ДИАГНОСТИКА СОЦИУМА
Л.М. Луценко
Влияние информационного общества на формирование «Я»
В статье предпринята попытка отразить некоторые аспекты развития личности в условиях становления информационного общества. Автором подробно описаны требования, предъявляемые информационным обществом к человеку.
Ключевые слова: информационное общество, глобальная информационная индустрия, общество знаний.
В этой статье предпринята попытка отразить некоторые аспекты развития личности в условиях становления информационного общества в России и, в частности, его влияние на формирование «Я».
Как известно, в зависимости от установок личности, которые различны у разных людей, каждый человек по-своему воспринимает окружающую действительность, в том числе и других людей. Личностные особенности, установки, субъективное отношение к конкретным людям прямо или косвенно влияют на поведение человека, его взаимодействие и общение с окружающими и т.д.
В результате появляется осознание себя как целостного субъекта, отличного от других. Обобщённое и целостное представление о себе и формирует собственное «Я». При этом «Я» является таким внутриличностным образованием, которое во многом определяет направление деятельности человека, стратегии его поведения и стили взаимодействия с окружающими, что приобретает особую значимость в эпоху информационного общества.
Так, расширение сфер применения технических и технологических инноваций порождает неоднозначные и нетривиальные формы государственного, политического и социокультурного развития. В связи с этим постиндустриальный этап в развитии современной цивилизации характеризуется качественно новыми формами социальной и экономической эволюции. Ведущей и во многом знаковой особенностью современного общества становится
© Луценко Л.М., 2011
формирование глобальной информационной индустрии, развитие которой трансформирует роль информации и знаний в социально-экономическом развитии и влияет на сознание и самосознание человека, а это находит отражение в формировании и дальнейшем развитии «Я». Как известно, одной из тайн человеческой психики является тайна нашего «Я». «Я», которое мы отрицаем, — то, что сидит внутри нас, слышит, радуется, страдает, решает что-либо совершить или воздержаться от любого действия. «Я», которое для других людей является объектом воспитания, упрёков, похвал. «Я», которое проявляет инициативу и несёт ответственность. Исходя из этого, положение и место человека в современном обществе, обществе знаний, стремительно изменяется.
Вследствие этого формирование общества знаний невозможно без соответствующей информационной подготовки каждого человека. Способности людей к обработке, анализу и распространению информации имеют непосредственное отношение к успеху адаптации личности к условиям современной жизни.
Как правило, раньше люди разных профессий получали знания в одной профессии, которых им хватало практически на всю жизнь. Теперь в современных условиях они вынуждены менять не только профессию, но нередко и сферу деятельности. Как следствие, в экономике стали более востребованы личности, умеющие адаптироваться к новому, своевременно меняться, анализировать, потому что стремительно появляются новые профессии, о которых раньше и не слышали. Умения что-то делать, способности что-то производить для сегодняшней экономики уже недостаточно. В глобальной экономике дешёвый труд — не проблема, поэтому стоимость производства минимальна, после того как завершены проектноконструкторские разработки нового продукта. Из этого следует, что роль интеллектуального труда возрастает, нужны люди, способные к системному мышлению, к эксперименту, к сотрудничеству по разным направлениям. Становится очевидным, что на этапе становления информационного общества в России наиболее востребованными становятся люди, умеющие выявлять и решать сложные проблемы, способные к стратегическому, креативному мышлению в любой сфере: производственной, банковской, юридической, экономической, информационно-коммуникационной, СМИ, а также и в науке.
Поэтому наличие собственного «Я» как раз и помогает человеку перерабатывать жизненный опыт, решать вопросы по успешному адаптированию в постоянно изменяющемся обществе и самореализовываться в настоящем для достижения своих будущих целей.
Более того, выполняемая работа в быстро меняющемся мире требует гибкости мышления, способности быстро адаптироваться к новым обстоятельствам, требует постоянного переобучения, внимания к последним разработкам в своей области, слежения за общественным мнением и за си-
туацией на рынке. И всё это делается для того, чтобы быть в состоянии выпускать постоянно модернизированный продукт, востребованный современным обществом.
