Научная статья на тему 'Реализация педагогических условии формирования профессиональных компетенции бакалавров направления подготовки 29. 03. 01 "Технология изделий легкой промышленности"'

Реализация педагогических условии формирования профессиональных компетенции бакалавров направления подготовки 29. 03. 01 "Технология изделий легкой промышленности" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
51
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ТЕХНОЛОГИЯ ИЗДЕЛИЙ ЛЕГКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ / ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / PROFESSIONAL COMPETENCES / TECHNOLOGY OF LIGHT INDUSTRY PRODUCTS / PROJECT ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бирюкова Н.П., Стебакова Т.Г, Родкина А.А., Прилепская О.А.

В статье представлены практические результаты исследования проблемы формирования профессиональных компетенций бакалавров направления подготовки 29.03.01 «Технология изделий легкой промышленности» в системе изучения профессиональных технологических дисциплин. Ведущими методами обучения стали деловые игры и проектная деятельность. Предлагается структура реализации следующих педагогических условий формирования профессиональных компетенций бакалавров технологов швейного производства: введение в процесс обучения профессионально ориентированных деловых игр;использование на занятиях междисциплинарных творческих проектов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бирюкова Н.П., Стебакова Т.Г, Родкина А.А., Прилепская О.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REALIZATION OF PEDAGOGICAL CONDITIONS OF FORMATION PROFESSIONAL COMPETENCES OF BACHELORS OF DIRECTION OF PREPARATION 29.03.01 "TECHNOLOGY OF PRODUCTS OF LIGHT INDUSTRY"

The article presents the practical results of research of problems of formation of professional competences of bachelors of direction of preparation 29.03.01 «Technology of light industry products» in the system of teaching of professional engineering subjects. The leading method of training become the business game and project activities. The structure for the implementation of the following pedagogical conditions of formation professional competences of bachelors of technology of sewing production: introduction to the process of teaching professionally oriented business games; use in the classroom interdisciplinary creative projects.

Текст научной работы на тему «Реализация педагогических условии формирования профессиональных компетенции бакалавров направления подготовки 29. 03. 01 "Технология изделий легкой промышленности"»

УДК 378 БИРЮКОВА Н.П.

кандидат технических наук, доцент, кафедра индустрии моды, Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева E-mail: natali.orel@gmail.com СТЕБАКОВА Т.Г.

кандидат технических наук, доцент, кафедра индустрии моды, Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева E-mail: tanyastebakova@yandex.ru РОДКИНА А.А.

кандидат технических наук, доцент, кафедра индустрии моды, Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева E-mail: anyarodckina@yandex.ru ПРИЛЕПСКАЯ О.А.

старший преподаватель, кафедра индустрии моды, Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева E-mail: olya.pril77@mail.ru

UDC 378 BIRYUKOVA H.P.

Candidate of technical Sciences, associate Professor, department of fashion industry, Orel State University E-mail: natali.orel@gmail.com STEBAKOVA T.G.

Candidate of technical Sciences, associate Professor, department of fashion industry, Orel State University E-mail: tanyastebakova@yandex.ru RODKINA A.A.

Candidate of technical Sciences, associate Professor, department of fashion industry, Orel State University E-mail: anyarodckina@yandex.ru PRILEPSKAYA O. A. Senior lecturer, department of fashion industry, Orel State

University E-mail: olya.pril77@mail.ru

РЕАЛИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ

БАКАЛАВРОВ НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ 29.03.01 «ТЕХНОЛОГИЯ ИЗДЕЛИЙ ЛЕГКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ»

REALIZATION OF PEDAGOGICAL CONDITIONS OF FORMATION PROFESSIONAL COMPETENCES OF BACHELORS OF DIRECTION OF PREPARATION 29.03.01 «TECHNOLOGY OF PRODUCTS OF LIGHT INDUSTRY»

В статье представлены практические результаты исследования проблемы формирования профессиональных компетенций бакалавров направления подготовки 29.03.01 «Технология изделий легкой промышленности» в системе изучения профессиональных технологических дисциплин. Ведущими методами обучения стали деловые игры и проектная деятельность. Предлагается структура реализации следующих педагогических условий формирования профессиональных компетенций бакалавров технологов швейного производства: введение в процесс обучения профессионально ориентированных деловых игр;использование на занятиях междисциплинарных творческих проектов.

