Научная статья на тему 'Преимущества лекции-визуализации в условиях распространения среди студентов клипового мышления'

Преимущества лекции-визуализации в условиях распространения среди студентов клипового мышления Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
265
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБУЧЕНИЕ / TRAINING / КЛИПОВОЕ МЫШЛЕНИЕ / CLIP THINKING / ЛЕКЦИЯ-ВИЗУАЛИЗАЦИЯ / LECTURE VISUALIZATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Нестерова Лариса Юрьевна

Рассматривается один из современных психолого-педагогических феноменов клиповое мышление. Показано его влияние на процесс усвоения знаний в системе высшего образования. Обоснованы преимущества лекции-визуализации при изучении студентами вузов аналитической геометрии на плоскости и в пространстве.The article one of the modern psychological-pedagogical phenomena clip thinking is considered. Shows its influence on the learning process in higher education. The advantages of the lecture visualization in the study of higher education institutions students of analytic geometry in the plane and in space.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Нестерова Лариса Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Преимущества лекции-визуализации в условиях распространения среди студентов клипового мышления»

УДК 372.851

Л.Ю. Нестерова,

Арзамасский филиал Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского

Преимущества лекции-визуализации в условиях распространения среди студентов клипового мышления

Для современного этапа развития человечества характерны радикальные преобразования во всех сферах общественной жизни. К числу таких преобразований следует отнести возникновение принципиально нового способа коммуникации и трансляции информации, получившего название «экранной культуры». Н.А. Негодаев считает ее системообразующим аспектом представления культурных артефактов в аудиовизуальном и динамичном виде, подчеркивая при этом, что основной ценностью экранной культуры являются не материальные, а духовные факторы, информация и знания [6].

По сути дела, формируется новая среда обитания человека -

© Нестерова Л.Ю., 2015

информационное общество, спецификой которого является передача информации посредством движущегося изображения, сопровождаемого звуком. Влияние информационного общества затрагивает сферу общения людей, их обучение и процессы управления. Под его воздействием происходит изменение мышления человека, в связи с чем все чаще в научной литературе появляются такие понятия, как «человек-экран», «клиповое мышление» и «клиповое сознание». Проблема изменения сознания людей под воздействием информационных технических средств широко изучается современными учеными [4, 5, 6]. Так, С.Г. Кара-Мурза

указывает на аномальную силу внушения, которой обладает телевизор, фундаментальные проблемы изменения типа сознания и мышления при переходе человечества к новому способу получения информации [4]. В.А. Ку-тырев справедливо отмечает: «В компьютерно-информативной реальности индивид активен и участвует как единица сознания, которая постоянно сливается с потоком знаков и образов, продуцируемых электроникой. Его сознание вытесняется машиной» [5, с. 243].

Таким образом, образовательная парадигма «учиться у прошлого» меняется на парадигму «учиться у будущего». Наблюдается смена и парадигмы осмысления опыта: если дети и взрослые раньше учились у предков и людей старшего поколения, то представители нового поколения предпочитают учиться у современников с опытом. Как следствие можно отметить снижение авторитета старших, учителей, родителей. Одновременно молодежь все более активно взаимодействует со средствами массовой информации и Интернетом, она тяготеет к принципиально иной системе коммуникаций, когда предпочтение отдается остросюжетным действиям и интригам с быстрой сменой образов, ее отличают жажда новизны восприятия, повышенная эмоциональность и возбудимость. Есть

ЛАРИСА ЮРЬЕВНА НЕСТЕРОВА

кандидат педагогических наук, доцент кафедры физико-математического образования Арзамасского филиала Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского. Сфера научных интересов: теория чисел, многочленов, активные формы преподавания в высшей школе. Автор более 50 публикаций

Рассматривается один из современных психолого-педагогических феноменов - клиповое мышление. Показано его влияние на процесс усвоения знаний в системе высшего образования. Обоснованы преимущества лекции-визуализации при изучении студентами вузов аналитической геометрии на плоскости и в пространстве.

