Научная статья на тему 'Методическим потенциал ЭУМК на платформе Moodle для развития коммуникативном компетентности обучающихся по дисциплине "иностранный язык"'

Методическим потенциал ЭУМК на платформе Moodle для развития коммуникативном компетентности обучающихся по дисциплине "иностранный язык" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
94
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭЛЕКТРОННЫЙ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС (ЭУМК) / МЕТОДИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / МОДУЛЬ / КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / ELECTRONIC TEACHING AIDS SET (ETAS) / METHODICAL POTENTIAL / MODULE / COMMUNICATIVE COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сергеева Н.И.

В статье рассматриваются возможности использования электронного учебно-методического комплекса в образовательном процессе по дисциплине «Иностранный язык». Методический потенциал ЭУМК благодаря разнообразию его функций и модулей обеспечивает развитие умений и навыков обучающихся во всех видах речевой деятельности (чтении, говорении, письме и аудировании), способствует организации эффективного процесса обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сергеева Н.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODICAL POTENTIAL OF AN ELECTRONIC TEACHING AIDS SET ON THE PLATFORM MOODLE FOR STUDENTS'' COMMUNICATIVE COMPETENCE DEVELOPMENT IN SUBJECT "FOREIGN LANGUAGE"

The article discusses questions related to potential application of an electronic teaching aids set (ETAS) on the platform Moodle for students’ communicative competence development in subject «Foreign Language». The methodical potential through variety of its functions and modules provides the development of students’abilities and skills in all kinds of language activity (reading, speaking, writing and listening; helps organize an effective learning and teaching process.

Текст научной работы на тему «Методическим потенциал ЭУМК на платформе Moodle для развития коммуникативном компетентности обучающихся по дисциплине "иностранный язык"»

УДК 372.8 СЕРГЕЕВА Н.И.

кандидат педагогических наук, доцент, Академия ФСО

E-mail: sergeevaorel@yandex.ru

UDC 372.8 SERGEEVA N.I.

Candidate of Pedagogics, associate professor, FSO

Academy

E-mail: sergeevaorel@yandex.ru

МЕТОДИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ЭУМК НА ПЛАТФОРМЕ MOODLE ДЛЯ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК»

METHODICAL POTENTIAL OF AN ELECTRONIC TEACHING AIDS SET ON THE PLATFORM MOODLE

FOR STUDENTS' COMMUNICATIVE COMPETENCE DEVELOPMENT IN SUBJECT «FOREIGN LANGUAGE»

В статье рассматриваются возможности использования электронного учебно-методического комплекса в образовательном процессе по дисциплине «Иностранный язык». Методический потенциал ЭУМК благодаря разнообразию его функций и модулей обеспечивает развитие умений и навыков обучающихся во всех видах речевой деятельности (чтении, говорении, письме и аудировании), способствует организации эффективного процесса обучения.

Ключевые слова: электронный учебно-методический комплекс (ЭУМК), методический потенциал, модуль, коммуникативная компетенция.

The article discusses questions related to potential application of an electronic teaching aids set (ETAS) on the platform Moodle for students' communicative competence development in subject «Foreign Language». The methodical potential through variety of its functions and modules provides the development of students'abilities and skills in all kinds of language activity (reading, speaking, writing and listening; helps organize an effective learning and teaching process.

Keywords: electronic teaching aids set (ETAS), methodical potential, module, communicative competence.

Moodle (Modular Object-Oriented Dynamic Learning Environment - модульная объектно-ориентированная динамичная среда обучения), являясь гибкой, прозрачной и комфортной средой для всех субъектов образовательного процесса, предоставляет им возможность использования разнообразных методов, способов, средств и приемов для осуществления познавательной деятельности. Она обеспечивает успешность решения образовательных задач: автономные поиск и получение требуемой информации, обсуждение способов выполнения заданий, консультация преподавателя, оценивание результата выполнения заданий, своевременное обновление модулей и их отдельных компонентов и т. д.

