Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки, 2016, № 4 (44), с. 207-215 207
УДК 372.851
РАЗВИТИЕ КЛИПОВОГО МЫШЛЕНИЯ У СТУДЕНТОВ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПОСРЕДСТВОМ ОПОРНЫХ ГРАФ-СХЕМ
© 2016 г. Л.Ю. Нестерова, С.В. Напалков
Арзамасского филиала Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского
Статья пеетупила в родакцию 06.05.2016 Статья принята к публикации 08.11.2016
Рассматривается один из феноменов современности - клиповое мышление, указываются его особенности и характеристики. С учетом этого проводится анализ различных моделей представления информации; рассматривается пример технологии составления опорных граф-схем при изучении вузовского курса геометрии. Обосновывается актуальность создания опорных граф-схем студентами младших курсов при изучении математических дисциплин в системе высшего образования. Доказывается эффективность развития клипового мышления посредством опорных граф-схем.
Ключовыо елева: клиповое мышление, информационный поток, сигналы, фрейм, конспекты, опорные граф-схемы.
Введение
Усиление роли информации, информационных технологий привело к тому, что современное общество существует на новом этапе развития - информационном. Возникает принципиально новый способ коммуникации и трансляции информации, получивший название «экранной культуры». По сути дела, формируется новая среда обитания человека - информационное общество, спецификой которого является передача информации посредством движущего изображения, сопровождаемого звуком. Влияние информационного общества затрагивает сферу общества людей, их обучение и процессы управления. Под его воздействием происходит изменение мышления, в связи с чем все чаще в научной литературе появляются такие понятия, как «человек-экран», «клиповое мышление» и «клиповое сознание». Проблема изменения сознания под воздействием информационных технических средств широко изучается современными учеными [1-4]. Последствия клипового мышления наиболее ярко проявились в сочинениях учащихся. Приведем выдержки из сочинений школьников:
- «Люди в СССР всегда работали и отказывались отдыхать. Придя домой сразу ложились спать, потому что сильно уставали за 18 часов. Сны люди не смотрели»;
- «Продукты в СССР были некачественными. За колбасой были 20 километровые очереди, а колбаса одной фабрики иногда была даже зелёной. Телевизоров у людей не было»;
- «Самое значимое событие в истории России - Куликовская битва. После нее были важные перевороты и разделение земель»;
- «В данном тексте автор затрагивает ту ситуацию, где ребёнок выживает как может»;
- «В романе «Отцы и дети» одно поколение отменяет другое»;
- «Андрей Болконский вновь увидел дуб, но узнал его, хотя тот сменил облик»;
- «Если будут всегда пропадать конюхи, то лошади всегда будут ночевать на улице»;
- «Если, подумав чуть-чуть, мой пример не раскрывает эту проблему»;
- «Кубик за кубиком появляется опыт»;
- «Учитель совершил подвиг помог спуститься учительнице математики с лестницы» [5].
Как видим из фрагментов сочинений, учащиеся вроде бы владеют информацией, которую описали, но представленные ими факты разрозненны, не систематизированы и недостаточно осмыслены, и, что самое главное, усвоение получаемой информации также носит поверхностный характер. Учащиеся не владеют причинно-следственным аппаратом как в письменной речи, так и в устной.
Неутешительны и результаты Единого Государственного экзамена (ЕГЭ) по математике. Выполнение заданий по стереометрии, математическому анализу вызывает трудности у учащихся. При этом следует отметить, что справились с заданиями повышенного уровня в основном выпускники лицеев или школ с углубленным изучением математики. Таким образом, в среднем, знания по основным разделам матема-
тики усвоены, но прослеживается динамика ухудшения качества знаний, о чем свидетельствуют результаты выполнения заданий повышенной сложности.
Все это оказывает отрицательное воздействие на процесс обучения как в средней школе, так и в вузе. Без умения анализировать, вычленять суть из получаемой информации, структурировать и систематизировать невозможно понимание современных тенденций развития политики, науки, общества в целом.
С учетом особенностей развития современного мышления эффективным средством обучения студентов можно считать опорные граф-схемы, поскольку они опираются на положительные стороны клипового мышления: динамизм, познавательную деятельность, возможность освоения большого объема информации, схематичное и краткое оформление мысли, определений и свойств понятий.
Основные характеристики клипового
мышления современного студента
Каждый час, каждую минуту человек подвергается лавинообразной «атаке» информации, источники которой различны: Интернет, телевизор, радио, газеты, звонки и т.п. Особенностью такого информационного потока является мгновенное действие со стороны получателя, не требующее ни развития индивидуального впечатления от информации, ни формирования отношения к ней. Таким образом, индивид находится в перегруженном информационном пространстве. В условиях постоянного перенасыщения информацией, взаимодействия с отчужденными и бессмысленными текстами у человека формируется адаптивный способ обращения с информационным пространством, который и был назван клиповым мышлением [6].
