педагогически науки
Васьковская Галина Алексеевна ФЕНОМЕН МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОСТИ ...
UDC 378
ФЕНОМЕН МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОСТИ VS ДЕТЕРИОРАЦИЯ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ
© 2019
Васьковская Галина Алексеевна, доктор педагогических наук, старший научный сотрудник, заведующая отделом дидактики Институт педагогики Национальной академии педагогических наук Украины (04053, Украина, Киев, ул. Сечевых Стрельцов, 52-Д, e-mail: [email protected])
Аннотация. В статье современное образование рассматривается как инструмент качественной подготовки будущих учителей. На ряду с инвариантными задачами высшей школы автор выдвигает междисциплинарную интеграцию в ряд факторов, сдерживающих «вырождение» технологий, используемых преподавателями в процессе обучения студентов. Рассматривается технология реализации междисциплинарных связей как эффективное средство формирования методологической культуры преподавателя. Междисциплинарные связи характеризуются как детерминанты профессионализации учебных дисциплин. Установление связей между дисциплинами является важнейшим условием формирования системных знаний будущих учителей. Включение в содержание лекций, семинаров и других форм академических занятий материала, раскрывающего связи между дисциплинами, есть объективной необходимостью. По мнению автора, реализация междисциплинарных связей - один из важных вопросов современной системы обучения, а совершенствование процесса обучения, повышение его эффективности и качества - одна из главных задач преподавателя. В связи с этим обращается внимание на потенциал самой междисциплинарности и ее способность противостоять детериорации системы подготовки будущих учителей. Формирование у будущих учителей профессионально-педагогических знаний не будет целостным, если они не научатся анализировать содержание учебных программ, учебников, учебных пособий, книг по философии, политологии, социологии, экономических теорий, психологии, дидактике и методике преподавания конкретных дисциплин.
Ключевые слова: высшая школа; междисциплинарность; междисциплинарные связи; технология междисциплинарного обучения.
A PHENOMENON OF INTERDISCIPLINARITY VS DETERIORATION OF THE SYSTEM OF PREPARATION OF FUTURE TEACHERS
© 2019
Vaskovskaia Galina Alekseevna, doctor of pedagogical sciences, senior researcher,
head of the department of didactics Institute of Pedagogy of the National Academy of Educational Sciences of Ukraine (04053, Ukraine, Kiev, Sechevykh Streltsov St., 52-D, e-mail: [email protected])
Abstract. The article considered modern education as a tool for quality training future teachers. Along with the invariant tasks of higher education, the author puts forward interdisciplinary integration into a number of factors constraining the «degeneration» of technologies used by teachers in the process of teaching students. The technology of realization of interdisciplinary relations is considered as an effective means of forming the teacher's methodological culture. Interdisciplinary communication is characterized as the determinants of the professionalization of academic disciplines. The establishment of links between disciplines is the most important condition for the formation of the system knowledge of future teachers. Inclusion in the content of lectures, seminars and other forms of academic classes material's that reveals the connection between disciplines, an objective necessity. According to the author, the implementation of interdisciplinary communication is one of the important issues of the modern learning system, and the improvement of the learning process, increasing its efficiency and quality is one of the main tasks of the teacher. In this regard, attention is drawn to the potential of interdisciplinarity itself and its ability to resist deterioration in the system of training future teachers. The formation in future teachers of professional and pedagogical knowledge will not be complete if they do not learn to analyze the content of curriculum, textbooks, teaching aids, books on philosophy, political science, sociology, economic theories, psychology, didactics and methods of specific disciplines.
Keywords: university education; interdisciplinary; interdisciplinary communication; technologies interdisciplinary learning.
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Глобализация современных систем - экономических, политических, социальных, а тем более образовательных - чаще проявляет себя с проблемной стороны, нежели как фактор разрешения возникших противоречий. При таких условиях любая профессиональная деятельность невозможна без периодического «обновления» знаний, что и обуславливается Законом Украины «Об образовании» [1]. Следовательно, эффективная профессиональная деятельность в высшей школе невозможна без непрерывного познания преподавателем своей профессии, овладения инновационными технологиями обучения студентов, изучения самого человека как феномена.
