РЕАЛИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ ...
Далее, обучение в экспериментальной группе шло по все той же одновременной системе, но с измененным, нетрадиционным подходом к формированию техники плавания способом дельфин. Контрольная группа обучалась по классической, последовательной схеме обучения технике спортивных способов плавания.
По итогам второго этапа педагогического эксперимента нами также были выявлены статистически более значимые приросты всех показателей техники плавания в экспериментальной группе. Таким образом, второй этап нашего исследования подтвердил и обосновал целесообразность использования одновременной системы обучения технике спортивных способов плавания.
Кроме того, нами было произведено контрольное тестирование показателей эффективности техники плавания способом «дельфин». Сравнивая показатели абсолютной скорости, длины шага и коэффициента эффективности техники плавания с аналогичными показателями, полученными на первом этапе педагогического эксперимента, мы обнаруживаем, что нетрадиционный подход к обучению технике плавания способом «дельфин» имеет некоторые преимущества перед стандартной схемой обучения. Так, у занимающихся в экспериментальной группе по окончанию эксперимента обнаружились значительно большие величины длины шага, коэффициента эффективности техники, значительно возросла абсолютная скорость плавания.
На основании сделанных выводов на втором этапе нашего исследования мы организовали педагогический эксперимент с целью определения целесообразности использования разработанной педагогической модели формирования профессиональных умений будущих специалистов физической культуры и спорта в процессе обучения дисциплине «плавание» в вузе.
При реализации разработанной нами педагогической модели, содержание учебного курса мы расчленили на отдельные компоненты (модули) в соответствии с педагогическими и профессиональными задачами. Каждый, представленный нами модуль рассматривает один или несколько базовых элементов спортивной техники плавания, определяющих освоение структуры движения того или иного способа плавания. Границы модуля определялись установленной при его разработке совокупностью плавательных знаний, умений и навыков, определяющих уровень владения техникой спортивных способов плавания. Все модули были объединены в систему, которая выстроена в иерархичной последовательности - от простого - к сложному. По логике построения, разработанная нами система модулей соответствует одновременной системе обучения плаванию с измененным (экспериментальным) подходом к изучению техники плавания способом «дельфин».
Разработанная нами педагогическая модель имела пять основополагающих модулей. Первый модуль охватывал начальные упражнения по освоению с водой, технику работы ног кролем на груди и технику рук способом «дельфин». В процесс изучения второго модуля студенты осваивали технику работы ног способом брасс и движения ног и туловищем при плавании
дельфином. При изучении третьего модуля обучающиеся изучали технику работы рук кролем на груди и способом брасс. Четвертый модуль включал изучение движений рук и ног способом кроль на спине и освоение техники плавания способом дельфин в полной координации. И, наконец, итоговый, пятый модуль предусматривал изучение спортивной техники плавания способами кроль на груди, кроль на спине и брасс в полной координации.
Педагогический эксперимент по реализации разработанной нами педагогической модели формирования профессиональных умений будущих специалистов физической культуры и спорта в процессе изучения дисциплины «плавание» в вузе осуществлялся на базе факультета физической культуры и спорта Кемеровского государственного университета в период учебных семестров 2003—2004 г. Данное исследование было основано на результатах двух предшествующих экспериментов, посредством которых мы определили эффективность использования одновременной системы обучения технике спортивных способов плавания, а также выявили целесообразность применения нетрадиционной схемы обучения технике плавания способом дельфин.
Логику построения педагогического эксперимента мы сохранили ту же, что присутствовала на первых этапах нашего исследования. Первоначально мы организовали констатирующий эксперимент по определению исходного уровня плавательной подготовленности у студентов факультета физической культуры и спорта. В эксперименте приняли участие 56 студентов первого курса факультета физической культуры и спорта, активно не занимающиеся плаванием.
Занятия проводились в более сжатой, но интенсивной форме - 2 раза в неделю. В процессе обучения мы применяли одновременную систему обучения технике спортивных способов плавания с нетрадиционным подходом к изучению техники плавания способом дельфин.
Особая роль при этом отводилась модульно-рейтинговой системе организации занятий по плаванию, при которой оценка плавательных знаний, умений и навыков осуществлялась на основе выявления индивидуального рейтинга. В ходе учебных занятий рейтинговая система оценивания позволила избирательно и рационально применять методы стимулирования поведения и учебной деятельности студентов.
