Научная статья на тему 'Особенности формирования навыка чтения у младших школьников с признаками левшества'

Особенности формирования навыка чтения у младших школьников с признаками левшества Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
455
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
European research
Ключевые слова
ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКА ЧТЕНИЯ / FEATURES OF FORMATION OF READING SKILLS / LEFT-HANDER / ERRORS MADE WHILE READING / ЛЕВШИ / ОШИБКИ / ДОПУСКАЕМЫЕ ПРИ ЧТЕНИИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Прилюдько Валерия Викторовна

В настоящее время большое внимание уделяется изучению проблемы трудностей обучения грамоте детей с левшеством. В данной статье рассмотрены проблемы формирования навыка чтения у младших школьников с признаками левшества. Проанализированы результаты, полученные при обследовании младших школьников. Сопоставлены количество и вид ошибок при чтении у младших школьников правшей и с признаками левшества, и представлены в виде процентного соотношения между двумя группами. Сформулированы выводы по данной статье.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности формирования навыка чтения у младших школьников с признаками левшества»

склонности, направленность и интерес, проявляющиеся в активной деятельности учащихся.

Организация учебной деятельности предусматривает создание образовательной среды обучения, создание принципиально новых и изменение существующих форм и методов обучения, где, прежде всего, будут учитываться индивидуальные особенности и качества учеников.

Организация учебной деятельности предусматривает создание образовательной среды обучения, создание принципиально новых и изменение существующих форм и методов обучения, где, прежде всего, будут учитываться индивидуальные особенности и качества учащихся [1].

Таким образом, предопределились несколько подходов в раскрытии данного понятия. Анализ трудов современных педагогов и психологов показал, что, несмотря на то, что представления ученых об индивидуализации отражают лишь некоторые аспекты или раскрывают содержание отдельных структурных элементов индивидуализации, именно педагогика становится основой всех наук, обращающихся к познанию индивидуализации обучения.

Литература

1. Брунер Дж. Процесс обучения: Пер. с англ. М., 1962. 84 с.

2. Джуринский А. Н. Развитие образования в современном мире. М.: Владос, 2004. 239 с.

3. Зеньковский В. В. Принцип индивидуализации в психологии и педагогике // Вопросы философии и психологии, 1991. Май - июнь. 216 с.

4. Кувандикова Г. Г., Чориев И. Р. Технологии гуманизма общества в отношении к личности // Вестник науки и образования, 2016. № 5 (17). С. 64-67.

5. Кувандикова Г. Г., Чориев И. Р. Вести науки и образования. XIII межд. науч.-практ.конф. ( Россия, Москва, 23-24 февраля 2016). С. 92-94.

FEATURES OF FORMATION READING SKILLS IN PRIMARY SCHOOL CHILDREN WITH SIGNS OF LEFT-HANDEDNESS Priljud'ko V. (Russian Federation) ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКА ЧТЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ПРИЗНАКАМИ ЛЕВШЕСТВА Прилюдько В. В. (Российская Федерация)

Прилюдько Валерия Викторовна /Priljud'ko Valerija - учитель-логопед, Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы Гимназия № 1529 им. А. С. Грибоедова, г. Москва

Abstract: currently, much attention is devoted to the problem of literacy difficulties children with left-handedness. This article deals with the problems of formation of reading skills in primary school children with signs of left-handedness. The results obtained during the examination younger students. Mapped the number and type of errors when reading in primary school children with signs of right-handers and left-handedness, and presented as a percentage between the two groups. Formulated conclusions on this article. Аннотация: в настоящее время большое внимание уделяется изучению проблемы трудностей обучения грамоте детей с левшеством. В данной статье рассмотрены проблемы формирования навыка чтения у младших школьников с признаками левшества. Проанализированы результаты, полученные при обследовании младших школьников. Сопоставлены количество и вид ошибок при чтении у младших школьников правшей и с признаками левшества, и представлены в виде процентного соотношения между двумя группами. Сформулированы выводы по данной статье.

