Научная статья на тему 'Организационные и содержательные характеристики выполнения междисциплинарного проекта при изучении технологических дисциплин'

Организационные и содержательные характеристики выполнения междисциплинарного проекта при изучении технологических дисциплин Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
75
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Juvenis scientia
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ / ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ / LEARNING PROCESS / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / PROFESSIONAL COMPETENCIES / СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД / SYSTEMATIC APPROACH / TECHNOLOGY TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бирюкова Н.П., Прилепская О.А., Стебакова Т.Г.

В статье исследуется проблема использования междисциплинарного проекта при подготовке бакалавров-технологов швейного производства. Рассматривается вопрос необходимости интеграции традиционных технологий обучения с инновационными, обеспечивающими подготовку конкурентоспособного инженера и формирование его профессиональных компетенций в процессе изучения технологических дисциплин. Приводится краткий ретро анализ теоретических и практических аспектов реализации междисциплинарного проекта в процессе обучения. В рамках исследования междисциплинарный проект рассматривается как вариант практической реализации идей системного подхода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бирюкова Н.П., Прилепская О.А., Стебакова Т.Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATIONAL AND SUBSTANTIVE CHARACTERISTICS OF EXECUTION OF THE INTERDISCIPLINARY PROJECT IN THE STUDY OF TECHNOLOGICAL DISCIPLINES

The article investigates the problem of using the interdisciplinary project in the preparation of bachelors of technology of sewing production. Discusses the necessity of the integration of traditional technologies with innovative training that provides training of competitive engineers and the formation of his professional competence in the process of studying the technology subjects. Retro is a brief analysis of the theoretical and practical aspects of the implementation of the interdisciplinary project in the learning process. In the study, an interdisciplinary project is considered as a variant of practical implementation of the ideas of systemic approach.

Текст научной работы на тему «Организационные и содержательные характеристики выполнения междисциплинарного проекта при изучении технологических дисциплин»

УДК: 378 ГРНТИ: 14.35.07

ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ И СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ВЫПОЛНЕНИЯ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО ПРОЕКТА ПРИ ИЗУЧЕНИИ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН

Н. П. Бирюкова, О. А. Прилепская, Т. Г. Стебакова

Орловский государственный университет имени И.С. Тургенеева Россия, 302026 г. Орел, ул. Комсомольская, 95

El Бирюкова Наталия Петровна - natali.orel@gmail.com

В статье исследуется проблема использования междисциплинарного проекта при подготовке бакалавров-технологов швейного производства. Рассматривается вопрос необходимости интеграции традиционных технологий обучения с инновационными, обеспечивающими подготовку конкурентоспособного инженера и формирование его профессиональных компетенций в процессе изучения технологических дисциплин. Приводится краткий ретро анализ теоретических и практических аспектов реализации междисциплинарного проекта в процессе обучения. В рамках исследования междисциплинарный проект рассматривается как вариант практической реализации идей системного подхода.

Ключевые слова: технологии обучения, профессиональные компетенции, процесс обучения, системный подход.

ORGANIZATIONAL AND SUBSTANTIVE CHARACTERISTICS OF EXECUTION OF THE INTERDISCIPLINARY PROJECT IN THE STUDY OF TECHNOLOGICAL DISCIPLINES

N. P. Biryukova, O. A. Prilepskaya, T. G. Stebakova

Orel State University named after I.S. Turgenev 95 Komsomolskaya St., 302026 Orel, Russia

S3 Biryukova Natalia - natali.orel@gmail.com

The article investigates the problem of using the interdisciplinary project in the preparation of bachelors of technology of sewing production. Discusses the necessity of the integration of traditional technologies with innovative training that provides training of competitive engineers and the formation of his professional competence in the process of studying the technology subjects. Retro is a brief analysis of the theoretical and practical aspects of the implementation of the interdisciplinary project in the learning process. In the study, an interdisciplinary project is considered as a variant of practical implementation of the ideas of systemic approach.

Keywords: technology training, professional competencies, the learning process, a systematic approach.

Современное профессиональное образование сегодня находится в интенсивном поиске инновационных подходов обучения для повышения качества высшего образования.

Интеграция традиционных технологий обучения с инновационными смогут обеспечить подготовку конкурентоспособного инженера-технолога. При этом происходит выделение в содержании обучения ключевых моментов формирования профессиональных компетенций.

