Научная статья на тему 'ГУМАНИТАРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ЭПОХУ ТЕХНОЛОГИЙ: ТРАНСФОРМАЦИЯ ИЛИ КРИЗИС? МАТЕРИАЛЫ ЗАСЕДАНИЯ ДИСКУССИОННОГО КРУГЛОГО СТОЛА'

ГУМАНИТАРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ЭПОХУ ТЕХНОЛОГИЙ: ТРАНСФОРМАЦИЯ ИЛИ КРИЗИС? МАТЕРИАЛЫ ЗАСЕДАНИЯ ДИСКУССИОННОГО КРУГЛОГО СТОЛА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
87
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Magister
Область наук
Ключевые слова
гуманитарное образование / технологии / гуманитарные и технические специальности / профессия / школа / университет / современный педагог / учитель / ФГОС / digital humanities / цифровое образование / STEM-образование / навыки. / humanitarian education / technology / humanities and technical specialties / profession / school / university / modern teacher / teacher / federal State Educational Standard / digital humanities / digital education / STEM education / skills.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Минец Диана Владимировна, Пучков Михаил Юрьевич, Радеев Артем Евгеньевич, Руднев Дмитрий Владимирович

В июне 2022 г. состоялось заседание дискуссионного круглого стола с представителями научных и образовательных организаций Санкт-Петербурга и Москвы: Комитета по образованию Санкт-Петербурга, РГПУ им. А.И. Герцена, Санкт-Петербургского государственного университета и социально ориентированной некоммерческой организации «Союз участников отношений в сфере образования» (Обрсоюз). Организаторами мероприятия выступила редакция научно-практического журнала «Magister». На заседании круглого стола обсуждались следующие вопросы: 1. Рациональность разграничения гуманитарных и технических направлений в образовании и науке. 2. Востребованность на рынке труда выпускников гуманитарных и технических специальностей. 3. Роль современного педагога в эпоху технологических изменений. 4. Гуманитарное образование: повышение престижа в школе и вузе. 5. Что ждет гуманитарное образование в будущем – трансформация или кризис?

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Минец Диана Владимировна, Пучков Михаил Юрьевич, Радеев Артем Евгеньевич, Руднев Дмитрий Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HUMANITIES EDUCATION IN THE AGE OF TECHNOLOGY: TRANSFORMATION OR CRISIS? MATERIALS OF THE DISCUSSION ROUND TABLE MEETING

In June 2022, a discussion round table meeting was held with representatives of scientific and educational organizations of St. Petersburg and Moscow: the St. Petersburg Education Committee, A.I. Herzen State Pedagogical University, St. Petersburg State University and the socially oriented non-profit organization «Union of Participants in Relations in the field of Education» (Obrsoyuz). The event was organized by the editorial board of the scientific and practical journal «Magister». The following issues were discussed at the round table meeting: 1. Rationality of differentiation of humanitarian and technical directions in education and science. 2. The demand for graduates of humanities and technical specialties in the labor market. 3. The role of the modern teacher in the era of technological change. 4. Humanitarian education: increasing prestige at school and university. 5. What awaits the humanities education in the future – transformation or crisis?

Текст научной работы на тему «ГУМАНИТАРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ЭПОХУ ТЕХНОЛОГИЙ: ТРАНСФОРМАЦИЯ ИЛИ КРИЗИС? МАТЕРИАЛЫ ЗАСЕДАНИЯ ДИСКУССИОННОГО КРУГЛОГО СТОЛА»

ЛАБОРАТОРИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЯ

В РУБРИКЕ ПУБЛИКУЮТСЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ И ДИСКУССИОННЫЕ СТАТЬИ, КОТОРЫЕ СООТВЕТСТВУЮТ КРИТЕРИЯМ РИНЦ. ЦЕНТРОМ ВНИМАНИЯ СТАНОВИТСЯ ВЫБРАННАЯ ТЕМА НОМЕРА

УДК 37.03

ГУМАНИТАРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ЭПОХУ ТЕХНОЛОГИЙ: ТРАНСФОРМАЦИЯ ИЛИ КРИЗИС? МАТЕРИАЛЫ ЗАСЕДАНИЯ ДИСКУССИОННОГО КРУГЛОГО СТОЛА

