Научная статья на тему 'Влияние информационно-коммуникационных технологий на формирование человеческого капитала или перспективы построения информационного общества в Российской Федерации'

Влияние информационно-коммуникационных технологий на формирование человеческого капитала или перспективы построения информационного общества в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2814
165
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА / ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО / ЭКОНОМИКА ЗНАНИЙ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Медведева Е. И., Крошилин С. В.

Переход российской экономики на инновационный путь развития в значительной степени зависит от уровня человеческого потенциала, который определяет возможность каждого индивида принимать участие в модернизации российского общества, реализовывать инновационные проекты и строить информационное общество. Ведь инновационная экономика это прежде всего информационное общество, которое подразумевает, что информация, знания, информационные услуги и все отрасли, связанные с их производством растут более быстрыми темпами, являются источником новых рабочих мест.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Влияние информационно-коммуникационных технологий на формирование человеческого капитала или перспективы построения информационного общества в Российской Федерации»

УДК 331

ВЛИЯНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА ФОРМИРОВАНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА ИЛИ ПЕРСПЕКТИВЫ ПОСТРОЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ*

Е. И. МЕДВЕДЕВА,

кандидат экономических наук,

докторант Института социально-экономических

проблем народонаселения РАН

E-mail: E_LenaM@mail. ru

С. В. КРОШИЛИН,

кандидат технических наук,

доцент кафедры экономики и менеджмента

E-mail: krosh_sergey @mail. ru

Московский государственный областной

социально-гуманитарный институт

Переход российской экономики на инновационный путь развития зависит от уровня человеческого потенциала, который определяет возможность каждого индивида принимать участие в модернизации, реализовывать инновационные проекты и строить информационное общество. Ведь инновационная экономика — это прежде всего информационное общество, которое подразумевает, что информация, знания, информационные услуги и все отрасли, связанные с их производством, растут более быстрыми темпами, являются источником новых рабочих мест.

Ключевые слова: человеческий капитал, информационно-коммуникационные технологии, инновационная экономика, информационное общество, экономика знаний.

В своем выступлении на расширенном заседании Государственного совета Российской Фе-

*Статья подготовлена в рамках проекта Российского гуманитарного научного фонда (РГНФ) «Влияние человеческого потенциала на инновационное социально-экономическое развитие регионального социума» (проект № 11-32-00227а1).

дерации 8 февраля 2008 г. В. В. Путин поставил перед Правительством РФ стратегическую задачу перехода на путь инновационного развития. «Россия не должна быть больше сырьевым донором развитых стран. Инновационное развитие должно стать основой стратегии дальнейшего развития нашей страны. Россия должна стать инновационной страной», — эти слова В. В. Путина выражают главное содержание нового курса развития России, который и должен будет теперь осуществляться в ближайшие десятилетия. Именно этот курс отражен в Концепции социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года.

Очевидно, что достижение такой цели возможно лишь посредством построения информационного общества (или общества знаний), в котором особую роль играют информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) и развитие телекоммуникационной инфраструктуры во всех областях. В настоящее время в стране наблюдается тенденция активной информатизации почти всей хозяйственной деятель-

ности. Повсеместное использование ИКТ требует от человека все больше знаний в этой сфере, что в конечном счете требует получения дополнительного образования и качественно меняет саму жизнь в социуме.

Информационно-коммуникационные технологии оказывают значительное влияние на сам процесс формирования человеческого капитала. Это связано с возможностью получения новой информации и новых знаний. Большая часть накопленных обществом информационных ресурсов (научных, образовательных и др.) становится более доступной благодаря современным коммуникационным возможностям. Благодаря ИКТ человек становится более «осведомленным» в своей сфере деятельности, он получает возможность непрерывно совершенствовать свои знания, чтобы быть более конкурентоспособным на рынке труда. Таким образом, степень владения ИКТ обеспечивает успешность реализации потребностей индивида в условиях общества знаний (постиндустриального общества), становясь наряду с уровнем образования одним из наиболее значимых факторов, определяющих качество человеческого капитала, его эффективность и конкурентоспособность.