И в то же время, не следует думать, что приоритет теоретического знания может сводиться лишь к новейшим достижениям. На самом деле трудно найти такие технологии, в которых и для которых теория не была бы первейшим условием развития. Например, ремонт дорожных покрытий, строительство, переработка пищевых продуктов и отходов производства — всё это предполагает знание теоретических принципов сопротивления материалов, структурных законов и требований к изготовлению безопасных и качественных продуктов питания, в том числе и для длительного хранения, а также токсинов, энергопотребления и многого другого. Это знание формализовано в текстах и передаётся, главным образом, посредством обучения. Теперь каждый человек знает об огромном значении теории, так как с ней связаны даже бытовые технологии — микроволновые печи, мобильные телефоны, электронные часы и т.д.
Новые средства информации окружают нас в повседневной жизни, представляют нам свои «сообщения», на которые мы вольны отвечать или не реагировать. Например, информационное значение одежды каждого человека, которую он носит, причёсок и самих лиц, всех тех средств, с помощью которых каждый человек создаёт свой имидж. Размышления о проблемах моды, о сложности способов, к которым мы прибегаем, ежедневно формируя свой образ, заставляет понять, что информационное содержание социальных отношений стало гораздо более значимым, чем когда-либо прежде. Украшение тела, одежды, грим всегда были знаками статуса, власти, принадлежности, но в наше время, очевидно, символическое значение тела и одежды резко возросло, во всяком случае, активно проповедуется. Доступность дешёвой и модной одежды, возможность присоединиться к любому числу групп, ведущих похожий или совсем иной образ жизни, принадлежащих к похожей (или иной) культуре, — всё это позволяет оценить информационное содержание тела каждого человека.
Требования к людским ресурсам в условиях развития информационного общества меняются. Проблематика человеческого потенциала, необходимого для развития общества знаний, — малоизученная область и в мировой, и в российской науке. Ещё в начале XX века известный русский учёный-энциклопедист В.И. Вернадский писал о том, что обязательно наступит время, когда эволюция планеты и человеческого общества должны будут направляться разумом, интеллектом и знаниями. Его учение о ноосфере — это учение о необходимости информационного единения использования знаний развития общества [2].
Уже 20 лет назад многие видные российские и зарубежные учёные, такие как бывший председатель Римского клуба А. Пеггей [9], российские академики Н.Н. Моисеев [8] и А.П. Ершов [7], утверждали, что время это
наступило. В конце 1980-х академик А.П. Ершов писал, что «...период освоения информационной картины мира, осознания единства законов функционирования информации в природе и обществе, практического их применения» — это всеобщий и неизбежный период развития человеческой цивилизации [7].
Время глобального информационного общества наступило. И это новое время выдвигает перед человеком множество новых требований. Хорошо это или плохо, но сегодняшнее поколение экспериментирует с миром в реальном времени и пространстве, в котором время доставки разного рода информации может равняться практически нулю. В связи с этим резонно возникает вопрос, а как чувствует и работает человек в условиях бурного становления и развития информационного общества.
Современный человек живёт в информационной среде, которая состоит из совокупности массивов информации (разного рода данных; архивных, библиотечных и картографических фондов; каталогов; картотек и досье; регистров; кадастров; реестров и т.д.), текущих сведений (сообщений), информационных технологий, организаций и людей, осуществляющих получение, обработку, передачу, хранение и использование данных, обеспечивающих его жизнедеятельность. Многие годы своего существования он жил в относительно спокойной, слабо меняющейся информационной среде. Хотя и были в обществе в прошлом революции, но они не имели той глубины и масштабности, характерной для современной информационной среды.
Во-первых, стремительное, не имеющее аналогов в истории человечества, внедрение в жизнедеятельность человека и его окружение новейших информационных технологий.
Во-вторых, появление колоссального количества источников и передатчиков информации. В этом океане информации современное поколение вынуждено проводить жизнь. Лавинообразный поток информации затрудняет её восприятие, осмысление и даже просто обозрение.
