Научная статья на тему 'ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ УЧЕТНОРЕГИСТРАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ'

ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ УЧЕТНОРЕГИСТРАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
299
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧЕТ / РЕГИСТРАЦИЯ / УЧЕТНО-РЕГИСТРАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ДИСЦИПЛИНА / ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / ACCOUNTING / REGISTRATION / ACCOUNTING AND REGISTRATION ACTIVITIES / DISCIPLINE / INTERNAL AFFAIRS BODIES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Константинов Алексей Владимирович

Рассматриваются теоретические и правовые вопросы осуществляемой органами внутренних дел деятельности, связанной с процедурами учета и регистрации. Выделяются основные признаки учетно-регистрационной деятельности органов внутренних дел и дается авторское определение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Константинов Алексей Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL AND LEGAL ASPECTS OF THE REGISTRATION ACTIVITIES OF INTERNAL AFFAIRS BODIES

Discussed the theoretical and legal issues of the activities carried out by the internal affairs bodies related to accounting and registration procedures. Also, the author identifies the main signs of the registration and registration activities of the internal affairs bodies and gives an author’s definition.

Текст научной работы на тему «ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ УЧЕТНОРЕГИСТРАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ»

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 342.951 DOI 10.24411/2073-0454-2020-10225

ББК 67.401 © А.В. Константинов, 2020

Научная специальность 12.00.14 — административное право; административный процесс

ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ УЧЕТНО-РЕГИСТРАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

Алексей Владимирович Константинов, вр.и.о заместителя начальника кафедры административной деятельности ОВД Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117997, г. Москва, ул. Академика Волгина, д.12) E-mail: alexk_pochta@mail.ru

Аннотация. Рассматриваются теоретические и правовые вопросы осуществляемой органами внутренних дел деятельности, связанной с процедурами учета и регистрации. Выделяются основные признаки учетно-регистрационной деятельности органов внутренних дел и дается авторское определение.

Ключевые слова: учет, регистрация, учетно-регистрационная деятельность, дисциплина, органы внутренних дел.

THEORETICAL AND LEGAL ASPECTS OF THE REGISTRATION ACTIVITIES

OF INTERNAL AFFAIRS BODIES

Aleksey V. Konstantinov, Acting Deputy Head of the Department of Administrative activities of internal affairs bodies Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after VYa. Kikot' (117997, Moscow, ul. Akademika Volgina, d. 12)

E-mail: alexk_pochta@mail.ru

Abstract. Discussed the theoretical and legal issues of the activities carried out by the internal affairs bodies related to accounting and registration procedures. Also, the author identifies the main signs of the registration and registration activities of the internal affairs bodies and gives an author's definition.

Keywords: accounting, registration, accounting and registration activities, discipline, internal affairs bodies.

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Для цитирования: Константинов А.В. Теоретико-правовые аспекты учетно-регистрационной деятельности органов внутренних дел. Вестник Московского университета МВД России. 2020(4):182-5.

Рассматривая теоретические аспекты понятия учетно-регистрационной деятельность органов внутренних дел исследуем существующие подходы к пониманию таких смежных понятий как «регистрация» и «учет», а также соотнесем их со спецификой деятельности органов внутренних дел. Анализ понятийного аппарата поможет сформулировать авторскую позицию к определению регистрационно-учетной деятельности органов внутренних дел.

Учетно-регистрационная деятельность в научной и юридической литературе рассматривается с разных позиций. Так, В.И. Новоселов указывает на материально-технических характер осуществления регистрации, а также подчеркивает, что в случае регистрации не происходят действия властного характера, имеющие своей целью создание, изменение или прекращение правовых отношений [9, с. 221]. При этом

В.И. Новоселов отделяет регистрацию от правовых актов одновременно отождествляя ее с государственно-властной деятельностью компетентных органов по установлению значимых юридических фактов [9, с. 36]. В таком случае, как утверждает В.А. Юсупов, регистрация выступает в качестве издаваемого компетентным органом государства акта, вследствие которого возникают или подтверждаются уже имеющиеся права и обязанности [14, с. 126].