Ключевые слова: обучение, клиповое мышление, лекция-визуализация.

The article one of the modern psychological-pedagogical phenomena - clip thinking is considered. Shows its influence on the learning process in higher education. The advantages of the lecture visualization in the study of higher education institutions students of analytic geometry in the plane and in space. Key words: training, clip thinking, lecture visualization.

основания утверждать, что у современного студента преобладает клиповое мышление, которое характеризуется следующими особенностями:

- фрагментарностью и мозаич-ностью картины мира;

- пониженной способностью к анализу и поиску смысла;

- некритичностью восприятия, неспособностью к логическим построениям, длительным и интенсивным учебным нагрузкам, репродукции;

- неразвитостью чувственной сферы, неуважительным отношением к соблюдению этических и эстетических норм;

- склонностью к простым решениям, устранению проблем «кнопочным стилем».

Эти особенности проявляются в том, что окружающий мир и знания о нем превращаются в мозаику разрозненных, мало связанных между собой фактов. Обучающийся привыкает к тому, что информация, как в калейдоскопе, постоянно меняется. Внешне это проявляется в том, что он не может длительное время сосредотачиваться на какой-либо информации, анализировать ее. Не зря возросшей популярностью пользуются готовые домашние задания, ответы на тестовые задания как в сокращенном, так расширенном виде (полные), решение заданий единого госэкзамена в системе онлайн с использованием персонального компьютера.

Все это оказывает отрицательное воздействие на процесс обучения, в том числе и в высшей школе. Образовательные программы вузов намного сложнее школьных и требуют восприятия и переработки большого объема информации. Без умения анализировать, вычленять суть и принимать на основе этого решения в современном мире невозможно добиться успеха. Способность выстраивать цепочку из последовательности действий от существующего положения до поставленной цели является основным условием обучения в вузе.

Преобладание у студентов элементов «клипового мышления» требует внесения изменений в процесс обучения как в средней, так и высшей школе. Многие ученые предлагают разнообразные методы и приемы устранения последствий клипового сознания. Так, С.В. Арюткина [1], А.А. Вербицкий [2], И.В. Гребенев [3], С.Ю. Селиверстова [7] считают целесообразным применение в процессе обучения инновационных методов и средств образовательного назначения, ориентированных на развитие критического и аналитического мышления.

Практически все исследователи проблем образования отмечают усиливающееся противоречие между сформированным клиповым мышлением старшеклассника и требованиями к восприятию и изучению материала.

По нашему мнению, для устранения этого противоречия необходимо осуществить глубокие изменения в процессе обучения в вузе, в частности обеспечить широкое использование активных форм обучения. Хотя такие формы обучения в вузах охватывают весь учебный процесс, но лекция по-прежнему занимает среди них ведущее место. Изменились ее виды и функции, наряду с классической (традиционной) лекцией в системе высшего образования систематически используются лекции-дискуссии, лекции-конференции, проблемные лекции, лекции-визуализации и др.

Рассмотрим преимущества лекции-визуализации. При изучении высшей математики именно этот вид лекции является наиболее эффективным, поскольку опирается на положительные стороны клипового мышления: динамизм познавательной деятельности, возможность освоения большого объема потока информации, схематичное и краткое оформление мысли, определений и свойств понятий. Основные преимущества лекции-визуализации связаны прежде всего со следующими факторами.

1. Повышением роли наглядности в изучении сложного математического материала. Наглядность не только способствует более успешному восприятию и запоминанию учебного материала, но и позволяет активизировать умственную деятельность, глубже проникать в сущность изучаемых явлений, показывает их связь с ранее усвоенными понятиями. Одновременно с этим наглядность содержит элементы проблемно-сти. Поэтому лекция-визуализация способствует созданию проблемной ситуации, разрешение которой в отличие от проблемной лекции, где используются вопросы, происходит не в форме дискуссии, а на основе анализа, синтеза, обобщения, свертывания или развертывания информации,

т.е. с включением активной мыслительной деятельности. Отметим, что чем больше проблемно-сти в наглядной информации, тем выше степень мыслительной активности студента.