Анализируя результаты показателей техники плавания в экспериментальной группе, можно выделить достоверные приросты таких показателей техники, как абсолютная скорость плавания, длина шага и коэффициент эффективности техники (КЭТ), До обучения, предпринятого в нашем исследовании, в экспериментальной группе отмечалось 10% испытуемых, владеющих высокой технической и физической подготовленностью в области плавания, после эксперимента таких оказалось 54%. Испытуемых среднего уровня в экспериментальной группе увеличилось с 34% до 38%, а низкого - снизилось с 56% до 18% (таблице).
РЕАЛИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ ...
Подобные изменения, но значительно ниже уровнем, были выявлены и в контрольной группе. Так показатели групп с высоким уровнем плавательной подготовленности с 12% выросли до 21%; средним уровнем с 35% до 43%; низким уровнем упали с 53% до 46%.
Использование разработанной нами педагогической модели формирования профессиональных умений будущих специалистов физической культуры и спорта, в процессе обучения дисциплине «плавание» в вузе, способствует формированию профессиональных знаний, умений и навыков, мотивационных механизмов профессионально-педагогической деятельности в реалиях современного общества: здорового чувства конкурентоспособности, самостоятельности и активности, мобильности, автономности, стремлению к дальнейшему самовоспитанию и саморазвитию, реализации высокой профессиональной компетентности; делает профессиональное становление студентов более эффективным, целостным, соответствующим требованиям сегодняшнего дня.
Исследование подтвердило выдвинутую гипотезу. Вместе с тем, вполне очевидно, что данная реорганизация учебно-тренировочных занятий по плаванию с будущими специалистами физической культуры и спорта потребует отказа от унификации и стандартизации учебных программ по плаванию и создания возможно большего числа альтернативных программ.
Изменение показателей техники плавания при реализации педагогической модели формирования профессиональных умений будущих специалистов по физической культуре и спорту в процессе их обучения дисциплине «плавание» в вузе
Группы Уровни в группах Показатели техники Результаты (средн.) % соотношение до эксперимента % соотношение после эксперимента
Экспер иментал ьная высокий Скорость, м/сек 1.34 10 54
Длина шага, м 0,86
КЭ'Г, % 30,4
средний Скорость, м/сек 1,21 34 38
Длина шага, м 0,78
КЭТ, % 27,2
низкий Скорость, м/сек 1,12 56 18
Длина шага, м 0,60
КЭТ, % 25,3
л <0 В 1 О Q. Н X высокий Скорость, м/сек 1,20 12 21
Длина шага, м 0,75
КЭТ, % 26,9
средний Скорость, м/сек 1,37 35 43
Длина шага, м 0,72
КЭТ. % 26,5
о Скорость, м/сек 1,13
низкий Длина шага 0,69 53 46
КЭТ, %, м 26
Библиографический список
1. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования / Специальность 022300 - Физическая культура и спорт. - М.: Мин-во образования РФ, 2000.
2. Макаров, А. В, Модульная организация учебного курса как основа разработки учебно-методического комплекса [Текст] / А. В. Макаров, 3. П, Трофимов // Социально-гуманитарные знания. - 2000. - № 4. - С. 38-40.
3. Полевой, Г, Ф. Метод одновременного обучения спортивным способам плавания [Текст] / Г. Ф. Полевой // Теория и практика физической культуры. -1958. - Т. 21. - Вып. 6. - С. 41-46.
4. Юцавечене, П. А. Принципы модульного обучения [Текст] / П. А. Юцавечене // Советская педагогика. — 1990. - № 2. — С. 48.