В итоге, современное образование должно ориентироваться на широкую междисциплинарную подготовку специалистов на основе эффективных механизмов динамического коммуникативного и межкультурного взаимодействия, что, на ряду с инвариантными задачами высшей школы, выводит междисциплинарную интеграцию в ряд факторов, способных противостоять негативным тенденциям и детериорации технологий подготовки будущих учителей. Здесь «детериорация» понимается в классическом ее значении - обозначает то,
что ухудшает, усугубляет и даже портит существующее (достигнутое, приобретенное), ведет к его «вырождению». Кстати, самым простым примером этого могут служить действия педагога на лекции, семинаре и т. д., о чем студенты говорят - «скучно», «не интересно» и т. п. Итак, междисциплинарная интеграция не терпит застоя, побуждает совершенствоваться профессионально, противостоит детериорации.
Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. Важность связей между дисциплинами осознана педагогами давно. Достаточно вспомнить Я. А. Коменского, Д. Локка, И. Г. Песталоцци, К. Д. Ушинского и др. Я. А. Коменский утверждал, что все, находящееся во взаимосвязи, должно во взаимосвязи и преподаваться [2, с. 287]. И. Г. Песталоцци убеждал в том, что в сознании человек тоже должен все взаимозависимые предметы приводить в такую же связь, в которой они находятся в природе [5, с. 175]. Междисциплинарные связи К. Д. Ушинский рассматривал с позиций системообра-зования, называя разум организованной системою знаний, где система без знания что пустой шкаф [7, с. 355].
Vaskovskaia Galina Alekseevna pedagogical
A PHENOMENON OF INTERDISCIPLINARITY ... sciences
Междисциплинарность на современном этапе развития образовательных систем и их интеграции, действительно, может оказывать сдерживающий детериорацию эффект. И совсем не случайно С. В. Черкашин [12] говорит об нависших угрозах, связанных с осложнениями в современном мире, приводящими к осложнениям в процессе его познания, а в образовании линейность и репродуктивность можно рассматривать как факторы детериорации. Все чаще в исследованиях сосредоточивается внимание на зависимости желаемого уровня знаний выпускника то ли общеобразовательной школы, то ли высшего учебного заведения от общенаучной и теоретической подготовки. Лишь при условии постоянного усовершенствования содержания и структуры знаний, овладении их системой можно рассчитывать на оптимальные образовательные результаты [13].
На ряду с междисциплинарностью современная украинская дидактика рассматривает и фундаментализа-цию содержания образования как положительный фактор в развитии базовых гуманитарных и естественных знаний, в понимании и усвоении междисциплинарных связей, что, в итоге, будет способствовать обеспечению формирования целостной картины мира, познанию его фундаментальных законов [8]. С другой стороны, именно междисциплинарные связи должны стать опорой целостности содержания образования. Актуальность проблемы междисциплинарных связей в высшем образовании обусловлена не только характерными особенностями современного развития науки, но и концептуальным единством научного знания, что определяет и качество подготовки будущих специалистов [14], и познание человека как биопсихосоциокультурный феномен [10]. Конечно, в последнее время немаловажное значение приобретают и технологические аспекты профессиональной подготовки будущих учителей [3], ведущие к эффекту эмерджентности - возникновению новых признаков.
Формирование целей статьи (постановка задания) - охарактеризовать междисциплинарную интеграцию с соответствующими ей связями, влияющими на процесс подготовки будущих учителей к их профессиональной деятельности.
Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. В процессе научных изысканий обобщены наработки ученых в области междисциплинарности, что позволило утверждать: междисциплинарность - дидактический принцип и основа формирования методологии; условие формирования мировоззрения и усовершенствования профессиональной подготовки будущих специалистов; средство повышения эффективности знаний студентов и продуктивного их применения; фактор активизации познавательной деятельности и развития системного мышления; детерминанта развивающего обучения и один из критериев степени готовности будущего учителя к его педагогической деятельности и т.п. В этой связи понятие междисциплинарных связей многогранное и при практическом их применении эмерджентное. Если междисциплинарность как понятие воспринимается неким «квазижестким фактом», то междисциплинарные связи (как механизм развития междисциплинарности) большей степенью феноменизируются, и не всегда поддаются адекватному их пониманию, ибо пронизывают содержание, организационные формы обучения, методы, наставническую и познавательную деятельность, оказывают содействие развитию способностей и познавательных потребностей и т.п., что, по определению, си-нергетически динамично.