Как известно, человеческий капитал формируется за счет инвестиций в интеллектуальную деятельность, в том числе в воспитание, образование, здоровье, знания (науку), предпринимательскую способность, климат и т. д. Степень развития человеческого капитала определяет способность страны к созданию и развитию новой инновационной экономики — экономики знаний (локомотивом которой являются ИКТ).

Высокое качество человеческого капитала и качество жизни — вот фундамент, на котором должна создаваться инновационная экономика и информационное общество. Само понятие «человеческий капитал» (ЧК) объединяет: интеллект, здоровье, знания, качественный и производительный труд и качество жизни [7]. Источники накопления ЧК представлены на рис. 1 [8]. Очевидно, что человеческий капитал связан с информационно-коммуникационными технологиями и является главным фактором формирования и развития инновационной экономики и экономики знаний.

Сегодня просто необходимо включать ИКТ как основной компонент формирования человеческого капитала. Это обусловлено тем, что понятие человеческого капитала и информация тесно переплетаются

Рис. 1. Источники накопления человеческого капитала

между собой, а основным инструментом для обработки и передачи информации (в которой в конечном итоге присутствуют новые знания) являются именно информационно-коммуникационные технологии, или как их еще часто называют, просто информационные технологии (ИТ). Более того, сами ИКТ возникают именно на стыке категорий информации и человеческого капитала, поскольку информационные потоки сегодня как никогда пронизывают все сферы жизни человечества и играют все нарастающую роль в условиях информатизации общества. Сама по себе накопленная информация мертва без систем ее доставки потребителям, без систем коммуникации, управления и обработки. Важность значения информации для современной экономики и жизни общества вытекает из самого названия передовых постиндустриальных экономик—«информационное общество», инновационно-информационная экономика или экономика знаний.

Инновационная экономика, к которой мы сейчас так стремимся — это прежде всего информационное общество. Переход к информационной фазе развития общества или экономике знаний многие зарубежные и отечественные ученые связывают будущее своих стран. Информационное общество отличается от общества, в котором доминируют первичный (или аграрный) и вторичный (или промышленный) сектора тем, что информация, информационные услуги и те знания, которые они дают, все отрасли, связанные с их производством, должны расти более быстрыми темпами. Это является источником новых рабочих мест и становится доминирующим в экономическом и социальном развитии общества.

В Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации, утвержденной Президентом РФ от 07.02.2008 № Пр-212 [11], указано, что инновационная модернизация отечественной экономики предполагает переход от развития, базирующегося на использовании природных ресурсов, к динамике, основанной на наукоемких производствах и новых фундаментальных открытиях, т. е. на эксплуатации человеческого знания. Конечной целью такой перестройки является сокращение

инновационного цикла, когда поток нововведений оказывается все более плотным. Для реализации этой идеи необходимо также использовать новейшие информационные и коммуникационные технологии.

Изменения качества человеческого капитала под воздействием ИКТизучаются и анализируются достаточно давно в научном сообществе. Например, в 2004 г. один из участников тематического семинара «Человеческий капитал для информационного общества», гендиректор Института развития информационного общества Т. В. Ершова отметила следующее: «Сейчас многие проблемы развития отрасли ИКТ в России происходят от того, что люди, принимающие решения, в том числе и руководители ИКТ-компаний, зачастую имеют очень узкие горизонты. Они не понимают, что полноценно развиваться все общество, отдельная отрасль или личность будет в условиях другой экономики — экономики знаний, поэтому они практически не содействуют ее становлению. Думаю, есть два ключевых фактора в решении этой проблемы. Во-первых, гораздо более активно включиться в объяснение важности знания, информации и информационных технологий для развития должны средства массовой информации; во-вторых, необходимо кардинально изменить подход к образованию вообще и к ИКТ-образованию в частности. Нужно готовить человеческий капитал для информационного общества» [4].