Краткий ретро анализ теоретических и практических аспектов реализации междисциплинарного проекта в процессе обучения [1, 2, 5, 6, 7, 9, 10] показал, что данная проблема имеет глубокие исторические корни. Еще в работах античных философов, ученых Демокрита, Пифагора, Платона, Аристотеля были описаны вопросы взаимодействия человека с окружающим его миром, а также взаимосвязь его многомерных процессов. Нам импонирует мнение Аристотеля, согласно которому окружающий человека мир - это то, что познается, изучается и благодаря чему достигается познание общей картины мира. Теорию междисциплинарного проектирования развили в своих трудах Я.А. Комен-ский, К.Д. Ушинский, Дж. Дьюи, Дж. Локк, И.Г. Песталоцци, Ж. - Ж. Руссо. Нельзя оставить без особого внимания идею великого педагога 17-го века Я.А. Коменского, который в своих исследованиях говорил, что в мире все существует в тесной взаимосвязи, в связи с чем, преподавание должно

идти в такой же связи. Ученый этим доказывал потребность в использовании междисциплинарного проектирования в процессе обучения, призванного, в конечном итоге, развить мировоззрение у обучающегося и создать у него целостную картину мира. В рамках нашего исследования данную идею мы взяли за основу решения изучаемой проблемы.

В советской трудовой школе первыми описали в своих трудах практические аспекты реализации междисциплинарного проектирования педагоги А.С. Макаренко, Н.К. Крупская, С.Т. Шацкий, А.В. Луначарский и др. Первоначально междисциплинарные проекты использовались для соединения обучения с производительным трудом учащихся, соединения обучения с жизнью.

На протяжении 70-х годов XX века проблема междисциплинарного подхода в обучении становится одной из ключевых в дидактике, а в исследованиях 80-х годов обнаруживается еще один аспект проблемы, где особое внимание уделяется воспитательным аспектам при выполнении междисциплинарных проектов [3]; [8].

Несмотря на сложившиеся теоретические и практические предпосылки реализации междисциплинарного проектирования на протяжении длительного времени, на современном этапе развития профессионального образования не иссякает интерес к изучаемой проблеме. Работы многих ученых доказывают положительное влияние ис-

24

Juvenis scientia 2018 № 1 | Педагогические и психологические науки

пользования междисциплинарных связей в процессе обучения на качество образования.

Но мы считаем, что многие важные аспекты реализации междисциплинарного проектирования еще до конца не изучены, особенно в условиях компетентностной парадигмы современного образования. Мы обращаем внимание на то, что в рамках реализации компетентностной модели обучения проблема реализации междисциплинарного проектирования в процессе обучения инженера-технолога швейного производства приобретает новое значение.

Становится явным, что благодаря использованию междисциплинарного проекта при подготовке инженеров-технологов швейного производства, возможно достичь познание единства мира, природы, человека, а также раскрытие всех культурно-мировоззренческих идей. Подтверждение этому мы находим во ФГОС ВО, где прописано, что образовательные организации должны обеспечивать междисциплинарную подготовку бакалавров.

Междисциплинарный проект мы трактуем как определенную форму организации научных исследований, которая предусматривает использование взаимосвязи между несколькими дисциплинами с целью решения поставленных профессиональных задач.

В рамках нашего исследования нам импонирует трактовка Е.А. Бушковской, которая определяет междисциплинарный проект как взаимодействие между двумя или несколькими различными дисциплинами, которое варьируется от обмена идеями до взаимного пересечения [4]. Считаем, что такая трактовка в полной мере отражает сущность междисциплинарного проектирования.

Междисциплинарность обучения нашло свое отражение в ряде принципов и закономерностей, которые могут способствовать решению проблемы разрозненности изучаемых предметов.

В нашем исследовании методологической основой междисциплинарного проектирования в процессе профессиональной подготовки бакалавров, будущих инженеров-технологов швейного производства являются следующие принципы: всеобщей связи явлений, системность, всесторонность, интегрированность, дополнительность.

Рассмотрим принцип всеобщей связи явлений. Данный принцип позволяет полно познать все стороны изучаемого объекта во взаимосвязи его с окружающим миром. Это способствует стремительному формированию у будущих педагогов целостных представлений об окружающем мире, развитию кругозора, мировоззрения на основе интеграции общих знаний, понятий, теорий, законов педагогики.

Принцип системности в рамках нашего исследования является не менее важным предыдущего, поскольку выступает как свойство объекта обладать всеми признаками системы. Следует подчеркнуть, что междисциплинарное проектирование через взаимосвязь научных дисциплин, смежных знаний, позволяющие охватить все стороны изучаемого предмета, явления или процесса, способствуют развитию определенного стиля мышления обучающихся, т.е. целостного видения мира.

В рамках нашего исследования междисциплинарный проект будем представлять как вариант практической реализации идей системного подхода. К наиболее важным особенностям мы относим: возможность познать объект как определенную целостность или единство; обнаружение в такой системе определенного комплекса взаимосвязанных компонентов; установление связей между этими ком-

понентами (элементами); изучение каждого компонента объекта как системы, а его самого - как подсистемы системного образования более высокого уровня.

