Научная статья на тему 'Применение современных компьютерных технологии в образовательной среде вуза при обучении конструктора одежды'

Применение современных компьютерных технологии в образовательной среде вуза при обучении конструктора одежды Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
122
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / САПР / КОСТЮМ / ОДЕЖДА / ОБУЧЕНИЕ / CAD / PROFESSIONAL TRAINING / COSTUME / CLOTHING / TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бирюкова Н.П., Карпеева С.А., Стебакова Т.Г., Родкина А.А.

В статье рассматриваются основные виды САПР сферы проектирования одежды, а также возможности их применения при обучении конструктора одежды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE USEOF MODERNCOMPUTERTECHNOLOGIESINTHE EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF THE UNIVERSITYIN THE TRAINING OF DESIGNER CLOTHES

The article considers the maintypes of CADinthe sphere of designing clothes, as well as the possibility of their application in the training of the designer of clothes.

Текст научной работы на тему «Применение современных компьютерных технологии в образовательной среде вуза при обучении конструктора одежды»

УДК 378.391.745 БИРЮКОВА Н.П.

кандидат технических наук, доцент, кафедра индустрии моды, Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева E-mail: natali.orel@gmail.com КАРПЕЕВА С.А.

кандидат педагогических наук кафедра индустрии

моды, Орловский государственный университет имени

И.С. Тургенева

E-mail: karpeevas@bk.ru

СТЕБАКОВА Т.Г.

кандидат технических наук, кафедра индустрии моды, Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева

E-mail: tanyastebakova@yandex.ru РОДКИНА А. А.

кандидат технических наук кафедра индустрии моды, Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева E-mail: anyarodckina@yandex.ru

UDC 378.391.745 BIRYUKOVA H.P.

Candidate of technical Sciences, department of fashion

industry, Orel State University

E-mail: natali.orel@gmail.com KARPEEVA S.A.

Candidate of pedagogics, department of fashion industry,

Orel State University E-mail: karpeevas@bk.ru STEBAKOVA T.G.

Candidate of technical Sciences, department of fashion

industry, Orel State University E-mail: tanyastebakova@yandex.ru RODKINA A.A.

Candidate of technical Sciences, department of fashion

industry, Orel State University E-mail: anyarodckina@yandex.ru

ПРИМЕНЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ ВУЗА ПРИ ОБУЧЕНИИ КОНСТРУКТОРА ОДЕЖДЫ

THE USEOF MODERNCOMPUTERTECHNOLOGIESINTHE EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF THE UNIVERSITYIN THE TRAINING OF DESIGNER CLOTHES

В статье рассматриваются основные виды САПР сферы проектирования одежды, а также возможности их применения при обучении конструктора одежды.

Ключевые слова: профессиональное обучение, САПР, костюм, одежда, обучение.

The article considers the maintypes of CADinthe sphere of designing clothes, as well as the possibility of their application in the training of the designer of clothes.

Keywords: CAD, professional training, costume, clothing, training.

В настоящее время одной из перспективных тенденций процесса обучения в вузе является использование современных компьютерных технологий. Необходимость использования компьютерных технологий для повышения качества обучения конструкторов одеждыобусловленовоз-можностью существенного расширения диапазона применяемых видов познавательной деятельности и получаемых результатов [1, 3]. Использование специализированных компьютерных технологий в подготовке будущих конструкторов одежды стало обязательным элементомпроцесса обучения в вузе. С учетом особенностей конструкторско-технологической деятельности, возможности компьютерных технологий в области создания базовых и модельных конструкций являются ключевыми в обеспечении проектной составляющей профессиональной деятельности конструктора одежды. Использование компьютерных технологий в процессе обучения студентов будет развивать ихтворческий потенциал и формировать производственно-технологическую компетентность. Умение студента ис-

пользовать различные компьютерные технологии для проектирования новых форм одежды будет востребовано различными швейными предприятиями для совершенствования своей деятельности.

Совершенствование швейных предприятий можно развивать во многих направлениях, а именно:

• повышать качество продукции и сокращать процент брака;

• использовать новое оборудование, внедрять более совершенные производственныетехнологии;

• ускорять разработку и выпуск новой продукции;

• наращивать мощности;

• стремиться к безотходному производству;

• добиваться большей удовлетворенности покупателей и конечных потребителей;

• привлекать квалифицированные кадры;

• создавать систему организационного обучения.

Таким образом, для конкурирования в современных

условиях глобального рынка уже недостаточно лишь одно-

© Бирюкова Н.П., Карпеева С.А., Стебакова Т.Г., Родкина А. А © Biryukova H.P., Karpeeva S.A., Stebakova T.G. Rodkina A.A.