ЭУМК на платформе Moodle благодаря возможностям предоставления текстового, аудитивно-го материала, видеоматериала, тренировочным и контрольно-оценочным функциям может использоваться при очном и заочном (дистанционном) обучении иностранному языку как на отдельных этапах проведения занятия, для комплексного охвата всех этапов учебного занятия, так и для организации самостоятельной познавательной деятельности.

Алгоритмизация осуществления учебно-познавательной деятельности обучающихся в процессе реализации методики применения ЭУМК по ИЯ при линейной форме предъявления содержания учебного материала представлена на рисунке 1.

На этапе повторения (актуализации) пройденного

материала может проводиться тестирование по предыдущим темам, предъявляться видео- и аудиоматериал по изученной тематике, краткое изложение содержания учебного материала предыдущего занятия. На этом этапе можно осуществить проверку и оценивание ЗУН обучающихся.

На этапе представления нового учебного материала осуществляется презентация материала с помощью беседы или интерактивной лекции при использовании контрольных вопросов. Изложение материала осуществляется преподавателем, а дополнительное визуальное или аудио-сопровождение проводится при помощи презентаций, различных материалов, размещенных в МооШе. На основе данных материалов возможно и самостоятельное изучение учебного материала. Следует заметить, что на этом этапе могут иметь место как жестко запрограммированная преподавателем траектория прохождения по ресурсу, так и работа в автономном режиме по индивидуальной учебной траектории. Также имеется возможность оценки учебной деятельности обучающегося.

На этапе закрепления материала могут быть проведены: тренировочное выполнение обучающих тестов (без оценивания), выполнение разнообразных заданий и упражнений, размещенных в МооШе. Контроль могут осуществлять преподаватель или сами обучающиеся с помощью ключей.

На этапе выполнения специальных самостоя-

© Сергеева Н.И. © Sergeeva N.I.

Этап повторения (актуализации) ранее изученного учебного материала Применение диагностического тестирования для определения уровня усвоения компонентов языковых ЗУН, необходимых для изучения нового материала

Этап усвоения теоретического и практического содержания учебного материала Использование гипертекстовых ссылок, экранных форм для представления языковых знаний, доступных для обучающихся электронных информационных ресурсов для процесса усвоения языковых ЗУН

Этап закрепления содержания учебного материала Применение наборов дифференцир-ванных заданий и тестов, предполагающих возможность обращения обучающихся к учебным информационным ресурсам, представленным в ЭУМК

Этап систематизации и обобщения содержания учебного материала Использование комплексов разно-уровневых заданий для автома-тизации общеучебных и языковых умений и навыков

Этап оценки и самооценки обучающимися уровня учебных достижений Применение наборов тестовых заданий различной формы в процессе тематического (промежуточного) контроля с ограничением по времени выполнения и отсутствием доступа к учебным информационным ресурсам

Этап коррекции достигнутых обучающимися уровней усвоения содержания учебного материала Применение модулей ЭУМК, которые применялись на предыдущих этапах, для ликвидации пробелов в ЗУН обучающихся.

Рис. 1. Алгоритм учебно-познавательной деятельности обучающихся при применении электронных компонентов ЭУМК по ИЯ.

тельных (лабораторных) работ, включающих размещение преподавателем задания по работе, выполнение обучающимся данной работы, формирование отчета и пересылка с помощью системы преподавателю, в полной мере задействуются возможности обратной связи системы. При организации самостоятельной работы с целью закрепления теоретической части учебного материала, преподаватель может интерактивно работать с обучающимся. Он может отвечать на вопросы, возникающие у обучающихся, осуществлять видео-или аудиосопровождение каждого этапа выполнения данной работы. При осуществлении обратной связи субъектов учебного процесса для индивидуальной коммуникации преподавателя и обучающегося активно используются функции сервисов «Обмен сообщениями», «Комментарий». Это может иметь место при рецензировании работ, обсуждении индивидуальных учебных проблем, получении консультаций преподавателя по вопросам, интересующим обучающихся. Данная методика позволяет обучающимся и преподавателям значительно экономить время и ресурсы, реализовать индивидуальную траекторию и индивидуальный темп при обучении и, тем самым, повысить эффективность обучения.