Таким образом, мы полагаем, что системное применение междисциплинарного проектирования формирует систему компетенций, развивает глубину мышления, способствует быстрому осмыслению и восприятию происходящих явлений изучаемого материала и помогает использовать знания в дисциплинах профессиональной подготовки.

Изучив основные характеристики системного подхода, приходим к выводу, что знание системно. Знания различных смежных дисциплин, изучаемые изолированно друг от друга, не являются системными, поскольку они будут носить разрозненный характер и их нельзя будет применить на практике. Отсюда следует, что сформировать целостную систему знаний возможно при помощи определения междисциплинарных связей между изучаемой дисциплиной с другими.

Следующим немаловажным принципом междисциплинарного проектирования выступает принцип всесторонности. Данный принцип предлагает изучить объект в во взаимосвязи с другими дисциплинами. Это позволит выстроить четкую структуру системы знаний о данном объекте: сущность, свойства, функции изучаемого объекта. Именно в таком взаимодействии объекта с другими дисциплинами возможно визуализировать все его грани, тем самым позволяет процесс обучения сделать наиболее интересным для обучающихся. Добавим, что принцип всесторонности позволяет полностью охватить круг вопросов, необходимых для изучения при помощи определения междисциплинарных связей.

В педагогике высшего образования междисциплинарные связи рассматриваются в следующих аспектах: разработка рабочих программ дисциплин; разработка междисциплинарных и интегрированных курсов; формирование компетенций междисциплинарного содержания; отбор и разработка содержания образования и обучения и т.д..

Считаем такое уточнение очень важным, поскольку одной из основных задач междисциплинарного проектирования в высшем образовании является поиск наиболее целесообразных способов объединения знаний из различных областей наук, информации, которую получает каждый участник педагогического процесса. В процессе формирования профессиональных компетенций будущих технологов швейного производства одной из таких форм выступает разработка и внедрение в образовательный процесс междисциплинарных или интегрированных курсов. При целенаправленной реализации междисциплинарного подхода к образовательному процессу междисциплинарные связи выступают как принцип конструирования профессиональной подготовки.

В нашем исследовании целесообразно реализовать междисциплинарную интеграцию на уровне установления междисциплинарных связей между технологическими дисциплинами профессиональной подготовки и на основе этого разработать интегрированный проект. При этом проектирование междисциплинарных связей может проводиться в несколько шагов: во-первых, выделить интегрируемые дисциплины, изучив их содержание; во-вторых, выделить общие темы их изучения в процессе реализации междисциплинарной интеграции; в-третьих, разработать и внедрить в учебный процесс интегрированный проект.

Эффективность процесса формирования профессио-

нальных компетенций бакалавров технологов швейного производства будет достигнута в том случае, когда междисциплинарный процесс войдет в русло всего учебного процесса. Таким образом, в дальнейшей профессиональной подготовке бакалавров технологов швейного производства предстоит организовывать технолого-педагогический процесс.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. 2-е изд. СПб.: Питер, 2001. 263 с.

2. Беляева А.П. Тенденции развития профессионального образования // Педагогика. 2003. № 6. С. 21-27.

3. Большова Т.Е. Междисциплинарный подход к гендерным исследованиям // Социокультурный анализ гендерных отношений / Под ред. Е. Ярской-Смирновой. Саратов: Изд-во СГУ, 1998. 208 с.

4. Бушковская Е.А. Феномен междисциплинарности в зарубежных исследованиях // Вестник Томского государственного университе-

та. 2010. №330(1). С. 152-155.

5. Дьюи Дж. Психология и педагогика мышления. пер. с англ. М.: Изд-во «Лабиринт», 1999. 189 с.

6. Михельсон М.О. Междисциплинарный подход к изучению городской культуры: дис. ...канд. культурологических наук: 24.00.01. СПб., 2009. 128 с.

7. Песталоцци И.Г. Метод: памятная записка Песталоцци. Избранные педагогические произведения: в 3-х т. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1963. С. 172-186.

8. Студенников И.В. О междисциплинарных исследованиях: к вопросу о содержании понятия // Записки исторического факультета, 1995. №1. С. 46-66.

9. Ушинский К.Д. Труд в его психическом и воспитательном значении. Проблемы педагогики. М., 2002. С. 159-180.

10. Щербаков А.С. Научно-методологическое значение идей Р.Г. Ку-зеева при преподавании истории в высшей школе // «Кузеев Раиль Гумерович. Ученый. Творец. Гражданин». Сборник статей. Уфа: ГУП РБ УПК, 2012. С. 123-130.

Поступила в редакцию 26.12.2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.