Keywords: features of formation of reading skills, the left-hander, errors made while reading.

Ключевые слова: особенности формирования навыка чтения, левши, ошибки, допускаемые при

чтении.

DOI: 10.20861/2410-28 73-2017-24-003

В настоящее время большое внимание уделяется проблеме воспитания и обучения левшей, а также их психологическим особенностям. Этими вопросами занимались: Брагина Н. Н., Доброхотова Т. В., Невская А. А., Пятница Т. В., Иншакова О. Б., Семинович А. В.

Особенности развития левшей определяют традиционные для них задержки речевого развития, трудности в овладении навыками письма и чтения, нарушения в формировании пространственно временной системы координат.

Доброхотова Т. А. и Брагина Н. Н. в книге «Левши» уточняют, что под левшеством понимается левая асимметрия - преобладание левой части над правой в совместном функционировании парных органов. Левшество не сводится лишь к леворукости. Оно возможно в функциях всех парных органов.

Выделены следующие виды асимметрии:

• моторные (рук и ног);

• сенсорные (зрения слуха, осязания, обоняния, вкуса).

Моторные и сенсорные проявления левшества интегрируются в целостной нервно-психической деятельности [10].

Чтение является сложным психическим процессом и прежде всего процессом смыслового восприятия письменной речи, её понимания. Сложность этого процесса обусловлена, прежде всего, его неоднородностью [21]. Одинаковую сложность в процессе овладения чтением может представлять, как техническая, так и смысловая сторона.

Соотношение между дислексией и левшеством не прямые, а сложные и опосредованные. Во многих случаях, особенно при переучивании или при смешанной доминанте, у детей наблюдаются специфические трудности формирования пространственных представлений, обозначений правого и левого. У детей с признаками левшества отмечаются смешения правой и левой сторон. В норме различение правого и левого формируется к 6-ти годам. Достаточная сформированность пространственных представлений, является необходимым фактором для усвоения и различения букв ребенком.

Количество переученных левшей уменьшается, но при этом количество левшей имеющих нарушения чтения не становится меньше. Это подтверждает то, что наличие левшества не является основным механизмом возникновения дислексии. Не сам факт наличия левшества, а несформированность пространственных представлений, которые отмечаются у левшей и при смешанной доминанте, вызывает нарушение чтения [15].

Актуальность данной статьи определяется тем, что дети с признаками левшества имеют трудности обучения, и данная проблема недостаточно полно раскрыта в существующих исследованиях.

Для получения данных относительно сформированности навыка чтения было проведено обследование учащихся начальных классов с признаками левшества и правшей.

Обследование учащихся начальных классов проводилось на базе средних общеобразовательных школ. Обследование проводилось в три этапа. На первом этапе выявлялось наличие признаков левшества у учащихся младших классов и разделение их на экспериментальную и контрольную группы. На втором этапе обследовался уровень сформированности устной речи. На третьем этапе обследовалась сформированность навыка чтения.

У детей, составивших экспериментальную группу, отмечались следующие психологические особенности в процессе обучения:

• Вялость;

• Плохая включаемость в работу;

• Быстрая утомляемость;

• Недостаточная концентрация внимания.

Обследование устной речи младших школьников с признаками левшества выявило следующие нарушения в её развитии у младших школьников с признаками левшества:

• Бедность словаря.

• Ошибки в употреблении слов.

• Желание избежать сложные, грамматические конструкции.

• Употребление в большинстве случаев простых предложений.

• Достаточно часто наблюдалось изменение порядка слов в предложении.

• Недостаточная степень сформированности фонематического восприятия, что чаще касалось различения гласных и мягких согласных звуков.

У учащихся правшей так же встречались следующие показатели:

• В недостаточной степени сформированное фонематическое восприятие.

• Бедность словаря.

