Христолюбоеа Д.Ю., кандидат педагогических наук, преподаватель, Рязанский институт традиционного прикладного искусства - филиал ФГБОУ ВО «Высшая школа народных искусств (академия)», 390046, г. Рязань, ул. Есенина д. 112, e-mail: [email protected]
Khristolyubova D.Yu., PhD in Pedagogy, lecturer at the Ryazan institute of traditional applied art - the branch of the Higher school of folk arts (academy), 390046, Ryazan, Yesenin str. 112, e-mail: [email protected]
Реализация основных дидактических принципов при разработке учебника по техническому рисунку Михайловского кружевоплетения
Implementation of the main didactic principles in the development of a textbook on the technical drawing of Mikhailov lace-making
Аннотация. В статье выявляется роль технического рисунка в создании художественных работ в численной технике Михайловского кружевоплетения Рязанской области. Рассматриваются вопросы дидактического обоснования учебника по техническому рисунку, разработанного для бакалавров в области традиционного прикладного искусства, отмечается их единство. Раскрывается влияние дидактических принципов отбора содержания на изложение информационного материала, его регионально-историческую направленность, ориентацию на освоение теории при выполнении практических заданий, связь учебного материла с содержанием профессиональных дисциплин.
Ключевые слова: технический рисунок, дидактические принципы, учебник, художественное кружевоплетение, бакалавриат, михайловское кружево, численное кружево.
Abstract. The article reveals the role of technical drawing in the creation of artistic works in the numerical technique of Mikhailov lace-making in the Ryazan region. The issues of didactic substantiation of the textbook on technical drawing, developed for bachelors in the field of standard applied art, the implementation of their unity are considered. The influence of didactic classes of content selection on its presentation of information material, regional and historical orientation, orientation towards the development of science in the performance of practical tasks, the connection of educational material with the study of professional disciplines is revealed.
Keywords: technical drawing, didactic principles, textbook, artistic lace-making, bachelor course, Mikhailov bobbin lace, freehand lace.
Технический рисунок художественного кружевоплетения играет важную роль в проектировании высокохудожественных выставочных изделий. От точности его изображения зависит качество выполняемого в материале изделия.
Традиционно михайловское цветное кружево создавалось без использования технологической карты (сколка) с изображением узора -именно поэтому оно и получило свое народное название - численное. Кружево
выплеталось повторяющимися раппортами и предназначалось для украшения народного костюма либо в качестве отделки рушников и подзоров. Необходимый фрагмент кружева отрезали и пришивали к ткани.
С появлением штучных изделий с использованием Михайловского кружева, тем более, при разработке художниками авторских кружевных изделий, возникла необходимость в создании его технических рисунков: при выполнении изделия в материале стало необходимым точно знать, в каком месте выполнить поворот кружевной ленты либо ввести дополнительные элементы в зависимости от задумки художника.
Исследователи и собиратели народного искусства: С.А. Давыдова и E.H. Половцева [5], С.П. Казначеева [6] отмечали, что михайловское кружево может быть утеряно, как только его перестанут плести. Владение навыками создания технического рисунка кружева дает возможность художнику воссоздать даже самые сложные и замысловатые образцы народного кружева и избежать забвения культурного достояния.
Отмечая роль технического рисунка в процессе модернизации профессионального образования в последней трети XIX - начале XX вв. С.А. Тихомиров утверждает, что технический рисунок «позволил улучшить проектирование вещей, совершенствовать их формообразование, а потому и делать продукцию народных художественных промыслов и декоративно-прикладного искусства конкурентоспособной на российском и мировом рынке. Иными словами, владение техническим рисунком позволяло предотвратить упадок формы в народных художественных промыслах и декоративно-прикладном искусстве» [12, с. 41].
В учебном процессе дисциплина «Технический рисунок» является важным компонентом комплекса специальных дисциплин в профессиональной подготовке художников-бакалавров в области традиционного прикладного искусства. При ее освоении формируются необходимые компетенции для качественного выполнения изделий художественного кружевоплетения.
