Научная статья на тему 'РЕАЛИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБУЧЕНИИ'

РЕАЛИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБУЧЕНИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
8
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
профессиональное обучение / профессиональное образование / педагогическая технология / professional training / professional education / educational technology

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зиновьева Светлана Анатольевна, Быстрова Наталья Васильевна, Коняева Елена Александровна

В процессе исследования авторами рассматривается сущность педагогических технологий и их реализация в профессиональном обучении. Проведен анализ термина «педагогические технологии», использовались различные мнения ученых и исследователей в данном вопросе, также были затронуты исторические аспекты возникновения данного понятия. Были рассмотрены признаки педагогической технологии. Также были изучены различные классификации педагогических технологий по различным признакам. Изучены интерактивные технологии в условия реализации компетентностного подхода и требований ФГОС. Основой современного образования является ориентация педагогического процесса на личность человека, на создание среды, где ему было бы интересно интеллектуально развиваться.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

In the process of research, the authors examine the essence of pedagogical technologies and their implementation in vocational training. The term “educational technologies” was analyzed, various opinions of scientists and researchers were used on this issue, and the historical aspects of the emergence of this concept were also touched upon. The signs of pedagogical technology were considered. Various classifications of educational technologies according to various criteria were also studied. Interactive technologies were studied in the conditions of implementation of the competency-based approach and the requirements of the Federal State Educational Standard. The basis of modern education is the orientation of the pedagogical process towards a person’s personality, towards creating an environment where it would be interesting for him to develop intellectually.

Текст научной работы на тему «РЕАЛИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБУЧЕНИИ»

Педагогика

УДК 378.14

кандидат педагогических наук, доцент Зиновьева Светлана Анатольевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); кандидат педагогических наук, доцент Быстрова Наталья Васильевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); кандидат педагогических наук, доцент Коняева Елена Александровна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет» (г. Челябинск)

РЕАЛИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБУЧЕНИИ

Аннотация. В процессе исследования авторами рассматривается сущность педагогических технологий и их реализация в профессиональном обучении. Проведен анализ термина «педагогические технологии», использовались различные мнения ученых и исследователей в данном вопросе, также были затронуты исторические аспекты возникновения данного понятия. Были рассмотрены признаки педагогической технологии. Также были изучены различные классификации педагогических технологий по различным признакам. Изучены интерактивные технологии в условия реализации компетентностного подхода и требований ФГОС. Основой современного образования является ориентация педагогического процесса на личность человека, на создание среды, где ему было бы интересно интеллектуально развиваться.

Ключевые слова: профессиональное обучение, профессиональное образование, педагогическая технология.

Annotation. In the process of research, the authors examine the essence of pedagogical technologies and their implementation in vocational training. The term "educational technologies" was analyzed, various opinions of scientists and researchers were used on this issue, and the historical aspects of the emergence of this concept were also touched upon. The signs of pedagogical technology were considered. Various classifications of educational technologies according to various criteria were also studied. Interactive technologies were studied in the conditions of implementation of the competency-based approach and the requirements of the Federal State Educational Standard. The basis of modern education is the orientation of the pedagogical process towards a person's personality, towards creating an environment where it would be interesting for him to develop intellectually.

Key words: professional training, professional education, educational technology.

Введение. Динамичные преобразования в социокультурной среде современного общества существенно повлияли на образовательное пространство. В сфере образования в настоящее время меняются требования, предъявляемые к качеству и содержанию учебного процесса и в целом к готовности выпускника к профессиональной деятельности. Основная задача, которая сегодня стоит перед образовательной системой - реализация принципа непрерывного образования человека, воспитание социально-активной, мобильной, интеллектуально развитой личности, которая способна быстро адаптироваться к изменяющимся условиям в современном мире. В настоящее время работодатели хотят видеть выпускника образовательного учреждения, который готов ответственно подходить к своей работе, взаимодействовать в команде, критически оценивать ситуации, творчески подходить к решению профессиональных задач. ФГОС требуют от системы образования реализации компетентностного подхода, ориентируя обучающихся на познавательную и практическую деятельность. Описанные требования ставят вопрос о замене стандартных методов и форм обучения на инновационные технологии обучения.

Внедрение в образовательный процесс современных образовательных технологий обучения ведет к совершенствованию системы образования, позволяет педагогу повышать уровень познавательного интереса у обучающихся, создать условия для их творческого развития. Обучающийся становится центральным звеном, а педагог регулирует учебный процесс, они находятся в постоянном взаимодействии и сотрудничестве друг с другом для эффективного достижения образовательных целей.