Дидактическая триада «междисциплинарность» -«междисциплинарные связи» - «междисциплинарное обучение» не есть консервативным единством в понимании «от...» и «до...». Если во главу угла мы ставим междисциплинарное обучение как технологию, то меж-дисциплинарность (знание ее сущности) может служить 34
методологией, а междисциплинарные связи своего рода методикой. Если предметом изучения являются междисциплинарные связи, то «междисциплинарность» и «междисциплинарное обучение» можно рассматривать как условные цель и результат: цель - осилить междисциплинарность как предмет, результат - развить компетентность междисциплинарной подготовки будущих учителей, которые, в свою очередь, уже на школьных предметах, интегрированных и элективных курсах будут способны эффективно реализовать междисциплинарные связи.
Междисциплинарное обучение как технология - это использование знаний из разных областей, их группировка и концентрация в контексте решаемой образовательной задачи [6, с. 110]. С другой стороны, поскольку знания не приобретаются изолированно, междисципли-нарность является важным инструментом в создании новых способов мышления, оказывает содействие дефраг-ментации знаний, способствует развитию критического мышления, творчества, навыков сотрудничества и продуктивного общения [11]. Рассматриваемая технология реализации междисциплинарных связей дает возможность процесс подготовки будущих учителей сделать результативнее, поскольку междисциплинарные связи способствуют обнаружению актуальной теоретической информации, а лишнее остается вне учебного процесса. Технология реализации междисциплинарных связей в высшем педагогическом образовании дает возможность работать с ключевыми явлениями и закономерностями.
В процессе междисциплинарной подготовки используются связи между разными темами и/или дисциплинами. Междисциплинарная подготовка - это технология эффективного образования. Эффективная междисциплинарная подготовка всегда основывается на общих идеях, касающихся междисциплинарных элементов учебных программ. Междисциплинарная подготовка обеспечивает стимулирующий и самомотивирующий контекст для обучения и улучшает целостность понимания важных образовательных (педагогических) идей, повышая компетентность в использовании знаний и навыков передачи знаний учителем ученикам. Междисциплинарная подготовка эффективна тогда, когда подкреплена адекватной самооценкой субъектов образовательного процесса, а их сотрудничество формирует командный стиль работы и т. п. [9]. Итак, методика преподавания в высшей школе должна ответить на ряд взаимосвязанных вопросов: «Как сформировать у будущего учителя знание на основе разнообразной информации и превратить его в строгую и стройную научную систему?», «Как научить студента оперативно и творчески применять полученные знания для решения разнообразных проблем, возникающих в классе?», «Каким образом и в решении каких именно задач устанавливать связи исследуемого предмета с другими предметами и видами обучения?» и т. п.
Необходимым есть установления связей между науками одной и той же области, между науками из разных областей. Системный характер профессионально-педагогических знаний также указывает на необходимость междисциплинарного синтеза знаний. Но каждая научная дисциплина, изучаемая в вузе, имеет свой особый предмет исследования и презентует особую систему знаний со специфической системой понятий, вокруг которых и группируются факты. Студенты должны овладеть понятиями, необходимыми умениями и навыками в пределах этой системы знаний (система философских знаний, система психологических знаний, система педагогических знаний, система исторических знаний, система знаний по профилирующим на факультете дисциплинам и т. п.) [15-18].
Отдельное внимание в процессе подготовки будущих учителей следует уделять анализу содержания учебных программ, учебников, учебных пособий, изданий по философии, политологии, социологии, экономических теорий, психологии, дидактике и методике преподава-Humanitarian Balkan Research. 2019. Т.3. № 1(3)
педагогически науки
Васьковская Галина Алексеевна ФЕНОМЕН МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОСТИ ...
ния конкретных дисциплин. Это в совокупности откроет конструктивные возможности для формирования у будущих специалистов системы профессионально-педагогических знаний, дает возможности комплексно осмысливать задачи в области современного образования, выявлять проблемы в обучения и воспитании подрастающего поколения, в целом - внедрять государственную политику в сфере образования. Стоит ли утверждать, что изложенное охватывает весь спектр междисципли-нарности как феномена? Но важно то, что междисципли-нарность, однозначно, способна противостоять детерио-рации в процессе подготовки будущих учителей.
