Научная статья на тему 'Теоретические и практические проблемы инициирования административного надзора исправительными учреждениями ФСИН России'

Теоретические и практические проблемы инициирования административного надзора исправительными учреждениями ФСИН России Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
82
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПОСТПЕНИТЕНЦИАРНЫЙ НАДЗОР / РЕЦИДИВНАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ / ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / ИСПРАВИТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ / АДМИНИСТРАТИВНЫЙ НАДЗОР / ПОДНАДЗОРНОЕ ЛИЦО / УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / POST-PENITENTIARY SUPERVISION / RECIDIVISM / POLICE / PRISONS / ADMINISTRATIVE SUPERVISION / A SUPERVISED PERSON / CRIMINAL RESPONSIBILITY / ADMINISTRATIVE RESPONSIBILITY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Абатуров Александр Иванович

в статье рассматриваются актуальные проблемы минимизации рецидивной преступности посредством института административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы. Особое внимание уделяется вопросам инициирования установления административного надзора и определения перечня пакета документов, необходимых при установлении и осуществлении административного надзора

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Абатуров Александр Иванович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL AND PRACTICAL PROBLEMS OF INITIATION OF THE ADMINISTRATIVE SUPERVISION BY CORRECTIONAL INSTITUTIONS OF THE RF PENAL SERVICE

this article deals with urgent issues of minimizing recidivism by the institution of administrative supervision under released. Special attention is paid to the initiation of establishment of the administrative supervision and determination of the list of the of documents necessary for the establishment and implementation of administrative supervision

Текст научной работы на тему «Теоретические и практические проблемы инициирования административного надзора исправительными учреждениями ФСИН России»

Уголовно-исполнительное право

УДК 351.95 A.I. ABATUROV*

ББК 67.401.061.4

А13 THEORETICAL AND PRACTICAL PROBLEMS

OF INITIATION OF THE ADMINISTRATIVE SUPERVISION

BY CORRECTIONAL INSTITUTIONS OF THE RF PENAL SERVICE

Аннотация: в статье рассматриваются актуальные проблемы минимизации рецидивной преступности посредством института административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы Особое внимание уделяется вопросам инициирования установления административного надзора и определения перечня пакета документов необходимых при установлении и осуществлении административного надзора.

Ключевые слова: постпенитенциарный надзор, рецидивная преступность, органы внутренних дел, исправительные учреждения, административный надзор, поднадзорное лицо, уголовная ответственность, административная ответственность.

АЛЕКСАНДР ИВАНОВИЧ АБАТУРОВ*

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ИНИЦИИРОВАНИЯ АДМИНИСТРАТИВНОГО НАДЗОРА ИСПРАВИТЕЛЬНЫМИ УЧРЕЖДЕНИЯМИ ФСИН РОССИИ

Annotation: this article deals with urgent issues of minimizing recidivism by the institution of administrative supervision under released. Special attention is paid to the initiation of establishment of the administrative supervision and determination of the list of the of documents necessary for the establishment and implementation of administrative supervision.

Key words: post-penitentiary supervision, recidivism, police, prisons, administrative supervision, a supervised person, criminal responsibility, administrative responsibility.

В условиях российской действительности незаконная деятельность судимых лиц является существенным фактором, осложняющим криминогенную ситуацию в стране. По данным Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН России), примерно половина лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы, ранее имели судимость. Более четверти из них судимы дважды, каждый пятый - три раза и более1. Бесспорно, их личность характеризуется устойчивой склонностью к умышленной преступной деятельности, что предполагает установление за их поведением административного надзора, осуществляемогоорга-нами внутренних дел. Кроме собственно контроля, цель данного института как администра-тивно-предупредительноймеры состоит в том, чтобы, осуществляя надзор за указанными лицами, соблюдением ими административных ограничений и обязанностей, не допустить совершения с их стороны новых преступлений.

Административный надзор введен и применяется в соответствии с Федеральным законом «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения сво-боды»2 (далее - Федеральный закон «Об административном надзоре»). В этом документе определены круг лиц, подлежащих административному надзору, цели, задачи, порядок его установления, продления и прекращения, пра-

* Кандидат юридических наук, старший преподаватель кафедры уголовного и уголовно-исполнительного права (Кировский филиал Академии ФСИН России)

Е-таі1: cfvznrf@vandex.ru.

so

ва и обязанности поднадзорного лица, а также полномочия органов внутренних дел при осуществлении административного надзора.