Учебный процесс по освоению технического рисунка художественного кружевоплетения должен быть соотнесен с его видом в зависимости от художественных и технологических особенностей кружевоплетения региона. Для Рязанской области характерны численная, сцепная, многопарная и многопарная сканая техники плетения. В рамках освоения дисциплины «Технический рисунок» данные техники обязательны для практического изучения и включены в учебную программу.
Как отмечает Е.А. Лапшина, технический рисунок является качественной характеристикой проектирования авторских выставочных высокохудожественных кружевных изделий, где «учитываются качество отрисовки основного узора, фоновой решетки, расстановка ходовой с учетом производительности плетения, материалов и назначения изделия» [8, с. 221].
Одним из наиболее специфичных разделов дисциплины «Технический рисунок» является численная техника плетения Михайловского кружева ввиду
наличия многочисленных технологических приемов, связанных с особенностями орнаментальной композиции геометрического характера и необходимостью учета колорита изображаемого образца кружева.
Однако учебники или учебные пособия, раскрывающие специфику изучения технического рисунка данного вида художественного кружевоплетения, до настоящего момента отсутствовали. Поэтому учебник для подготовки бакалавров, разработанный в 2022 г. для изучения дисциплины «Технический рисунок» (художественное кружевоплетение) в Рязанском институте традиционного прикладного искусства - филиале ВШНИ (академии), посвящен разделу дисциплины «Михайловское численное кружево» [14].
Сравнительный анализ учебной литературы по техническому рисунку [7; 10], позволил сформировать общую концепцию учебников и учебных пособий, посвященных изучению данной дисциплины, использовать ее при создании учебника.
Разработка современного учебника по техническому рисунку Михайловского художественного кружевоплетения осуществлялась на основе системного и регионально-исторического подходов. Их использование обусловлено особенностями педагогического проектирования с учетом исследований и разработок на основе регионально-исторических особенностей художественного кружевоплетения Рязанского региона.
Содержание учебника соответствует учебной программе подготовки бакалавров по направлению 54.03.02 Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы, профиль «Художественное кружевоплетение». Учебник предполагает возможность конкретизации и дополнения специфичных элементов кружевоплетения, обусловленных логикой усвоения учебного материала. Теоретическими основаниями разработки учебника по техническому рисунку являлись дидактические принципы, которые отражают закономерности процесса обучения и формируют структуру, содержание, функции и другие его элементы как системы [4, с. 55].
В соответствии с требованиями дидактики профессионального образования к принципам разработки содержания учебника относим:
- взаимосвязь теории с практикой;
- научность;
- междисциплинарность;
- наглядность;
- последовательность;
- прочность освоения учебной информации;
- учет специфики историко-регионального развития художественного кружевоплетения.
Принцип взаимосвязи теории с практикой широко используется в дидактике профессионального образования [4, с. 34] и диктует необходимость разрабатывать содержание учебника таким образом, чтобы теоретическая информация раскрывалась и находила воплощение в практических примерах
и заданиях. Например, теоретическое содержание учебной дисциплины «Технический рисунок художественного кружевоплетения» нацелено на изучение и освоение студентами технического изображения кружев на плоскости в техниках плетения, традиционных для Рязанской области. В рамках изучения теоретических аспектов технического рисунка художественного кружевоплетения студентам предлагается изучить особенности и очередность построения технического рисунка и сколка.
Практическое содержание учебника представлено заданиями, направленными на изучение специфики изображения основных элементов кружевоплетения, видов переплетений, видов кружева в зависимости от его составных частей (прошва, край, аграмант), штучных кружевных изделий.
Учебник содержит упражнения на построение кружевных краев и вариантов штучных кружевных изделий с целью закрепления знаний и умений выполнять большой объем работы самостоятельно. В учебнике представлены чертежи образцов старинных мотивов численного кружева, где применяются более сложные технологические приемы кружевоплетения. Это дает возможность студентам использовать предложенную информацию на занятиях по дисциплинам «Проектирование» и «Исполнительское мастерство».
