Научная статья на тему 'РЕАЛИЗАЦИЯ ОБЩЕПРАВОВЫХ ПРИНЦИПОВ В ОТЕЧЕСТВЕННОМ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ'

РЕАЛИЗАЦИЯ ОБЩЕПРАВОВЫХ ПРИНЦИПОВ В ОТЕЧЕСТВЕННОМ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
104
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПРИНЦИП ЗАКОННОСТИ / ПРИНЦИП ДЕМОКРАТИЗМА / ПРИНЦИП ГУМАНИЗМА / ПРИНЦИП РАВЕНСТВА ОСУЖДЕННЫХ ПЕРЕД ЗАКОНОМ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Сирякова Елена Олеговна

В статье определяется понятие принципов уголовно-исполнительного законодательства России, рассматриваются механизмы реализации принципов законности, демократизма, гуманизма, равенства осужденных перед законом. Автор приходит к выводу о том, что в нормах уголовно-исполнительного законодательства находят свое отражение общеправовые принципы. Их содержание, за исключением принципа законности, обладает спецификой, которая состоит в установлении рамок, определении границ общественных отношений, внутри которых возможна реализация правовых идей. Содержание демократизма сводится к идеям участия общественности в процессе исполнения уголовных наказаний, учета мнения осужденного, предоставления ему реальной возможности обжаловать действия (бездействие) и решения персонала, участия в жизни исправительного учреждения. Гуманизм означает установление минимального и гарантированного стандарта жизнедеятельности осужденных. Равенство предполагает наличие единых правил, одинаково применяемых ко всем осужденным. Закрепив общеправовые принципы, государство приняло на себя обязательство по их соблюдению. Однако в законе встречаются правовые нормы, не согласованные с установленными принципами. Выделив часть из них, автор предложил решения, которые не являются бесспорными, но представляют собой попытку улучшения отечественного уголовно-исполнительного законодательства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPLEMENTATION OF GENERAL LEGAL PRINCIPLES IN DOMESTIC PENAL ENFORCEMENT LEGISLATION

The article defines the concept of the principles of the penal enforcement legislation of Russia, examines the mechanisms for implementing the principles of legality, democracy, humanism, equality of convicts before the law. The author comes to the conclusion that the general legal principles are reflected in the norms of the penal enforcement legislation. Their content, with the exception of the principle of legality, has specifics, which consists in establishing the framework, defining the boundaries of public relations, within which the implementation of legal ideas is possible. The content of democracy is reduced to the idea of public participation in the process of execution of criminal penalties, taking into account the opinion of the convicted person, giving him a real opportunity to appeal against the actions (inaction) and decisions of the staff, participation in the life of the correctional institution. Humanism means the establishment of a minimum and guaranteed standard of living for convicts. Equality presupposes the existence of uniform rules that apply equally to all convicts. Having consolidated the general legal principles, the State assumed the obligation to implement them. However, there are legal norms in the law that are inconsistent with the established principles. Having singled out some of them, the author proposed solutions that are not indisputable, but represent an attempt to improve the domestic penal enforcement legislation.

Текст научной работы на тему «РЕАЛИЗАЦИЯ ОБЩЕПРАВОВЫХ ПРИНЦИПОВ В ОТЕЧЕСТВЕННОМ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ»

УДК 343.8

DOI 10.33463/2687-122X.2022.17(1 -4).2.152-159

ЕЛЕНА ОЛЕГОВНА СИРЯКОВА,

кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры административного права и административной деятельности, Рязанский филиал Московского университета МВД России имени В. Я. Кикотя, г. Рязань, Российская Федерация, ORCID 0000-0003-4830-0064, е-mail: 643351@mail.ru

РЕАЛИЗАЦИЯ ОБЩЕПРАВОВЫХ ПРИНЦИПОВ В ОТЕЧЕСТВЕННОМ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ

Для цитирования

Сирякова, Е. О. Реализация общеправовых принципов в отечественном уголовно-исполнительном законодательстве / Е. О. Сирякова // Уголовно-исполнительное право. -2022. - Т. 17(1-4), № 2. - С. 152-159. - DOI : 10.33463/2687-122X.2022.17(1-4).2.152-159.