Алгоритм действий администрации исправительного учреждения по вопросу оформления материалов для установления административного надзора в суд в настоящее время нормативно не урегулирован, в связи с чем у правоприменителя появляется множество вопросов юридического и технического характера.

Ряд проблем возникает при определении срока подачи заявления об установлении административного надзора и перечня пакета документов, необходимых для его установления и осуществления.

В соответствии с ч. 3 ст. 173.1 УИК РФ администрация исправительного учреждения не позднее чем за два месяца до истечения определенного приговором суда срока отбывания осужденным наказания подает заявление в суд по месту дислокации исправительного учреждения об установлении административного надзора. Закон не запрещает раньше двухмесячного срока отправлять заявление в суд (например, за три или четыре месяца). Следует, правда, учитывать, что могут измениться характеризующие осужденного сведения, которые способны повлиять на мнение суда при установлении административного надзора в части применения тех или иных ограничений.

Восстановление срока на обращение в суд с заявлением об установлении административного надзора данной нормой права не предусмотрено. Установленный ч. 3 ст. 173.1 УИК РФ срок для обращения в суд является пресекательным, то есть пропуск этого срока окончательно лишает исправительное учреждение права на обращение в суд с заявлением об установлении административного надзора3. Однако в процессе анализа судебной практики назначения административного надзора нами были выявлены прецеденты иного толкованияданной нормы. Так, судебная коллегия по гражданским делам Забайкальского краевого суда в апелляционном определении указывает, что ГПК РФ не содержит положения о том, что пропуск заявителем срока для обращения в суд не является основанием для отказа в принятии заявления, а обозначенный в ст. 173.1 УИК РФ двухмесячный срок для подачи заявления об установлении административного надзора не будетпресекательным, ибо носит организационный характер4.

Некоторые суды считают, что при погашении дисциплинарных взысканий по истечении установленного законом срока давности осуж-

денный считается не имеющим взысканий с соответствующим прекращением правовых последствий в виде признания его злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания. Однако такая позиция не соответствует п. 1 ч. 3 ст. 3 Федерального закона «Об административном надзоре», где идет речь о поведении осужденного за весь период отбывания наказания и признании его злостным нарушителем без учета изменения его статуса на момент подачи заявления, что является абсолютно оправданным, так как не дает ему возможности уйти от постпенитенциарного контроля только потому, что он не нарушает режим в последний год перед освобождением.

Абаканский городской суд Республики Хакасия считает, что признание осужденного злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания не должно учитываться при установлении административного надзора в случае, если соответствующее постановление вынесено начальником учреждения до введения в действие Федерального закона «Об административном надзоре»5.

Данную трактовку закона нельзя назвать правильной, так как в соответствии с п. 3 ст. 261.6 ГПК РФ в заявлении исправительного учреждения об установлении административного надзора указываются сведения о поведении лица, в отношении которого предлагается установить административный надзор, в период отбывания им наказания в исправительном учреждении. Следовательно, признание осужденного злостным нарушителем является доказательством его отрицательного поведения в местах лишения свободы и очередной раз говорит о его степени исправления. Положительная характеристика осужденного и факт погашения взысканий, налагавшихся на него в период отбывания наказания, не имеют никакого значения для решения вопроса об установлении административного надзора6.

В соответствии с ч. 3 ст. 261.6 ГПК РФ к заявлению исправительного учреждения об установлении административного надзора прилагаются в обязательном порядке только копия приговора суда и постановление начальника исправительного учреждения о признании осужденного злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания7, и в случае отсутствия таковых суд вправе не принимать заявление к рассмотрению или решение суда будет признано нелегитимным (например, определением судебной коллегии по гражданским делам Тверского областного суда от 26 января 2012 г.,

Уголовно-исполнительное право

Уголовно-исполнительное право

дело № 33-181, по кассационной жалобе гражданина С. А. В. решение Торжокскогогородского суда Тверской области от 6 декабря 2011 г. было отменено в связи с тем, что заявителем не было представлено постановление начальника исправительного учреждения о признании осужденного злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания)8.

