ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
2021, № 11 (ноябрь) Раздел 5.8. Педагогика (13.00.00 Педагогические науки) ART 211074 DOI 10.24412/2304-120X-2021-11074 УДК 378.147
Возможности художественного текста при изучении педагогических дисциплин в образовательных организациях МВД России
Potentials of a literary text in the study of pedagogical disciplines in educational institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia
Автор статьи
I
Author of the article
Коновалова Людмила Ивановна,
доктор педагогических наук, профессор кафедры
педагогики и психологии ФГКОУ ВО «Санкт-
Петербургский университет Министерства
внутренних дел Российской Федерации», г. Санкт-
Петербург, Россия
ORCID: 0000-0002-5301-6474
Lyudmila I. Konovalova,
Doctor of Pedagogical Sciences, Professor of the
Department of Pedagogy and Psychology, St. Petersburg
University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, St.
Petersburg, Russia
ORCID: 0000-0002-5301-6474
Конфликт интересов
Conflict of interest statement
Конфликт интересов не указан
Conflict of interest is not declared
Для
цитирования
For citation
Коновалова Л. И. Возможности художественного текста при изучении педагогических дисциплин в образовательных организациях МВД России // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2021. № 11. С. 85-94. URL: http://e-koncept.ru/2021/211074.htm. DOI: 10.24412/2304-120X-2021-11074
L. I. Konovalova, Potentials of a literary text in the study of pedagogical disciplines in educational institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia // Scientific-methodological electronic journal "Concept". 2021. No. 11. P. 85-94. URL: http://e-
koncept.ru/2021/211074.htm. DOI: 10.24412/2304-120X-2021-11074
Поступила в редакцию Received 11.10.21 Получена положительная рецензия Received a positive review 09.11.21
Принята к публикации Accepted for publication 09.11.21 Опубликована Published 30.11.21
Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0) © Концепт, научно-методический электронный журнал, 2021 © Коновалова Л. И., 2021
Аннотация
Актуальность статьи обусловлена одной из проблем современной педагогической действительности - проблеме потери интереса к изучению педагогических дисциплин в вузах, не связанных с подготовкой профессиональных педагогов. Многолетний опыт практической педагогической деятельности в вузах МВД России позволяет автору говорить о потере интереса обучающихся к изучению педагогических дисциплин. Автор видит необходимость в преодолении ценностной нейтральности при изучении педагогических дисциплин, что позволит активизировать субъектную позицию в процессе образования, сформировать положительные мотивы в учебно-познавательной деятельности и сделать процесс обучения личностно значимым для обучающегося. Основная цель статьи заключается в проведении теоретического анализа публикаций по проблеме исследования и стремлении показать значимость обращения к художественному тексту в процессе изучения педагогических дисциплин. Также важным является необходимость обращения к произведениям, отражающим взаимоотношения учителя и ученика, особенности их поведения, к педагогическим приемам и методам, используемым учителем, к его индивидуальному мастерству, речи, способам решения педагогических проблем. Все это не всегда соответствует способам и методам решения педагогических проблем, описанным в учебниках по педагогике, но, по мнению автора, в современных условиях является необходимым и актуальным. На основе анализа научно-педагогической литературы показана необходимость разработки новой концепции художественно-образного познания педагогической действительности и представлен опыт работы с художественным текстом. Методологической основой нашего исследования являются работы отечественных и зарубежных авторов по проблемам педагогической герменевтики и педагогики текста. Для достижения цели статьи нами были использованы теоретические (анализ публикаций по проблемам исследования) и эмпирические методы (авторский опыт работы с художественным текстом при преподавании педагогических дисциплин). Сформулирован ряд выводов о необходимости разработки в практике обучения методов, приемов и средств, формирующих интерес к педагогическим дисциплинам в профессиональном образовании. Предложенные художественные тексты, в которых представлены образы учителей, а главное, сложные педагогические ситуации, могут быть использованы в процессе преподавания педагогических дисциплин с целью преодоления ценностной нейтральности личности обучающегося и формирования художественно-образного восприятия действительности.