2. Преобразование устной и письменной информации в визуальную форму. В свою очередь, это способствует формированию у студентов профессиональных мыслительных навыков за счет систематизации и выделения наиболее значимых, существенных элементов содержания обучения. Происходит как бы «свертывание» мыслительных понятий в наглядный образ, который в случае необходимости можно развернуть и обосновать его отличительные характеристики. Студент учится структурировать материал, выделять главное, четко работать со схемами и таблицами.

3. Использование личного опыта студента и создание предпосылок для формирования индивидуального отношения к изучаемому материалу. Лекция-визуализация выступает в виде основы развития

плановой самостоятельной деятельности, наглядно демонстрирует субъективные образцы работы с информацией.

4. Придание абстрактным понятиям конкретного, доступного и наглядного вида. Важным аспектом при этом является возможность интегрировать зрительное и вербальное восприятие информации.

5. Создание комфортной обстановки при оформлении лекции-визуализации, так как выполнение заданий преподавателя требует от студентов занятия любимым делом - работы на компьютере, что способствует осознанному, своевременному и эффективному мыслительному процессу.

Приведем пример обобщающей лекции-визуализации по разделу «Аналитическая геометрия на плоскости и в пространстве». Такая лекция построена на акцентировании сильных сторон клипового мышления и сводит к минимуму его недостатки.

Лекция-визуализация систематизирует и обобщает теоретический материал по указанно-

му разделу, т.е. в наглядном виде способствует целостному усвоению этого раздела геометрии, а не рассмотрению его в мозаичном, разрозненном виде.

Опишем технологию организации и проведения такой лекции. В основу создания лекции-визуализации положено знаково-кон-текстное обучение, которое позволяет «совершить восхождение от абстрактного к конкретному, не отрывая их друг от друга и не растворяя одно в другом» [2, с. 32]. Центральным местом лекции-визуализации является создание и заполнение граф-схемы «Основная опорная граф-схема № 1» (рис. 1).

Эта схема состоит из трех блоков: I - двумерное пространство, II - векторное пространство, III -трехмерное пространство. На рисунке приняты следующие обозначения: КУ - каноническое уравнение прямой; 2т - уравнение прямой, проходящей через две точки; ПУ - параметрическое уравнение прямой (плоскости); УвО -уравнение прямой (плоскости) в отрезках; УуК - уравнение прямой

Рис. 1. Основная опорная граф-схема № 1

с угловым коэффициентом; ЛЗ -линейно зависимая система векторов; ЛН -линейно независимая система векторов; Б - базис системы векторов; П - парабола; Г - гипербола; Э - эллипс; 1 - уравнение прямой, заданной точкой и ортогональным вектором; АР - аффинная система координат; X - деление отрезка в данном отношении; ЭП - эллиптический параболоид; ОГ - одноосный гиперболоид; Э -эллипсоид.

В середине граф-схемы расположен центральный (II) блок, который состоит из базовых понятий, входящих как в первый, так и во второй блок (векторное пространство, линейно зависимые, линейно независимые системы векторов, базис системы векторов). Без усвоения этих понятий невозможно полноценное изучение материала I и III блоков.

Обращаем внимание, что в схеме не формулируются определения, а указаны только существенные свойства. В частности, запись «Вектор - элемент векторного пространства» подразумевает знание свойств векторов, рассматриваемых в школьном курсе, на основании этого требуется сформулировать определение векторного пространства.

Таким образом, в создании схемы использован динамизм клипового мышления для усвоения данного раздела геометрии.

Специальные символы (кванторы, импликация, эквиваленция) используются для облегчения написания и запоминая материала.