Пакет документов, представляемых в суд для установления постпенитенциарного контроля, может быть разным по объему в зависимости от практики и требований суда, однако правоприменитель должен знать, что он имеет право впоследствии обжаловать решение суда в апелляционном порядке по вопросам непредставления тех или иных документов в суд. Так, апелляционным определением Забайкальского краевого суда признано нелегитимным решение Ингодинского районного суда г. Читы в части возращения заявителю заявления об установлении административного надзора в связи с отсутствием в приложениях к заявлению личного дела осужденногс?.

Заявление должно быть подписано начальником исправительного учреждения или иным уполномоченным лицом, заверено гербовой печатью и представлено в суд с приложением копии документа, удостоверяющегополномочия указанного лица (например, приказа о назначении на должность, об исполнении обязанностей временно отсутствующего руководителя и др.), в тех случаях, когда требует суд. Документы и материалы представляются в суд в подлиннике или в форме надлежащим образом заверенной копии.

Следует иметь в виду, что непредставление в срок материалов в суд для установления административного надзора чревато прокурорским реагированием в адрес конкретных лиц администрации исправительного учреждения, вплоть до возбуждения дела об административном правонарушении. Так, постановлением мирового судьи судебного участка № 3 Калининского АО г. Тюмени от 3 апреля 2012 г. (дело № 5-532/2012/3) сотрудница исправительного учреждения гражданка Ф. была признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 17.7 КоАП РФ10 «Невыполнение законных требований прокурора, следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющегопроизводство по делу об административном правонарушении». Основанием наказания послужила проверка, проведенная Тюменской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в ИУ Тюменской области 15 февраля 2012 г., в ходе которой было

установлено, что осужденный К., конец срока отбывания наказания которого в ФКУ ИК-4 наступал 10 февраля 2012 г., подлежал административному надзору после освобождения из мест лишения свободы, но заявление об его установлении было направлено в Калининский районный суд г. Тюмени 20 января 2012 г. Следовательно, администрация ФКУ ИК-4 нарушила ч. 3 ст. 173.1 УИК РФ11.

Исправительное учреждение не вправе обращаться также с заявлением об установлении административного надзора в суд в отношении лица, уже освобожденного из мест лишения свободы, так как инициировать этот процессуальный вопрос должен орган внутренних дел по месту жительства или пребывания будущего поднадзорного (ст. 261.5 ГПК РФ)12.

Сотрудники исправительного учреждения в день освобождения предупреждают осужденного об уголовной ответственности13 за уклонение от административного надзора, вручают предписание о выезде к избранному им месту жительства или пребывания с указанием срока прибытия, установленного с учетом необходимого для проезда времени. Отбирается расписка сотрудниками специального учета, которая приобщается к личному делу данного осужденного (ст. 314.1 УК РФ).

В ч. 6 ст. 173.1 УИК РФ определено, что администрация исправительного учреждения заполняет предписание, в котором указывается адрес избранного места жительства или пребывания поднадзорного гражданина и установление в отношении его административного надзора. При этом ч. 6 отсылает нас к ч. 4 этой же статьи, в которой ничего не говорится о предписании, а только о решении судаоб установлении административного надзора. Отмеченная законодательная неточность в обозначении документов, которые администрация исправительного учреждения должна отправлять в органы внутренних дел, может привести к нарушению закона со стороны сотрудников ФСИН России.

В связи с изложенным представляется целесообразным изготавливать предписание в трех экземплярах, один из которыхнаправлять в ОВД, другой подшивать в личное дело осужденного, а третий выдавать ему на руки.

Проведенный анализ действий администрации исправительного учреждения по установлению административного надзора в законодательстве и практике дает основания для некоторых обобщений и теоретических выводов.

Во-первых, в целях упорядочения и совершенствования правовых основ порядка дей-

ствий сотрудников исправительных учреждений по установлению и осуществлению административного надзора предлагается создать нормативный акт (совместный приказ ФСИН России, МВД России и УФМС России), в котором нашли бы свое закрепление многие вопросы, связанные с четкой детализацией алгоритма действий всех объектов в этой области. Также следует, учитывая изменения в законодательстве, внести коррективы и дополнения в ведомственные прика-зы14, положения и должностные инструкции лиц, непосредственно занимающихся административным надзором.