Ключевые слова: профессиональные компетенции, технология изделий легкой промышленности, проектная деятельность

The article presents the practical results of research of problems of formation of professional competences of bachelors of direction of preparation 29.03.01 «Technology of light industry products» in the system of teaching of professional engineering subjects. The leading method of training become the business game and project activities. The structure for the implementation of the following pedagogical conditions of formation professional competences of bachelors of technology of sewing production: introduction to the process of teaching professionally oriented business games; use in the classroom interdisciplinary creative projects.

Keywords: professional competences, technology of light industry products, project activity.

Новые требования к результатам освоения образовательных программ, ориентированные на компе-тентностный подход, обусловливают модернизацию содержания рабочих программ дисциплин, разработку новых технологий, методов образовательной деятельности и соответствующих ей форм диагностики качества подготовленности обучающихся и выпускников.

В процессе формирования профессиональной ком-

петентности необходимо создать условия, которые будут мощным механизмом формирования данной компетентности будущего инженера. Мы предполагаем проектирование и реализацию следующих педагогических условий:

- введение в процесс обучения профессионально ориентированных деловых игр;

- использование на занятиях междисциплинарных

© Бирюкова Н.П., Стебакова Т.Г., Родкина А.А., Прилепская О.А. © Biryukova H.P., Stebakova T.G. Rodkina A.A, Prilepskaya O. A

Ученые записки Орловского государственного университета. №2 (79), 2018 г. Scientific notes of Orel State University. Vol. 2 - no. 79. 2018

творческих проектов.

Рассмотрим более подробно процесс реализации каждого из педагогических условий при формировании профессиональных компетенций у студентовкафедры индустрии моды ФГБОУ ВО «Орловский государственный университет имени И. С. Тургенева». При создании технолого-педагогическоймы учитывали:

- развитие профессиональных компетенций обучающихся в процессе обучения профессиональной инженерной деятельности;

- возможность развития у студентов потребностей в реализации профессиональныхумений и навыков;

- возможность усвоения студентами ценностных ориентаций будущей профессии.

В требованиях ФГОС ВО по направлению 29.03.01 «Технология изделий легкой промышленности» [1] реализация компетентностного подхода предусматривает активное использование интерактивных форм проведения учебных занятий, например, деловые игры, мозговые атаки, проблемные ситуации и др. в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования профессиональных компетенций будущих инженеров. В процессе обучения будущих инженеров-технологов нами была разработанаапробирована такой метод обучения, как профессиональная деловая игра. При создании условий для е проведения мы исходили из того, что учебный процесс должен быть направлен в первую очередь на формирование у студентов ценностного отношения к будущей профессии, активизацию мотивационной сферы. При этом были разработаны сценарии профессионально ориентированных деловых игр с использованием междисциплинарного подхода и апробированы вовнеучебной деятельности бакалавров технологов швейного производства.

При разработке сценариев нами было изучено содержание рабочих программ таких дисциплин, как «Введение в профессию», «Конструирование изделий легкой промышленности», «Технология изделий легкой промышленности», которое мы целенаправленно наполнили разнокачественными образовательными технологиями.

Использование деловой игры в обучении активизирует учебную деятельность, содействует повышению интереса к самому учебному процессу и будущей профессии, позволяет создать представления о законах природы, об общих теориях и комплексных проблемах. Использование педагогического потенциала деловых игр на основе междисциплинарных связей освоения вышеназванных дисциплин является необходимой основой для последующего прохождения производственной практики.

Реализация интерактивного подхода в рамках проведения деловых игр обеспечивалась учебно-методической базой (использованием информационных технологий, учебно-методическим комплексом, методическими и учебными пособиями, решением ин-тегративных учебно-исследовательских задач обучающихся и т.д.). Цель разработанной деловой игры «Я и

моя будущая профессия» заключалась в формировании профессиональных компетенций, согласно которым в конечном результате обучающиеся должны быть готовы к работе на производстве; способны руководить производственным процессом; использовать теоретические и практические знания для решения профессиональных задач и др. Студентами составлялась профессиограмма бакалавра технолога швейного производства, а также разрабатывался компетентностный портрет будущего бакалавра - все это помогло изучить специфику будущей профессии. По окончании игровой деятельности, бакалавры должны провести самоанализ своей деятельности, оценить ошибки, если допустили; определить их причины, соотнести их с имеющимся опытом, аргументировать свои ответы в коллективе; формулировать свои высказывания. Таким образом, проведение деловых игр по профессиональным дисциплинам способствует формированию профессиональных компетенций.