Аннотация. В статье определяется понятие принципов уголовно-исполнительного законодательства России, рассматриваются механизмы реализации принципов законности, демократизма, гуманизма, равенства осужденных перед законом. Автор приходит к выводу о том, что в нормах уголовно-исполнительного законодательства находят свое отражение общеправовые принципы. Их содержание, за исключением принципа законности, обладает спецификой, которая состоит в установлении рамок, определении границ общественных отношений, внутри которых возможна реализация правовых идей. Содержание демократизма сводится к идеям участия общественности в процессе исполнения уголовных наказаний, учета мнения осужденного, предоставления ему реальной возможности обжаловать действия (бездействие) и решения персонала, участия в жизни исправительного учреждения. Гуманизм означает установление минимального и гарантированного стандарта жизнедеятельности осужденных. Равенство предполагает наличие единых правил, одинаково применяемых ко всем осужденным. Закрепив общеправовые принципы, государство приняло на себя обязательство по их соблюдению. Однако в законе встречаются правовые нормы, не согласованные с установленными принципами. Выделив часть из них, автор предложил решения, которые не являются бесспорными, но представляют собой попытку улучшения отечественного уголовно-исполнительного законодательства.

Ключевые слова: принцип законности, принцип демократизма, принцип гуманизма, принцип равенства осужденных перед законом.

© Сирякова Е. О., 2022

/Й)®®® Статья лицензируется в соответствии с лицензией Creative Commons by nc sa Attribution-NonCommercial-ShareAlike 4.0

Словари русского языка определяют принцип как основное, исходное положение какой-либо теории, учения, мировоззрения. В теории права принципы рассматриваются как основополагающие идеи, руководящие положения права, представляющие собой дух права, закрепленный в букве закона, то есть в конкретных его статьях. Принципы уголовно-исполнительного права, на наш взгляд, следует понимать как наиболее общие и универсальные положения, служащие основным ориентиром всей правотворческой, правоприменительной и правоохранительной деятельности государственных органов в сфере исполнения уголовных наказаний. Они пронизывают уголовно-исполнительное законодательство, функционирование учреждений и органов уголовно-исполнительной системы.

Принципы, относящиеся к сфере исполнения уголовных наказаний, отражены в различных нормативных документах. Так, Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации (УИК РФ) содержит ст. 3, где указывается, что уголовно-исполнительное законодательство основывается на общепризнанных принципах и нормах международного права, ст. 8, закрепляющую семь принципов уголовно-исполнительного законодательства: законность, гуманизм, демократизм, равенство осужденных перед законом, дифференциация и индивидуализация исполнения наказаний, рациональное применение мер принуждения, средств исправления и стимулирование их правопослушно-го поведения, соединение наказания с исправительным воздействием. Кроме того, в законодательстве имеется указание на принципы деятельности различных субъектов, включенных в исполнение уголовных наказаний. В ст. 1 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 г. № 5473-! «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» называются следующие принципы деятельности уголовно-исполнительной системы: законность, гуманизм, уважение прав человека. В Федеральном законе от 10 июня 2008 г. № 76-ФЗ «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания» устанавливаются принципы осуществления общественного контроля и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания: приоритет прав человека, добровольность, равноправие, объективность, законность.

В научной литературе советского периода характеристика принципов исправительно-трудового права содержится в работах А. Е. Наташева, Г П. Байдакова [1, 2]. В настоящее время исследователями продолжается работа в направлении изучения содержания принципов уголовно-исполнительного права и расширения их перечня. Например, указывают на принципы обеспечения безопасности исправительного учреждения; организации труда, воспитательной работы с осужденными, принципы исполнения отдельных видов наказаний (например, лишения свободы), принцип справедливости и т. д. [3, 4]. Специалистами поднимается вопрос о систематизации и легальном толковании принципов в виде выделения самостоятельной главы или нескольких статей, закрепляющих принципы в УИК РФ, как это сделано, например, в Уголовном кодексе Российской Федерации [5]. В связи с тем что законодатель ограничился перечислением принципов, особую актуальность приобретает изучение не только их содержания, но и реального воплощения в нормах УИК РФ. Особенно любопытно рассмотреть сквозь призму процесса исполнения уголовных наказаний так называемые общеправовые принципы.