УЧАСТНИКИ:

Диана Владимировна Минец,

призер Всероссийского конкурса «Учитель года-2020», «Цифровой учитель года-2020» по версии Mail.ru Group, кандидат филологических наук, учитель русского языка и литературы, ведущий методист СОНКО «Обрсоюз» (Москва, Россия)

т

Михаил Юрьевич Пучков,

заместитель председателя Комитета по образованию Санкт-Петербурга, кандидат физико-математических наук (СПб, Россия)

Артём Евгеньевич Радеев,

доктор философских наук, доцент кафедры культурологии, философии культуры и эстетики Санкт-Петербургского государственного университета (СПб, Россия)

[fit

Дмитрий Владимирович Руднев,

доктор филологических наук, профессор кафедры русского языка РГПУ им. А.И. Герцена (СПб, Россия)

Аннотация:

В июне 2022 г. состоялось заседание дискуссионного круглого стола с представителями научных и образовательных организаций Санкт-Петербурга и Москвы: Комитета по образованию Санкт-Петербурга, РГПУ им. А.И. Герцена, Санкт-Петербургского государственного университета и социально ориентированной некоммерческой организации «Союз участников отношений в сфере образования» (Обрсоюз).

Организаторами мероприятия выступила редакция научно-практического журнала «Magister».

На заседании круглого стола обсуждались следующие вопросы:

1. Рациональность разграничения гуманитарных и технических направлений в образовании и науке.

2. Востребованность на рынке труда выпускников гуманитарных и технических специальностей.

3. Роль современного педагога в эпоху технологических изменений.

4. Гуманитарное образование: повышение престижа в школе и вузе.

5. Что ждет гуманитарное образование в будущем - трансформация или кризис?

Ключевые слова: гуманитарное образование, технологии, гуманитарные и технические специальности, профессия, школа, университет, современный педагог, учитель, ФГОС, digital humanities, цифровое образование, STEM-образование, навыки.

HUMANITIES EDUCATION IN THE AGE OF TECHNOLOGY: TRANSFORMATION OR CRISIS?

MATERIALS OF THE DISCUSSION ROUND TABLE MEETING

PARTICIPANTS:

Diana V. Minets, Candidate of Philological Sciences, winner of the All-Russian competition «Teacher of the Year 2020», «Digital Teacher of the Year 2020» according to Mail.ru Group, teacher of Russian language and literature, leading methodologist of SONKO «Obrsoyuz».

Mikhail Y. Puchkov, Deputy Chairman of the St. Petersburg Education Committee, Candidate of Physical and Mathematical Sciences (St. Petersburg, Russia)

Artem E. Radeev, Doctor of Philosophy, Associate Professor of the Department of Cultural Studies, Philosophy of Culture and Aesthetics of St. Petersburg State University (St. Petersburg, Russia)

Dmitry V. Rudnev, Doctor of Philology, Professor of the Department of the Russian Language of A.I. Herzen Russian State Pedagogical University (St. Petersburg, Russia)

Abstract: In June 2022, a discussion round table meeting was held with representatives of scientific and educational organizations of St. Petersburg and Moscow: the St. Petersburg Education Committee, A.I. Herzen State Pedagogical University, St. Petersburg State University and the socially oriented non-profit organization «Union of Participants in Relations in the field of Education» (Obrsoyuz).

Дата поступления: 21.06.2022 Прошла рецензирование: 27.06.2022 Дата публикации: 30.06.2022 Для цитирования: Гуманитарное образование в эпоху технологий: трансформация или кризис? Материалы заседания дискуссионного круглого стола / Минец Д.В., Пучков М.Ю., Радеев А.Е., Руднев Д.В. // Научно-практический журнал «Magister» - 2022. - №2 - с.10-19. - [Электронный ресурс]. URL: http:// magister-spb.ru/(01.07.2022).

The event was organized by the editorial board of the scientific and practical journal «Magister».