Изложение основного материала статьи. В образовательном процессе студентов системы среднего профессионального образования большую роль играет применение педагогом современных технологий обучения и воспитания. Это обуславливается тем, что формирование прочных знаний требует связь теории и практики. Активизация познавательной деятельности студентов помогает понять и сформировать теоретические знания в профессиональной сфере деятельности и применять их на реальных ситуациях. Педагог, в свою очередь, должен ответственно подходить к методическим разработкам своих занятий, следить за новыми тенденциями и применять их на своих занятиях.

Постоянное развитие социально-экономической, научно-технической, политической и культурной сфер общества, невозможно без изменений в образовательного процесса, без быстрой адаптации к новым выдвигающимся требованиям, связанных с повышением эффективности образовательного процесса, с внедрением инновационных подходов к применению технологий обучения.

Современное образование нацелено на применение личностно-ориентированных и гуманистических направлений развития личности, где учитываются возрастные, психологические особенности и человека, а также на переход к невербальным способам передачи знаний - это является одной из причин возникновения и применения педагогических технологий по мнению В.А. Сластенина и Н.Г. Руденко. Ученые в своих трудах отмечали потребность во внедрении в процесс обучения системно-деятельностного подхода, что подразумевает совершенствование процесса обучения и воспитания. Среди причин также выделяют проектирование учебного процесса, интеграцию педагогической деятельности для обеспечение лучшего результата.

Исследователи считают, что возникновение современных технологий обучения связано с изменениями, которые произошли в системе традиционного обучения, из-за снижения эффективности обучения. Данный процесс стал однообразным, информация почти всегда подавалась в форме монолога. В то время как учебная нагрузка постепенно увеличивалась, а подача материала оставалась прежней, что стало причиной снижения уровня знаний, а также недостаточной включенности обучающихся в образовательный процесс и их безынициативности.

Сегодня, в условиях реализации ФГОС, педагогическая технология - это многомерный термин, включающий совокупность методов, приемов, техник, инструментов, используемых качественной организации педагогического процесса с целью достижения целей и задач обучения. Использование технологий обучения помогает существенно повысить качество образования, и создает необходимые условия для реализации дидактических принципов и индивидуализации обучения. Также развивается познавательная активность, мотивация к обучению увеличивается, так как педагогический процесс становится более интересным. Но очень важным остается то, что в мире все стремительно меняется,

разрабатываются новые стандарты, требования к качеству подготовки специалистов растут, использование технологий обучения должно подстраиваться под текущую ситуацию.

Рассмотрим кратко классификацию педагогических технологий:

1. Диалектические, метафизические, научные, религиозные, идеалистические, материалистические, антигуманные, гуманистические (философской уровень).

2. Общепедагогические, предметные, конкретно-личностные (уровень применения).

3. Социогенные, идеалистические, психогенные, биогенные (уровень психического развития).

6. Авторитарные, личностно-ориентированные.

7. Объяснительно-иллюстративные, догматические, репродуктивные, проблемного обучения, программированного обучения, развивающего обучения, саморазвивающего обучения, диалогические, коммуникативные, игровые (по способу, методу и средству).

С популярной, в педагогической литературе, систематизацией классификаций педагогических технологий по Г.К. Селевко, не согласна Н.Е. Эрганова. Она высказывает мнение о том, что в некоторые классификационные основания имеют размытость, и было бы трудно их применить на практике. Также она видит ошибку в том, что родственные группы педагогических технологий оказываются в разных не сходных видах, приводя при этом доказательные примеры.

H.Е. Эрганова сама классифицирует педагогические технологии на основе условий технологического обеспечения образовательного процесса:

I. По способу достижения результата: традиционные технологии, рутинные, инновационные технологии.

2. Широта применения в учебно-воспитательном процессе. В этой группе выделяется: общепедагогические, частные, локальные и авторские педагогические технологии.

3. Тип объекта педагогического воздействия. К этой категории относится: институциональные технологии, групповые, индивидуальные, массовые.

4. Тип регуляции взаимодействия субъектов образовательного процесса. Жесткие технологии, где способами воздействия на обучающегося являются стандарты, обучающие модули. Мягкие технологии - акцент делается на самоопределение педагога, на инициативу и творчество обучающихся (сюда можно отнести игровые технологии). Интерактивные технологии основываются на диалоге субъектов образовательного процесса.

5. Тип информационных носителей: бумажные, комбинированные, электронные.