Принцип законности, являющийся центральным принципом права вообще, заключается в том, что все уголовно-исполнительное законодательство и деятельность по исполнению наказаний должны быть пронизаны духом верховенства закона, то есть

субъекты, принимающие участие в исполнении (отбывании) наказаний, неукоснительно соблюдают требования закона, действуют в строгом соответствии с законом: Уголовно-исполнительным кодексом Российской Федерации, а также другими федеральными законами. Законность предполагает, что все субъекты уголовно-исполнительного процесса также неукоснительно соблюдают Конституцию РФ, руководствуются в своей работе международными актами. Принцип законности предполагает соблюдение законных процедур не только сотрудниками, но и осужденными, например, осужденные выполняют возложенные на них обязанности вежливо относиться к персоналу учреждения. Иллюстрировать проявление принципа законности в уголовно-исполнительном праве можно на примере многих положений. Например, в ст. 10-12, 22 УИК РФ указано на неукоснительное соблюдение законодательства сотрудниками и осужденными. Вместе с тем на практике распространены случаи обжалования действий сотрудников со стороны осужденных либо прокурора по причине их незаконности. Так, нередки случаи обращений в суд по поводу незаконности действий сотрудников о применении к осужденным взысканий в виде водворения в ШИЗО, перевода в ПКТ, в том числе с одновременным признанием осужденного злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания. Действительно, пп. «г»-«е» ч. 1 ст. 115 УИК РФ о переводе лиц, являющихся злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания, и ч. 3 ст. 116 УИК РФ о признании осужденного злостным нарушителем при условии назначения ему взыскания, предусмотренного пп. «в»-«е» ст. 115 УИК РФ, в их взаимосвязи порождают два практических вопроса: применять пп. «г»-«е» одновременно с признанием осужденного злостным нарушителем либо только после установления статуса злостного нарушителя по причине нового нарушения. Данные положения вызывают споры относительно законности любого из указанных вариантов, в связи с чем суды, используя формулировки «по смыслу статьи», «исходя из содержания вышеприведенных норм», устанавливают разные варианты должного правоприменения1. Это связано с размытостью формулировок правового предписания, предоставления законом сотруднику значительного выбора варианта действий, что является препятствием реализации законности. Разрешение проблемы мы находим в уточнении действующих законодательных формулировок. Предлагаем из указанных пунктов исключить словосочетание «являющихся злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания». Дополнительным доказательством выступает факт о том, что принцип законности в деятельности органов и учреждений уголовно-исполнительной системы нельзя подменять целесообразностью (соответствующий поставленной цели, вполне разумный) или аналогией. Если гражданское законодательство допускает возникновение гражданских прав и обязанностей непосредственно из общих начал и смысла гражданского законодательства, а именно исходя из принципов данной отрасли права, то применение уголовного и уголовно-исполнительного законодательства по аналогии невозможно.

Обратим внимание на принцип демократизма или народовластия. Смысл народовластия в том, что мы, народ, принимаем участие в управлении государством и его институтами. Мы формулируем свою волю в виде законов и оказываем влияние на ее

1 См.: Определение Верховного суда Чувашской Республики от 12 октября 2015 г. по делу № 33-4424/2015. URL: https://www.v2b.ru/documents/ apellyatsionnoe-opredelenie-verhovnogo-suda-chuvashskoy-respubliki-ot-2/ (дата обращения: 20.12.2021); Апелляционное определение Липецкого областного суда от 28 октября 2015 г. по делу № 33-3025/2015. URL : https://sudact.ru/ regular/doc/8ow0eD2ZtM64/ (дата обращения: 20.12.2021).

