Научная статья на тему 'РЕАЛИЗАЦИЯ ПОЛОЖЕНИЙ КОНВЕНЦИИ ООН О ПРАВАХ ИНВАЛИДОВ В СИСТЕМЕ МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

РЕАЛИЗАЦИЯ ПОЛОЖЕНИЙ КОНВЕНЦИИ ООН О ПРАВАХ ИНВАЛИДОВ В СИСТЕМЕ МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
322
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВА ИНВАЛИДОВ / КОНВЕНЦИЯ / ДОСТУПНАЯ СРЕДА / ЯЗЫК ЖЕСТОВ / RIGHTS OF PERSONS WITH DISABILITIES / CONVENTION / ACCESSIBLE ENVIRONMENT / SIGN LANGUAGE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Михайленко Наталья Васильевна, Константинов Алексей Владимирович, Олимпиев Анатолий Юрьевич

Рассматривается Конвенция о правах инвалидов и реализация ее положений в системе МВД России. Проведен анализ действующей государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2025 годы». Исследуются стратегии дальнейшей реализации в Российской Федерации положений Конвенции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPLEMENTATION OF THE PROVISIONS OF THE UN CONVENTION ON THE RIGHTS OF PERSONS WITH DISABILITIES IN THE SYSTEM OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF THE RUSSIAN FEDERATION

The Convention on the Rights of Persons with Disabilities and the implementation of its provisions in the system of the Ministry of Internal Affairs of Russia are being considered. An analysis of the current state program of the Russian Federation «Accessible Environment» for 2011-2025 was carried out. Strategies for the further implementation of the provisions of the Convention in the Russian Federation are being explored.

Текст научной работы на тему «РЕАЛИЗАЦИЯ ПОЛОЖЕНИЙ КОНВЕНЦИИ ООН О ПРАВАХ ИНВАЛИДОВ В СИСТЕМЕ МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

УДК 342.7 DOI 10.24411/2073-0454-2020-10290

ББК 67.401.011 © Н.В. Михайленко, А.В. Константинов, А.Ю. Олимпиев, 2020

Научная специальность 12.00.14 — административное право, административный процесс

РЕАЛИЗАЦИЯ ПОЛОЖЕНИЙ КОНВЕНЦИИ ООН О ПРАВАХ ИНВАЛИДОВ В СИСТЕМЕ МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Наталья Васильевна Михайленко, доцент кафедры административной деятельности ОВД, кандидат юридических наук Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117997, г. Москва, ул. Академика Волгина, д. 12) E-mail: natamvz@gmail.com

Алексей Владимирович Константинов, доцент кафедры административной деятельности ОВД, кандидат юридических наук

Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117997, г. Москва, ул. Академика Волгина, д. 12) E-mail: alexk_pochta@mail.ru

Анатолий Юрьевич Олимпиев, профессор кафедры частного права, доктор исторических наук, кандидат юридических наук

Государственный университет управления (109542, Москва, Рязанский проспект, д. 99) E-mail: a.olimpiev@yandex.ru

Аннотация. Рассматривается Конвенция о правах инвалидов и реализация ее положений в системе МВД России. Проведен анализ действующей государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2025 годы». Исследуются стратегии дальнейшей реализации в Российской Федерации положений Конвенции. Ключевые слова: права инвалидов, Конвенция, доступная среда, язык жестов.

IMPLEMENTATION OF THE PROVISIONS OF THE UN CONVENTION ON THE RIGHTS OF PERSONS WITH DISABILITIES IN THE SYSTEM OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF THE RUSSIAN FEDERATION

Natalya V. Mikhaylenko, Associate Professor of the Department of Administrative Activities of the internal affairs bodies, Candidate of Legal Sciences

Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot' (117997, Moscow, ul. Akademika Volgina, d. 12) E-mail: natamvz@gmail.com

Aleksey V. Konstantinov, Associate Professor of the Department of Administrative Activities of the internal affairs bodies, Candidate of Legal Sciences

Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot' (117997, Moscow, ul. Akademika Volgina, d. 12) E-mail: alexk_pochta@mail.ru