Ученые записки Орловского государственного университета. №4 (81), 2018 г. Scientific notes of Orel State University. Vol. 4 - no. 81. 2018

го хорошо отлаженного процесса изготовления швейных изделий.

Как известно, самым узким местом на швейном предприятии является процесс проектирования новых моделей одежды, т.е. конструкторский отдел, который должен быть оснащенсовременныминструментом,с соответствующими навыками работы, чтобы своевременноудовлетворятьпо-стоянноизменяющиеся требования рынка.

В связи с этим руководители успешных компаний отрасли рассматривают процесс проектирования новых моделей наиболее привлекательным ресурсом повышения собственной конкурентоспособности.

Но какую систему автоматизированного проектирования (САПР) выбрать из уже множества имеющихся? Для этого их необходимо хорошо изучить, поработать в программах и получить, хотя бы, минимальные навыки.

В настоящее время имеются ряд систем автоматизированного проектирования одежды, которые значительно облегчают и ускоряют процесс проектирования новых моделей. Но не все САПР обладают достаточно мощным интеллектом, позволяющим реально избавить конструктора от рутинного изготовления и изменения каждого лекала в отдельности, делая это вместо него автоматически [2].

Анализируя САПР, изучаемые в рамках изучения дисциплин «Информационные технологии в швейном производстве» и «САПР одежды», а это ЛЕКО^ОУОСИО, ОКАРК, 1иЪ1У1, можно отметить следующее, что все имеющиеся системы САПР в большей или меньшей степени облегчают труд конструктора, значительно сокращают затраты времени на процесс проектирования новых моделей одежды, улучшают качество проектирования изделий, исключают такой трудоемкий процесс, как градация лекал.

Во всех системах САПР имеется база данных: размерные признаки типовых фигур: женских, мужских, детских (мальчиков и девочек), базовые основы и модельные конструкции основных видов одежды. Кроме того, во всех программах САПР можно построить базовую основу по любой из существующих методик конструирования: ЕМКО СЭВ, ЦОТШЛ, Мюллер и сын и др. и нанести на нее модельные особенности.

Чем же отличается одна САПР от другой?

В САПР ЛЕКО запись алгоритма построения базовой конструкции используется язык математического программирования Паскаля. Отдельныхинструментовпостроения конструктивных точек, отрезков кривых и прямых и т. д. в этой программе нет. Поэтому она является самой неудобной и сложной из вышеперечисленных программой, в которой перепостроение или изменение какой-либо конструктивной точки или линии осуществляется путем введения изменений переменных или постоянных величин в расчетные формулы. Крометого, кривые линии конструкции (кривые второго порядка) строятся с помощью проективного дискриминанта, определяющего степень кривизны кривой, который используется на данный момент только в одной методике МГИЛПа. Во всех других методиках конструирования одежды величины проектированных дискриминантов не используются. САПР ЛЕКО была разработана в девяностые годы прошлого столетия. Но наука не стоит на месте и за прошедшие годы нынешнего столетия разработано ряд программ САПР, которые имеют большую гибкость, визуальность и простоту при построении кон-

структивных точек, прямых и кривых линий. К таким программам относятся NOVOCUD и JULIVI. Объединяет эти две программы одинаковый принцип подхода к построению конструктивных точек, отрезков, линий, то есть: применяемые инструменты.

Их достаточно много. Это построение точек на расстоянии от ранее построенной точки, на пересечении двух линий, двух окружностей, прямой и окружности, на расстоянии по направлению отрезка; построение отрезков между двумя точками, линии через точку под углом, по горизонтали, по вертикали; построение кривых Безье, кривых между тремя точками, кривых, как части окружности или окружность в целом и т. д..При необходимости построить или перестроить точку, отрезок или кривую, необходимо опять использовать те же инструменты. При изготовлении лекал используется другая специальная группа инструментов, с помощью которых задаются припуски на швы, подгиб низа, проводятся линии срезов, оформляются уголки лекал, наносятся долевые линии, делаются соответствующие надписи и т. д.

Каждый шаг построения записывается программой, который всегда можно изменить и отредактировать. Эта запись может быть использована для автоматического создания других размеров, таким образом, необходимость градации отпадает. Подготовленные лекала можно транспортировать в подпрограмму «Раскладка» и вывести на печать, либо раскладку полностью, либо лекала отдельных деталей.