Таким образом, практические задания позволяют закрепить теоретические сведения: от особенностей нанесения вспомогательных линий до возможности самостоятельного построения конечного чистового варианта сколка кружевного образца.
Принцип научности. Данный принцип имеет широкую трактовку в дидактике профессионального образования в области традиционного прикладного искусства [3; 9]. При разработке учебника «Технический рисунок» принцип научности реализуется включением заданий, направленных на формирование умения применять научные методы, активизацию самостоятельной работы (анализ и синтез, наблюдение, эксперимент, моделирование).
Научность проявляется и в правилах выполнения технического рисунка, определении геометрических величин: длин отрезков, углов, расстояний между точками накола, нахождении радиуса окружностей при построении кружевных оплётов и т.д.
Изучение любой дисциплины, в т.ч. технического рисунка, невозможно без познания существенных признаков и свойств реальных предметов, их взаимосвязи и взаимоотношений. В учебнике рассматриваются изображения кружевных образцов с геометрическим орнаментом. К ним мы относим линии (прямую, ломаную, кривую, овальную) и их простейшие комбинации (углы, треугольники, окружности, многоугольники и т.д.). Изучение этого материала способствует составлению логических цепочек и осмыслению того, что все мотивы кружевоплетения состоят из геометрических фигур, а линии и точки являются неотъемлемыми элементами всякого изображения.
Принцип междисциплинарности применяется в отборе содержания обучения по дисциплинам профессиональной подготовки художников в области традиционных художественных промыслов с 2012 года [3; 11]. Он реализуется установлением связей между учебной дисциплиной «Технический рисунок» и содержанием дисциплин «Технология и материаловедение», «Общая композиция», «Проектирование», «Исполнительское мастерство по художественному кружевоплетению». Результатом изучения материала является приобретение студентами знаний, умений и навыков, необходимых для построения композиций, проектирования и изготовления изделий в традициях художественного кружевоплетения Рязанского региона.
Благодаря использованию в процессе обучения междисциплинарных связей появляется возможность формирования в сознании студента логических зависимостей: «технический рисунок - проектирование - проект изделия». Примером вышесказанного служат предлагаемые в учебнике практические задания, направленные на овладение навыками построения видов переплетений нитей. «Это не только способствует запоминанию у студентов последовательности и специфики выполнения изделия традиционного прикладного искусства, но и формированию у них художественного инновационного мышления важного для создания нового произведения искусства» [1, с. 5].
Использование междисциплинарной связи в содержании учебника по техническому рисунку позволяет осваивать процесс создания кружевных оплётов численного кружева, развивать умение комбинировать техники плетения. Кроме этого, экспериментальные исследования показали, что междисциплинарная связь расширяет представления обучающихся о технических способах построения кружевных орнаментальных мотивов численного кружева.
Еще одним примером использования междисциплинарных связей является то, что в практических заданиях учебника уделяется внимание к построению кружевных образцов наиболее характерных видов Михайловского кружева разной ширины и сложности. Полученный опыт построения далее используется на занятиях по дисциплине «Проектирование» при разработке изделий, полностью состоящих из численного кружева (салфетки, кружевные оплёты, воротники, блузы). Например, проект кружевной салфетки «Пряжа солнечных дней» разработан студентом. Правильно вписать композицию изделия в заданную форму, скомбинировать варианты орнаментальных мотивов при создании проекта авторского изделия (рис. 3,4) стало возможным благодаря освоенному ранее материалу заданий учебника по техническому рисунку. Результаты выполнения упражнения на построение технического рисунка представлены на рисунках 1 и 2.