Анализируя понятий аппарат исследуемой проблематики и рассматривая разнообразие трактовок, выделим важный момент, заключающийся в том, что понятие «регистрация» является фундаментальным и ключевым по отношению к учету, поэтому имеет смысл начать анализ именно понятия «регистрация».

Так, С.И. Ожегов в словаре русского языка определяет и дает толкование слова «регистрировать», со-

гласно которому регистрировать — это «записывать, отмечать с целью учета, придания законной силы, научного наблюдения» [11, с. 599].

В свою очередь М.Ю. Тихомиров в юридической энциклопедии под его редакцией подчеркивает, что регистрацией является письменная фиксация фактов или явлений для того, чтобы произвести учет либо придание совершившегося факту законности [15, с. 385]. По своей сути М.Ю. Тихомиров конкретизировал в рамках юридического понимания предмет регистрации, сохранив смысловое содержание рассматриваемого понятия в контексте данного С.И. Ожеговым определения деятельности.

Исходя из понимания данных определений, можно сделать вывод о том, что регистрация и учет взаимосвязанные действия, носящие материально-технический и процессуальный характер осуществляемых действий. На данную специфику указывает также А.В. Добров, который рассматривает регистрацию в качестве самостоятельного института, представляемого «материально-правовыми» [5, с. 48, 54] и «процессуально-правовыми нормами» [6, с. 7-8, 30], что подчеркивает разносторонний характер закрепления в нормах права процедуру регистрации.

Интересным представляется позиция Ю.А. Тихомиров в отношении государственной регистрации, в которой выделяется учетно-контрольная и легализующая функция, призванные обеспечить публичный интерес и охрану законности [12]. Рассматривая регистрацию с позиции правового режима в административном праве, регистрация выступает в качестве легализующего режима [10, с. 450].

Рассмотрение понятия регистрации как деятельности, процедуры и устанавливаемого государством правового режима подчеркивает универсальный характер применения в отдельных сферах деятельности государственного управления. В связи с чем ряд авторов рассматривают регистрацию в качестве «управленческой функции», так, к примеру, В.П. Беляев выделяет «регистрационно-удостоверительную функцию» [3, с. 14]. Также несомненно точно подчеркнул О.И. Бекетов, исследуя актуальные вопросы административного права, указывая на то, что А.П. Коренев и И.И. Веремеенко рассматривают регистрацию в качестве «одного из актуальных методов управления, возникшего взамен традиционных методов управления, основанных непосредственно на директивном управлении правоотношений» [2, с. 80, 82].

В юридической литературе часто понятие «регистрация» отождествляют с регистрационными действиями, что в общем является закономерным и логичным. В следствии чего П.И. Кононов и И.М. Ма-шаров определяют регистрационные действия в каче-

стве вида административно-правовых действий, под которыми следует понимать властно-волевые акты поведения административного органа, совершаемые в отношении конкретно-определенных физических лиц или юридических лиц, а также «направленные на разрешение конкретной жизненной ситуации, возникшей в ходе осуществления административной деятельности и влекущие для названных лиц определенные правовые последствия» [7].

Само понимание регистрации и регистрационных действий требует в рамках исследуемой тематики проанализировать производное более узкое понятие, в качестве которого выступает «государственная регистрация». Учетно-регистрационная деятельность осуществляемая органами внутренних дел выступает в качестве одного из видов государственной регистрационной деятельности, поэтому рассмотрим и выделим особенности государственной регистрации.

В законодательных источниках отсутствует закрепленная дефиниция понятия государственной регистрации, что вызывает ряд затруднений в определении ее и появлении обширного круга взглядов на определение государственной регистрации в научных и юридических источниках.

Ю.М. Козлов определяет государственную регистрацию в качестве акта органа юстиции, который официально подтверждает законность конкретных действий. В отличии от Ю.М. Козлова В.В. Михоль-ская указывает на то, что регистрация, осуществляемая государством, выступает в качестве системы элементов взаимосвязанных и взаимодействующих между собой, а также подтверждают факт признания конкретного права [8, с. 30-31].

Наряду с указанными определениями А.Б. Агапов подчеркивает процессуальный характер государственной регистрации и определяет ее как особенную процедуру, которая удостоверяет законность подаваемого заявителем ходатайство о предоставлении либо изменении статуса юридического лица, а также подаваемое заявителем ходатайство о предоставлении ему статуса индивидуального предпринимателя [1, с. 304].