Ключевые слова
Abstract
The relevance of the article is due to the problems of modern pedagogical reality: the loss of interest in the study of pedagogical disciplines in universities that are not related to the training of professional teachers. Long-term experience of practical pedagogical activity in the universities of the Ministry of Internal Affairs of Russia allows the author to talk about the loss of students' interest in the study of pedagogical disciplines. The author sees the need to overcome value neutrality in the study of pedagogical disciplines, which will activate the subjective position in the educational process, form positive motives in educational and cognitive activity and make the learning process personally significant for the student. The main purpose of the article is to make a theoretical analysis of works on the research problem and the wish to show the importance of referring to a literary text in the process of studying pedagogical disciplines. It is also important to refer to the works reflecting the relationship between the teacher and the student, to the peculiarities of their behavior, to the pedagogical techniques and methods used by the teacher, to his individual skill, speech, ways of solving pedagogical problems. All this does not always correspond to the methods and ways of solving pedagogical problems described in textbooks on pedagogy, but, according to the author, it is necessary and relevant in modern conditions. Based on the analysis of scientific and pedagogical literature, the necessity of developing a new concept of artistic and figurative cognition of pedagogical reality is shown and the experience of working with a literary text is presented. The methodological basis of our research is the work of domestic and foreign authors on the problem of pedagogical hermeneutics and pedagogy of the text. To achieve the purpose of the article, we used theoretical methods (analysis of publications on research problems) and empirical methods (the author's experience of working with a literary text when teaching pedagogical disciplines). A number of conclusions are formulated about the need to develop methods, techniques and tools in the practice of teaching that form interest in pedagogical disciplines within vocational education. The proposed literary texts, which present characters of teachers, and most importantly, complex pedagogical situations, can be used in the process of teaching pedagogical disciplines in order to overcome the value neutrality of the student's personality and the formation of an artistic and vivid perception of reality.
Key words
педагогическая герменевтика, высшее образование, преодоление ценностной нейтральности, методы и приемы педагогической работы, педагогика текста
Благодарности
pedagogical hermeneutics, higher education, overcoming value neutrality, methods and techniques of pedagogical work, pedagogy of the text
Acknowledgements
Автор выражает признательность доценту кафедры экспертизы и управления недвижимостью ФГБОУ ВО «Юго-Западный государственный университет» к. п. н. Л. А. Семеновой за помощь в методологическом сопровождении данного исследования.
The author expresses gratitude to the associate professor of the Department of Expertise and Real Estate Management of the South-West State University L.A. Semenova, Candidate of Pedagogical Sciences, for her help in the methodological support of this study.
Введение / Introduction
В последние десятилетия все больший интерес у научного сообщества и практиков педагогической деятельности вызывают технологии реализации гуманистической педагогики, так как понимание того, что это является основой педагогической
деятельности, прочно вошло в нашу жизнь. Опираясь на мнение М. М. Бахтина о дву-плановости и двусубъектности гуманитарного мышления, авторы считают, что глубинный смысл педагогической деятельности выражается именно в гуманитарном знании [1]. Практическая педагогическая деятельность оказывается намного богаче самого творческого учебника, многообразнее всех предлагаемых в этих учебниках концептуальных схем и характеризуется как гуманитарное, диалогическое и двусубъ-ектное. Именно это подталкивает каждого педагога к гуманитарному пониманию педагогических проблем, неизбежно возникающих в его деятельности, именно это становится толчком для понимания, что наука и искусство раскрываются как взаимосвязанные элементы, отражающие духовную активность человека, познающего действительность различными способами [2].
Профессиональная подготовка в образовательных организациях МВД России имеет свою специфику, особенно это касается изучения педагогических дисциплин. Большое значение в этом смысле приобретает образовательная среда вуза, которая рассматривается авторами как элемент социокультурного пространства и как взаимодействие и образовательных систем, и их субъектов. Образовательная среда при этом является разноуровневой системой с несколькими составляющими: гуманитарный, организационно-коммуникативный, социально-культурный, технологический, информационный, предметный и другие уровни. При попадании в образовательную среду на обучающегося начинается воздействие и происходит формирование личности под воздействием пространственно-предметного окружения.
В связи с этим педагогическая образовательная среда и педагогическое знание принадлежат к наиболее актуальным и значимым для человека, в силу уникальности феномена педагогическая деятельность носит действительно «всепроникающий» характер [3].
Рассматривая педагогическое знание, необходимо отметить единство двух аспектов: познавательного и ценностного. Как отмечает А. С. Роботова, педагогическое знание не должно носить «некую ценностную нейтральность» в педагогическом процессе и его аспектах (педагогические факты, процессы, явления, отношения и события). Именно преодоление ценностной нейтральности позволяет активизировать субъектную позицию в процессе образования, формирование положительных мотивов в учебно-познавательной деятельности и делать процесс обучения личностно значимым для обучающегося. Автор, отвечая на вопрос, что же позволяет преодолеть ценностную нейтральность, убежден: такими возможностями обладает русская классическая литература. Практический опыт показывает, что в преподавании педагогических дисциплин в вузах МВД России не используются эти возможности, но именно они, по нашему глубокому убеждению, обогатили бы содержательную сторону педагогических знаний, позволили бы актуализировать ценностный компонент учебного процесса. Но для реализации данной идеи необходимо, чтобы сам преподаватель обладал гуманитарной культурой, имел навыки художественно-образного познания педагогической действительности средствами литературы, владел навыками пробуждения интереса к педагогическим дисциплинам на основе ценностного отношения к педагогике и педагогическому знанию.