В-третьих, современная информационная среда вышла за рамки государственных границ и приобрела планетарный характер. Резкое ослабление остроты военного и идеологического противостояния в мире способствовало усилению экономических, культурных, научных и других контактов по межгосударственной линии, что неизбежно привело к появлению новых потоков информации.
Всё это требует выработки у людей приёмов и навыков самостоятельной и объективной оценки информации и её продуктивного использования. Обогатив и расширив сферу общения, информация привела и к размыву грани микросреды, упростила характер коммуникаций, уменьшила возможности аутентичных духовных связей людей.
Произошло снижение средней продолжительности непосредственных человеческих отношений, личных контактов. Одновременно возросло количество этих контактов.
Долгое время повсеместно господствовало преимущественно «библиотечное» понимание работы с информацией, т.е. «информационной деятельности», при котором она сводилась к процессам информационного облужи-вания пользователей научной и научно-технической информацией. Затем появился термин «информационно-вычислительная деятельность», когда к информационной деятельности стали относить и разработку программных средств, и оказание вычислительных услуг. Сегодня ясно, что информационная деятельность — это более широкое, многоаспектное и сложное явление, куда помимо информационного обслуживания научной и научно-технической информацией и оказания вычислительных услуг входит и работа с различными видами информации, включая экономическую и социальную.
Оказание всё расширяющегося спектра информационных услуг, предоставляемых с помощью ИКТ, причём как промежуточных, необходимых в рамках производственного процесса, так и потребительских, то есть услуг конечного спроса, требует от человека новой культуры работы с информацией. К традиционной культуре работы с информацией добавляются новые разделы, так как ИКТ меняют стиль, методы и формы информационного обмена. Их осознание и освоение является неотъемлемой частью информационной культуры современного человека и информационной подготовки человека к обществу знаний.
Компьютер и другие ИКТ — это лишь технические средства освоения информационного ресурса, т.е. его потребления. Важно, как и какую информацию человек потребляет, что составляет его информационный потенциал. Проблемы потребления электронной информации мало изучены; требования же к человеку в новых условиях существенно меняются. Наличие более широкого, чем раньше, спектра информационных ресурсов и средств связи и ограниченность сырьевых, трудовых и энергетических ресурсов приводят к тому, что информация становится главным ресурсом развития, обладание которым создаёт стратегические преимущества и на уровне страны, и на уровне личности.
Какие люди, какой человеческий капитал нужен для развития общества знаний, как готовить людей новой формации, какие качества необходимы для процветания — это вопросы, на которые во многом ещё предстоит ответить. У рассматриваемой новой проблемной области существует множество аспектов как теоретического, так и прикладного характера.
Для эффективной социальной адаптации личности в информационном обществе нужна соответствующая подготовка. Наращивание информационного потенциала включает расширение знаний о возможностях современных ИКТ, развитие компьютерных навыков, освоение культуры работы с электронной информацией в быту и на работе.
Развитие профессионального «Я» личности происходит путём познания окружающей действительности в результате её преобразования, в процессе которого формируются личность и ее самосознание, вырабатывается
система отношений к миру, обществу и к себе. Поэтому особое место среди различных видов социальной деятельности субъекта занимает его профессиональная деятельность.
Если рассматривать человеческий потенциал как способность к получению и использованию информации и знаний, то способности собирать информацию под решаемую задачу и анализировать её у всех разные. Осознание возможностей современных ИКТ и мотивации использовать информацию также у всех разные. Прежде всего, человек должен захотеть использовать информацию, затем он должен суметь найти нужную информацию, после чего эффективно её использовать.
Потенциал личности с точки зрения развития общества знаний можно оценивать с точки зрения достигнутого уровня образования, имеющихся навыков использования ИКТ и уровня осознания их возможностей. Опе-рационализация понятия личностной готовности к жизни и работе в глобальном информационном обществе представлена ниже.