Рис. 1. Конечный результат выполнения Рис. 2. Конечный результат выполнения технического рисунка аграмантов технического рисунка кружева с поворотом
кружевной ленты
Рис. 3. Сколок кружевной салфетки Рис. 4. Проект кружевной салфетки «Пряжа солнечных дней» «Пряжа солнечных дней»
Освоение способов замыкания мотивов кружева в изделии, их построения в круге, особенности соединения разных видов численного кружева на занятиях по техническому рисунку находят применение при проектировании кружевного воротника «Отголосок лета». На рисунках 5 и 6 представлено техническое изображение образцов кружевных краев и салфетки-подстаканника. Интересно, что полученные знания применяются при построении цветов в численной технике плетения и кружевного оплёта воротника (рис. 7, 8).
Рис. 7. Сколок кружевного воротника Рис. 8. Проект кружевного воротника
«Отголосок лета» «Отголосок лета»
Принцип наглядности является одним из основополагающих в разработке учебной литературы [2, с. 116]. Учебник «Технический рисунок» здесь не исключение, т.к. диктует необходимость наглядного изображения формы, размеров и взаимного расположения различных частей кружева в образцах художественного кружевоплетения. Это обеспечивает формирование представлений о типах и видах численного кружева и осознанное освоение воспринимаемой информации учебника. Наглядный
иллюстративный материал использован здесь как при изложении новой информации, так и при ее закреплении. Для соблюдения рассматриваемого принципа в работу включены рисунки характерных образцов Михайловского численного кружева, которые встречаются в различных комбинациях в выполняемых изделиях.
Каждый этап выполнения технического рисунка, будь то образец мерного кружева или штучное кружевное изделие, сопровождается иллюстрациями, отражающими последовательность действий студента (от начертания вспомогательных линий до уточнения контура, толщины скани, или отвивных петелек) (рис. 9). При этом отсутствуют излишне детализированные иллюстрации этапов работы, чтобы избежать перегрузки учебника наглядными изображениями, способными отвлечь студентов от освоения основного теоретического материала.
Согласно известному в дидактике профессионального образования принципу
последовательности, информация, представленная в учебнике, структурирована по разделам в строго логическом порядке. Первый раздел -вводный, здесь даны важнейшие понятия технического рисунка. Последующие разделы постепенно раскрывают данные об оборудовании и материалах, особенностях технического
построения основных элементов кружевоплетения, образцов и кружевных изделий в численной технике плетения. Заключительная часть посвящена нюансам построения технического рисунка сколка. Принцип последовательности реализуется и в выстраивании структуры содержания дисциплины, в которой присутствуют логические связи изучения конкретной темы с ранее рассмотренными.
Задания учебника направлены на поэтапное освоение технического рисунка кружева. В результате формируется восприятие орнаментальных мотивов как части единого последовательного процесса. Ввиду этого, расположение материала в издании определяется с учетом особенностей построения основных элементов кружевоплетения.
Принцип прочности освоения учебной информации является общедидактическим и поэтому широко применяется в разработке дидактических материалов [2, с. 116]. Структура и содержание учебника
\J~r-
' ¡Ы А.. \;/Г) V
¡1VI -
Чъ 1
н 1
к
ш \
Рис. 43, а. Построение ходовых пар в Рис. 48, 6. Построение точек накола в
аграманте плетешковом оплёте
ш и / /у
ш !
V У'';1
1 Ж а
Рис. 48, е. Построение хода в плетешковом Рис. 48, г. Построение дополнительных оплете линий в насновках
Рис. 9. Иллюстрации учебника, демонстрирующие ход построения аграманта
выстраивается таким образом, чтобы студент смог полученные знания и умения применять в будущей художественно-творческой деятельности. Даже прочно сформированные навыки без систематического применения теряются. В этой связи изучение основных элементов технического рисунка кружевоплетения основывается на чередовании изложения теоретической информации и практических заданий, нацеленных на повторение ранее изложенного материала. В практические задания входит выполнение таких элементов как плетешок, насновка, полотнянка и сетка. Освоение их продолжается в построении технического рисунка образцов и штучных кружевных изделий [14, с. 78; 83; 85; 91]. Это способствует прочности освоения получаемых знаний.