Отличительной особенностью клипового мышления является то, что мозг обучаемого не может осознавать, постигать связи между событиями. Человек, находясь в постоянном информационном потоке, тешит себя иллюзией того, что он имеет представление о всех процессах, происходящих в мире в данный момент времени, может узнать ответ на любой вопрос, любую формулу, теорему, рассмотреть любой текст и т.д. (об этом свидетельствуют результаты ЕГЭ, в частности по математике). Ввиду иллюзорности объектов познания у обучающегося пропадает необходимость запоминать информацию, конспектировать и осмыслять. Такая специфика «электронной личности» влечет за собой изменения мышления: сокращается количество желаемых, искомых, значимых, неиз-
вестных объектов мышления и мысль, растерявшая свои проблемные объекты, прекращает порождать мыслеобразы, символы и идеи [7].
Изучению феномена клипового мышления и поиску концепции развития положительных аспектов рассматриваемой проблемы посвящены исследования [7-9], в которых указываются различные грани клипового мышления. В связи с этим есть основания утверждать, что у современного обучающегося преобладает клиповое мышление, которое характеризуется следующими особенностями:
- фрагментарностью и мозаичностью картины мира;
- пониженной способностью к анализу и поиску смысла;
- некритичностью восприятия, неспособностью к логическим построениям, длительным и интенсивным учебным нагрузкам, репродукции;
- неразвитостью чувственной сферы, неуважительным отношением к соблюдению этических и эстетических норм;
- склонностью к простым решениям, устроению проблем «кнопочным стилем».
Эти особенности необходимо учитывать в учебном процессе как в средней, так и в высшей школе. Так, Т.В. Семеновских предлагает кардинально трансформировать образовательную систему, принимая во внимание тенденции развития современного мышления обучаемого: «Необходимо пересмотреть содержательную составляющую учебного материала. С учетом индивидуально-психологических особенностей студентов требуется структурировать информацию в виде клипов, изменить формат изложения -приоритетом станут яркие, четкие и наглядные презентации, с понятными и образными, запоминающимися формулировками» [4].
Однако необходимо изменить не только содержательную составляющую учебного материала, но и методы и формы обучения в соответствии с новыми тенденциями. Активные формы обучения призваны изменить сложившуюся ситуацию, в частности, основную проблему клипового мышления - отсутствие контекста. Под контекстом понимают обладающую смысловой завершенностью устную или письменную речь, позволяющую выяснить смысл и значение отдельных, входящих в ее состав фрагментов [10].
Математическая теория складывается из частей, из отдельных фактов, доказательств теорем, следствий, поэтому важно, чтобы каждый раздел обладал смысловой завершенностью, контекстностью.
Решению указанной проблемы способствуют опорные граф-схемы, которые:
Рис. 1. Знаково-символьные модели представления знаний
Рис. 2. Лаконичные и понятные всем знаки
- повышают наглядность сложного математического материала;
- преобразовывают устную и письменную речь в визуальную форму;
- используют личный опыт студента и создают предпосылки для формирования индивидуального отношения к изучаемому материалу;
- придают абстрактным понятиям конкретный, доступный и наглядный вид;
- создают комфортную обстановку при оформлении математического материала.
Использование опорных граф-схем в развитии мышления студента
Информация во все времена была разнообразна: картина, символ, текст, кино. Существуют различные знаково-символьные модели представления знаний (рис 1).
Остановимся на сигналах, которыми пользуется человечество.
Например, рассмотрим дорожные знаки, представленные в виде стандартизированных графических рисунков. Структура дорожных знаков четко систематизирована и имеет восемь групп, в зависимости от их функций и смысловой общности (предупреждающие; приоритетные; запрещающие; предписывающие; особо предписывающие; информационно-указательные; сервисные;
дополнительно-информативные). Наиболее известный из запрещающих знаков - «Въезд запрещен». Каждый человек независимо от возраста понимает, что требует этот знак. Дорожные знаки любой группы запоминаются достаточно легко, отличительными особенностями является форма, цвет, рисунок, которые лаконично, емко выполняют функции целого предложения (см. рис. 2). Происходит как бы расшифровка объектов, видов деятельности, которые необходимо осуществлять на дороге, чтобы не совершить дорожно-транспортное происшествие.
Следующим примером могут служить специальные сигналы, которые предупреждают человека об опасности. К ним относят знаки «Радиация», «Высокое напряжение», «Ядерные могильники», «Ядерные полигоны» и другие (рис. 3).
