Научная статья на тему 'Реализация потенциала личности в информационном обществе'

Реализация потенциала личности в информационном обществе Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1571
119
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО / ГЛОБАЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ ИНДУСТРИЯ / СИСТЕМА ЗНАНИЙ / ИНТЕРНЕТ / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ПОТЕНЦИАЛ ЛИЧНОСТИ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Луценко Леонид Максимович, Луценко Юлия Владиславовна

В данной статье идет речь о некоторых актуальных вопросах развития и формирования личности в условиях становления информационного общества в России, а также надлежащего использования массива информации, влияющего на потенциал личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article discusses some vital problems of personality development in the conditions of information society formation in Russia. It also covers the problem of proper information usage, affecting personality potential.

Текст научной работы на тему «Реализация потенциала личности в информационном обществе»

УДК 159.99.

РЕАЛИЗАЦИЯ ПОТЕНЦИАЛА ЛИЧНОСТИ В ИНФОРМАЦИОННОМ ОБЩЕСТВЕ

Аннотация. В данной статье идет речь о некоторых актуальных вопросах развития и формирования личности в условиях становления информационного общества в России, а также надлежащего использования массива информации, влияющего на потенциал личности. Ключевые слова: информационное общество, глобальная информационная индустрия, система знаний, Интернет, информационно-коммуникационные технологии, потенциал личности.

POTENTIAL OF PERSONALITY REALIGATION IN INFORMATION SOCIETY

Abstract. The article discusses some vital problems of personality development in the conditions of information society formation in Russia. It also covers the problem of proper information usage, affecting personality potential.

Keywords: information society, global information industry, the system of knowledge, Internet, information and communication technologies, personality potential.

Массовая коммуникация и информационное пространство переживают в начале XXI в. процесс интенсивного развития и основательных перемен. Информационное общество приобретает новые черты, где первостепенное значение имеют знание, опыт и система ценностей личности. В связи с этим усиливается актуальность и значимость потенциала личности, необходимого для ее реализации в самых разнообразных отраслях жизнедеятельности в эпоху информационного общества [1]. Как известно, потенциал личности - способность человека к умножению своих внутренних возможностей, в первую очередь - способность к развитию.

Какие люди, какой человеческий капитал нужен для развития общества знаний, как готовить людей к новой формации, какие качества необходимы для подготовки перспективных и успешных специалистов в образовательных учреждениях - это вопросы, на которые во многом еще предстоит найти ответы. У рассматриваемой новой проблемной области существует множество аспектов как исторического, так и прикладного характера.

Смена формаций в стране продиктовала новое поведение личности, и основа этого поведения - отрицание коллективизма. XXI в. - век индивидуализма и молодежь стремится получить все лучшее и в самые короткие сроки. В погоне за статусом современные молодые люди часто идут на разные поступки, в том числе и на жестокие. К тому же, драма современной нашей жизни заключается еще и в том, что благодаря технологической революции произошел значительный разрыв связей между поколениями. Старшее поколение зачастую не может ничему новому научить молодых людей, потому что психологически осталось в прошлом с багажом устаревших знаний. Вместо того, чтобы осваивать электронные новшества, вырабатывать навыки жизни в открытом информационном обществе и пытаться понять язык молодого поколения, они начинают общие разговоры о том, что Интернет всех развратил, а компьютерные игры - корень зла. В результате теряется авторитет старшего поколения у молодежи.

Выход один - необходимо научиться уважать подрастающее поколение и их стремление к овладению современными технологиями в целях получения необходимой информации. Из этого следует, что формирование общества знаний невозможно без соответствующей информационной подготовки и развития потенциала каждого человека независимо от его возраста. Способности людей к обработке, анализу и распространению информации имеют непосредственное отношение к успеху адаптации личности к условиям современной жизни [2].

Успешные жизненные пути имеют социально интегративный эффект: они мотивируют лич-

Л.М. Луценко Ю.В. Луценко

Leonid Lutsenko Yuliya Lutsenko

© Луценко Л.М., Луценко Ю.В., 2014

ность к достижениям и росту удовлетворенности. Стабильность и успешность жизненного пути функциональны для социальной структуры, и в ином смысле они создают предсказуемость действий и вынуждают систему к незатратным приспособлениям, к новым состояниям. На основе стратегии персональной модернизации могут быть выделены две стратегии успеха: «успех по вертикали» - постоянное совершенствование личности и переход на все новые и новые уровни и - «успех по горизонтали», предполагающий, что после перехода на каждый новый уровень возможно совсем иное развитие, заключающееся в количественном росте всевозможных инвариантов данного уровня развития. Являясь символическим капиталом, потенциал личности олицетворяет влияние социального индивидуума на соотношение сил в социальной группе и обществе в целом.

