Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ И ПОДДЕРЖКА ОДАРЕННОСТИ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ СЕТЕВОЙ ПРОЕКТ «УРОКИ НАСТОЯЩЕГО» (ИЗ ОПЫТА ГИМНАЗИИ №24 ИМ. И.А. КРЫЛОВА САНКТПЕТЕРБУРГА)'

РАЗВИТИЕ И ПОДДЕРЖКА ОДАРЕННОСТИ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ СЕТЕВОЙ ПРОЕКТ «УРОКИ НАСТОЯЩЕГО» (ИЗ ОПЫТА ГИМНАЗИИ №24 ИМ. И.А. КРЫЛОВА САНКТПЕТЕРБУРГА) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
47
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Magister
Область наук
Ключевые слова
«Уроки настоящего» / центр «Сириус» / одаренность / исследования / проекты / soft skills / вызовы современности / «Lessons of the present» / center «Sirius» / giftedness / research / projects / soft skills / challenges of the present.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рогова Ольга Юрьевна

В статье описывается опыт петербургской гимназии №24 им. А.И. Крылова по реализации программы «Уроки Настоящего», организатором которой является образовательный центр «Сириус». Программа направлена на совместную проектную и исследовательскую деятельность школьников 8-11 классов и научных лидеров страны, развитие интеллектуальных способностей обучающихся, выявление и поддержку одаренных детей. Решение задач, которые перед детьми ставят Лидеры программы, формируют у обучающихся навыки («soft skills»), позволяющие решать им социально и личностно значимые проблемы, т.е. отвечать на вызовы современности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Рогова Ольга Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT AND SUPPORT OF STUDENTS' GIFTEDNESS THROUGH THE NETWORK PROJECT «LESSONS OF THE PRESENT» (FROM THE EXPERIENCE OF I.A. KRYLOV GYMNASIUM NO. 24 IN ST. PETERSBURG)

The article describes the experience of the St. Petersburg Gymnasium No. 24 named after A.I. Krylov on the implementation of the program «Lessons of the Present», organized by the educational center «Sirius». The program is aimed at joint project and research activities of schoolchildren of grades 8-11 and scientific leaders of the country, the development of intellectual abilities of students, identification and support of gifted children. Solving the tasks that the Leaders of the program set for children, form students' skills («soft skills») that allow them to solve socially and personally significant problems, i.e. to meet the challenges of modernity.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ И ПОДДЕРЖКА ОДАРЕННОСТИ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ СЕТЕВОЙ ПРОЕКТ «УРОКИ НАСТОЯЩЕГО» (ИЗ ОПЫТА ГИМНАЗИИ №24 ИМ. И.А. КРЫЛОВА САНКТПЕТЕРБУРГА)»

УДК 37.03 Россия, Санкт-Петербург

St. Petersburg, Russia

РАЗВИТИЕ И ПОДДЕРЖКА ОДАРЕННОСТИ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ СЕТЕВОЙ ПРОЕКТ «УРОКИ НАСТОЯЩЕГО» (ИЗ ОПЫТА ГИМНАЗИИ №24 ИМ. И.А. КРЫЛОВА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА)

Рогова Ольга Юрьевна,

учитель русского языка и литературы, ГБОУ гимназия №24 имени И.А. Крылова, магистрант СПбГУ rogalik-70@yandex.ru

А

Аннотация: В статье описывается опыт петербургской гимназии №24 им. А.И. Крылова по реализации программы «Уроки Настоящего», организатором которой является образовательный центр «Сириус». Программа направлена на совместную проектную и исследовательскую деятельность школьников 8-11 классов и научных лидеров страны, развитие интеллектуальных способностей обучающихся, выявление и поддержку одаренных детей. Решение задач, которые перед детьми ставят Лидеры программы, формируют у обучающихся навыки («soft skills»), позволяющие решать им социально и личностно значимые проблемы, т.е. отвечать на вызовы современности.

Ключевые слова: «Уроки настоящего», центр «Сириус», одаренность, исследования, проекты, soft skills, вызовы современности

Дата поступления: 15.06.2022 Прошла рецензирование: 25.06.2022 Дата публикации: 30.06.2022 Для цитирования: Рогова О.Ю. Развитие и поддержка одаренности школьников через сетевой проект «Уроки настоящего» (из опыта гимназии №24 им. И.А. Крылова Санкт-Петербурга) // Научно-практический журнал «Magister» - 2022. - №2 - с.45-49. - [Электронный ресурс]. URL: http://magister-spb.ru/ (01.07.2022).