Также при создании игровой среды в подготовке бакалавров инженерного образования мы опирались на личностно ориентированный подход. На занятиях игровая среда предполагала личностно ориентированное взаимодействие, заключающееся в сотрудничестве преподавателя и студента, поощрении достигнутых результатов, обеспечении ему чувства психологической защищенности, создании ситуации успеха. В организации деловой игры важно учитывать интересы, способности, успеваемость студентов, а также возможность занять в игре удобную для обучающегося роль.

Метод творческих проектов был избран как наиболее перспективный в процессе формирования компетентной личности инженера. Неоценимую ценность обретают способности бакалавров к поиску новых знаний, ответов в результате установления истинности, практического применения усвоенных знаний и, несомненно, итоговым фактом является формирование профессиональных компетенций.

Рассмотрим один из апробированных на кафедре индустрии моды междисциплинарный проект «Проектирование узлов швейных изделий», разработанный в рамках дисциплин «Конструирование швейных изделий» и «Технология швейных изделий». Выбор метода междисциплинарного проекта строился на моделировании конструкторского и технологического пространства, в котором будущие инженеры получили возможность не только выполнять определенные идеи, предложенные преподавателем, а так же предлагать собственные идеи проектирования узлов швейных изделий; воплощать их в реальность, что очень важно для формирования компетентного инженера. Внедрение метода междисциплинарного проектирования в образовательный процесс позволила изучить то, как организуется, функционирует и развивается технологическая среда в инженерном образовании. В связи с этим студенты принимали участие в проектировании различных узлов швейных изделий и их реализации в материале.

Согласно содержанию дисциплины выполнение проекта включает следующие темы:

Тема 1: Разработка модели, конструкции и технологической подготовки производства юбки.

Тема 2: Разработка модели, конструкции и технологической подготовки производства мужской сорочки.

Тема 3: Разработка модели, конструкции и технологической подготовки производства женской блузки

Тема 4: Разработка модели, конструкции и технологической подготовки производства женского легкого платья

Тема 5: Разработка модели, конструкции и технологической подготовки производства мужского жилета на подкладке

Тема 6: Разработка модели, конструкции и технологической подготовки производства женского жилета на подкладке.

Тема 7: Разработка модели, конструкции и технологической подготовки производства женского жакета без подкладки в условиях предприятия малой мощности.

Тема 8: Разработка модели, конструкции и технологической подготовки производства женского жакета на подкладке в условиях предприятия малой мощности.

Тема 9: Разработка модели, конструкции и технологической подготовки производства мужского пиджака в условиях предприятия малой мощности.

Тема 10: Разработка модели, конструкции и технологической подготовки производства женского плаща.

Предлагая проект «Разработка модели, конструкции и технологической подготовки производства одежды заданного ассортимента» мы преследовали следующие задачи:

- сформировать профессиональные компетенции путем практического применения основ теории междисциплинарных дисциплин «Конструирование швейных изделий», «Технология швейных изделий» и др.;

- применить технологию подготовки будущего

инженера на основе отражения целостной профессиональной деятельности средствами междисциплинарного проекта;

- обеспечить глубокое теоретическое осмысление основ целостной профессиональной деятельности бакалавра по дисциплинам профессионального цикла;

- привить навыки самостоятельного решения междисциплинарных инженерно-технических задач и умения рассчитывать и конструировать детали одежды на основе полученных знаний;

- научить обучающихся защищать принятое техническое решение, междисциплинарный проект.

Сложность проектной деятельности заключается в том, что обучающиеся, осмыслив цели и задачи проекта, вступили в самостоятельный процесс конструкторского поиска, определили ход и направленность организованной деятельности, предвидели ее успешность и неуспешность. Практика преподавания технологических дисциплин у бакалавров инженерного образования показала, что изучение курсов «Конструирование швейных изделий» и «Технология швейных изделий» для многих студентов связано с определенными трудностями. Это в большинстве случаев объясняется ограниченными возможностями преподавателя этих непростых дисциплин в области наглядного представления изучаемых технологических объектов. Бакалавру зачастую трудно представить, как выполнить все на практике, ориентируясь лишь на теоретические лекционные материалы, «бумажные» плакаты, а также схемы и чертежи, приведенные в учебниках. Использование современного комплекса средств визуализации при проведении, как теоретических, так и практических занятий в рамках данного проекта может оказаться весьма полезным для решения этой проблемы.

Библиографический список

1. Приказ от 11 августа 2016 г. №1008 об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 29.03.01. «Технология изделий легкой промышленности» (уровень бакалавриата).

References

1. The order of August 11, 2016 №1008 on approval of the Federal state educational standard of higher education in the direction of preparation 29.03.01. «Technology of light industry products» (undergraduate level).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.