На этапе рефлексии применяются: тестирование, интерактивные задания, контрольные вопросы. В данном отношении платформа МооШе не только предоставляет максимальные возможности для реализации потенциала обучающихся и создания системы собственных представлений о своей работе, но и обеспечивает анализ результатов выполнения задания, а также дает оценку их активности в системе. Это является значительным преимуществом системы.

Учебно-познавательная деятельность на основе применения ЭУМК может охватывать все аспекты языка: лексический состав, грамматику, тексты, а также

включать все виды речевой деятельности: говорение, аудирование, чтение и письмо.

Лексический состав может вводиться, с использованием аудитивных записей в ЭУМК, закрепляться с помощью специальных упражнений с ключом и контролироваться с помощью тестов, размещенных в контрольно-оценочном модуле.

С помощью презентаций в составе ЭУМК с обучающимися проводится работа по представлению термина, его определения и его соотнесения с графическим образом (рис. 2).

На этапе закрепления представляется следующая экранная форма (рис. 3):

На этапе осуществления текущего контроля и последующей коррекции результатов обучения в инструментарии контрольно-диагностического модуля ЭУМК по ИЯ представляется следующая экранная форма (рис. 4): Работа над грамматикой также может полностью осуществляться в системе ЭУМК. Она начинается с презентации теоретического материала, продолжается на этапе его закрепления, повторения с помощью тренировочных упражнений с ключом, контролируется с помощью тестов, а также осуществляется коррекция ЗУН.

Работа с текстами позволяет эффективно развивать навыки изучающего, ознакомительного, просмотрового и поискового чтения. С этой целью для каждого вида чтения подбираются соответствующие тексты и разрабатываются специальные серии заданий, позволяющие проверить правильность понимания содержания текста, определить его структуру и основное содержание, найти какую-либо информацию в тексте, детально изучить его содержание вплоть до выведения обучающего на подготовку монологического сообщения по тексту и т. д. Например, работа по чтению может включать:

Beachten Sie die Entsprechungen.

Wort

Definition

Bild

Satellitenverbindung

Eine Art der Kommu-nikation, bei der die Übertragung von Nach-richten im Rahmen der Telekommunikation über Satelliten erfolgt.

Funkverbindung

Eine Art der Kom-munikation, bei der Signale aller Art mit Hilfe modulierter elektromagnetischer Wellen im Radiofrequenzbereich (Ra-diowellen) drahtlos über-tragen werden.

Рис. 2. Экранная форма представления лексической единицы.

Was stimmt zusammen?

Рис. 3. Экранная форма закрепления лексической единицы.

Was stimmt zusammen?

Wort Definition

Satellitenverbindung Eine Art der Kommunikation, bei der die Übertragung von Nachrichten im Rahmen der Telekommunikation über Glasfasern erfolgt.

Funkverbindung Eine Art der Kommunikation, bei der die Übertragung von Nachrichten im Rahmen der Telekommunikation über Satelliten erfolgt.

Glasfaserleitung EineArt der Kommunikation, bei der Signale allerArt mit Hilfe modulierter elektromagnetischer Wellen im Radiofrequenzbereich (Radiowellen) drahtlos übertragen werden.

Рис. 4. Экранная форма представления содержания материала для осуществления контроля и коррекции результатов обучения.

- работу с аутентичными ресурсами: чтение, анализ и использование полученной из этих источников информации;

- выполнение устных и письменных переводов профессионально-ориентированных текстов из медиа-теки / электронного банка учебных материалов;

- изучение соответствующих разделов рекомендованных дополнительных источников и представление результатов в виде сообщения, презентации, логико-смысловой карты и т.п.;

Основным условием успешности всех видов работы с текстом является наличие ключей, чтобы обучающийся мог произвести контроль результатов своей работы.