РАЗДЕЛ XI РАЗМЫШЛЕНИЕ, ОБСУЖДЕНИЕ
УДК 371,0
Куршев Алексей Владимирович
Кандидат педагогических наук, доцент, начальник цикл а- старший преподаватель факультета военного обучения Казанского государственного технологического университета, [email protected], Казань
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВОСПИТАНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ КУРСАНТОВ ВЫСШИХ ВОЕННЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ (ВВУЗ)
Kurshev Alexey Vladimirovich
Candidate ofpedagogy, senior lecturer, chief of the cycle, senior teacher at the Faculty of Military Training of the Kazan State Technological University, [email protected], Kazan
THEORETICAL ASPECTS OF INSTILLING CIVIL LIABILITY IN CADETS OF HIGHER MILITARY EDUCATIONAL INSTITUTIONS
Развитие и становление гражданской ответственности личности, ее патриотических, гражданских основ - это тонкая сфера познания, чувств, лично принятых курсантами высших военных учебных заведений мировоззренческих идей, законов, категорий и принципов морали, права. Это и освоение курсантами окружающего мира, его ближайшего природного и социального, культурного окружения, способов и средств возможного духовно-практического участия в преобразовании общества, это и художественно-эстетическая деятельность, это и историческое, литературное краеведение и создание музеев, это и экологическая деятельность и другие виды общественно полезного труда.
Развитие гражданской ответственности включает в себя самовоспитание и воспитание в высшем военном учебном заведении, в семье, в детских и юношеских самодеятельных организациях, в этом процессе самовоспитание личности - первостепенно, ибо развитие гражданской ответственности личности курсанта изначально и конечно зависит от каждого из них, и основано не только на познании мира, но и себя в этом мире социальных связей, отношений, общения, собственной самооценки, саморегуляции, притязаний, самоконтроля, самоорганизации и самостоятельности. Говоря о формировании гражданской ответственности личности курсанта ввуза, мы понимаем его как процесс, посредством которого человек приобщается к определен-
ным политическим нормам и ценностям, включает их в свой внутренний мир, формирует свое политическое сознание и культуру, объективно и субъективно готовится к политической практике и осуществляет ее на протяжении всего своего жизненного цикла.
Это процесс формирования демократически ориентированной личности, умеющей отстаивать свои социально-политические интересы и права, обладающей развитым политическим сознанием и высокой политической культурой, активно участвующей в политической жизни.
В этом процессе в центре внимания педагогов и психологов, специалистов всех учебных предметов, мастеров обучения и воспитателей всегда будет личность студента с его запросами, интересами и потребностями, духовным миром. Каким будет этот мир растущей личности, будет ли он оптимистическим, вперед смотрящим с надеждой и радостью, будет ли он наполнен вдохновенным трудом?
Педагогическая программа формирования гражданской ответственности является частью целенаправленного процесса развития личности и предполагает создание в высших военных учебных заведениях благоприятных условий для гражданского развития курсантов, для возможности ее самореализации в обществе.
Данная программа определяет комплекс задач, направленных на формирование политической, правовой, экономической, нравственной, экологической ответственности гражданина. Представим их на трёх взаимосвязанных уровнях: когнитивном (формирование гражданского сознания и гражданской ответственности личности как ядра гражданской ответственности); эмоционально-ценностном (формирование эмоционально-ценностного, отношения к Родине, обществу и государству, соотечественникам); поведенческом (способность к гражданской активности и деятельности).
Для решения этих задач, в модели гражданского воспитания среди основных принципов гражданского воспитания этой категории молодежи представляется целесообразным выделить следующие:
- демократизм, означающий воспитание специалиста, способного эффективно осуществлять жизнедеятельность в условиях демократических реформ, а также демократизацию самой системы воспитания, внедрение принципов педагогического сотрудничества преподавателя и курсанта;
- гуманизм, предполагающий отношение к личности курсанта как к самоценности и направленный на формирование у нее способности к творческому саморазвитию;
- духовность, проявляющийся в необходимости формирования у курсантов смысложизненных духовных ориентаций, потребности к освоению и производству ценностей ответственности, соблюдению общечеловеческих норм гуманистической морали;
- патриотизм, предполагающий формирование национального сознания как одного из основных условий жизнеспособности молодого поколения, обеспечивающего целостность России, связь между поколениями, освоение
и приумножение национальной ответственности во всех ее проявлениях, воспитание гражданских качеств и социальной ответственности;
-конкурентоспособность, который выступает специфической особенностью свободного рынка, предполагающий формирование соответствующего типа личности специалиста, способного к динамической горизонтальной и вертикальной социальной и профессиональной мобильности, нахождению эффективных решений в сложных условиях конкурентной борьбы во всех сферах жизнедеятельности;
— толерантность, предполагающий наличие плюрализма мнений, идей, воззрений, терпимость к позициям других людей, их интересам, культуре, образу жизни, поведению, не укладывающихся в рамки повседневного опыта, но не выходящие за нормативные требования законов;
— индивидуализация, заключающийся в том, что личность получает свободу проявления своих индивидуальных способностей, интересов, потребностей, и за счет этого - творческой активности. Поэтому система воспитания в ввуз, как представляется, должна быть направлена не на производство усредненной личности, а индивидуально ориентирована, учитывать задатки и возможности каждого курсанта в процессе его воспитания и социализации;
— вариативность, нацеленный не на воспроизводство личностью образцов опыта предшествующих поколений, а на формирование вариативного способа мышления, принятия вероятностных решений в сфере профессиональной деятельности.