воплощение через своих представителей на всех уровнях государственной и местной власти, что закреплено в Конституции РФ. Принцип демократизма в уголовно-исполнительном законодательстве означает, что общество, а также осужденные имеют возможность участвовать в деятельности уголовно-исполнительной системы. Общество через своих представителей принимает законы, которые регулируют отношения по поводу исполнения уголовных наказаний. К этой работе также привлекаются отдельные граждане и общественные институты, например, в рамках одного из средств исправления -общественного воздействия. В ст. 23 УИК РФ указано: общественные объединения участвуют в осуществлении контроля за обеспечением прав человека в уголовно-исполнительной системе и оказывают содействие в работе учреждений и органов, исполняющих наказания. Правовые основы участия общественности в контроле за обеспечением прав человека устанавливаются федеральными законами «Об общественных объединениях», «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания». Правовые основы содействия работе учреждений и органов уголовно-исполнительной системы заложены в ст. 24, 87 УИК РФ, посвященных деятельности общественных наблюдательных комиссий, в ст. 142 УИК РФ - родительских комитетов, образующихся из родителей несовершеннолетних осужденных, в ст. 165 УИК РФ - общественных объединений, оказывающих содействие дисциплинарным воинским частям. Федеральный закон от 4 апреля 2005 г. «Об Общественной палате Российской Федерации» закрепляет, что общественная палата, наряду с прочими функциями, обеспечивает взаимодействие граждан с федеральными органами государственной власти в целях содействия реализации государственной политики в области обеспечения прав человека в местах принудительного содержания. Принцип демократизма предполагает учет мнений самих осужденных в виде их письменного согласия: на проведение фото- и киносъемки, интервью; оставление для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию в СИЗО; возможность перевода из ИК общего и строгого режимов осужденного в колонию-поселение. Демократизм проявляется также в том, что сами осужденные могут обращаться в различные органы и организации с предложениями, заявлениями и жалобами. Ярким проявлением принципа является в настоящее время утратившая силу ст. 111 УИК РФ о самодеятельных организациях осужденных. Имевшие массовый характер нарушения в поддержании дисциплины и порядка самими осужденными привели к ликвидации в 2011 г. института самодеятельных организаций, а не к его корректировке. При этом нормами уголовно-исполнительного законодательства ряда иностранных государств продолжает обеспечиваться такое участие осужденных в целях развития полезной инициативы, поддержания социально полезных связей, содействия в организации труда и быта. Так, действуют самодеятельные объединения в Армении, самодеятельные организации в Беларуси, Таджикистане, Туркменистане, добровольные организации в Казахстане, а в Испании осужденные при организации труда принимают участие в контроле качества изготавливаемой в пенитенциарном учреждении продукции, входят в управление кооперативом как одной из форм труда осужденных.

Принцип демократизма, народовластия предполагает активное участие граждан, в том числе осужденных, в осуществлении демократических процедур. Интересно то, что Конституция РФ в ст. 32 установила запрет избирать и избираться гражданам, содержащимся в местах лишения свободы по приговору суда. Получается, что часть осужденных к наказаниям, не связанным с лишением свободы, имеет право голоса, а

другая нет. На это было обращено внимание в постановлении Европейского Суда по правам человека от 4 июля 2013 г. «Дело "Анчугов и Гладков (Anchugov and Gladkov) против Российской Федерации"»1, а конституционные положения были разъяснены в постановлении Конституционного Суда РФ от 19 апреля 2016 г. «По делу о разрешении вопроса о возможности исполнения в соответствии с Конституцией Российской Федерации постановления Европейского Суда по правам человека от 4 июля 2013 г. по делу «Анчугов и Гладков против России» в связи с запросом Министерства юстиции Российской Федерации»2. Таким образом, в сфере исполнения уголовных наказаний особенность принципа демократизма заключается в ограниченном его применении. Однако, если постановление Конституционного Суда Российской Федерации небесспорно, но может быть объяснено незыблемостью Конституции РФ, исключение статьи о самодеятельных организациях осужденных считаем неразумным, противоречащим принципу демократизма. Предлагаем вернуть в УИК РФ данную норму в виде ст. 111 «Самодеятельные организации осужденных» в отмененной редакции, исключив из ч. 3 задачу содействия администрации исправительных учреждений в поддержании дисциплины и порядка, формировании социально-позитивных отношений между осужденными.

