Научная статья на тему 'ОБРАЗОВАНИЕ XXI ВЕКА: ВЫЗОВЫ, ПРОБЛЕМЫ, РЕШЕНИЯ. МАТЕРИАЛЫ ЗАСЕДАНИЯ ДИСКУССИОННОГО КРУГЛОГО СТОЛА'

ОБРАЗОВАНИЕ XXI ВЕКА: ВЫЗОВЫ, ПРОБЛЕМЫ, РЕШЕНИЯ. МАТЕРИАЛЫ ЗАСЕДАНИЯ ДИСКУССИОННОГО КРУГЛОГО СТОЛА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
255
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Magister
Область наук
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / ЛИЧНОСТНАЯ МОТИВАЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ШКОЛА / УНИВЕРСИТЕТ / УЧИТЕЛЬ / ПРЕПОДАВАТЕЛЬ / ШКОЛЬНИК / СТУДЕНТ / РОДИТЕЛЬ / ЦИФРОВИЗАЦИЯ / ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОПЫТ / СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / МЕТОДИКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Виландеберк Анна Арнольдовна, Грабчук Ксения Михайловна, Винник Инна Ричардовна, Обухова Марина Юрьевна, Ермакова Екатерина Николаевна

В марте 2022 г. состоялось заседание дискуссионного круглого стола с представителями научных и образовательных организаций России, Белоруссии, Польши, Словакии, Греции, Туркменистана и Казахстана. Организаторами мероприятия выступили редакция научно-практического журнала «Magister» и кафедра образовательных технологий в филологии РГПУ им. А.И. Герцена. Современные интернет-технологии позволили объединить на одной виртуальной площадке представителей научной, педагогической и родительской общественности Санкт-Петербурга, Ярославля, Орска, Омска, Калининграда, Кракова, Алматы, Павлодара, Снова. На заседании круглого стола обсуждались следующие вопросы: 1. Профессиональная ориентация и личностная мотивация будущего учителя: опыт взаимодействия школы и вуза. 2. Современное инклюзивное образование: региональный опыт. 3. Роль учителя в эпоху цифровизации. 4. Проблемы и перспективы современного образования: взгляд родителей. 5. Образовательные методики и технологии в эпоху цифровизации: взгляд учителя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Виландеберк Анна Арнольдовна, Грабчук Ксения Михайловна, Винник Инна Ричардовна, Обухова Марина Юрьевна, Ермакова Екатерина Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATION OF THE XXI CENTURY: CHALLENGES, PROBLEMS, SOLUTIONS. MATERIALS OF THE DISCUSSION ROUND TABLE MEETING

In March 2022, a discussion round table was held with representatives of scientific and educational organizations of Russia, Belarus, Poland, Slovakia, Greece, Turkmenistan and Kazakhstan. The event was organized by the editorial board of the scientific and practical journal «Magister» and the Department of Educational Technologies in Philology of the A.I. Herzen State Pedagogical University. Modern Internet technologies have made it possible to unite representatives of the scientific, pedagogical and parental community of St. Petersburg, Yaroslavl, Orsk, Omsk, Kaliningrad, Krakow, Almaty, Pavlodar, Snov, etc. on one virtual platform. The following issues were discussed at the round table meeting: 1. Professional orientation and personal motivation of a future teacher: the experience of interaction between a school and a university. 2. Modern inclusive education: regional experience. 3.The role of the teacher in the era of digitalization. 4. Problems and prospects of modern education: parents' view. 5. Educational methods and technologies in the era of digitalization: a teacher's view.

Текст научной работы на тему «ОБРАЗОВАНИЕ XXI ВЕКА: ВЫЗОВЫ, ПРОБЛЕМЫ, РЕШЕНИЯ. МАТЕРИАЛЫ ЗАСЕДАНИЯ ДИСКУССИОННОГО КРУГЛОГО СТОЛА»

В РУБРИКЕ ПУБЛИКУЮТСЯ АКАДЕМИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ СТАТЬИ, КОТОРЫЕ СООТВЕТСТВУЮТ КРИТЕРИЯМ РИНЦ. ЦЕНТРОМ ВНИМАНИЯ СТАНОВИТСЯ ВЫБРАННАЯ ТЕМА НОМЕРА

ОБРАЗОВАНИЕ XXI ВЕКА: ВЫЗОВЫ, ПРОБЛЕМЫ, РЕШЕНИЯ. МАТЕРИАЛЫ ЗАСЕДАНИЯ ДИСКУССИОННОГО КРУГЛОГО СТОЛА

Анна Арнольдовна Виландеберк,

кандидат филологических наук, доцент, заведующая кафедрой образовательных технологий в филологии, заместитель декана филологического факультета РГПУ им. А.И. Герцена (Россия, Санкт-Петербург) magistr52@mail.ru

Ксения Михайловна Грабчук,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры социальной работы, психологии и педагогики высшего образования ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет» (Россия, Краснодар) grabchuk_k@bk.ru

Инна Ричардовна Винник,

учитель русского языка и литературы «Сновская средняя школа», «Учитель года Республики Беларусь-2014» (Белоруссия, Минская область) vinnikinna@mail.ru

Ш

УЧАСТНИКИ:

8 | МАО^ТЕР, 2022, №1

Марина Юрьевна Обухова,

директор школы №47 Д.С. Лихачева, учитель русского языка и литературы (Россия, Санкт-Петербург) marina7205@rambler.ru

Екатерина Николаевна Ермакова,

руководитель ООП ООО ОДНО «ШКОЛА «УНИСОН», учитель английского языка, президент Клуба Роберта Бернса (Россия, Санкт-Петербург) eugkat@mail.ru

Ольга Юрьевна Рогова,

учитель русского языка и литературы ГБОУ гимназии №24 имени И.А. Крылова, магистрант СПбГУ по направлению «Школа высоких технологий» (Россия, Санкт-Петербург) rogalik-70@yandex.ru

Модераторы: Е.А. Измайлова, C.B. Букреева (редакция журнала) Представители родительской общественности: Н. Шишова, Е. Фролова

Аннотация: В марте 2022 г. состоялось заседание дискуссионного круглого стола с представителями научных и образовательных организаций России, Белоруссии, Польши, Словакии, Греции, Туркменистана и Казахстана.