Наиболее точное определение, характеризующее особенности государственной регистрации, дает Ю.А. Тихомиров. Он выделяет четыре основных признака:

• закрепление в законах требований и процедур;

• признание государством соответствия законам или не соответствие действий физического и юридического лица;

• обязательный характер проведения регистрации для определенных хозяйствующих субъектов или органов;

• имеет юридическую и информационную ценность [13, с. 391].

В дополнение к вышеизложенному можно добавить утверждение А.Е. Воробьева, который выделил некоторые особенности регистрационной деятельности. Так к особенностям регистрационной деятельности можно отнести следующие:

1) «осуществляется должностными лицами органов с функциями государственной власти;

2) носит персонифицированный характер;

3) направлена на установление определенных юридических последствий;

4) реализуется в законодательно установленных процессуальных формах и заканчивается принятием индивидуального решения» [4, с. 49].

На основе проанализированного научно-юридического материала представляется возможным выделить присущие регистрационной деятельности следующие черты и особенности:

• властный характер регистрационной деятельности;

• организационный характер регистрационной деятельности;

• одной из сторон правоотношений всегда выступает компетентный орган или должностное лицо, специально уполномоченное осуществлять регистрацию в конкретной области;

• процессуальный характер регистрационной деятельности;

• регистрация может выступать в качестве административной процедуры;

• регистрационная деятельность осуществляется в отношении объектов и явлений, физических и юридических лиц;

• легализующий характер регистрационной деятельности;

• регистрационная деятельность влечет наступление юридических последствий;

Подводя итог проведенному анализу, предполагается возможным сформулировать определение регистрационной деятельности, которая в последствии ляжет в основу понятия учетно-регистрационной деятельности органов внутренних дел.

Регистрационная деятельность — это властная, организующая деятельность компетентных органов и их должностных лиц по совершению административно-процессуальных действий в отношении объектов и явлений, физических и юридических лиц и влекущие наступления юридических последствий для данных лиц.

Органы внутренних дел, являясь уполномоченным компетентным государственным органом, осуществляет регистрационную деятельность как в качестве предоставления государственной услуги, так и в качестве обязанности. Так, например подразделения

полиции по вопросам миграции в рамках своей деятельности в основном осуществляют регистрацию в рамках предоставляемых государственных услуг. С другой стороны органы внутренних дел обязаны осуществлять прием, регистрацию, учет и рассмотрение поступающих заявлений и сообщений от граждан, хотя ранее существовал иной подход, который был закреплен в признанном утратившим силу приказе МВД России от 1 марта 2012 г. № 140 «Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации предоставления государственной услуги по приему, регистрации и разрешению в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации заявлений, сообщений и иной информации о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях»1 в связи с принятием инструкции о порядке приема, регистрации и разрешения заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях и о происшествиях, утвержденной приказом МВД России от 29 августа 2014 г. № 736.

Представляется возможным выделить основные отличительные черты и особенности регистрационной деятельности органов внутренних дел. Итак, данным отличительными чертами и особенностями регистрационной деятельности органов внутренних дел будут являться следующие:

• управленческий характер регистрационной деятельности органов внутренних дел;

• правоприменительный характер регистрационной деятельности органов внутренних дел;

• процедурный характер осуществления регистрационной деятельности органов внутренних дел;

• регистрационная деятельность органов внутренних дел может выступать в качестве государственной услуги и в качестве возложенной в соответствии с законодательством Российской Федерации обязанности;

• регистрационная деятельность органов внутренних дел осуществляется разного рода службами и подразделениями.

Таким образом регистрационной деятельностью органов внутренних дел будет являться властная, управленческая деятельность служб и подразделений органов внутренних дел и их должностных лиц

1 Приказ МВД России от 1 марта 2012 г. № 140 «Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации предоставления государственной услуги по приему, регистрации и разрешению в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации заявлений, сообщений и иной информации о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях». (УТРАТИЛ СИЛУ).

по выполнению предусмотренных законодательством административных процедур в отношении объектов и явлений, физических и юридических лиц, влекущие наступление юридических последствий.