Гуманизм есть общеправовой нравственно-этический принцип, предполагающий признание человека высшей ценностью, требующий уважения к личности. Близким к гуманизму по своему содержанию является также нравственно-правовой принцип уважения прав человека. В ст. 8 УИК РФ он не упоминается, однако в Законе РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» такой принцип закреплен в ст. 1 в качестве принципа деятельности уголовно-исполнительной системы. Последний означает максимально почтительное отношение к личности осужденного, в котором признаются и обеспечиваются честь и достоинство через механизм наделения личности определенным комплексом прав, свобод и обязанностей. Идеями гуманизма и уважения прав личности пронизаны многие статьи УИК РФ. Так, в ст. 3 УИК РФ зафиксировано правило о надлежащем обращении с осужденными. В гл. 2 УИК РФ содержатся требования вежливого обращения со стороны персонала учреждения, исполняющего наказание; о невозможности подвергать жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению; об оказании медицинской, юридической, психологической, религиозной помощи, социальном обеспечении; гарантированности личной безопасности. УИК РФ также предусматривает сохранение в местах лишения свободы человеческих условий проживания (жилой площади, норм питания, вещевого довольствия, других материально-бытовых, санитарных и медицинских аспектов), предоставления возможности контактов с внешним миром (свиданий, переписки, телефонных переговоров, просмотра телепередач и т. п.), учитывает исключительные личные обстоятельства (ст. 92, 97 УИК РФ) и личностные особенности здоровья осужденных (например, беременность); наличие ребенка в возрасте до 14 лет у осужденных женщин и мужчин, являющихся единственным родителем (ст. 97, 99 УИК РФ); инвалидность и заболевание (ст. 88, 90, 97, 99 УИК РФ); возраст и т. д.). Исследуемый принцип является универсальным. Например, при исполнении уголовного наказания в США применяется принцип гражданственности (citizenship), предполагающий установление минимального стандарта защиты человеческого достоинства от государственных действий, запрет домогательств и издевательств, а также признаки принципа равенства, то есть недопу-

1 См.: Бюллетень Европейского Суда по правам человека. 2014. № 2.

2 См.: Российская газета. 2016. 5 мая.

стимость дискриминации по признакам расы, пола, сексуальной ориентации, гендерной идентичности, религии, языка, национального происхождения, гражданства, возраста, физической или умственной инвалидности [6]. Однако в данной сфере сохраняется достаточно большое количество нарушений, жалобы на которые направляют в Европейский Суд по правам человека. Рассматривая их, суд в своих постановлениях обращал внимание на недопустимые санитарные условия: недостаток естественного освещения и воздуха в помещениях; неудовлетворительные материально-бытовые условия, нехватка спальных мест, перегородок, отделяющих санузел от жилой части камеры; неоказание адекватной медицинской помощи либо ее низкое качество в сравнении с общегосударственным уровнем; условия доставления в следственно-судебные органы. В связи с тем что в суд поступало значительное количество похожих обращений из разных регионов России, Европейский Суд по правам человека выносил так называемые пилотные постановления, например, постановление по делу «Ананьев и другие против России» от 10 января 2012 г. (жалобы № 42525/07 и 60800/08), в котором было указано Российской Федерации на имеющиеся нарушения и давались конкретные рекомендации по улучшению условий содержания1. Во исполнение данного решения были предприняты меры, положительно изменившие ситуацию в местах принудительного содержания в России. Вместе с тем отдельные проблемы реализации гуманизма продолжают существовать. Так, мы считаем недостаточными законодательные шаги по предоставлению осужденным к пожизненному лишению свободы количества свиданий [7]. Опыт европейских государств в этом вопросе сводится к установлению не предельного количества таких визитов, а условий отказа в их предоставлении. Таким образом, нормы законодателя о количестве краткосрочных и длительных свиданий для осужденных, отбывающих пожизненное лишение свободы, необходимо формулировать не в виде отсылочной нормы к ст. 125, а закрепить в ст. 126 УИК РФ. В ней предлагаем предусмотреть возможности отказа в предоставлении свиданий, ввести дополнительное взыскание в виде лишения права на длительное свидание. Своевременным видится создание особых требований к комнатам для краткосрочных свиданий в учреждениях, исполняющих пожизненное лишение свободы.