Эту же цель преследуют следующие педагогические факторы: выбранная преподавателем методика изложения теоретического материала в учебнике, уровни самостоятельности и инициативности обучающихся, их желание решать поставленные учебные задачи. В связи с этим задания рассматриваемой работы дают возможность обучающимся воспроизводить в памяти те разделы теории технического рисунка, которые требуются для освоения нового материала.
Чтобы исключить однообразность заданий, в учебник включены варианты выполнения кружевных образцов: так, например, прошва представлена тремя разновидностями - с колечками, с насновкой, с двумя насновками и решёткой (рис. 10).
Принцип учета спщифики историко-регионалъного развития художественного кружевоплетения предполагает разработку учебника, направленного на освоение исторических и региональных особенностей кружевоплетения
Рязанского региона [13, с. 12]. Данный принцип реализуется путем выявления связи исторических периодов развития Михайловского художественного
кружевоплетения с формированием современных художественных и технологических уникальных черт этого вида кружева.
Разделы издания содержат задания на построение образцов Михайловского численного кружева, которое традиционно применялось для украшения народной одежды и убранства дома (рис. 11-14). Освоение особенностей Михайловского кружева Рязанской области позволяет изучить
Рис. 10. Кружевные прошвы
не только художественно-технологическую сторону вопроса, но и повысить теоретический уровень образования в области данного промысла.
Рис. 11. Технический рисунок Рис. 12. Образец Михайловского кружева «бубенцы» в Михайловского кружева костюме
«бубенцы»
Рис. 13. Технический рисунок Рис. 14. Образец Михайловского кружева и
Михайловского кружева «балалайки» в костюме
«балалайки»
Представленные выше дидактические принципы применены к одному предмету исследования - отбору содержания учебника «Технический рисунок». Они объединены предметом исследования, что представляет собой целостность и единство, т.е. систему, и связаны между собой. Поясним это на примере: принципы наглядности, научности, последовательности и др. направлены на развитие интеллекта и выражают необходимость систематического изучения научной информации и применения ее для решения задач практического характера при построении технического рисунка кружевных изделий в численной технике плетения. Научный иллюстрированный текст учебника, в котором логично и последовательно
изложено содержание учебной дисциплины, является результатом реализации системы принципов.
Таким образом, основные дидактические принципы лежат в основе разработки содержания учебника «Технический рисунок» и определили логику и последовательность изложения материала, его регионально-историческое значение, научность и наглядность представления содержания, ориентацию на информацию теоретического значения, снабженную для освоения практическими заданиями. Разработанное содержание учебника «Технический рисунок» успешно прошло апробацию в подготовке художников-бакалавров в области художественного кружевоплетения в Рязанском институте традиционного прикладного искусства - филиале Высшей школы народных искусств (академии). По результатам эксперимента можно констатировать: «Технический рисунок» как дисциплина является базой для формирования художника, глубоко владеющего знаниями технологии выполнения художественного кружевоплетения Рязанской области, способного создать произведение искусства на основе сложившихся традиций.
Литература
1. Александрова Н.М. Метадисциплины в профессиональном образовании в области традиционного прикладного искусства // Традиционное прикладное искусство и образование. - 2018. - № 1. - С. 1-9.
2. Батышев С.Я. Профессиональная педагогика: учебник для студентов, обучающихся по педагогическим специальностям и направлениям / С.Я. Батышев. - Москва: Ассоциация «Профессиональное образование», 1997. -512 с.
3. Бесшапошникова Ю.А. Художественно-технологическое содержание высшего образования в холуйской лаковой миниатюрной живописи на папье-маше: диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук: специальность 13.00.08 теория и методика профессионального образования / Бесшапошникова Юлия Авенгеровна. -Санкт-Петербург, 2015. -227 с.
4. Варковецкая Г.А. Теория профессиональной дидактики в педагогическом образовании: монография / Г.Н. Варковецкая, Н.М. Александрова, JI.А. Дитяткина - Санкт-Петербург: ФГНУ ИПООВ РАО, 2012. - 270 с. ISBN 978-5-902 064-64-0
5. Давыдова С.А., Половцева E.H., Беренс К.И., Свидерская Е.О. Кустарная промышленность в России / С.А. Давыдова, E.H. Половцева, К.И. Беренс, Е.О. Свидерская. - Санкт-Петербург: Типо-лит. «Якорь», 1913. -440 с.
