Научная статья на тему 'ЛЕКЦИЯ-ВИЗУАЛИЗАЦИЯ КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ МЕТОД ПРЕПОДАВАНИЯ ИСТОРИИ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ'

ЛЕКЦИЯ-ВИЗУАЛИЗАЦИЯ КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ МЕТОД ПРЕПОДАВАНИЯ ИСТОРИИ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ИСТОРИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ / ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ / ДИДАКТИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ / ЛЕКЦИЯ / ИННОВАЦИОННЫЕ ВИДЫ ЛЕКЦИЙ / ЛЕКЦИЯ-ВИЗУАЛИЗАЦИЯ / УЧЕБНАЯ ИНФОРМАЦИЯ / ПРОЦЕСС ВИЗУАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА / ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ / АКТИВИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ / HISTORICAL EDUCATION / METHODS OF TEACHING HISTORICAL SUBJECTS IN HIGHER EDUCATION / ORGANIZATIONAL FORM OF EDUCATION / DIDACTIC CATEGORY / LECTURE / INNOVATIVE TYPES OF LECTURES / LECTURE-VISUALIZATION / EDUCATIONAL INFORMATION / THE PROCESS OF VISUALIZATION OF EDUCATIONAL MATERIAL / INNOVATIVE TECHNOLOGIES AND LEARNING TOOLS / ACTIVATION OF STUDENTS ' COGNITIVE ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бекирова Эльмира Шевкетовна

В статье указано противоречие между потребностью использования в системе вузовского образования в процессе преподавания истории инновационных педагогических технологий и высоким педагогическим потенциалом лекции как ведущей организационной формы обучения студентов. В работе в качестве решения данного противоречия обоснована потребность обращения преподавателей к инновационным видам лекционных занятий, одним из которых является лекция-визуализация. Сущность этого вида лекций раскрыта в исследовании, в котором также приведена классификация таких лекций по способу визуализации. В статье обосновываются преимущества общения к лекции-визуализации в контексте реализации исторического образования будущих специалистов в высшей школе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LECTURE-VISUALIZATION AS AN EFFECTIVE METHOD OF TEACHING HISTORY IN HIGHER EDUCATION

The article points out the contradiction between the need to use innovative pedagogical technologies in the system of higher education in the process of teaching history and the high pedagogical potential of the lecture as the leading organizational form of teaching students. As a solution to this contradiction, the paper substantiates the need for teachers to apply to innovative types of lectures, one of which is a lecture-visualization. The essence of this type of lectures is revealed in the study, which also provides a classification of such lectures by the method of visualization. The article substantiates the advantages of communication to the lecture-visualization in the context of the implementation of the historical education of future specialists in higher education.

Текст научной работы на тему «ЛЕКЦИЯ-ВИЗУАЛИЗАЦИЯ КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ МЕТОД ПРЕПОДАВАНИЯ ИСТОРИИ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ»

- развитие социальной правовой активности будущих педагогов [2].

Одной из главных задач высшего учебного заведения в этом направлении является организация правообразовательной и правовоспитательной деятельности как комплекса единой программы, охватывающей всех студентов педагогических специальностей, независимо от направления подготовки.

Выводы. При реализации модели формирования правового сознания будущих педагогов важное значение имеет контрольно-оценочный этап. Выдвигая цель и задачи формирования правового сознания студентов и реализуя их в педагогическом процессе, насущной потребностью является систематическое изучение эффективности проделанной работы [2].

Критериями сформированность правового сознания студентов являются:

- правовая обученность;

- правовая образованность;

- правовая воспитанность;

- правовая развитость [1].

В процессе правового обучения и воспитания будущих учителей в педагогических вузах особенно важно учитывать то, что правовое влияние осуществляется не только через восприятие определенной системы запретов, но и через формирование нравственной позиции личности.

Аннотация. Статья посвящена проблеме реализации правового образования и правового воспитания будущих педагогов в системе их профессиональной подготовки в высшей школе. В работе обосновано одной из ведущих целей и результатов указанных педагогических процессов формирование правосознания будущих учителей. В исследовании обозначены цели и задачи правового воспитания и образования будущих педагогов в высшей школе, проанализированы социокультурные, психолого-педагогические и правовые особенности формирования правосознания будущих педагогов в процессе их профессиональной подготовки в учреждениях высшего профессионального образования. В статье определена структура модели формирования правосознания будущих учителей в педагогическом вузе, а также критерии его сформированности.