ЭУМК на платформе МооШе предоставляет широкие возможности для коррекции, развития и совершенствования навыков устной и письменной речи. Работа по развитию речевых умений и навыков поддается алгоритмизации, которая может осуществляться помощью технологических возможностей ЭУМК поэтапно. Она осуществляется, начиная с простейших речевых действий, затем формируются умения и навыки представления более сложных высказываний. Высшим этапом формирования данных умений и навыков является участие в дискуссии, осуществляемое с помощью опции «Форум». Эта функция позволяет обучающимся и преподавателю следить за обсуждением той или иной проблемы в разных режимах. При древовидном режиме предоставляется возможность читать сообщения всех участников дискуссии. При плоском - каждый участник дискуссии может читать ответы только на свои высказывания. Таким образом, участники форумов получают возможность обсуждения проблемных ситуаций по изучаемой профессиональной тематике. Эта работа может включать в себя использование аудио- и видеоисточников: просмотр и выполнение таких заданий, как анализ ситуации профессионального общения, вербального и невербального поведения коммуникантов, их коммуникативных интенций и способов их выражения, а также самовоспроизведение речевой ситуации.

Как показал опыт применения ЭУМК в процессе обучения иностранному языку, особым методическим потенциалом обладают специальные мультимедийные пособия или мультимедийные компьютерные программы. Они включают в себя все модули курса обучения или модули одного года обучения, разделенные на тематические блоки и ведущие обучающегося от представления учебного материала, его закрепления и тренировки вплоть до контроля и коррекции. Эти модули содержат аудитивный материал для представления лексического состава и текстов, специальные упражнения для закрепления лексики и подготовки рассказа по тексту, специальные видеоролики, соответствующие тематике блока, а также разнообразные тесты для контроля всех видов работы. Данные материалы позволяют повысить эффективность работы обучающихся в самостоятельном автономном режиме, что особенно важно для методического обеспечения дистанционного обучения.

Следует отметить, что подготовка таких пособий и

компьютерных программ является очень трудоемким процессом и требует сотрудничества преподавателя с программистом или обучающимися, обладающими хорошими навыками в данной области.

Для эффективного развития коммуникативной компетентности на занятиях и при организации самостоятельной учебной деятельности с использованием компонентов ЭУМК в нем имеются разнообразные видео- и аудиоматериалы: аудиозаписи с системой заданий, видеоролики и фильмы. Однако существуют некоторые условия, которые необходимо соблюдать при их использовании. Следует убедиться в том, что:

- их характер и содержание соотносится с тематикой и содержанием занятия, соответствует уровню иноязычной коммуникативной компетенции обучающихся и, а также соответствует целям обучения;

- ситуации видеоинформации предоставляют полезные возможности для развития всех видов коммуникативной компетенции обучающихся: языковой, речевой, социокультурной и др.;

- содержание видеоматериала представляет определенный интерес для обучающихся с точки зрения новизны, необычности, что положительно мотивирует процесс аудирования;

- звуковой материал, сопровождающий видео является четким и внятным, а задание и инструкция по его использованию, которые имеют своей целью способствовать решению конкретной и реально осуществимой учебной задачи, понятны каждому обучающемуся и определяются логикой занятия;

- преподавателем должна быть разработана стратегия и тактика использования видеоматериала на занятии, которая должна найти отражение в преддемон-страционных, демонстрационных и постдемонстрационных заданиях и упражнениях.

Важное значение имеет контрольно-корректирующая функция специального модуля ЭУМК. Контрольно-оценочный модуль ЭУМК содержит в себе целую систему тестов для каждого этапа обучения:

- лексические тесты;

- лексико-грамматические тесты;

- тесты для контроля эффективности разных видов чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое, поисковое);

- тесты для контроля сформированности аудитив-ных умений и навыков и. т. д.

При проектировании модуля контроля преподавателю необходимо осуществлять определение критериев качества усвоения изученного материала, выбор наиболее оптимальных и эффективных методов и форм контроля и разработку процедуры его осуществления, а также определение способов последующей коррекции процесса и результатов обучения.

Первым шагом при разработке любого теста, является составление тестового задания. Составителю теста следует иметь в виду, что всё внимание обучающегося должно быть направлено только на изучаемый материал, поэтому задания не должны содержать отвлекаю-

щих элементов или элементов, не имеющих прямого отношения к содержанию теста. Формулировка задания должна быть четкой, лаконичной и прозрачной и не допускать двоякого трактования. Задание должно предполагать простоту в техническом выполнении задания (например, выбор ответа, вместо сложного самостоятельного набора ответа) и т. д. Тестовое задание может включать в себя различные элементы: оно может быть представлено в виде текста, отдельных слов, словосочетаний и выражений, предложений, графических изображений, мультимедийных составляющих. Прочитав задание обучающийся должен мгновенно определить, что ему необходимо сделать в данном задании. Способ ввода ответа не должен занимать много времени, должен быть прост и удобен для обучающегося. Ответ, введенный им, должен представляться на экране монитора и быть понятен тестируемому.

