Научная статья на тему 'РЕАЛИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА СОВРЕМЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ'

РЕАЛИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА СОВРЕМЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
тестирование / информационные технологии / контроль / оценивание / конструктор тестов / testing / information technologies / assessment / evaluation / test generator

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Малкова Татьяна Вячеславовна

Качество обучения зависит от правильной организации учебно-воспитательного процесса, в частности от системного и эффективного контроля, который направлен на выявление степени сформированное™ полученных обучающимися знаний, умений и навыков. В статье рассматривается вопрос интеграции в процесс иноязычной подготовки компьютерного тестирования на примере бесплатного отечественного информационного ресурса Конструктор Тестов, ру.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Малкова Татьяна Вячеславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The quality of training depends on the correct organization of the educational process, in particular on systemic and effective control, which is aimed at identifying the degree of formation of the learners' knowledge and skills. The article considers the problem of integration into the process of foreign language training of computer testing on the example of free domestic information resource Konstruktor Testov.ru.

Текст научной работы на тему «РЕАЛИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА СОВРЕМЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ»

integrated lessons can positively influence the formation of artistic thinking, which is lacking at this age. The integration of different lessons helps to awaken the imaginative sphere of students, awakens associative connections underlying artistic thinking.

Keywords: thinking, artistic thinking, teenagers, adolescence, integrated lessons.

Литература:

1. Вавилова, Л.Н. Интегрированный урок: особенности, подготовка, проведение [Электронный ресурс] / Л.Н. Вавилова. - URL: https://cyberleninka.rU/article/n/integrirovannyy-urok-osobennosti-podgotovka-provedenie (Дата обращения 17.03.2023)

2. Каган, М.С. Эстетическое и художественное восприятие в развитом социалистическом обществе [Текст] / М.С. Каган. - М.: Знание, 1984. - С. 32.

3. Караваева, О.В. Интегративный подход в обучении учащихся Изобразительному искусству [Электронный ресурс] / О.В. Караваева, Ю.Ф. Катханова. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/integrativnyy-podhod-v-obuchenii-uchaschihsya-izobrazitelnomu-iskusstvu (Дата обращения 17.03.2023)

4. Кара-оол, Л.С. Интегрированное обучение: интеграция уроков литературы и изобразительного искусства, [Электронный ресурс] / Л.С. Кара-оол. - URL: https://cyberleninka.rU/article/n/integrirovannoe-obuchenie-integratsiya-urokoV" literatury-i-izobrazitelnogo-iskusstva (дата обращения 18.03.2023)

5. Краткий словарь по эстетике: Кн. для учителя / Под ред. М.Ф. Овсянникова. - М.: Просвещение, 1983. - 223 с.

6. Кузин, B.C. Психология / Под ред. Б.Ф. Ломова. Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Высш. школа, 1982.-256 с.

7. Кузнецова, Д.А. Особенности развития мышления в подростковом возрасте / Д.А. Кузнецова, О.А. Братцева. -Текст: непосредственный // Молодой ученый. - 2018. - № 22 (208). - С. 285-288

8. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (с изменениями на 18 июля 2022 года) (гл. 2.6, 1.14), [Электронный ресурс]. URL: https://shkolagornopravdinsk r86.gosweb.gosuslugi.ru/netcat_files/userfiles/FGOS/FGOS_000_2021.pdf (дата обращения 18.05.2023)

УДК 378.147:004

РЕАЛИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА СОВРЕМЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ

доцент Малкоеа Татьяна Вячеславовна Санкт-Петербургский университет МВД России (г. Санкт-Петербург)

Постановка проблемы. Проблема повышения качества образования была и остается чрезвычайно актуальной. Неотъемлемой и одной из основных составляющих процесса обучения является контроль усвоения учебного материала. Правильно организованная система контроля уровня владения обучающимися иноязычными умениями и навыками в конечном итоге определяет уровень сформированности иноязычной коммуникативной компетенции. Именно контроль является способом своевременного выявления дефицита знаний, основанием для оперативной коррекции методов и приемов обучения, стимулом к применению более эффективных педагогических технологий, возможностью создать благоприятные условия для улучшения практического владения иностранным языком. Безусловно, при подготовке и осуществлении контроля необходимо учитывать специфику дисциплины, как и то, что контроль должен отвечать методическим и дидактическим требованиям обучения. Эффективность контроля, как инструмента совершенствования и гибкого управления процессом обучения, является основным критерием его целесообразности.