Организаторами мероприятия выступили редакция научно-практического журнала «Magister» и кафедра образовательных технологий в филологии РГПУ им. А.И. Герцена.

Современные интернет-технологии позволили объединить на одной виртуальной площадке представителей научной, педагогической и родительской общественности Санкт-Петербурга, Ярославля, Орска, Омска, Калининграда, Кракова, Алматы, Пав-

Дата поступления: 05.03.2022 Дата публикации: 21.03.2022 Для цитирования: Образование XXI века: вызовы, проблемы, решения. Материалы заседания дискуссионного круглого стола / Вилан-деберк A.A., Грабчук K.M., Ермакова E.H., Винник И.Р., Обухова М.Ю., Рогова О.Ю., Букреева С.В., Измайлова Е.А. // Научно-практический журнал «Magister» - 2022. - №1. с.8-20. -[Электронный ресурс]. URL: http:// magister-spb.ru/ (21.03.2022).

лодара, Снова.

На заседании круглого стола обсуждались следующие вопросы:

1. Профессиональная ориентация и личностная мотивация будущего учителя: опыт взаимодействия школы и вуза.

2. Современное инклюзивное образование: региональный опыт.

3. Роль учителя в эпоху цифровизации.

4. Проблемы и перспективы современного образования: взгляд родителей.

5. Образовательные методики и технологии в эпоху цифровизации: взгляд учителя.

Ключевые слова: образование, личностная мотивация, профессиональная ориентация, взаимодействие, школа, университет, учитель, преподаватель, школьник, студент, родитель, цифровизация, инклюзивное образование, региональный опыт, современные технологии, методика.

Anna A. Vilandeberk (Herzen Russian State Pedagogical University, Russia, St. Petersburg)

Ksenia M. Grabchuk (Kuban State University, Russia, Krasnodar)

Inna R. Vinnik (Teacher of Russian language and literature, Belarus, Minsk region)

Marina Yu. Obukhova (Director of School No. 47, teacher of Russian language and literature, Russia, Saint Petersburg)

Ekaterina N. Ermakova (Head of the OOP "UNISON SCHOOL", English teacher, Russia, Saint Petersburg

Olga Yu. Rogova (Teacher of Russian language and literature of I.A. Krylov Gymnasium No. 24).

Moderators: E.A. Izmailova, S.V. Bukreeva (editorial board of the journal)

Representatives of the parental community: N. Shishova, E. Frolova

EDUCATION OF THE XXI CENTURY: CHALLENGES, PROBLEMS, SOLUTIONS. MATERIALS OF THE DISCUSSION ROUND TABLE MEETING

Abstract: In March 2022, a discussion round table was held with representatives of scientific and educational organizations of Russia, Belarus, Poland, Slovakia, Greece, Turkmenistan and Kazakhstan. The event was organized by the editorial board of the scientific and practical journal «Magister» and the Department of Educational Technologies in Philology of the A.I. Herzen State Pedagogical University.

Modern Internet technologies have made it possible to unite representatives of the scientific, pedagogical and parental community of St. Petersburg, Yaroslavl, Orsk, Omsk, Kaliningrad, Krakow, Almaty, Pavlodar, Snov, etc. on one virtual platform.

The following issues were discussed at the round table meeting:

1. Professional orientation and personal motivation of a future teacher: the experience of interaction between a school and a university.

2. Modern inclusive education: regional experience.

3.The role of the teacher in the era of digitalization.

4. Problems and prospects of modern education: parents' view.

5. Educational methods and technologies in the era of digitalization: a teacher's view.

Keywords: education, personal motivation, professional orientation, interaction, school, university, teacher, lecturer, student, parent, digitalization, inclusive education, regional experience, modern technologies, methodology.

Received: 05.03.2022 Date of publication: 03/21/2022 For citation: Education of the XXI Century: challenges, problems, solutions. Materials of the discussion round table meeting / Vilandeberk A.A., Grabchuk K.M., Ermakova E.N., Vinnik I.R., Obukhova M.Yu., Rogova O.Yu., Bukreeva S.V., Izmailova E.A. // Scientific and practical journal "Magister" - 2022. - №1. p.8-20 -[Electronic resource]. URL: http:// magister-spb.ru/ (03/21/2022).

Е.А. Измайлова: Здравствуйте, коллеги!

Образование несет сегодня огромную ответственность перед обществом. Педагогическое образование - ответственность двойная, ведь мы готовим к служению тех, кто будет учить и воспитывать детей новых поколений, создавая культурный, ментальный, человеческий, творческий потенциал страны, ее стратегический ресурс. И понятно, что в решении этих проблем далеко не все зависит от самой системы образования. Ей нужна большая и постоянная помощь со стороны общества, государства.

Какие вызовы сегодня решает образование и какова роль вуза и школы в решении этих проблем? Как выстраивается работа по профессиональной ориентации и личностной мотивации будущего учителя?

йА.А. Виландеберк: Мне хочется остановиться на том, каким должен быть учитель, как его подготовить и как правильно мотивировать будущих учителей.

Вот сейчас у нас с вами дистанционное образование, и все об этом говорят. Но меня волнует проблема, которая не зависит ни от современных вызовов, ни от цифровиза-ции, ни от дистанта. Меня волнует, как мы, совместно со школами, можем подготовить учителя, который хочет трудиться в школе.