Тематика, характер и содержание учебного материала, а также цели познавательной деятельности определяют выбор той или иной формы тестового задания.

Система тестов может включать тесты «закрытого» типа с автоматической проверкой по ключам и задания «открытого» типа проблемного характера с контролем и оцениванием преподавателем дистанционно в сети Интернет или аудиторно.

Технически задания «закрытого» типа для автоматической проверки по ключам на платформу МооШе можно поместить, если это: упражнения на соотнесение единиц языка, упражнения на дополнение/заполнение пропусков, упражнения «верные-неверные утверждения», а также тесты множественного выбора. Комплект таких заданий разрабатывается для обучающихся, желающих осуществлять дополнительную языковую тренировку в рамках темы.

Настройки тестов множественного выбора можно установить так, что обучающимся выдается один и тот же набор вопросов (в одинаковом или случайном порядке), или они получают индивидуальный комплект заданий из банка заданий по теме модуля. Платформа МооШе дает возможность установить ограничения по срокам прохождения тестов, по длительности прохождения и по числу попыток. Если тестирование носит обучающий характер, к каждому из возможных вариантов ответа можно добавить комментарий.

Среди заданий «открытого» типа, которые должны контролироваться и оцениваться преподавателем ауди-торно или в среде Интернета (результаты выполнения представляются преподавателю в форме введенного онлайн-текста или загруженных файлов любых форматов: текстовых файлов, электронных таблиц, презентаций, веб-страниц, фотографий, небольших аудио- или видео клипов) в установленный срок, можно привести следующие: - творческие задания, основанные на интерактивных технологиях: проектные задания с отсроченным контролем (проекты, предполагающие самостоятельное решение обучающимися реальных практических задач в ходе совместной (парной/групповой) или индивидуальной творческой учебно-познавательной, исследователь-

ской деятельности. Имеются и элементарные задания «открытого» типа, когда обучающиеся должны дополнить какой-либо недостающий элемент слова, предложения и т. д.

Модульная объектно-ориентированная обучающая среда Moodle обеспечивает структурирование тестов по категориям в соответствии с разными критериями (количество попыток, время выполнения, уровень сложности и т. д.), что повышает эффективность и комфортность тестирования. Можно также размещать комментарии преподавателя и обучающихся к отдельным ответам и ко всему тесту.

Большим преимуществом при выполнении различных видов контрольных тестов являются быстрота обработки результатов тестирования, автоматическое составление рейтинга результатов тестирования. Это представляет методическую ценность для преподавателя с целью правильного оценивания обучающихся и для обучающихся, поскольку они могут сами оценивать успешность прохождения ими отдельных модулей ЭУМК и, кроме того, определять свое ранговое место в группе

При работе над материалом учебного модуля обучающийся может пройти специальный тренинг, который концентрирует его познавательную деятельность на самых важных темах, аспектах, вопросах и моментах изучаемого материала. Отличие тренинга от обычного теста заключается в том, что преподаватель дает ко всем ответам, будь то правильные или неправильные ответы свои комментарии, что дает возможность обучающемуся найти свои ошибки, исправить их и не допускать их в будущем, поскольку будет понятна их причина и сущность.

Обучающийся при прохождении материала учебного модуля может выполнить обобщающий тест, который охватывает весь материал данного модуля. Такой тестовый материал обычно содержит задания всех форм (открытой, закрытой - с одной или несколькими опциями, на соответствие, на установление последовательности). Приведем примеры данных видов заданий из ЭУМК по немецкому языку:

Закрытая форма с одной опцией

Сказуемое в предложении переводится:

Verschiedene Nachrichten werden über Übertragungskanäle übermittelt.