Что особенно важно, значимость человеческого капитала в условиях общества знания выходит за границы исключительно экономического пространства, распространяясь на все сферы жизни общества. При этом следует понимать, каким образом ИКТ оказывают воздействие на данный процесс. В самой сущности таких технологий (как современные ИКТ) заложена возможность интерактивности и плюральности. Интерактивность проявляется в том, что человек не просто за счет получения информации развивает свой человеческий капитал, но и может создавать и создает систему «прямого ответа». Такая система позволяет самому индивиду определять характер формирования образовательной ситуации (исходя из своих потребностей и установок), которая в конечном счете влияет на характеристики человеческого капитала. Плюраль-ность заключается в том, что в такой ситуации человеческий капитал не стандартизируется обществом, а наоборот, служит основой для выработки механизма реализации индивидуальности человека

в социальных и экономических отношениях. При этом создается основа для появления вариаций человеческого капитала, которые нельзя свести к единым установленным рамкам. Качественные изменения как в самом человеческом капитале, так и в процессе его формирования позволяют ре-ализовывать новые стратегии развития социума и экономических отношений в нем.

В последние годы в научном сообществе, как в России, так и за рубежом, активно обсуждается принципиально новое направление в развитии экономики, которое получило название экономики знаний [1, 5, 13], такой модели экономики, при которой знания становятся главным фактором развития страны, ее наиболее ценным и стратегически важным ресурсом. Процесс формирования экономики знаний уже начал практически воплощаться в жизнь, несмотря на то, что еще многие теоретические положения нового направления остаются неясными и требуют дальнейшей проработки. Кроме того, наблюдаемый сейчас переход к обществу знания вызывает объективную необходимость создания новой, информационной концепции человеческого капитала, где ИКТ получают ключевое значение как технологии, направленные на создание и трансляцию информации.

Экономика знаний — тип экономики, в которой значительная часть валового национального продукта (ВНП) создается в отраслях, непосредственно производящих новые знания, информационные блага и услуги, а также оборудование для передачи и обработки знаний [3]. При этом подчеркивается, что становлению экономики знаний содействует экспоненциальный рост спроса населения на новые виды услуг, оказываемых посредством информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Согласно Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации к 2015 г. 100 % государственных услуг должны оказываться не только в привычном, но и в электронном формате [11].

Однако, несмотря на быстрые темпы роста инфраструктуры и развитие нормативно-правовой базы, пока по такому комплексному показателю, как индекс готовности к информационному обществу, Россия занимает в международных рейтингах 50—70-е места. Как подчеркнул, выступая 31 августа 2009 г. на заседании Комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики России Президент России Д. А. Медведев, «наш информационный рейтинг, международный рейтинг элект-

ронной готовности очень слабый, и, к сожалению, несмотря на то, что мы продолжаем туда инвестировать деньги, этот рейтинг ухудшается».

Если взять для примера развитые страны, то сегодня доля товаров и услуг, производимых с помощью высоких технологий, в составе ВВП стран Евросоюза и США превышает 70 %. Наши показатели в этой области весьма скромны, по различным оценкам они не превышают 5—10 %. Сложность анализа данных в области ИКТ заключается в отсутствии полной и достоверной информации о степени использования и владения людьми такими технологиями, к тому же присутствует большой дисбаланс в региональном аспекте.

Недавно в официальной статистике (Росстат) появился раздел «Основные показатели использования ИКТ в организациях», который дает некоторое представление о степени использования ИКТ на российских предприятиях (табл. 1).

Даже если анализировать эту информацию, очевидно, что статистика не радует нас. Только 60 % отечественных предприятий имеют локальную вычислительную сеть, а это означает, что все компьютеры на предприятии работают независимо друг от друга, т. е. не используется корпоративная информационная система. Меньше четверти (24 %) российских предприятий имеют корпоративные сайты! Причин для такого положения дел достаточно много, в том числе и отсутствие должного образования работников в области ИКТ.

Причем отечественные работодатели практически не вкладываются в образование своих работников в такой достаточно сложной, а самое главное очень быстро развивающейся области, как ИКТ. Это наглядно демонстрируют данные, приведенные в табл. 2.

Из анализа данных табл. 2 видно, что затраты на обучение персонала в среднем меньше одного процента от общих затрат организаций на информационные и коммуникационные технологии. Причина заключается в том, что «обученный» персонал становится более конкурентоспособным на рынке труда и потенциально может претендовать на повышение заработной платы. А это явно не устраивает работодателей, которые стремятся всячески снижать свои издержки для получения более высоких доходов. В результате получается парадоксальная ситуация, когда дорогостоящее оборудование или рабочее место в ЕЯР-системе просто не задействовано по причине того, что на нем некому работать, персонал не обучен. При этом на консалтинг тратится почти 20 % (а при реализации сложных ИТ-проектов — до 50 %) ИТ-бюджета любой компании. Получается, что работодателю консультироваться за деньги выгоднее, чем «вырастить» своего специалиста.

Очевидно, что при использовании любых современных технологий развитие человеческого капитала должно идти опережающими темпами. Иначе российская экономика попадет в ловушку

Таблица 1

Основные показатели использования ИКТ в организациях

Показатель Год

2003 2005 2007 2008 2009

Число обследованных организаций, всего 121 393 150 934 170 035 169 880 174 137

Из них:

использовали персональные компьютеры 102 737 137 436 158 706 159 158 163 237

ЭВМ других типов 10 134 13 990 22 182 24 660 27 929

локальные вычислительные сети 55 624 79 054 95 882 100 668 105 268

электронную почту 58 988 84 538 117 549 126 309 136 677

глобальные информационные сети 60 874 81 910 116 790 126 979 138 057

Из них:

Интернет 52 728 80 444 115 257 125 165 136 287

в том числе широкополосный доступ — — 52 668 66 600 82 392

Интранет — — 15 870 18 415 20 628

Экстранет — — 5 316 6 383 7 830

наличие веб-сайта в сети Интернет 16 366 22 348 33 626 38 812 41 951

Источник: Росстат. Россия в цифрах. 2011. 20.1. Основные показатели использования информационных и коммуникационных технологий. URL: http://www. gks. m/bgd/regl/b11_11/IssWWW. exe/Stg/d2/20-01.htm.

Таблица 2

Распределение затрат организаций на информационные и коммуникационные технологии по видам экономической деятельности, % к итогу

Показатель 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009

Затраты организаций на информационные и коммуникационные технологии, всего 100 100 100 100 100 100 100

В том числе:

на приобретение вычислительной техники 52,3 45,4 37,3 33,7 31,2 27,5 20,3

на приобретение программных средств 7,7 9,8 11,0 11,3 14,7 15,9 16,4

на оплату услуг связи 20,9 23,9 25,9 31,4 29,4 31,4 33,8

из них оплата доступа к сети Интернет — — — 5,7 6,0 6,6 7,9

на обучение сотрудников, связанное с развитием и использованием информационных и коммуникационных технологий 0,7 0,8 1,6 0,8 0,7 0,8 1,2

на оплату услуг сторонних организаций и специалистов по информационным и коммуникационным технологиям (кроме услуг связи и обучения) 11,3 11,6 14,7 15,2 16,5 17,5 19,0

прочие затраты 7,1 8,5 9,5 7,6 7,5 6,9 9,2

Источник: Росстат. Россия в цифрах. 2011. 20.5. Затраты организаций на информационные и коммуникационные технологии по видам экономической деятельности. URL: http://www. gks. ru/bgd/regl/b11_11/IssWWW. exe/Stg/d2/20-05.htm.

«общества потребления» [9]. Рост общественной производительности труда должен опережать рост доходов корпораций и частных лиц. Иначе невозможно достичь стабильной валюты. Рост конечного потребления не должен опережать рост доходов частных лиц. Иначе не будет расти национальная финансовая система, и на реализацию инноваций не будет хватать средств.

Само формирование и развитие экономики знаний или инновационной экономики в значительной степени определяется уровнем развития и распространения новых ИКТ. Исходя из нового подхо- / да построения информационного общества и экономики знаний становится очевидно, что основная стратегия развития российского государства должна строиться от главной задачи — роста человеческого капитала (рис. 2) [12].

Современный человеческий капитал, с одной стороны, формируется за счет

Инфраструктура зависит от воли государства к созданию возможности эффективного объединения природных и человеческих ресурсов с целью увеличения общественной производительности труда

Промышленный сектор зависит от конечного потребления (за вычетом импорта), от экспорта, от наличия ресурсов, человеческого капитала и инфраструктуры

Конечное потребление зависит от доходов частных лиц, от степени расслоённости общества, от потребительской культуры, от размера человеческого капиталя

Доходы частных лиц зависят от общественной производительности труда: от того, насколько малочисленны и эффективны организации и структуры, не производящие знаний, товаров и услуг; от того, насколько эффективны образование, наука и бизнес; от того, какова персональная эффективность

информации (информационных ресурсов) в виде знаний и сведений, а также информационных и коммуникационных технологий, а с другой — ИКТ обеспечивают эффективную реализацию человеческого капитала как фактора развития общества. Информационные потоки пронизывают все сферы жизни человечества и играют все нарастающую роль в условиях глобализации мирового сообщества. Информация и информационные потоки питают все основные источники накопления человеческого капитала (рис. 3) [6].

Образование и наука, как основные составляющие накопленного человеческого капитала, непосредственно связаны с информацией. В данном случае отобранная и профессиональная информация — это и есть знания и сведения, накопленные человечеством и используемые в процессах образования и научных исследований. Кроме того, сущест-

Общественная производительность труда зависит от того, как государство организует рост и использование человеческого капитала: от применения показателей эффективности, основанных на натуральных показателях; от уровня промышленного применения научных знаний; от уровня общественных издержек; от фондоемкости на одного человеке Человеческий капитал зависит от численности, от длительности трудоспособного возраста, от уровня безработицы, от уровня трудоспособности (здоровья), от уровня образованности и образовательной мобильности, от квалификационной и географической мобильности, в квадратичной степени от уровня вовлеченности в широкополосную интернет-сеть, в кубической степени от уровня применения специализированных профессиональных программ

Рис. 2. Взаимосвязь человеческого капитала и других элементов экономической

системы

человеческий капитал

Безопасность

Наука

Институциона

льное обслуживание

Образование

Экономическая свобода

Л

> 1

информация

Л

> 1

Здравоохранение

Предпринимате -льство

Воспитание

->

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Культура и искусство

Знания

Рис. 3. Информация — основной источник формирования капитала

венную роль в образовании и научном процессе играют информационные системы, способствующие эффективному использованию накопленных знаний. В сущности, в современном мире трудно определить, что первично: сама накопленная ценная информация или системы и технологии ее доставки потребителю, технологии ее обработки и хранения.

Информационные (компьютерные) технологии и глобальные системы связи (Интернет) в корне изменили научный и образовательный процессы. Сейчас компьютер стал частью «интеллекта» человека, его памятью, системой поиска и потребления информации, инструментом изготовления интеллектуальной продукции, ее хранения, инструментом электронной связи. Современные экспертные информационные системы и системы искусственного интеллекта сегодня сами способны создавать интеллектуальную продукцию. Подобная информация, методы ее использования, собственные наработки являются интеллектуальным капиталом индивида и входят в состав его личного человеческого капитала. Уровень владения, а иногда и возможность доступа к необходимому информационному ресурсу создает проблему информационного неравенства в обществе.

Очевидно, что в современном социуме навыки пользования ИКТ и компьютером (без которого невозможно использовать большинство ИКТ) становятся необходимыми во многих областях повседневной жизни. При этом возможность иметь компьютер под рукой есть далеко не у всех, а многие не умеют им пользоваться, и в результате возникает ситуация «цифрового (информационного)

неравенства» — неравного доступа граждан к новым информационно-коммуникационным технологиям.

Например, оплата многих жилищно-коммунальных услуг старым способом (через окно приема платежей) в банке облагается комиссионным сбором, а при оплате через «терминал» (аппарат в банке по приему платежей) комиссионный сбор не берется. В этом случае граждане, которые в силу различных обстоятельств не могут воспользо-человеческого ваться терминалом, оказываются в экономическом «проигрыше».

Проблема неравенства в доступе к ИКТ существует достаточно давно. Бедные и необразованные не имели возможности читать газеты, когда они только появились. Телефон, радио, телевизор первоначально приходили в дома аристократов и богатых предпринимателей, входивших в элиту общества. Доступ к средствам коммуникации и информации всегда выступал индикатором социального и экономического неравенства [2].

Практика показывает, что условия, необходимые рядовому пользователю для получения услуг или содержательных продуктов Интернета, сегодня и есть показатели социальной справедливости. Наличие компьютеров и качественных телефонных кабелей, возможности подключения к ним из офисов и жилых квартир, использование разными секторами экономики и сферой интерактивной коммуникации, доступность знаний и услуг в цифровой форме — все это сейчас является показателями состояния экономики и технического прогресса современного общества. Именно поэтому объем информации и услуг, предлагаемых глобальной сетью Интернет, наряду с уровнем доступа к ней становятся фокусом, который сводит воедино важнейшие параметры общественного прогресса и концентрированно отражает не только современное состояние экономики, но и уровень демократии в обществе.

В число основных задач при переходе к информационному обществу входит и обязательное умение пользоваться новыми технологиями. Доступ к газетам, умение их читать и понимать стали в середине XIX в. своеобразными показателями грамотности формировавшегося индустриального общества. Приходящее ему на смену

общество — постиндустриальное, информационное, цифровое, электронное — определение здесь не имеет принципиального значения — требует от высокопрофессионального специалиста и активного гражданина достаточного уровня медиаобразова-ния, основанного на интернет- и компьютерной грамотности [10].

Сегодня доступ к ИКТ — проблема комплексная и многоуровневая, решить которую невозможно только научив людей пользоваться компьютером или подключив всех к Интернету. Сами уровни доступа многочисленны и многоступенчаты, его возможные аспекты разнообразны, однако важнейшими представляются следующие:

• физический доступ пользователей, рядовых людей к ИКТ, к самым последним по мере развития технологическим устройствам — технологический аспект. Речь идет о том, чтобы все наиболее продвинутые компьютеры, мобильные телефоны были доступны широким слоям потребителей;

• гарантированный уровень достатка, позволяющий пользователям приобретать необходимые для этого технологические устройства, оплачивать подключение к информационно-коммуникационным сетям и работу в сетях, получение услуг и содержательных продуктов — финансовый аспект;

• для тех слоев населения, которые не могут оплачивать доступ на индивидуальном уровне, необходим общественный доступ — социальный аспект;

• для широких слоев пользователей, желающих использовать новые технологии, необходим минимальный уровень навыков, следовательно, появляется еще один аспект проблемы доступа — образовательный;

• для операторов сетей, провайдеров услуг и содержания обязателен принцип честной конкуренции, гарантирующий благоприятные экономические условия на рынке;

• для производителей содержания — авторов, журналистов — принцип свободы слова и выражения мнений, который гарантирует доступ производителей содержания к Интернету, инфраструктуре.

Указанные аспекты доступа к ИКТ характеризуют ситуацию прежде всего на национальном уровне, хотя всем уже очевидно, что Интернет часто стирает понятие «национального».

С другой стороны, современная инновационная экономика требует обязательного создания эффективных информационных систем и технологий и широкое использование их на практике во всех сферах жизнедеятельности. Это требует определенного изменения в качестве труда человека, так как необходимо знать и уметь применять ИКТ в повседневной деятельности. На первый план выходят такие характеристики, как креативность, способность к инновациям, высокая степень адаптации к изменяющимся производственным технологиям, умение быстро принимать решения и т. п. Это приводит к отказу от категории наемного рабочего как носителя человеческого капитала, поскольку в нем заложена пассивность и отсутствие инновационности и креативности. На смену ей приходит осознание того, что индивид есть не товар, а фактор экономического пространства [6]. Это позволяет нам говорить о человеческом капитале как совокупности навыков, умений и знаний, а также установок, интериоризируемых индивидом и выступающих для него в качестве основы реализации его жизненного сценария.

Изменяющееся социальное пространство приводит к тому, что ИКТ встраиваются в жизненное пространство индивида, одновременно являясь как механизмом, посредством которого индивид может улучшать человеческий капитал (та же система дистанционного образования), так и частью человеческого капитала. Дальнейшее развитие общества знания предполагает возрастающие темпы обмена и производства информации. В этом контексте та степень, в которой индивид обладает доступом к ИКТ и в состоянии работать с ними, определяет его способность проявлять и реализовывать свои навыки и умения в системе экономических отношений.

Таким образом, дальнейшее развитие современного социума, сопровождающееся ростом и усложнением ИКТ, приводит нас к констатации того факта, что изменяется сама природа человеческого капитала. Становясь основой реализации жизненного сценария индивида, человеческий капитал приобретает новые черты. Являясь одновременно механизмом, используя который индивид развивает собственный человеческий капитал на протяжении жизни (система дистанционного образования или система long-life education), ИКТ в то же время встраиваются в структуры человеческого капитала. Речь идет о том, что степень владения

ИКТ обеспечивает успешность реализации жизненного сценария индивида в условиях общества знания или постиндустриального общества, становясь наряду с уровнем образования одним из наиболее значимых факторов, определяющих качество человеческого капитала.

В заключение следует отметить, что ИКТ — это прежде всего знания, которые формируют уровень человеческого капитала страны и, соответственно, уровень ее развития и качества жизни населения. Сегодня ИКТ определяют уровень и развитие всех прочих технологий, в том числе производственных, а также эффективность менеджмента и маркетинга предприятий страны. Доступность и качество информации определяют уровень развития гражданского общества и демократии в стране, отсутствие информационного неравенства и в конечном счете уровень и качество национального человеческого капитала, его эффективность и конкурентоспособность.

Если человеческий капитал не дотягивает до уровня и качества конкурентов, то в силу объективных причин приходится оставаться сырьевым придатком других стран мира. Самые новейшие технологии и оборудование можно купить. Но невозможно «купить» культуру и качество труда, эффективную фундаментальную и прикладную науки, венчурный бизнес, предпринимательские способности, этику и традиции, законопослушность граждан, их оптимизм и здоровье.

Очевидно, что без решения проблемы кардинального роста уровня и качества российского человеческого капитала на основе применения ИКТ невозможно решить главные проблемы страны — проблемы эффективного институционального преобразования и диверсификации экономики, развитие экономики знаний и построение информационного общества, в основе которого лежит применение новейших информационных и коммуникационных технологий. Эти технологии способны качественно изменить само общество и те социальные процессы, которые в нем происходят.

Список литературы

1. Барышева А. В. Экономика знаний: новая парадигма научного познания. URL: http://spkurdyumov. narod. ru/barisheva2.htm.

2. ВартановаЕ. Л. Новые проблемы и новые приоритеты цифровой эпохи // Информационное общество. 2001. Вып. 3. С. 50—56.

3. Глобалистика. Международный междисциплинарный энциклопедический словарь / 1л. ред.: И. И. Мазур, А. Н. Чумаков; Центр научных и прикладных программ «ДИАЛОГ». М. — СПб — Нью-Йорк: «ЕЛИМА», «Питер». 2006.

4. Ершова Т. В. Человеческий капитал для информационного общества. URL: http://www. akdi. ru/avt-upr/ INF_TEH/14.htm.

5. Колин К. К. Становление информационного общества как фактор развития человеческого потенциала и повышения эффективности его использования. URL: http://emag. iis. ru/arc/infosoc/emag. nsf/BPA/ 63191f1cf817e9d1c325757600415511.

6. Корчагин Ю. А. Взаимосвязь информации и человеческого капитала. URL: http://www. lerc. ru/informat-ics/0001/0006/.

7. Корчагин Ю.А. Широкое понятие человеческого капитала. URL: http://www. lerc. ru/ ?part=articles&art=3&page=22.

8. Нестеров Л., Аширова Г. Национальное богатство и человеческий капитал // Вопросы экономики. 2003. № 2.

9. Овсянников А. А. Общества потребления: системность и тотальность кризиса // Народонаселение. М.: ИСЭПН, 2011. № 2 (52).

10. ПавликоваМ. М. Сколько лет «новой журналистике»? // Вестник Московского университета. Серия «Журналистика». 2000. № 5.

11. Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации: утверждена Президентом РФ от 07.02.2008 № Пр-212. URL: http://www. admhmao. ru/Discuss/ them32.htm.

12. Шафрай Ф. А. Риски модернизации в России. URL: http://www. nanonewsnet. ru/articles/2010/riski-modernizatsii-v-rossii.

13. Экономика знаний: уроки для России / доклад академика РАН В. Л. Макарова; в подготовке доклада принимали участие А. Е. Варшавский, А. Н. Козырев, Л. Э. Миндели, С. Б. Перминов, А. И. Терехов. // Вестник Российской академии наук (РАН). 2003. Т. 73. № 5. С. 450.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.