Основой данного процесса является знание педагогики художественного текста, и в творчестве педагога соединяются две составляющие: логика постижения педагогических категорий и эмоционально-художественная составляющая процесса обучения.
Обзор литературы / Literature review
Профессиональная подготовка в образовательных организациях МВД России, имея свою специфику, во многом зависит от образовательной среды вуза. Улучшить качество образования и профессиональную подготовку специалиста возможно благодаря созданию интеграционного пространства с окружающими социальными и профессиональными организациями, к примеру, речь идет о взаимодействии с институтами МВД России как потенциальными работодателями обучающихся. К этому же выводу приходят и американские педагоги, говоря о развитии партнерских отношений между школой и внешними организациями [4].
Теоретическое исследование проблемы познания и образного восприятия педагогической действительности представлено в работах ученых, занимающихся педагогической герменевтикой. Так, в работах М. М. Бахтина важным является осмысление таких понятий, как «диалог», «коммуникация», с точки зрения личностного переживания и реализации их через собственный опыт личности [5]. Применительно к нашему исследованию это положение является основой понимания необходимости преодоления ценностной нейтральности самого педагога в процессе преподавания дисциплины «Педагогика» в вузах.
Ряд авторов показывают сложность природы педагогических явлений и возможность решения педагогических проблем через призму художественно-эмоциональных аспектов, что в рамках нашего исследования позволяет говорить о необходимости включения средств русской литературы в решение педагогических проблем [6, 7]. На важность эстетического начала не только в обучении, но и воспитании личности указывается и в работах А. Ф. Закировой [8]. Это позволяет сделать выводы о необходимости работы по преодолению ценностной нейтральности не только в образовательном процессе, но и внеучебное время посредством создания элективных курсов или факультативных дисциплин.
В. И. Загвязинский, Т. И. Руднева и другие развивают теорию творческой индивидуальности педагога [9]. Мысль о том, что педагог сам прежде всего должен быть творческой, духовной личностью и уже потом транслировать свои умения на обучающихся, является, по нашему мнению, основой понимания того, что педагогическая деятельность намного разнообразнее всякого педагогического учебника [10].
Понимание того, что обучающийся через текст формирует собственную культуру и благодаря этому формируется как личность, опирается на взгляд Ю. Лотмана на образование как на значимую часть культуры [11]. В этом плане необходимо отметить, что американская педагогика идет путем расширения уровня преподавания гуманитарных дисциплин на всех уровнях образования, но речь идет не столько о работе с текстом, сколько о внедрении изобразительных видов искусств в образовательный процесс [12]. Но мы считаем более актуальным для профессионального обучения именно использование методов и приемов работы с художественным текстом, в котором уже заложено «воспитательное зерно». Продолжением этой мысли являются работы, в которых высказывается мнение о потере личностного смысла деятельности [13, 14]. Вслед за признанием важности личностного смысла деятельности необходимо отметить и труды ученых, направленные на формирование взаимодействия между субъектами образовательного процесса [15].
Примечательно в этом плане современное японское образование, в котором не разделяют детей на одаренных и обычных, но есть устойчивая уверенность, что успех
обучающегося зависит всецело от учителя и ученика и их взаимодействия [16]. Проблему взаимодействия учителя и ученика продолжают изучать американские педагоги Дженифер ОДейл и М. Смит; авторы считают, что это взаимодействие будет продуктивным в случае определенных социальных условий [17]. Эта точка зрения коррелирует с нашей в положении о социальном аспекте образовательного процесса в высшей школе и значимости взаимодействия субъектов образовательного процесса не на формальном уровне, а на личностном.
Эта мысль для науки не является новой, она звучала в работах Х. Гадамера еще в XX столетии [18]. Вслед за ним мы считаем, что понимание себя в педагогическом процессе и педагогом, и обучающимся происходит с точки зрения социального отпечатка, т. е. «бытие и мышление историчны».
Основополагающими понятиями в исследованиях педагогов стали «понимание», «интерпретация», «смыслы» [19]. Опираясь на основные понятия педагогической герменевтики, мы определяем одну из ее целей как воспитание человека понимающего, оперирующего смыслами.
Рассматривая педагогику и как науку, и как искусство, мы видим целесообразность применения герменевтических методов в педагогических исследованиях, поскольку такие качества личности, как творческость, духовный потенциал и т. п., не могут быть сформированы только при использовании формалистических методов [20].
Необходимо помнить о том, что педагогика одновременно является и наукой, и практической деятельностью, проблемы которой зачастую не поддаются логическим объяснениям. Особо важным А. Ф. Закирова называет в концепции педагогической герменевтики учет и осмысление эмоционально-духовного опыта [21]. Именно это еще раз дает возможность автору утверждать необходимость использования в педагогическом процессе художественно-образных средств и разработки новых методов в преподавании педагогических дисциплин в не профильных вузах.