6. Казначеева С.П. Отчет о деятельности практической женской школы вышивания в с. Подлесное Михайловского уезда Рязанской губернии за 1891 -92 гг. / С.П. Казначеева. Государственный архив Рязанской области. -Ф. 5, № 1, арх. 25,ов. 89.
7. Лапина Ю.Е., Максимович В.Ф. Технический рисунок. Учебник по направлению подготовки «Декоративно прикладное искусство и народные
промыслы», профиль - «Художественное кружевоплетение» / Ю.Е. Лапина, В.Ф. Максимович. - Санкт-Петербург: ВШНИ, 2015. - 108 с.
8. Лапшина Е.А. Критерии качества при проектировании и исполнении высокохудожественных кружевных изделий // Традиционное прикладное искусство и образование. - 2022. - № 2. - С. 206-215.
9. Озерова О.В. Содержание профессионального образования в области игрушки: диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук: специальность 13.00.08 теория и методика профессионального образования / Озерова Ольга Викторовна. - Санкт-Петербург, 2016.- 193 с.
10. Сайфулина Е.В. Технический рисунок. Учебно-методическое пособие для направления подготовки Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы / Е.В. Сайфулина. - Санкт-Петербург: ВШНИ, 2014. - 30 с.
11. Сайфулина Е.В. Формирование готовности студентов вуза к профессиональной инновационной деятельности в области художественной вышивки: диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук: специальность 13.00.08 теория и методика профессионального образования / Сайфулина Елена Витальевна. - Санкт-Петербург, 2014. - 222 с.
12. Тихомиров С. А. Профессиональное образование в сфере традиционного прикладного искусства: доминанты развития (от средневековья до последней трети XIX века) // Традиционное прикладное искусство и образование. - 2019. - № 3. - С. 15-31. DOI: 10.24411/2619-1504-2019-00044
13. Христолюбова Д.Ю. Особенности содержания среднего профессионального образования в области художественного кружевоплетения Рязанского региона: диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук: специальность 13.00.08 теория и методика профессионального образования / Христолюбова Дарья Юрьевна. - Санкт-Петербург, 2014. - 221 с.
14. Христолюбова Д.Ю. Технический рисунок художественного кружевоплетения. Михайловское численное кружево. Учебник / Д.Ю. Христолюбова. Санкт-Петербург: ВШНИ, 2022. - 100 с. ISBN 978-5-907542-98-3
References
1. Aleksandrova N.M. Metadistsipliny v professional'nom obrazovanii v oblasti traditsionnogo prikladnogo iskusstva// Traditsionnoye prikladnoye iskusstvo i obrazovaniye. - 2018. - № 1. - S. 1-9.
2. Batyshev S.YA. Professional'naya pedagogika: uchebnik dlya studentov, obuchayushchikhsya po pedagogicheskim spetsial'nostyam i napravleniyam / S.YA. Batyshev. - Moskva: Assotsiatsiya «Professional'noye obrazovaniye», 1997. - 512 s.
3. Besshaposhnikova YU.A. Khudozhestvenno-tekhnologicheskoye soderzhaniye vysshego obrazovaniya v kholuyskoy lakovoy miniatyurnoy zhivopisi na pap'ye-mashe: dissertaciya na soiskanie uchenoj stepeni kandidata pedagogicheskih nauk: special'nost' 13.00.08 teoriya i metodika professional'nogo obrazovaniya / Besshaposhnikova Yuliya Avengerovna. - Sankt-Peterburg, 2015. -227 s.