Если данные сигналы можно успешно использовать в повседневной жизни, то возможен перенос их и в другие области деятельности человечества, в частности в образовательную среду.
Вопрос компактности, целостности подачи учебного материала рассматривается и в средней, и в высшей школе. Так, известный педагог-новатор В.Ф. Шаталов [11] предложил решение проблемы посредством опорных конспектов. Приведем пример по теме «Физические объекты и явления» (рис. 4).
1 2 3 4 5
Рис. 3. Специальные сигналы: 1 - Радиация; 2 - Высокое напряжение; 3 - Шахты разработки радиоактивных веществ; 4 - Ядерные могильники; 5 - Ядерные полигоны
Рис. 4. Физические объекты и явления
Данная таблица содержит материал нескольких параграфов, кратко и лаконично раскрывает их содержание. На первом уроке педагог предлагает учащимся сразу весь материал по теме, схематизируя его и не раскрывая всего содержания. Тем самым он представляет общую картину, дает возможность создать обобщенную схему, выделить главные связи, что способствует детальному изучению темы, раздела, а это особенно актуально для современного обучающегося.
Интерес к созданию опорных конспектов не снижается. Исследователи предлагают различ-
ные виды структурирования материала: фреймы, блоки-схемы, матрично-табличные опоры.
В таблице 1 приведены примеры на каждый из указанных видов представления информации.
Под опорной граф-схемой (ОГС) будем понимать лаконичную, краткую, обобщенную, доступную схему представления изучаемого материала с использованием графиков, символов, законов логики, иллюстраций.
В основу создания опорных граф-схем положено знаково-контекстное обучение, которое позволяет «совершить восхождение от
Различные виды представления информации
Таблица 1
ИНФОРМАЦИЯ
Древо и
Здание
Пракшка
0
1
П р и л о
Ядро
Теория
Методология
Древо методов дифференциро-
вания
Различные виды представления информации
Продолжение таблицы 1
И
Н Ф
О
М А Ц И
Я
Фрейм
Входные данные Наименование фрейма
Слот 1 е Дидактическая цель
Слот 2 о Задача (проблема)
Слот 3 о Обоснование гипотезы, вывод закономерности
Слот 4 © Решение задачи (проблемы)
Слот 5 ® Тестовое задание
Блок-схема
Различные виды представления информации
Окончание таблицы 1
Блок-схема «Нахождение максимального элемента»
И
Н Ф
О
М
А
Ц
И
Я
( Int x^max; ^
х*: /
Да
Her
х<у;
тз*=у;
С
Рис. 5. Основная опорная граф-схема № 1
абстрактного к конкретному, не отрывая их друг от друга и не растворяя одно в другом» [1, с. 32]. Укажем технологию построения граф-схемы «Основная опорная граф-схема №1» на примере раздела вузовского курса геометрии «Аналитическая геометрия на плоскости и в пространстве» (рис. 5).
Эта схема состоит из трех блоков: I - двумерное пространство; II - векторное пространство; III - трехмерное пространство.
В середине граф-схемы расположен центральный (второй) блок, который состоит из базовых понятий как для первого блока, так и для второго блока (векторное пространство, линейно зависимые, линейно независимые системы векторов, базис системы векторов). Без усвоения этих понятий невозможно полноценное изучение материала I и III блоков. Такое расположение создает целостность в усвоении всего раздела геометрии, устраняет мозаичность, разрозненный вид.
Обращаем внимание, что в схеме не формулируются определения, а указаны только существенные свойства. В частности, запись «вектор -элемент векторного пространства» подразумевает знание свойств векторов, рассматриваемых в школьном курсе, на основании этого появляется возможность сформулировать определение векторного пространства.
Таким образом, в создании схемы использован динамизм клипового мышления по усвоению данного раздела геометрии. Специальные символы (кванторы, системы, необходимое и достаточное условие (эквиваленция)) используются для облегчения написания и запоминая материала.
В I и III блоках происходит дальнейшая детализация понятий и свойств выделенных объектов, при этом скорость обработки информации увеличивается. Студенты должны расположить объекты в этих блоках так, чтобы наглядно указать на общее и различия. Такие понятия, как репер, задание прямой, проходящей через две точки, параметрическое уравнение прямой, имеют много общего как на плоскости, так и в пространстве. Также имеются и существенные различия, в частности зачеркнутый прямоугольник с общим уравнением прямой в пространстве указывает, что такого уравнения в пространстве нет, в то время как на плоскости такое уравнение прямой является основным. В связи с этим становится понятным, почему в трехмерном пространстве перед изучением прямой разбирается понятие плоскости.