Мы рассмотрим познавательную силу и возможности художественной литературы, которые обусловлены природой художественного текста и художественного образа. Познавательная ценность литературы, специфика художественного образа рассмотрена Л. С. Выготским в «Психологии искусства» [22]. Она заключается вовсе не в простоте и ясности по сравнению с объясняемым, не в соотношении простоты и сложности, а в существенном другом. Это существенное - в «чуде искусства», связанное с возможностью нести в себе «нечто претворяющее, преодолевающее обыкновенное чувство» [23].
Общеизвестна также особая роль литературы в развитии общественного сознания и в жизни человека. Мы помним как аксиому высказывание: «Литература - учебник жизни». О. Мандельштам, говоря о знаменитых романах ХХ века, отмечал, что они были столько же художественными событиями, сколько событиями в общественной жизни - они воспитывали целые поколения. Ученые самых разных областей знания обращаются к художественным образам в процессе раскрытия своих научных идей (Б. М. Теплов, П. Ф. Каптерев, С. И. Гессен, М. К. Мамардашвили, И. С. Кон и многие другие). В их работах, выполненных на основе литературных произведений, рассмотрены проблемы способностей и одаренности (Сальери и Германн), темперамента и формирование характера (Татьяна Ларина) [24].
В последние годы в науке стало появляться понятие «педагогика текста», в контексте нашего исследования мы понимаем под этим возможность приобщения обучающегося к чтению, пониманию текстов согласно природе самого обучающегося (психологическим особенностям личности) [25]. Теоретические основы исследований в
области педагогики текста были заложены еще советскими учеными, но особо важными для нас представляются идеи М. А. Холодной об интеграции методов обучения, которые позволяют обосновать принципы эффективности образовательного процесса [26]. И, хотя авторы говорят о школьном образовании, мы считаем, что принципы, заложенные ими, возможно и даже должно перенести на следующие ступени образования с учетом психологических особенностей возраста обучающихся.
Проведенный обзор и анализ российских и зарубежных научных публикаций по проблемам педагогической герменевтики и педагогики текста позволяют говорить о том, что практически отсутствуют методические рекомендации для разработки методов и приемов работы по преодолению ценностной нейтральности не только в рамках вузовского образования, но и в рамках школьного обучения.
Методологическая база исследования / Methodological base of the research
Основой исследования являются герменевтический и аксиологический подходы, которые опираются на познавательно-эвристические и творческие возможности в педагогическом образовании.
Материалом для исследования стали научные публикации российских и зарубежных авторов по проблемам педагогической герменевтики и педагогики текста. Основными методами, используемыми в работе, являются теоретический анализ научно-педагогической литературы по заявленной теме исследования, анализ и синтез полученной информации. Теоретический анализ литературы позволил определить возможное практическое применение выводов: проанализировав представленную научную литературу по проблеме педагогической герменевтики, мы пришли к выводу о необходимости разработки методов и приемов, направленных на преодоление ценностной нейтральности обучающегося. Применение герменевтических методов в педагогическом исследовании обосновано тем, что педагогика рассматривается как наука и искусство, где ведущую роль играют категории, не поддающиеся полностью логическому анализу.
Методы моделирования педагогических ситуаций и художественные тексты, представленные в качестве примеров для анализа, могут быть использованы при преподавании дисциплин педагогического цикла в вузах непедагогического профиля. На их основе рекомендуется разработать систему приемов для преодоления ценностной нейтральности обучающегося.
Опора на упомянутые подходы позволяет авторам обосновать необходимость внедрения в процесс преподавания педагогических дисциплин художественных текстов и использования возможностей педагогики текста.
Результаты исследования / Research results
Обращение к опыту отечественных и зарубежных педагогов позволяет нам утверждать, что педагогика, совмещая в себе элементы образования, воспитания, формирования личности, может и должна использовать средства и потенциал художественной литературы с целью раскрытия природных способностей обучающихся. Но в практической деятельности все реальные возможности обращения к произведениям литературы в процессе преподавания педагогики невозможны без аналитического рассмотрения текста. Кроме этого большинство педагогов уверены, что умение читать тексты формируется в начальной школе и в дальнейшем развитии не нуждается [27]. По нашему мнению, обращение к художественному тексту в рамках обуче-
ния педагогическим дисциплинам, в том числе и в образовательных организациях непедагогического профиля, является важным компонентом педагогического процесса, да и обучение чтению возможно при изучении любой дисциплины: математики, геологии и т. п. [28] Большинство исследований, касающихся текста, сосредоточены на нем как на предмете научного исследования, тогда как нам он интересен прежде всего как «проводник» в профессиональную культуру педагога и обучающегося [29].
Вся русская классическая литература свидетельствует о том, что именно художественные произведения являются источником ответов на вопросы о смысле жизни, о вопросах воспитания, о противостоянии добра и зала и т. п. Множество художественных текстов повествуют о взаимоотношениях учителя и ученика. Стремление заглянуть в душу героя ведет писателя к поиску источника духовного роста: в семье, родителях, окружающей среде и, конечно, в литературе.