Однако, некоторые теоретические выкладки экстраполируем в практическую плоскость обучения студентов и сформулируем некоторые условия: предусмотренные для усвоения студентами профессиональные знания не всегда адекватно отображены как в программах, так и учебниках и пособиях (выход: организация ситуационного обучения [4] и проектная деятельность); обнаружение неоправданного дублирования материала и выведение его из учебного процесса; усиление деятельности, направленной на установление и осознание студентами связей между дисциплинами и на этой основе учить их обобщать знания и расширять сферы использования.
Профессионализация учебных дисциплин в какой-то мере, на наш взгляд, зависит и от определения тематики, и от подбора содержания лекционных, семинарских и практических занятий. В качестве основных критериев, вслед за многими исследователями, берем ориентированность на формирование у студентов: знаний, составляющих теоретический фундамент осмысления ими идей, концепций и теорий в педагогике; знаний, непосредственно задействованных в образовательном процессе; знаний и умений, содействующих усовершенствованию методической подготовки будущих учителей. Это будет возможным при реализации междисциплинарных связей. При составлении и корректировании учебных программ профилирующих на факультете дисциплин следует учитывать содержание соответствующих школьных предметов (непосредственная связь с методикой преподавания предмета). При овладении методами научных исследований студентам необходимо раскрывать возможности их применения в школьной практике. Практика установления междисциплинарных связей даст возможность рассматривать разные педагогические процессы и явления во взаимосвязи и взаимообусловленности, в единстве и противоречивости факторов, влияющих на эти связи.
Ныне аудиторная работа невозможна без постановки перед студентами проблем, без создания проблемных ситуаций и т. п. В противном случае, им будет «скучно», «не интересно». И мы, зная причины такой реакции студентов на учебу, все больше убеждаемся, что междисциплинарная интеграция не терпит застоя, вынуждает преподавателя совершенствоваться, чтобы не настигла детериорация и его педагогических технологий, которые еще можно назвать педагогическим мастерством. Проблемные вопросы, проблемные задачи, кроме всего прочего, содержат в себе не только нераскрытую студентом проблему, но и область неизвестного, новые знания, для получения которых нужно приложить определенные интеллектуальные усилия.
Применение в учебном процессе проблемных ситуаций несет важную дидактическую нагрузку в реализации междисциплинарных связей. Преподаватель со студентами рассматривает разные гипотетические или реальные ситуации со школьной практики. Студенты, моделируя процесс решения проблемной ситуации, используют приобретенные знания из общей педагогики, психологии, социологии, физиологии и, разумеется, -дидактики. Создание проблемных ситуаций и привлечение студентов к активной познавательной деятельности дают возможность отобразить в процессе обучения такую характерную особенность современного научного
знания как процесс интеграции разных наук, усиливающий индивидуальные навыки научно-исследовательской работы. Такие задачи, требующие использования знаний по разным дисциплинам, активизируют поиск новых неизвестных отношений, на их основе побуждая устанавливать междисциплинарные связи, обуславливающие формирование междисциплинарного познавательного умения. Реализация междисциплинарных связей в учебном процессе при их полифункциональности влияет и на мировоззренческую направленность, на овладение методами познания, на формирование профессионального типа мышления и его методологическую культуру. Осознание студентами связей между научными дисциплинами, понимание их практической значимости оказывает содействие активизации умственной деятельности, формированию познавательных потребностей и ведет к необходимости дальнейшего углубления знаний.
Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. Современное образование должно ориентироваться на широкую междисциплинарную подготовку специалистов на основе эффективных механизмов динамического коммуникативного и межкультурного взаимодействия, что, на ряду с инвариантными задачами высшей школы, выводит междисциплинарную интеграцию в ряд факторов, способных противостоять детериорации системы подготовки будущих учителей. Рассматриваемая технология реализации междисциплинарных связей дает возможность процесс обучения будущих учителей сделать результативнее, поскольку междисциплинарные способствуют обнаружению актуальной теоретической информации, а лишнее остается вне учебного процесса.
Овладение методологией междисциплинарности, понимание и обнаружение междисциплинарных связей дает возможность преподавателю развивать мировоззренческую направленность студентов. Осознание студентами связей между научными дисциплинами, понимание их практической значимости оказывает содействие активизации умственной деятельности, формированию познавательных потребностей и ведет к необходимости дальнейшего углубления знаний. Междисциплинарные связи обеспечивают усиление профессионализации учебных дисциплин путем отбора содержания (материала), овладение диалектическим методом познания, обобщенными способами познавательной деятельности, формирование умений осуществлять экстраполирование знаний в новые ситуации. Установление связей между дисциплинами является важнейшим условием формирования системных знаний. Включение в содержание лекций, семинаров и других форм академических занятий материала, раскрывающего связи между дисциплинами, становится необходимостью.