6. Способ проектирования: «кабинетные», «лабораторные», «полевые» технологии. Под «кабинетными» подразумеваются технологии, которые применяются в конкретном образовательном учреждении, деятельность направлена на улучшения образовательного процесса в нем. «Лабораторные» подразумевают создание ситуаций между субъектами педагогического процесса, например в виде технологии деловой игры, в процессе которых у обучающихся формируются новые знания, выявляются и решаются узкие проблемы. «Полевые» технологии связаны с проектной деятельностью. Педагог в образовательном процессе взаимодействует с педагогами-предметниками и обучающимися с целью получения новых знаний, а также поиска решения проблем образовательного процесса.

7. По характеру управленческого воздействия: операционные, передаваемые, проектировочные педагогические технологии.

Операционные технологии вводятся в образовательную среду на небольшое количество времени с целью внедрения инновационных процессов. К таким технологиям относят метода игрового обучения, тренинги и др.

Передаваемые технологии предполагают возможность обучения педагога, передачи знания об определенной технологии, с целью дальнейшего внедрения ее в учебно-педагогический процесс.

Проектировочные технологии - это довольно сложный вид педагогической технологии, которая связана с решением проблем в образовательной среде, с развитием образовательных программ. Здесь проектируются управленческие решения и задачи образовательного процесса. Проектировочный процесс включает в себя: педагогическую диагностику, целеполагание, моделирование, планирование, внедрение.

К наиболее актуальным классификационным группам авторы относят традиционные и новые педагогические технологии. Вторая группа в современном мире наиболее востребована, так как новизна мотивирует обучающихся на познавательную деятельность. Так современная молодежь уже практически не воспринимает информацию в форме монолога преподавателя. Педагог должен в новых реалиях более творчески подходить к профессиональной деятельности.

Так, к современным образовательным технологиям некоторые авторы относят весьма синонимичные понятия: технологии личностно-ориентированного обучения, индивидуально-ориентированные и субъект-ориентированные. Несмотря на то, что понятия кажутся похожими различия в них есть.

Индивидуально-ориентированный подход основан на принципе природосообразности, опираясь на который учебный процесс строится исходя из естественных потребностей человека и индивидуальных особенностей и характеристик, заложенных природой: особенности памяти, мышления, черт темперамента и т.п.

Личностно-ориентированные подход ориентирован на развитие личности обучающегося, способной на самопроявление, саморазвитие, самореализацию, на решение возникающих трудностей. Социализация в этом подходе является одной из главных задач в развитии человека как личности. Педагогический процесс должен создавать условия для постоянного взаимодействия обучающихся с другими участниками образовательного процесса: педагогами, одногруппниками, однокурсниками и др.

Субъект-ориентированный подход предполагает создание в педагогическом пространстве ситуаций, где обучающийся самостоятельно принимает важные решение для своего индивидуального, профессионального самоопределения и в целом для жизненного пути. Для него создаются задачи, которые могут быть связаны с преобразованием окружающей действительности и получением материальных и виртуальных продуктов. Педагог и обучающийся в данном случае -партеры, их отношения основаны на взаимовыгодном сотрудничестве, равенстве прав и обязанностей. Ярким примером в данном подходе, является технология проектной деятельности обучающегося, которая предполагает создание своего продукта, направленного на совершенствование окружающей действительности.

Можно заметить, что признаков и классификационных групп педагогических технологий неимоверное множество, авторы подходят совершенно с разных сторон. Однако, на наш взгляд, одной из актуальных классификаций можно считать, разделение педагогических технологий на традиционные и инновационные технологии. Рассмотрим вторую группу соответственно, более подробно.

Выводы. Исходя из анализа педагогической литературы, можно выявить, что понятие педагогическая технология действительно очень многообразное и является объектом дискуссий. В современном мире видна тенденция совершенствования педагогических технологий, мир развивается и не стоит на месте и образование вместе с ним. Для повышения интереса студентов к обучению используются инновационные технологии, к которым относят дистанционное обучение, информационные технологии, цифровые технологии и другое. Но все же человек находясь в социуме должен

взаимодействовать с людьми напрямую, учиться общаться и воспринимать свой мир через призму реального восприятия действительности

Литература:

1. Ковалева, Г.А. Современные цифровые технологии в системе профессиональной подготовки специалистов для киберспорта / Г.А. Ковалева, Д.С. Янкевич, Н.Э. Чайковская, A.C. Талан // Вестник Мининского университета. - 2021. -Т. 9.-№ 2 (35). - С. 9.

2. Маркова, С.М. Проектирование технологии профессионального обучения / С.М. Маркова, С.А. Цыплакова, Е.Е. Пулькина // Школа будущего. -2018. - №6,- С. 61-66

3. Маркова, С.М. Системный подход к технологии профессионального обучения / С.М. Маркова, Е.А. Уракова // Проблемы современного педагогического образования. -2021. -№ 72-2. - С. 155-158

4. Савченков, A.B. Реализация в образовательном процессе вуза современных интерактивных воспитательных технологий направленных на развитие гибких навыков будущих педагогов / A.B. Савченков, Н.В. Уварина, Г.В. Щагина // ВестникМининского университета,-2023. - Т. 11. - № 2(43). - С. 5.