Anatoly Yu. Olimpiev, Professor of Department of Private Law, Doctor of Historical Sciences, Candidate of Legal Sciences State University of Management (109542, Moscow, Ryazansky Prospect, d. 99) E-mail: a.olimpiev@yandex.ru

Abstract. The Convention on the Rights of Persons with Disabilities and the implementation of its provisions in the system of the Ministry of Internal Affairs of Russia are being considered. An analysis of the current state program of the Russian Federation «Accessible Environment» for 2011-2025 was carried out. Strategies for the further implementation of the provisions of the Convention in the Russian Federation are being explored.

Keywords: rights of persons with disabilities, Convention, accessible environment, sign language.

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Для цитирования: Михайленко Н.В., Константинов А.В., Олимпиев А.Ю. Реализация положений Конвенции ООН о правах инвалидов в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации. Вестник Московского университета МВД России. 2020;(5): 198—201.

Российской Федерацией в 2008 г. подписана, а затем Федеральным законом от 3 мая 2012 г. № 46-ФЗ ратифицирована Конвенция о правах инвалидов (далее — Конвенция), которая вступила в силу для Российской Федерации 25 октября 2012 г. Решение о присоединении к Конвенции в полном объеме соот-

ветствует содержащемуся в ст. 7 Конституции РФ положению о том, что в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка инвалидов (наряду с другими категориями лиц), развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии соци-

альной защиты. Поскольку Конвенция имеет статус международного договора, то ее положения применяются в обязательном порядке, в том числе в тех случаях, когда они не совпадают с нормами внутреннего законодательства (ч. 4 ст. 15 Конституции РФ).

Проведенный анализ законодательных и нормативных правовых актов свидетельствует о том, что в законодательных актах и документах, принятых как до, так и после ратификации Конвенции, не содержится применительно к инвалидам ограничение или умаление каких бы то ни было прав и основных свобод человека. В законодательных документах Российской Федерации отсутствуют правовые основания, предполагающие конфликт норм национального законодательства с положениями Конвенции.

В Конвенции признается, что человек является инвалидом не только в силу имеющихся у него ограничений, но и по причине тех барьеров, которые существуют в обществе.

В Российской Федерации положения Конвенции ООН реализуются в рамках действующего Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»1. Данный закон определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией РФ, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами РФ.

В соответствии со ст. 1 указанного закона инвалид — лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты. При этом под ограничением жизнедеятельности понимается полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью.

В зависимости от степени расстройства функций организма лицам, признанным инвалидами, устанавливается группа инвалидности, а лицам в возрасте до 18 лет устанавливается категория «ребенок-инвалид».

В рамках реализации положений Конвенции ООН и Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», а также с целью создания правовых, экономических и институциональных условий, способствующих интеграции инвалидов в общество и повышению уровня их жизни действует государственная программа Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2025 годы»2.

В системе МВД России, в соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», федеральными государственными стандартами, сводами правил, строительными нормами и другими требованиями по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к объектам и услугам, действует Приказ МВД России от 30 июля 2015 г. № 809 «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности объектов системы МВД России и предоставляемых услуг для инвалидов, а также оказания им при этом необходимой помощи»3. Согласно указанному приказу осуществляется следующий перечень мероприятий по обеспечению условий доступности объектов системы МВД России и предоставляемых услуг для инвалидов, а также оказания им при этом необходимой помощи:

♦ проектирование, строительство и приемка вновь вводимых в эксплуатацию, прошедших капитальный ремонт и реконструкцию объектов с 1 июля 2016 г. в части определения работ, необходимых для преодоления барьеров, препятствующих пользованию объектами и предоставляемыми услугами; приспособления входных групп, лестниц, пандусных съездов, путей движения внутри зданий, зон предоставления услуг и санитарно-гигиенических помещений; оборудования лифтами и подъемными устройствами с системой голосового оповещения и пространственно-рельефными указателями и др.;

♦ обеспечение условий для беспрепятственного доступа к объектам и предоставляемым в них услугам;

1 Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» // СЗ РФ. 1995. № 48. Ст. 4563.