На современном этапе информационно-инновационного развития социально-экономических систем на фоне глобальной конкуренции трансформируется содержание трудового процесса. Новый уровень общественного разделения труда, в отличие от традиционного разделения труда, где преимущественно преобладал шаблонно-исполнительный труд, увеличивает творчески-интеллектуальный труд. Как известно, раньше люди разных профессий получали знания одной профессии, которых им хватало практически на всю жизнь. Теперь в современных условиях они вынуждены менять не только профессию, но нередко и сферу деятельности. Поэтому наиболее востребованы в современной экономике личности, умеющие адаптироваться к новому, своевременно меняться, анализировать, потому что стремительно появляются новые профессии, о которых раньше и не слышали. Умения что-то делать, способность что-то производить для сегодняшней экономики уже недостаточно. В глобальной экономике дешевый труд - не проблема, поэтому стоимость производства минимальна, после того, как завершены проектно-конструкторские разработки нового продукта.

Из этого следует, что роль интеллектуального труда возрастает, нужны люди, способные к системному мышлению, к эксперименту, к сотрудничеству по разным направлениям. Становится очевидным, что наиболее востребованы люди, умеющие выявлять и решать сложные проблемы, способные к стратегическому мышлению в любой сфере: производственной, банковской, юридической, экономической, информационно-коммуникационной, СМИ, в том числе и в науке. Выполняемая работа в быстро меняющемся мире требует от личности слежения за общественным мнением и за ситуацией на рынке, гибкости мышления, способности быстро адаптироваться к новым обстоятельствам, побуждает к постоянному обучению, привлекает внимание к последним разработкам в своей области. И все это необходимо для того, чтобы быть в состоянии создавать и выпускать постоянно модернизированный и востребованный продукт.

Однако не следует думать, что приоритет теоретического знания сводится лишь к новейшим достижениям. На самом деле трудно найти такие технологии, в которых и для которых теория не была бы первейшим условием развития. Эти знания формализованы в текстах и передаются, главным образом, посредством обучения.

Современное обучение - это обучение, когда обучающийся может сказать, что сам под руководством преподавателя добывает и усваивает новые знания, исследует факты и делает выводы, когда он может проявить собственное «Я». В целом это процесс сотрудничества преподавателя и студента. Из этого следует, что основным результатом деятельности образовательного учреждения должна стать не система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор ключевых компетенций в интеллектуальной, гражданско-правовой, коммуникационной, информационной и прочих сферах, позволяющих максимально реализовывать потенциал личности.

Новые средства информации окружают нас в повседневной жизни, представляют нам свои «сообщения», на которые мы вольны отвечать или не реагировать. Например, информационное значение одежды каждого человека, которую он носит, причесок и самих лиц, всех тех средств, с помощью которых каждый человек создает свой имидж. Размышления о проблемах моды, о сложности

способов, к которым мы прибегаем, ежедневно формируя свой образ, заставляет понять, что информационное содержание социальных отношений стало гораздо более значимым, чем когда-либо прежде. Украшение тела, одежды, грим всегда были знаками статуса, власти, принадлежности, но в наше время, очевидно, символическое значение тела и одежды резко возросло, во всяком случае, активно проповедуется. Доступность дешевой и модной одежды, возможность присоединиться к любому числу групп, ведущих похожий или совсем иной образ жизни, принадлежащих к похожей (или иной) культуре, - все это позволяет оценить информационное содержание тела каждого человека.