0 передается, передаются

□ передавалась

□ будет передаваться

□ передает

Задание на установление соответствия

1. niedriger 1. ниже

2. am niedrigsten 2. длиннее

3. kürzer 3. короче всех

4. am kürzesten 4. короче

5. ниже всех

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. самый длинный

Ответ: 1-1; 2-5; 3-4; 4-3.

Задания на установление последовательности

Прямой порядок слов в повествовательном предложении:

a) die Lichtwellenleiter b) breit c) werden d) ausgenutzt

Ответ: a) c) b) d)

Обратный порядок слов в повествовательном предложении:

a) die Informationsübertragung b) heute c) mittels Glasfasern d) erfolgt

Ответ: b) d) a) c) c) d) a) b)

Открытая форма задания

Соответствующий союз:

Es sei gesagt, ... die Richtfunkverbindung auch Nachteile besitzt.

Ответ: dass

Выделенное слово переводится:

Alle Fernmeldegeräte bezeichnet man als Fernmeldemittel.

Ответ: аппаратура связи, приборы связи

После прохождения одного или нескольких учеб-

ных модулей целесообразно предложить обучающимся выполнить контрольную работу по изученному материалу. Также в ЭУМК можно разместить зачетную работу. Эта работа может включать в себя задания разной степени сложности (средней, повышенной и высокой). Обучающиеся могут представить результаты выполнения в электронном виде или в формате Word, или как сканированную рукопись. Каждому обучающемуся дается детализированная рецензия (анализ) и образцовый вариант выполнения контрольной работы. Имея образец эталонного выполнения, обучающиеся могут дать к нему комментарий, обсудить его, обратиться с вопросами друг к другу и к преподавателю.

В заключение следует заметить, что электронный учебно-методический комплекс, созданный на платформе Moodle, является скорее вспомогательным средством для преподавателя, консультантом и обучающим средством для обучающегося, но никак не особым самостоятельным методом для экспресс-обучения иностранному языку, а преподаватель переходит на новый этап взаимоотношений с обучающимися. Он становится не столько носителем и источником знаний, а скорее «навигатором», мотивирующим и направляющим их на поиск информации в самостоятельном автономном режиме.

Библиографический список

1. Васюкевич В.В. Методика создания электронных учебно-методических комплексов по дисциплине. Технология. Инструментальные средства. Учебно-методическое пособие. Мурманск: МГПУ, 2009. 97 с.

2. Лебедев В.Н. Модульное обучение в системе профессионального дополнительного образования. / В. Н. Лебедев // Педагогика. 2005. №4. С. 60-66.

3. Лозицкий. В.Л. Электронный учебно-методический комплекс по дисциплинам социально-гуманитарного цикла. Научно-методические основы создания и системного применения. Минск : РИВШ. 2012 // Интернет <www.psunbrb.by/sites/default/files/ sites/default/files/02per/03.pdf>.

4. Сергеева Н.И., Андреева Л.А. Применение электронного учебно-методического комплекса на занятиях по иностранному языку. // Интернет < https://cyberleninka.ru/article/n/primenenie-elektronnogo-uchebno-metodichesko-go-kompleksa-na-zanyatiyah-po-inostrannomu-yazyku>.

References

1. Vasiukevich V.V. Technique of creation of electronic teaching materials on the subject. Technology. Tools. Educational handbook. MSPU, 2009. 97 p.

2. Lebedev V. N. Modular teaching in the system of professional additional learning. / V. N. Lebedev // Pedagogics. 2005. №4. P. 60-66.

3. Lozitsky V.L. Electronic educational and methodical complex on disciplines of social and humanities. Scientifically-methodical bases of creation and application of the system. Minsk RIVSH, 2012 / Access mode: www.psunbrb.by/sites/default/files/sites/default/ files/02per/03.pdf.

4. Sergeeva N. I., AndreevaL. A. / Application of an electronic teaching aids set at the lessons in subject «Foreign Language» / Access mode: < https://cyberleninka.ru/article/n/primenenie-elektronnogo-uchebno-metodichesko-go-kompleksa-na-zanyatiyah-poinostranno-mu-yazyku>.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.