2 Постановление Правительства РФ от 1 декабря 2015 г. № 1297 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2020 годы» // СЗ РФ. 2015. № 49. Ст. 6987.

3 Приказ МВД России от 30 июля 2015 г. № 809 «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности объектов системы МВД России и предоставляемых услуг для инвалидов, а также оказания им при этом необходимой помощи» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2015. № 45.

возможности самостоятельного или с помощью специалистов, предоставляющих услуги, передвижения по территории, на которой расположены объекты, входа в такие объекты и выхода из них; возможности посадки в транспортное средство и высадки из него перед входом на объекты, в том числе с использованием кресла-коляски и при необходимости с помощью специалистов, предоставляющих услуги; сопровождения инвалидов, имеющих стойкие расстройства функции зрения и самостоятельного передвижения, и оказания им помощи на объектах; надлежащего размещения оборудования и носителей информации, необходимых для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам и услугам с учетом ограничений их жизнедеятельности и др.;

♦ адаптация сайтов — структурных компонентов аппаратно-программного комплекса «Официальный интернет-сайт МВД России» в информационно-телекоммуникационной сети Интернет с учетом потребностей инвалидов по зрению;

♦ организация инструктирования лиц, работающих с инвалидами, по вопросам, связанным с обеспечением доступности для них объектов и предоставляемых услуг;

♦ организация обучения сотрудников органов внутренних дел РФ, замещающих отдельные должности в органах внутренних дел РФ, навыкам русского жестового языка.

Проектирование, строительство и приемка вновь вводимых в эксплуатацию, прошедших капитальный ремонт и реконструкцию объектов, производятся с соблюдением условий их доступности, установленных ст. 15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», а также положений п. 41 перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона от 30 декабря 2009 г. № 384-Ф3 «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений»4, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2014 г. № 15215.

В целях поэтапного обеспечения для инвалидов условий доступности объектов и услуг, определенных ст. 15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», иными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, ме-

роприятия по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг в установленных сферах деятельности полиции установлен порядок их разработки постановлением Правительства РФ от 17 июня 2015 г. № 599 «О порядке и сроках разработки федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления мероприятий по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг в установленных сферах деятельности»6.

Другим аспектом, на который стоит обратить внимание, выступает то, что в соответствии с ч. 3.1 ст. 12 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. № 342-Ф3 «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»7 осуществляется подготовка сотрудников органов внутренних дел навыкам русского жестового языка. Объем владения навыками русского жестового языка определен Приказом МВД России и Министерства образования и науки РФ от 15 июня 2015 г. № 681/587 «Об объеме владения навыками русского жестового языка сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации, замещающими отдельные должности в органах внутренних дел Российской Федерации»8.

Для обеспечения того, чтобы инвалиды могли пользоваться правом на свободу выражения мнения и убеждений, включая свободу искать, получать и рас-

4 Федеральный закон от 30 декабря 2009 г. № 384-Ф3 «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» // СЗ РФ. 2010. № 1. Ст. 5.

5 Постановление Правительства РФ от 26 декабря 2014 г. № 1521 «Об утверждении перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» // СЗ РФ. 2015. № 2. Ст. 465.

6 Постановление Правительства РФ от 17 июня 2015 г. № 599 «О порядке и сроках разработки федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления мероприятий по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг в установленных сферах деятельности» // СЗ РФ. 2015. № 26. Ст. 3894.

7 Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. № 342-Ф3 «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // СЗ РФ. 2011. № 49 (ч. 1). Ст. 7020.

8 Приказ МВД России и Министерства образования и науки РФ от 15 июня 2015 г. № 681/587 «Об объеме владения навыками русского жестового языка сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации, замещающими отдельные должности в органах внутренних дел Российской Федерации» // URL://-www.pravo.gov.ru

пространять информацию и идеи наравне с другими, пользуясь по своему выбору всеми формами общения в рамках реализации ст. 25 ФЗ от 1 декабря 2014 г. № 419-ФЗ, приказом МВД России от 12 мая 2015 г. № 544 был утвержден Порядок определения должностей в органах внутренних дел Российской Федерации, исполнение обязанностей по которым требует владения сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации навыками русского жестового языка9.

