 классе у школьников сравниваемых групп наблюдается заметное увеличение скорости чтения с начала к концу учебного года. Средняя скорость чтения КГ к концу 2 класса составляет 400 знаков в минуту, школьников ЭП-2 — 200 знаков в минуту, ЭГ-1 — всего 170 знаков в минуту. Отметим, что между двумя экспериментальными подгруппами обнаруживаются достоверные отличия (р = 0,001), которые проявляются в значимых различиях показателей скорости. Чтение учащихся ЭП-1 и ЭП-2 с низкими

показателями скорости чтения характеризуется потерей строки и использованием пальца для осуществления слежения по строке во время чтения. Это явление чаще можно наблюдать у обучающихся ЭП-2, читающих медленнее остальных, хотя такие же сложности можно видеть у детей ЭП-1, которые часто ищут начало строки, начало предложения.

Результаты изучения следующего показателя технической стороны — способа чтения — школьников КГ, ЭП-1 и ЭП-2 приведены в таблице 2.

Из таблицы 2 следует, что достоверных различий в овладении способами чтения в конце 1 -го класса между КГ и ЭП-1, ЭП-2 не имеется. У большинства уча-

щихся преобладает слоговой способ чтения, что выявляется при обследовании детей в начале 2 класса. К концу второго года обучения у детей наблюдаются изменения. Все школьники КГ к концу второго года обучения овладевают более высокой ступенью формирования навыка — чтением целыми словами. Большая часть учащихся ЭП-1 и ЭП-2 остается на прежней ступени формирования навыка, и только некоторые дети переходят на следующую ступень. В этот период из двух экспериментальных подгрупп достоверно лучшие результаты показывают школь-

ники ЭП-2. Приведем пример способа чтения ученика ЭП-2: «Наш зна/ко/мый охот/ник шёл бе/ре/гом лес/ной ре/ки» (чтение коротких слов целым словом и слияниями). Пример чтения ученика ЭП-1: «На/ш з/на/ко/мы/й о/хо/т/ни/к шё/л бе/ре/го/м ле/с/но/й ре/ки». Данный пример указывает на то, что школьник ЭП-1 владеет чтением слияниями.

Результаты обследования по следующему показателю овладения технической стороной чтения — правильности чтения — обобщены в таблице 3.

Период Группа Средние Станд. Статистическое

обследования показатели отклон. различие по критерию Крескала — Уоллиса

Конец 1 класса КГ 8,29 4,01 p = 0,75

ЭП-1 7,80 5,62 p = 0,75

ЭП-2 9,38 4,96 p = 0,75

Начало 2 класса КГ 13,86 2,45 p < 0,001

ЭП-1 9,35 4,90 p < 0,001

ЭП-2 11,25 3,54 p < 0,001

Конец 2 класса КГ 14,00 2,66 p < 0,001

ЭП-1 10,01 4,84 p < 0,001

ЭП-2 11,25 5,18 p < 0,001

Таблица 3

Сравнительные показатели динамических изменений в правильности чтения у детей ЭГ-1, ЭГ-2 и КГ

Из таблицы 3 видно, что дети всех изучаемых групп в конце 1 класса допускают при чтении вслух большое количество ошибок и не отличаются по данным результатам друг от друга (р = = 0,75).

В начале второго класса между учащимися всей ЭГ и КГ появляются достоверно значимые отличия в количестве ошибок, характеризующих правильность чтения. Количество ошибок у детей КГ заметно уменьшается, а в ЭП-1 и ЭП-2 ошибки стабильно сохраняются. Сравнение подгрупп учащихся с разной тяжестью дизартрии указывает на то, что достоверно большее число ошибок при чтении совершают школьники ЭП-2 (в среднем 10,6). Все учащиеся этой подгруппы чаще допускают следующие ошибки: смешение оптически сходных букв; замену глухих согласных звонкими; смешение гласных О — А; смешение соно-ров Л — Н, замену твердых заднеязычных твердыми среднеязычными. Самой частотной ошибкой является вставка букв и звуков при стечениях согласных, например: голубка — «голубоока», захлопнуть — «захолоп-нуть», вспорхнула — «восопорх-нула», бросила — «боросила». Часто обнаруживаются ошибки ударения, например в словах «холодн й», «берег м», «сучь в», «догнала» «прямиком». Количе-

ство таких погрешностей увеличивается в ЭП-1 к концу 2 класса.

Выразительность чтения у учащихся с дизартрией ЭГ к концу обследования не формируется ввиду трудностей перехода от слогового способа чтения к чтению целыми словами и трудностей интонирования, связанных с нарушением процесса воспроизведения интонационных структур предложения, что вызвано наличием у детей с дизартрией некоординированного, поверхностного, прерывистого дыхания и, как следствие, особенностей тембра, мелодики, интенсивности, темпа произнесения при чтении речевой синтагмы.

Кроме того, на протяжении всего периода исследования у детей с дизартрией (ЭП-1, ЭП-2) отмечается, что в случаях затруднений им требуется оказание стимулирующей, эмоционально-регулирующей, направляющей и иногда организующей помощи со стороны взрослого, так как школьники с дизартрией обнаруживают фрустрационные переживания и невротические реакции.

Таким образом, при сравнении результатов исследования технической стороны чтения младших школьников с различной тяжестью имеются достоверные отличия от КГ, которые проявляются в скорости чтения, более медленном становлении продуктивного способа чтения це-

лыми словами, в правильности чтения вслух, в отсутствии выразительности чтения.

Сравнение подгрупп учащихся с различной степенью проявления тяжести нарушения свидетельствует, что они также имеют свои особенности и различия по всем характеристикам технической стороны чтения вслух, а это говорит о необходимости осуществления дифференцированного подхода в коррекционной работе по формированию чтения.

Выводы.

• Анализ теоретической и методической специальной литературы показал, что техническая сторона чтения — это сложный психофизический процесс, основанный на качестве работы таких высших психических функций, как устная речь и зрительное восприятие. Исследования проблем формирования технической стороны речи у учащихся с дизартрией с целью разработки специальных методов коррекцион-ного воздействия являются особенно актуальными.

• Среди множества методик исследования чтения вслух младших школьников наиболее исчерпывающей и информативной для детей с дизартрией мы считаем применяемую нами стандартизированную методику О. Б. Ин-шаковой. Данная методика обследования чтения выявляет достоверные отличия у учащихся КГ

и ЭГ в период обучения чтению с 1 по 2 класс:

- школьники ЭГ читают в 2 раза медленнее, чем учащиеся КГ;

- у детей ЭГ более длительное время занимает процесс становления плавного чтения по слогам и переход к чтению целыми словами, в то время как все учащиеся КГ к концу 2 класса овладевают чтением целыми словами;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- младшие школьники ЭГ в сравнении с учащимися КГ допускают в 2 раза больше ошибок при чтении на конец 2 класса. Ошибки носят устойчивый и специфический характер;

- в отличие от учащихся КГ, у детей ЭГ не формируется выразительность чтения ввиду наличия особенностей просодической стороны речи и трудностей в становлении способа чтения целыми словами;

- учащиеся ЭГ в период обучения чтению нуждаются в оказании стимулирующей, эмоционально-регулирующей, направляющей и организующей помощи со стороны взрослого.

• Исследование показателей в двух подгруппах с различной степенью выраженности дизартрии (ЭП-1, ЭП-2) обнаружило следующую разницу и достоверные различия между школьниками:

- учащиеся ЭП-1 с тяжелой степенью дизартрии поступают в школу с лучшей подготовкой в

вопросах обучения грамоте, что на некоторое время оказывает благоприятное воздействие на процесс обучения чтению и позволяет сохранить некоторую стабильность в овладении навыком. Но в скором времени такие ученики начинают испытывать трудности в становлении способа чтения, скорости и особенно выразительности чтения;

- скорость чтения учащихся ЭП-2 и ЭП-1 имеет значимые отличия: учащиеся ЭП-2 читают медленнее остальных, а дети из ЭП-1 чаще теряют начало строки и начало предложения;

- по способу чтения достоверно лучшие результаты имеют ученики с минимальными проявлениями дизартрии ЭП-2. Они овладевают к концу 2 класса чтением слияниями с переходом на чтение целыми словами; учащиеся ЭП-1 читают слияниями;

- учащиеся ЭП-2 к концу 2 класса допускают достоверно большее количество специфических ошибок при чтении.

• Процесс обучения чтению школьников с различной степенью выраженности дизартриче-ских расстройств характеризуется более длительной и детальной отработкой с помощью специальных приемов и форм работы, формирующих скорость, способ и правильность чтения. Разработаны следующие направления кор-рекционно-педагогического воз-

действия: формирование позитивной мотивации к процессу чтения, позволяющее удерживать интерес к обучению чтению; формирование фонетической стороны речи, основанное на уточнении и дифференциации звуков; формирование психолого-педагогических предпосылок к обучению чтению как основы формирования навыка чтения; формирование зрительно-пространственных ориентировок для усвоения декодирования текстов как условие преодоления нарушений зрительного восприятия; непосредственно процесс обучения чтению, включающий в себя составление вариативной индивидуальной программы, направленной на преодоление трудностей в овладении данного ребенка процессом формирования технической стороны чтения.

Литература

1. Архипова, Е. Ф. Стертая дизартрия у детей / Е. Ф. Архипова. — М. : АСТ : Астрель : Хранитель, 2006.

2. Ахутина, Т. В. Нейропсихологическая диагностика, обследование письма и чтения младших школьников / Т. В. Ахутина, О. Б. Иншакова. — М. : Секачев, 2008.

3. Бабина, Г. В. Практикум по логопедии: дизартрия / Г. В. Бабина, Л. И. Белякова, Р. Е. Идес. — М. : Прометей, 2012.

4. Барт, К. Трудности в обучении: раннее предупреждение / К. Барт. — М. : Академия, 2006.

5. Белякова, Л. И. Логопедия. Дизартрия / Л. И. Белякова, Н. Н. Волоскова. — М. : Владос, 2009.

6. Гончарова, Е. Л. Ранние этапы становления читательской деятельности в

норме и при отклонениях в развитии : дис. ... д-ра пед. наук : 19.00.10 : защищена 15.10.2009 : утв. 22.01.2009 / Гончарова Елена Львовна. — М., 2009.

7. Егоров, Т. Г. Психология овладения навыком чтения / Т. Г. Егоров. — СПб. : КАРО, 2006.

8. Зимняя, И. А. Психология чтения как вида речевой деятельности / И. А. Зимняя // Психологические проблемы обучения технике чтения, смысловому восприятию и пониманию текста : материалы Всерос. науч.-практ. конф. — М., 1989.

9. Иншакова, О. Б. Нарушение письма и чтения: теоретический и экспериментальный анализ / О. Б. Иншакова. — М. : Се-качев : НИИ Школьных технологий, 2008.

10. Корнев, А. Н. Подготовка к обучению грамоте детей с нарушением речи / А. Н. Корнев. — М. : Айрис-Пресс, 2007.

11. Костикова, М. Н. Психологическая готовность к школе / М. Н. Костикова. — М. : Академический проект, 2000.

12. Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев. — М. : Политиздат, 1975.

13. Рамзаева, Т. Г. Методика обучения русскому языку в начальных классах / Т. Г. Рамзаева, М. Р. Львов. — М. : Просвещение, 1979.

14. Русецкая, М. Н. Нарушение чтения у младших школьников: анализ речевых и зрительных причин : моногр. / М. Н. Ру-сецкая. — СПб. : КАРО, 2007.

15. Praxisbuch Legasthenie. Lese-und-Rechtschreibschwache. — SCHUBI Lernmedien AG : Schaffhausen / Auflage, 2005.

References

1. Arkhipova, E. F. Stertaya dizartriya u detey / E. F. Arkhipova. — M. : AST : As-trel' : Khranitel', 2006.

2. Akhutina, T. V. Neyropsikhologiche-skaya diagnostika, obsledovanie pis'ma i chteniya mladshikh shkol'nikov / T. V. Akhu-tina, O. B. Inshakova. — M. : Sekachev, 2008.

3. Babina, G. V. Praktikum po logopedii: dizartriya / G. V. Babina, L. I. Belyakova, R. E. Ides. — M. : Prometey, 2012.

4. Bart, K. Trudnosti v obuchenii: rannee preduprezhdenie / K. Bart. — M. : Akade-miya, 2006.

5. Belyakova, L. I. Logopediya. Dizartriya / L. I. Belyakova, N. N. Voloskova. — M. : Vlados, 2009.

6. Goncharova, E. L. Rannie etapy stanov-leniya chitatel'skoy deyatel'nosti v norme i pri otkloneniyakh v razvitii : dis. ... d-ra ped. nauk : 19.00.10 : zashchishchena 15.10.2009 : utv. 22.01.2009 / Goncharova Elena L'vov-na. — M., 2009.

7. Egorov, T. G. Psikhologiya ovladeniya navykom chteniya / T. G. Egorov. — SPb. : KARO, 2006.

8. Zimnyaya, I. A. Psikhologiya chteniya kak vida rechevoy deyatel'nosti / I. A. Zim-nyaya // Psikhologicheskie problemy obu-cheniya tekhnike chteniya, smyslovomu vospriyatiyu i ponimaniyu teksta : materialy Vseros. nauch.-prakt. konf. — M., 1989.

9. Inshakova, O. B. Narushenie pis'ma i chteniya: teoreticheskiy i eksperimental'nyy analiz / O. B. Inshakova. — M. : Sekachev : NII Shkol'nykh tekhnologiy, 2008.

10. Kornev, A. N. Podgotovka k obucheniyu gramote detey s narusheniem rechi / A. N. Kor-nev. — M. : Ayris-Press, 2007.

11. Kostikova, M. N. Psikhologicheskaya gotovnost' k shkole / M. N. Kostikova. — M. : Akademicheskiy proekt, 2000.

12. Leont'ev, A. N. Deyatel'nost'. Soznanie. Lichnost' / A. N. Leont'ev. — M. : Politizdat, 1975.

13. Ramzaeva, T. G. Metodika obucheniya russkomu yazyku v nachal'nykh klassakh / T. G. Ramzaeva, M. R. L'vov. — M. : Prosveshchenie, 1979.

14. Rusetskaya, M. N. Narushenie chteniya u mladshikh shkol'nikov: analiz rechevykh i zritel'nykh prichin : monogr. / M. N. Ruset-skaya. — SPb. : KARO, 2007.

15. Praxisbuch Legasthenie. Lese-und-Rechtschreibschwache. — SCHUBI Lernmedien AG : Schaffhausen / Auflage, 2005.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.