В I и III блоках происходит дальнейшая детализация понятий и свойств выделенных объектов, при этом скорость обработки информации увеличивается. Студенты должны расположить объекты в этих блоках так, чтобы наглядно указать как на общее, так и на различия. Такие понятия, как репер, задание прямой, проходящей через две точки, параметрическое уравнение прямой имеют много общего как на плоскости, так и в пространстве. Имеются также существенные различия, в частности, зачеркнутый прямоугольник с общим уравнением прямой в пространстве указывает, что такого уравнения в пространстве нет, в то время как на плоскости такое уравнение прямой является основным. В связи с этим становится понятным, почему в трехмерном пространстве перед изучением прямой разбирается понятие плоскости.

Рассматриваемая схема строится с учетом главной особенности клипового мышления - большой скорости обработки информации. Образная информация позволяет объединить теоретический и практический материал целого раздела.

«Плюсы» лекции-визуализации, построенной с учетом положительных сторон клипового мышления:

- факты геометрии связываются между собой, а не остаются разрозненными осколками информации;

- устанавливаются связи между темами раздела, тем самым обосновывается выбранный способ расположения материала;

- проводится анализ и обобщение длинных логических цепочек;

- студент защищен от информационной перегруза: в учебнике геометрии для высшей школы рассматриваемый раздел авторы размещают на 420 страницах (обучаемому, скорее всего, всего будет трудно прочитать и тем более усвоить такой объем материала);

- минимизируется содержание материала (на одном листе форма А4 сконцентрирован большой объем информации);

- познавательная деятельность по усвоению данного раздела становится более динамичной;

- кратко и четко формулируются основные свойства понятий и определений.

Итак, необходимо признать клиповое мышление объективным фактом и учитывать его при построении модели обучения и в средней, и в высшей школе. Именно это определяет потребность внедрения новых форм и методов обучения, в частности таких, как лекции-визуализации с использованием опорной граф-схемы.

ЛИТЕРАТУРА

1. Арюткина С.В., Напалков С.В. ШвЬ-квест технологии на занятиях практикума по решению задач школьной математики // Фундаментальные исследования. 2015. № 2. С. 114-119.

2. ВербицкийА.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход: метод. пособие. М.: Высш. шк., 1991. 207 с.

3. Гребнев И.В. Учебный предмет и метапредметность // Школьные технологии. 2014. № 2. С. 169-176.

4. Кара-Мурза С.Г. Манипуляция сознанием. М.: Эксмо,

2005. 832 с.

5. Кутырев В.А. Философский образ нашего времени. Смоленск: Изд-во СГПУ, 2006. 301 с.

6. Негодаев И.А. На путях к информационному обществу. Ростов н/Д.: Изд-во ДГТУ, 1999. 247 с.

7. Селиверстова С.Ю. Роль знаково-контекстной технологии обучения в развитии учебно-профессиональной мотивации студентов экономико-управленческого профиля // Высшее образование сегодня. 2013. № 6.С. 59-61.

LITERATURA

1. Aryutkina S.U., NapalkovS.V. Web-kvest tehnologii na zanjatijah praktikuma po resheniyu zadach shkol'noi matematiki // Fundamental'nye issledovanija. 2015. № 2. S. 114-119.

2. VerbickiiA.A. Aktivnoe obuchenie v vysshei shkole: kontekstnyi podhod: metod. posobie. M.: Vyssh. shk., 1991. 207s.

3. Grebnev I.V. Uchebnyi predmet I metapredmetnost' // Shkol'nye tehnologii. 2014. № 2. S. 169-176.

4. Kara-Murza S.G. Manipuljacija soznaniem. M.: Yeksmo, 2005. 832 s.

5. KutyrevV.A. Filosofskii obraz nashego vremeni. Smolensk: Izd-vo SGPU, 2006. 301 s.

6. Negodaev I.A. Na putjah k informacionnomu obshestvu. Rostov-na/D.: Izd-vo DGTU, 1999. 247 s.

7. Seliverstova S.Yu. Rol' znakovo-kontekstnoi tehnologii obuchenija v razvitii uchebno-professional'noi motivacii studentov yekonomiko-upravlencheskogo profilja // Vysshee obrazovanie segodnja. 2013. № 6. S. 59-61.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.