Изложение основного материала исследования. Использование современных компьютерных технологий для организации и проведения контроля знаний обучающихся является одним из стремительно развивающихся и перспективных направлений в современной методике преподавания иностранного языка. Осуществление компьютерного тестирования позволяет интегрировать в тесты не только текстовую, но и графическую информацию. Оно дает возможность оперативно получать результаты, причем отслеживать как общие результаты учебной группы, так и индивидуальный прогресс обучающихся. Не менее важно и то, что благодаря информационным технологиям преподаватели существенно экономят время и ресурсы, как непосредственно на организацию контроля, так и на обработку его результатов.

Ранее автором уже обсуждались вопросы тестирования с помощью различных конструкторов, в частности, в работах [2], [3] речь шла о некоторых англоязычных сайтах с генераторами тестов. Рассмотрим один из продуктов российских разработчиков, бесплатный ресурс Конструктор Тестов, ру [1], на платформе которого можно не только генерировать тесты для контроля знаний, проводить формирующее оценивание, но и осуществлять обратную связь, организовывать классы с возможностью управления.

Для того чтобы создавать тесты на Конструктор Тестов, ру, необходимо зайти на сайт, пройти по вкладке меню «Для учителей», зарегистрироваться и, активировав полученную по электронной почте ссылку. На панели управления личной страницы пользователя появятся следующие опции: «Классы», «Ученики, «Тесты» и «Результаты прохождения тестов».

Вкладка «Тесты». Для создания теста необходимо активировать кнопку «Добавить тест», выбрать тип теста (например, «Простой тест») и присвоить ему название. Существует возможность добавить описание теста, что позволит преподавателю дать обучающимся некоторые комментарии относительно его содержания, целей и т.д. Объем текста описания может достигать 1400 знаков, то есть комментарии к тесту могут быть достаточно подробными, а большой текстовый редактор, включающий опцию вставки символов (что удобно для преподавателей точных наук), позволяет сделать его красочным и ярким. Кроме того, к описанию можно добавить заглавное изображение, загрузив его из своего компьютера. Далее можно приступать к заполнению шаблона теста.

Функционал сайта позволяет создавать только один тип тестов - вопрос с множественным выбором, то есть задания, в которых к каждому вопросу имеются готовые варианты ответов, из которых следует выбрать один правильный. Однако достаточно большой объем текста вопроса (400 знаков) и творческий подход со стороны преподавателей помогут размещать самые разнообразные задания, например: закончите предложение, ответьте на вопрос по тексту, заполните пропуски и т.д., выбрав наиболее подходящий ответ из ряда предложенных. В поле «Вопрос теста» вводится формулировка вопроса, к которой по желанию можно добавить иллюстрацию. При заполнении шаблона теста необходимо учитывать требования, предъявляемые к подготовке тестовых заданий на множественный выбор.

В поля «Варианты ответов», количество которых определяет пользователь и регулирует его, добавляя или удаляя строки для ввода ответов, вставляется соответствующий текст. При необходимости вместо текста в качестве ответов можно добавлять изображения. Создавая каждый вопрос теста, важно не забывать отмечать, какой из ответов является правильным. Для продолжения составления теста следует активировать кнопку «Добавить следующий вопрос» и повторить

те же действия необходимое количество раз. После завершения работы по составлению теста следует перейти во вкладку «Сообщение пользователю о результатах теста после прохождения». Там с помощью выбора соответствующих опций можно будет показывать обучающимся, которые будут проходить тестирование, количество правильных и неправильных ответов, выбрав один из предложенных вариантов (процентный, интервальный, точный), а также разместить в текстовом поле достаточно подробные комментарии и рекомендации.

В разделе «Настройки теста» можно установить следующие задачи: «Сбросить URL», «Разрешить комментарии», «В конце теста вывести все правильные ответы», «В конце теста показать % правильных ответов». Установив отметку напротив опции «Для учеников», пользователь делает тест доступным только для своих обучающихся, при этом результаты тестов будут сохранены, что позволит отслеживать статистику и показатели по каждому обучающемуся. Далее можно установить запрет или разрешение на повторное прохождение теста, допуск к тесту для всех классов или только для выбранных классов. Вкладка «Результаты прохождения тестов» позволяет преподавателю просмотреть дату и время тестирования, проанализировать его результаты.