Однако эти показатели наблюдались у значительно меньшего количества детей, чем в экспериментальной группе школьников.

Остальных параметров нарушений устной речи у правшей выявлено не было.

Оценка навыков чтения проводилась по двум основным критериям. Это сформированность технической стороны и смысловой стороны чтения.

Оценка технической стороны включала в себя следующие параметры:

• скорость чтения;

• способ чтения;

• правильность чтения;

• выразительность чтения.

При анализе результатов обследования были выявлены следующие отличия в формировании навыка чтения у левшей.

Показатели младших школьников с признаками левшества при изучении технической стороны достоверно отличались в следующих категориях:

• неправильная постановка ударения в словах;

• замены и смешения букв при чтении текста вслух;

• пропуски слов, слогов и букв;

• вставки слогов, слов и букв при чтении текста вслух;

• перестановки слов, слогов и букв;

• смешение букв по оптическому сходству;

• недостаточная выразительность при чтении текста, а так же использование слежения пальцем по строке во время чтения.

При чтении текста вслух трудности постановки ударения в словах испытывали 86% левшей и 30% правшей. Младшие школьники с признаками левшества в три раза чаще допускали ошибки.

В категории замен и смешения букв при чтении текста вслух испытывают трудности 53% левшей и 30% правшей. Левши в этой категории допускали в два раза больше ошибок.

При чтении текста вслух пропускали слоги и буквы 74% левшей и 40% правшей. Левши допускали пропуски в 2,5 раза чаще.

Наблюдались вставки слогов и букв у левшей в два раза чаще, чем у правшей. Испытывали трудности в этой категории 60% левшей и 30% правшей.

Перестановка букв и слогов была отмечена у 50% левшей и 20% правшей, левши допустили в этой группе в два раза больше ошибок.

Наиболее показательной категорией при оценке технической стороны чтения вслух стала категория ошибок на смешение и замены букв по оптическому сходству. В этой категории испытывали трудности 86% левшей и 30% правшей. Левши допускают ошибки в этой группе в 6 раз чаще.

У младших школьников с признаками левшества также была отмечена недостаточная выразительность при чтении текста, отсутствие интонационных акцентов в тексте, трудности выделения конца предложений и отсутствие пауз в конце них.

При обследовании смысловой стороны чтения оценивались следующие параметры:

• Точность пересказа.

• Смысловая адекватность пересказа.

• Программирование текста при пересказе.

• Лексическое оформление текста при пересказе.

При сравнительном анализе полученных данных были получены следующие результаты.

Младшие школьники с признаками левшества с трудом ориентировались в скрытом смысле тексте. Рассказ понимался левшами слишком буквально.

У 80% младших школьников с признаками отмечен недостаточно полный пересказ, поиск слов и смысловые замены, пропуск смысловых связок, использование однотипных грамматических конструкций и перестановка порядка слов.

По результатам проведенного обследования были сформулированы следующие выводы:

1. При чтении вслух учащиеся с признаками левшества допускают значительно большее количество ошибок в виде замен и смешений, сходных по акустико-артикуляционным признакам звуков, пропусков и вставок слогов и букв, смешений букв сходных по начертанию, в виде неверной постановки ударения и не выделения с помощью интонации окончания предложений.

2. Школьники неправши характеризуются нарушением зрительного слежения, что обнаруживается во время чтения. Это проявляется в частом использовании пальца для слежения во время чтения и потери строки и характеризует недостаточность развития зрительно-пространственных функций.

3. При пересказе у младших школьников с признаками левшества встречается: краткое изложение текста, недостаточное понимание скрытого смысла, пропуск некоторых смысловых звеньев и отсутствие смысловых связок, поиск отдельных слов, наличие единичных замен близких по смыслу. В целом пересказ школьников оказывается правильно грамматически оформлен, но при этом детьми часто используется однотипные конструкции, наблюдается перестановка слов, неверный порядок изложения текста.