Литература

1. Агапов А.Б. Федеральное административное право. М.: Юристь, 1997.

2. Бекетов О.И. Актуальные проблемы административного права России // Государство и право. 1999. № 5.

3. Беляев В.П. Контрольная форма юридической деятельности (общетеоретический аспект) / Под ред. д-ра юрид. наук, проф. А.В. Малько. СПб: Издательство Р. Асланова «Юридический центр Пресс», 2006.

4. Воробьев А.Е. К вопросу о понятии регистрационной деятельности // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского.

5. Добров А.Н. Материально-правовые нормы института регистрации // Вестник Евразийской академии административных наук. 2007. № 2 (2).

6. Добров А.Н. Институт регистрации в административном праве: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2005.

7. Кононов П.И., Машаров И.М. К вопросу о правовых формах административной деятельности // Журнал российского права. 2004. № 5.

8. Михольская В.В. Административно-правовые аспекты государственной регистрации недвижимости: Дис. ... канд. юрид. наук. М.: Московская государственная юридическая академия, 2001.

9. Новоселов В.И. Граждане как субъекты административного права. Саратов: Изд-во Сарат. университета, 1985.

10. Общее административное право: Учебник / Под ред. Ю.Н. Старилова. Воронеж: Изд-во Воронеж. гос. ун-та, 2007.

11. Ожегов С.И. Словарь русского языка / Под ред. Н.Ю. Шведовой. М.: Русский язык, 1981.

12. Тихомиров Ю.А. Государственная регистрация статусов юридических и физических лиц, их юридических действии и актов // Право и экономика. 2000. № 1.

13. Тихомиров Ю.А. Административное право и процесс: Полный курс. Второе издание, дополненное и переработанное. М: Изд. Тихомирова М.Ю., 2007.

14. Юсупов В.А. Теория административного права. М.: Юрид. лит., 1985.

15. Юридическая энциклопедия / Под ред. М.Ю. Тихомирова. М.: Тихомиров М.Ю., ЮрИнфоР Центр, 1999.

References

1. Agapov A.B. Federal Administrative Law. M.: Lawyer, 1997.

2. Beketov O.I. Actual problems of administrative law of Russia // State and Law. 1999. No. 5.

3. Belyaev V.P. The control form of legal activity (general theoretical aspect) / Ed. Dr. jur. sciences, prof. A.V. Malko. SPb .: Publishing house of R. Aslanov "Legal Center Press", 2006.

4. Vorobiev A.E. To the question of the concept of registration activity // Bulletin of the Nizhny Novgorod University. N.I. Lobachevsky.

5. Dobrov A.N. Material and legal norms of the registration institute // Bulletin of the Eurasian Academy of Administrative Sciences. 2007. No. 2 (2).

6. Dobrov A.N. Institute of Registration in Administrative Law: Dis. ... cand. legal sciences. M., 2005.

7. Kononov P.I., Masharov I.M. To the question of legal forms of administrative activity // Journal of Russian Law. 2004. No. 5.

8. Mikholskaya V.V. Administrative and legal aspects of state registration of real estate: Dis. ... cand. legal sciences. M.: Moscow State Law Academy, 2001.

9. Novoselov V.I. Citizens as subjects of administrative law. Saratov: Publishing house of Sarat. University, 1985.

10. General administrative law: Textbook / Ed. Yu.N. Starilova. Voronezh: Publishing house of Voronezh. state University, 2007.

11. Ozhegov S.I. Dictionary of the Russian language / Ed. N.Yu. Swede. M .: Russian language, 1981.

12. Tikhomirov Yu.A. State registration of the status of legal entities and individuals, their legal acts and acts // Law and Economics. 2000. No. 1.

13. Tikhomirov Yu.A. Administrative Law and Process: Full Course. Second edition, updated and revised. M: Publ. Tikhomirova M.Yu., 2007.

14. Yusupov V.A. Theory of Administrative Law. M .: Jurid. lit., 1985.

15. Legal Encyclopedia / Ed. M.Yu. Tikhomirova. M .: Tikhomirov M.Yu., YurInfoR Center, 1999.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.