Равенство осужденных перед законом представляет собой разновидность общеправового принципа равенства прав и свобод человека и гражданина, закрепленного в международных документах и ст. 19 Конституции РФ. Включение равенства в число принципов уголовно-исполнительного законодательства объясняется тем, что государство взяло на себя обязательства гарантировать равенство прав и свобод человека во всех сферах, в том числе при исполнении уголовных наказаний. Идея принципа равенства осужденных состоит в том, что все осужденные одинаковы перед законом и не могут быть подвергнуты дискриминации ввиду их пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям или иных обстоятельств. Это означает, что законом устанавливаются одинаковые порядок и условия отбывания наказания, равное правовое положение, единые критерии для его изменения и т. д. Наличие данного принципа препятствует созданию системы преимуществ одних осужденных перед другими, формированию привилегированного положения отдельных социальных групп осужденных, существованию частного интереса (индивидуального, группового, корпоративного). Этот принцип особенно важен

1 См.: Бюллетень Европейского Суда по правам человека. 2012. № 8.

для укрепления в общественном сознании идеи справедливости и свободы. Кстати, обеспечение в исправительных учреждениях идеи справедливости, содействие обеспечению порядка, личной безопасности является одним из проявлений принципа социальной справедливости, например, в пенитенциарных учреждениях США [6]. Принцип равенства осужденных перед законом буквально пронизывает УИК РФ: в каждой статье закона говорится не о конкретном человеке, обладающем набором персональных компонентов, а об абстрактном лице - осужденном. Кодекс, таким образом, обезличивает, уравнивает всех людей по основанию вынесения в отношении человека обвинительного приговора, а такие формулировки, как «осужденные могут», «осужденные должны», «осужденные обязаны», «осужденные имеют право», «осужденным гарантируется», «каждый осужденный», «все осужденные» и др., свидетельствуют о том, что закон в равной степени распространяется на всех обладателей статуса осужденного независимо от его религиозных, политических убеждений, возраста, пола, социального и материального положения, других обстоятельств. В УИК РФ также закреплены термины «осужденные женщины», «несовершеннолетние осужденные», «осужденные, являющиеся инвалидами», «впервые осужденные к лишению свободы», «осужденные при особо опасном рецидиве», отдельные статьи адресованы осужденным к соответствующим видам наказаний и т. д. Данные группы осужденных имеют неодинаковый объем прав, обязанностей и ограничений, для них устанавливается разный порядок отбывания наказания, но это не означает неравенство осужденных перед законом. В данном случае речь идет о реализации принципа дифференциации и индивидуализации исполнения наказания. В своем определении Конституционный Суд РФ указал, что законодатель дифференцирует осужденных в зависимости от тяжести назначенного наказания, соответствующего характера и степени общественной опасности преступления, обстоятельств его совершения, социальных, возрастных и физиологических особенностей личности виновного1. Это сделано для достижения цели исправления и максимальной эффективности предупреждения преступлений. Таким образом, можно сделать вывод о том, что принцип равенства осужденных перед законом, как и принцип равенства вообще, есть формальный принцип. Это означает, что фактического равенства достичь невозможно: все граждане вообще и осужденные в частности отличаются между собой, поэтому законодатель старается уравнять максимальное количество субъектов (общее правило), выделить специфические группы (исключения из правила). Вместе с тем в УИК РФ присутствуют нормы, никак не связанные с индивидуализацией и дифференциацией, не обеспечивающие принцип равенства осужденных. Так, об отсутствии равенства свидетельствуют положения, предусматривающие направление осужденного в исправительное учреждение (ч. 2 ст. 73 УИК РФ), исправительный центр (ч. 2 ст. 601) другого субъекта по причине невозможности размещения его на территории проживания либо осуждения; при наличии возможности администрация выделяет помещение для проведения религиозных обрядов (ч. 4, 7 ст. 14); может увеличить время прогулки осужденных, находящихся в строгих условиях отбывания наказания (п. «г» ч. 4 ст. 121), на общем (п. «г» ч. 4 ст. 131) или строгом (п. «г» ч. 5 ст. 131) режимах в тюрьме; исходя из наличия рабочих мест устанавливаются