The following issues were discussed at the round table meeting:

1. Rationality of differentiation of humanitarian and technical directions in education and science.

2. The demand for graduates of humanities and technical specialties in the labor market.

3. The role of the modern teacher in the era of technological change.

4. Humanitarian education: increasing prestige at school and university.

5. What awaits the humanities education in the future - transformation or crisis?

Received: 21 June 2022 Reviewed: 27 June 2022 Date of publication: 30 June 2022 For citation: Humanities education in the age of technology: transformation or crisis? Materials of the discussion round table meeting / Minets D.V., Puchkov M.Y., Radeev A.E., Rudnev D.V. // Scientific and practical journal «Magister» - 2022. - №2. -p.10-19 - [Electronic resource]. URL: http:// magister-spb.ru/ (07/01/2022).

Keywords: humanitarian education, technology, humanities and technical specialties, profession, school, university, modern teacher, teacher, federal State Educational Standard, digital humanities, digital education, STEM education, skills.

РЕДАКЦИЯ: Уважаемые коллеги, как вы знаете, в современном мире границы между техническими и гуманитарными дисциплинами упраздняются. Например, лингвистика. Язык - это выстроенная система, компьютерные лингвисты занимаются моделированием языков, разрабатывают средства автоматической обработки речи и так далее. Отсюда просится начать нашу дискуссию с такого вопроса: насколько корректно сейчас деление на гуманитариев и технарей?

Й РУДНЕВ Д.В.: Такое деление остается актуальным, хотя гуманитарные дисциплины испытывают нужду в использовании прикладных методов исследования.

РАДЕЕВ А.Е.: Нельзя не учитывать,

^что нет одного, единого и верного принципа классификации наук (а значит, соответствующих им учебных дисциплин). Деление наук на те или иные виды обусловлено исторически, то есть различия возникают в какой-то момент и так же в какой-то момент уходят в прошлое.

На мой взгляд, деление на гуманитарные и естественные науки, терминологически закрепившееся в начале XX века, в наше время уходит в прошлое. Одна из причин заключается в том, что ранее существовала уверенность в двух несводимых типах экзистенции (складов ума, настроенности, предрасположенности). Один якобы был ориентирован на точность, доказуемость, обоснованность, а другой - на описатель-ность и «лиричность». О чем это на бытовом уровне? Называя одного человека гуманитарием, подразумевалось, что он не любит точные расчеты, что ему «лишь бы поразмышлять». Называя другого человека технарем, подразумевалось, что ему важно работать с вычислениями и точными данными.

Сегодня мы наблюдаем если не тотальное, то близкое к тому недоверие прежней классификации. И одновременно - предложение новых, соответствующих духу времени и работающих дистинк-ций (определения, через которые обозначаются объективные различия между реальными предметами и элементами сознания, - прим. ред.) научного и дисциплинарного пространства. Одно из пред-

ложении - деление на «жесткие» и «мягкие» навыки.

• ПУЧКОВ М.Ю.: Я бы обратил внимание немного на другое - на теории об интеллекте. Например, сеИчас популярна теория множественного интеллекта Говарда Гарднера: ученый выделяет конкретные виды интеллекта, причем лингвистическии и логико-математический относит к разным типам. Соответственно, в зависимости от вида интеллекта можно выделять гуманитариев или технарей.

Казалось бы, вот и ответ на ваш вопрос, но в реальности все немного сложнее. Высокий уровень способностей, относящихся к любому из выделяемых проявлений интеллекта, как правило, коррелирует с высоким уровнем способностей, касающихся и других проявлений интеллекта, а общий уровень сильно зависит от среды, в которой развивался человек. Учитывая это, деление на гуманитариев и технарей усложняется.

йМИНЕЦ Д.В.: Согласна с мнением, что деление на «физиков» и «лириков» перестает быть актуальным. Это раньше людей делили на две группы с будто бы принципиально разным способом познания мира: у «физиков» - через абстрактную модель, доказательство, эксперимент, закономерности, а у «лириков» - через понимание культурных процессов. Иными словами, гуманитарии работают со своего рода уникальными явлениями: Достоевский неповторим, фильмы Тарковского не будут сняты заново, второго «Евгения Онегина» не напишут.

Сейчас же происходит взаимопроникновение гуманитарной и естественно-научной парадигм. Умение выявлять и анализировать смыслы текстов и иных семиотических систем востребовано не только у гуманитариев. Например, развитие искусственного интеллекта невозможно без представления о том, как устроена

когнитивная сфера человека. Помните, наверное, как одно время было популярно, чтобы машинные алгоритмы писали стихи. Получалось, конечно, не всегда удачно. И вот в таких случаях именно гуманитарии могут объяснить разницу между текстом, написанным компьютером, и классикой. С другой стороны, экспериментальное доказательство и по сей день остается важной частью большинства наук.

Если же говорить о будущем, то технологии скоро станут вполне рутинной частью жизни. Ну а для того чтобы правильно ими пользоваться, развивать их, нужна будет фундаментальная система гуманитарного мышления. Так постепенно деление на «физиков» и «лириков» окончательно уйдет в прошлое.

РЕДАКЦИЯ: Давайте поговорим о практичности изучения предметов. Кто сейчас более востребован для работодателя - «физики» или «лирики»?

РУДНЕВ Д.В.: Однозначного ответа

Йна этот вопрос нет, все зависит от работодателя и сферы применения знаний. Кроме того, важна доступность современного оборудования для «физиков»: при его отсутствии полученные технические знания могут оказаться бесполезными. В этом отношении гуманитарии могут оказаться даже в более выгодном положении, поскольку их знания и навыки меньше зависят от наличия современного оборудования.

• ПУЧКОВ М.Ю.: Сейчас важны не столько специалисты-одиночки, сколько команды, причем разносторонние команды.

Юридическая фирма, конструкторское бюро, маркетплейс или студия онлайн-игр - это все работодатели. И кто им нужен -«физики» или «лирики»? Работодатель ищет тех, кто помогает организации достигать целей. Если это коммерческая организация, то на повестке дня - вопрос прибыли

за счет выпуска востребованного продукта. А вот для того чтобы придумать, создать и продать на рынке товар фирмы (причем как реальный, так и виртуальный), нужна команда. В такой команде должны быть как «физики», так и «лирики», каждый - профессионал в своей области.

В исследованиях командных ролей английский ученый Рэймонд Белбин показал, что грамотно сформированная команда работает эффективнее и успешнее, чем отдельные специалисты или случайно сформированные коллективы. Таким образом, главное - чтобы члены команды понимали друг друга и умели взаимодействовать, решая совместные задачи вне зависимости от направленности полученного образования.

РЕДАКЦИЯ: Мы знаем, что работодатели ищут профессионалов, которые обладают универсальными навыками и знаниями. Например, лингвистов со знанием Python или социологов с опытом работы в SQL. А как быть, например, выпускнику, который все шесть лет обучения в вузе изучал дипломатические отношения России и Англии XVII-XIX веков? Может ли он вписаться в современные тренды?

• ПУЧКОВ М.Ю.: Сначала хочется задать вопросы вузу. Как он подготовил этого выпускника к экономической реальности? Какие компетенции дал, чтобы выпускник мог реализовать себя в мире? Где этот студент проходил практику? Знает ли он о реальном уровне зарплат специалистов своего направления? Знает ли маршруты профессионального развития в выбранной сфере?

Допустим, студент изучает лингвистику, историю или социологию, но ничто не мешает ему одновременно освоить современные инструменты - знания математики, архитектуры баз данных, работы с большими объемами информации и понимание, как использовать информационные технологии для обработки данных.

РУДНЕВ Д.В.: Я убежден, что если

»выбор подобной темы был продиктован сердцем, то выпускник найдет применение даже узкому знанию. Однако если смотреть на ситуацию шире, вероятность того, что ему не придется менять область занятий, крайне мала. В этом случае утешает, что со временем полученные знания (даже узкие) вполне могут пригодиться и быть использованы при работе над другими темами.

РАДЕЕВ А.Е.: В обозначенном аспекте

Йесть определенная ловушка, которую желательно избежать. Вопрос о том, как вписаться в современные тренды, подразумевает, что мы точно понимаем, в чем эти тренды состоят и ищем адекватные им формы знаний и умений. Однако современность как раз характеризуется невозможностью ухватить адекватно ее тенденции... Так, сегодня много говорят о том, что через пять-десять лет наиболее востребованными будут специалисты, о существовании которых мы сейчас даже не знаем (не говоря уже о том, что вузы к их подготовке еще не приступили).

В то же время один из «современных трендов» в образовании - ориентация на специалистов, которые, с одной стороны, освоили какую-то область знания (то есть показали усидчивость и адекватность), а с другой - продемонстрировали открытость к получению новых знаний. Так что если кто-то хорошо разобрался в дипломатических отношениях России и Англии ХУ!!-Х!Х веков - он уже наполовину готов к изменчивой современности.

РЕДАКЦИЯ: Коллеги, на ваш взгляд, можно ли считать современного педагога или историка узко гуманитарным специалистом?

РУДНЕВ Д.В.: К сожалению, да. Про-

Йцесс деления единого знания, который активно шел в XIX веке, привел к противопоставлению гуманитарных и

естественных наук. Сейчас трудно представить, что когда-то физика в качестве натурфилософии являлась частью философии... Более того, гуманитарные дисциплины все больше специализируются и противопоставляются друг другу. Еще сто лет назад история и филология изучались на историко-филологических факультетах, а сейчас это разные направления.

йМИНЕЦ Д.В.: Лично я убеждена, что в постпандемийную эпоху быть «узко гуманитарным специалистом» принципиально невозможно. К тому же учитель сегодня - это не только квалификация в своей предметной области, но также умение исходить из интересов и потребностей современного ребенка. А поколение «альфа» (с точки зрения теории поколений так именуют тех, кто родился в 2010-е годы, - прим. ред.), «с младых ногтей» живущее с гаджетами в руках, будет испытывать серьезные трудности с восприятием информации, презентуемой «традиционно», каким бы великолепным специалистом по своему предмету вы ни были. Ведь даже взрослые сегодня избегают «лонгридов», пролистывая новостные ленты соцсетей...

Задача учителя сейчас другая - мотивировать ребенка к обучению, вызвать интерес и научить его учиться, быть навигатором в мире информации, тьютором, наставником, а не тем, кто вкладывает «кирпичики знания» в головы. Речь идет о способности педагога найти нужный формат, модель, способ развития интереса и мотивации. Эпоха дистанта, соцсетей, гаджетов, с которыми дети не расстаются, требует цифровой, методической, психологической грамотности и хотя бы элементарного ориентирования в современной культуре с ее «крашами» и «багами».

ПУЧКОВ М.Ю.: Современный педагог может быть узко гуманитарным специалистом только если в это понятие входит владение информационными

технологиями в своей профессиональной деятельности.

По требованиям новых Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС), педагог должен уметь пользоваться сервисами для работы с цифровым образовательным контентом. Теперь один из ключевых навыков учителя - адаптация методики преподавания с учетом цифровых образовательных инструментов.

Думаю, если мы с вами откроем про-фстандарт историка, то найдем трудовые функции, которые реализуются гораздо более эффективно, если владеть цифровыми технологиями. Можно ли в таких условиях говорить об узко гуманитарной специальности? Полагаю, что нет.

РЕДАКЦИЯ: Какие меры могут сделать гуманитарных специалистов более востребованными и заметными на рынке труда? Какие преимущества дает человеку гуманитарное образование?

йМИНЕЦ Д.В.: Сегодня на рынке труда важно владеть широким спектром навыков - как «жесткими», так и «мягкими» навыками, причем желательно в различных предметных областях и сферах деятельности. И это касается не только гуманитарных специалистов.

Если говорить в целом об образовании как подготовке специалистов, то очевидна необходимость наличия в школьной программе социокультурного объединяющего «стержня». Такая основа включает в себя знание и понимание истории и литературы, культурного наследия, традиций народа и других понятий, связанных с национальной идентичностью, развитый кругозор, умение мыслить логически и абстрактно, систему гуманистических ценностей.

Взаимодействуя с коллегами и детьми на разных уровнях и в разных регионах, мне прискорбно наблюдать, что культурные лакуны у подрастающего поколения просто огромны. Они страшны по той причине, что

потом из них неминуемо «вырастает» отрицание, агрессия, неприятие, неумение критически оценивать информацию.

Разрыв в системе духовных и культурных ценностей «отцов» и «детей», без преувеличения, огромен, и растет с каждым днем. Как следствие - пренебрежение к культуре как таковой, к гуманитарным знаниям. Для того чтобы ситуация изменилась в лучшую сторону, необходимо пересмотреть роль школы в обществе.

РУДНЕВ Д.В.: Современного учени-

Йка нужно готовить к тому, что ему придется овладевать новыми знаниями после получения образования, в том числе придется переучиваться. Полученное знание должно быть достаточным, но оно не будет окончательным, неизменным.

Преимущество полноценного гуманитарного образования заключается в том, что оно универсально и связано с вопросами, которые человечество задает себе всегда: смысл жизни, целеполагание, устройство общества, воздействие человека на других людей, власть. Эти вопросы не решаются в рамках точных и прикладных дисциплин.

ПУЧКОВ М.Ю.: Гуманитарные специалисты востребованы тогда, когда могут повысить качество жизни, комфорт, популярность услуги или товара. Но куда более фундаментальное качество гуманитарных наук - способность помогать человеку достичь самореализации.

Хорошее гуманитарное образование дает понимание людей, мотивов их поступков, причин тех или иных решений, а также законов развития общественных институтов. Зная это, жить в обществе достаточно комфортно, у тебя появляется возможность прогнозировать.

йМИНЕЦ Д.В.: Сейчас в школах крайне популярны профильные классы, но это в определенной степени зона риска. Дело в том, что при стремлении ре-

ализовать профильную модель обучения важно не сделать образование однобоким, лишенным гуманитарной, социокультурной составляющей. Важно найти и поддерживать баланс между стремлением к созданию все более высоких технологий и понятием «человечности». Без гуманизма не только невозможно существование таких специалистов как врачи, учителя, психологи, но и вообще человека.

Поэтому гуманитарное образование -это фундамент осознанной, «человечной» технологичности. К тому же востребованные сегодня «мягкие» навыки (коммуникативные навыки, организованность, способность решать конфликты, умение убеждать, работать в команде, адаптивность) в значительной степени - продукт гуманитарного мышления.

РЕДАКЦИЯ: Что же делать общеобразовательной школе в связи с размыванием границ между дисциплинами?

• ПУЧКОВ М.Ю.: Нужно работать по ФГОС. Ведь если анализировать обновленные ФГОС, то в них четко определены не только предметные, но также личностные и метапредмет-ные результаты, которые достигаются не программой какой-то одной дисциплины, а образовательной программой школы, выстроенной системой дисциплин.

В современной школе активно применяются проектные формы работы, популярны STEM-подход (science, technology, engineering and mathematics - наука, технологии, инженерия и математика; термин, используемый для объединения перечисленных дисциплин, - прим. ред.) и его развитие до STEAM-подхода (к аббревиатуре добавлена буква А - arts: искусство, гуманитарные науки, - прим. ред.), в котором явление или предмет рассматриваются комплексно - с точки зрения математики и искусства.

РУДНЕВ Д.В.: С одной стороны, размывание границ между дисципли-

2%

нами несет возможное благо - а именно, взаимное обогащение дисциплин. С другой стороны, это потенциально опасно - в связи с разрушением предмета и методов исследований, присущих каждой науке.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

РАДЕЕВ А.Е.: В связи с наметившейся тенденцией школам важно активно внедрять в образовательное пространство различие на «жесткие» и «мягкие» навыки, причем развивать следует и те и другие.

йМИНЕЦ Д.В.: Вообще, экономика у нас сейчас такова, каким было образование пятнадцать лет назад. По этой причине образование должно быть максимально актуальным, современным, учитывающим запросы рынка труда и тенденции науки.

Взаимопроникновение гуманитарной и естественно-научной парадигм, разумеется, должно быть учтено в школьной программе. Возможно, здесь более актуален вопрос естественно-научного подхода к гуманитарному знанию - как менее распространенный. Хотя в истории России такой опыт есть: вспомним формалистскую школу ОПОЯЗов-цев. Популярные в мире Digital Humanities в этом смысле начинаются именно с русских формалистов. Большой вклад в развитие этого подхода внесла и московско-тартуская семиотическая школа. А представители математической школы неоднократно стремились «просчитать» поэзию (вспомним, например, Колмогорова).

У современной науки, помимо мощной традиции, конечно, есть и другие технологические возможности: искусственный интеллект способен выполнить сложнейшие расчеты, задача же ученого - правильно поставить задачу. Именно поэтому Digital Humanities - точка объединения для физиков и лириков. И важно, чтобы это направление присутствовало в школах. Ведь это возможность не только научиться оцифровывать источники и извлекать из них новые знания (благодаря компьютерным техноло-

гиям), но и применять технические навыки на поле деятельности гуманитариев.

Синтез технического, гуманитарного и образовательного начал - шанс оказать реальную помощь людям. Такова, например, реабилитационная робототехника, помогающая детям восстанавливать утраченные во время болезни когнитивные и координационные функции, а также приспособиться к новой действительности. Такова и социальная робототехника, раскрывающая аспекты взаимодействия робота и человека.

На мой взгляд, для школ в области Digital Humanities открываются широкие возможности.

РЕДАКЦИЯ: Коллеги, что вы посоветуете старшеклассникам, которые выбирают, гуманитарное или техническое образование получать?

РУДНЕВ Д.В.: Следует выбирать то, к чему лежит сердце. Именно так вы добьетесь максимальных успехов на жизненном поприще. Не бойтесь того, что ваш выбор не находится в русле современных трендов: тренды могут быстро и кардинально измениться.

И не бойтесь менять сферу своих интересов - человек должен учиться всю жизнь. Такая смена интересов может говорить о том, что вы переросли прежние жизненные цели и переходите на новый этап своей жизни: «Человек вырастает по мере того, как растут его цели» (Фридрих Шиллер).

йМИНЕЦ Д.В.: Не стоит опасаться выбирать гуманитарные специальности в качестве будущей сферы деятельности. Гуманитаристика сегодня не замыкается в себе, а наоборот, активно развивается, взаимодействуя с естественно-научными областями. Поэтому будут востребованы специалисты, способные выстроить эффективное взаимопроникновение парадигм. Digital Humanities - тому яркое подтверждение

ЛАБОРАТОРИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЯ

ПУЧКОВ М.Ю.: Нет разницы, гуманитарное или техническое образование вы выбираете, если это образование высококлассное и вас окружают мотивированные студенты, заинтересованные в том, что изучают. Поэтому совет может быть только один: выбирайте самые сложные условия поступления - тогда будет развитие. Посещайте дни открытых дверей университетов, знакомьтесь со студентами разных курсов, участвуйте в профессиональных пробах, посещайте экскурсии в организациях и на предприятиях города.

ЙРАДЕЕВ А.Е.: Важно понять, что отныне образование - это процесс, не имеющий завершения. Причем принцип «Пусть меня научат» больше не работает, потому что не кто-то меня учит, а я сам нахожусь в состоянии перманентного обучения.

Чем раньше старшеклассник поймет, что образование - это самообразование, что школа и вуз дают не столько знания, сколько возможности развивать полученные знания, тем успешнее он пойдет по жизни.

Это раньше человек получал одно образование, определенный набор навыков, и на основании этого всю жизнь работал в какой-то области. Теперь же, хотим мы того или нет, востребовано постоянное совершенствование, которое зависит только от самого человека.

РЕДАКЦИЯ: Подводя итог нашей с вами беседы, хочется спросить о престиже гуманитарных специальностей. Как можно его повысить? И есть ли в этом необходимость?

ПУЧКОВ М.Ю.: Престиж гуманитарных профессий повышается так же, как и престиж технических: результаты вашего труда должны двигать общество вперед. При этом работа должна обеспечивать реализацию ваших потребностей на принятом в обществе уровне. Вы-

полнение этих двух условий и создает престиж той или иной специальности.

