Научная статья на тему 'Правоохранительная деятельность исправительного учреждения по установлению административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы'

Правоохранительная деятельность исправительного учреждения по установлению административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
99
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ИСПРАВИТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ / АДМИНИСТРАТИВНЫЙ НАДЗОР / ADMINISTRATIVE SUPERVISION / ЛИЦА / ОСВОБОЖДЕННЫЕ ИЗ МЕСТ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ / THE PERSONS RELEASED FROM IMPRISONMENT PLACES / АДМИНИСТРАЦИЯ ИСПРАВИТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ / ADMINISTRATION OF CORRECTIONAL FACILITY / ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / LAW-ENFORCEMENT BODIES / LAW-ENFORCEMENT ACTIVITY OF CORRECTIONAL FACILITY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Архипов Дмитрий Николаевич, Поникаров Владимир Анатольевич

объектом исследования в статье выступает правоохранительная деятельность исправительного учреждения по установлению административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы. Предметом исследования является внутриорганизационная и внешняя деятельность администрации исправительного учреждения по установлению административного надзора за лицами, освободившимися из мест лишения свободы. Ввиду отсутствия ведомственного нормативного акта, определяющего процедуру установления административного надзора в исправительном учреждении, в статье впервые предложена модель организационной (внутренней и внешней) деятельности исправительного учреждения по установлению административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы. Предложенная модель является примерной. Она может быть востребована при разработке ведомственного нормативного акта, устанавливающего процедуру административного надзора в исправительном учреждении, что в конечном счете обеспечило бы законность в рассмотренной сфере общественных отношений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Архипов Дмитрий Николаевич, Поникаров Владимир Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LAW-ENFORCEMENT ACTIVITY CORRECTIONAL FACILITY ON ESTABLISHMENT ADMINISTRATIVE SUPERVISION OF PERSONS, RELEASED FROM IMPRISONMENT PLACES

as object of research in article law-enforcement activities of correctional facility for establishment of administrative supervision of the persons released from imprisonment places act. An object of research are intra organizational and external activities of administration of correctional facility for establishment of administrative supervision of the persons released from imprisonment places. In view of absence of the departmental statutory act defining procedure of establishment of administrative supervision in correctional facility in this article the model organizational (internal and external) is for the first time offered activity of correctional facility on establishments of administrative supervision of the persons released from imprisonment places. Offered is approximate. It can be demanded when developing the departmental statutory act establishing procedure of administrative supervision in correctional facility that, eventually, would provide legality in the considered sphere of the public relations.

Текст научной работы на тему «Правоохранительная деятельность исправительного учреждения по установлению административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы»

УДК 343.848 ДМИТРИЙ НИКОЛАЕВИЧ АРХИПОВ,

ББК 67.401.133.12 кандидат юридических наук, доцент,

А87 начальник филиала

(Рязанский филиал Московского университета МВД России)

Е-тай: mfo@rfmumvd.ru;

ВЛАДИМИР АНАТОЛЬЕВИЧ ПОНИКАРОВ, доктор юридических наук, доцент, профессор кафедры административного и финансового права

(Академия ФСИН России) Е-тай: kafedra-aifp@yandex.ru.

ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ИСПРАВИТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ПО УСТАНОВЛЕНИЮ АДМИНИСТРАТИВНОГО НАДЗОРА ЗА ЛИЦАМИ, ОСВОБОЖДЕННЫМИ ИЗ МЕСТ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ

Реферат: объектом исследования в статье выступает правоохранительная деятельность исправительного учреждения по установлению административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы. Предметом исследования является внутриорганизационная и внешняя деятельность администрации исправительного учреждения по установлению административного надзора за лицами, освободившимися из мест лишения свободы. Ввиду отсутствия ведомственного нормативного акта, определяющего процедуру установления административного надзора в исправительном учреждении, в статье впервые предложена модель организационной (внутренней и внешней) деятельности исправительного учреждения по установлению административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы.

Предложенная модель является примерной. Она может быть востребована при разработке ведомственного нормативного акта, устанавливающего процедуру административного надзора в исправительном учреждении, что в конечном счете обеспечило бы законность в рассмотренной сфере общественных отношений.

Ключевые слова: правоохранительная деятельность исправительного учреждения, административный надзор, лица, освобожденные из мест лишения свободы, администрация исправительного учреждения, органы внутренних дел.

Административный надзор в местах лишения свободы регламентирован ст. 173.1 Уголовно-исполнительного кодекса (УИК РФ). Однако до сих пор отсутствует ведомственный нормативный акт (например, приказ), определяющий процедуру установления административного надзора в исправительном учреждении. Например, в системе МВД России уже принят соответствующий подзаконный нормативный акт - приказ МВД России от 8 июля 2011 г. № 818 «Порядок осуществления административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы».

Как организационно должна строиться работа в исправительном учреждении по установлению административного надзора? Поскольку отсутствует ведомственный документ, авторы предлагают свою процедуру установления административного надзора в местах лишения свободы.

Данная модель может выглядеть следующим образом. Прежде всего администрация исправительного учреждения выявляет лиц, которые по юридическим

признакам подпадают под административный надзор. В процессе их выявления сотрудники УИС обязаны руководствоваться ст. 173.1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, так как именно эта норма устанавливает административный надзор в отношении лиц, непосредственно освобождаемых из мест лишения свободы.

Далее (анализируем предлагаемую модель) администрация исправительного учреждения не позднее чем за два месяца до истечения определенного приговором суда срока отбывания осужденным наказания подает в суд заявление об установлении административного надзора по основаниям, указанным в ст. 173.1 УИК РФ. Однако перед этим сотрудники УИС осуществляют организационную работу, связанную со сбором соответствующих документов на осужденного в суд.

В целях установления за освобожденными лицами административного надзора работники исправительного учреждения выполняют следующие функции.

Специальные отделы (группы) - за четыре месяца до освобождения составляют списки лиц,

юридически подпадающих под административный надзор. При этом необходимо руководствоваться ст. 173.1 УИК РФ.

Кроме того, специальные отделы (группы) осуществляют следующие направления деятельности:

- готовят списки лиц, подпадающих под административный надзор, а также копии приговоров;

- сверяют соответствие сведений о наличии взысканий и поощрений;

- передают списки лиц, подпадающих под административный надзор, копии приговоров и характеристики в отдел безопасности;

- производят запись об установлении административного надзора (например, проставляют в справках об освобождении поднадзорных штамп «Установлен административный надзор»).

Оперативный отдел совместно с другими службами исправительного учреждения:

- проводит мероприятия по сбору оперативной информации об освобождаемых лицах;

- направляет необходимые сведения о них в органы внутренних дел (полицию).

Отдел безопасности

- после получения и изучения соответствующих материалов (например, списка лиц, подпадающих под административный надзор) из специального и оперативного отдела готовит материалы, свидетельствующие о злостном нарушении установленного порядка отбывания наказания осужденным (эти материалы передают в комиссию исправительного учреждения);

- вручает осужденному предписание о выезде к избранному им месту жительства или пребывания с указанием срока прибытия, установленного с учетом необходимого для проезда времени;

- предупреждает данное лицо об ответственности за уклонение от административного надзора;

- ведет журнал регистрации лиц, в отношении которых установлен административный надзор.

Начальники отрядов составляют характеристики на освобождаемых лиц, указанных в ч. 1, 2 ст. 173.1 УИК РФ. Согласовывают характеристики с заместителями начальника исправительного учреждения и утверждают их у начальника учреждения. Данную характеристику направляют в специальный отдел (группу).

Воспитательный отдел в пределах своей компетенции осуществляет подготовку и направление в суд материалов для установления административного надзора за осужденными, отбывшими наказание, а именно:

- готовит проект заявления в суд об установлении административного надзора (в нем указываются сведения о поведении лица, в отношении которого предлагается установить административ-

ный надзор, в период отбывания им наказания в исправительном учреждении);

- направляет (в течение семи дней) копию решения суда об установлении административного надзора в орган внутренних дел (полицию);

- высылает в органы внутренних дел (полицию) другие необходимые материалы на лиц, в отношении которых установлен административный надзор;

- ведет протоколы заседаний комиссии исправительного учреждения.

Начальник исправительного учреждения в рамках своей компетенции осуществляет в данной сфере деятельности следующие функции:

- руководит отделами и службами своего учреждения по установлению административного надзора за лицами, освобождаемыми из мест лишения свободы;

- выносит постановление о признании осужденного злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания;

- подписывает (от имени администрации исправительного учреждения) заявление в суд об установлении административного надзора;

- подает не позднее чем за два месяца до истечения определенного приговором суда срока отбывания осужденным наказания заявление в суд об установлении административного надзора.

Воспитательный отдел, собрав со всех служб (подразделений) исправительного учреждения материалы на лиц, указанных в ч. 2 ст. 173.1 УИК РФ, не позднее чем за один месяц до подачи в суд заявления об установлении административного надзора выносит данные материалы на заседание комиссии исправительного учреждения.

На заседание комиссии приглашаются освобождаемые, а также работники УИС, которые могут охарактеризовать поведение данных лиц в период отбывания наказания.

Под материалами, которые служат основанием для обсуждения на заседании комиссии учреждения вопроса о признании злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания, понимаются различные документы: характеристики, справки о взысканиях, тетради индивидуально-воспитательной работы, личные дела и т. п.

Следовательно, в этих документах должны содержаться сведения о поведении лица, в отношении которого предлагается установить административный надзор в период отбывания им наказания в исправительном учреждении.

На наш взгляд, на заседание комиссии достаточно представить характеристику осужденного с обоснованным выводом о том, что, отбывая нака-

зание, он признавался злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания.

Заседание начинается обычно с доклада материалов работником воспитательного отдела. После ответов на вопросы (если они поступили) предоставляется слово приглашенным лицам (например, начальнику отряда), которые могут дать характеристику осужденному. По нашему мнению, нужно, чтобы на заседании обязательно присутствовали начальники тех отрядов, об осужденных которых решается вопрос.

Комиссия, рассмотрев материалы и придя к выводу о том, что в соответствии с поведением освобождаемого в период отбывания наказания в местах лишения свободы он признавался злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания, принимает решение о направлении в суд заявления об установлении административного надзора по основаниям, предусмотренным федеральным законом. Заседание исправительной комиссии оформляется протоколом, который подписывается председателем и секретарем.

Таким образом, комиссия исправительного учреждения выносит решение о направлении в суд заявления об установлении административного надзора за лицами, указанными исключительно в ч. 2 ст. 173.1 УИК РФ.

В отношении лиц, которые указаны в ч. 1 ст. 173.1 УИК РФ, данная комиссия не собирается. По ним соответствующие материалы: 1) списки лиц, подпадающих под административный надзор (ч. 1 ст. 173.1 УИК РФ); 2) копии приговоров, заявления об установлении административного надзора; 3) имеющиеся постановления начальника исправительного учреждения о признании осужденного злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания (для данной категории лиц -это необязательный критерий); 4) проект заявления в суд об установлении административного надзора, а также иные необходимые документы воспитательный отдел передает начальнику учреждения на рассмотрение.

Начальник исправительного учреждения единолично рассматривает соответствующие документы, подписывает их и подает не позднее чем за два месяца до истечения определенного приговором суда срока отбывания осужденным наказания, заявление в суд об установлении административного надзора за лицами, указанными именно в ч. 1 ст. 173.1 УИК РФ.

Таким образом, в предложенной модели участвуют все основные подразделения (службы) исправительного учреждения. Данный проект (модель) является примерной, изложенные функции перечисленных отделов, служб администрация ис-

правительного учреждения может распределить по своему усмотрению.

Исследуем внешнюю деятельность администрации исправительного учреждения по установлению административного надзора за лицами, освободившимися из мест лишения свободы. Она регламентирована Гражданским процессуальным кодексом (ГПК РФ), а также (частично) ст. 173.1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации.

Заявление об установлении административного надзора подается исправительным учреждением. Отметим, что по делу об установлении административного надзора в отношении лица, освобождаемого из мест лишения свободы, заявление подается в суд по месту нахождения исправительного учреждения.

Необходимые компоненты (элементы) содержания заявления по делу об административном надзоре зафиксированы в ст. 261.6 ГПК РФ.

В заявлении об установлении административного надзора указываются основания подачи такого заявления и обстоятельства, имеющие значение для принятия решения по делу. К заявлению прилагаются имеющие значение для правильного рассмотрения и разрешения дела документы и материалы. Например, в заявлении исправительного учреждения об установлении административного надзора указываются сведения о поведении лица, в отношении которого предлагается установить административный надзор в период отбывания им наказания в исправительном учреждении.

Кроме того, к заявлению прилагаются копия приговора суда и постановление начальника исправительного учреждения о признании осужденного злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания. Суд при необходимости может затребовать иные документы и материалы.

Дело об административном надзоре рассматривается и разрешается судьей единолично с обязательным участием лица (например, осужденного), в отношении которого подано заявление, а также с участием представителей исправительного учреждения (например, руководства учреждения, сотрудников воспитательного отдела), которым подано заявление, и прокурора.

Как правило, на судебное рассмотрение приглашают прокурора по надзору за исправительными учреждениями или соответствующего прокурора по месту нахождения исправительного учреждения.

Следует отметить, что неявка в судебное заседание заявителя или прокурора, надлежащим образом извещенных, например, о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению дела. Обязанность

доказывания обстоятельств по делу об административном надзоре лежит на заявителе. На наш взгляд, извещение прокурора и иных лиц надлежащим образом предполагает отправка заказного письма, повестки или уведомления.

Таким образом, администрация исправительного учреждения обязана надлежащим образом известить прокурора о времени и месте судебного заседания (рассмотрения).

Суд, рассмотрев заявление по делу об административном надзоре, принимает решение об удовлетворении или отказе в удовлетворении соответствующего заявления (ст. 261.8 ГПК РФ). В решении суда об установлении административного надзора указывается его срок. Решение суда по делу об административном надзоре может быть обжаловано в порядке, установленном гл. 40 ГПК РФ.

Копия решения суда по делу об административном надзоре направляется судом лицам, участвующим в деле, в течение пяти дней со дня вступления этого решения в законную силу.

Кроме того, администрация исправительного учреждения после вступления в законную силу решения суда об установлении административного надзора в отношении лица, освобождаемого из мест лишения свободы, в течение семи дней направляет копию указанного решения в орган внутренних дел по избранному этим лицом месту жительства или пребывания (ч. 4 ст. 173.1 УИК РФ).

Заметим, что такое взаимодействие администрации с органами внутренних дел рассматривается как часть управленческого процесса по реализации законодательства, регламентирующего административный надзор за лицами, освобожденными из мест лишения свободы.

При освобождении из мест лишения свободы лицу, в отношении которого установлен административный надзор, администрация исправительного учреждения вручает предписание о выезде к избранному им месту жительства или пребывания с указанием срока прибытия, установленного с учетом необходимого для проезда времени, и предупреждает данное лицо об уголовной ответственности за уклонение от административного надзора. В предписании производится запись об установлении административного надзора и указывается адрес избранного места жительства или пребывания.

Таким образом, предложенная модель организационно-правовой деятельности исправительного учреждения по установлению административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, является примерной. Кроме того, она (то есть модель) может быть востребована при разработке ведомственного нормативного акта, устанавливающего процедуру административного надзора в исправительном учреждении, что в конечном счете обеспечило бы законность в рассмотренной сфере общественных отношений.

DMITRY NIKOLAEVICH ARKHIPOV,

candidate of jurisprudence, associate professor, chief of branch, (Ryazan branch of the Ministry of Internal Affairs Moscow university of Russia)

E-mail: info@rfmumvd.ru;

VLADIMIR ANATOL YEVICH PONIKAROV, doctor of jurisprudence, associate professor, professor of chair of the administrative and financial law,

(Academy of the FPS of Russia) E-mail: kafedra-aifp@yandex.ru.

LAW-ENFORCEMENT ACTIVITY CORRECTIONAL FACILITY ON ESTABLISHMENT ADMINISTRATIVE SUPERVISION OF PERSONS, RELEASED FROM IMPRISONMENT PLACES

Annotation: as object of research in article law-enforcement activities of correctional facility for establishment of administrative supervision of the persons released from imprisonment places act. An object of research are intra organizational and external activities of administration of correctional facility for establishment of administrative supervision of the persons released from imprisonment places. In view of absence of the departmental statutory act defining procedure of establishment of administrative supervision in correctional facility in this article the model organizational (internal and external) is for the first time offered activity of correctional facility on establishments of administrative supervision of the persons released from imprisonment places.

Offered is approximate. It can be demanded when developing the departmental statutory act establishing procedure of administrative supervision in correctional facility that, eventually, would provide legality in the considered sphere of the public relations.

Key words: law-enforcement activity of correctional facility, administrative supervision, the persons released from imprisonment places, administration of correctional facility, law-enforcement bodies.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.