Требования к личности в условиях развития информационного общества меняются. В конце 1980-х гг. академик А.П. Ершов писал, что «<...>период освоения информационной картины мира, осознания единства законов функционирования информации в природе и обществе, практического их применения» - это всеобщий и неизбежный период развития человеческой цивилизации [3]. Современный человек живет в информационной среде, которая состоит из совокупности массивов информации (разного рода данных; архивных, библиотечных и картографических фондов; каталогов; картотек и досье; регистров; кадастров; реестров и т.д.), текущих сведений (сообщений), информационных технологий, организаций и людей, осуществляющих получение, обработку, передачу, хранение и использование данных, обеспечивающих жизнедеятельность человка. Многие годы своего существования он жил в относительно спокойной, слабо меняющейся информационной среде. Хотя и были в обществе в прошлом революции, но они не имели той глубины и масштабности, характерной для современной информационной среды. Во-первых, стремительное, не имеющее аналогов в истории человечества, внедрение в жизнедеятельность человека и его окружение новейших информационных технологий. Во-вторых, появление колоссального количества источников и передатчиков информации. В этом океане информации современное поколение вынуждено проводить жизнь. Лавинообразный поток информации затрудняет ее восприятие, осмысление и даже просто обозрение. В-третьих, современная информационная среда вышла за рамки государственных границ и приобрела планетарный характер. Резкое ослабление остроты военного и идеологического противостояния в мире способствовало усилению экономических, культурных, научных и других контактов по межгосударственной линии, что неизбежно привело к появлению новых потоков информации. Все это требует выработки у людей приемов и навыков самостоятельной и объективной оценки информации и ее продуктивного использования. Обогатив и расширив сферу общения, информация привела и к размыву грани микросреды, упростила характер коммуникаций, уменьшила возможности аутентичных духовных связей людей. Произошло снижение средней продолжительности непосредственных человеческих отношений, личных контактов. Одновременно возросло количество этих контактов.

Долгое время повсеместно господствовало преимущественно библиотечное понимание работы с информацией, т.е. «информационной деятельности», при котором она сводилась к процессам информационного облуживания пользователей научной и научно-технической информации. Затем появился термин «информационно-вычислительная деятельность», когда к информационной деятельности стали относить и разработку программных средств, и оказание вычислительных услуг. Сегодня ясно, что информационная деятельность - это более широкое, многоаспектное и сложное явление, куда помимо обслуживания научной и научно-технической информацией и оказания вычислительных услуг входит и работа с различными видами информации, включая экономическую и социальную.

Развитие информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), Интернета, мобильной связи способствует ускорению доставки и получения информации. Более того, сегодня наряду с традиционными средствами доставки информации - газетами, радио, телевидением, Интернетом - развиваются и новые технологии: это мультимедийные сайты и порталы газет, журналов, радио, телевидения; они становятся важнейшей частью системы хранения, сбора, распространения и анализа инфор-

мации и выполняют часть тех функций, которые раньше осуществляли СМИ. Оказание все расширяющегося спектра информационных услуг, предоставляемых с помощью ИКТ, причем как промежуточных, необходимых в рамках производственного процесса, так и потребительских, то есть услуг конечного спроса, требует от человека новой культуры работы с информацией. К традиционной культуре работы с информацией добавляются новые разделы, так как ИКТ меняют стиль, методы и формы информационного обмена. Их осознание и освоение является неотъемлемой частью информационной культуры современного человека и информационной подготовки человека к обществу знаний.

Компьютер и другие ИКТ - это лишь технические средства освоения информационного ресурса, т.е. его потребления. Важно, как и какую информацию человек потребляет, что составляет его информационный потенциал. Проблемы потребления электронной информации мало изучены, требования же к личности в новых условиях существенно меняются. Наличие более широкого, чем раньше, спектра информационных ресурсов и средств связи и ограниченность сырьевых, трудовых и энергетических ресурсов приводят к тому, что информация становится главным ресурсом развития, обладание которым создает стратегические преимущества и на уровне страны, и на уровне личности.

Для того, чтобы активно и безопасно жить в информационном обществе, нужна специальная подготовка каждого человека. Наращивание информационного потенциала включает расширение знаний о возможностях современных ИКТ, развитие компьютерных навыков, освоение культуры работы с электронной информацией в быту и на работе. Если рассматривать человеческий потенциал как способность к получению и использованию информации и знаний, то способности собирать информацию под решаемую задачу и анализировать ее у всех разные. Осознание возможностей современных ИКТ и мотивации использовать информацию также у всех разные. Прежде всего, человек должен захотеть использовать информацию, затем он должен суметь найти нужную информацию, после чего эффективно ее использовать. Потенциал личности с точки зрения развития общества знаний можно оценивать с позиции достигнутого уровня образования, имеющихся навыков использования ИКТ и уровня осознания их возможностей. Операционализация понятия личностной готовности к жизни и работе в глобальном информационном обществе представлена ниже.