1 См.: Определение Конституционного Суда РФ от 29 мая 2007 г. № 415-О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Корогодина Сергея Алексеевича на нарушение его конституционных прав частью первой статьи 90 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации». URL : https://base.garant.ru/1783843/ (дата обращения: 20.12.2021).

требования обязательности труда осужденных (ч. 1 ст. 607, ч. 1 ст. 103); формулируется правило удержания из заработной платы для возмещения стоимости питания, одежды, коммунально-бытовых услуг (ст. 99 УИК РФ). Наряду с данными положениями учреждения, исполняющие уголовные наказания, не обеспечивают установленного законом норматива по количеству комнат длительных свиданий, размеру бытовых помещений для хранения продуктов и приема пищи, что судами рассматривается как нарушение равенства осужденных перед законом. В связи с этим мы предлагаем следующие изменения: ввиду невозможности обеспечить отбывание наказания по месту жительства либо осуждения заменить императивные формулировки ч. 1 ст. 73, ч. 2 ст. 60.1 УИК РФ диспозитивными, включив в статью словосочетание «как правило». Исключить из закона словосочетание «при наличии возможности». Взыскивать с неработающих осужденных средства, затраченные на их материально-бытовое обеспечение, в порядке искового производства, а также увеличивать время работы без оплаты труда в порядке ст. 106 УИК РФ в счет образовавшейся задолженности.

Таким образом, общеправовые принципы находят свое отражение в нормах уголовно-исполнительного законодательства. Их содержание, за исключением принципа законности, обладает спецификой, которая состоит в установлении рамок, определении границ общественных отношений, внутри которых возможна реализация правовых идей. Содержание демократизма сводится к идеям участия общественности в процессе исполнения уголовных наказаний, учета мнения осужденного, предоставления ему реальной возможности обжаловать действия (бездействие) и решения персонала, участия в жизни исправительного учреждения. Гуманизм означает установление минимального и гарантированного стандарта жизнедеятельности осужденных. Равенство предполагает наличие единых правил, одинаково применяемых ко всем осужденным. Закрепив общеправовые принципы, государство приняло на себя обязательство по их выполнению. Как мы выяснили, в самом законе встречаются правовые нормы, не согласованные с установленными принципами. Выделив часть из них, мы предложили решения, которые не являются бесспорными, но представляют собой попытку улучшения отечественного уголовно-исполнительного законодательства.

Библиографический список

1. Наташев А. Е. Советское исправительно-трудовое законодательство (основные вопросы теории и практики). М. : ВНИИ МВД СССР, 1975. 168 с.

2. Байдаков Г. П. Система основных принципов процесса исправления и перевоспитания осужденных : учеб. пособие. М. : ВНИИ МВД СССР, 1981. 72 с.

3. Ветошкин С. А. Социально-педагогические условия воспитательной работы в исправительной колонии : дис. ... канд. пед. наук. Екатеринбург, 1997. 186 с.

4. Юнусов С. А. Принцип справедливости в уголовно-исполнительном праве : дис. ... канд. юрид. наук. Рязань, 2014. 221 с.

5. Общая часть нового Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации: итоги и обоснования теоретического моделирования / под ред. В. И. Селиверстова. М., 2017. 328 с.

6. The Growth of Incarceration in the United States: Exploring Causes and Consequences 2014, The National Academies Press, Washington DC.

7. Коробова И. Н., Давыдова И. А. Гуманизм как принцип уголовно-исполнительного законодательства // Юридическая мысль. 2017. № 5(103). С. 99-105.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.