Во-вторых, представляется целесообразным внести следующие поправки в ч. 4 ст. 173.1 УИК РФ, изложив ее в следующей редакции: «Администрация исправительного учреждения после вступления в законную силу решения суда об установлении административного надзора в отношении лица, освобождаемого из мест лишения свободы, в течение семи дней направляет в орган внутренних дел по избранному этим лицом месту жительства или пребывания копию указанного решения и предписание, в которомпроизводится запись об установлении административного надзора и указывается адрес избранного места жительства или пребывания поднадзорного».

1 См.: Дугенец А.С. Персонифицированныйполицейский надзор // Административное право и процесс. 2011. № 3.

2 См.: Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы Федер. закон от 6 апреля 2011 г. N° 64-ФЗ // Собр. законодательстваРос. Федерации. 2011. 11 апр.

3 См.: Определение Кировскогорайонного судаг. Кемерово от 7 сентября 2011 г. об установлении административного надзора в отношенииосужденногоА. А. Е. URL: http://gcourts.ru/cases; Кассационное определение судебнойколлегии по гражданским делам Костромскогообластного суда от 21 сентября 2011 г. по кассационной жалобе гражданина П. О. В. на решение Шарьинского районного суда

4 См.: Апелляционное определение Забайкальского краевого судана определениеИнгодинскогорайонно-го суда г. Читы. URL: http://oblsud.cht.sudrf.ru/modules.php?name=bsr&op=print text&srv num=1&id=75 4000 01204091454052341001119240&cl=1.

5 См.: Решение Абаканскогогородскогосуда Республики Хакасия об установлении административного надзора в отношениигражданина В. Е. А., дело № 2-19932012). [ Электронныйресурс]. URL: http://www. gcourts.ru/ case/3823474.

6 См.: Апелляционное определение судебнойколлегии по гражданским делам Верховного судаРеспублики Комиоб установлении административногонадзора в отношениигражданина Р. С. Н., дело № 33-977АП/2012 г.

7 См.: Решение Абаканского городскогосуда Республики Хакасия об установлении административного надзора в отношениигражданина В. Е. А., дело № 2-19932012. [Электронныйресурс]. URL: http://www. gcourts.ru/ case/3823474; апелляционное определение судебнойколлегии по гражданским делам Кировского областного судаот 17 января 2012 г. по кассационнойжалобе гражданина Ф. И. В., дело №33-92; апелляционное определение судебнойколлегии по гражданским делам Кировского областного суда по жалобе гражданина Б. О. Г. на решение Верхнекамскогорайонного судаот 7 ноября 2011 г. об установлении административного надзора.

8 См.: http://www.gcourts.ru/case/3823474.

9 См.: Апелляционное определение Забайкальского краевого судана определение Ингодинскогорайонного суда г. Читы [Электронный ресурс]. URL:http://oblsud.cht.sudrf.ru/odules.php?name=bsr&op=print text&srv_num=1&id=75400001204091454-05341001119240&cl=1.

10 См.: КодексРоссийскойФедерации об административных правонарушенияхот 30 декабря2001 г. № 195-ФЗ. Ст. 17.7 // Рос. газ. 2001. 31 дек.

11 См.: Постановление мирового судьисудебногсучастка№ 3 КалининскогоАО г. Тюмени от 3 апреля 2012 г. № 5-532/2012/3М [ Электронный ресурс]. URL:http://www.gcourts.ru/case/6038373.

12 См.: Гражданский процессуальныйкодексРоссийскойФедерации от 14 ноября2002 г. № 138-ФЗ // Рос. газ. 2002. 20 нояб.

13 См.: УголовныйкодексРоссийскойФедерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ // Собр. законодательстваРос. Федерации. 1996. 17 июня.

14 См.: Об утверждении Положения о группе социальной защиты осужденных исправительного учреждения уголовно-исполнительной системы: приказ Минюста России от 30 декабря 2005 г. № 262 // Бюл. Минюста России. 2006; Об утверждении Положенияоб отряде осужденныхисправительного учреждения Федеральной службыисполнениянаказаний: приказ Минюста России от 30 декабря 2005 г. № 259 // Рос. газ. 2006. 2 марта.

Уголовно-исполнительное право

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.