Ключевые слова: правовое воспитание; правовая культура; правовое сознание личности; правовое общество; профессиональная подготовка будущих педагогов; формирование правосознания; социокультурные особенности, психолого-педагогические, правовые особенности формирование правового сознания педагогов.

Annotation. The article is devoted to the problem of implementation of legal education and legal education of future teachers in the system of their professional training in higher education. The paper substantiates one of the main goals and results of these pedagogical processes-the formation of legal awareness of future teachers. The study identifies goals and tasks of legal education of future teachers in higher education, analyzed the socio-cultural, psycho-pedagogical and legal aspects of formation of legal consciousness of future teachers in the process of their professional training in institutions of higher education. The article defines the structure of the model for the formation of legal awareness of future teachers in a pedagogical University, as well as the criteria for its formation.

Keywords: legal education; legal culture; legal consciousness of the person; legal society; professional training of future teachers; formation of legal consciousness; socio-cultural features, psychological and pedagogical, legal features formation of legal consciousness of teachers.

Литература:

1. Певцова Е.А. Современные дефинитивные подходы к правовой культуре и правовому сознанию // Журнал российского права. - 2004. - № 3. - С. 70-81.

2. Певцова Е.А. Современные подходы юристов к вопросу соотношения дефиниций «правовая культура», «правовое воспитание», «правовое образование» // Основы государства и права. - 2002. - №6. -С. 66-74.

3. Певцова Е.А. Соотношение правовой информированности и правосознания в современном обществе // Основы гос-ва и права. - 2002. - № 5. - С. 76-78.

4. Шемкова Л.Л. Современное правосознание и правовая культура (теоретико-правовые аспекты) // Глобализашюнные процессы в сфере права: проблемы правового развития в России и СНГ. - М.: Изд-во МГУ К, 2001. — С. 212-214.

5. Экимов, Л.И., Моисеев, Л.Л. Правосознание, правовая культура и правовой нигилизм // Теория государства и права. - М.: Юнити-Дана; Закон и право. - 2001. - С. 396.

УДК 371

ЛЕКЦИЯ-ВИЗУАЛИЗАЦИЯ КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ МЕТОД ПРЕПОДАВАНИЯ ИСТОРИИ В

ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ

кандидат педагогических наук, доцент Бекирова Эльмира Шевкетовна Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного

учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Ялта)

Постановка проблемы. В рамках организации познавательного процесса в высшей школе, несмотря на указание исследователями на определенные недостатки изучаемой в данном исследовании формы обучения, самым оптимальным способом передачи и усвоения учебной информации как интеллектуальной культуры поколений является лекция.

Изложение основного материала исследования. Говоря о сущности лекции в образовательном процессе вуза, уточним, что в данном исследовании, вслед за И.Ф. Харламовым, понятие «организационная форма обучения» будем понимать как дидактическую категорию, означающую внешнюю сторону организации учебного процесса, которая связана с количеством обучающихся, временем и местом обучения, а также порядком его осуществления [5]. Ведущей особенностью лекции как формы обучения является обеспечение возможности преподавателю изложить в логически систематизированной форме большой объем учебной информации.

В образовательном процессе вуза лекция выполняет следующие функции:

- обучающую;

- формирующую;

- развивающую;

- воспитательную;

- организующую [3].

В частности, актуальность и оптимистичность лекции значима в контексте преподавания исторических дисциплин в высшей школе. Специфика предмета, сложность и большой объем информации, риск дезориентации студентов в широком информационном поле обосновывают потребность преподавателей-историков ведущей формой построения учебных занятий выбирать лекцию.

Несмотря на многочисленные преимущества лекции, сегодня многие исследователи указывают и на существенные недостатки данной формы обучения. Так, основным недостатком традиционной лекции в вузе М.В. Ретивых считает пассивность студентов при высокой односторонней активности преподавателя [3]. В период развития концепций личностно-ориентированного и гуманистического образования, обращение к лекции снижает возможность индивидуализации познавательного процесса обучающихся, построения его на субъект-субъектной основе, где студент выступает в активной познавательной позиции [1; 2].