Содержание воспитания гражданственности курсанта в условиях ввуза включает в себя: воспитание уважения и чувства гордости за свою страну, формирование правовых, политических знаний и ценностных идеалов, формирование таких качеств личности как: гражданская активность, гражданский долг, гражданская ответственность, формирование гражданского поведения, т. е. желания, потребности и психологической готовности к участию в общественной жизни, в частности, в гражданских движениях.
В соответствии с задачами гражданского воспитания на каждом из трех уровней отбора содержания, мы считаем, целесообразным также проводить по трём основным структурным блокам: 1 - предметные научные знания о человеке, обществе, государстве, составляющие ядро гражданской ответственности; 2 - системы знаний о нормах отношений к Отечеству, государству, обществу, самому себе; 3 - способы деятельности, направленной на реализацию частных и общественных интересов, умений и навыков гражданского общения.
Реализуя соответствующими методами вышеперечисленные цели, задачи, принципы и содержание гражданского образования педагог может формировать гражданскую культуру своих курсантов.
Представим процесс формирования гражданской ответственности в виде следующей таблицы.
Модель воспитания гражданской ответственности курсантов ввуз
Цель Формирование личности молодого человека, обладающего гражданским достоинством., высоким гражданским сознанием и самосознанием, способностью к активной деятельности во имя интересов Отечества в условиях демократического иправового государства, мировой социальнополитической и культурной интеграции.
Задачи - формирование гражданского сознания и самосознания;. - формирование эмоционально-ценностного отношения к Родине, обществу, государству и соотечественникам; - формирование способности к гражданской активности и деятельности.
Принципы Демократизм, гуманизм, духовность, патриотизм, конкурентоспособность, толерантность, индивидуализация, вариативность.
Содержание 1. Предметно-научные знания о человека, обществе, государстве. 2. Система знаний о нормах отношений к Отечеству, государству, обществу, самому себе. 3. Способы деятельности, направленной на реализацию частных и общественных интересов* умений и навыков гражданского общения.
Методы, приемы и средства Убеждение, пример, проблемные ситуации, анализ, диалог, педагогический менеджмент, ролевые игры, управление, творческие дела, метод написания «Социальных биографий», беседа.
Формы Политклубы, самоуправление, встречи с общественными деятелями, пресс-центр, избирательные кампании,.агитбригады, брейнг-ринг, практики, биржи труда, олимпиады, политические акции, отряды собственной безопасности, патрулирование, фестивали, соревнования, патриотические клубы.
Условия - информационно-разъяснительное обеспечение; - научно-теоретическое обеспечение; - педагогическое и методическое обеспечение; -обеспечение взаимодействия субъектов гражданского воспитания курсантов ввуз.
Результат Высокий уровень гражданской ответственности курсантов ввуз
Критерий - интеллектуальный критерий; - оценочно-эмоциональный критерий; - мировоззренческий критерий; - поведенческий критерий; - социально-политическая компетентность.
Показатели 1. Индивидуально-личностные. 2. Социологические. 3. Жизненно-футурологические.
Требование репрезентативности по отношению к критериям гражданственности должно проявляться в устойчивости, стабильности поведения индивида, в оценке не отдельных поступков личности, а в их совокупности б течение длительного времени.
Требования всесторонности и репрезентативности, предъявляемые к критериям гражданственности, тесно связаны и с требованием объективности оценки поведения курсанта вне зависимости от сознания и воли людей, осуществляющих оценку. Кроме этого необходимо выделить следующие признаки, которым должны удовлетворять критерии: