Научная статья на тему 'Административный надзор в контексте общеправовых принципов'

Административный надзор в контексте общеправовых принципов Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1350
204
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ НАДЗОР / ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ РЕЦИДИВА ПРЕСТУПЛЕНИЙ / ПРИНЦИПЫ ПРАВА / ADMINISTRATIVE SUPERVISION / PREVENTION OF RECIDIVISM OF CRIMES / LEGAL PRINCIPLES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Никитин Александр Дмитриевич

Рассматривается административный надзор как средство предупреждения рецидивной преступности. Автор предлагает два подхода к его пониманию: узкий как деятельность органов внутренних дел за поведением поднадзорных, и широкий как специфический правовой режим. В рамках последнего определяется соответствие административного надзора общеправовым принципам (законности, демократизму, гуманизму, равенству перед законом и судом, справедливости сочетания убеждения и принуждения).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Никитин Александр Дмитриевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Administrative supervision in the context of general legal principles

The article deals with administrative supervision as the means of preventing the recidivism of crimes. The author suggests two approaches to its understanding: a narrow one -as the activity of internal affairs bodies in relation to behavior of those who are under supervision and a broad approach-as a specific legal regime. Within the frame of the latter the conformity of administrative supervision to general legal principles (legality, democratism, humanism, equality before the law and court and fair combination of persuasion and enforcement) is.

Текст научной работы на тему «Административный надзор в контексте общеправовых принципов»

УДК 343.85

А.Д. Никитин

АДМИНИСТРАТИВНЫЙ НАДЗОР В КОНТЕКСТЕ ОБЩЕПРАВОВЫХ

ПРИНЦИПОВ

Рассматривается административный надзор как средство предупреждения рецидивной преступности. Автор предлагает два подхода к его пониманию: узкий - как деятельность органов внутренних дел за поведением поднадзорных, и широкий - как специфический правовой режим. В рамках последнего определяется соответствие административного надзора общеправовым принципам (законности, демократизму, гуманизму, равенству перед законом и судом, справедливости сочетания убеждения и принуждения).

Ключевые слова: административный надзор, предупреждение рецидива преступлений, принципы права.

Согласно ст. 1 Федерального закона № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», принятого Государственной Думой РФ 25 марта 2011 г. [1], административный надзор определяется как осуществляемое органами внутренних дел наблюдение за соблюдением лицом, освобожденным из мест лишения свободы, установленных судом в соответствии с настоящим федеральным законом временных ограничений его прав и свобод, а также за выполнением им обязанностей, предусмотренных настоящим федеральным законом. Тем самым, исходя из смысла приведенного выше положения, административный надзор - это прежде всего деятельность (наблюдение) органов внутренних дел, направленная на выполнение задач, указанных в ст. 2 рассматриваемого федерального закона.

В то же время законодательство о полиции в данном случае использует другую терминологию. Пункт 26 ч. 1 ст. 12 Федерального закона «О полиции» [2] говорит о «контроле (надзоре)» за соблюдением «лицами, освобожденными из мест лишения свободы, установленных для них судом в соответствии с федеральным законом запретов и ограничений».

В ранее действовавшем советском законодательстве общего понятия административного надзора не было. В ст. 1 «Положения об административном надзоре органов внутренних дел за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», утвержденного Указом Президиума ВС СССР от 26.07.1966 [3], указывалось лишь на то, что административный надзор «устанавливается для наблюдения за поведением лиц, освобожденных из мест лишения свободы, предупреждения с их стороны преступлений и оказания на них необходимого воспитательного воздействия». Примечательно то, что в данном случае сам административный надзор не сводился к наблюдению, предусматривая последнее в качестве промежуточной задачи для достижения более широких - профилактических целей.

Подобный подход представляется весьма значимым и конструктивным для более глубокого понимания административного надзора как специфического государственно-принудительного правового средства защиты государственных и общественных интересов, предупреждения (профилактики)1 постпенитенциарного рецидива преступлений. В этом плане административный надзор (как это нередко бывает в правовой науке) может быть охарактеризован (представлен) в узком и широком смыслах слова. В узком смысле, исходя из буквального толкования ст. 1 Федерального закона «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», -как наблюдение (контроль, надзор), иначе говоря, как деятельность органов внутренних дел за поведением поднадзорных. В широком смысле административный надзор - специфический правовой режим, правопорядок деятельности органов внутренних дел (и иных государственных органов) и поднадзорных лиц, в отношении которых этот правопорядок (режим) установлен. Правопорядок - юридическая категория, которая, как принято считать в теории права, включает в себя как минимум два элемента: «право» (нормативноправовая и индивидуально правовая основа) и «порядок», то есть соответствующее «праву» фактическое поведение участников общественных отношений [5. С. 668; 6. С. 28].

Такое понимание административного надзора позволяет, на наш взгляд,

глубже и адекватнее отразить его природу, функциональное назначение, вре-

2

менные рамки, юридические основы, содержание и принципы .

По его временному критерию административный надзор - это специфический постпенитенциарный режим, устанавливаемый судом в отношении судимых, указанных в ст. 3 Федерального закона «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», и состоящий (применительно к поднадзорным) в установленных для них ограничениях (ст. 4) и обязанностях. Со стороны органа внутренних дел режим определяется их полномочиями, указанными в ст. 12 данного нормативного акта. Условно говоря, используя терминологию уголовно-исполнительного права, для поднадзорных режим административного надзора - это режим «отбывания», а для органов внутренних дел - режим «исполнения».

Исходя из его функциональной направленности (задач) административный надзор - это надзор профилактический, предупредительный (ст. 3 Федерального закона «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы»).

Довольно сложно судить о юридической природе административного надзора, несмотря на то, что названный федеральный закон ясно именует его «административным». Принадлежность его (или, во всяком случае, его большей части) административному праву ныне не вызывает сомнений. И с этой стороны административный надзор представляет собой в его основе институт административного права. Вместе с тем детальное рассмотрение его правовых (нормативно-правовых) основ не позволяет ограничиваться нормами су-

1 В данном случае мы используем эти термины как идентичные по содержанию. Хотя есть и иные позиции (подробнее об использовании различной терминологии см., например: [4. С. 4]).

2 В самом деле, при узком понимании административного надзора как деятельности едва ли можно раскрыть принципы административного надзора применительно к статусу поднадзорного лица.

губо этой отрасли. Упомянутый выше Федеральный закон «О полиции» возлагает на полицию в том числе обязанность «осуществлять контроль (надзор) за соблюдением лицами, освобожденными из мест лишения свободы, установленных для них судом в соответствии с федеральным законом (и не только административным законом. - А.Н.) запретов и ограничений» (п. 26 ст. 12). Установление административного надзора производится судом в порядке, предусмотренном гл. 26.2 Гражданско-процессуального кодекса РФ (далее - ГПК РФ) (ст. 261.5-261.8)1. Процедура подготовки материалов для установления административного надзора в отношении лица, освобожденного из мест лишения свободы, закреплена в ст. 173.1 Уголовно-

исполнительного кодекса РФ (далее - УИК РФ). Статья 19.24 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает административную ответственность поднадзорных за несоблюдение административных ограничений и невыполнение обязанностей, устанавливаемых при административном надзоре. Наконец, в ст. 314.1 Уголовного кодекса РФ закреплена уголовная ответственность за уклонение от административного надзора: непребытие без уважительных причин лица, в отношении которого установлен административный надзор при освобождении из мест лишения свободы, к избранному им месту жительства или пребывания в определенный администрацией исправительного учреждения срок, а равно самовольное оставление данным лицом места жительства или пребывания, совершенные в целях уклонения от административного надзора.

Сказанное приводит к выводу, что административный надзор, понимаемый в широком смысле, как специфический государственно-принудительный правопорядок, в сущности, носит комплексный характер. Его специфические правовые основы составляют: а) нормативно-правовые акты (указанные выше нормы законодательства, а также соответствующие подзаконные нормативно-правовые акты [7]); б) индивидуально-правовые акты. К ним относятся правоприменительные акты (предписание администрации исправительного учреждения (чч. 5, 6 ст. 173.1 УИК РФ), решение суда по поводу административного надзора (ст. 261.8 ГПК РФ), разрешения органа внутренних дел (ч. 3 ст. 12 Федерального закона «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы»).

Содержанием административного надзора как особого правового режима являются права и обязанности его субъектов (поднадзорных, органов внутренних дел). В целом они определяются ст. 4, 10, 11, 12 названного федерального закона.

Широкое (комплексное) понимание административного надзора как особого рода постпенитенциарного профилактического правопорядка позволяет определить его принципы, которые в равной мере относятся как к содержанию нормативной основы (законам, подзаконным нормативным правовым актам), так и к правоприменительным актам, и к фактическому поведению субъектов соответствующих правоотношений (поднадзорных, работников органов внутренних дел). Некоторые из этих принципов - общеправовые, и

1 Все же исходя из задач административного надзора и особенностей правового статуса судимых лиц, по нашему мнению, указанную главу следовало бы разместить не в ГПК РФ, а в УПК РФ.

задача состоит лишь в том, чтобы раскрыть специфику их реализации в сфере административного надзора. Другая группа принципов обычно упоминается в отношении специфической (правоохранительной, государственнопредупредительной, профилактической) деятельности государства.

Остановимся подробнее на первой группе принципов. К общеправовым в теории права принято относить законность, демократизм, гуманизм, равенство перед законом и судом, справедливость сочетания убеждения и принуждения [8. С. 223]. В какой мере они значимы и реализуемы в сфере административного надзора?

Едва ли можно усомниться в важности принципа законности при его установлении и осуществлении. Согласно ст. 15 Конституции РФ «органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы (ч. 2)». Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения (ч. 3). Принципиально важными здесь являются положения Конституции РФ, которые определяют, что «права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ч. 3 ст. 55)». Рассматриваемый законодательный акт является федеральным законом, а предусмотренный им институт - административный надзор - устанавливается и осуществляется в конечном счете в целях защиты государственных и общественных интересов (ст. 2 Федерального закона «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы»).

Тем не менее в отдельных, частных вопросах правовое регулирование административного надзора с позиций принципа законности нуждается в совершенствовании. Во-первых, в части законности оснований установления административного надзора. Для ряда категорий освобожденных из мест лишения свободы административный надзор устанавливается в том числе, если это лицо в период отбывания наказания в местах лишения свободы «признавалось злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания» (ч. 3 ст. 3 Федерального закона «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», ч. 2 ст. 173.1 УИК РФ). Согласно ч. 4 ст. 116 УИК РФ осужденный признается злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания постановлением начальника исправительного учреждения по представлению администрации исправительного учреждения одновременно с наложением определенных видов дисциплинарных взысканий. Одновременно закон (ч. 8 ст. 117 УИК РФ) устанавливает, что, если в течение года со дня отбытия дисциплинарного взыскания осужденный не будет подвергнут новому взысканию, он считается не имеющим взыскания. Однако УИК РФ не решает вопросы о сокращении или устранении статуса «злостного нарушителя». По смыслу ч. 4 ст. 117 УИК осужденный, не имеющий взысканий, не может считаться таковым. Но и УИК РФ и Федеральный закон «Об административном надзоре за лицами,

освобожденными из мест лишения свободы» говорят о таких лицах в прошедшем времени: «...если это лицо в период отбывания наказания в местах лишения свободы признавалось злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания». Напрашивается вывод, что независимо от того, когда это лицо совершало злостные нарушения режима (может быть, в первый год истекшего шестилетнего срока наказания), оно все равно «подпадает» под административный надзор. Вряд ли это правильно с позиций принципа законности. В этой связи и в ст. 173.1 УИК, и в ч. 3 ст. 3 Федерального закона «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» следует говорить о лицах, «признанных злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания».

Очевидно значение при административном надзоре принципа гуманизма. Его конституционное содержание отражено в ст. 21: «Достоинство личности охраняется государством. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию.» В УПК РФ принцип гуманизма упомянут (ст. 8), но не раскрыт. Уголовный кодекс, отражая две стороны гуманизма, усматривает его в том, что уголовное законодательство «обеспечивает безопасность человека», а также в том, что «наказание и иные меры уголовно-правового характера, применяемые к лицу, совершившему преступление, не могут иметь целью причинение физических страданий или унижение человеческого достоинства».

Административный надзор не является ни наказанием, ни иной мерой уголовно-правового характера. Тем не менее общие конституционные положения о недопустимости унижающего человеческое достоинство обращения здесь сохраняют свою силу. Заметим в этой связи, что еще Положение об административном надзоре 1966 г. (ст. 1) устанавливало: «. административный надзор не имеет целью унижение человеческого достоинства или компрометацию поднадзорного по месту его работы и жительства». К сожалению, в действующем федеральном законе аналогичная норма отсутствует. В будущем ее необходимо установить, возможно, и в более широком виде: «административный надзор не имеет целью и не может быть направлен на унижение человеческого достоинства и компрометацию поднадзорного».

Принцип справедливости как общеправовой применительно к административному надзору может быть проанализирован лишь в самом общем виде в единстве его с принципом равенства перед законом и судом. Административный надзор и составляющие его ограничения и обязанности поднадзорного не носят карательного характера и не должны отвечать правилу «за большее - большее». В то же время соблюдение данного принципа при установлении и осуществлении административного надзора не должно предполагать отграничений и предписаний, основанных на факторах дискриминационного характера (пол, раса, национальность, язык, имущественное положение, отношение к религии, убеждения и другие аналогичные обстоятельства).

Вряд ли можно говорить о каком-либо значимом распространении в сфере административного надзора принципа демократизма. Его наличие в области государственно-предупредительной деятельности всегда имеет очень узкие и от-

носительные рамки1. Положение об административном надзоре 1966 г. в п. 12 предусматривало, что «для оказания помощи органам внутренних дел в проведении отдельных мероприятий по осуществлению административного надзора могут привлекаться внештатные сотрудники органов внутренних дел, члены наблюдательных комиссий и добровольных народных дружин». В действующем законодательстве аналогичная норма, как известно, отсутствует.

Принцип сочетания убеждения и принуждения, выдвигаемый в теории права как правовой, по сути, все же представляет собой принцип государственного (или более широко - социального) управления. В числе задач административного надзора - оказание на поднадзорного индивидуального профилактического воздействия (ст. 2 Федерального закона «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы»). Отдельные аспекты реализации рассматриваемого принципа можно усмотреть среди принципов деятельности полиции в ст. 8, 9 Федерального закона «О полиции» («открытость и публичность», «общественное доверие и поддержка граждан»). При этом данный принцип коррелирует с принципом законности. Часть 5 ст. 6 Федерального закона «О полиции» определяет, что «применение сотрудником полиции мер государственного принуждения для выполнения обязанностей и реализации прав полиции допустимо только в случаях, предусмотренных федеральным законом».

Литература

1. Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 06.04.2011 № 64-ФЗ // КонсультантПлюс : справ. правовая система. Версия Проф, сетевая. Электрон. дан. М., 2012. Доступ из локальной сети Науч. б-ки Том. гос. ун-та.

2. О полиции [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 07.02.2011 № 3-ФЗ (ред. от

25.06.2012) // КонсультантПлюс: справ. правовая система. Версия Проф, сетевая. Электрон. дан. М., 2012. Доступ из локальной сети Науч. б-ки Том. гос. ун-та.

3. Об административном надзоре органов внутренних дел за лицами, освобожденными из мест лишения свободы [Электронный ресурс]: Указ Президиума ВС СССР от 26.07.1966 № 5364-У1 (ред. от 22.09.1983) // КонсультантПлюс: справ. правовая система. Версия Проф, сетевая. Электрон. дан. М., 2012. Доступ из локальной сети Науч. б-ки Том. гос. ун-та.

4. Щедрин Н.В. Основы общей теории предупреждения преступности: учеб. пособие. Красноярск: Изд-во Краснояр. ун-та, 1999. 58 с.

5. Радько Т.Н. Теория государства и права: учеб. 2-е изд. М.: Проспект, 2011. 752 с.

6. Уткин В.А. Курс лекций по уголовно-исполнительному праву. Особенная часть. Томск: Том. гос. ун-т, 1995. 256 с.

7. О Порядке осуществления административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы [Электронный ресурс]: Приказ МВД России от 08.07.2011 № 818 (ред. от

30.06.2012) // КонсультантПлюс: справ. правовая система. Версия Проф, сетевая. Электрон. дан. М., 2012. Доступ из локальной сети Науч. б-ки Том. гос. ун-та.

8. Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права: учеб. для вузов. М.: Юрист, 2004. 512 с.

9. Уткин В.А. Демократизм в уголовно-исполнительном праве: миф или реальность? // Человек: преступление и наказание. 2011. № 2. С. 43-46.

1 И, хотя, например, в ст. 8 УИК РФ принцип демократизма упоминается в числе принципов уголовно-исполнительного законодательства, по обоснованному мнению некоторых авторов, о его непосредственной реализации в области исполнения наказания все же говорить неуместно [9].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.