Настоящий писатель неизбежно преломляет педагогические идеи посредством художественного образа, через призму художественного произведения: это проявляется в хитросплетениях сюжета, конфликтов, во взаимоотношениях между персонажами, в их душевных переживаниях.
Обращаясь к проблеме нашего исследования, важно отметить, что необходимо обращаться к произведениям, отражающим взаимоотношения учителя и ученика, к особенностям их поведения, к педагогическим приемам и методам, используемым учителем, к его индивидуальному мастерству, речи, способам решения педагогических проблем. Все это не всегда соответствует способам и методам решения педагогических проблем, описанным в учебниках по педагогике. И именно художественный текст позволяет намного многообразнее описать педагогическую деятельность. Вспомним рассказ В. Распутина «Уроки французского». В нем наглядно представлены субъективные, образные представления о подростковом возрасте художественными эпизодами жизни и взросления литературного героя [30].
В этом произведении перед нами не только взросление и переживания главного героя, оказавшегося в трудной жизненной ситуации, и его поступки, а главное - мотивы этих поступков; по большому счету перед нами - судьба целого поколения подростков послевоенной поры. Но что более важно для нашего исследования - перед нами сложная педагогическая ситуация, не вписывающаяся в рамки учебника. Молодая учительница стоит перед выбором между правилами и ценностями, душевностью и педагогической твердостью. Суть конфликта произведения - противоречие между формальным и неформальным подходами к решению проблемной педагогической ситуации. Рассказ В. Распутина затрагивает одну из вечных проблем человеческой жизни - проблему конкретного понимания нравственной нормы, проблему подлинной человечности.
В своем творчестве писатель неоднократно обращался к подобным ситуациям, исследуя их с мастерством художника-реалиста, наделенного глубоким гуманистическим чувством живой правды. Если мы зададим себе вопрос, о чем же это произведение, то на первый взгляд оно о школе, об учениках, учительнице, директоре. Однако в большей степени этот рассказ - о благодарной, совестливой памяти перед учителем, вообще перед учителями. Этот рассказ дает нам уроки подлинной человеческой доброты и милосердия. Рассказ «Уроки французского» - это рассказ о стремлении к доброте, гармонии, к милосердию, нравственности, которую необходимо воспитывать внутри себя, воспитывать в себе человека совестливого или, как мы говорим, порядочного.
Так вот почему «существует та вина, не за то, что было в школе, а за то, что стало с нами после». И эти педагогические проблемы необходимо обсуждать на занятиях
по педагогическим дисциплинам, воспитывая многостороннее педагогическое знание и широкое гуманитарное образование. Именно поэтому так важно создавать условия для осуществления этих задач в учебном процессе. Одним из таких условий является диалог педагогической науки и искусства, диалог науки и литературы в процессе педагогического образования. Без такого диалога, на наш взгляд, трудно раскрыть ценностную основу педагогического знания.
Еще одним ярким примером является произведение Ч. Айтматова «Первый учитель» [31]. В нем затронуты вопросы становления образования в послереволюционные годы, но для нас главное - судьба учителя, который по факту и учителем-то не являлся. Тем не менее его поступок (спасение девочки Алтынай от замужества, которая впоследствии стала академиком) привел к негативным последствиям для него самого: его до полусмерти избили родственники Алтынай. И все же это повесть о человечности, о том, что необходимо сохранять веру в человечество и любовь к нему в самые темные времена.
Продолжает тему важности человечности и повесть А. Алексина «Безумная Евдокия» [32]. В этом произведении мы видим, как учительница по прозвищу Безумная Евдокия пытается привить своей талантливой ученице Оленьке самое главное - человечность, используя при этом свои нестандартные педагогические приемы.
Примечателен и образ учителя из повести «Обелиск»: кто из современных учителей способен на самоотречение ради своих учеников - провожать их до дома, брать на себя их вину, ведь это идет вразрез с современными педагогическими принципами? [33]
Приходят на память и образы учителей и их поступки из романа «Завтра была война»: как по-разному реагируют на одни и те же ситуации директор школы и учитель литературы! Если Ромахин жил заботами своих учеников, его педагогический принцип был «взаимопонимание», то «Валентина Андроновна преподавала литературу и временно замещала директора. Ее массивная фигура источала строгость и целеустремленную готовность следовать самым новейшим распоряжениям и циркулярам». Два учителя - два разных подхода: один - согласно прописанным учебным истинам, другой - человеческий, основанный на творчестве и душевности [34].