С информационной точки зрения общество можно условно разделить на небольшую группу тех, кто производит новую информацию, и остальных - тех, кто ее потребляет. Между первой и второй группой существуют профессиональные распространители информации, роль которых при увеличении объемов циркулирующей информации постоянно возрастает. Потребители делятся на тех, кто осознает, что им нужна определенная информация, и тех, кто этого не осознает. Первые же делятся на тех, кто знает и умеет ее найти, и на тех, кто этого не знает. Те, кто не осознает, что им нужна информация, делятся на тех, кто в состоянии и кто не в состоянии без посторонней помощи это осознать. Те, кто считает, что им не нужна информация, могут объективно в ней не нуждаться или ошибочно считать, что она им не нужна. Если посмотреть на общество с точки зрения ИКТ, люди делятся на тех, кто производит ИКТ (оборудование и услуги), и на тех, кто их использует. Сегодня потребление электронной информации все больше становится фактором социальной дифференциации, и выявление факторов, определяющих это потребление, становится социально-экономической проблемой.

Сложившееся «Я» человек всячески оберегает от информации, которая вносит рассогласование в его структуру. Травмирующая для личности информация приводит к нарушению функционирования какого-либо компонента «Я» и переживается как потеря внутреннего комфорта и равновесия. Тогда человек утрачивает способность адекватно воспринимать поступающую информацию, гибко реагировать на изменения окружающей среды, его поведение начинает отклоняться от норм и ожиданий социума. Внутренняя гармония «Я» восстанавливается в результате бессознательного ис-

пользования защитных психологических механизмов, которые, искажая или отвергая травмирующую информацию, нарушают адекватную рефлексивную переработку текущего ответа. Это в определенной степени негативно влияет на дальнейшее развитие и личностный рост человека.

Формирование информационного общества требует наличия системы быстрого и доступного обучения и переобучения. Узкое место в развитии экономики знаний в России - ненадлежащая подготовка кадров. Масштабная и качественная подготовка специалистов, в частности в области ИКТ, со средним профессиональным образованием в начале века отсутствовала; в вузах только начинают развиваться курсы и факультеты бизнес-информатики. Необходимость в постоянном обучении и переобучении связана с быстро меняющейся средой - технологической, рыночной, информационной, в которой действует бизнес в условиях глобализации и усиления конкуренции. Ускорение инноваций требует от работников большей творческой отдачи, быстрой адаптации к новым условиям, освоения новой техники и навыков работы.

Следующая характеристика готовности человека к обществу знаний - это навыки и опыт использования ИКТ. Здесь необходимо различать и учитывать два параметра: навыки пользования информационно-коммуникационной техникой и навыки обращения с информацией. Различают так называемые базовые и продвинутые навыки работы с ИКТ. К базовым относят умение общаться с помощью e-mail и Интернета, пользоваться поисковыми машинами, определять достаточность и соответствие выбранной информации потребностям, устанавливать и обновлять компьютерные программы. Базовые пользовательские навыки можно подразделить на несколько категорий, а именно:

— базовые аппаратные навыки (использование клавиатуры, мыши, принтера, операции с файлами и дисками) необходимые в простейшей офисной и производственной деятельности;

— владение стандартным программным обеспечением (обработка текстов, создание таблиц, баз данных и т.д.);

— использование сетевых приложений (электронной почты, Интернета, веб-браузеров).

Уровень владения навыками сам по себе может быть базовым или продвинутым.

К продвинутым навыкам относят разработку программ, моделирование сетей и прочее. На наш взгляд, эта классификация относительна: так, умение пользоваться поисковыми машинами можно, в свою очередь, подразделить на базовое и продвинутое (сложный программируемый поиск с дополнительными условиями и ограничениями), установка компьютерных программ в нашей стране, где мало практикуется лицензионное программное обеспечение, также может быть отнесена к продвинутым навыкам. Значительные навыки не являются строго необходимыми для жизни в информационном обществе.

Следующее требование к человеку в информационном обществе - владение основными информационными навыками.

1. Способность осознавать потребность в информации.

2. Способность определять, каким образом можно восполнить «пробел» в информации:

— благодаря знанию соответствующих видов ресурсов, как печатных, так и непечатных;

— благодаря отбору ресурсов, наилучшим образом соответствующих стоящей задаче;

— благодаря способности понимания тех условий, которые влияют на доступность источников.