Я работаю на филологическом факультете более 30 лет (вчера узнала об этом случайно на заседании своей кафедры), и все это время наблюдаю, как в процессе обучения меняются абитуриенты, которые к нам приходят. Должна признать, что у нашего факультета хороший рейтинг, - мы входим в пятёрку факультетов Герценовского университета по высокому проходному баллу ЕГЭ. Но речь о том, что каждый год на первом курсе я в первую очередь отмечаю тех девочек (ну да, в основном к нам по-преж-нему приходят девочки), у которых горят глаза. Это примерно двадцать человек из ста. Я спрашиваю у них: «Почему поступили на факультет?». И они ещё детскими голосами отвечают примерно одно и то же: «Хочу

быть учительницей», или «У меня мама учительница».

Я понимаю, что у нас две проблемы. Первая - сделать так, чтобы у этих двадцати глаза не погасли. Вторая - что-то предпринять, чтобы у остальных восьмидесяти тоже появилась мотивация. Важно, чтобы глаза ребят горели, когда они придут работать в школу. Это наш реальный, объективный минимум. А дальше - уже задача школ: сделать так, чтобы глаза молодых учителей не потухли.

На мой взгляд, это ключевая цель - развить мотивацию к работе в школе.

Е.А. Измайлова: Анна Арнольдовна, в чем особая роль филологического факультета в мотивации студентов?

йА.А. Виландеберк: Прежде всего хочу сказать, что это единственный факультет, который учит одновременно двум предметам - русскому языку и литературе (в отличие, например, от факультета иностранных языков, где учат сначала одному предмету, а потом прикладывается второй). В программе обучения у нас одновременно идут два серьезных школьных предмета. Поэтому функциональность и трудоемкости, которые можем посвятить одному предмету, снижены. Какими-то мыслимыми и немыслимыми усилиями мы должны вложить в студента теоретические знания по русскому языку, русскую литературу, начиная от былин и «Слова о полку Игореве» и заканчивая 2020-ми годами, и зарубежную литературу, с которой русская тесно связана.

При этом нам нужно научить ребят на практике, как работать в школе (как я говорю, у станка). Мы это реализуем с помощью школ-партнеров, которым я безмерно благодарна.

Как-то в одной из школ я показывала студентам различные мультимедийные устройства в кабинетах - экраны, планшеты, компьютеры. И одна учительница меня спросила: «Анна Арнольдовна, вот вы учите

их работать с технологиями, а представьте, что в школе отключили интернет или свет. Готов ли молодой учитель встать к доске, взять в руки мел и тряпку и вести урок без презентации или видео за спиной?». И это хороший вопрос.

Мое убеждение - учитель должен уметь говорить, а медиаресурсы вторичны.

За время обучения в вузе те девочки, у которых на первом курсе горят глаза, могут уйти в литературу или лингвистику, могут просто потерять любовь к духу школьного сообщества, атмосферы и профессионализма. Вместе с тем я понимаю, что в основном такие девочки пришли к нам из хороших школ и, в первую очередь, от очень хороших учителей. А значит, есть преемственность поколений, которую ни в коем случае нельзя потерять в условиях цифровизации, дистанта, трансформации образования.

Е.А. Измайлова: Как трансформация образования влияет на мотивацию?

йА.А. Виландеберк: Важно понять, куда, кого и как будем трансформировать. Мы придумали себе очередной лозунг: «Трансформация образования». Но на самом деле мы просто развиваем образование в тех условиях, в которых оказались.

Согласитесь, если бы не случилось пандемии, то мы говорили бы о дистанционном образовании как о явлении, которое где-то рядом с нами. Мы жили бы как раньше и никогда бы не пошли в дистант по доброй воле. Но нас заставили туда идти, и мы вынуждены были искать какие-то пути, что-то делать, чтобы не сорвать учебный процесс и продолжать учить детей. Однако по моим наблюдениям, совсем другой фактор имеет ключевое значение для мотивации студентов.

Я считаю, что мотивация сильно зависит от школы - на том этапе, когда мы начинаем приводить студентов на практику (в основном, на четвертом курсе). У нас большая база блестящих школ, с которыми мы

сотрудничаем уже долгие годы. И определенный процент студентов после практики остаётся в той же школе: ребята там «приживаются» и успешно работают.

Е.А. Измайлова: Реализуются ли на факультете образовательные проекты для повышения мотивации к выбору профессии?

йА.А. Виландеберк: На мой взгляд, практики на четвертом курсе недостаточно и нужно выходить на школы раньше.

Недавно мы встречались с директором одной из школ Василеостровского района Петербурга, и она предложила интересный вариант сотрудничества. Сейчас многие школы ведут научно-исследовательскую и внеурочную деятельность, и наши студенты могли бы становиться кураторами такой работы. А значит, могли бы приступить к профессиональной деятельности в школе раньше, чем на четвертом курсе. Не обязательно проводить уроки - можно, к примеру, организовывать интересные практики по теории языка и литературе совместно со школьниками. Такой подход к выстраиванию образовательного процесса студентов-филологов мне кажется перспективным.

В этом году мы реализовали проект для студентов третьего курса, который также дал хорошие результаты и мотивировал ребят развиваться в области педагогического образования. Мы обратились к детским библиотекам Петроградского, Василеостровского и Центрального районов с просьбой: «У нас есть сто человек на курсе, готовых к практике. Давайте мы не просто будем рассуждать о великом и о смысле жизни, а сделаем что-то конкретное». Так мы попали в районные библиотеки, совершенно потрясающе оснащенные с технической точки зрения. Сотрудники библиотек предложили проекты, где наши студенты могут создавать творческие продукты в области литературы, которые можно использовать в рамках культурно-просветительской, образовательной и внеучебной деятельности.