С информационной точки зрения общество можно условно разделить на небольшую группу тех, кто производит новую информацию, и остальных — тех, кто её потребляет. Между первой и второй группой существуют профессиональные распространители информации, роль которых при увеличении объёмов циркулирующей информации постоянно возрастает. Потребители делятся на тех, кто осознаёт, что им нужна определённая информация, и тех, кто этого не осознаёт. Первые же делятся на тех, кто знает и умеет её найти, и на тех, кто этого не знает. Те, кто не осознаёт, что им нужна информация, делятся на тех, кто в состоянии и кто не в состоянии без посторонней помощи это осознать. Те, кто считает, что им не нужна информация, могут объективно в ней не нуждаться или ошибочно считать, что она им не нужна. Если посмотреть на общество с точки зрения ИКТ, люди делятся на тех, кто производит ИКТ (оборудование и услуги), и на тех, кто их использует.
Сегодня потребление электронной информации всё больше становится фактором социальной дифференциации, и выявление факторов, определяющих это потребление, становится социально-экономической проблемой. Сложившееся «Я» человек всячески оберегает от информации, которая вносит рассогласование в его структуру. Травмирующая для личности информация приводит к нарушению функционирования какого-либо компонента «Я» и переживается как потеря внутреннего комфорта и равновесия. Тогда человек утрачивает способность адекватно воспринимать поступающую информацию, гибко реагировать на изменения окружающей среды, его поведение начинает отклоняться от норм и ожиданий социума.
Внутренняя гармония «Я» восстанавливается в результате бессознательного использования защитных психологических механизмов, которые, искажая или отвергая травмирующую информацию, нарушают адекватную рефлексивную переработку текущего опыта. Это в определённой степени негативно влияет на дальнейшее развитие и личностный рост человека. По-
этому на фоне нарастания разнообразия культурно-информационных каналов появляются новые качественные характеристики потребителей информации. Важно исследовать причины неиспользования или даже отвержения этих технологий. Большая же часть исследований в этой сфере не идёт дальше анализа преимуществ жизни он-лайн (жизни в электронном пространстве) и фокусируется на барьерах для использования этих технологий. Люди могут покупать и не использовать купленную технологию. Можно иметь доступ и не владея технологией. Существует множество примеров использования компьютера, Интернета, мобильного телефона друзей. Одни члены семьи могут «занимать» доступ у других. Есть доступ как бы «по доверенности», когда один член семьи, не выходя сам в Интернет, просит другого члена семьи послать электронную почту или найти для него информацию.
С точки зрения использования ИКТ население можно разделить на три условные группы: на тех, кто использует ИКТ; тех, кто хочет их использовать, но пока по каким-то причинам не может; и тех, кто по тем или иным причинам не хочет их использовать.
Те, кто используют ИКТ, состоят из тех, кто активно творит новую информационную среду и активно её использует, «плавает» в ней, как рыба в воде, охотится за нужной информацией или играет новыми возможностями. Среди них есть как увлекающиеся, одержимые и дерзающие, так и чисто инструментальные пользователи, понимающие свою выгоду от использования этих технологий. И те, и другие широко используют новые возможности, их можно отнести к информационной элите, которая задаёт образцы поведения.
Те, кто хочет использовать ИКТ, но пока не может, делятся на тех, у кого есть желание, но нет доступа к ИКТ. Ограничения доступа могут быть как техническими (отсутствие техники), так и экономическими (для тех, кто не может полностью пользоваться новыми возможностями из-за высокой стоимости услуг). Эта группа ощущает свое информационное неравенство и составляет социальную базу дальнейшей информатизации, которая при соответствующих условиях может пополнить ряды пользователей ИКТ.
Далее, кто не хочет использовать ИКТ, делятся на тех, для кого всё, что связано с ИКТ, находится в зоне отчуждения, это информационно пассивные, не увлекающиеся новшествами люди, а также на тех, кто отрицает нововведения в принципе. Информационно пассивные — возможный резерв социальных сил, способных пополнить общество знаний, так как их можно «раскачать», вовлечь в современную жизнь. Не все могут стать информационной элитой, но современные информационные технологии несут эффект просвещения для всех. ИКТ пробуждающе действуют на сознание, развивают способность к ученичеству и к разумному познанию.