Эффективность применения опорных граф-схем
Технология создания опорной граф-схемы любого вида имеет определенные, четкие правила:
- ОГС состоит из взаимосвязанных блоков;
- в любой ОГС имеется центральный блок, в котором указаны основные понятия, теоремы, следствия;
- указанные блоки в ОГС не имеют четкого местоположения, а располагаются автором в соответствии с логикой материала;
- вся закодированная информация должна быть записана емко и понятно, если требуются пояснения, то они должны быть краткими;
- ОГС должны быть разнообразны по форме, структуре, графическому исполнению;
- ОГС должны быть просты в оформлении.
Рассматриваемые опорные граф-схемы строятся с учетом главной особенности клипового мышления - большой скорости обработки информации. Образная информация позволяет вне-
сти смысловую завершенность в изучаемый теоретический и практический материал целого раздела. Опорные граф-схемы строятся с учетом положительных сторон клипового мышления:
- факты математики связываются между собой и не представляют осколки информации;
- устанавливаются связи между темами раздела, тем самым объясняется выбранный способ расположения материала;
- проводятся анализ и обобщение длинных логических цепочек;
- студент защищается от информационной перегрузки; для сравнения: в учебнике геометрии для высшей школы рассматриваемый раздел авторы размещают на 420 страницах (современному обучаемому чаще всего будет проблемно прочитать такой объем материала);
- минимизируется содержание материала (на одном листе формата А4 хранится большой объем информации);
- познавательная деятельность по усвоению данного раздела становится более динамичной;
- кратко и четко формулируются основные свойства понятий и определений.
Заключение
Следует отметить, что клиповое мышление не присуще человеку с рождения, оно вырабатывается в зависимости от способа потребления и анализа поступающей информации, имеет как положительные, так и отрицательные стороны. Необходимо признать такое мышление как объективный факт и учитывать при построении модели обучения и в средней, и в высшей школе, внедрять новые методы и формы обучения, соответствующие особенностям развития обучающегося, в частности такие, как опорные граф-схемы.
Список литературы
1. Вербицкий А. А. Активное обучение в высшей школе: контексный подход: Метод. пособие. М.: Высш. шк., 1991. 207 с.
2. Гребенев И.В., Арюткина С.В., Напалков С.В. Возможности Web-технологий в совершенствовании образовательного пространства школьников // Web-технологии в образовательном пространстве: проблемы, подходы, перспективы: Сборник статей участников Международной научно-практической конференции / Под общ. ред. С.В. Арюткиной, С.В. Напалкова. Арзамас: ННГУ, 2015. С. 41-46.
3. Нестерова Л.Ю. Преимущества лекции-визуализации в условиях распространения среди студентов клипового мышления // Высшее образование сегодня. 2015. № 7. С. 28-31.
4. Семеновских Т.В. Феномен «клипового мышления» в образовательный вузовской среде // Науковедение: интернет-журнал. 2014. Вып. 5 [Электрон-
ный ресурс]. - Режим доступа: Ьйр://паикоуесСеше/ги. (дата обращения: 20.04.2016).
5. Региональный центр обработки информации Республики Башкортостан [Электронный ресурс]. - Режим доступа: рцоирб.рф (дата обращения: 15.03.2016).
6. Аксенов Л.Б. Влияние клипового мышления на образовательный процесс в вузе // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2014. № 10. С. 320-323.
7. Исаева А.Н. «Клиповое мышление»: психологические дефициты и альтернативы (пространствен-
ный фокус) // Мир психологии. 2015. №4 (84). С. 177-191.
8. Кара-Мурза С.Г. Манипуляция сознанием. М.: Эксмо, 2005. 832 с.
9. Кутырев В.А. Философский образ нашего времени. Смоленск: Изд-во СГПУ, 2006. 301 с.
10. Головин С. Ю. Словарь практического психолога. Мн.: Харвест, 1998. 201 с.
11. Шаталов В.Ф., Шейман В.М. Опорные конспекты по кинематике и динамике. М.: Просвещение, 1989. 143 с.
DEVELOPMENT OF CLIP THINKING IN STUDENTS IN THE SYSTEM OF HIGHER EDUCATION BY MEANS OF SUPPORTIVE GRAPH SCHEMES
L.Yu. Nesterova, S.V. Napalkov
Arzamas branch of Lobachevsky State University of Nizhni Novgorod
The current phenomenon of clip thinking is considered, its peculiarities and characteristics are specified. An analysis of various models for presenting information is carried out, the example of the technology for drawing supportive graph schemes when studying a university course of geometry is given. The relevance and the need for junior-year university students to draw supportive graph schemes when studying mathematical disciplines is substantiated. The efficiency of clip thinking development by means of supportive graph schemes is proved.
Keywords: clip thinking, information flow, signals, frame, lecture notes, supportive graph schemes.