12 | МА018ТЕк, 2022, №1

Это аннотации книг в цифровом формате, обзоры книжных новинок, кроссридинги, буккроссинги. Мы с коллегами видели, что глаза студентов начинали загораться.

Когда я сама училась в педагогическом институте им. А.И. Герцена, то проходила практику в школе полгода. И естественно, за это время мы буквально корнями врастали в школьную систему. Сейчас практика в школе длится всего шесть недель: первую неделю студенты пытаются понять, что делать, а потом начинают судорожно готовить свои уроки по русскому языку и литературе. Конечно, ребята начинают паниковать, попадая в реальную школьную среду.

Поэтому я обращаюсь к школам, к директорам, к заместителям директоров по воспитательной работе. Мы готовы прийти в школу раньше, готовы вместе с вами решать проблему мотивации школьников и студентов. Я убеждена, что если у молодых учителей не будут гореть глаза, то никакая цифровизация и трансформация не помогут нашим детям получить качественное образование.

Е.А. Измайлова: Спасибо! Вы расставили основные акценты в своем выступлении. Солидарна с Вами относительно мотиваци-онного аспекта в образовательной деятельности. Как известно, психолог И. А. Зимняя определяет мотивацию «запускным механизмом» любой человеческой деятельности, особенно важен этот аспект в профессиональной деятельности.

Между тем, эксперты отмечают, что мы живем в быстро меняющемся мире (У11СА), о чем пишут ученые НИУ ВШЭ в недавнем исследовании, проведенном в 2021 г. [4].

Развитие нового технологического уклада бросает вызов обществу, в том числе образовательной деятельности. Пандемия вынудила школы и университеты перейти в дистант. Теперь цифровые технологии -часть образовательного процесса.

Один из глобальных вызовов - цифровизация образования. Как меняется роль учителя в современную цифровую эпоху?

Ж—™ E.H. Ермакова: Коллеги, до-

f® брый день.

Слушая Анну Арнольдовну, я задумалась над многими вопросами.

Окончив педагогический университет, я долгие годы не работала в школе, а в 40 лет, когда мой младший ребенок пошел в первый класс, я пришла в петербургскую школу №238 учителем английского языка. За годы работы ситуация внутри школьного образования сильно изменилась. Не секрет, что мир менялся настолько стремительно и мгновенно, что для многих учителей оказались эти вызовы совершенно неподъемными: они считали, что не способны справиться с тем, что происходит вокруг. Я часто слушаю выступления известного ней-ролингвиста Татьяны Черниговской [5]. На протяжении последних трех-четырех лет она говорит о разных тенденциях в сфере развития образования, о том, как мы встраиваемся в систему и адаптируемся под нее. Поэтому внутри школьного образования, конечно, вызовов огромное количество.

Е.А. Измайлова: Екатерина Николаевна, вспомните период дистанта. Какие сложности Вы испытывали как педагог и руководитель?

Ж—™ E.H. Ермакова: Да, часто вспо-

f™ минаю о том времени, когда нам вынужденно пришлось уйти на дистант. Я была классным руководителем 11 класса. Нашему выпуску 2020 г. («ковид-ному») пришлось непросто. И в то же время я была заместителем директора школы, поэтому на меня легла достаточно серьезная ответственность - не только перестроить всю систему своей работы как учителя, но и помочь коллегам адаптироваться в условиях стремительных изменений.

С этой точки зрения, мне была интересна реакция детей. В 2020 году, когда мы вернулись в очный формат, я разговаривала с детьми о том, что они испытывали во время дистанционного обучения. Отметила, что многие ученики говорили, что им

хочется вернуться к периоду дистанта. Период, который оказался ужасом для школы и учителей, для детей стал совершенно другой реальностью, где они себя чувствовали достаточно хорошо. Стоит над этим задуматься.

Безусловно, информационные технологии настолько прочно вошли в нашу жизнь, что учитель уже не представляет себе ни одного открытого урока с мелом и доской, не говоря о молодых педагогах, - они уже «цифровые». Но роль учителя в эпоху циф-ровизации, безусловно, сейчас трактуется и обсуждается широко.

Как любой заинтересованный человек, я провожу много времени, исследуя современные подходы в образовании. Не говорю о многочисленных конгрессах и конференциях по роли цифровизации. Определенно, задача учителя - сопровождать знание, помогать найти ребенку дорогу в этом бесконечном контенте. Мы сегодня с учениками говорили о времени, которое они тратят на просмотр ленты в социальных сетях - в среднем до 8 часов в неделю ребенок. Безмерное количество контента (информационного мусора) школьник пропускает через себя. На многих встречах с коллегами обсуждаем, что, безусловно, необходимо развивать Soft skills и Hard skills. Но сейчас на первый план выходят навыки самоорганизации, о чем буквально недавно сказала профессор Т.М. Ковалева (Заведующая лабораторией индивидуализации и непрерывного образования Московского городского педагогического университета, доктор пед. наук. - прим. ред.) [3]. Дети, которые во времена дистанта могли организовать себя внутри огромного потока информации, были наиболее успешными. То же коснулось и учителей, хотя каждый из нас может быть примером высочайшего уровня самоорганизации, потому что иначе просто не выжить.

Е.А. Измайлова: Какие изменения произошли в восприятии учителями своей роли в эпоху цифровизации?