Вкладка «Классы». С ее помощью можно создавать виртуальные учебные группы, добавляя в них списки обучающихся, при этом каждому обучающемуся программа присваивает индивидуальный код и пароль. Эти данные для входа на сайт необходимо заранее сообщить обучающимся. Кроме того, следует подробно проинструктировать их относительно того, как будет проходить тестирование: определить цели, дать рекомендации по технологии выполнения теста, ознакомить с процедурой оценивания и т.д.

Вкладка «Ученики». Для прохождения теста обучающиеся должны зарегистрироваться во вкладке «Для учеников», ввести свой код и пароль, после чего приступить к выполнению тестовых заданий. После завершения теста программа автоматически осуществит проверку, а обучающиеся получат не только общий результат тестирования, но и смогут увидеть, с какими заданиями они не справились, сравнив свои варианты ответов с правильными ответами.

Таким образом, в стремлении усовершенствовать процесс проверки знаний и усвоения учебного материала преподаватели все чаще прибегают к компьютерному тестированию, в частности к использованию тестов с множественным выбором вариантов ответов, которые отличают простота и структурированность. При помощи отечественного ресурса Конструктор Тестов, ру можно быстро и просто подготавливать тесты по любым учебным темам, создавать учебные группы со списками обучающихся и управлять ими, просматривать результаты тестирования в личном кабинете с возможностью фильтрации по группе, дате тестирования или фамилии обучающегося, а также делиться ссылкой на любой созданный тест с коллегами и обучающимися. Интерфейс сайта удобен в использовании, кроме того, существует возможность проводить тестирование не только непосредственно на сайте. При необходимости преподаватель может скопировать HTML-код подготовленного им теста и встроить его на свой собственный сайт.

Рассмотренный инструмент дает преподавателю возможность не только проводить контроль знаний обучающихся, работая в режиме формирующего оценивания, и получать объективную оценку их успеваемости, но и осуществлять обратную связь, управлять учебным процессом. Компьютерное тестирование создает условия для индивидуализации процесса обучения, а также значительно снижает трудозатраты преподавателя, поскольку создаваемые им тесты могут использоваться многократно, а обработка результатов тестирования производится автоматически.

Аналитический обзор результатов тестирования позволяет преподавателю выявлять проблемные темы и вопросы, уделить время их дополнительной проработке, а повторное тестирование поможет оценить, насколько эффективно усвоен материал. Стоит также отметить значительное влияние компьютерного тестирования на повышение мотивации обучающихся. Это связано, с одной стороны, с большой привлекательностью для обучающихся всего «цифрового», а с другой - с гарантированной объективностью оценивания результатов тестирования.

Выводы. Компьютерное тестирование, как пример информационных педагогических технологий, обеспечивает реализацию педагогического потенциала использования современных информационных ресурсов в образовательной деятельности, повышает информационно-аналитическую компетентность всех его участников. Выполняя все функции, присущие контролю, компьютерное тестирование позволяет преподавателю повысить эффективность использования учебного времени и времени, требующегося преподавателю на подготовку и осуществление контроля знаний обучающихся, что, несомненно, служит средством оптимизации образовательного процесса.

Аннотация. Качество обучения зависит от правильной организации учебно-воспитательного процесса, в частности от системного и эффективного контроля, который направлен на выявление степени сформированности полученных обучающимися знаний, умений и навыков. В статье рассматривается вопрос интеграции в процесс иноязычной подготовки компьютерного тестирования на примере бесплатного отечественного информационного ресурса Конструктор Тестов, ру.

Ключевые слова: тестирование; информационные технологии; контроль; оценивание; конструктор тестов.

Annotation. The quality of training depends on the correct organization of the educational process, in particular on systemic and effective control, which is aimed at identifying the degree of formation of the learners' knowledge and skills. The article considers the problem of integration into the process of foreign language training of computer testing on the example of free domestic information resource Konstruktor Testov.ru.

Key words: testing; information technologies; assessment; evaluation; test generator.

Литература:

1. Конструктор Тестов.ру: URL: https://konstruktortestov.ru (дата обращения 14.05.2023)

2. Малкова, T.B. Способы использования интерактивных игровых технологий при обучении иностранному языку / Т.В. Малкова, А.Ю. Баранов // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета технологии и дизайна. Серия 3. Экономические, гуманитарные и общественные науки. -2022. -№ 1.-С. 101-105

3. Малкова, Т.В. Из опыта применения информационных технологий для создания интерактивных образовательных ресурсов / Т.В. Малкова // Научное отражение. - 2022. - № 4 (30). - С. 9-11

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.