4. Для обучения чтению детей с признаками левшества в коррекционную работу необходимо

включать задания на слежение взором в нужном направлении по строке. Обучение различению букв,

сходных по начертанию. Также должна проводиться работа над выразительностью и пониманием

прочитанного текста.

Литература

1. Арбузова Е. С. Психолого-педагогические условия социальной адаптации леворуких детей к обучению в общеобразовательной школе, 2007.

2. Ахутина Т. В. Диагностика развития зрительно-вербальных функций / Т. В. Ахутина, Н. М. Пылаева. М.: Издательский центр Академия, 2003.

3. Аристова Т. А. Психофизиологические причины трудностей в обучении чтению и письму и их преодоление / Т. А. Аристова // Вопросы психологии, 2000. № 5.

4. БезрукихМ. М. Леворукий ребенок в школе и дома. Екатеринбург, 1998.

5. Безруких М. М. Если ваш ребенок левша: методическое пособие для учителей начальных классов, воспитателей дошкольных учреждений родителей / М. М. Безруких, М. Г. Князева. Тула: Арктоус, 1996.

6. Бурлакова М. К. Не переучивать!: Одна из скрытых причин неуспеваемости в начальной школе // «Семья и школа», 1996. № 9.

7. Выготский Л. С. Мышление и речь / Л. С. Выготский. М.: Лабиринт.

8. Визель Т. Г. Нарушение чтения и письма у детей дошкольного и младшего школьного возраста: учебно-методическое пособие / Т. Г. Визель. М.: АСТ, 2005.

9. Гузий Ю. А. Нарушения формирования чтения «про себя» и их коррекция у учащихся младших классов общеобразовательной школы: Дис. ... канд. пед. наук / Ю. А. Гузий. М., 2007.

10. Доброхотова Т. А., Брагина Н. Н. Левши. М., 1994.

11. Емельянова Е. Н. Левшата в школе и дома. Эксмо, 2010.

12. Егоров Т. Г. Психология овладения навыком чтения. М., Изд-во АПН РСФСР, 1953.

13. Ермаков П. Н. Психомоторная активность и функциональная асимметрия мозга. Ростов н/Д, 1988.

14. Иншакова О. Б. Нарушения письма и чтения учащихся правшей и неправшей: Дис. ... канд. пед. наук / О. Б. Иншакова. М., 1995.

15. Лалаева Р. И. Нарушение чтения и письма у младших школьников. Диагностика и коррекция / Р. И. Лалаева. Ростов н/Д.: «Феникс». Спб: «Союз», 2004

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

16. Лурия А. Р. Письмо и речь: Нейролингвистические исследования: Учеб.пособие для студ.психол.фак. высш. Учеб. заведений / А. Р. Лурия. М.: Издательский центр «Академия», 2002.

17. Медведев В. А. Проблемы левши при освоении русской письменной грамоты. Москва: У Никитских ворот, 2012.

18. Невская А. А. Межполушарные различия при зрительном восприятии: Спорные вопросы и перспективы исследований / А. А. Невская // Сенсорные системы: Сенсорные процессы и асимметрия полушария. Л.: Наука, 1985.

19. Пятница Т. В. Мой ребенок - левша: диагностика и обучение леворуких. Ростов-на-Дону, Феникс, 2008

20. Семенович А. В. Межполушарная организация психических поцессов у левшей. М.: МГУ, 1991.

21. Цветкова Л.С. Нейропсихология счета, письма и чтения: нарушение и восстановление / Л. С. Цветкова. М.: Юристъ, 2000.

22. Чиркина Г. В. Состояние теории и практики устранения нарушений письма и чтения у детей / Г. В. Чиркина. Изучение нарушений письма и чтения. Итоги и перспективы: Материалы I Международной конференции Российской ассоциации дислексии. М.: Изд-во Московского социально-гуманитарного. института, 2004.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.