Дщ E.H. Ермакова: Безусловно, уро-^г™ ки дистанта 2020 года не прошли даром. Они были учителями осмыслены и переработаны. Двухнедельный дистант, на который мы тоже по необходимости ушли в феврале этого года, в нашей школе продемонстрировал высокий уровень владения технологиями. Проблемы, с которыми сталкивались учителя при первом дистанте, сейчас уже были сняты: каждый точно понимал, что нужно дозировать материал, т.к. объем, который ребенок может освоить в очном формате, отличается от дистанционного. Поэтому те учителя, которые за последние полтора-два года уже начали сочетать в своей ежедневной практике смешанный формат, используя различные технологии, не испытали какого-то шока или очередного слома сознания при переходе на дистант.

Однако идея, что всех научит онлайн, является иллюзией. Особенно когда речь идет о навыках XXI века, развитии эмоционального интеллекта, ничто не заменит ребенку опыт общения со сверстниками и взрослыми. Ведь это бесценные моменты живого человеческого взаимодействия.

Е.А. Измайлова: Спасибо за Ваше мнение.

Коллеги, недавно я внимательно изучила программу мероприятий Петербургского международного образовательного форума, который проходит ежегодно в конце марта на различных образовательных площадках города. Отметила для себя, что наибольшее количество мероприятий форума представлено по теме «цифровые технологии» (около 60). Вместе с этим, всего 20 тем заявлено в направлении «включенное (инклюзивное) образование».

Приведу два факта: к 1 сентября 2022 года в России увеличится прием в вузы по программам подготовки логопедов и де-фектологов. Об этом говорится в перечне поручений президента. По официальным данным, в России только в коррекцион-ных школах учатся около 600 тыс. детей.

Это огромная цифра, учитывая катастрофическую нехватку соответствующих педагогов.

Мы обращаемся к нашим региональным экспертам.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ксения Михайловна, какие вызовы в образовании решаются сегодня в региональном масштабе, в частности, в системе инклюзивного образования?

&

K.M. Грабчук: Здравствуйте, коллеги.

Вы верно отметили, что, согласно статистическим данным, с каждым годом увеличивается количество детей с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ) и детей с инвалидностью. Последние данные на 1 февраля 2022 года (сравнила по Южному федеральному округу): в Краснодарском крае больше детей с инвалидностью, в возрасте от 8 до 14 лет - более 14 тыс. человек.

Обучение детей с ОВЗ в регионе выстроено в целостную систему. Начиная от служб ранней помощи на базе реабилитационных центров и образовательных организаций, заканчивая системой среднего и высшего профессионального образования.

В настоящее время по данным, которые совсем недавно представила министр образования, в регионе функционируют более 2 тыс. групп компенсирующей направленности. С каждым годом увеличивается количество детей, которые обучаются в таких группах. Что касается школ, то здесь более 22 тыс. детей с инвалидностью и ОВЗ. В Краснодарском крае работают более 52 государственных коррекционных школ, которые обучают детей нозологических групп с различными нарушениями: зрения, слуха, речи, интеллекта, опорно-двигательного аппарата.

Е.А. Измайлова: Мы понимаем, что для детей с ограниченными возможностями здоровья получение профессии и возможность дальнейшего трудоустройства имеют большое значение. Как в регионе решается проблема профессиональной ориентации в коррекционных учреждениях?

&

В лагере «Орленок

К.М. Грабчук: В коррекционных образовательных организациях проводится не только обучение, но и уделяется большое внимание профессиональной ориентации и предпрофес-сиональной подготовке. В учебные планы коррекционных школ включены занятия по трудовому обучению, где дети получают первичные знания, умения, навыки в сфере различных профессий. В регионе выстроена целая система взаимодействия коррекционных школ с организациями среднего и высшего профессионального образования, среди которых 18 профессиональных организаций и более 20 вузов.

Особое внимание уделяется обучению детей в учреждениях дополнительного образования и детских оздоровительных лагерях, т.к. именно здесь осуществляется социализация, формирование необходимых soft-skills, навыков коммуникации и взаимодействия. Я хотела бы сказать про наш известный центр - лагерь «Орленок», в котором есть все необходимые условия для детей с ОВЗ. В центре реализуется программа для одаренных детей с нарушениями зрения. Кроме того, во взаимодействии с Кубанским государственным университетом проводятся дискуссионные площадки, круглые столы, реализуются программы подготовки специалистов по инклюзивному образованию.

Осенью прошлого года представители нашей кафедры совместно с коллегами из «Абилимпикса» обсуждали вопросы раз-

работки модели инклюзивных профори-ентационных смен, говорили о важности профессиональной ориентации, предпро-фессиональной подготовки, обучению первичных навыков в системе дополнительного образования. В 2022 году у нас будет проводиться региональный чемпионат «Абилимпикс» (система конкурсов профессионального мастерства для людей с инвалидностью и ОВЗ) по 31 компетенции.

Е.А. Измайлова: В чем сложность организации таких профориентационных смен?

Это связано с проблемой выбора профессии и дальнейшего трудоустройства. Дети получают среднее профессиональное или высшее образование, но в дальнейшем они не могут трудоустроиться. Одна из причин - это неорганизованная профессиональная ориентация. Детям зачастую не объясняют, каким профессиям они могут обучаться, как следствие, возникают сложности с поиском работы.

Важная задача - выстраивание эффективной системы профориентации, а именно возможности получения первичных навыков, чтобы дети попробовали себя в разных сферах и поняли особенности той или иной профессии. Примечательно, что до 2030 года в регионе запланирован комплекс мероприятий по ранней профориентации детей с ОВЗ.

Е.А. Измайлова: Ксения Михайловна, как будет развиваться система инклюзивного образования в будущем?

йК.М. Грабчук: Несмотря на первоочередные проблемы - уровень подготовки и недостаточное количество специалистов, более сложным аспектом, как отмечают многие эксперты, является неоднозначное отношение к инклюзии в обществе.