Должности, требующие владения навыками русского жестового языка, вводятся в следующих подразделениях территориальных органов МВД России:

♦ дежурных частях;

♦ участковых уполномоченных полиции;

♦ патрульно-постовой службы;

♦ по обеспечению безопасности дорожного движения;

♦ уголовного розыска;

♦ по вопросам миграции.

Важность дальнейшей реализации положений законодательства о правах инвалидов в Российской Федерации и, в частности, обеспечение их прав в рамках системы МВД России является очевидным фактом. Тем более ст. 27 федерального закона от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции»10 установлены основные обязанности сотрудника полиции, в том числе, поддерживать уровень квалификации, необходимый для надлежащего выполнения служебных обязанностей в работе, в том числе и с инвалидами.

В Российской Федерации каждый инвалид имеет право на равную с другими лицами правовую защиту. В соответствии с нормами ч. 1 и 2 ст. 19 Конституции все равны перед законом и судом, что в полном объеме распространено на инвалидов.

Законодательством Российской Федерации не допускается дискриминация подозреваемых и обвиняемых по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также по иным обстоятельствам.

Литература

1. Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 20 декабря 1993 г. № 48/96 «Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов».

2. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.).

3. Федеральный закон от 10 июня 2008 г. № 76-ФЗ «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания» // СЗ РФ. 2008. № 24. Ст. 2789.

4. Федеральный закон от 9 февраля 2009 г. № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» // СЗ РФ. 2009. № 7. Ст. 776.

5. Федеральный закон от 3 мая 2012 г. № 46-ФЗ «О ратификации Конвенции о правах инвалидов» // СЗ РФ. 2012. № 19. Ст. 2280.

6. Постановление Правительства РФ от 11 июня 2015 г. № 585 «О порядке подготовки доклада о мерах, принимаемых для выполнения обязательств Российской Федерации по Конвенции о правах инвалидов» // СЗ РФ. 2015. № 25. Ст. 3666.

References

1. Rezolyutsiya General'noy Assamblei OON ot 20 dekabrya 1993 g. № 48/96 «Standartnyye pravila obespecheniya ravnykh vozmozhnostey dlya invalidov».

2. Konstitutsiya Rossiyskoy Federatsii (prinyata na vsenarodnom golosovanii 12 dekabrya 1993 g.).

3. Federal'nyy zakon ot 10 iyunya 2008 g. № 76-FZ «Ob obshchestvennom kontrole za obespecheniyem prav cheloveka v mestakh prinuditel'nogo soderzhaniya i o sodeystvii litsam, nakhodyashchimsya v mestakh prinuditel'nogo soderzhaniya» // SZ RF. 2008. № 24. St. 2789.

4. Federal'nyy zakon ot 9 fevralya 2009 g. № 8-FZ «Ob obespechenii dostupa k informatsii o deyatel'nosti gosudarstvennykh organov i organov mestnogo samo-upravleniya» // SZ RF. 2009. № 7. St. 776.

5. Federal'nyy zakon ot 3 maya 2012 g. № 46-FZ «O ratifikatsii Konventsii o pravakh invalidov» // SZ RF. 2012. № 19. St. 2280.

6. Postanovleniye Pravitel'stva RF ot 11 iyunya 2015 g. № 585 «O poryadke podgotovki doklada o me-rakh, prinimayemykh dlya vypolneniya obyazatel'stv Rossiyskoy Federatsii po Konventsii o pravakh invalidov» // SZ RF. 2015. № 25. St. 3666.

9 Приказ МВД России от 12 мая 2015 г. № 544 «Об утверждении Порядка определения должностей в органах внутренних дел Российской Федерации, исполнение обязанностей по которым требует владения сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации навыками русского жестового языка» // URL://www.pravo.gov.ru

10 Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» // СЗ РФ. 2011. № 7. Ст. 900.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.