Экономика XX! века - это экономика знаний, но не просто знаний, а умений эффективно их применять для развития общества.

РУДНЕВ Д.В.: Отчасти причины не-

Й высокого престижа гуманитарных дисциплин кроются в образовательной политике, и на нее трудно повлиять. Единственный способ повысить их престиж

- талантливые педагоги, которые доносят до учеников миссию гуманитарного знания в обществе и показывают тесную связь различных гуманитарных наук (например, в духе исследований Юрия Лотмана).

Уверен, что хорошее гуманитарное образование нужно во все эпохи, и XX! век не исключение.

йМИНЕЦ Д.В.: Нельзя вдруг издать закон, мгновенно повышающий, например, престиж учителя, если средняя учительская зарплата в провинции

- 20-25 тыс. рублей (о Москве и Санкт-Петербурге не говорим, там цифры другие). Должна быть целая система мер и реформ образования, а также какая-то культурная политика, устраняющая разрыв в системе духовных ценностей «отцов» и «детей».

Все же государство так или иначе определяет вектор развития образования в стране. Вспомним, под какие нужды создавался знаменитый Царскосельский лицей: он задумывался как кузница кадров для Российской империи. И если говорить о первом, «пушкинском» выпуске лицея, то помимо прекрасных поэтов, среди выпускников были дипломаты, чиновники разного уровня и министры. И заметьте, почти все они представляют гуманитарное знание. То есть сама система обучения и воспитания была заточена под лучших, а участие государства и лично императора способствовало тому, что мы знаем первых лицеистов как выдающихся людей своего времени.

18 | М^^ТЕ^ 2022, №2

ЛАБОРАТОРИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЯ

Свои плюсы были и у системы советского образования.

Очевидно, что и то и другое в чистом виде не соответствует требованиям эпохи. Поэтому я присоединяюсь к коллегам, которые спрашивают, какой тип человека необходим нашему обществу сейчас и в ближайшем будущем. От этого зависит и престиж гуманитарных специальностей.

Резюмируя, скажу следующее. Важно, чтобы гуманитарная наука могла работать по общим для всех наук правилам, чтобы могла использовать методы Data Science, формулировать и проверять гипотезы. Соответственно, нужно создавать фундамент для этой новой науки, нужны доступные и машиночитаемые гуманитарные данные - качественные размеченные корпуса текстов, полные базы данных, цифровые издания и так далее. Именно это будет определять потенциал развития гуманитарных наук в ближайшем будущем.

Список источников:

1. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего обра-

зования» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://clck.ru/WDdSy (16.06.2022)

2. Высшее образование для XXI века: роль гуманитарного образования в контексте технологических и социокультурных изменений: XV Международная научная конференция, МосГУ, 14-16 ноября 2019 г.: Доклады и материалы : в 2 ч. Ч. 1. / под общ. ред. И. М. Ильинского. — М.: Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2019. — 607 с. Режим доступа: https:// clck.ru/s6TmQ (14.06.2022)

3. Современный учитель и его цифровые компетенции // Сетевое издание «Учительская газета». [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://clck. ru/s6VpQ (16.06.2022)

List of sources:

1. Order of the Ministry of Education of the Russian Federation No. 287 dated 05/31/2021 «On Approval of the Federal State educational standard of basic general education» [Electronic resource]. -Access mode: https://clck.ru/WDdSy (06/16/2022)

2. Higher education for the XXI century: the role of humanitarian education in the context of technological and socio—cultural changes: XV International Scientific Conference, Moscow State University, November 14-16, 2019: Reports and materials: at 2 р. Р. 1. / under the general editorship of I. M. Ilyinsky. - M.: Moscow Publishing House of Humanitarian univ., 2019. — 607 p. Access mode: https://clck.ru/s6TmQ (06/14/2022)

3. The modern teacher and his digital competencies // Online publication «Teacher's newspaper». [Electronic resource]. - Access mode: https://clck.ru/s6VpQ (06/16/2022)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.