Если говорить про перспективы, то они определенно обозначаются. Сейчас мы наблюдаем позитивный опыт внедрения

инклюзии в образовательных учреждениях. Как всегда, есть трудности и барьеры, но я думаю, что мы их преодолеем.

Е.А. Измайлова: Ксения Михайловна, благодарим Вас за такое основательное и детальное представление регионального опыта в системе инклюзивного образования.

Редакция журнала планирует специальный выпуск посвятить теме инклюзии, и в рамках подготовки номера планируется проведение подобного дискуссионного мероприятия. Рассмотрим данную тему с позиции педагога, родителя, психолога и дефектолога. Необходимо привлекать разных специалистов к обсуждению этой проблематики для выработки общих рекомендаций и совместных дествий.

У нас в гостях сегодня представители родительской общественности. Предоставим им слово.

Наталья Шишова, мама двух школьников

Сейчас очень большая нагрузка у детей. Все выходные дни мы заняты подготовкой уроков. Если с младшей дочерью, ученицей начальной школы, мы успеваем выполнить домашнее задание и заниматься музыкой, то старший ребенок (восьмиклассник) не посещает дополнительные занятия ввиду загруженности на основной учебе. Большой пласт - это самостоятельная работа детей. Что я жду от школы, так это чтобы дети смогли поступить в вуз, получить профессию, которая будет не только востребована, но и позволит им самореализоваться. Я скажу банальные слова, но важно, чтобы профессия была в радость. Чтобы ребенок мог найти свое место в будущем.

Елена Фролова, мама ученицы гуманитарной гимназии Санкт-Петербурга

Основная проблема: процесс обучения, который сводится к оценке знаний, преимущественно полученных учеником самостоятельно. Часто даже без разбора оши-

16 | МА018ТЕк, 2022, №1

бок. Если учитель не имеет возможности дать материал в нужном объеме, он должен научить детей анализировать и получать требуемую информацию.

Это крик отчаяния родителя по итогам дистанционного обучения.

Вторая проблема - это школьная программа по литературе. Она практически не включает в себя художественные произведения, написанные в 21 веке (за последние 20 лет).

Третья проблема - выгорание учителей со стажем и их нежелание принимать во внимание запросы современного поколения.

С.В. Букреева: Благодарим родителей за участие. Действительно, спектр проблем, волнующих родителей и, соответственно, вызывающих исследовательский интерес, весьма широк.

Вторая часть круглого стола - это ответ на многие вопросы, поставленные в первой части. Мы очень благодарны экспертам, которые согласились стать главными спикерами в рамках этой части. Предоставляем слово Инне Ричардовне Винник, нашей коллеге и замечательному специалисту из Беларуси, которая поможет нам ответить на вопрос, как мотивировать детей к обучению.

Ж—™ И.Р. Винник: Приветствую вас,

Г- уважаемые коллеги.

Начну от общего к частному.

Я думаю, вам будет интересно узнать, что в системе школьного образования Беларуси существует такая квалификационная категория - учитель-методист, т.е. учитель учителей. Наша святая обязанность - распространять свой опыт, делиться, обучать молодых и опытных учителей на курсах повышения квалификации, мастер-классах, семинарах.

У нас есть также интересное направление - педагогические классы и группы, которые формируются после 9 класса по желанию учащихся. Единственное условие:

дети, которые выбирают эти классы, должны обучаться в профильной группе или в классе с углубленным изучением того или иного предмета. Учащиеся имеют возможность собрать портфолио, сдать зачет, и по результатам их обучения они могут быть зачислены в педагогические вузы без вступительных экзаменов.

Педагогические классы позволяют детям уже в одиннадцатом классе понять, подходит ли им выбранная профессия. Для того чтобы собрать портфолио, детям нужно проявлять активность, что становится отличным импульсом для других учащихся на уроках и во внеурочной деятельности. Ну и, конечно, это позволяет сплотить классные коллективы.

Кроме того, у нас в школах происходит постоянное взаимодействие с различными вузами. Мы проводим исследования со школьниками из других стран. Победы в олимпиадах и конкурсах являются главным критерием результативности внеклассной работы. Исследовательская деятельность позволяет также охватить много школьников.

В этом плане, когда я думаю об окончании учебного года, мне хочется видеть перед собой не просто ученика с дипломом и медалью на шее, а большее количество детей с горящими глазами и успешными результатами втом или ином направлении.

Последнее скажу. Вспомните слова Феликса Кривина: «Всякая душа может существовать только под напряжением. Без напряжения она исчезает». Вот, наверное, мой девиз.

С.В. Букреева: Спасибо большое, Инна Ричардовна. Если позволите, можно еще вопрос? Это связано с первой частью нашего круглого стола, где мы говорили о мотивации будущих педагогов. Скажите, пожалуйста, какой процент выпускников школы становятся вашими коллегами?

И. Р. Винник: Ребята, которые прошли через педагогический

«Лестничные чтения». Творчество Б. Окуджавы Фото: https://vk.com/school47_vot

класс, должны отработать 5 лет в школе. За это время, конечно, не все осознают, куда идти дальше. В нашей школе большой процент педагогов, которые учились в педагогических классах первой волны (тогда это были целые классы). В педагогическую группу мы набираем по желанию, как я говорила ранее, и процент участников с 2015 года вырос с 50 до 75%. Детки поступают в педвузы, у нас есть уже первый выпуск. Одна из выпускниц вернулась в нашу школу. У нас также выпу- : скаются школьни- р-ки, которые идут в профильные вузы, не имея опыта обучения в педагогическом классе. Наши медалисты поступают по приглашению педагогических вузов без экзамена на ряд факультетов и специальностей. Этой возможностью наши дети пользуются.

С.В. Букреева: Благодарю Вас, Инна Ри-чардовна. Я думаю, это свидетельствует о том, что уважение к профессии учителя и статус педагога в обществе достаточно высок.