Инновационные процессы, происходящие в современной высшей школе, развитие новых педагогических технологий, требуют от преподавателя истории обращения к более эффективным формам обучения с целью формирования компетентных и конкурентоспособных специалистов.

Таким образом, можем говорить о наличии в современной методике некого противоречия между потребностью обращения к инновационным и более эффективным формам обучения студентов и высоким педагогическим потенциалом лекции в организации их исторического образования. По нашему мнению, решение данного противоречия может быть реализовано обращением в контексте преподавания исторических дисциплин в высшей школе к инновационным видам лекций, которые строятся на основе применения современных технологий и средств обучения.

К инновационным видам лекции, вслед за Н.В. Бордовской отнесем следующие:

- проблемная лекция;

- лекция-консультация;

- лекция-беседа;

- лекция-визуализация;

- лекция-провокация (с заранее запланированными ошибками);

- лекция вдвоем (бинарная лекция) [4].

По нашему мнению, в системе преподавания истории в высшей школе могут применяться все указанные инновационные виды лекционных занятий, однако, следуя цели данного исследования, остановимся на более детальном изучении лекции-визуализации.

На основе изучения теоретической литературы уточним, что данный вид лекции возник как результат поиска новых возможностей реализации принципа наглядности, который не только способствует более успешному восприятию и запоминанию учебного материала, но и позволяет глубже проникнуть в сущность изучаемых процессов и явлений. Этот факт обосновывает педагогическую ценность данного вида лекции в системе изучения студентами исторического материала: личностей, событий, архивных документов, памятников и т.п.

Сущность лекции-визуализации заключается в подаче визуальных материалов, на которых, наряду с текстом, размещены изображения: схемы, диаграммы, рисунки, фотографии, видеоматериалы и прочее. Эти визуальные материалы сопровождаются комментированием преподавателя.

По мнению М.В. Ретивых «Процесс визуализации представляет собой свертывание разных видов вербальной информации в наглядный образ, который будучи воспринятым, может быть развернут и служить опорой для адекватных мыслительных и практических действий, направленных на усвоение учебного материала» [3, с. 63].

По способу визуализации В.П. Чижик классифицирует такие лекции на следующие виды:

- с применением доски и мела (маркера);

- с применением заранее подготовленных плакатов, портретов, картин и т.п.;

- с применением интерактивной доски;

- с применением проектора [6].

В системе организации исторического образования будущих специалистов в высшей школе обращение к лекции-визуализации обосновывается ее следующими преимуществами:

- удобством подачи научно-исторических фактов;

- активизацией внимания и мышления студентов;

- повышением интереса и внутренней активностью мысли обучающихся;

- обеспечением условий для дальнейшего более глубокого и самостоятельного изучения учебного материала.

Выводы. Таким образом, для совершенствования качества исторического образования, повышения уровня обеспеченности субъект-субъектного педагогического взаимодействия на занятиях, согласно аксиологическому, гуманистическому и личностно-ориентированному подходам, в системе преподавания истории в высшей школе должны применяться современные технологии обучения. Учитывая высокий дидактический потенциал лекции как академической формы организации познавательного процесса в вузе и современные достижения педагогической науки, в процессе преподавания истории в высшей школе сегодня целесообразным является обращение к инновационным видам лекционных занятий, в частности, - к лекции-визуализации.

Аннотация. В статье указано противоречие между потребностью использования в системе вузовского образования в процессе преподавания истории инновационных педагогических технологий и высоким педагогическим потенциалом лекции как ведущей организационной формы обучения студентов. В работе в качестве решения данного противоречия обоснована потребность обращения преподавателей к инновационным видам лекционных занятий, одним из которых является лекция-визуализация. Сущность этого вида лекций раскрыта в исследовании, в котором также приведена классификация таких лекций по

способу визуализации. В статье обосновываются преимущества общения к лекции-визуализации в контексте реализации исторического образования будущих специалистов в высшей школе.

Ключевые слова: историческое образование, методика преподавания исторических дисциплин в высшей школе, организационная форма обучения, дидактическая категория, лекция, инновационные виды лекций, лекция-визуализация, учебная информация, процесс визуализации учебного материала, инновационные технологии и средства обучения, активизация познавательной деятельности студентов.