Необходим постоянный мониторинг динамики процесса проникновения ИКТ в жизнь человека и общества, оценка резерва сил, способных повысить готовность к электронному развитию. Какова мотивация входа человека в Интернет? Сколько денег он готов (и готов ли) на эти услу-
ги тратить? Сколько времени? Ответы на подобные вопросы определяют и стиль жизни человека, и его вхождение в современное общество (или исключение из него). Поиск закономерностей и определяющих факторов в этой сфере — малоисследованная социально-экономическая проблема.
Готовность человека к жизни и работе в информационном обществе может определяться такими показателями, как:
— возможностью физического доступа к ИКТ, наличием информационного имущества;
— осознанием важности использования ИКТ;
— уровнем компьютерной подготовки;
— степенью информационной активности (уровнем вовлечённости в мир ИКТ, использованием разных видов электронных услуг и пр.)
В самом общем плане личность, с точки зрения вхождения в общество знаний, характеризует наличие (или отсутствие) домашнего компьютера, умение работать на ПК и использовать его на работе, использовать Интернет, электронную почту, мобильный телефон.
Осознание важности использования ИКТ — очень важная характеристика готовности человека к жизни и работе в обществе знаний. Её можно описать следующими показателями:
— уровнем осведомлённости о возможностях компьютеров, Интернета, электронной почты и других современных технологий;
— готовностью к получению дополнительного образования в сфере ИКТ;
— готовностью платить за информационные услуги.
Дополнительное коммерческое ИКТ-образование развивается в стране быстрыми темпами, однако пока всё ещё отсутствуют дешёвые курсы быстрой переподготовки. Расходы же на обучение и повышение квалификации пользователей ИКТ на предприятиях минимальны.
Формирование информационного общества требует наличия системы быстрого и доступного обучения и переобучения. Узкое место в развитии экономики знаний в России — подготовка большого количества необходимых кадров. Масштабная и качественная подготовка специалистов в области ИКТ со средним профессиональным образованием в начале века отсутствовала; в вузах только начинают развиваться курсы и факультеты бизнес-информатики.
Необходимость в постоянном обучении и переобучении связана с быстро меняющейся средой — технологической, рыночной, информационной, в которой действует бизнес в условиях глобализации и усиления конкуренции. Ускорение инноваций требует от работников большей творческой отдачи, быстрой адаптации к новым условиям, освоения новой техники и навыков работы.
Следующая характеристика готовности человека к обществу знаний — это навыки и опыт использования ИКТ. Здесь целесообразно различать и учитывать два параметра: навыки пользования информационно-коммуникационной техникой и навыки обращения с информацией.
Различают так называемые базовые и продвинутые навыки работы с ИКТ. К базовым относят умение общаться с помощью e-mail и Интернета; умение пользоваться поисковыми машинами; умение определять достаточность и соответствие выбранной информации потребностям; умение устанавливать и обновлять компьютерные программы.
Базовые пользовательские навыки можно подразделить на несколько категорий, а именно:
— базовые аппаратные навыки (использование клавиатуры, мыши, принтера, операции с файлами и дисками), необходимые в простейшей офисной и производственной деятельности;
— владение стандартным программным обеспечением (обработка текстов, создание таблиц, баз данных и т.д.);
— использование сетевых приложений (электронной почты, Интернета, веб-браузеров).
Уровень владения навыками сам по себе может быть базовым или продвинутым.
К продвинутым навыкам относят разработку программ; моделирование сетей и прочее. На наш взгляд, эта классификация относительна: так, умение пользоваться поисковыми машинами можно, в свою очередь, подразделить на базовое и продвинутое (сложный программируемый поиск с дополнительными условиями и ограничениями), установка компьютерных программ в нашей стране, где мало практикуется лицензионное программное обеспечение, также может быть отнесена к продвинутым навыкам. Значительные навыки не являются строго необходимыми для жизни в информационном обществе.
Следующее требование к человеку в информационном обществе — владение основными информационными навыками, а именно:
1. Способность осознавать потребность в информации.