Rogova Olga Yurievna,

Teacher of Russian language and literature, GBOU Gymnasium No. 24 named after I.A. Krylov, Master's student of St. Petersburg State University Saint Petersburg, Russia rogalik-70@yandex.ru

DEVELOPMENT AND SUPPORT OF STUDENTS' GIFTEDNESS THROUGH THE NETWORK PROJECT «LESSONS OF THE PRESENT» (FROM THE EXPERIENCE OF I.A. KRYLOV GYMNASIUM NO. 24 IN ST. PETERSBURG)

Abstract:The article describes the experience of the St. Petersburg Gymnasium No. 24 named after A.I. Krylov on the implementation of the program «Lessons of the Present», organized by the educational center «Sirius». The program is aimed at joint project and research activities of schoolchildren of grades 8-11 and scientific leaders of the country, the development of intellectual abilities of students, identification and support of gifted children. Solving the tasks that the Leaders of the program set for children, form students' skills («soft skills») that allow them to solve socially and personally significant problems, i.e. to meet the challenges of modernity.

Received: 15 June 2022 Reviewed: 25 June 2022 Date of publication: 30 June 2022 For citation: Rogova O.Yu. Development and support of students' giftedness through the network project «Lessons of the present» (from the experience of I.A. Krylov gymnasium no. 24 in St. Petersburg) // Scientific and practical journal «Magister» -2022. - №2. - p.45-49 - [Electronic resource]. URL: http://magister-spb.ru/ (07/01/2022).

Keywords:«Lessons of the present», center «Sirius», giftedness, research, projects, soft skills, challenges of the present.

Гимназия № 24 имени И.А. Крылова в Санкт-Петербурге имеет большой опыт инновационной деятельности. Это позволяет педагогическому коллективу, регулярно расширяя партнерские связи с учреждениями образования, науки и культуры, создавать благоприятные условия для развития интеллектуальных и познавательных способностей учащихся.

«Уроки настоящего» - направление работы образовательного центра «Сириус» для школьных научно-технологических студий. В гимназии данное направление реализуется в рамках отделения дополнительного образования на протяжении пяти лет. Кроме образовательного центра «Сириус» партнером выступает также Фонд «Талант и успех».

«Уроки настоящего» предполагают организацию исследовательской и проектной деятельности школьников совместно с ведущими учеными Российской Федерации. Воспитанники школьных научно-технологических студий «Уроки настоящего» участвуют в очных и виртуальных встречах с учёными и технопредпринимателями, открытых дискуссиях, разработке и реализа-

ции уникальных проектов и исследований. Организаторами студий «Уроков настоящего» выступают старшеклассники-волонтёры проекта, освоившие одну из образовательных программ ОЦ «Сириус» [1].

Код доступа к программе:

Главная цель «Уроков настоящего» - знакомство с актуальными научными темами, а задачи, которые ставят перед ребятами Научные Лидеры, - аргументированное представление своей точки зрения в ответах на поставленные вопросы. Ребята учатся выдвигать гипотезу, формулировать цель и задачи исследования. Можно сказать, что продуктом проекта являются проектные и исследовательские работы по темам научных модулей. Исследуя актуальные про-

блемы, ребята учатся работать в команде, совершенствуют коммуникативные навыки, повышают уровень самоорганизации, получают основы самооценивания.

Важным аспектом «Уроков настоящего» является и то, что каждое исследование -это результат работы не отдельных учащихся, а студии в целом. В течение года ребята создают исследовательские и проектные работы, которые успешно представляют на научных конференциях различных уровней.

Так, в 2018 году команда студийцев стала победителем программы «Большие вызовы», представив проект в области когнитивных исследований. Победители приняли участие в летней проектной смене ОЦ «Сириус». Ежегодно студийцы становятся победителями и призерами конференций «Молодые исследователи», «Ровесник- ровеснику», Всероссийских гимназических чтений, Лицейских научных чтений [2].

Участники студии «Уроки настоящего». Победители и призеры конференций 2018-2020 гг.

Как это работает?

1. В течение учебного года студиям необходимо выполнить задания в рамках девяти модулей.

2. Каждый модуль включает четыре встречи студийцев, где происходит знакомство с деятельностью современного ученого или технопредпринимателя.

3. Научный Лидер предлагает студии задание, которое носит исследовательский

или проектный характер. Это задание основано на научной лекции, которая изучается студийцами заранее.

4. Кроме видео, в сетевой среде ОЦ «Сириус» размещаются научные статьи, интервью, репортажи. Темы, которые за пять лет были предложены студиям разнообразны: когнитивные исследования, уроки настоящего космоса, уроки настоящей энергетики, уроки иммунологии, аграрные уроки, уроки экологии.

За пять лет студийцы встретились более чем с тридцатью российскими Научными Лидерами, среди которых Татьяна Владимировна Черниговская, Михаил Валентинович Ковальчук, Сергей Артурович Недоспасов, Сергей Александрович Куликов. Таким образом, «Уроки настоящего» связаны с идеями Стратегии научно-технологического развития России и ответами на «Большие вызовы».

Работа в рамках модуля строится следующим образом.

Первая встреча

• К первой встрече учащиеся готовятся самостоятельно: изучают материалы, которые размещены в сетевой среде. Участники студии встречаются один раз в неделю. Вся остальная работа в течение недели проходит дистанционно.