Педагогика

УДК 373.31

кандидат педагогических наук, доцент Иваненко Марина Анатольевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Уральский государственный педагогический университет» (г. Екатеринбург); магистрант Чжан Пэйчжи

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Дальневосточный федеральный университет» (г. Владивосток)

ФОРМИРОВАНИЕ НАЦИОНАЛЬНО-ИСТОРИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Аннотация. В данной статье авторы сделали акцент на особенностях формирования национально-исторического сознания у младших школьников. В статье рассмотрены понятия «сознание», «общественное сознание», «национальное сознание», «историческое сознание»; определены понятие «национально-историческое сознание», стадии и компоненты национально-исторического сознания. В статье выделены особенности формирования национально-исторического сознания у младших школьников; представлены требования, которые предъявляются к результатам освоения младшим школьником начального общего образования.

Ключевые слова: формирование, сознание, национальное сознание, национально-историческое сознание, младший школьник.

Annotation. In this article the authors focused on the features of the formation national-historical consciousness among junior schoolchildren. In article deals with the concepts of «consciousness», «public consciousness», «national consciousness», «historical consciousness»; the concept of «national-historical consciousness», stages and components of national-historical consciousness are defined. The article highlights the features of the formation of national-historical consciousness among junior schoolchildren; presents the requirements that are imposed on the results of mastering primary general education by a junior schoolchild are presented.

Key words: formation, consciousness, national consciousness, national-historical consciousness,junior schoolchild.

Введение. Современные тенденции в воспитании подрастающего поколения, в частности - детей младшего школьного возраста, направлено на формирование у ребенка четкой гражданской позиции, однозначности в трактовке исторических событий на основе исторических фактов и исторических документов. Сегодня в развитии общества, а также в развитии отношений между нациями, происходит обострение этнических противоречий. И это можно видеть не только в нашей стране, но и за рубежом. Поэтому вопрос о формировании национально-исторического сознания у подрастающего поколения становится актуальным.

Изложение основного материала статьи. Изучение национально-исторического сознания в гуманитарных науках является одним из наиболее актуальных предметов исследования. Сегодня нет точного определения понятия «национально-историческое сознание».

При определении понятия «сознание», С.Л. Рубинштейном акцентируется внимание на общении, на становлении у субъекта сознания [9]. В.Н. Дружинин рассматривает сознание с позиции высшего уровня психической активности человека как социального существа [9].

Э. Тулвинг говорит о трех типах сознания: 1) о простом осознании внешних раздражителей; 2) об осознании символических репрезентаций окружающего мира; 3) об осознании себя и личностного опыта относительно времени [9].

Мы согласны с мнением А.Н. Леонтьева, что сознание - это картина мира, которая открывается субъекту, и субъект включен в этот мир сам со своими действиями и состояниями [6].

Мы согласны с мнением А.К. Уледова, что если рассматривать общественное сознание, то необходимо «понимание общественного бытия, ибо от этого зависит в свою очередь понимание содержания, вкладываемого в общественное сознание» [17, С. 21].

П.Т. Караваева говорит, что современные трактовки общественного сознания неоднозначны, и оно рассматривается как самостоятельный феномен, как более общий, чем индивидуальное сознание и независимо от механизмов общественной памяти [4].

В.П. Тугаринов пишет, что «общественное сознание имеет свой предмет - общественные отношения. Основным носителем его в области науки являются общественный наук. Они являются самосознанием общества» [16, С. 126-127].

Национальное сознание в науке рассматривается с разных позиций. Во-первых, с позиции сложной совокупности различных взглядов и убеждений, которые характеризуют определенный уровень духовного развития нации [18]. Во-вторых, с позиции совокупности мнений, оценок, взглядов, отношений к себе и миру со стороны людей принадлежащих к одной нации с учетом их истории и влияния на них разных условий: природных, географических, социальных и других [8].

Мы согласны с утверждением А.В. Леопа, что для изучения исторического сознания необходим многоплановый подход, т.к. оно определяется многообразием связей и отношений с другими формами общественного сознания [71.

ИИ Алесин определяет историческое сознание как одну «из фундаментальных смыслообразующих структур и категорий духовного мира человека» [1, С. 8]. Здесь важны не только знания по истории, но и ее переживание, соучастие, ответственность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.