Мы продолжаем разговор о современных вызовах в образовании. Коллеги, вам слово.

Ж—™ М.Ю. Обухова: Здравствуйте,

f™ коллеги.

Мне бы хотелось заострить ваше внимание еще на одной проблеме, может быть, не озвученной на сегодняшний день. Мы много можем говорить и о soft-skills, и о прекрасном обучении в педагогическом вузе студентов, но нужно понять две очень важные вещи.

Первое. Возрождение традиций. Герце-новский университет, как никакой другой

вуз, должен регулировать данную проблему. Такая была прекрасная традиция педагогических классов в Санкт-Петербурге. У нас в школе эта традиция существует третий год, и мы видим, каким образом это меняет среду и отношение детей к образовательному процессу. Соответственно,

показывает сразу старшеклассникам, которые поступили на этот профиль (психолого-педаготический класс), как можно относиться к детям, какие проводить с ними мероприятия. С 1949 года в школе им. Д.С. Лихачева были такие педагогические классы. Конечно же, создание среды без серьезной работы кафедры филологического образования невозможно.

Поэтому мы приглашаем студентов и преподавателей других школ присоединиться к нам. Речь идет об особого рода исследовательских работах, которые связаны с концепцией Д.С. Лихачева. Она заключается в том, что интерес к истории государства начинается с интереса к семье в прошлом: это семейная реликвия, книги, которые читали родители, в истории фотографии и т.д. Такое объединение в единую концепцию семейной и культурной памяти тоже создает определенную среду, что совсем по-другому дает возможность изучать литературу. Мы проводим так называемые «Лестничные чтения» (к примеру, декламирование стихотворения Пушкина или создание образов поэтов Серебряного века).

Вы можете себе представить, когда старшеклассники не боятся, выходят в массы на переменах и проводят такого рода ми-ни-спектакли 10-15 минут. Конечно, интерес к изучению литературы резко возрас-

тает. Сами ученики являются такого рода проводниками.

Следующий момент. Трехсторонние соглашения с РГПУ им. А.И. Герцена дают возможность нам организовать работу по индивидуальным проектам вместе со студентами, будущими учителями. Это позволяет создавать определенную логическую среду независимо от того, является в школе предмет углубленным или нет, потому что у нас модульное образование - углубленное изучение физики, математики, информатики.

Как видно, реалии современного мира не дают нам возможности жить без гуманных ценностей, без милосердного отношения друг к другу. А это может сформировать только литература, поэтому важно создание филологической среды на базе любого профиля, а также выстраивание вертикального взаимодействия учеников, студентов и преподавателей вузов при написании магистерских, практических работ, при формировании любви к педагогической деятельности. Тогда мы с вами увидим, что все необходимые моменты будут формироваться у современного студента естественно, еще до момента, когда он будет поступать в высшие учебные заведения. Те, кто придут к вам, будут не просто студентами с горящими глазами, а уже практически сформировавшимися педагогами.

Ж—™ О. Ю. Рогова: Правильные про-звучали мысли, что сегодня дети стали другие, и этого нельзя не признавать. Очевидно, что должно быть сопровождение учебного процесса со стороны педагогов-психологов и социальной службы, но получается так, что классы у нас не уменьшаются, и нам приходится учить по 35 детей. Я по основной специальности являюсь учителем-дефектологом, в свое время работала более 10-ти лет в школе для учащихся с нарушением слуха, речи и детей-инвалидов. Наши классы были максимально по 10 человек, но работать в классе, где у тебя десять глухих детей, поверьте,

равносильно практически тем же 35. Однако это давало возможность заглянуть в тетрадь каждому ребенку, посадить его рядом с собой и разобрать с ним ошибки.

Мне кажется, что хорошо бы все-таки говорить о том, что детей в классе должно быть меньше, чтобы учителю было работать комфортно. Детей становится больше, не только с ОВЗ, но и с особенностями поведения - они более эгоцентричные, дети требуют повышенного внимания.

Я недавно знакомилась с документом ФГОС 4.0 и анализировала его. С радостью обнаружила тот факт, что речь идет о педагогике достоинства, т.е. стали звучать такие слова, что педагог - это тот человек, который позаботится о ребенке, уважение к нему надо поднимать. Я уже сказала, что для того, чтобы мы могли качественно преподавать, нам тоже нужны определенные условия. Учитель, безусловно, должен развиваться, совершенствоваться. Нужно расширять границы и возможности.

Услышала сегодня замечательные слова о том, что все не зациклено на школе. Я сотрудничаю с образовательным центром «Сириус», несколько лет провожу там занятия. Мои ученики являются участниками ежегодных смен по литературному творчеству в центре и в Академии талантов Санкт-Петербурга. Я, как педагог, делаю все, чтобы мои дети могли попасть в эти учреждения. Почему? Потому что дети должны видеть что-то, кроме учебного кабинета, своих ровесников, увлеченных, как и они, предметом. Это помогает им формировать правильную картину мира. У них, как правило, высокие учебные результаты, они довольно хорошо себя ощущают в социуме.

Сегодня среди проектов и исследований на первый план выходят такие соучаствующие проектирования, когда дети принимают участие в разработке определенных проектов, которые будут полезны им на уроках и их собственной школе, что тоже помогает стать ближе к учреждению, которое они посещают каждый день.

С. В. Букреева: Спасибо, коллеги, за наш конструктивный диалог в едином ключе.

Я пришла к выводам о том, что должен быть следующий такой же живой круглый стол, посвященный вопросам гуманитарного образования и тем проблемам, которые мы сегодня озвучили. Наша дискуссия, как мне кажется, определила много болевых точек. Мы предложили направление, а наши замечательные коллеги подсказали, о чем еще необходимо говорить. И мнения коллег идут не от министерских документов, а из практики и жизни. Через преподавание гуманитарных предметов, которые формируют и национально-культурную идентичность, и свободу мышления и духа, - вот та призма, через которую необходимо смотреть на проблемы и вызовы образования XXI века.