4. Varkovetskaya G.A. Teoriya professional'noy didaktiki v pedagogicheskom obrazovanii: monografîya / G.N. Varkovetskaya, N.M. Aleksandrova, L.A. Dityatkina - Sankt-Peterburg: F GNU IPOOV RAO, 2012. - 270 s. ISBN 978-5-902 064-64-0
5. Davydova S.A., Polovtseva Ye.N., Berens K.I., Sviderskaya Ye.O. Kustarnaya promyshlennost' v Rossii / S.A. Davydova, Ye.N. Polovtseva, K.I. Berens, Ye.O. Sviderskaya. - Sankt-Peterburg: Tipo-lit. «Yakor'», 1913. -440 s.
6. Kaznacheyeva S.P. Otchet o deyatel'nosti prakticheskoy zhenskoy shkoly vyshivaniya v s. Podlesnoye Mikhaylovskogo uyezda Ryazanskoy gubernii za 1891 -92 gg. / S.P. Kaznacheyeva. Gosudarstvennyy arkhiv Ryazanskoy oblasti. - F. 5, № 1, arkh. 25, ov. 89.
7. Lapina YU.Ye., Maksimovich V.F. Tekhnicheskiy risunok. Uchebnik po napravleniyu podgotovki «Dekorativno prikladnoye iskusstvo i narodnyye promysly», profil' - «Khudozhestvennoye kruzhevopleteniye» / YU.Ye. Lapina, V.F. Maksimovich. - Sankt-Peterburg: VSHNI, 2015. - 108 s.
8. Lapshina Ye.A. Kriterii kachestva pri proyektirovanii i ispolnenii vysokokhudozhestvennykh kruzhevnykh izdeliy // Traditsionnoye prikladnoye iskusstvo i obrazovaniye. - 2022. - № 2. - S. 206-215.
9. Ozerova O.V. Soderzhaniye professional'nogo obrazovaniya v oblasti igrushki: dissertaciya na soiskanie uchenoj stepeni kandidata pedagogicheskih nauk: special'nost' 13.00.08 teoriya i metodika professional'nogo obrazovaniya / Ozerova Ol'ga Viktorovna. - Sankt-Peterburg, 2016.- 193 s.
10. Sayfulina Ye.V. Tekhnicheskiy risunok. Uchebno-metodicheskoye posobiye dlya napravleniya podgotovki Dekorativno-prikladnoye iskusstvo i narodnyye promysly / Ye.V. Sayfulina. - Sankt-Peterburg: VSHNI, 2014. - 30 s.
11. Sayfulina Ye.V. Formirovaniye gotovnosti studentov vuza k professional'noy innovatsionnoy deyatel'nosti v oblasti khudozhestvennoy vyshivki: dissertaciya na soiskanie uchenoj stepeni kandidata pedagogicheskih nauk: special'nost' 13.00.08 teoriya i metodika professional'nogo obrazovaniya / Sayfulina Yelena Vital'yevna. - Sankt-Peterburg, 2014. - 222 s.
12. Tikhomirov S.A. Professional'noye obrazovaniye v sfere traditsionnogo prikladnogo iskusstva: dominanty razvitiya (ot srednevekov'ya do posledney treti XIX veka) // Traditsionnoye prikladnoye iskusstvo i obrazovaniye. - 2019. - № 3. -S. 15-31. DOI: 10.24411/2619-1504-2019-00044
13. Khristolyubova D.YU. Osobennosti soderzhaniya srednego professional'nogo obrazovaniya v oblasti khudozhestvennogo kruzhevopleteniya Ryazanskogo regiona: dissertaciya na soiskanie uchenoj stepeni kandidata
pedagogicheskih nauk: special'nost' 13.00.08 teoriya i metodika professional'nogo obrazovaniya / Khristolyubova Dar'ya Yur'yevna. - Sankt-Peterburg, 2014. - 221 s.
14. Khristolyubova D.YU. Tekhnicheskiy risunok khudozhestvennogo kruzhevopleteniya. Mikhaylovskoye chislennoye kruzhevo. Uchebnik / D.YU. Khristolyubova. Sankt-Peterburg: VSHNI (a), 2022. - 100 s. ISBN 978-5-907542-98-3