Annotation. The article points out the contradiction between the need to use innovative pedagogical technologies in the system of higher education in the process of teaching history and the high pedagogical potential of the lecture as the leading organizational form of teaching students. As a solution to this contradiction, the paper substantiates the need for teachers to apply to innovative types of lectures, one of which is a lecture-visualization. The essence of this type of lectures is revealed in the study, which also provides a classification of such lectures by the method of visualization. The article substantiates the advantages of communication to the lecture-visualization in the context of the implementation of the historical education of future specialists in higher education.

Keywords: historical education, methods of teaching historical subjects in higher education, organizational form of education, didactic category, lecture, innovative types of lectures, lecture-visualization, educational information, the process of visualization of educational material, innovative technologies and learning tools, activation of students ' cognitive activity.

Литература:

1. Бондаревская Е.В. Личностно-ориентированное образование: опыт, разработки, парадигмы. - Ростов н/Д, 1997. - 321 с.

2. Виленский В.Я., Образцов П.И., Уман А.И. Технологии профессионально-ориентированного обучения в высшей школе: Учебное пособие. М.: Педагогическое общество России, 2005. 192 с.

3. Ретивых М.В. Инновационные технологии обучения в вузе: концептуальные основы, педагогические средства, формы и виды // Вестник Брянского государственного университета. - 2015. - № 1. - С. 61-65.

4. Современные образовательные технологии: Учебное пособие / Под ред. Н.В. Бордовской. М.: КНОРУС, 2011. 432 с.

5. Харламов И.Ф. Педагогика: Учеб. пособие. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Высш. шк., 1990. - 237 с.

6. Чижик В.П. Инновационные способы активизации познавательной деятельности студентов при проведении лекционных занятий // Сибирский торгово-экономический журнал. - 2011. - № 14. - С. 100-104.

УДК 371

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ МОДЕЛИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОГО СТАНОВЛЕНИЯ БУДУЩИХ ПСИХОЛОГОВ

старший преподаватель кафедры педагогики и психологии Бугославская Александра Владимировна Институт педагогического образования и менеджмента (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Армянск)

Постановка проблемы. На современном этапе развития психологического образования с целью повышения его качества возникает потребность в реализации целенаправленного педагогического сопровождения процесса профессионально-личностного становления будущих психологов. В данном исследовании под термином «педагогическое сопровождение», разделяя мнение С.В. Сильченковой, будем понимать форму педагогической деятельности, направленную на создание условий для личностного развития и самореализации воспитанников, развития их самостоятельности и уверенности в различных ситуациях жизненного выбора [4].

Изложение основного материала исследования. В контексте решения проблемы педагогического сопровождения профессионально-личностного становления будущих психологов нами была разработана соответствующая модель, требующая экспериментального изучения ее эффективности. В рамках решения данной задачи был проведен эксперимент по внедрению данной модели в учебно-воспитательный процесс Гуманитарно-педагогической академии (филиал) ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» в г. Ялте, Института педагогического образования и менеджмента (филиал) ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» в г. Армянске.

Реализация модели педагогического сопровождения профессионально-личностного становления будущих психологов осуществлялась в четыре этапа при обеспечении соответствующих организационно-педагогических условий. Так, модель педагогического сопровождения профессионально-личностного становления будущих психологов реализовывалась по следующим этапам:

1) организационно-подготовительному;

2) содержательно-технологическому;

3) проектировочному;

4) рефлексивному.

Каждый этап апробации модели осуществлялся с определенной целью путем применения конкретных методов. Также на каждом этапе реализовывались определенные организационно-педагогические условия, определенные в исследовании с целью повышения эффективность процесса профессионально-личностного становления психологов в процессе их обучения в высшей школе. В данном контексте заключим, что в рамках данного исследования под понятие организационно-педагогические условия, вслед С.Н. Павловым, будем понимать «совокупность объективных возможностей обучения и воспитания, организационных форм и материальных возможностей, а также обстоятельств взаимодействия субъектов педагогического процесса. Эти условия являются результатом целенаправленного, планируемого отбора, конструирования и применения элементов содержания, методов (приемов) для достижения цели педагогической деятельности» [3, с. 14].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.