Заключение / Conclusion
Подводя итог вышесказанному, отметим, что культурное наследие художественных текстов обогатило бы содержательную сторону педагогических дисциплин, сориентировав педагогический процесс в сторону нравственных ценностей. Необходима использование новой концепции художественно-образного познания педагогической действительности, но для ее реализации в практике обучения требуется разработка и апробация методов, приемов и средств, формирующих интерес к педагогическим дисциплинам в профессиональном образовании.
Ссылки на источники / References
1. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. - М., 1986. - 445 с.
2. Юревич А. В. Звездный час гуманитариев: социогуманитарная наука в современной России // Вопросы философии. - 2003. - № 12. - С. 113-125.
3. Веряев А. А., Шалаев И. К. От образовательных сред к образовательному пространству: понятие, формирование, свойства. - URL: https://www.informika.ru/text/magaz/pedagog_4/articl_1.html.
4. Prado Tuma A. The Organizational Landscape of Schools: School Employées' Conceptualizations of Organizations in Their Environment // American journal of education. - 2021. - Vol. 126. - № 2.
5. Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики: исследования разных лет. - М.: Худож. лит., 1975. - С. 28.
6. Роботова А. С. Художественный образ в педагогическом образовании. - URL: https://pedagogika-cultura.ru/robotova-a-s-khudozhestvennyj-obraz-v-pedagogicheskom-obrazovanii.
7. Роботова А. С. Оптимистический смысл деятельности преподавателя высшей школы // Высшее образование в России. - 2018. - № 2 (220). - С. 66-77.
8. Закирова А. Ф., Буйко Н. С. Герменевтика педагогического текста: теория и практика: монография / Российская Федерация, М-во образования и науки, ГОУ ВПО Тюменский гос. ун-т. - Тюмень: Изд-во Тюменского гос. ун-та, 2008. - 243 с.
9. Руднева Т. И. Основы педагогического профессионализма / Самар. ин-т упр., Рос. акад. образования, По-волж. фил. Ин-та развития личности РАО. - Самара: СИУ, 1996. - 117 с.
10. Загвязинский В. И. Исследовательская деятельность педагога: учеб. пособие для студ. вузов. - 3-е изд., стереотип. - М.: Академия, 2010. - 205 с.
11. Лотман М. Ю. Семиотика культуры в тартуско-московской семиотической школе // Лотман Ю. М. История и типология русской культуры. - СПб., 2002. - 547 с.
12. Roberts P. Nurturing Creativity in Young People: A report to Government to inform future policy. - L.: DCMS, 2016.
13. Шадрин H. С. Потерянный и возвращенный мир. Об отчуждении и путях его преодоления: монография. -2-е изд., перераб. и доп. - Саарбрюкен: LAMBERT Academic Publishing, 2016. - 144 с.
14. Шадрин H. С. Возвращение потерянного мира. Об отчуждении личности и путях его преодоления: монография. - 3-е изд., перераб. и доп. - Уфа: Омега Сайнс, 2018. - 137 с.
15. Брэзиер Д. Карл Роджерс и его последователи. Психотерапия на пороге XXI века. - М.: Когито центр, 2010. - 315 с.
16. Shiro Muroyama. Modern children and the practice of life essays. - Tokyo: Shindokusesha, 2007. - 411 s.
17. O'Day J. A., Smith M. S. Opportunity for All: A Framework for Quality and Equality in Education // American journal of education. - 2021. - Vol. 127. - № 3.
18. Гадамер Х. Д. Истина и метод: основы философской герменевтики. - М., 1988. - 704 с.
19. Зинченко В. П. Психологические основы педагогики (психолого-педагогические основы построения системы развивающего обучения Д. Б. Эльконина - В. В. Давыдова): учеб. пособие. - М.: Гардарики, 2002. - 431 с.
20. Загвязинский В. И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. завед. - 2-е изд., стер. - М.: Изд. центр «Академия», 2005. - С. 113-115.
21. Закирова А. Ф., Буйко H. С. Указ. соч.
22. Выготский Л. С. Психология искусства. - Ростов н/Д.: Феникс, 1998. - 480 с.
23. Коновалова Л. И., Семенова Л. А. Современная образовательная среда и гуманитарная культура педагога // Ученые записки ЗабГУ. - 2020. - № 1 (15). - С. 62-65.
24. Теплов Б. М. Психология: учеб. для средней школы. - Изд. 8-е [восстановленное с оригинала 1954 года]. - 255 с.
25. Ушинский К. Д. Педагогические сочинения: в 6 т. - М.: Педагогика, 1990. - 659 с.
26. Гельфман Э. Г., Холодная М. А. Психодидактика школьного учебника. Интеллектуальное воспитание учащихся. - СПб.: Питер, 2006. - 384 с.
27. Казакова Е. И. Педагогика текста в современной дидактике // Ш путях к новой школе. - 2010. - № 1. - С. 6-10.
28. Бедерханова В. П. Становление личностно ориентированной позиции педагога. - Краснодар, 2001. - 178 с.