3. Способность конструировать стратегии обнаружения информации:

— способность артикулировать информацию, которую требуется обнаружить;

— способность разрабатывать систематические методы, подходящие для удовлетворения этого требования;

— способность понимать принципы конструирования и создания баз данных.

4. Способность найти и получить доступ к информации:

способность разрабатывать соответствующие техники поиска;

способность использовать коммуникативные и информационные технологии, включая международные академические сети;

— способность использовать соответствующие библиографические и аннотационные службы, индексы цитирования и базы данных;

— способность использовать методы повышения осведомленности, чтобы быть в курсе современные данных.

5. Способность сравнивать и оценивать информацию, полученную из различных источников:

— осведомленность о проблемах предвзятого отношения и авторитета;

— осведомленность о процессе реферирования научных публикаций;

— знание о соответствующем способе извлечения требуемой информации.

6. Способность организовывать, применять и передавать информацию способами, соответствующими актуальной ситуации:

— способность создавать библиографические ссылки в отчетах о проектах и диссертациях; способность создавать личную библиографическую систему; способность применять информацию для решения насущных проблем;

— способность эффективно передавать информацию, используя соответствующих посредников;

— понимание проблемы авторских прав и плагиата.

7. Способность синтезировать и собирать существующую информацию, создавая на ее основе новое знание.

Примерный перечень информационных навыков показывает разницу между рядовым пользователем электронной информации, практикующим лишь начальные навыки, и более продвинутой идеей информационной грамотности. Сама последовательность навыков показывает процесс, посредством которого пользователи информации прогрессируют от компетентности к экспертизе. Те, кто практикует все семь перечисленных навыков, наиболее продвинуты. Знание универсальных законов работы с информацией (информацией вообще и электронной информацией, в частности) является частью информационной «культуры личности, которую можно и нужно воспитывать» [4; 5].

Формирование новой информационно-технологической среды предъявляет человеку и множество других требований. Повсеместное появление новых сетевых и коммуникационных возможностей вызвало такие социокультурные изменения и новые тенденции, как появление сетей с большим количеством участников, переход к горизонтальному и прямому обмену информацией, расширение консультативных процессов, увеличение числа децентрализованных решений и др. Это меняет культуру бизнес-общения и стиль сотрудничества, выдвигает новые требования к навыкам и умениям работника. Перечень требований к современному работнику дополняется такими новыми качественными характеристиками потребителя цифровой информации, как умение действовать в транснациональной среде, способность сконцентрировать и организовать информацию под решаемую задачу, способность найти коллег в электронном мире, сама способность войти в состояние поиска и обмена информацией. Востребованность всех этих качеств постоянно возрастает.

Эти навыки и умения все больше влияют на поведение человека в сфере труда и не только. В условиях развития информационного общества роль этих факторов возрастает, так как оснащение информационных процессов современной техникой может и не приводить к интенсификации социально-экономического развития. ИКТ делают лишь технически возможной организацию единого информационного пространства, однако эффективность его функционирования стимулируется или тормозится стереотипами работы с информацией, отношением к знаниям. В 1960-е гг. известный фран-

цузский социолог П. Бурдье показал, что люди имеют разный доступ к культурному капиталу. Он разработал теорию культурного воспроизводства, показав, что поведение человека в сфере труда определяется как системой полученного им образования, т.е. профессиональными знаниями, так и другими видами знаний, передаваемыми через ближайшее окружение, которое воспроизводит интерес (или его отсутствие) к знаниям [7].

Превращать потенциальные возможности ИКТ в реальность, осознанно и рационально организовывать информационные процессы часто мешают культурно-информационные факторы (отсутствие желания и интереса, информационная пассивность, отсутствие нужных навыков, неосведомленность о возможностях новых технологий, отсутствие общей информационной культуры и пр.). Исходя из этого, стране нужна продуманная система подготовки граждан к жизни и работе в обществе знаний. Задача общества - определить причины, которые мешают человеку войти в цифровой мир, и помочь не вовлеченным еще людям стать нужными в обществе знаний. Как помочь - предмет широкого научного обсуждения.