САПР NOVOCUD и JULIVIцелесообразнее использовать в учебном процессе и на производстве при построении базовых основ по имеющимся методикам конструирования. Эти программы обеспечивают наглядность, удобство пользования инструментами при построении, сокращение трудоемкости. Совершенно другой подход процесса проектирования одежды наблюдается в САПР GRAFIS.

Всегда ли есть необходимость строить базовую основу конструкции какого либо вида изделия? Не эффективнее ли использовать уже готовые основы? Конечно да, тем более, что их можно получить на любой вид изделия путем незначительных преобразований и изменений соответствующих припусков и прибавок за счет использования гибких интерактивных конструкций, вызываемых во всех систе-махразмерных признаков.

Т.е. с помощью опций можно на первоначальной стадии моделирования выбрать нужный элемент модельной конструкции, например:

• положение нагрудной вытачки (от плечевого шва, проймы или бокового шва),

• нагрудная плечевая вытачка, переходящая в вытачку по линии талии,

• форма бокового шва в зависимости от силуэта изделия и др.

Кроме того, с помощью выделенных «drag» - зон можно: менять величины припусков на свободное облегание по различным участкам (груди, талии, бедер, спинки, полочки); увеличивать, уменьшать или делать равным нулю растворы всех вытачек (плечевой, нагрудной, по линии талии спинки и полочки); менять форму линий горловины спинки и полочки; смещать конструктивные линии; изменять длину и форму линии низаит. д.

Таким образом, с помощью интерактивности основ

конструкций из базы данных можно создать любую модельную конструкцию любого вида изделия для любой полнотно-возрастной группы. В новой, 10 версии САПР ОКАРКразработчики пошли еще дальше, представлены интерактивныеинструменты моделирования спинки и полочки с различными рельефными швами, покроя реглана классического и без верхнего шва, рубашечного покроя, разработаны интерактивные конструкции капюшонов и оформление горловины улиткой и т. д. Вызванные базовые основы, разработанные модельные конструкции, изготовленные лекала деталей записываются, нумеруются и хранятся в «Отдельных деталях» в разных файлах, которые можно в любой момент передать в подпрограмму «Раскладка» или хранить в любом месте, например в «Моих документах». Таким образом, новая версия САПР ОКАРКпредполагает значительное расширение возможностей программы при создании новых моделей одежды

с минимальными затратамивременина их разработку. Если САПРКОУОСШ и ШЪШцелесообразнее использовать в учебном процессеи на производстве при построении базовых основ, то САПР ОКАРК эффективнее использовать в таких дисциплинах учебного процесса как «Конструктивное моделирование», «Конструкторско-технологическая подготовка производства», в разделе «Раскладка» дисциплины «Технология швейных изделий» и на производстве при разработке новых модельных конструкций по базовым основам.

Подводя итоги, можно сказать, что сегодня применение современных компьютерных технологий в подготовке конструкторов одежды является неотъемлемымэлемен-том процесса обучения, а овладение студентами возможностями передовых разработок в области САПР позволит эффективно использовать их в своей профессиональной производственной деятельности.

Библиографический список

1. Ефимов П.П. Направления использования современных информационных технологий в инновационной образовательной среде вуза / П.П, Ефимов, И.О. Ефимова // Теория и практика образования в современном мире: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2014 г.). СПб.: Заневская площадь, 2014. С. 373-376. - URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/145/6689/ (дата обращения: 11.06.2018).

2. Зак И.С. База данных и компьютерная система подготовки производства фирменной рабочей одежды. / И.С. Зак, Р.И. Сизова, Б.А. Козлов // Швейная промышленность. 1999. № 3. С. 37 - 39.

3. Шишкина Н.Д. Использование современных компьютерных технологий в подготовке будущих учителей технологии по дизайну костюма // Молодой ученый. 2017. №25. С. 326-329. - URL https://moluch.ru/archive/159/44877/ (дата обращения: 15.06.2018).

References

1. EfimovP.P. Directions of use of modern information technologies in the innovative educational environment of the University / P.P. Efimov, I. O. Efimova / / Theory and practice of education in the modern world: materials VI international. scientific. Conf. (St. Petersburg, December 2014). SPb.: Zanevskaya square, 2014. Pp. 373-376. URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/145/6689/ (accessed: 11.06.2018).

2. Zak I.S. Database and computer system of preparation of production of branded work clothes. / I.S. Zak, R.I. Sizova, B.A. Kozlov // Garment industry. 1999. No. 3. Pp. 37 - 39.

3. Shishkina N.D. The use of modern computer technology in the training of future teachers of costume design / / Young scientist. 2017. №25. Pp. 326-329. URL https://moluch.ru/archive/159/44877/ (accessed: 15.06.2018).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.