29. Semenova L. A., Konovalova L. I., Bredihina N. N. Humanitarian culture of a teacher in the system of professional education (тезисы доклада научной конференции) 36 конференция IBIMA 2020. Granada. Spain. - URL: https://ibima.org/accepted-paper/humanitarian-culture-of-a-teacher-in-the-system-of-professional-education/
30. Роботова А. С. Художественный образ в педагогическом образовании.
31. Айтматов Ч. Первый учитель. - URL: https://avidreaders.ru/book/pervyy-uchitel.html.
32. Алексин А. Безумная Евдокия: повесть // Звоните и приезжайте: повести. - Минск: Юнацтва, 1981. - С. 225-230.
33. Быков В. В. Обелиск: повесть / пер. с бел. Г. Куренёвой; послесл. М. Синельникова. - М.: Мол. гвардия, 1985. - 235 с.
34. Васильев Б. В. Завтра была война: роман, повести, рассказ. - М.: АО Изд-во «АСТ-Пресс», 1994. - С. 20.
1. Bahtin, M. M. (1986). Estetika slovesnogo tvorchestva [Aesthetics of verbal creativity], Moscow, 445 p. (in Russian).
2. Yurevich, A. V. (2003). "Zvezdnyj chas gumanitariev: sociogumanitarnaya nauka v sovremennoj Rossii" [The finest hour of the humanities: socio-humanitarian science in modern Russia], Voprosy filosofii, № 12, pp. 113-125 (in Russian).
3. Veryaev, A. A. & Shalaev, I. K. Ot obrazovatel'nyh sred k obrazovatel'nomu prostranstvu: ponyatie, formiro-vanie, svojstva [From educational environments to educational space: concept, formation, properties]. Available at: https: //www.informika.ru/text/magaz/pedagog_4/articl_1.html (in Russian).
4. Prado Tuma, A. (2021). "The Organizational Landscape of Schools: School Employees' Conceptualizations of Organizations in Their Environment", American journal of education, vol. 126, № 2 (in English).
5. Bahtin, M. M. (1975). Voprosy literatury i estetiki: issledovaniya raznyh let [Literary and Aesthetic Issues: studies of different years], Hudozh. lit., Moscow, p. 28 (in Russian).
6. Robotova, A. S. Hudozhestvennyj obraz vpedagogicheskom obrazovanii [Artistic image in pedagogical education]. Available at: https://pedagogika-cultura.ru/robotova-a-s-khudozhestvennyj-obraz-v-pedagogicheskom-obrazovanii (in Russian).
7. Robotova, A. S. (2018). "Optimisticheskij smysl deyatel'nosti prepodavatelya vysshej shkoly" [The optimistic meaning of the activities of a higher school teacher], Vysshee obrazovanie v Rossii, № 2 (220), pp. 66-77 (in Russian).
H. M. KomBaAoBa
8. Zakirova, A. F. & Bujko, N. S. (2008). Germenevtika pedagogicheskogo teksta: teoriya i praktika [Hermeneutics of pedagogical text: theory and practice]: monografiya, Rossijskaya Federaciya, M-vo obrazovaniya i nauki, GOU VPO Tyumenskij gos. un-t, Izd-vo Tyumenskogo gos. un-ta, Tyumen', 243 p. (in Russian).
9. Rudneva, T. I. (1996). Osnovy pedagogicheskogo professionalizma [Fundamentals of pedagogical professionalism], Samar. in-t upr., Ros. akad. obrazovaniya, Po-volzh. fil. In-ta razvitiya lichnosti RAO, SIU, Samara, 117 p. (in Russian).
10. Zagvyazinskij, V. I. (2010). Issledovatel'skaya deyatel'nost' pedagoga [Research activities of the teacher]: ucheb. posobie dlya stud. vuzov, 3-e izd., ste-reotip., Akademiya, Moscow, 205 p. (in Russian).
11. Lotman, M. Yu. (2002). "Semiotika kul'tury v tartusko-moskovskoj semioticheskoj shkole" [Semiotics of culture in the Tartu-Moscow semiotic school], in Lotman, Yu. M. Istoriya i tipologiya russkoj kul'tury, St. Petersburg, 547 p. (in Russian)
12. Roberts, P. (2016). Nurturing Creativity in Young People: A report to Government to inform future policy, DCMS, London (in English).
13. Shadrin, N. S. (2016). Poteryannyj i vozvrashchennyj mir. Ob otchuzhdenii i putyah ego preodoleniya [A lost and returned world. About alienation and ways to overcome it]: monografiya, 2 e izd., pererabot. i dop., LAMBERT Academic Publishing Saarbryuken, 144 p. (in Russian).
14. Shadrin, N. S. (2018). Vozvrashchenie poteryannogo mira. Ob otchuzhdenii lichnosti i putyah ego preodoleniya [Return of the lost world. About the alienation of the individual and ways to overcome it]: monografiya, 3-e izd., pere-rab. i dop., Omega Sajns, Ufa, 137 p. (in Russian).