2. Способность определять, каким образом можно восполнить «пробел» в информации:
— благодаря знанию соответствующих видов ресурсов, как печатных, так и непечатных;
— благодаря отбору ресурсов, «наилучшим образом удовлетворяющих» стоящей задаче;
— благодаря способности понимания тех условий, которые влияют на доступность источников.
3. Способность конструировать стратегии обнаружения информации:
— способность артикулировать информацию, которую требуется обнаружить;
— способность разрабатывать систематические методы, подходящие для удовлетворения этого требования;
— способность понимать принципы конструирования и создания баз данных.
4. Способность найти и получить доступ к информации:
— способность разрабатывать соответствующие техники поиска;
— способность использовать коммуникативные и информационные технологии, включая международные академические сети;
— способность использовать соответствующие библиографические и аннотационные службы, индексы цитирования и базы данных;
— способность использовать методы повышения осведомленности, чтобы быть в курсе современных данных.
5. Способность сравнивать и оценивать информацию, полученную из различных источников:
— осведомлённость о проблемах предвзятого отношения и авторитета;
— осведомлённость о процессе реферирования научных публикаций;
— знание о соответствующем способе извлечения требуемой информации.
6. Способность организовывать, применять и передавать информацию способами, соответствующими актуальной ситуации:
— способность создавать библиографические ссылки в отчетах о проектах и диссертациях;
— способность создавать личную библиографическую систему;
— способность применять информацию для решения насущных проблем;
— способность эффективно передавать информацию, используя соответствующих посредников;
— понимание проблемы авторских прав и плагиата.
7. Способность синтезировать и собирать существующую информацию, создавая на её основе новое знание.
Перечень информационных навыков показывает разницу между рядовым пользователем электронной информации, практикующим лишь начальные навыки, и более продвинутой идеей информационной грамотности. Сама последовательность навыков показывает процесс, посредством которого пользователи информации прогрессируют от компетентности к экспертизе. Те, кто практикует все семь навыков, наиболее продвинуты. Знание универсальных законов работы с информацией (информацией вообще и электронной информацией, в частности) является частью информационной «культуры личности, которую можно и нужно воспитывать» [4].
Формирование новой информационно-технологической среды предъявляет человеку и множество других требований. Повсеместное появление новых сетевых и коммуникационных возможностей вызвало такие социокультурные изменения и новые тенденции, как появление сетей с большим количеством участников, переход к горизонтальному и прямому обмену информацией, расширение консультативных процессов, увеличение числа децентрализованных решений и др. Это меняет культуру бизнес-общения и стиль сотрудничества, выдвигает новые требования к навыкам и
умениям работника. Перечень требований к современному работнику дополняется такими новыми качественными характеристиками потребителя цифровой информации, как умение действовать в транснациональной среде, способность сконцентрировать и организовать информацию под решаемую задачу, способность найти коллег в электронном мире, сама способность войти в состояние поиска и обмена информацией. Востребованность всех этих качеств постоянно возрастает.
Эти навыки и умения всё больше влияют на поведение человека в сфере труда и не только. В условиях развития информационного общества роль этих факторов возрастает, так как оснащение информационных процессов современной техникой может и не приводить к интенсификации социально-экономического развития [3]. ИКТ делают лишь технически возможной организацию единого информационного пространства, однако эффективность его функционирования стимулируется или тормозится стереотипами работы с информацией, отношением к знаниям. В 1960-е годы известный французский социолог П. Бурдье показал, что люди имеют разный доступ к культурному капиталу. Он разработал теорию культурного воспроизводства, показав, что поведение человека в сфере труда определяется как системой полученного им образования, т.е. профессиональными знаниями, так и другими видами знаний, передаваемыми через ближайшее окружение, которое воспроизводит интерес (или его отсутствие) к знаниям [12].
Превращать потенциальные возможности ИКТ в реальность, осознанно и рационально организовывать информационные процессы часто мешают культурно-информационные факторы (отсутствие желания и интереса, информационная пассивность, отсутствие нужных навыков, неосведомлённость о возможностях новых технологий, отсутствие общей информационной культуры и пр.)