Опасность возрастания социального неравенства требует активного вмешательства в этот процесс информационно подготовленной части граждан. Качество человеческого потенциала определяет не только возможности экономического развития, но и обеспечение социальной справедливости. Нужны специальные усилия в области развития человеческого потенциала для строительства общества знаний. Прежде всего, необходимо разработать и принять общие определения основных понятий рассматриваемой сферы: человеческий потенциал для развития общества знаний, информационная культура личности в цифровой век, информационная подготовка граждан к обществу знаний. Нужна социально-ориентированная политика, направленная на настройку общественного сознания на жизнь и работу в обществе знаний, на пробуждение интереса к получению и применению знаний в сфере ИКТ. Социальная ориентация заключается в разработке социальных технологий вовлечения граждан в общество знаний с учетом социально-демографических факторов и дифференциации по географическим и социокультурным признакам.

Человеческую ресурсную базу для общества знаний необходимо сознательно улучшать и выращивать. Информатизацию необходимо внедрять не только в плане создания современной информационной инфраструктуры, но и в плане подготовки и переподготовки кадров. Информационная подготовка - это воспитание новой культуры цифрового века, это социальный фактор, который может тормозить (и во многих случаях тормозит) или содействовать экономическому развитию.

Один из способов вовлечения граждан в общество знаний - это повсеместное разворачивание кампаний, пропагандирующих идеи, способствующие вхождению в общество знаний. При проведении таких кампаний необходимо наглядно задавать и пропагандировать как существующие в международной практике нормы компьютерной грамотности, так и задавать нормы соответствия человека современным требованиям рынка труда через специально разработанные простые, четкие и наглядные оценки. Такое внедрение новых понятий одновременно с высокой позитивной оценкой лиц, обладающих соответствующими навыками, будет не только средством вовлечения людей в общество знаний, но и средством распространения лучших примеров.

В 1970-е гг. всемирно известный социолог и психолог Э. Фромм ввел понятие «социальный характер», обосновав неразрывную связь социально-экономической структуры общества и социального характера его членов, так, что «любое изменение одного из этих факторов влечет за собой изменение обоих» [6]. Отсюда, начав сознательно подготавливать людей для общества знаний, мы будем одновременно воздействовать на социально-экономическую структуру общества.

Выращивая потенциал для общества знаний, важно учитывать как географическую реальность, так и национальные культурные особенности. Какая восприимчивость к инновациям у жителей данного региона? Каких специалистов не хватает в этом месте? Какие ИКТ им больше нравятся?

Социологические исследования показывают, что для России необходимо, прежде всего, повышать осведомленность о возможностях ИКТ, а также создавать широкую сеть доступной переподготовки, особенно учителей и преподавателей. В российском обществе есть значительный образовательный и психологический ресурс для модернизации. Есть большой запас человеческого капитала, сила которого - в наличии большого количества специалистов с высшим и неполным высшим образованием. В последние годы в нашей стране довольно быстрыми темпами идет процесс адаптации институтов образования и переподготовки к потребностям электронного развития. Такие социальные слои, как квалифицированные специалисты с высшим образованием, руководители различного ранга, студенты и учащиеся, уже участвуют (или могут при соответствующих условиях начать участвовать) в электронном развитии страны. Большой резерв здесь - это лица старше 40 лет, многие из которых сегодня еще не имеют выхода в сеть, а значит, и не участвуют в электронном развитии.

В настоящее время в России человеческая составляющая общественного богатства еще недостаточно активно работает на ее экономический рост. Неспособность использовать накопленные знания, делать научные разработки прикладными всегда была слабостью российского менталитета, однако, функция «знать, чтобы мочь» под влиянием распространения ИКТ развивается, хотя и недостаточно.

В современных условиях жизнь все больше зависит от личностных характеристик, от повышения требований к себе, к личностной активности, от расширения кругозора личности. Возможная проблема здесь - это разрыв между притязаниями и реальными возможностями. Однако эта проблема напрямую не связана с процессом развития информационного общества, она лишь делает его более драматическим, усиливая нагрузку на психо-эмоциональную составляющую за счет большей информации о новых возможностях. Целенаправленное внедрение идеологии уменьшения притязаний и приоритета духовных ценностей с использованием современных информационно-коммуникационных технологий в рамках стратегии всеобщего развития может служить уменьшению этого разрыва.