15. Brezier, D. (2010). Karl Rodzhers i ego posledovateli. Psihoterapiya na poroge XXI veka [Karl Rogers and his followers. Psychotherapy on the threshold of the XXI century], Kogito centr, Moscow, 315 p. (in Russian).
16. Shiro Muroyama (2007). Modern children and the practice of life essays, Shindokusesha Tokyo, 411 p. (in English).
17. O'Day, J. A. & Smith, M. S. (2021). "Opportunity for All: A Framework for Quality and Equality in Education", American journal of education, vol. 127, № 3 (in English).
18. Gadamer, H. D. (1988). Istina i metod: osnovy filosofskoj germenevtiki [Truth and Method: Foundations of Philosophical Hermeneutics], Moscow, 704 p. (in Russian).
19. Zinchenko, V. P. (2002). Psihologicheskie osnovy pedagogiki (psihologo-pedagogicheskie osnovy postroeniya sis-temy razvivayushchego obucheniya D. B. El'konina - V. V. Davydova) [Psychological foundations of pedagogy (psychological and pedagogical foundations of building a system of developing education by D. B. Elkonin - V. V. Da-vydov)]: ucheb. posobie, Gardariki, Moscow, 431 p. (in Russian).
20. Zagvyazinskij, V. I. & Atahanov, R. (2005). Metodologiya i metody psihologo-pedagogicheskogo issledovaniya [Methodology and methods of psychological and pedagogical research]: ucheb. posobie dlya stud. vyssh. ped. ucheb. zaved., 2-e izd., ster., Izd. centr "Akademiya", Moscow, pp. 113-115 (in Russian).
21. Zakirova, A. F. & Bujko, N. S. (2008). Op. cit.
22. Vygotskij, L. S. (1998). Psihologiya iskusstva [Psychology of art], Feniks, Rostov n/D., 480 p. (in Russian).
23. Konovalova, L. I. & Semenova, L. A. (2020). "Sovremennaya obrazovatel'naya sreda i gumanitarnaya kul'tura pedagoga" [Modern educational environment and humanitarian culture of the teacher], UchenyezapiskiZabGU, № 1 (15), pp. 62-65 (in Russian).
24. Teplov, B. M. Psihologiya: ucheb. dlya srednej shkoly [Psychology: textbook for high school], Izd. 8-e [vosstanovlen-noe s originala 1954 goda], 255 p. (in Russian).
25. Ushinskij, K. D. (1990). Pedagogicheskie sochineniya [Pedagogical essays]: v 61., Pedagogika, Moscow, 659 p. (in Russian).
26. Gel'fman, E. G. & Holodnaya, M. A. (2006). Psihodidaktika shkol'nogo uchebnika. Intellektual'noe vospitanie uchashchihsya [School textbook psychodidactics. Intellectual education of students], Piter, St. Petersburg, 384 p. (in Russian).
27. Kazakova, E. I. (2010). "Pedagogika teksta v sovremennoj didaktike" [Text pedagogy in modern didactics], Na putyah k novoj shkole, № 1, pp. 6-10 (in Russian).
28. Bederhanova, V. P. (2001). Stanovlenie lichnostno orientirovannoj pozicii pedagoga [Formation of a personality-oriented position of a teacher], Krasnodar, 178 p. (in Russian).
29. Semenova, L. A., Konovalova, L. I. & Bredihina, N. N. Humanitarian culture of a teacher in the system of professional education (tezisy doklada nauchnoj konferencii) 36 konferenciya IBIMA 2020. Granada. Spain. Available at: https://ibima.org/ac-cepted-paper/humanitarian-culture-of-a-teacher-in-the-system-of-professional-education/ (in English).
30. Robotova, A. S. Hudozhestvennyj obraz v pedagogicheskom obrazovanii. [Artistic image in pedagogical education]
31. Ajtmatov, Ch. Pervyj uchitel' [The first teacher]. Available at: https://avidreaders.ru/book/pervyy-uchitel.html (in Russian).
32. Aleksin, A. 1981 (). "Bezumnaya Evdokiya: povest'" [Mad Evdokia: a tale], Zvonite i priezzhajte: povesti, Yunactva, Minsk, pp. 225-230 (in Russian).
33. Bykov, V. V. (1985). Obelisk: povest' [Obelisk: a tale], per. s bel. G. Kurenyovoj; poslesl. M. Sinel'nikova, Mol. gvar-diya, Moscow, 235 p. (in Russian).
34. Vasil'ev, B. V. (1994). Zavtra byla vojna: roman, povesti, rasskaz [Next day there was a war: a novel, a novella, a story, AO Izd-vo "AST-Press", Moscow, p. 20 (in Russian).