Исходя из этого, стране нужна продуманная система подготовки граждан к жизни и работе в обществе знаний. Задача общества — определить причины, которые мешают человеку войти в цифровой мир, и помочь не вовлечённым ещё людям стать нужными в обществе знаний. Как помочь — предмет широкого обсуждения.
Опасность возрастания социального неравенства требует активного вмешательства информационно подготовленной части граждан. Качество человеческого потенциала определяет не только возможности экономического развития, но и обеспечение социальной справедливости. Нужны специальные усилия в области развития человеческого потенциала для строительства общества знаний. Прежде всего, необходимо разработать и принять общие определения основных понятий рассматриваемой сферы: человеческий потенциал для развития общества знаний, информационная культура личности в цифровой век, информационная подготовка граждан к обществу знаний. Расширение социально-экономических и со-
циологических исследований в области воздействия культурных факторов на экономическое поведение и в области развития человеческих ресурсов для общества знаний позволит осуществлять направляемое, по Вернадскому, развитие. Нужна социально-ориентированная политика, направленная на настройку общественного сознания на жизнь и работу в обществе знаний, на пробуждение интереса к получению и применению знаний в сфере ИКТ. Социальная ориентация заключается в разработке социальных технологий вовлечения граждан в общество знаний с учётом социально-демографических факторов и дифференциации по географическим и социокультурным признакам.
Человеческую ресурсную базу для общества знаний необходимо сознательно улучшать и выращивать. Информатизацию необходимо внедрять не только в плане создания современной информационной инфраструктуры, но и в плане подготовки и переподготовки кадров. Информационная подготовка — это воспитание новой культуры цифрового века; это социальный фактор, который может тормозить (и во многих случаях тормозит) или содействовать экономическому развитию.
Один из способов вовлечения граждан в общество знаний — это повсеместное разворачивание кампаний, пропагандирующих идеи, способствующие вхождению в общество знаний. При проведении таких кампаний необходимо наглядно задавать и пропагандировать как существующие в международной практике нормы компьютерной грамотности, так и задавать нормы соответствия человека современным требованиям рынка труда через специально разработанные простые, чёткие и наглядные оценки.
Такое внедрение новых понятий одновременно с высокой позитивной оценкой обладающих соответствующими навыками будет не только средством вовлечения людей в общество знаний, но и средством распространения лучших примеров.
В 1970-е годы всемирно известный социолог и психолог Э. Фромм ввёл понятие «социальный характер», обосновав неразрывную связь социально-экономической структуры общества и социального характера его членов, так, что «любое изменение одного из этих факторов влечёт за собой изменение «обоих» [11]. Отсюда, начав сознательно подготавливать людей для общества знаний, мы будем одновременно воздействовать на социально-экономическую структуру общества.
Выращивая потенциал для общества знаний, важно учитывать как географическую реальность, так и национальные культурные особенности. Какая восприимчивость к инновациям у жителей данного региона? Каких специалистов не хватает в этом месте? Какие ИКТ им больше нравятся? Социологические исследования показывают, что для России необходимо, прежде всего, повышать осведомлённость о возможностях ИКТ, особенно в провинции, а также создавать широкую сеть доступной переподготовки, особенно учителей и преподавателей. В российском обществе
есть значительный образовательный и психологический ресурс для модернизации. Есть большой запас человеческого капитала, сила которого — в наличии большого количества специалистов с высшим и неполным высшим образованием. В последние годы в нашей стране довольно быстрыми темпами идёт процесс адаптации институтов образования и переподготовки к потребностям электронного развития. Такие социальные слои, как квалифицированные специалисты с высшим образованием, руководители различного ранга, студенты и учащиеся уже участвуют (или могут при соответствующих условиях начать участвовать) в электронном развитии страны. Большой резерв здесь — это лица старше 40 лет, многие из которых сегодня ещё не подключены к Сети, а значит, и не участвуют в электронном развитии.
Сегодня в России человеческая составляющая общественного богатства ещё недостаточно активно работает на её экономический рост. Способность использовать накопленные знания, делать научные разработки прикладными всегда была слабостью российского менталитета, однако, функция «знать, чтобы мочь» под влиянием распространения ИКТ развивается, хотя и недостаточно.
В современных условиях жизнь всё больше зависит от личностных характеристик, от повышения требований к себе, к личностной активности, от расширения кругозора личности. Возможная проблема здесь — это разрыв между притязаниями и реальными возможностями. Однако, эта проблема напрямую не связана с процессом развития информационного общества, она лишь делает его более драматическим, усиливая нагрузку на психо-эмоциональную составляющую за счёт большей информации о новых возможностях. Целенаправленное внедрение идеологии уменьшения притязаний и приоритета духовных ценностей с использованием современных информационно-коммуникационных технологий в рамках стратегии всеобщего развития может служить уменьшению этого разрыва.
Для участия в глобальном обществе знаний востребованы высококвалифицированные специалисты с самыми современными знаниями. Проблемы непрерывного обучения, способности выйти за пределы базового образования, соответствия международным стандартам качества становятся всё более актуальными.
В заключение следует назвать и некоторую опасность для человека со стороны глобального информационного общества — ослабление его социальной защищённости. Это проявляется в разных формах: в появлении нового вида бедности — информационной бедности; в увеличении возможностей манипулирования информацией, а, значит, и человеком; в угрозе личной безопасности, причём как информационной, так и финансовой, и даже физической; в увеличении возможностей несанкционированного доступа к информации о личной жизни, к информации важной для безопасности предприятий разных организационно-правовой форм и страны в
целом; в необходимости постоянного переобучения из-за динамичного изменения требований к квалификации, в изменении психо-эмоциональных нагрузок. Возникает множество серьёзных проблем, которые целесообразно изучать во взаимосвязи личности и общества.
Человеческая личность характеризуется, прежде всего, приоритетом потребностей. Именно их иерархия и составляет, скорее всего, основной вектор нашего «Я». Он определяется наследственной основой, воспитанием, жизненным опытом и, в первую очередь, встречами с другими людьми, которые так или иначе влияют на нашу личность, так же как и мы участвуем в формировании их «Я».
Таким образом, должное осознание человеком в современных реалиях информационного общества своего «Я» поможет ему перерабатывать приобретаемый жизненный опыт, успешно адаптироваться в этом обществе и самореализоваться в настоящем для достижения своих будущих целей.
Литература
1. Агапов ВС. Я-концепция как социально-психологическая проблема. — М.: МОСУ, 2000.
2. Вернадский В.И. Философские мысли натуралиста. — М.: Наука, 1988.
3. Вершинская О.Н. Культурно-информационный фактор социально-экономического развития // Экономика и математические методы. — Т. 29. — Вып. 4. — 1993.
4. Гендина Н.И. Информационная культура в информационном обществе: взгляд из России // ЮНЕСКО между двумя этапами Всемирного саммита по информационному обществу. Труды международной конференции (Санкт-Петербург, Россия, 17-19 мая 2005г.) — М.: Институт развития информационного общества, 2005.
5. Готовность России к информационному обществу / под ред. Т.В. Ершовой. — М.: Издательство Института развития информационного общества, 2001.
6. Доклад о развитии человеческого потенциала в России. — М.: Программа развития ООН, 2004.
7. Ершов А.П. Информация: от компьютерной грамотности учащихся к информационной культуре общества // Коммунист. — 1988. — № 2.
8. Моисеев Н.Н., Фролов ИТ. Высокое соприкосновение: Общество, человек и природа в век микроэлектроники, информатики и биотехнологий // Вопросы философии. — 1984. — № 9.
9. Пеггей А. Человеческие качества. — М.: Прогресс, 1985.
10. Римашевская Н.М., Вершинская О.Н. Этноэкономика — новая «старая» наука // Народонаселение. — 1999. — № 3-4.
11. Фромм Э. Иметь или быть? — М.: Прогресс, 1990.
12. Bourdiu P. The Sociology of Cultural Reproduction // Current Res. J., Centre for European Sociology. — Paris, 1972.