Среди перспектив исследования - изучение особенностей реализации междисциплинарных связей как одного из важных вопросов дидактической триады «меж-дисциплинарность» - «междисциплинарные связи» -«междисциплинарное обучение».
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Закон Укра'ни «Про освту». URL: http://mon.gov.ua/
2. Коменский Я. А. Избранные педагогические сочинения. Москва : Учпедгиз, 1955. 651 с.
3. Косянчук С. Технологи' iнтерактивного навчання у професштй тдготовщ майбутнiх учителiв: аксiологiчний акцент. Технологiчнi аспекти профеайноï подготовки майбутнiхучителiв початково' шко-ли /Методичний вiсник Науково-до^дницько' лабораторИ' дидактики початковоï освти / [голов. ред. Осадченко I. I.]. Микола'в : ТОВ «Ыон», 2015. Вип. 4. С. 30-32.
4. Осадченко I. I. Теорiя i практика ситуацшного навчання у тдготовц майбутнiхучителiв початковоï школи : монографiя. Умань : ППЖовтий, 2012. 414 с.
5. Песталоцци И. Г. Избранные педагогические произведения. Москва : Изд-во АПН РСФСР, 1963. Т. 2. 626 с.
6. Спиваковский А. В., Петухова Л. Е., Кравцов Г. М., Воропай Н. А., Коткова В. В. Новая дидактика: от субъект-субъектных — к трисубъектным отношениям. Херсон : Айлант, 2016. 276 с.
7. Ушинский К. Д. О первоначальном преподавании русского языка. Собрание сочинений : в 11-ти т. (1948—1952). Т. 5: Методические статьи и материалы к «Детскому миру». Москва — Ленинград : Изд-
Vaskovskaia Galina Alekseevna A PHENOMENON OF INTERDISCIPLINARITY .
pedagogical sciences
во АПН РСФСР, 1949. 592 с.
8. Фундаменталiзацiя 3Micmy освти у старшш школi: теорiя i практика : колективна монографiя / [авт. кол.: Г. О. Васъювсъка та in. Кшв : Педагогiчна думка, 2015. 288 с.
9. Interdisciplinary Learning. CfE Briefing. 2012, September. URL: https://education.gov.scot/Documents~/cfe-briefing-4.pdf
10. Palamar B. I., Vaskivska H. O., Palamar S. P. Dydaktyczne aspekty poznania cziowieka jako bio-psychiczno-spoleczno-kulturalnej osobowosci. Wiadomosci Lekarskie. Warszawa : Wydawnictwo Aluna, 2017. T. LXX. Nr 5. S. 959-963.
11. Styron Ronald A., Jr. (2013). Interdisciplinary Education: A Reflection of the Real World. Systemics, cybernetics and informatics. Vol. 11, #9, 47-52. http://www.iiisci.org/journal/CV$/sci/pdfs/iSA312DD.pdf
12. Tcherkashyn S. V. Creating a new paradigm of university education as a component part of reforming german universities. Балканско научно обозрение. 2018. № 1. С. 72-75.
13. Vaskivska H. Didactic aspects of upper secondary and university education fundamentalization. Science and Education, 2017. Issue 5. P. 4550. (DOI: https://doi.org/10.24195/2414-4665-2017-5-9).
14. Vaskivska H. Tanas М. R., Loboda S. Interdisciplinary links as a didactic basis of the future teacher's professional training. Interdisciplinary Studies of Complex Systems. 2017. № 10-11. P. 46-59.
15. Телътевская Н.В. Теоретико-методологические основы формирования системы профессионально-педагогических знаний будущих учителей // диссертация на соискание ученой степени доктора педагогических наук /Волгоград, 2003
16. Телътевская Н.В. Педагогические условия повышения эффективности самостоятелъной работы студентов // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 4 (17). С. 262-265.
17. Румянцева Н.В. Формирование готовности студентов - будущих учителей к реализации междисциплинарной интеграции // Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. № 3 (20). С. 276-278.
18. Алиева С.С. Педагогические принципы междисциплинарного образования и диалога // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 4 (21). С. 18-21.
36
Humanitarian Balkan Research. 2019. Т.3. № 1(3)