Е.А. Измайлова: Спасибо, Светлана Владимировна, наши уважаемые гости и эксперты!

Мы обозначили самые актуальные вопросы системы образования, которое, как очевидно, необходимо привести в соответствие с требованиями реального мира, потому что это очень острый вопрос настоящего и будущего. На этом завершаем нашу дискуссию, которая смогла объединить регионы и огромные пространства. Будем продолжать, потому что мы увидели здесь не только проблематику, но и желание работать и преодолевать сложности. Спасибо всем!

Список литературы

1. Глобальные вызовы современности и социальная стратегия российской системы образования: Материалы международной научной конференции 17-18 декабря 2013 г. / Отв. Редактор A.B. Воронцов, науч. редактор С. Н. Малявин. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2013. - 604 с.

2. Грабчук K.M., Оганесян Л.Л., Оганесян Т.Л. Стратегические направления развития инклюзивного образования в вузах Красно-

дарского края // Вестник Академии знаний.

- 2018 - №5 - с.96-103.

3. Ковалева Т. М. Технология развития критического мышления в тьюторской деятельности /Т. М. Ковалева, Э. В. Хачатрян // Педагогика. - 2020,- Т. 84, № 5,- с. 66-72.

4. 4 главных вызова в образовании: как с ними справляются в России и мире// РБК-тренды. [Электронный ресурс]. - URL: https://clck.ru/eY4tH (15.03.2022)

5. Т.В. Черниговская // Проф. Т.В. Черниговская: «...нельзя бездумно следовать технологической линии развития нашей цивилизации, это путь в никуда...» // Науч-но-практический медицинский рецензируемый журнал «Доктор.ру». - 2017 - №1(130)

- с.9-10.

References

1. Global challenges of modernity and the social strategy of the Russian education system: Proceedings of the International scientific conference on December 17-18,2013 / Ed. Editor A.V. Vorontsov, scientific editor S. N. Malyavin. - St. Petersburg: Publishing House of A. I. Herzen RSPU, 2013. - 604 p.

2. Grabchuk K.M., Oganesyan L.L., Oganesyan, T.L. Strategic directions for the development of inclusive education in the universities of the Krasnodar region // Bulletin of the Academy of Knowledge. - 2018 - No. 5

- p.96-103.

3. Kovaleva Т. M. Technology of development of critical thinking in tutor activity / Т. M. Kovaleva, E. V. Khachatryan // Pedagogy. - 2020,- Vol. 84, No. 5,- pp. 66-72.

4. 4 main challenges in education: how to cope with them in Russia and the world // RBC-trends. [electronic resource]. - URL: https:// clck.ru/eY4tH (03/15/2022)

5. T.V. Chernigovskaya // Prof. T.V. Chernigovskaya: "... you cannot mindlessly follow the technological line of development of our civilization, this is the way to nowhere ..." // Scientific and practical medical peer-reviewed journal" Doctor.ru". - 2017 - №1(130)

- p.9-10.

МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА

РАСКРЫВАТЬ ТЕМУ НОМЕРА В ФОРМАТЕ ЕМКОЙ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ПРОДОЛЖАЮТ ПРОФЕССИОНАЛЫ И ЗНАЧИМЫЕ В СФЕРЕ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ ПЕРСОНЫ

В последнее время всё больше современников задумываются над тем, что принес нам вместе со своими технологиями XXI век. Было бы странно, если бы изменения, которые пронизывают сегодня всю нашу жизнь, не коснулись системы образования. Но что они смогли дать институту, возраст которого насчитывает несколько тысяч лет? Представляем вам мнение наших экспертов - руководителей и педагогов системы дошкольного, общего и высшего образования.

Марина Зезкова,

призер конкурса «Учитель года России - 2019», и.о. директора 171 гимназии Санкт-Петербурга, учитель французского языка

||овые технологии», «использова-1ние роботов», «апробация материалов», «инновации и проектирование», «цифровая педагогика» - словосочетания не из фантастического романа, а традиционные характеристики, которые даются, когда заходит речь о том, какими должны быть современные учителя и система образования.

Конечно, невозможно представить, чтобы система образования оставалась в стороне от происходящего в мире. Так, цифровизация влияет на все аспекты деятельности образовательных учреждений, что-то уп рощая, а что-то усложняя. Но самое главное, цифровизация - это своеобразная точка роста для каждого из нас. Ведь сейчас появляются новые методики и технологии, новые форматы взаимодействия, которые расширяют возможности для индивидуализации образования. Одновременно перед учителями встают вопросы обеспечения информационной безопасности и развития цифровых компетенций. А некоторые

аспекты - например, обеспечение дисциплины, - требуют новых решений.

Конечно, инновации часто пугают, но в условиях непрерывного образования перспектива профессионального роста для педагогов - это не повод для футурофобии, а начало новой траектории.

Поэтому, на мой взгляд, современный учитель не только особое внимание уделяет образованности, интеллигентности и культуре, но также изо дня в день делает шаг в неизвестное - а значит, в будущее. Это может быть по-новому проведенный урок, участие в мероприятии или конкурсе (а может, даже их организация), творческий проект или просто желание что-то сделать не так, как обычно. Возможно, в истории педагогики наше время также будет связано с именами ярких педагогов-новаторов, причем их будет больше, чем в конце 1980-х годов.

Выходить за рамки привычного - это требование времени, причем не только к педагогам, но и к школе в целом. Ведь школа будущего не ограничивается строительством

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.