Для участия в глобальном обществе знаний востребованы высококвалифицированные специалисты с самыми современными знаниями. Задачи непрерывного обучения, способности выйти за пределы базового образования, соответствия международным стандартам качества становятся все более актуальными. Бизнес и образовательные учреждения должны располагать широким набором механизмов сотрудничества, чтобы и будущие специалисты могли получить необходимые навыки непосредственно на предприятиях, и тот, кто уже работает, мог повысить свою квалификацию, сменить профессию, если нужно - и сферу деятельности.

В заключение следует назвать и некоторую опасность для человека со стороны глобального информационного общества - ослабление его социальной защищенности. Это проявляется в разных формах: в появлении нового вида бедности - информационной бедности, в увеличении возможностей манипулирования информацией, а, значит, и человеком, в угрозе личной безопасности, причем как информационной, так и финансовой, и даже физической, в увеличении возможностей несанкционированного доступа к информации о личной жизни, к информации, важной для безопасности предприятий разных организационно-правовой форм и страны в целом, в необходимости постоянного переобучения из-за динамичного изменения требований к квалификации, в изменении психоэмоциональных нагрузок. Возникает множество серьезных проблем, которые целесообразно изучать во взаимосвязи личности и общества.

Как и у всякого общественного явления, у информатизации есть не только плюсы, но и минусы. Информационные технологии сближают людей, проживающих на разных континентах, позволяют приобретать товары или платить налоги, не выходя из дома. С помощью телевидения и Интернета житель любого отдаленного уголка планеты оказывается в курсе мировых событий, происходящих за

десятки тысяч километров от него. Однако власть человека над информацией, вместе с тем, означает также власть информации над человеком. Тот, кто владеет ее источниками, каналами доступа к ней, неважно коммерческими или административными, одновременно владеет и сознанием людей, использующих эту информацию, их желаниями, помыслами и потребностями. Власть информации, а ее еще называют инфократией, предполагает манипулирование огромными массами людей.

Последние события на Украине демонстрируют ускоренную «виртуализацию» всей общественной жизни. Интернет оттеснил ТВ. Если ранее в 1960-1970 гг. было актуальным телевидение, а еще раньше - радио, то сегодня Интернет создает иллюзию непосредственного восприятия и контакта. Более того, он наглядно показывает, что обладает огромным потенциалом манипулирования общественным сознанием и поведением. Из этого следует, что нужны научные работы по отслеживанию и систематизации новейших «трюков», по просвещению людей в области политической психологии. Чтобы своевременно противодействовать и оберегать личность от такого вызывающего агрессию воздействия, целесообразно заблаговременно формировать команды так называемого интернет-спецназа - продвинутых программистов, хорошо знающих возможности новых технологий в тесном контакте с психологами, антропологами и страноведами. В целом надлежит обучать слушателей пользованию информационными технологиями, одновременно предоставляя надлежащие возможности освоения этих технологий, а также обеспечения вузов и библиотек высококлассным компьютерным оборудованием и адекватными преподавательскими кадрами.

В настоящей статье были рассмотрены различные аспекты влияния информационного общества на развитие личности и, в частности, реализацию ее потенциала. Можно констатировать, что попытки выработки комплексного подхода в данной области еще весьма далеки от создания общей теории по вопросу личности и информационного общества. И в тоже время все рассмотренные выше вопросы содержат в себе признание, что возникающее новое общество приносит существенное изменение в деятельности личности в различных сферах жизнедеятельности. Информация и знания становятся главными ценностями, но, что еще важнее, создание нового механизма непосредственного применения информации и знания в производственной, научной и сервисной сферах фокусируется на процессе постоянного обучения.

Библиографический список

1. Готовность России к информационному обществу / Под ред. Т.В. Ершовой. - М.: Издательство Института развития информационного общества, 2001.

2. Доклад о развитии человеческого потенциала в России. - М.: Программа развития ООН, 2004.

3. Ершов А.П. Информация: от компьютерной грамотности учащихся к информационной культуре общества // Коммунист. - 1988. - № 2.

4. Луценко Л.М. Влияние информационного общества на формирование «Я» // Ценности и смыслы. - 2011. -№ 2. - С. 60-73.

5. Луценко Л.М. Информационное общество и его социально-философский аспект: монография / Л.М. Луценко. - М.: ООО «Галлея-Принт», 2011. - 294 с.

6. Фромм Э. Иметь или быть? / Э. Фромм. - М.: Прогресс, 1990.

7. Bourdiu P. The Sociology of Cultural Reproduction. Current Res. J., Centre for European Sociology. Paris, 1972.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.