• Студия имеет свою группу в социальной сети, отдельные «диалоги» - беседы, где происходит общение и обмен информацией. Целью первой встречи является пред-

Познакомиться с проектом можно на сайте гимназии по коду доступа

Лекции научных Лидеров в рамках программы «Уроки настоящего».

варительное понимание научного материала, подготовка к знакомству с Научным Лидером, просмотр лекции.

• Получив задачу от ученого, студийцы распределяют задания между собой, ориентируясь на собственные интересы и увлечения.

Содержание материалов дает возможность узнать и усвоить необходимые термины и понятия, познакомиться с современными исследованиями в той сфере, которой посвящена будет лекция, узнать больше о каждом ученом, его проектах и исследованиях. Таким образом, к встрече с Научным Лидером учащиеся имеют необходимые знания для успешного диалога.

Вторая встреча

На второй встрече ребята, как правил о, смотрят и обсуждают содержание лекции Научного Лидера и предложенного им задания. Теперь студийцам предлагается разделиться на команды. В течение недели каждая из них выполняет свою часть задания. В студии, успешно работающей уже не первый год, есть сложившиеся коллективы воспитанников. Одни команды работают Продукт цикла «Когнитивные исследования»

с научными текстами, другие представляют научный материал в виде текстов новой природы, третьи готовят презентацию полученных результатов, четвертые представляют работу.

Третья встреча

На третьей встрече предполагается презентация готовых решений внутри студии. На встрече материал представляется в виде «текстов новой природы». Студийцы используют инфографику, тайм-лайн, лонгрид, интеллект-карту, комиксы, работают в таких программах, как Canva, Padlet, Tilda.

На этом этапе анализируется представленный материал, отбираются лучшие решения, оформляется выполненное задание и размещается в группе студии «Уроки настоящего» и на платформе ОЦ «Сириус». За размещение работы отвечает волонтер -руководитель студии.

Четвертая встреча - это «обратная связь»: видеообращение лектора и рецензии на работу. На этой встрече также обсуждают и анализируют итоги работы, распределяют материал для подготовки к следующему модулю. В конце каждого мо-

11родукт ниicia - ■ ECojiiUTHHFiMeисследоаыгни. (соцшльвотуыаянпроое иИнйравлспнс)

штю

__

■ SSSSF

Ж Ж

щ

в» 8 М ■L

ГИПОТЕЗА:

Продукт цикла ■ .Уроки настоящего тсмось. (гспчиичсскос iiaiipaiuicimc)

дуля учащиеся заполняют бланк самооценки. Так формируется способность объективно и критически анализировать свою деятельность и ее результаты. Общие итоги публикуются в группе.

Сертификаты

Важным моментом деятельности ребят во время выполнения задачи является соблюдение сроков Продукт цикла «Уроки настоящего космоса»

работы. Студия получает задание в определенный день и должна в установленный срок отправить свое решение. По условиям программы сертификаты в конце учебного года получают те студии, которые выполнили задания каждого модуля. Если кто-то в команде не выполнил часть своей работы вовремя, то другой член команды эту работу вынужден будет сделать, иначе студия отправить решение своевременно не сможет, а, следовательно, не получит баллы за выполнение задачи. Таким образом, все участники заинтересованы в эффективной работе студии.

Особенность нашей гимназической студии в том, что ее участники не ограничиваются знакомством с новой научной темой и выполнением задания лектора, а проводят полноценные исследования по заданному направлению.

Итогами исследовательской и проектной деятельности стоит считать не только углубленное изучение учебных предметов, но и личностное, интеллектуальное развитие учащихся, рост их компетентности в исследовательской или проектной научной сфере, формирование умения работать самостоятельно и в сотрудничестве с коллективом.

Обучение в студии «Уроки настоящего» помогает ребятам находить ответы на «вызовы», которые предлагает современ-

ный, постоянно меняющийся мир. А «ответ» предполагает решение жизненных, профессиональных, личностных и межличностных проблем. Коммуникативная проектно-исследовательская среда, в которую попадают участники студии «Уроки настоящего», способствует формированию у учащихся картины мира, соответствующей современному уровню развития науки, самостоятельности в поиске и приобретении новых знаний и умений, увлечённости образовательным процессом, а значит, - повышает мотивацию к обучение и способствует развитию одаренности.

Список источников:

1. Уроки настоящего. Школьные научно-технологические студии / Сириус. Образовательный центр. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://sochisirius.ru/edu/uroki (19.06.2022).

2. Уроки настоящего / ГБОУ гимназия №24 имени И.А. Крылова Санкт-Петербурга. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://clck.ru/sDQRN (30.03.2022).

List of sources:

1. Lessons of the present. School Science and Technology Studios / Sirius. Educational center. [Electronic resource]. - Access mode: https://sochisirius. ru/edu/uroki (06/19/2022).

2. Lessons of the present / GBOU gymnasium No. 24 named after I.A. Krylov of St. Petersburg. [Electronic resource]. - Access mode: https://clck.ru/sDQRN (30.03.2022).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.